Возлюбленный какой богини был адонис убитый вепрем. Адонис (бог)

В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Легенда об Адонисе наиболее полно изложена в “Метаморфозах” Овидия. Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на жену кипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновенно красив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царства Аида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней. Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей в этом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей – медведей и вепрей. Но однажды Адонис ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Венера горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши.

Род адонис (Adonis), или горицвет насчитывает около 45 многолетних и однолетних видов. И пускай окраска венчика у большинства видов не кроваво-красная, все они, в понимании ботаников, родственники “цветка Адониса”. Представители рода обитают как на равнинах, так и в горах, поднимаясь до 4500 м над уровнем моря. В связи с обитанием в труднодоступных районах, многие виды остаются до настоящего времени малоизученными. В первую очередь это адонис весенний (Adonis vernalis), горицвет. Это растение степей европейской части России, Крыма, Предкавказья, Сибири, а также Средней и Южной Европы. Адонис весенний – компонент разнотравья луговых степей и остепненных лугов. Это одно из очень красивых растений, с горящими золотом цветка ми, зацветающее в конце апреля и заканчивающее цветение в конце мая -начале июня. Нижние листья чешуевидные, стеблеобъемлющие, стебле вые – сидячие, многократно рассеченные. Цветок крупный диаметром до 6 см, состоящий из 15-20 свободных желтых, блестящих лепестков, поддерживаемых пятью опушенными чашелистиками, находится на верхушке стебля. Тычинок и пестиков много. Высота цветущих растений 10-15 см, плодоносящих, 40-60 см. Плоды морщинистые с крючковатым носиком, созревают в июле. Плод сборный из сухих многочисленных орешков – многоорешек.

Адонис весенний в Европе введен в культуру. Имеются садовые формы.

Уход и размножение
Растут все адонисы медленно и очень чувствительны к пересадкам. Почву необходимо содержать в рыхлом и влажном состоянии. Почки возобновления закладываются на 2-4 года вперед, поэтому срезать растение нужно осторожно, стараясь не повредить почки.

Размножается семенами и делением куста. Посадку производят в августе - начале сентября, чтобы до наступления заморозков растения могли хорошо укорениться.

Деление и пересадку адонисов следует проводить не раньше 4-5 лет выращивания, на одном месте без пересадки адонисы хорошо развиваются до 10 лет. Лучший вариант – пересадка растений с комом земли, не нарушая корней, растут медленно, делить их на мелкие части не рекомендуется. В первый год после посадки растения цветут и развиваются слабо, нормальное цветение происходит только со второго года. Размножение многолетних адонисов семенами затруднено, так как они имеют низкую всхожесть, кроме того, часть семян прорастает только на второй год. Посев семян, желательно очищенных, следует производить немедленно после сбора. До зимы ящики с посевами необходимо хранить в холодном подвале, а затем вкопать под снег. Возможно хранение семян в слегка влажном субстрате в холодильнике до начала весны с последующим проращиванием в теплице при 18-22 град. Молодые растения растут медленно, полного развития достигают только на 4-5 год.

Использование
Для срезки многолетние адонисы непригодны, но они очень эффектны в групповых посадках или среди редко посаженных кустарников. При посадках их следует располагать ближе к дорожкам, хороши они и на каменистых горках с восточной и западной стороны. Ценное лекарственное сырье – уже в XIV веке широко использовалось в народной медицине при судорогах, различных сердечных и почечных болезнях.

Виды
Адонис золотистый (Adonis chrysocyathus) – одно из редких растений Центральной Азии. Этот травянистый многолетник – чрезвычайно ценное лекарственное и декоративное растение, которое встречается на Тянь – Шане, в Кашмире, Западном Тибете, где куртины адониса создают красочные ярко-желтые пятна на каменистых горных склонах. Сияние желтого цвета особенно выразительно на фоне еще не растаявшего снега и синевы высокогорного неба. Известно ограниченное число местонахождений этого вида, причем численность популяций постоянно и существенно сокращается в связи с вмешательством человека. Надземная часть представлена одним или группой полурозеточных побегов, число и величина которых зависят от возраста. Так, средневозрастная особь насчитывает до 30 розеток высотой 45-50 см. Генеративный побег, как правило, с единичным крупным ярко – желтым цветком. Побег равен высоте или несколько превышает высоту розеточных листьев.

Адонис туркестанский (Adonis turkestanicus) – одно из ценных лекарственных растений Средней Азии – эндемик Памиро-Алая. Основная часть его ареала связана с горными системами Гиссаро-Дарваза, где он может образовывать сплошные заросли в арчевниках и трагакантниках на высоте 2000-3500 м над уровнем моря. Наиболее чистые заросли отмечены в местах бывших многолетних стоянок скота. Это говорит о положительном отношении растений к богатой органикой почве. Адонис туркестанский в начале цветения имеет высоту 10-20 см, а в период созревания плодов до 70 см. Все растение опушено курчавыми волосками. Цветки на концах побегов одиночные, 4-6 см в диаметре, околоцветник двойной, правильный, состоит из венчика и чашечки. Лепестки желто-оранжевые, с нижней стороны синеватые. Характерная особенность этого вида – то, что одновременно у растения есть только что образовавшиеся бутоны, раскрывшиеся цветки и завязавшиеся семена. Так как каждый побег имеет боковые побеги первого, второго, третьего, а иногда и четвертого порядков, цветков на одной средневозрастной особи может быть до 250. Цветки появляются сначала на оси первого порядка. По мере роста растения цветки распускаются на оси второго, третьего порядков, что обусловливает растянутость сроков цветения и плодообразования. Такое длительное цветение – важное приспособление к суровым условиям высокогорий.

Адонис монгольский (Adonis mongolica) – эндемичное растение Монголии. Встречается в пределах Хангая, в горных и луговых степях, по опушкам лиственничников. Наиболее обилен на местах старых стоянок скота. Растет на рыхлых, богатых перегноем почвах. Побеги средневозрастного растения многочисленны (до 20-30 и более), имеют боковые побеги второго и третьего порядков. Прикорневые листья редуцированы. Срединные листья, в пазухах которых формируются побеги следующих порядков, сидячие. Цветки крупные, 2,5-5 см в диаметре. Чашелистики светло-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком, опушенные мелкими волосками. Лепестки белые. Адонис монгольский – одно из ранневесенних растений Монголии. Трудно представить себе более яркую и прекрасную картину – шапки снежно-белых цветков по степным склонам с прошлогодней бурой листвой на фоне ярко-синего неба. Цветение начинается в апреле-мае, а массовое - в конце мая, июне. Первую волну цветения образуют верхушечные цветки главных побе гов. На смену им приходят верхушечные цветки второго, третьего и так далее порядков. Следует обратить внимание на тот факт, что все боковые побеги, вне зависимости от расположения на главном, заканчиваются на одном уровне. Этим и объясняется обильное цветение, при котором цветки образуют как бы купол в виде белоснежной “шапки”. Следующая волна цветения образуется из цветков, расположенных на ветвях следующих порядков. Такой ритм цветения способствует постоянной декоративности растения и увеличивает возможность созрева ния семян в наиболее благоприятный по погоде срок. Здесь уместно вспомнить о резкой континентальности климата Монголии, особенно ее горных районов, когда среди вегетационного периода возможны резкие колебания температуры вплоть до заморозков, снега и града. Листья развертываются вслед за распусканием цветков. Рост побегов продолжается до созревания семян. Трава адониса монгольского служит сырьем для получения ценных сердечных гликозидов.

Адонис амурский (Adonis amurensis) – многолетнее травянистое растение с Дальнего Востока, где растет в кедрово-широколиственных лесах. Листья перисто-рассеченные на длинных черешках, развиваются после цветения и сохраняются до июля, августа. Цветет с апреля в течение 2-3 недель. Цветки золотисто-желтые, широко раскрытые до 5 см в диаметре. Расцветает до появления листьев. Высота растений в период цветения не более 10-15 см. Плодоносит в конце мая, июне. Размножается семенами. Всходы появляются через год. Растение введено в культуру. В Японии выведены многочисленные декоративные сорта с махровыми цветками белой, розовой, красной окраски.

Греческая мифология - это настоящий кладезь информации о мире, его законах и явлениях. Это не только попытки объяснить все окружающее человека. Это целая система, в которой есть свои герои, своя радость и свои трагедии. Такой является история и Адониса: возлюбленный Афродиты трагически погиб раньше времени, чем сильно огорчил прекрасную Киприду.

Немного о бессмертной богине

Прежде чем рассказать о том, кем был возлюбленный Афродиты, уделим внимание самой богине. Она была (по самой распространённой теории) либо же появилась из морской пены. Местом рождения вечно юной и удивительно красивой богини является остров Кипр. Сегодня на этом удивительном клочке суши в Средиземном море вам покажут пляж и лагуну, где, по легенде, впервые вышла на берег сама Любовь. Там же находится и купальня, где любили проводить свое время возлюбленный Афродиты Адонис и она сама.

Богиня входила в пантеон 12 богов, которые обитали на Олимпе. Из этого факта можно сделать вывод, что любовь играла в жизни древних греков очень важную роль. Чарам и силе Афродиты (или Венеры) не мог сопротивляться никто - ни смертный, ни бог. Но и она сама была объектом желания, персонажем многих любовных историй, которые дошли до нас из прошлого.

Возлюбленные Афродиты

Кто же имел честь считаться таковым? Законным супругом Киприды считался Гефест - бог-кузнец, который больше времени проводил в своей кузне, чем в опочивальне жены. Неудивительно, что прекраснейшая из прекраснейших скучала и искала утешений на стороне. любви у римлян) сошлась с Ареем, богом войны, и родила ему пятерых детей. Но муж узнал об измене и создал золотую сеть, чтобы поймать неверных с поличным. После разоблачения Афродита ушла от Гефеста. У нее была связь с Гермесом, Дионисом, а также со смертными мужчинами. К последним относятся Анхиз, отец Энея, и Адонис. Но ни бессмертные, ни смертные возлюбленные Афродиты не смогли сделать ее абсолютно счастливой. С Ареем у нее было вечное противостояние, ибо война и любовь - стихии, которые идут рука об руку, но противоречат друг другу. Гермес и Дионис были озадачены собственными заботами, а смертные мужчины, увы, имели очень короткий век.

Адонис и его смерть

Адонис - это прекрасный юноша, возлюбленный Афродиты, который приходился сыном кипрскому царю Киниру. Венера полностью отдалась страсти, забыв обо всем на свете. Дни и ночи она проводила с любимым в купаниях, играх и охоте. Не раз и не два она просила молодого человека быть осторожным и волновалась за него, когда ей необходимо было отлучиться.

Но не только страстным в любви был юноша. Возлюбленный Афродиты обожал охоту и проводил в лесу со своими псами очень много времени. Однажды, когда Венера вынуждена была оставить его одного, он забрался в чащу, надеясь на добычу. Вдруг на него выскочил разъяренный вепрь (по одной из версий, им мог быть Арей, сгоравший от ревности). Зверь бросился на человека и своими клыками разорвал нежное тело Адониса.

Горе Венеры

Узнав о смерти любимого, Афродита бросилась в лес. Сбивая нежные ноги об острые камни, продираясь сквозь терновник и другие кустарники, она искала тело Адониса. Богиня не чувствовала, как из ран течет кровь, но на месте, где она падала, вырастали алые розы чудной красоты. Наверное, с тех пор они и стали символом горячей и страстной любви.

Когда богиня наконец-то нашла место, где лежал бездыханный Адонис, горькие слезы полились из ее очей. Из крови юноши она вырастила цветок, который отличался редкой красотой. Так возлюбленный Афродиты превратился в растение, которое стали называть его именем, т. е. адонисом.

Горе дочери тронуло Зевса, и он решил ей помочь. Громовержец обратился с личной просьбой к своему брату Аиду, чтобы тот хоть ненадолго отпускал Адониса в мир живых. Мрачный повелитель подземного царства согласился. С тех пор каждый год юноше позволено отправиться наверх, прямо в объятия Афродиты. И тогда на земле все расцветает, воцаряется лето. В этой части миф об Адонисе и богине любви перекликается с другой античной историей, повествующей о Деметре и Персефоне. Согласно ей, дочь отправляется к своему мужу - Аиду. Деметра по ней очень скучает, потому на земле все замирает. А когда девушка приезжает к матери, природа торжествует и оживает.

Охота Адониса. - Смерть Адониса. - Праздники в честь Адониса. - Богини Хариты - три Грации.

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе , напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

Праздники в честь Адониса

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

Богини Хариты - три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии - Грации ) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, - говорит древнегреческий автор Павсаний, - какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно - Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

С Адонисом связан только один миф. Наверняка все помнят легенду об Эхо и Нарциссе, как покарала Афродита гордого и самовлюбленного юношу. Но и богине любви тоже не чужды прекрасные чувства.

Воспылала в ее душе страсть к сыну кипрского царя Кинира Адонису, красивейшему среди смертных и богов. Забыла она и про свои золотые украшения, и про свою красоту. Перестала бывать на Патмосе и Кифере, и даже светлый Олимп уже не манил прекрасную богиню. Целыми днями и в любую погоду она вместе с Адонисом охотилась в чаще леса на оленей, зайцев и серн, но остерегалась медведей, кабанов и львов и о том же просила возлюбленного. Когда ей приходилось расставаться с ним, богиня умоляла не забывать ее просьб. Но не послушался Афродиту .

Однажды, когда богиня вновь отлучилась, он гулял по лесу со своими верными псами. Вдруг те приняли охотничью стойку и через мгновение, яростно лая, выгнала из кустов огромного кабана. Обрадовался юноша, что попалась такая богатая добыча, но не знал он, что охотится в последний раз. Только замахнулся Адонис копьем, чтобы насквозь пронзить кабана, как разъяренный зверь набросился на него. Громадные клыки воткнулись в тело юноши, и его бездыханное тело упало на землю.

Как только Афродита узнала о гибели Адониса, то сама отправилась в кипрские горы, чтобы найти возлюбленного. Шла она по острым камням сквозь колючие кусты терновника и там, где падали на землю капли ее крови, вырастали пышные алые розы. Долго она ходила по горам, пока не предстало перед ней тело Адониса.

Горькие слезы полились из глаз богини. Чтобы память о ее возлюбленном жила вечно, она повелела вырасти нежному анемону из крови Адониса. Тронуло Зевса горе Афродиты, и попросил он своего брата Аида ежегодно отпускать юношу в мир живых. С тех пор так и повелось: полгода проводит время с Афродитой, а во время остальных шести месяцев он возвращается в мрачное царство Аида.

Существует мнение, что когда юноша находится с Афродитой, на Земле господствуют весна и лето, а во время его ухода все увядает, и наступают осень и зима. Но в древнегреческой мифологии есть легенда, в которой, причина смены времен года объясняется совсем по-другому. Это миф о Персефоне, и Аиде. Звучит она так.

Персефона приходилась дочерью богине плодородия Деметре. Но однажды в нее влюбился владыка подземного царства мертвых Аид. Он понимал, что Деметра ни за что не отпустит свою дочь в загробный мир, и поэтому похитил Персефону.

Запечалилась богиня плодородия, поля и сады перестали давать урожай, наступил голод. Решили боги это исправить, попросили они Аида вернуть Персефону наверх, но тот наотрез отказался. Тогда Зевс велел явиться на Олимп и ему, и Деметре, и Персефоне. Деметра хотела быть с дочерью, но Аид не желал ее отпускать. И, выслушав стороны, Зевс принял решение: пусть часть года Персефона будет проводить с Аидом, а все остальное время она посвятит Деметре. Пока она находится в подземном царстве, богиня плодородия ходит в печали, и тогда земля покрыта снегом. Но когда Персефона возвращается к матери,

Античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон - господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития

Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям - богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис, его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса".

Адонис - греческая форма шумерского бога растительности Думузи (по-арамейски Таммуз), возлюбленного богини Инанны.

Ежегодный вегетационный цикл во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь.

Адонис, Рождение А.

Адонис был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы ("Мет.", 10:503-514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живописи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. ВЕНЕРА (5). См. также ДЕРЕВО. [Дж.Холл]

АДОНИС - олицетворение умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источающее благовоние. Афродита полюбила красивого ребенка и отдала на воспитание в подземное царство Персефоне, которая, также полюбив Адониса, в назначенный срок не захотела его возвращать. Пришлось Зевсу решать конфликт: Адонис будет проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальное время, где сам захочет. Когда Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем, кровь из его ран тотчас же превратилась в анемоны. А кровь Афродиты, пустившейся на поиски Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои нежные босые ноги, превращалась в розы. В назначенный срок Адонис вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их "садиками Адониса". Женщины приносили ему в дар свои волосы.

БРЭФ
- по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, что одну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А. был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как и культ А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово А., которое означает "господин". В особенности же культ А., как божества природы, был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пеши, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба А. Празднество А. при александрийском дворе, где сначала чествовали юного прекрасного А., а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы. Существуют изображения раненного А. в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, мне об А. и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах, и на нескольких прекрасных вазах. Ср. О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847); Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852), Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877). Как название красивого мужчины, имя А. употребляли уже Греки.

Мифы народов мира. Под редакцией Токарева
АДОНИС
"(dn "адон", "господь", "владыка"), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты - А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), A. - жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. "садики А." - символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Лит.: Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.

Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы "А. и Венера" Лопе де Вега; "А." И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и А." У. Шекспира; "А." Дж. Марино; "А." Ж. Лафонтена и др.).

А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и А.", "Гибель А.", "Венера оплакивает А.". К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, АН. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и А." А. Кановы; "А." Б. Торвальдсена; "Умирающий А." О. Родена и др.).

В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - "Цепь А." Д. Маццокки; "А." К. Монтеверди; "А." Р. Камбера; "А. на Кипре" Дж. Легренци; "Влюбленный А." Р. Кайзера и др.). "

Из собственного словаря

dn - адон, господин, господь, владыка.
Божество (растительное) финикийско-сирийского происхождения.
Греч. форма шумерского бога растительности Думузи (арам. Таммуз), возлюбленного богини Инанны.
Разновидность "умирающих и воскресающих богов " - олицетворение умирающей и воскресающей природы (Ежегодный вегетационный цикл, связанный с периодическим умиранием и возрождением природы, во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь. Культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку.).
Мифологический образ-символ юной мужской красоты; дух ежегодно обновляющегося развития.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
В посвященных ему обрядах, вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание.
"В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе".

Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф наиболее полно представлен у:
Аполлодора (III 14, 4),
Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и
Антонина Либерала (XXIV).
"По старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А".
Сын Феникса и Алфесибеи.
Вар: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны;
кипрского царя Киниры и его дочери Мирры.
Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, внушает той страсть к родному отцу. Поддавшись соблазну он вступает в связь с нею (не подозревая), и после этого проклинает ее (OvMt. X 300-478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты (X 479-524).
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне (вар.: его воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы), не пожелавшей в дальнейшем расстаться с ним. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису треть года проводить в царстве мертвых, треть - на земле с Афродитой (Спутником и возлюбленным которой он становится.) (финик. Астартой), треть - где он захочет.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716).
Вар: жертва Аполлона (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), Его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа.
ревнивого Ареса (финик. Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Принявшего образ зверя.
Афродита, оплакивает и превращает Адониса в цветок анемону (ветреница) или адонис, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны. Либо, его кровь стала анемонами, а кровь Афродиты - в розы (Искавшей Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои босые ноги.).
Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней.

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.
"Происхождением своим он обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы".
Культ Адониса как божества природы особенно был силен в Библосе и на Кипре.
В Библ(ос)е было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией: первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему богу. (Лукиан, De dea Syr. 6)
Лукиан же рассказывает о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда в горах Ливана гибнет Адонис; и здесь же скептически рассуждает о красной почве, придающей реке цвет (De dea Syr. 8).
В 5 в. до н.э. распространился в материковой Греции, где Адонис превратился в полубога. Из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции.
В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6).
Празднество A. (Adonia), которое г.о. относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите.
Адонии праздновались с особенной роскошью в Библосе: выставлялось сначала изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса, который приходился на середину лета, - были особенно популярны в эпоху эллинизма (Когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др.). В них принимали участие преимущественно женщины, и они были проще. Во время праздника под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Поздней весной и ранней осенью (или в адонии???) женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т.н. "садики Адониса" - символ мимолетности жизни. … недолговечность расцвета в природе, живым примером чего служит судьба Адониса
В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, статую которого на следующий день с причитанием и плачем несли к морю и погружали в воду как символ его возвращение в царство смерти (Феокрит "Идиллии" V 96-144) … в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Женщины приносили ему в дар свои волосы.
Эмблематика
.
Искусство
Один из самых популярных персонажей античной живописи.
Существуют изображения раненного Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа.
Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены фресками, изображениями на зеркалах, саркофагах, погребальных урнах и на нескольких прекрасных вазах.
"Садики Адониса" остались запечатленными на помпейских фресках.
Сюжет "Рождение Адониса" можно встретить г.о. в итальянской живописи XVI и XVII вв. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине.

В средневековой книжной миниатюре иллюстрации к Овидию.
С начала 16 века миф находит воплощение под кистью: Джорджоне,
Тициана,
А.Н. Карраччи
Тинторетто,
Веронезе,
Г. Рени,
Рубенса,
Н. Пуссена …
Наиболшее распространение приобрели сюжеты:
"Венера и Адонис",
"Гибель Адониса",
"Венера оплакивает Адониса"
В 18-19 вв. находит воплощение главным образом в пластике
"Венера и Адонис" А. Кановы;
"Адонис" Б. Торвальдсена;
"Умирающий Адонис" О. Родена…
Драматургия 16-17 вв., пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега;
"Адонис" И. Гундулича…
Чаще находил воплощение в поэзии этого периода
поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; (Первое опубликованное произведение Шекспира.)
"Адонис" Дж. Марино;
"Адонис" Ж. Лафонтена …
В музыкально-драматическом искусстве17- 18 вв.:
оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки;
"Адонис" К. Монтеверди;
"Адонис" Р. Камбера;
"Адонис на Кипре" Дж. Легренци;
"Влюбленный Адонис" Р. Кайзера…
Библиография
Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906;
Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923;
Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938;
Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.
О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847);
Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852),
Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877).

АДОНИС

Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адониса семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. ПАН); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах, вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит всвоих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходился на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.