В каких случаях ложь является дозволенной? Все верующие — братья Высказывания ученых и сахабов.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ Транслит "Inn amā A l-Mu"uminū na "Ikh watun Fa"aşliĥū Bayna "Akh awaykum ۚ Wa A ttaqū A l-Laha La`allakum Turĥamū na Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. Поистине, верующие – братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе – Вере]. Так улаживайте же (отношения) (даже уже) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах) , – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха) . Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [[Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Они же передали хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти. Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти. Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины. Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴿ «Воистину верующие - братья», - т.е. все они - братья по вере. Посланник Аллаха сказал: « الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَ يَظْلِمُهُ وَلَ يُسْلِمُه » «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи». [Фатх аль – Бари 5 / 116]

В «Сахихе» Муслима также сообщается: « وَاللهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيه » «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, до тех пор, пока раб будет помогать своему брату».[Муслим 4 / 2074] А также: « إِذَا دَعَا الْمُسْلِمُ لَِخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلِه » «Когда мусульманин обращается с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел говорит: ‘‘Амин (Да будет так) ! И тебе, то же!’’». [«Сахих» Муслим 2732-2733, Абу Дауд 1534]

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и присетствует!) также сказал: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَر «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Муслим 4 / 1999]

В «Сахихе» также сообщается, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبنُْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا » «Поистине (в отношениях друг с другом) верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и, (сказав это) , он переплел между собой пальцы.[Сахих» Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, Ахмад 4/4050] Есть множество хадисов на эту тему.

Затем Аллах сказал: ﴾ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴿ «Посему примиряйте братьев» - т.е. две враждующие группы, ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ﴿ «и бойтесь Аллаха» - т.е. во всех ваших делах, ﴾ لَعَلَّكُمْ ترُْحَمُونَ ﴿ «быть может, вы будете помилованы». Это - обещание Всевышнего, оказать милость тем, кто остерегается Его (наказания) .

Аллах в Коране велит верующим сплотиться, любить и защищать друг друга как братья, прощать и быть милосердными друг к другу, избегать разобщения и раскола. По Корану сплочение Мусульман обязательно. В аятах Корана говорится следующее:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (Сура «Аль Имран», 3: 103).

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (Сура «Худжурат», 49: 10).

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (Сура «Анфаль», 8: 46).

«Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать так (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (Сура «Анфаль», 8: 73).

«Которые мстят, когда против них поступают несправедливо» (Сура «Шура», 42: 39).

«Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (Сура «Сафф», 61: 4).

Здесь отведено место лишь нескольким аятам, в которых мусульмане призываются к сплочению. Как становится ясно из этих аятов Корана, в целом, мусульмане обязаны:
. держаться вместе;
. относиться друг к другу как братья, с любовью и милосердием;
. не препираться и не сеять раздор между собой;
. быть друг к другу друзьями и помощниками;
. защищать друг друга при любых обстоятельствах;
. советоваться друг с другом;
. обязаны встать рядами, словно прочно укрепленная стена и вести научную борьбу против неверия.

Не поступать так, а именно:
. не сплачиваться, а разобщаться;
. не проявлять к братьям-мусульманам любви и милосердия;
. не прощать и не защищать братьев-мусульман;
. не становиться рядами с мусульманами, словно неприступная стена, в научной борьбе против неверия и невежества.

Полная разобщенность мусульман во всем мире и отсутствие такого явления как Исламское Единство являются основополагающими проблемами в обществе на сегодняшний день. При условии существования полного согласия и единства мы не столкнемся ни с одной современной проблемой, а если и столкнемся, то решим ее в более короткие сроки, чем предполагалось.
Сосуществование в мире Ислама различных цивилизаций, традиций и понятий естественно. Важно уметь обеспечивать солидарность в этом множестве различных верований. Разнообразие взглядов и мнений - это обычное явление, которое встречается в каждом обществе. Мораль Ислама требует, чтобы мусульмане не забывали о том, что они братья, несмотря на это разнообразие. Все мусульмане - братья, к какой бы расе, языку, земле, религиозной школе они не относились. Поэтому разнообразие внутри Исламского мира должно расцениваться как его достояние, а не как причина противостояния и разобщения, приводящих к раздорам между мусульманами, отвлекающих их от основных вопросов и препятствующих им в принятии мер, необходимых для решения неотложных и важных проблем. Главными критериями связей между мусульманами являются не раса, этническое происхождение, язык, материальное состояние или статус человека, с которым они контактируют, а его вера и мораль.

Любовь между искренне верующими людьми основывается на богобоязненности человека, его глубокой любви к нашему Создателю, его праведных делах, прекрасном поведении. Если кто-то всеми своими делами доказывает, что посвящает свою жизнь Аллаху, прекрасно ведет себя, ежесекундно думая лишь о том, чтобы заслужить одобрение и милость Аллаха, верующие будут испытывать к этому человеку любовь и уважение. Они не станут оценивать цвет его кожи, национальность, материальные возможности. Все это не будет положительно или отрицательно сказываться на их любви к нему. Такие же критерии должны быть заложены в отношениях между мусульманскими сообществами. Связь между двумя мусульманскими сообществами должна поддерживаться так, как это велено в Коране.

Мусульмане при встрече с ситуациями, препятствующими их сплоченной деятельности, должны задуматься о следующих вопросах:
- Настолько ли велика значимость этой темы или проблемы, чтобы жертвовать за нее Исламским Единством?
-Является ли эта проблема непреодолимой?
- Стоит ли сеять раздор между собой и другим мусульманским обществом вместо того, чтобы общими усилиями вести идейную борьбу против атеистических идеологий?
Каждый, кто ответит на эти вопросы, обратившись к своей совести, поймет, что лучше избегать нескончаемых разногласий и сохранять этот союз между мусульманами, опирающийся на предписания Корана.
Исламский мир должен прекратить разобщение, вспомнить о том, что все Мусульмане - братья, и своей прекрасной нравственностью, дарованной этим духовным братством, стать примером для всего мира. Братство верующих - это милость и дар Аллаха. Искренние Мусульмане должны восхвалять нашего Создателя за этот дар и не забывать веление Аллаха: - «Не разделяйтесь».

Права и свободы человека для мусульман имеют своим источником волю Всемогущего Творца и даны человечеству, как необходимое и позитивное средство выполнения воли Творца и достижения спасения в вечной жизни. Основные права и свободы человека установлены Самим Богом, доведены до людей через Его пророков, окончательно сформулированы в последней пророческой книге - священном Къуране. Потому никто из верующих не вправе ни отменять, ни изменять их, ни самолично, ни коллегиально (соборно). Слова Всевышнего "Нет принуждения в религии" создают фундамент для практической реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Это право является необходимым условием существования мусульман, как в мусульманском государстве, так и в качестве граждан немусульманского государства, ибо только при гарантиях данного права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллагьа. "Не убивайте душу, что Аллагь запретной (для убийства) сделал, иначе как по праву, (данному Всевышним)" (Св. Къуран 17:33).
Полюбив Своих рабов, Всевышний Аллагь даровал им множество благ. Пребывание и передвижение по земле, каждый орган тела, пропитание, вдыхаемые глотки воздуха, здоровый образ жизни - все эти блага даны нам от Всевышнего Аллагьа.
Сколько бы мы ни поклонялись Аллагьу душой, телом и имуществом, нашей благодарности за дарованные нам блага нет конца. Поэтому совершать все обязательные и желательные действия, воздерживаться от запрещенных и порицаемых поступков должен каждый совершеннолетний и разумный верующий по мере своих возможностей.
В Хадисе говорится: "Добродетель - это охранная грамота для вас,- грех же заполняет все ваши мысли чувством вины и заставляет вас бояться, что и другие узнают о нем".
В Священном Къуране Всевышний говорит (сура 76):
"Ужель над человеком не прошел тот долгий срок, когда он был ничем? Мы человека сотворили из капли смеси. Чтобы испытать его, Мы одарили его зрением и слухом. И Мы (всевидением Нашим) определили ему путь; быть благодарным (Господу) или неверным. Назначили Мы для неверных ярмо, оковы и пылающий Огонь. А праведные будут пить из чаш напиток с добавлением Кафура. Что из источника служителей Аллагьа струею льется непрерывно".
Признание Всевышнего Аллагьа обязательно для каждого человека, однако наш разум не может постичь Его сущность. Нам дано знать только Его атрибуты (сифаты). У Аллагьа 99 прекрасных сифатов, некоторые из них можно обозначить следующим образом. Всевышний Аллагь - Существующий, Единый, Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Говорящий, Могущественный, Независимый Творец, Наделяющий благами, Справедливый, Прощающий, Милостивый. Аллагь лишен любых недостатков в Своей сущности, во всех атрибутах и действиях.
Человек способен логически прийти к идее существования Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу.
Есть определенные духовно- нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь - это чистота ума, души, и сердца человека. В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота - с грязью. Не помраченное нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла и подчинять свою жизнь правде, есть непременное условие приближения к Богу. Если мы живем во лжи и в скверне, то не увидим Бога, не почувствуем Его сердцем своим, не прикоснемся к Нему своим разумом.
Мы должны просить Бога помочь нам жить по Его истине, не творить нечестия и грехов, не обманывать людей, не строить свое благополучие на несчастье ближнего, не умножать зла и насилия, в которое и без того погружено общество. Хвала и благодарность должны быть направлены Господу миров. Только у Него мы просим помощи, прощения и указания правильного пути.
Истина мусульманской веры не результат богословских споров, растянувшихся на столетия, обросших хитросплетениями теологической мысли, которые зачастую принимают за глубину, значимость религиозных догматов. Истины мусульманской веры были открыты в качестве Откровения самим Милостивым и Милосердным Аллагьом Святому Пророку МухIаммаду (с.т.гI.в.) в окончательном и полном виде. Основные положения вероучения и культа Ислама содержатся в Священном Коране в виде Божественных, неизменных истин в очень ясной и доступной для верующих форме.
Предназначение Ислама в том, чтобы мусульмане всей душой и сердцем всю жизнь чтили, любили Аллагьа, любили и уважали Его творения, и прежде всего человека. Ислам - это не просто признание каких- то религиозных положений, выполнение определенного круга обрядов, Ислам - весь жизненный путь человека по прямой дороге благочестия.
Истинно верующий человек не будет и не должен быть источником раздора и конфликта в отношениях с другими верующими, да и инаковерующими людьми. Но сегодня то там, то здесь не прекращаются очаги раздора, взрывы, убийства. Очень беспокоят войны, происходящие в мусульманских странах; в Ираке, Сирии, Египте, Палестине.
Всевышний Аллагь говорит:
"Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными" (Св. Къуран, 49:10).
Если одна религия противостоит другой, она перестает быть Господним вероучением и лишается благословения Всевышнего.
Священный Къуран учит: каждое откровение, предшествовавшее рождению религиозной структуры, имело пространственное временное и национальное ограничение и по истечении определенного срока исчерпывало свою надобность, оставляя в абсолютной неприкосновенности лишь фундаментальные заповеди направляющего толка. Эти заповеди были введены в канву последнего откровения Всевышнего - Священный Къуран.
Всевышний Аллагь, разъяснив установления религии и закона (шариат), ниспослал пророкам 104 свитка, по которым они призывали народы к вере и благочестию. Из божественных книг Мусе (гI.с.) ниспослан был Таврат, Давуду (гI.с.) Забур, Исе (гI.с.) - Инжил, МухIаммаду (с.т.гI.в.)- Къуран. Последнее писание - Къуран отменил некоторые установления предыдущих священных писаний и усовершенствовал их в соответствии с реалиями времени и народа. Къуран содержит в себе нормы для жизни и поклонения, необходимые для человечества до Конца Света.
В Исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об исключительности кого- либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк (гI.с.в.) учит: "О люди! Разве не один ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!"
Отсюда следует вывод и истина, что все верующие - братья, все мы слуги и рабы Аллагьа и обязаны быть преданными и верными Ему - нашему Создателю, нашему Творцу, единственному и неповторимому нашему Господу! Да хранит нас Аллагь и наставит на путь Истины!

В нашей жизни часто бывают случаи, когда мы наносим обиду, причиняем боль, портим отношения. Порой из-за каких-то недоразумений, из-за неудачной шутки или не поняв шутку, мы ругаемся, стараемся в ответ задеть ещё больнее.

Шайтан подталкивает нас портить отношения с людьми, находиться с братьями по вере в конфликте, не разговаривать с ними, не здороваться. Сделать первый шаг к примирению очень тяжело. Потому каждая сторона конфликта зачастую ждёт этого шага от другой стороны, ведь никто не хочет постоянно конфликтовать.

Поэтому Всевышний Аллах предписал нам выступать в роли миротворцев, примирителей. Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿ إِنَّمَا المُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴾ الحجرات:10

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев (улаживайте же отношения между вашими братьями) ». (сура Аль-Худжурат, аят 10)

Улаживание отношений между участниками спора считается более ценным видом поклонения Всевышнему, чем совершение желательных намазов, потому что тем самым мы связываем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества. Абу Дарда передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة) رواه أبو داود وصحح ابن حبان

«Не рассказать ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намазов и раздачи милостыни? » Сподвижники ответили: «Да, конечно, расскажи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : «Примирение между сторонами, так как воистину, разлад их отношений «сбривает» благие деяния » (Абу Дауд и Ибн Хиббан, хадис достоверный).

Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится:

«Это сбривание. Я не говорю – сбривание волос, но сбривание религии ». (Абу Дауд, Тирмизи).

Из-за важности улаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим то, что запретил остальным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ليس الكذاب الذي يصلح بين الناس فَيَنْمِي خيرا أو يقول خيرا متفق عليه

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое » (Бухари и Муслим).

Ложь сама по себе является мерзким грехом, и существует множество хадисов, запрещающих лгать. Однако для примирения людей Всевышний разрешил прибегнуть ко лжи, которая будет во благо. Например, сказать одной из сторон конфликта, что другая сторона говорит о них только хорошее, или сказать, что они просят примирения, даже если это на самом деле не так. Или же, если одна из сторон оскорбила в присутствии примиряющего другую сторону, отрицать это, сказать, что оскорбления не было. То есть подобного рода обман допускается ради примирения.

Порой для примиряющего запретно говорить правду, если эта правда приводит к усугублению конфликта. Если он расскажет то, что об одних людях говорят другие, то он становится сплетником, даже если это правда. Разносить сплетни считается большим грехом, и сплетник не войдёт в Рай, как сказано в хадисе.

Примирение конфликтующих сторон имеет большое значение для общества, и многие даже не задумываются о такой деятельности. Некоторые считают, что лучше не вмешиваться в чужие конфликты, даже если легко могут уладить его. В большинстве случаев сами конфликтующие хотят помириться, но из-за гордости или гнева не могут это сделать. Поэтому наиболее мудрые люди с обеих сторон должны взять инициативу на себя и сделать шаг к примирению ради довольства Всевышнего Аллаха. Тот, кто примиряет людей ради Аллаха и ради пользы для общества, получает великую награду от Аллаха.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы.» (Сура 49 "Комнаты", аят 10).
Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы не находился мусульманин, на востоке или на западе, он верит в Аллаха, ангелов, священные Писания, посланников и в Судный день, а значит и является братом для остальных верующих. Это братство обязывает каждого правоверного желать для своего брата того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласил братство правоверных и сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Эти же богословы передали хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок.
Всевышний Аллах и Его посланник повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.
Затем Всевышний повелел бояться Его и тем самым дал понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого помилует Аллах, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти.
Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.