Зачатие пресвятой девы марии. Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии: христианство

Совсем недавно, 8 декабря, вся Испания праздновала День Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, а потому мы решили поведать, как именно проходит это торжество в Пиренейском королевстве. Надо сказать, что 70% испанцев – это католики, причем рьяные, а потому и празднества, посвященные этому дню, проходят с большим размахом. А если еще и учесть, что Дева Мария является небесной заступницей Испании, то вполне понятно, почему 8 декабря превращается в самую настоящую фиесту. К слову, о том, чтобы Пресвятая Дева стала заступницей всего испанского народа, перед высшим духовенством лично ходатайствовал король Карлос III всего-то несколько столетий тому.

Особенно этот праздник любит испанская детвора, которые знают, что это торжество находится в преддверии череды сказочных рождественских и новогодних мероприятий, во время которых малыши получают много подарков и любимых лакомств.

История празднования Непорочного зачатия Девы Марии

История этого праздника весьма любопытна и, надо заметить, его вообще могло бы и не существовать, если бы не старания папы Пия IX, который в своей грамоте «Ineffabilis Deus» не упрочил постулат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии.

А дело было вот как: сам по себе религиозный догмат о том, что на Деву Марию не перешел первородный грех, несмотря на то, что зачали ее самые обыкновенные люди (Иоаким и Анна), появился как доктрина очень давно, а именно – в 12-ом столетии. Однако, большое количество богословов, в число которых входил и святой Фома Аквинский, которые хоть и верили в чистоту Девы Марии, но, тем не менее, отвергали этот католический догмат. По их мнению, данная доктрина противоречила учению об искуплении грехов всего человечества Иисусом Христом.

Споры по данному вопросу были настольно острыми, что папе Сиксту IV пришлось даже запретить в 1476 году противоборствующим сторонам называть друг друга еретиками. К 1617 году полемика дошла до того, что папой Павлом V вообще был наложен запрет на какое-либо публичное опровержение непорочного зачатия Пресвятой Девы. Несколько позже – в 1661 году появилась специальная булла, в которой уже папой Александром VII было закреплено всеобщее религиозное почитание этой доктрины. Однако, лишь в 1854 году папой Пием IX Непорочное зачатие было провозглашено католическим догматом.

Что касается Испании, то первыми, кто спокойно признал этот догмат, вызывавший столько споров у католиков, стали жители Кастилии и Леона. Конечно, сейчас же жаркая полемика по данному вопросу уже давно утихла, а сами испанцы очень почитают свою заступницу и со всем свойственным им размахом празднуют День Непорочного зачатия Девы Марии.


Торжества в честь Непорочного зачатия Девы Марии

8 декабря во всех уголках Испании устраиваются фиесты, поются песни и гимны в честь покровительствующей стране Богородицы.

А сами священнослужители в этот день обязательно облачаются в ризы синего цвета. Такое одеяние было пожаловано католическим священникам в 1864 году за то, что они укрепляли веру испанского народа в Непорочное зачатие Пресвятой Девы.

А вот на площади Испании традиционно Святейшим Отцом благословляется корзина с белыми розами, которую устанавливают у статуи Пресвятой Девы, а также читается проповедь в честь Непорочного зачатия Девы Марии.

Конечно же, 8 декабря, помимо торжественных служб в соборах, храмах и церквях, проходит масса других праздничных мероприятий, а испанцы кладут белые цветы к статуям Богородицы по всей стране. Любопытно, что именно с этого дня начинают продавать так называемые «Рождественские свечи», то есть – красно-зеленые цветы, без которых ни один испанец не празднует это торжество. Кстати, сборы от проданных цветов направляют на счета благотворительных фондов.

Непорочное зачатие Девы Марии – это не только религиозное торжество, для испанцев этот день знаменует собой рождественского периода. Так, все испанские города буквально преображаются, повсюду горят гирлянды и фонари, появляются традиционные рождественские украшения, а в торговых центрах нельзя протолкнуться, так как каждый местный житель старается купить подарки для родных и близких и порадовать их любимыми сладостями: турроном, марципаном, конфетами и подобным лакомством.

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…

Так кто же кого родил, точнее – кто кого зачал 8 декабря по литургическому календарю? Вопрос о датах был и остается волнующим для многих католиков, особенно для новоприбывших. Чаще всего можно услышать следующее: «если Непорочное зачатие – 8 декабря, то почему Рождество – 25? Это несколько меньше, чем девять месяцев!»

Не волнуйтесь, девять месяцев соблюдены. Все дети – и Мария, и Иисус – появились на свет вовремя, крепкими, красивыми и здоровыми. 8 декабря - это день зачатия Самой Марии ее родителями – по преданию, Иоакимом и Анной, и если отсчитать положенный срок, мы получим дату 8 сентября, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. Зачатие же Иисуса Девой Марией отмечается праздником Благовещения – 25 марта, это ровно девять месяцев до праздника Рождества 25 декабря. Разумеется, все эти даты весьма условны, но все же их подчинение естественному циклу человеческого воспроизводства делает дополнительный акцент на Воплощении: и Господь Иисус, и Его Матерь – люди из плоти и крови, разделяющие с нами всю участь человеческой природы.

Почему «Непорочное» зачатие? Здесь тоже нередко возникает путаница между зачатием Марии ее родителями и зачатием Марией Иисуса Христа. Мария была зачата вполне естественным путем с обоюдным и радостным участием отца и матери. Иисус же был зачат Ею от Святого Духа без участия мужчины, и в этом случае говорится о девственном зачатии.

«Непорочность» зачатия Девы Марии относится не к способу Ее зачатия, а к Ее состоянию в момент такового, то есть Ее свободу от первородного греха в момент зачатия. Это утверждение стало догматом Церкви лишь в 1854 г. во время понтификата Папы Пия IX, а прежде, со времен Средневековья было предметом полемики. Надо сказать, что светила средневековой схоластики, разумеется, не ставили под вопрос исключительную святость Богородицы и полноту благодати, дарованную Ей по слову Господа; не вызывало сомнений и то, что Дева Мария была искуплена Христом уже в утробе матери в предвидении заслуг Ее Сына. Камень преткновения заключался в следующей детали: такие теологи, как Бернар Клервосский, Альберт Великий и Фома Аквинский полагали, что оправдание возможно лишь после зачатия.

Францисканские теологи, прежде всего Дунс Скот, руководствовались более логикой любви, чем просто логикой, а потому настаивали, что Богородица была свободна от первородного греха уже в момент зачатия Ее плоти. Дунс Скот указывает, что освобождение Марии от первородного греха – высшая степень Его любви и совершеннейший способ искупления - то, что соделано Божественной любовью Сына к Своей Матери. Иисус – «Искупитель, Примиритель и Посредник, а потому Она была непричастна первородному греху. Ведь совершеннейший посредник осуществляет совершеннейший акт посредничества по отношению к тому лицу, за которое ходатайствует; но Христос является совершеннейшим посредником. … Ни за какое лицо Он не ходатайствовал в большей степени, чем за Марию, следовательно, Он исходатайствовал для Нее сохранение от первородного греха». (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 305) И далее: «Более важное благодеяние – предохранить от зла, нежели позволить впасть во зло, а потом от него избавить» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309).

Сегодня в псевдобогословских рассуждениях можно нередко встретить мнение о том, что «католики сделали из Марии, Матери Иисуса, бесплотный образ, лишенный всякой человечности и женственности», и произошло это, якобы, во многом из-за провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Нет ничего более далекого от правды.

Сохранив свою Матерь от «заражения» первородным грехом, Он не избавил Ее тело от последствий первородного греха: хотя нам ничего не известно достоверно, но Мария взрослела и старела, Она испытывала боль и недостаток сил, Она могла заболеть, а во время беременности испытала все, что испытывают женщины. «Посредник может примирить кого-либо, освободив его от наказаний, для него бесполезных, и оставив наказания ему полезные. Первородный грех не был полезен Марии, однако временные наказания были Ей полезны, так как благодаря им Она приобрела заслуги» (Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова., с. 309) Так что же, образ все еще бесплотный?

Свобода от первородного греха не означает отсутствие свободной воли Марии. Она могла согрешить, могла сказать Богу «нет» в момент ангельского приветствия. Любовь, сохранившая Марию от первородного греха, как любая настоящая любовь, не потребовала гарантий и обязательств, не подавила свободу. Более того: наивысшая степень любви дает наивысшую степень свободы.

Не противоречит ли догмату о Непорочном Зачатии Девы Марии то, что Мария была подвержена страданию и смерти, что является последствием первородного греха?

ОТВЕТ:
Начнём с того, в чем заключается суть догмата о Непорочном Зачатии.
«Чтобы быть Матерью Спасителя, - читаем в Катехизисе Католической Церкви, - Марии были даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением» (490). Чтобы ответить согласием веры на возвещение ангела, Она должна была быть объята благодатью Божьей.
Догмат о Непорочном Зачатии, провозглашённый Папой Пием IX в 1854 году и увенчавший вековую веру Церкви в то, что Мария была исполнена благодати, исповедует, что Богородица получила искупление с момента Своего зачатия. Дева Мария была с самого первого мгновения Своего зачатия предохранена от всякой скверны первородного греха, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого. Бог избрал её «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви» (ср. Еф 1,4). У святых отцов возобладал обычай называть Деву Марию Всесвятой и от всякой скверны греха предохранённой. По благодати Божией Мария осталась чиста от первородного и от личного греха на протяжении всей жизни.
Итак, догмат о Непорочном Зачатии утверждает, что Мария была зачата без первородного греха. Однако последствия первородного греха касаются каждого человека. Ни Мария, ни даже Иисус, ставший полностью человеком, не были избавлены от последствий первородного греха, таких как боль, смерть и искушение. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что сам Иисус подвергался искушениям – сначала в пустыне, потом в Гефсиманском саду. Дева Мария также не была застрахована от искушений – об этом упоминается и в Евангелии от Луки: Мария «смутилась» от слов Ангела. Как и первые люди – Адам и Ева – созданные в полноте благодати, обладали всецелой свободой, - так и Дева Мария оставалась свободным созданием.
Последствия первородного греха, от которых не была освобождена Мария, становятся очевидными в безмерных страданиях, которым она подвергалась: «Тебе самой оружие пройдет душу», - предвещает старец Симеон.
Отдельные «привилегии», которыми наделена Мария, вовсе не избавляют её от борьбы против зла, такой же, какую ведем все мы. Эти самые привилегии не отдаляют Деву Марию от нас, но, наоборот, делают её еще ближе к нам.
Догмат о Непорочном Зачатии гласит, что Дева Мария, которая вместе с нами борется со злом и со смертью, уже победила врага, и поэтому Её Непорочное Зачатие становится залогом и нашего спасения. Таким образом, наличие последствий первородного греха никоим образом не противоречат догмату об избавлении Девы Марии от первородного греха.

Молитвы к Непорочному Зачатию Богородицы

Краткие молитвы и призывы

При зачатии была Ты непорочна, Дева Мария. Проси же за нас у Отца Небесного, Сына Которого Иисуса зачала Ты от Духа Святого и родила на свет.

Дева и Мать, никогда не была Ты запятнана грехом, ни первородным, ни своим собственным. Тебе поручаю я чистоту моего сердца, Тебе доверяю ее.
(Пий IX)

Мария, непорочной пришла Ты в этот мир. Вымоли же у Бога милость, чтобы я без греха покинул его.
(Пий IX)

Да восславится Святое Непорочное Зачатие блаженнейшей Девы и Богоматери Марии.

Мария, без первородного греха зачатая, молись за нас, которые ищут у Тебя пристанища своего.
(Св. Катарина Лабуре)

Все прекрасно в Тебе, Мария.
Нет на Тебе ни единого пятна греха первородного.
Ты слава Иерусалима.
Ты радость Израиля.
Ты честь народа нашего.
Ты прибежище всех грешных, Мария!
Мария,
Ты премудрая Дева,
Ты предобрая Мать.
Проси за нас,
Вступись за нас перед Господом Иисусом Христом!
(Св. Пий X)

Гимн незапятнанной

Незапятнанная Царица Мария, радуюсь вместе с Тобою, что Господь благословил Тебя столь великою чистотою. Благодарю Творца нашего за то, что Он сберег Тебя от всякого следа вины. Я твердо убежден в этой истине и готов, если это нужно, отдать жизнь в подтверждение возвышенного и одной Тебе дарованного преимущества, каковым является Зачатие Непорочное. Я хотел бы, чтобы весь мир признал и почтил Тебя как прекрасную утреннюю зарю, вечно осиянную божественным светом; как избранный ковчег спасения, который защищен от всеобщей скверны греха; как того чистого, незапятнанного голубя, которому Твой Божественный Жених назвал Тебя; как никому не доступный сад, облюбованный Богом; как огороженный родник, к которому злой недруг никогда не находил доступа. Я хотел бы, чтобы весь мир признал в Тебе белую лилию, выросшую меж терний, сиречь меж детей Адамовых, кои все запятнаны грехом, все рождены в отпадении от Бога, тогда как Ты, лучезарно чистая и святая, родилась, глубоко любимая Творцом Твоим.

Прошу, дай мне восхвалить Тебя так, как восхвалил Тебя Бог: Ты во всем прекрасна и нет в Тебе никакого изъяна. Ты вся свята, вся совершенна. Ты всегда была Обручницей Божьей. Ты так прекрасна, о Непорочная Дева, достойная любви, как прекрасен взор Бога. Смотри же Твоими милосердными очами на страшные язвы бедной души моей. Увидь меня, будь сострадательна ко мне и исцели меня. Ты прекрасная возлюбленная Сердца Его, привлеки же к Себе и мое бедное сердце. Есть ли милость, в которой отказал Тебе Господь? Он избрал Тебя Своей Матерью и Невестой Своей, охраня Тебя от всякого греха и возвыся над всем творением. Непорочная Дева Мария, дай мне всегда думать о Тебе и не забудь меня, покуда я на небесах не узрю красоты Твоей и не буду еще более восхвалять и любить Тебя, Матерь моя. Царица моя, Прекраснейшая, Чистейшая, Непорочная Дева Мария. Аминь.

(Св. Альфонс Лигуорский)

Св. Мефодий приветствует Целомудренную

Дева Непорочная! Как светлая утренняя заря занялась Ты над миром! Ты принесла нам Солнце величия! Благодаря Тебе окончилась страшная ночь на Земле, Ты одолела власть тираническую, победила смерть и ад. Ты сгладила вражду, которая разделяла Бога и людей. Ты обеспечила нам мир. Ты исцелила болезни души благодатью святости. Ты осветила Землю лучезарным светом истины!

Радуйся же, Мария, неиссякаемый родник радости для человечества! Ты драгоценная жемчужина в богатствах Бога! Ты живой алтарь Хлеба, насыщающего нас для Жизни Вечной!

Радуйся, любимое Сокровище Вечного Отца! Радуйся, источник милосердия Сыновнего! Радуйся, тенистая куща Духа Святого! Аминь.
Порази голову змея

Непорочная Дева, Ты была облюбована Господом и сподобилась стать Матерью Его. Воззри же милостиво на нас, бедных людей! Мы просим Тебя о Твоей могущественной защите. Злой змей, на которого уже в раю было наложено проклятие, все еще подстерегает нас, бедных детей Евы, и ищет, как навредить нам. Поэтому, о Матерь, благословенная Всевышним, наша Царица и Заступница, прими милостиво просьбу нашу! Уже в момент зачатия поразила Ты голову врага нашего. Сердце наше согласно с Тобой. Мы молим Тебя, отнеси просьбу нашу к престолу Божьему и помоги нам, чтобы не попали мы в омуты, для нас уготовленные, но все достигли гавани блаженства. Дай нам, чтобы Церковь и народы христианские посреди многих опасностей вновь могли пропеть Тебе благодарную песню освобождения, победы и мира. Аминь.
(Св. Пий X)

Непорочная Матерь Божья, Царица Небесная!

Ты Матерь милосердия. Заступница и Прибежище грешных. По материнской любви Твоей вымолила Ты для меня столь богатые милости из сокровищницы Божьей. Ты дала мне свет и силу. Поэтому ныне и навеки я хотел бы вложить мое сердце в руки Твои. Да посвятишь Ты его Иисусу.

Дева Непорочная! В присутствии девяти хоров ангельских и всех святых передаю его Тебе. От моего имени должна Ты посвятить его Иисусу. Доверие детское, с которым я отношусь к Тебе, дает мне уверенность в том, что ныне и вовеки Ты будешь помогать мне, сколько можешь, дабы сердце мое всегда полностью принадлежало Иисусу и дабы я точно подражал святым и прежде всего Святому Иосифу, чистейшему спутнику Твоему. Аминь.
(Св. Винцснц Паллотти)

Ты надежда отчаявшихся

Чистая, Непорочная, Преблагословенная Дева! Ты Матерь Высочайшего из сыновей. Господина целого мира. Ты безгрешна, безвинна, всецело свята. Ты надежда отчаявшихся и грешных. Приветствуем Тебя. Превозносим Тебя, исполненную благодати и родившую на свет Богочеловека Христа. Пред Тобой преклоняем колена, взываем к Тебе и просим о помощи. Святая, целомудренная Дева, обереги нас от всякого несчастья и от искушений дьявола! Будь посредницей и заступницей нашей в час смертный и в Судный день. Спаси нас от угрожающего нам огня неугасимого и от тьмы непроглядной! Возлюбленная, всемилостивая Дева и Матерь, сделай нас достойными увидеть Царствие Сына Твоего. Ты при Боге наша единственная, верная, безобманная надежда. Ему подобает слава и честь, величие и власть во веки веков. Аминь.
(Св. Ефрем)

В день Непорочной

Боже, благодаря Непорочному Зачатию Девы уготовил Ты достойное обиталище Сыну Своему. В предвидении смерти Его, уберег Ты Ее заранее от всякого порока. Просим Тебя, ради заступничества Ее дай нам достигнуть Тебя в чистоте сердца. Через Него, Христа, Господа нашего. Аминь.

Сегодня престольный праздник у всех храмов и соборов, освященных в честь Непорочного Зачатия Богородицы, в том числе у московского Кафедрального собора, приходов в Смоленске, Рязани, Перми, Ялте, Орле и других.

Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон - тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели.

Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи.

Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа.

Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитейшие богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы, за своим учителем Фомой Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами.

Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сем откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а еще более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии св. Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от самого Христа (Прот. Ал. Лебедев. «Разности в учении о Пресвятой Богородице церкви восточной и западной»).

Таким образом, ни на основании богословских сочинений, ни на основании чудесных явлений, взаимно противоречащих, латинская паства не могла разобраться долгое время, где же истина. Римские папы до Сикста IV (конец XV века) оставались в стороне от этих споров, только сей папа в 1475 году одобрил службу, в которой ясно выражалось учение о непорочном зачатии, а несколько лет спустя, воспретил осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие. Однако и Сикст IV не решился еще утверждать, что таково есть непоколебимое учение Церкви, почему, запретив осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие, он не осуждал и тех, кто верует иначе.

Учение о непорочном зачатии тем временем приобретало все больше сторонников среди членов римско-папистической церкви. Причиной этому было то, что казалось весьма благочестивым и угодным Богоматери воздавать Ей как можно больше славы. Стремление народа прославить Небесную Заступницу с одной стороны, а с другой стороны уклонение западных богословов в отвлеченные рассуждения, приводящие к лишь кажущейся истине (схоластика), наконец, покровительство римских пап после Сикста IV — все это привело к тому, что мнение о непорочном зачатии, высказанное Пасхазием Радбертом в IX веке, было уже всеобщим верованием латинской церкви в XIX веке. Оставалось лишь окончательно это провозгласить церковным учением, что и сделал Римский папа Пий IX, во время торжественного служения 8 декабря 1854 г. объявивший, что непорочное зачатие Пресвятой Девы есть догмат Римской церкви.

Таким образом, Римская церковь прибавила ещё одно отступление от того учения, которое исповедовала, пока была членом Соборной Апостольской Церкви, каковую веру нерушимо и без перемен и доселе содержит Православная Церковь. Провозглашение нового догмата удовлетворило широкие круги народа, принадлежащего к Римской церкви, в простоте сердца думавшего, что провозглашение нового учения в церкви послужит к вящей славе Богоматери, Которой они этим как бы делают подарок; было удовлетворено и честолюбие западных богословов, защищавших и разработавших его; а больше всего провозглашение нового догмата принесло пользу самому римскому престолу, так как, провозгласивши новый догмат своей властью, хотя и выслушав мнения епископов католической церкви, римский папа тем самым открыто присвоил себе право изменять учение Римской церкви и поставил свой голос выше свидетельства Священного Писания и Предания. Отсюда прямым выводом было, что римские папы непогрешимы в делах веры, что тот же папа Пий IX также провозгласил догматом католической церкви в 1870 году.

Так изменялось учение Западной церкви, отпавшей от общения с Истинной Церковью. Она вводит у себя новые и новые учения, думая тем больше прославить Истину, а в действительности искажая ее. В то время, как Православная Церковь смиренно исповедует то, что приняла от Христа и Апостолов, Римская церковь дерзает дополнять это, то из «ревности не по разуму» (Рим. 10, 2), то уклоняясь в суесловия и прекословия лжеименнаго разума (1 Тим. 6, 20). Иначе и не могло быть: что «врата адовы не одолеют Церкви» (Мф. 16, 18), обещано лишь истинной, вселенской Церкви, а над отпавшими от нея сбываются слова: «якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете» (Ин. 15, 4).

Правда, в самом определении нового догмата говорится, что не устанавливается новое учение, а лишь провозглашается как церковное — то, которое всегда существовало в Церкви, которого держались многие святые отцы, выдержки из творений коих приводятся. Однако все приведенные изречения говорят лишь о высокой чести Девы Марии, Ея непорочности, дают Ей многие имена, определяющие Ея чистоту и духовную мощь, но нигде не говорится о непорочности в зачатии. Между тем, те же святые отцы в других местах говорят, что лишь Иисус Христос совершенно чист от всякого греха, все же люди, как рожденные от Адама, носили плоть подверженную закону греха.

Никто из древних святых отцов не говорит, что Бог чудесным образом ещё в утробе очистил Деву Марию, а многие прямо указывают, что Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном.

Толкователи латинского вероисповедания также говорят, что Дева Мария спасена Христом, но понимают это так, что Мария была предохранена от скверны первородной вины ввиду будущих заслуг Христовых (Булла о догмате непорочного зачатия). Дева Мария, по их учению, как бы вперед получила тот дар, который Христос принес людям Своими страданиями и крестной смертью. Больше того. Говоря о муках Богородицы, которые Она претерпела, стоя при кресте Своего возлюбленнаго Сына, и вообще о тех печалях, которыми была исполнена жизнь Богоматери, они считают их дополнением к страданиям Христовым, а Марию нашей Соискупительницей. По толкованию латинских богословов «Мария сообщна нашему Искупителю как Соискупительница» (См. Лебедев , там же, стр. 273). «В деле искупления Она некоторым образом помогала Христу» (Катехизис д-ра Ваймара). «Матерь Божия, — пишет д-р Ленц, — не только мужественно перенесла бремя Своего мученичества, но и с радостью, хотя и с разбитым сердцем» («Мариология д-ра Ленца»). По сей причине Она есть «дополнение Св. Троицы», а «как Сын Ея есть единственный Посредник, избранный Богом между Его оскорбленным величием и грешниками-людьми, так точно главная Посредница, поставленная Им между Сыном и нами, есть Преблагословенная Дева». «Тремя отношениями: Дочери, Матери и Супруги Бога, Святая Дева возвышена до некоторого равенства с Отцем, до известного превосходства над Сыном, до известной близости к Свят. Духу» («Непорочное зачатие», Малу, еп. Бругес).

Таким образом, по учению представителей латинского богословия, Дева Мария в деле Искупления становится рядом с Самим Христом и возвышается почти до равенства с Богом. Дальше идти некуда. Если всё это ещё не оформлено окончательно как догмат Римской церкви, то Римский папа Пий IX, сделав в отношении этого первый шаг, указал направление для дальнейшего развития общецерковно признанного вероучения своей Церкви, косвенно подтвердив приведенное учение о Деве Марии.

Так, Римская церковь в своем стремлении возвысить Пресвятую Деву идет по пути полного обожествления Ея, и если уже сейчас ея авторитеты называют Марию дополнением Святой Троицы, то скоро можно дождаться, что Деву будут почитать, как Бога.

На тот же путь стала и группа мыслителей, принадлежащих пока ещё к Православной Церкви, но строящих новую богословскую систему, положив в основу ея философское учение о Премудрости Софии, как об особой силе, связующей Божество и творение. Также развивая учение о достоинстве Богоматери, они хотят видеть в Ней существо, являющееся чем-то средним между Богом и человеком. По некоторым вопросам они умереннее латинских богословов, но по другим, пожалуй, уже опередили их. Отрицая учение о непорочном зачатии и свободе от первородного греха, они, однако же, учат о полной свободе Ея от всяких личных грехов, видя в Ней посредницу между людьми и Богом, подобную Христу: в лице Христа явилось на земле Второе Лицо Святой Троицы, Превечное Слово, Сын Божий, а Дух Святый является через Деву Марию.

По словам одного из представителей этого течения, с вселением Святого Духа Мария приобрела «двуединую жизнь, человеческую и божескую, т.е. совершенно обожается, почему в Своем ипостасном бытии является живым тварным откровением Духа Святого» (Прот. Сергей Булгаков. «Неопалимая Купина», изд. 1927 г. стр. 154), «есть совершенное явление Третьей Ипостаси», (там же, стр. 175), «тварь, но уже и не тварь» (там же, стр. 191). Это стремление к обожению Богоматери наблюдается, преимущественно, на Западе, в то самое время, как там, с другой стороны, имеют широкий успех разные секты протестантского характера вместе с главными ветвями протестантства: лютеранством и кальвинизмом, вообще отрицающие почитание Божией Матери и Ея молитвенное призывание.

Но можем сказать словами святого Епифания Кипрского: «одинаковый вред в обеих этих ересях, и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Ея сверх должного» (cв. Епифаний Кипрский. «Панарион, против Колларидиан»). Святой отец обличает тех, которые воздают Ей почти божеское поклонение: «В чести да будет Мария, поклоняем же да будет Господь». (Там же). «Хотя Мария есть сосуд избранный, однако женщина по природе ничем от других не отличающаяся. Хотя история Марии и предание сообщает, что отцу Ея Иоакиму сказано было в пустыне: “жена твоя зачала”, однако это совершилось не без союза брачного и не без семени мужа» (cв. Епифаний Кипрский . «Против Колларидиан»). «Сверх должного не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Мария не Бог и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Но, с другой стороны, никто да не дерзает и безумно оскорблять Святую Деву» (cв. Епифаний. «Против Антидикомарионитов»).

Православная Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием. «Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место» (Еп. Игнатий Брянчанинов). Прославляя непорочность Девы Марии и мужественное перенесение скорбей в Ея земной жизни, отцы Церкви отвергают, однако же мысль, что Она явилась посредницей между Богом и людьми в смысле совместного искупления Ими человеческого рода. Говоря о готовности Ея умереть вместе с Сыном Ея и с Ним вместе страдать ради общего спасения, знаменитый отец Западной Церкви святой Амвросий, епископ Медиоланский, добавляет: «Но страдание Христово не нуждалось в помощи, как Сам Господь предсказал о том задолго раньше: “и воззрех, и не бе помощника, и помыслих, и никто же заступи, и избави я мышца Моя” (Ис. 63, 5)» (cв. Амвросий. «О воспитании Девы и приснодевстве св. Марии», гл.7).

Тот же святой отец учит о всеобщности первородного греха, из чего исключением является один Христос. «Из всех рожденных женами нет ни одного совершенного святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который, по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения» (Св. Амвросий . In. Luc. k. 2). «Один только Бог без греха. Обыкновенно, все рождаемые от жены и мужа, т.е. плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом» (cв. Амвросий. «Ар. Aug. de nupcio et concepcio»). «Один только человек, Ходатай Бога и человеков, свободен от уз греховного рождения, потому что Он родился от Девы и потому, что рождаясь, не испытал приражения греха» (cв. Амвросий. «Против Иулиана», кн. 2).

Другой знаменитый учитель Церкви, особенно почитаемый на Западе, блаженный Августин пишет: «Что касается до других людей, исключая Того, Кто есть краеугольный камень, я не вижу для них другого средства сделаться храмами Божиими и быть для Бога жилищем кроме духовного возрождения, которому необходимо предшествует рождение плотское.

Таким образом, как бы мы ни думали о детях, находящихся в утробе матери, хотя бы слово св. Евангелиста, который говорит об Иоанне Крестителе, что он взыгрался радостно в чреве матернем (что произошло не иначе, как по действию св. Духа), или слова Самого Господа, сказанные Иеремии: “Я освятил тебя прежде, чем ты вышел из чрева матери” — давали или не давали нам основание думать, что дети в этом состоянии способны к некоторому освящению. Но, во всяком случае несомненно, что то освящение, по которому все мы вместе и каждый в особенности бываем храмом Божиим, возможно только для возрождённых и что возрождение предполагает всегда рождение. Только те, которые уже родились, могут соединиться с Христом и быть в союзе с этим Божественным телом, которое делает Его Церковь живым храмом величия Божия» (Блаженный Августин . «Письмо 187»).

Приведенные слова древних учителей Церкви свидетельствуют, что на самом Западе учение, ныне там распространяемое, отвергалось и там прежде. Даже после отпадения Западной церкви, признаваемый там великим авторитетом Бернард писал: «Ужасаюсь, видя, что ныне некоторые из вас возжелали переменить состояние важных вещей, вводя новое празднество, неведомое Церкви, неодобряемое разумом, неоправдываемое древним преданием. Ужели мы более сведущи и более благочестивы, нежели отцы наши?… Вы скажете, должно как можно более прославлять Матерь Господа. Это правда; но прославление, воздаваемое Царице Небесной, требует различения. Царственная сия Дева не имеет надобности в ложных прославлениях, обладая истинными венцами славы и знамениями достоинства. Прославляйте чистоту Ея плоти и святость Ея жизни. Удивляйтесь обилию даров сей Девы; поклоняйтесь Ея Божественному Сыну; возносите Ту, которая зачала, не зная похоти, и родила, не зная болезни. Что же еще нужно прибавить к сим достоинствам? Говорят, что должно почитать зачатие, которое предшествовало славному рождению; ибо если бы не предшествовало зачатие, то и рождение не было бы прославлено. Но что сказать, если бы кто-нибудь по той же самой причине потребовал такого же чествования отца и матери св. Марии. Равно могут потребовать того же для Ея дедов и прадедов — до бесконечности. При том же, каким образом грех не мог быть там, где была похоть? Тем более пусть не говорят, что св. Дева зачалась от Духа Святого, а не от человека; я утвердительно говорю, что Дух Святый сошел на Нее, а не то, что пришел с Нею…

Я говорю, что Дева Мария не могла быть освящена прежде Своего зачатия, поелику не существовала; если тем паче не могла быть Она освященною в минуту Своего зачатия, по причине греха с зачатием нераздельного, то остается верить, что Она освящена после того, как зачалась в утробе Своей матери. Это освящение, если оно уничтожает грех, делает святым Ея рождение, но не зачатие. Никому не дано право быть зачатым во святости. Один Господь Христос зачат от Духа Святого, и Он один свят от самого зачатия Своего. Исключая Его, ко всем потомкам Адама относится то, что один из них говорит о себе самом как по чувству смирения, так и по сознанию истины: “се бо в беззакониях зачат есмь” (Пс. 50, 7). Как можно требовать, чтобы это зачатие было свято, когда оно не было делом Духа Святого, не говоря уже, что оно происходило от похоти? Святая Дева отвергнет, конечно, ту славу, которая, по-видимому, прославляет грех; Она никак не оправдает новизны, выдуманной вопреки учению Церкви, новизны, которая есть мать неблагоразумия, сестра неверия и дочь легкомыслия» (Bernard, Ep. 174; Цитировано, как и предыдущее (от бл. Августина) из Лебедева: «Разности в учении Церквей»).

Приведенные слова ясно обнаруживают как новизну, так и нелепость нового догмата Римской церкви.

Учение о полной безгрешности Божией Матери:

1) Не соответствует Священному Писанию, где неоднократно говорится о безгрешности «Единого Ходатая Бога и человеков, человека Иисуса Христа» (1 Тим. 2, 5), «и греха в Нем несть», «иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его», «искушена по всяческим, по подобию, разве греха», «не ведавшаго бо греха, но нас грех сотвори» (1 Ин 3, 5; 1 Петр. 2, 21; Евр. 4, 15; 2 Кор. 5, 21), но про остальных людей сказано: »Кто чист от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земле» (Иов. 14, 4). «Составляет же свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре… Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в животе Его» (Рим. 5, 8-10).

2) Противоречит это учение и Священному Преданию, содержащемуся в многочисленных святоотеческих творениях, где говорится о высокой святости Девы Марии от самого Ея рождения и об очищении Ея Духом Святым при зачатии Ею Христа, но не при собственном Ея зачатии Анною. «Ни един есть чист пред Тобою от скверны, ниже аще един день живота его есть, разве Ты точию един на земле явивыйся безгрешный Господь наш Иисус Христос. Имже вси уповаем милость получити и оставление грехов», говорит Василий Великий, (молитва вечерни Пятидесятницы), «Но когда Христос пришел через чистую, девственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь без брака и без отца, и поелику Ему надлежало, родиться, очистил женское естество, отринул горькую Еву и отверг плотские законы» (св. Григорий Богослов . «Похвала девству»), добавляет св. Григорий Богослов. Однако, и тогда, как говорят об этом святые Василий Великий и Иоанн Златоуст, Она не была поставлена в невозможность согрешить, но продолжала заботиться о Своем спасении и победила все соблазны (св. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие. Ин. беседа 85; св. Василий Великий. Ep. CLX).

3) Учение о том, что Божия Матерь была очищена прежде рождения, чтобы от Нея мог родиться Чистый Христос, бессмысленно, так как если Чистый Христос мог родиться только, если Дева будет очищена еще в утробе родителей, то для того, чтобы Дева родилась чистою, нужно было бы, чтобы и Ея родители были чисты от первородного греха, а они опять бы должны были родиться от очищенных родителей, и так далее идя, пришлось бы прийти к выводу, что Христос не мог бы воплотиться, если бы предварительно не были очищены от первородного греха все Его предки по плоти до самого Адама включительно; но тогда бы уже не было нужды в самом воплощении Христа, так как Христос сходил на землю, чтобы уничтожить грех.

4) Учение, что Божия Матерь была сохранена от первородного греха, как и то, что Она благодатью Божией была сохранена от грехов личных, представляет Бога немилостивым и неправедным, так как если Бог мог сохранить Марию от греха и очистить еще до рождения, то почему же Он и других людей не очищает до рождения, но оставляет их во грехе; выходит также, что Бог спасает людей и помимо их воли, до рождения ещё предопределяя некоторых ко спасению.

5) Это учение, по-видимому имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ея добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего-нибудь доброго или злого, была благодатью Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатью сохранялась от греха и после рождения, то в чем же Ея заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ея Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить, осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает.

В том и проявилась праведность и святость Девы Марии, что Она, будучи «человек подобострастен нам», так возлюбила Бога и предалась Ему, что чистотою Своею высоко возвысилась над остальным человеческим родом. За то, предуведенная и предизбранная. Она и удостоилась, что Духом Святым, нашедшим на Нея, Она была очищена и зачала от Него самого Спасителя мiра. Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ея победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ея слепым орудием Божьего Промысла.

Не возвышение и большую славу, а унижение Ея представляет тот «подарок», который поднес Ей Папа Пий IX и все остальные, думающие, что могут прославить Божию Матерь отысканием новых истин. Пресвятая Мария настолько прославлена Самим Богом, так высока Своею жизнью на земле и Своею славой на небе, что человеческие вымыслы ничего не могут прибавить к Ея чести и славе. То, что люди сами измышляют, лишь затемняет от их очей Ея Лик. «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» , писал Духом Святым Апостол Павел (Кол. 2, 8).

Вот такою «тщетною лестию» и является учение о непорочном зачатии Анною Девы Марии, на первый взгляд возвышающее, а в самом деле унижающее Ея. Как и всякая ложь, оно является семенем «отца лжи» (Ин. 8, 44) дьявола, сумевшего им прельстить многих, не понимающих, что хулят Деву Марию. Вместе с ним должны быть отвергнуты и все остальные учения, проистекающие из него или сродные ему. Стремление возвысить Пресвятую Деву до равенства со Христом, придавая Ея материнским мукам у креста равное значение со страданиями Христа, так что страдали одинаково Искупитель и «Соискупительница», по учению папистов, или «что человеческое существо Богоматери в небе вместе с Богочеловеком Иисусом вкупе являют полный образ человека» (Прот. С. Булгаков. «Неопалимая купина», стр. 141), по учению лжесофианцев (София значит премудрость), одинаково есть тщетная лесть и прельщение философией. О Христе Иисусе «несть мужеский пол ни женский» (Гал. 3, 28), и Христос искупил весь человеческий род, почему одинаково в Его воскресение «ликовал Адам и радовалась Ева» (Воскрес. кондаки 1-го и 3-го гласа), а Своим вознесением Господь возвысил все естество человеческое.

Также, что Божия Матерь есть «дополнение Святой Троицы» или «четвертая ипостась» или «Сын и Мать являют откровение Отца через Вторую и Третью ипостась», что Дева Мария есть «тварь, но уже и не тварь», все это есть плод лжеумствования, не удовлетворяющегося тем, что Церковь содержит от времен Апостольских и пытающегося прославить Святую Деву больше, чем Ея прославил Бог.

Сбываются слова св. Епифания Кипрского: «Некоторые безумствующие во мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить Ея вместо Бога» (св. Епифаний. «Против Антидикомарионитов», ересь 78). Но в безумии приносимое Деве, вместо восхваления Ея оказывается хулением, а Пренепорочная отвергает ложь, будучи Материю Истины (Ин. 14, 6).

8 декабря римско-католическая церковь отмечает один из великих Богородичных праздников - Торжество непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Непорочное зачатие Девы Марии - католический догмат, согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех .

Согласно католическому вероучению, Дева Мария единственная из всех людей с самого момента Ее зачатия была освобождена Богом от первородного греха и тем самым была защищена от самой возможности грешить .

Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (лат. Immaculate conception) был официально закреплен папой Пием IX в конституции Ineffabilis Deus 8 декабря 1854 г., который и установил в честь этого события ежегодный праздник, хотя еще 28 февраля 1476 г. папа Сикст IV своим декретом установил праздник Непорочного зачатия для всей латинской Церкви.

Кульминацией торжества становится всеобщее поклонение статуе Девы, во время которого к ее подножию возлагают букеты цветов и сам Папа освящает ее. В этот же день на площади Навона торжественно открывают главный рождественский базар в стране.

На севере Италии в этот день дарят детям подарки, в Неаполе украшают цветами статую Мадонны на площади Иисуса. Еще в Неаполе в этот день принято наряжать елку .

По традиции, в день Пречистой Девы начинается продажа красно-зеленых цветов, именуемых "Рождественская свеча", без которых в этот праздник не обходится ни одна семья. Сбор от продажи этих цветов идет в благотворительные фонды.

Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения , во время которых исполняется гимн Ave, maris stella! ("Радуйся, звезда морская!"), прославляющий Богородицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Уважаемая Юлия, из Вашего вопроса не вполне понятно, различаете ли Вы то, что речь идет о двух совсем разных событиях. Непорочное, или, по-другому, бессеменное, зачатие Господа нашего Иисуса Христа есть догмат, общий для всех христиан. Мы верим, как возглашается в Символе веры, «во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Вера в Боговоплощение, в то, что Бог стал таким же, как мы, человеком во всем, кроме греха, подразумевает и то, что в Его рождении никакого греха не было. Это рождение могло совершиться только бессеменно, т. е. с сохранением девства Его Пречистой Матери - Девы Марии. И в это верят равно и православные, и католики, и традиционные протестанты - в общем, практически все, кто имеет право носить имя христианина.

Когда же речь идет о догмате непорочного зачатия Девы Марии, то да не создастся у Вас впечатление, что Католическая Церковь приравнивает этот догмат к догмату бессеменного зачатия Сына Божия. Речь идет о зачатии самой Девы Марии, не от Нее Господа Иисуса Христа, а Ее Самой от Ее родителей Иоакима и Анны. Конечно же Католическая Церковь считает отнюдь не то, что это зачатие было бессеменным, но лишь то, что в первый момент Своего зачатия Дева Мария была освобождена от вины и последствий первородного греха. Наше несогласие с этим догматом основано на глубоких богословских различиях между Православием и Католицизмом.

В православном понимании грехопадение - это не просто отнятие некоторой благодати у прародителей, а искажение самой человеческой природы, заражение ее грехом, так что природа наша стала совсем не той, которая была у прародителей до грехопадения. Естественно, при таком понимании возвращение человека в момент его зачатия в состояние, которое было до грехопадения, как некая привилегия просто невозможно. Вместе с тем мы не принимаем этого догмата потому, что он в значительной мере обессмысливает приуготовительную историю Ветхого Завета, когда из поколения в поколение человеческий род готовился к тому, чтобы произвести Ту, Которая станет Матерью Бога. По католическому догмату получается, что Бог в любой момент мог даровать такую особенную привилегию какому-либо Своему созданию, чтобы это создание стало достойным сосудом для принятия и вочеловечения Сына Божия. Наконец, этот догмат лишает величия подвиг Самой Богородицы, Ее личную святость.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.