Вертеп рождественский что. Рождественские вертепы – история, традиции, музеи и выставки

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий .

В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.

В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.

Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.

Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.

Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:

  • воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
  • белорусский кукольный театр народного искусства;
  • притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
  • трущобы, бедное, не оформленное помещение.

С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).

Рождественский вертеп


Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова.
Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Полезное видео: рождественские вертепы

Бродячий вертеп на ярмарке

Часто представление устраивают на различных ярмарках. В вечернее время люди устраивают театральные представления, с использованием обязательной атрибутики — это куклы и большая звезда с большим количеством лучей. Они поют тематические песни, колядки. Люди могут посмотреть драму, которая не оставит никого равнодушными.

Представление на ярмарке делится на несколько частей – это религиозная часть и комическая. В отдельных регионах Российской Федерации часто проводят рождественские марафоны на территории парка. Организовывают большую ярмарку, чтобы местные жители смогли посетить рождественское мероприятие.

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

Полезное видео: рождественский вертеп ансамбля «Околица» Детской школы искусств

Вертепная кукла

Неподвижная вертепная кукла нашла свое широкое распространение в католических странах. Там они приобрели религиозные и традиционные особенности. Такие куклы часто встречаются в некоторых протестантских странах. На территории Российской Федерации они приобрели популярность за последние несколько лет.

Их композиции фиксируют не только определенный момент Рождества Христова, но и совокупность других событий. Это может быть поклонение волхвов или пастухов. Представления организовываются с учетом христианских традиций. Также популярностью пользуются многофигурные композиции.

Люди могут использовать кукол для организации отдельных сюжетов евангельской истории. Наиболее популярными и востребованными являются Бегство в Египет, Избиение младенцев и многие другие. В Библии есть информация, что такое вертеп и как правильно организовать представление. В композициях часто фигурируют различные персонажи, которые в большинстве случаев остаются неизменными – это младенец Иисус, Святой Иосиф, Дева Мария.

Чтобы увидеть, что такое вертеп и как правильно организовывать представления, необходимо посмотреть фото с уже готовых постановок. Значение слова вертеп в разных регионах России трактуют по-разному, поэтому куклы украшают с учетом своих традиций.

Также в постановке могут быть задействованы и другие персонажи:

  1. Вол и осел. Существует информация, что эти животные своим дыханием помогали согревать новорожденного младенца. В канонических Евангелиях данные об этом действии отсутствуют. Изображение с животными можно увидеть на христианских картинах.
  2. Пастухи и овцы. Один из них изображен на картинке, как символ Агнца Божия.
  3. Три волхва. Существует католическая традиция, что в день Богоявления необходимо поклоняться волхвам. В представлении часто принимают участие фигурки этих животных именно 6 января.
  4. Ангелы. В Библии есть информация, что весть о рождении Спасителя принесена именно архангелом Гавриилом.

Важно! В православных храмах тоже устраивают представления с участием объемных фигурок.

Полезное видео: пример рождественского вертепа

Вывод

В представление часто включаются и другие персонажи. Все зависит от масштабов праздника, фантазии организатора и региональных традиций. Это могут быть волхвы, верблюды, лошади или слоны. Рождественская композиция привлекает внимание своим колоритом и необычностью. Организаторы могут обыгрывать разные сценки, ситуации, рождение Христа.

Вконтакте


Каждый год в преддверии Рождества у христианских храмов происходит маленькое чудо – благодаря творчеству и умению людей оживает история рождения Иисуса Христа. С любовью и огромной выдумкой изготавливаются фигуры Марии, Иосифа, младенца в яслях, волхвов и пастухов. Они становятся действующими лицами сцены по известному евангельскому сюжету. Так возникает рождественский вертеп, и события двухтысячелетней давности как будто приближаются к нам.

В других странах эти маленькие сценки называют по-разному. По-английски - «Nativity scene» («Рождественская сцена»), по-немецки «Weihnachtskrippen» или «Christschau» («Рождественские ясли»), в Польше – «Шопка» (от слов «хлев» или «сарай»), «Батлейка» в Белоруссии, «Бетлегем» в странах Закарпатья и «Белен» в Италии (от трансформированного «Вифлеем») или «презепе», «презепио», то есть «кроватка». Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Именно с этим связано второе значение слова. В нашем языке вертепом еще называют убежище разбойников или притон.





Предание связывает возникновение традиции вертепов со святым Франциском Ассизским. В 1223 году Франциск, вернувшийся из паломничества в Вифлеем, обустроил рождественскую сценку в итальянском городе Греччо. По легенде, таким образом святой хотел донести до неграмотных верующих евангельское сказание как можно нагляднее. Для этого он в небольшой пещере установил ясли, положил в них куклу, изображавшую младенца Христа, привел туда ослика и быка и отслужил в этих декорациях праздничную рождественскую мессу. Простому люду такой творческий подход очень понравился, и родилась новая традиция, быстро распространившаяся среди христиан.






В православной традиции принято строить вертеп в виде пещеры, а в католической чаще изображается хижина как жилище пастухов. Материал и способ изготовления фигурок в разных регионах зависит от местных традиций и иногда связан с национальными промыслами. Чаще всего их делают из глины и раскрашивают или одевают в одежду из ткани, но могут быть деревянные, бумажные или другие варианты – воск, пластмасса, металл. Существуют и механические вертепы. В них фигурки могут двигаться под действием скрытого механизма. Сейчас такие машины приводятся в действие электричеством.


Кроме того, существует разновидность вертепа, ставшего прообразом кукольного театра. Это вертепный театр – переносная конструкция в виде домика, в котором разворачивается представление. В этом случае кукольник управляет фигурками, просовывая руку в пространство под «сценой».


Размеры вертепов могут сильно различаться. Так, самый большой механический находится в Польше и является детищем энтузиаста Томаша Кризы. По его имени он назван «Крызовы яслички». На гигантской конструкции длиной 12 метров и шириной 2 расположены около полутора тысяч фигурок, из которых около 130 движутся. Инженер-самоучка работал над этим вертепом всю жизнь, в течение 60 лет.


А вот самый маленький был изготовлен недавно с помощью нано-принтера и располагается в игольном ушке. Размер каждой фигурки меньше человеческой клетки. Создала его команда ученых из Вильнюса. Микроскопическое чудо было преподнесено в декабре 2017 года Папе Римскому в качестве подарка от президента Литвы.


Еще одна разновидность изображения евангельских сценок – живой вертеп. В качестве действующих лиц тут выступают люди, которые разыгрывают небольшие сюжеты на рождественскую тему. Обычно такие представления происходят под открытым небом, но могут быть и более интересные варианты, как, например, в Словении, где это развлечение традиционно является важной частью праздника.



Вертепы являются частью рождественского праздника как в православной, так и в католической традиции. Однако некоторые особенности праздника различаются в этих двух христианских конфессиях. Так, например, существует расхождение в датах:

Вертепный театр - кукольная Рождественская драма, которую под пение псалмов вперемежку с проговариванием отдельных слов играли на ярмарках и гуляниях. Во время колядок дети ходили с вертепным театром от дома к дому, перевозя вертепный ящик (театральную ширму особой конструкции) на санях.

Устройство вертепа

Вертепный ящик - разновидность театральной ширмы высотой с человеческий рост, изготовленной специально для Рождественского действа. Кукольник стоит сзади и видит сцену через потайные отверстия в задней стенке ящика. Чаще всего его делали двухъярусным: на верхней полке происходили сцены с участием Святого семейства; а на нижней - располагались покои царя Ирода.

photo credit: booth.ru

Кукол изготавливали с деревянными или проволочными палочками снизу - держась за них, кукловод перемещал кукол по специальным прорезям в полу (их зрителям видно не было, поэтому складывалось впечатление, что куклы двигаются самостоятельно).

Чтобы кукол было видно, у края каждой из двух «сцен» устанавливали короткие свечки. Вертепщик либо сам зажигал их, либо выходила кукла с факелом-лучиной и зажигала каждую свечку. Отблески свечей играли на лицах кукол и оживляли их. Поэтому даже в современных вертепах люди, возрождающие традицию, по-прежнему используют свечи - статичный электрический свет обескровливает представление.

photo credit: booth.ru

Над вертепным ящиком устанавливали «Вифлеемскую звезду». Внутри неё была спрятана свечка, поэтому свет звезды был мерцающим.

Как возник вертепный театр

Во многих европейских странах на Рождество в церквях устанавливали ясли с фигурками младенца-Иисуса, Богородицы, пастухов, овец и быков. Эта традиция жива до сих пор - вертепы во католических странах ставят и в церквях, и даже дома.

Потом эти «инсталляции» (говоря современным языком) переросли в представления. Так стали называть и народный кукольный театр, где с помощью кукол рассказывали историю Рождества.

Как вертеп попал в Россию

В Российскую империю вертеп попал из Польши: сначала на Украину и в Белоруссию, а затем и в Россию. Его играли на городских гуляниях и ярмарках, с ним дети ходили по домам в Святки - колядовать.

В Украине и в Белоруссии традиции исполнения вертепа отличались, соответственно, и в России вертеп играли по-разному - в зависимости от того, откуда в регион пришла традиция исполнения. В Сибири вертеп играли по украинской традиции, например, а в Смоленской, Псковской и Новгородской губерниях - по Белорусской.

Играли ли вертеп в Нижнем Новгороде

На Нижегородской ярмарке вертеп тоже показывали.

В конце XIX века Н.Н. Виноградов - исследователь вертепной драмы - повстречал на Волге новгородских вертепщиков, ехавших в Нижний Новгород на ярмарку. Они прямо на палубе теплохода показывали своего «Царя Ирода».

Каждый из вертепщиков пьесу знал наизусть с незначительными изменениями (а в их варианте пьесы было на тот момент 17 сцен, из них семь - комические). Они рассказали, что в Новгороде на тот момент было несколько вертепных театров, путешествовавших по стране, заезжавших периодически и в Нижний Новгород. О нижегородских вертепщиках того времени сведений, к сожалению, нет.

Играют ли сейчас вертеп в Нижнем Новгороде

Традиция начала возрождаться в 1980-х годах. Свои вертепы делают приходские и воскресные школы и, конечно же, фольклорно-этнографические коллективы. Среди них нижегородские: молодёжный фольклорный театр «Вечёра», фольклорно-этнографический ансамбль «Птица-Жар», фольклорный ансамбль «Журалейка», фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет».

Вертеп в исполнении молодёжного фольклорного театра «Вечёра».

В начале 2015 года в Дмитриевской башне Нижегородского кремля даже прошёл фестиваль Рождественских вертепных театров.

Вы сами можете сделать вертеп и играть его со своими детьми.

Где в Нижнем Новгороде посмотреть вертеп в новогодние праздники

С 5 по 16 января 2016 года вертеп можно будет увидеть в Нижнем Новгороде в рамках святочной рождественской интерактивной программы «Каракулька» на Щелоковском хуторе. Кроме вертепного театра в программе: пение «колядок и таусенек», святочные гуляния, зимние крестьянские игры и катания на лошадях.

Видео: Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)

А на десерт предлагаем вам посмотреть Рождественское действо в исполнении московского театра «Бродячий вертеп»: Александр Греф и Елена Слонимская стояли у истоков возрождения вертепа; Рождественская мистерия ожила во многом благодаря им.

Приятного просмотра!

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Вконтакте

Одноклассники

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.