Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности. Китайский сад – самобытное явление в мировой садово-парковой культуре Сад камней в китае

Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.

Особенности сада в китайском стиле

Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:

  • большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
  • использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
  • невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
  • необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
  • плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.

Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.

История появления

Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.

Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.

Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину - китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.

Планировка китайского сада

Основа направления - создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.

Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.

Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы - кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат - великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.

Водоем

Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.

Сама водная гладь - это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, - вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.

Озеленение и растения

Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.

Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.

Фавориты среди цветов - пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса - символ чистоты.

Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, - постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето - буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень - желто-багряными кронами ив и кленов, зима - темными тонами хвойных.

Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая - «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.

Мощение и дорожки

Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.

Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.

Газон

Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.

Оформление сада

В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.

Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.

Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Мы не задумываемся или не знаем, что именно китайские традиции создания пейзажного садового стиля оказали существенное влияние на развитие и формирование европейского (особенно английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Это сказалась на изменении основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий в создании «английских» садов, что нашло своё отражение в особенностях наших самых известных парковых ансамблей.

История китайских садов насчитывает более трёх тысяч лет. Основная идея восточного сада – это создание мира природы в миниатюре. Китайские садовники максимально используют естественный ландшафт и все особенности географической зоны. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных и исторических (особенно императорских и монастырских) садах и парках.

Совет

Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

«Сад как таковой должен быть взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.

Проектирование

Одно из основных направлений китайского садового искусства – создание на небольших участках земли миниатюрных садов. В них размещают разные архитектурные сооружения (беседки, павильоны, мостики), водоёмы, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников, которые высаживают как одиночно, так и группами.

Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно наличие больших групп растений, разделённых дорожками, «речками» или «ручьями». Чаще всего это розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), а также древовидные или травянистые пионы, тюльпаны, розы, касатики, лагерстремии, сирень и другие красивоцветущие растения.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают...

Для достижения наибольшей художественной выразительности часто используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования каких-либо растений, но один китайский философ по этому поводу сказал: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Что касается архитектурных сооружений из натурального камня, то они в китайском саду должны символизировать гармонию человека с окружающим миром (камень создан природой, но поддаётся обработке человеком).

Водная стихия

Ещё одна непременная принадлежность китайского сада – это успокаивающий и помогающий достичь внутренней гармонии шум падающей воды. В восточных садах водная стихия предстаёт, как и в природе, в двух качествах. С одной стороны, это «зеркало мира» и воплощение покоя, с другой же – символ вечного движения, текучести и постоянных перемен. Поэтому при наличии такой возможности в китайском саду обязательно создаётся и озеро с неподвижной гладью воды, и бурный водопад.

Совет

В китайском саду обязательно должны быть «деревья счастья» – сливы и персики, яблони и вишни, ивы, тополя, магнолии и многие другие.

Водоёмы не должны иметь ни высоких берегов, ни облицовки, чтобы ничто не мешало безмятежному созерцанию зеркальной водной поверхности. Садовые дорожки и тропинки в «естественном» саду обычно расположены у самой кромки воды, а через бурлящий ручей перекинуты горбатые мостики. Значительная часть водного пространства занята цветущими нимфеями и лотосами.

В наших широтах, в отличие от восточных стран, воды вполне достаточно, поэтому мы не умеем её по-настоящему ценить. А ведь так приятно летом посидеть на открытой веранде во время дождя и послушать всевозможные оттенки «шума падающей воды»! В Китае крыши павильонов специально строят таким образом, чтобы дождевая вода, низвергаясь с них, выглядела как настоящий водопад. Почему бы не перенять столь интересный и полезный опыт? А под крышей можно создать естественный водоём, который помимо эстетических функций будет выполнять ещё и практическую роль, сохраняя драгоценную влагу для полива растений.

Архитектурные сооружения

Все строения, расположенные в китайском саду, гармонично вписываются в природный ландшафт и логически дополняют его, обозначая присутствие человека. Это могут быть самые разнообразные сооружения: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде, – главное, чтобы в садовом пространстве не было никаких нарочитых сочетаний и неестественных композиций.

И не забывайте: всё должно быть подчинено идее возможности созерцания сада из любой видовой точки.

Ограда выглядит как часть окружающего ландшафта и всегда в точности повторяет рельеф местности, взбегая вверх и спускаясь вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Здесь очень полезно вспомнить Великую Китайскую стену.

Выбор растений

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. И чем состоятельнее хозяин, тем богаче флористический состав его владений. Здесь можно встретить самые разные декоративные растения, как лиственные, так и вечнозелёные хвойные.

Распределять все эти многочисленные виды по степени предпочтения?– неблагодарная задача. Но есть некоторые «символичные» растения, которые традиционно используются для озеленения восточных садов чаще других. И возглавляют этот список хвойные (голосеменные) – сосны, пихты, можжевельники, гинкго, плосковеточник и др. – символ долголетия, вечности и благородства. Практически все древесные и кустарниковые растения обязательно подвергаются стрижке и формированию кроны.

Особое место в китайских садах отводится розам, что неудивительно, если вспомнить происхождение названия «чайная роза» («чайные» – от русифицированного английского слова China (Китай) и от латинского видового названия chinensis – «китайская»). Так что чайно-гибридные розы – это исконно китайские садовые растения. Кусты роз высаживают большими группами вдоль дорожек, на шпалерах и т. д., создавая великолепные розарии.

Не обходится китайский сад и без травянистых растений. Однолетники и двулетники выращивают в керамических или пластиковых горшках, а иногда и непосредственно в грунте. Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры (временные композиции на газонах), для создания которых используются ноготки, анютины глазки и флоксы.

Многолетние растения высаживают большими группами, подобранными по цветовой гамме, срокам цветения и декоративности. Обычно это тюльпаны, пионы (древовидные и травянистые), георгины, хризантемы, кардиокринум, ирисы, флоксы, лилии и др.

Для водоёмов главнейшим видом является лотос. Это важный буддийский символ. В Китае лотос не только украшает сады, но и широко используется в приготовлении разных блюд.

Есть лишь одно ограничение – в китайском саду не должно быть обширных травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо восточным эстетическим принципам.

Как и в любом другом саду, растения здесь нужно высаживать с учётом смены времён года. Зимой можно любоваться хвойными (соснами, можжевельниками, плосковеточниками), весной – персиками, сливами, яблонями, миндалём. А летнее буйство красок и разнообразие форм сменит яркая осенняя листва клёнов, осин и абрикосовых деревьев.

Текст и фото: Кирилл Ткаченко, к. к. н.,
руководитель группы интродукции лекарственных растений
Ботанического сада Ботанического института им. В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.


Философия садового интерьера

Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

Совет специалиста

Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

Хвойная основа сада в восточном стиле

Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

Для структуры выбирайте устойчивые в вашем климате виды хвойных, прежде всего сосен. Для Востока, и в первую очередь Японии, сосна — это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Это может быть видовая сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), у которой с детства прищипывают и формируют крону, или старое, узловатое дерево, изогнутое непогодой и ветрами. Подойдут также пушистые сорта сосны горной (Pinus mucio), сосны Веймутовой (Pinus strobes) и сосны кедровой (Р. cembra), а также сосна стланиковая, или кедровый стланик (Pinus pumild). Компактные размеры и высокая морозостойкость делают их прекрасным посадочным материалом для отечественных садовых композиций в восточном стиле.

Главное, чтобы финальные размеры дерева или кустарника гармонично вписывались в общую структуру и не нарушали целостную картину восприятия. Кстати, именно необходимость вписать габаритное дерево в небольшой формат сада, придав при этом растению форму, заданную природой, и стала причиной развития техники прищипывания, столь популярной в садах Азии.

Кроме сосен, можно использовать лиственницу японскую (Larix leptolepis), пихту корейскую (Abies koreana). Среди высокорослых сортов туи западной (Thuja occidentalis) проще всего работать с культиваром Smaragd. Его отличают компактная форма роста и постоянство цвета хвои. Другие вертикали помогут создать высокорослые виды и сорта можжевельника. При использовании высокорослых хвойных не забывайте о защите крон от снежных разломов зимой. Для этого обязательно обвязывайте их по спирали бечевкой, чтобы весной посадки сохранили свой внешний вид.

В качестве низкорослых культиваров возможно использование раскидистых видов можжевельника, например можжевельника казацкого (Junipcrus sabina) или м. чешуйчатого }

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.