Верны ли следующие суждения об абсолютной истине. Типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Тренировочные задания. ПОЗНАНИЕ

Часть 1 (А)

[А] 1, Представление - это

1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся з сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

3) отражение предметов и их свойств, непосредственно

воздействующих на органы чувств з виде целостного образа

4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений

Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления

2)понятия

3) суждения

4) умозаключения

Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?

А. Ощущение, восприятие, понятие - это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что представляет собой слово «цветок» в утверждении: «Вот растут цветы»?

1)восприятие

2) представление

3)понятие

4) суждение

Субъектом познания является

1) мировой разум

2) человек

3)природа

4) любое живое качество

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Критерием (ями) истины является (ются)

1) соответствие господствующему в обществе учению

2)практика

3) мнение руководства

4) все указанное выше

8. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию

1) гипотеза

2) представление

3)восприятие 4} ощущение

Верны ли следующие суждения о ступенях познания?

А. Различие между чувственным и рациональным познанием временное: вначале человек воспринимает внешние качества, свойства вещей, предметов, а затем пытается проникнуть в сущность предмета или явления. Б. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и неразрывны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Познавательная деятельность, в отличие от трудовой

1) предполагает соответствие цели и средств

2) ориентирована на процесс, а не на результат

3) осуществляется индивидуально

И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) дает наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмодии и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какое суждение строится на образе?

1) научное

2) практическое

3) художественное

4) житейское

Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об истинности знания?

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины.

Б. Все наши знания только относительно истинны, в них нет никакой абсолютной истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Определение: «Процесс получения объективного, истинного знания» относится к понятию

1) житейское познание

2)научное познание

3) художественное познание

4) практическое познание

Утверждение: «Этот дом больше, чем все остальные» является примером

Гипотезы

2) умозаключения

3) суждения

4)понятия

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К формам научного познания относится

1) гипотеза

3) проблема

4) все указанное выше

Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию?

1) мудрость: «Утро вечера мудреней»

2) миф о Прометее

3) теория естественного отбора

4) наблюдение: при удалении размеры предмета умеыьшаются

15. И абсолютная, и относительная истины:

1) всегда находят свое подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;

2) носят объективный характер; 4) могут быть опровергнуты со временем.

16. Истинное знание в отличие от ложного:

1) добывается в ходе познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных черт;

2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.

17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

Ложными являются знания

А. не соответствующие предмету изучения.

Б. не проверенные экспериментальным путем.

18. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, потому что

А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ___________ истиной».

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…

Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

(А.М.Коршунов, В.В.Мантатов)

21. Какие два определения объективной истины даны авторами?

22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?

23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.

24. Приведите три примера, подтверждающих три любые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.

Научное познание

25. Только в состав научного знания входят:

1) установленные факты; 3) логические умозаключения;

2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.

26. Что является примером научного знания?

1) дважды два – четыре; 3) делу время – потехе час;

27. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения;

3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) измерение объектов; 3) выдвижение гипотезы;

2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.

29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.

Прочитайте текст и выполните задания 32-35.

Эмпирическое познание.

Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <…>

Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <…> Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <…>

На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <…> проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <…> обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

(А.Н.Елсуков)

32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.

35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

Познание

Познание мира.

1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

    отражает форму предмета

    создаёт зрительный образ предмета

    сравнивает существенные признаки предметов

    определяет пространственное расположение предметов

2. Какое из приведённых утверждений является научным

    Время течёт повсюду одинаково и ни от чего не зависит

    Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения

    Электрически ток течёт по проводам так же, как вода по трубам

    Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

1. Рациональное познание в отличии от чувственного,

    обновляет знания об окружающем мире

    формирует наглядный образ предмета

    осуществляется в форме ощущения, восприятия и представления

    использует логические умозаключения.

2. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.

Ответ: ______________________

3. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны…

  1. суждение

    наблюдение

    ощущение

    восприятие

4. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания

А. несоответствующие предмету изучения

Б. не проверенные экспериментальным.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

Истина и её критерии.

1. Верны ли следующие суждения об истине.

А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об истине

А) Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные

Б) Относительная истина – это полное, неизменное знание.

    верны только А

    верны только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны.

3. И абсолютная и относительная истины

    всегда находят своё подтверждение в практике

    носят объективный характер

    дают полное, исчерпывающее знание о предмете

    могут быть опровергнуты со временем

4. Запишите пропущенное слово:

«Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют…….

истиной».

Ответ:____________

Многообразие форм человеческого знания.

1. «Зелёным цветом растение обязано хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

    художественного образа

    паранаучного знания

    суждения на уровне здравого смысла

    научного знания

3. Установите соответствие между формой познания и её особенностью к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Научное познание.

1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

    измерение объектов

    описание экспериментальных данных

    выдвижение гипотезе

    проведение наблюдений

2. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

3. И религиозному и научному знанию свойственно то, что они

    носят объективный характер

    предполагают доказательства

    могут передаваться из поколения в поколение

    необходимы человеку для рациональной деятельности

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: _______________________________

Науки о человеке и обществе.

1. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло.

    психология

    эстетика

    социология

2. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства

    философия

    социология

    политология

    экономика

3. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается

    правоведение

    социология

    политология

4. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе»?

    социология

    правоведение

    А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

    Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
    Ответ:

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о формах познания?

    А. Ощущения – это результат непосредственного воздействия объекта на органы чувств.

    Б. Каждое понятие в сознании человека находится в определенной связи с другими.

    Эмпирический и теоретический уровни знания присущи

    1) любому виду познания

    2) научному познанию

    3) обыденному познанию

    4) рациональному познанию

    Дайте определения:

      Познание Знание Две ступени познания Эмпирический уровень познания Теоретический уровень познания

    Только в состав научного знания входят:

    1) установленные факты

    2) экспериментально обоснованные выводы

    3) логические умозаключения

    4) оценочные суждения

    Какая из перечисленных истин опирается на повседневный опыт и не требует развернутых обоснований?

    1) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

    2) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

    3) «в озоновом слое Земли появились дыры»

    4) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

    Дайте определения:


    · Сенсуализм

    · Рационализм

    · Познание

    Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? Критерием истинности знания является

    (-ются)
    А. простота, ясность и непротиворечивость знания.

    Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Истина – это знание,

    1)

    3) добытое только научным путем

    4) доступное каждому

    Продолжите предложения

    Познание проходит две ступени чувственное и ……..

    Существуют два типа исследования эмпирический и ……

    Критерием истины, читают эмпирики …..

    Знание в широком смысле – это….

    Какое из приведенных утверждений является научным?

    1) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.

    2) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.

    3) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.

    4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

    Верны ли следующие суждения об истине?

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Истина – это знание,

    1) отражающее объективные свойства предмета

    3) добытое только научным путем

    4) доступное каждому

    Исправьте ошибку

    Познание – это результат знания.

    Чувственное познание основано на логике

    Эмпирический уровень познания опирается на научных теориях.

    Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

    наблюдение отдельных фактов и явлений

    объяснение изучаемых фактов и явлений

    фиксация обобщений в форме законов

    выдвижение и обоснование гипотез

    «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

    Ответ:

    житейского

    мифологического

    научного

    «паранаучного»

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Дайте определения:

    · Сенсуализм

    · Рационализм

    · Познание

    Ответ:

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

    Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    Ответ:

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    МЕТОД

    ПОЗНАНИЯ

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Исследование явлений действительности в

    контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях

    Выдвижение гипотез

    Выдвижение догадок, предположений, для объяснения

    фактов, не укладывающихся в старые теории.


    1. А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
      Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
      А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
      Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

    3. Верны ли следующие суждения об истине?
    А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    4. Верны ли суждения?
    А. Любая истина объективна и относительна.
    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
    А. С которым не все согласны.
    Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
    А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
    Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
    А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
    Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
    А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
    Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
    А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
    Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    10. Верны ли следующие суждения о познании?
    А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
    Б. Объектом познания может быть человек.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
    А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
    Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
    А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
    Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    13. Верны ли следующие суждения?
    А. Наука и религия являются формами познания мира
    Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    14. Верны ли следующие суждения?
    А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
    Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    15. Верны ли следующие суждения о познании?
    А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
    Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    16. Верны ли следующие суждения?
    А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
    Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
    А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
    Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

    1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

    2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

    3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

    4) построение предположений, основанных на опыте

    А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

    1) игровые умения младших школьников

    2) старшеклассники, проводящие занятия

    3) компьютеры, за которыми ведется обучение

    4) компьютерные игры

    А2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

    1) критерием истины

    2) объективной истиной

    3) относительной истиной

    4) абсолютной истиной

    А2. Мышление образами обязательная составляющая познания

    1) художественного

    2) научного

    3) мифологического

    4) житейского

    А2. Опора на объективные факты при аргументации выводов - обязательная составляющая познания

    1) художественного 3) мифологического

    2) научного 4) житейского

    А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

    1) экономики 3) политологии

    2) социологии 4) правоведения

    А2. Логическое мышление лежит в основе познания

    1) научного 3) религиозного

    2) житейского 4) художественного

    В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _________(Б) на основе неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один ,раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1) факты 6) контакты

    2) ошибка 7) возврат

    3) психика 8) личность

    4) выводы 9) история

    5) науки

    В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

    Ответ: 541279

    В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) теоретическое обоснование

    2) экспериментальная проверка

    4) использование специальных понятий

    5) сложность усвоения

    Ответ: 1 2 4

    2010

    Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

    Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

    Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

    Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

    Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

    Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

    (Бертран Рассел)

    Баллы

    В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности познания:

    1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

    2) было (и, возможно, будет) время, когда познание не существовало (не будет существовать).

    Указаны два проявления.

    Указано одно проявление.

    Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    2010. 302

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие положения:

    1) с одной стороны, субъективность является пороком при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

    2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

    Указаны две стороны субъективности.

    Указана одна сторона субъективности.

    Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    2010. 302.

    С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

    -«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

    2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

    3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

    ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

    Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    2010. 302.

    Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    2) подтверждение-положение текста («Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

    3) перечисление других способов познания мира, например:

    Народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

    Искусство как специфический путь познания;

    Научное познание мира.

    В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

    В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

    Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

    104. 2010.

    С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

    Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

    Элементы ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

    Баллы

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

    2) две особенности искусства как формы познания, например:

    Образное отображение мира и человека в мире;

    Опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

    Условный характер создаваемых произведений.

    Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

    Дан ответ и названы две особенности.

    Дан ответ и названа одна особенность.

    ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

    Дан ответ, особенности не названы.

    ИЛИ Названа одна особенность.

    Ответ неправильный.

    Максимальный балл

    С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

    Баллы

    В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

    1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);

    2) художественное познание, или искусство (информация об исторических сюжетах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

    3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

    Могут быть названы другие формы и приведены другие примеры.

    Названы и проиллюстрированы три формы.

    Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

    Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

    ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

    ИЛИ Названы только три формы.

    ИЛИ Приведены только три примера.

    Приведены только один-два примера.

    ИЛИ Названы только одна-две формы.

    ИЛИ Ответ неправильный.

    Максимальный балл


    Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.