Вера надежда любовь и мать их софья. Икона «Вера Надежда Любовь и мать их София

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

Дни Ангела для Надежды:

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

3 молитвы Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

4.2 (83.48%) 23 голос.

Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии о любви

«О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия добродетели пребывающия, во ихже образ нареченныя, самою вещию оныя явисте? Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»


Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии о замужестве

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Вере, Надежде, Любови и матери их Софии об укреплении веры

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Емуже славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.»

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

Дни Ангела для Надежды:

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и

мать их София Римские»

- известная русская икона.

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» - известная русская икона, через которую обращаются к святым с просьбой о создании и сохранении семьи. Она помогает тем, кто хочет иметь детей. Замужние женщины с детьми молятся перед иконой о здоровье всех членов семьи, о выздоровлении ребенка, об избавлении от женских болезней и заболеваний суставов. Икона поможет пережить тяжелую утрату, по молитве перед ней Вы избавитесь от скорби и печали.

Как защищает икона

Икона «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» защищает семью от разрыва, оберегает от врагов. Она не дает сбиться с правильного пути, не позволяет Вам и Вашим близким поддаться искушениям. Этот образ особенно чтут замужние женщины с детьми, которые хотят сохранить или вернуть в дом спокойствие, любовь и благополучие.

В чем помогает икона

К святым мученицам перед их иконой обращаются с молитвой о воссоединении семьи, об обретении счастья в личной жизни, о рождении ребенка. Просят их о здоровье детей. Икона помогает в излечении женских болезней и заболеваний суставов. В молитве человек обретает силу духа, помогающую ему преодолеть тяжелые недуги, пережить скорбь.

Как молиться перед иконой

"Вас, святые мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудрого попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну* и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякие скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святые мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.
__________________________________
* неблазненный - чуждый соблазна, чистый

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь."

София в переводе с греческого - мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.

«Вера - надежда - любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.

Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божиих и убежденности в справедливости и милосердии Божием.

Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются , очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божиих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божиим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божиему.

Любовь в христианском понимании - любовь без основания , причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.

Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства. Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что любовь главная из трех основных христианских добродетелей:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
(1-е послание к Коринфянам13:4-8)

В ожидании Христа

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики — как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть. Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

И эта весть о пришествии для них была не «концом света» в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев , «Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание — «Царствие Божие внутри вас»». И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет.

Попросту говоря, первые христиане старались — и некоторые умели — жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Мученики в правовом государстве

Публий Элий Траян Адриан, красивый и умный, по личному приказу которого казнены святые дети-мученики

Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере. Император пожелал лично встретиться с ней.

Поскольку христианская вера в те времена была вне закона, жить было опасно. Христиан в любое время могли призвать к ответу. И если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после лютых мучений, порой публичных, — римляне были большими сибаритами по части острых ощущений.

Адриан не был самым злостным гонителем христиан. Его почитали как справедливого правителя. При его предшественнике императоре Траяне, под большие праздники толпа могла потребовать схватить человека и, обвинив в последовании Христу, публично казнить без всякого суда и следствия.

Адриан запретил рассматривать анонимные доносы на христиан, учредил строгое судопроизводство всех подозреваемых, а на крики толпы велел не обращать внимания. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, человека казнили, если же нет, подвергался наказанию сам обвинитель — за клевету.

Мать готовит детей на страдания

Новгородская икона (XVI век, ГТГ)

Как говорит текст жития святых мучениц, когда святая София с дочерьми услышали приказ императора, они поняли, для чего их зовут их к государю. Св. София старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».

Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.

Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.

Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.

Все три девочки, как повторяет житие, оставались «невредимыми» среди мучений, — значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.

По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».

Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тело дочерей-мучениц и оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.

Мощи святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви в 777 году были привезены во Францию и хранились в аббатстве Эшо под Страсбургом, в церкви святого Трифона. Во время Французской революции аббатство было разрушено, мощи утеряны. Позже сюда были принесены новые частицы мощей св. Софии — ковчежец с мощами на фото внизу

Со временем гонения на христиан стали ослабевать. Пришли тихие годы. И историки Христианства потом отмечали интересный факт:

Именно после тихих лет, наполненных благополучием, когда начиналась очередная волна гонений, отступников-христиан становилось больше:

за тихое время расслаблялась душа, разделялась на «земное и небесное», затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради кого вся жизнь, отодвигалось за всем этим в сторону.

Тем удивительней подвиг св. Софии, хоть и ужасаешься всему этому строго по-человечески, — суметь не разделить свою жизнь и передать эту неразделенность, преданность Богу — детям.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.