Значение месяца ша абан в исламе. Правовые положения, связанные с месяцем ша’бан

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз (да помилует его Аллах)

Вопрос: В книге «Сахих аль-джами» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх Аль-Альбани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост, пока не придет месяц рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх Аль-Альбани, что он достоверный. Этот хадис: передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были шаабан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, а затем: пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост весь месяц шаабан, или может быть оставлял пост в небольшую его часть, как это достоверно подтверждается в хадисах от Аиши и Умм Салямы. Что касается хадиса с запретом держать пост после половины шаабана, то он достоверный, как сказал об этом выдающийся ученый, шейх Насыруддин Аль-Альбани. Запрет, о котором говорится в хадисе – это запрет начинать пост после середины месяца шаабан. А тот, кто держит пост большую часть месяца, или его полностью – его дело совпадает с сунной. И успех – от Аллаха. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

Ответ: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: « Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине – это как раз то, что запрещено. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково мнение Шариата о том, что я постоянно держу пост три месяца: раджаб, шаабан и рамадан и еще шесть дней в месяц шаууаль? И я всилах делать это.

Ответ: Нет греха в этом. Тот, кто держал пост в раджаб, шаабан и рамадан – нет греха. Порицаемым является выделять для поста раджаб, а если вместе с ним держат пост и в месяц шаабан, то нет в этом проблем. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Многие люди держат пост в пятнадцатый день месяца шаабан. Пришло ли это в сунне, или же это бидъа (нововведение)?

Ответ: Нет у этого основы. Выделять для поста пятнадцатый день – нет у этого дела основы. Нет ничего в достоверной сунне, что бы указывало на это действие. Но держать пост в «белые дни» (дни, в ночи перед которыми луна полная) – 13, 14 и 15 дни – это желательно во все месяцы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в белые дни и держал пост весь месяц шаабан, и мог держать пост большую часть месяца шаабан. И иногда он, мир ему и благословение Аллаха, держал весь месяц шаабан, а иногда большую его часть. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

Ответ: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: В одной книге приводится хадис от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в ночь 15 шаабана совершит сто ракатов, прочитывая в каждом из них суру «Фатиха» и пять раз суру «Ихляс», то ниспошлет Аллах к нему 500 000 ангелов, и у каждого из них будет тетрадь из света, в которые они будут записывать награду этого молящегося вплоть до Дня Воскресения». В книге не указано название этого намаза. Уважаемый шейх, скажите каково оно, и объясните насколько это правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Этот хадис ложно приписан пророку, мир ему и благословение Аллаха. Нет у него (у хадиса) основы, и нет у него достоверности. И все (хадисы), в которых говорится о выстаивании намаза в ночь 15 шаабана, об особых дуа, и о том что нужно читать в эту ночь – все они ложные. У всего этого нет основы, и все это не достоверно. Пусть это будет правилом, которое тебе следует знать. И этот хадис такой же. Это ложный хадис, у которого нет достоверности. И мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит» . Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Женщина в сомнениях: она должна была возместить пропущенный в прошлом году день поста месяца рамадан, и она его возместила в последний день месяца шаабан. Обязана ли она чем-нибудь теперь?

Ответ: Она ничем не обязана, так как это было возмещением и ее обязанностью. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)
А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто – то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение – обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
«Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. «Фатауа нурун аля ддарб»

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Вся хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его пророку Мухаммаду.
А затем: с приближением месяца шаабан полезно будет вспомнить о правовых положениях, связанных с ним, поскольку нужда в напоминании повторяется из года в год. А некоторые вопросы нуждаются не только в напоминании, но и в разъяснении или в расширении кругозора в той области, к которой они относятся. С дозволения Аллаха данная работа должна в этом помочь.

О желательности всякого дополнительного поста

Прежде чем приступить к вопросу о посте в месяц шаабан, следует обратить внимание на тему более общего характера. Суть ее в том, что всякий дополнительный пост желателен сам по себе, если только не пришло доказательство, что в определенное время он нежелателен или запрещен.

Распространено такое представление, что пост разрешен только в те дни, о достоинстве поста в которые переданы хадисы с прямым смыслом, а в остальное время пост держать не разрешено или даже может считаться . И поэтому возникают вопросы вроде: «Каково положение того, кто держит пост не только в понедельник и четверг и «три белых дня» , — или: «не только пост Дауда — через день, а, например, две недели подряд? Три недели подряд? Десять дней подряд? Понедельник, вторник, среду и четверг? Держит дополнительный пост тогда, когда ему удобно?» А положение его таково, что он опережает многих других мусульман в близости к пути праведных имамов, главный из которых — пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Передал Муслим от Ибн Аббаса, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, держал пост столько, что мы уже говорили: «Он не разговляется», и прерывал пост настолько, что мы уже говорили: «Он не постится».

أخرج مسلم عن ابن عباس رضي الله عنهما أنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصوم حتى نقول لا يفطر ويفطر حتى نقول لا يصوم

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивался определенными днями и датами. Этому же пути следовали многие имамы мусульман, о которых передано в их биографиях, что они отличались продолжительностью и множеством их постов. Между праведными имамами, которые опережали друг друга в посте, молитвах и других видах поклонений, было разногласие лишь о постоянном посте круглый год, за исключением дней, в которые пост запрещен: желательно ли, разрешено, нежелательно, или запрещено держать пост весь год без иного перерыва? И многие из них держали пост круглый год.

А хадисы о достоинстве поста, переданные с общим смыслом, в который мусульманин держит пост, кроме дней, насчет которых переданы доказательства, что пост в них нежелателен или запрещен.

Из таких хадисов, к примеру, переданный аль-Бухари и Муслимом от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Сказал Аллах: «Каждое дело потомка Адама для него, кроме поста. Он для меня, и я воздам за него».

عن أَبي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قال : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » قَالَ اللَّهُ: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلا الصِّيَامَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ. متفق عليه

А что касается хадисов о достоинстве поста в определенные дни, то они указывают не на ограничение законности поста этими днями, а о еще большем достоинстве поста в эти дни. Сверх того достоинства, которое есть во все остальные.

Хадис о посте в месяц шаабан и мнения ученых насчет этого

Но в большинстве книг ханафитов и ханбалитов и, особенно, тех, в которых излагается окончательно установившийся мазхаб, особенная желательность поста в шаабан не упоминается, будто бы они сочли пост пророка, мир ему и благословение Аллаха, в шаабан одним из обычных его дополнительных постов.

Писал имам Ибн Муфлих аль-Ханбали про ученых-ханбалитов: «Большинство не упоминает желательность поста в раджаб и шаабан» . См. «Аль-Фуру"» 5/99.

قال الإمام ابن مفلح الحنبلي عن علماء الحنابلة: «لَمْ يَذْكُرْ الْأَكْثَرُ اسْتِحْبَابَ صَوْمِ رَجَبٍ وَشَعْبَانَ».
انظر: «الفروع» 5/ 99 .

Тем не менее, все согласны с тем, что пост в месяц шаабан разрешен, и постящегося ожидает награда за дополнительный желательный пост. И в связи с этим существует другой вопрос: о посте во второй половине шаабана и в «день сомнения», после которого или в который начинается .

Пост во второй половине шаабана и в «день сомнения» (яум аш-шакк)

Основные хадисы по теме

Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступит середина шаабана, то не держите пост» . Этот хадис признали достоверным , Ибн Хиббан, ат-Тахауи, Ибн Кудама и ас-Суюты. И признали его слабым, или даже отвергаемым Ибн Маин, Абдуррахман ибн Махди, Абу Зур’а ар-Рази, Ибн Раджаб.

روى أبو داود والترمذي وابن ماجه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : إِذَا انْتَصَفَ شَعْبَانُ فَلا تَصُومُوا.

Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не предваряйте рамадан постом ни за день, ни за два дня. Только если у кого-то был пост, который он держал, то пусть его держит» .

روى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ وَلا يَوْمَيْنِ إِلا رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمًا فَلْيَصُمْهُ.

Что такое «день сомнения» (яум аш-шакк) у большинства ученых?

Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал его руководству вплоть до Судного дня.

Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста шаабана в честь рамадана, – ответил он.

2. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают, – ответил он. – И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.

3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь шаабан. Она спросила его:
– Пророк, шаабан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.

4. В другом хадисе она рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно. Люди начинали думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он имел обыкновение прекращать поститься, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в шаабан.

5. В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как в месяц шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, то есть он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.

6. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев беспрерывно, кроме месяцев шаабан и рамадан.

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц шаабан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь в виду, что дни поста шаабана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста месяца шаабана он потеряет силу или бодрость для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в шаабан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в шаабан. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам поститься один-два дня непосредственно перед началом рамадана. Кроме того, Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.
Согласно другому хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста.

Смысл приведенных выше хадисов – в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца шаабана, потому что не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «ночь Бараат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями месяца шаабан. Существуют определенные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божья милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, потому что твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь ли ты, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины шаабана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).

2. В другом хадисе госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах спускается (Он знает лучше, каким образом) в ночь в середине шаабана и прощает большое количество людей – больше, чем количество шерстинок овец племени Кальб.
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.

3. Еще в одном хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Это срединная ночь шаабана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, и на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.

4. Господин Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им в срединную ночь шаабана и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей, и того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина).

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, часть хадисоведов считала некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому среди мусульмане ранней эпохи ислама постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз – самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Чтение Коран. Произнесение аятов Корана – другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр (поминание Аллаха). Этой ночью следует также совершать зикр, а также по многу раз произносить салават в адрес пророка (мир ему и благословение Аллаха). Зикр можно произносить и во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа (мольбы к Аллаху). Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это дуа. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением, и Всемогущий Аллах дает награду за каждую мольбу и плюс еще удовлетворяет нужды обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Эти мольбы настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и следующего. В действительности, мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Всемогущего Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салават и могут обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или в хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые правоведы считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, ночь Бараат – ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Всемогущему Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе № 3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое подражание само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения, как намаз, произнесение Корана и зикр, следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз коллективно и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни Аиши (да будет доволен ею Аллах), и поэтому все формы добровольного поклонения рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за ночью Бараат, то есть 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины шаабана, имеют особые достоинства, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть дней шаабана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

о Посте в месяц Шаабан

1. О желательности держать пост большую часть месяца Шаабана.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Ни в одном месяце пророк (мир ему и благословение Аллаха), не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша’бана, за исключением малой его части”. аль-Бухари 1970, Муслим 1156.

2. Восполнение оставленных обязательных постов.

Сообщается от Абу Салямы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как Айша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «За мной оставались пропущенные дни в Рамадане, и я могла восполнить их только в месяц Ша’бан.»».

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Из стремления Айши восполнить пропущенные дни Рамадана в месяце Ша’бан можно извлечь, что нельзя оставлять невосполненные дни прошлого Рамадана до наступления очередного Рамадана».

3. Пост во второй половине Шаабана

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не постись с наступлением середины Шаабана». Передали Абу Дауд, 3237; ат-Тирмизи, 738; Ибн Хибан (1651); шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».

Но существуют исключения из этого запрета:

Тот, кто имеет привычку регулярно поститься, например, человек, который постится каждый понедельник и четверг, и он может продолжать делать это даже во второй половине Шаабана.

Тот, кто начала поститься до наступления середины Шаабана и продолжает этот пост после наступления середины месяца.

Нет ошибки в том, чтобы восполнять пропущенные дни поста Рамадана во второй половине месяца Шаабан. Этот случай не относится к запрету Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на пост во второй половине месяца Шаабан

4. Пост в пятнадцатый день месяца шаабан.

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом.

5. Пост в последний день месяца Шаабана

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны)

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Маджму» (6/399): «Говорили наши Сподвижники: «Неправильно держать пост в «день сомнения» перед Рамаданом и нет разногласий на этот счет. Но если человек восполняет пропущенный день поста, исполняет обет или искупление, то это допустимо

О достоинстве месяца Шаабан в целом сказано многое, но конкретно о ночи середины этого месяца стоит повести речь особо. Дело в том, что известно три достоверных хадиса о достоинстве ночи середины Шаабана, при этом ни в одном из них не говорится о каком-то особом поклонении в эту ночь .

Первый хадис. Он приводится в сборнике Ибн Маджа (№1390), кроме того в сборнике достоверных хадисов «Ас-Сильсиля ас-сахиха» (№1144, 3/135) подтверждается, что хадис является достоверным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах, велик Он и славен, взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает всем, кроме многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин) ».

Второй хадис. Он приводится в сборнике аль-Байхаки, а его достоверность подтверждена в книге «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№2771), причём упомянуто, что хадис относится к категории «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подтверждающих друг друга версий, передающихся разными цепочками. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает верующим, даёт отсрочку (йумаххилю) неверующим и оставляет тех, кто к другим питает ненависть (хикд), пока они не оставят её ».

Третий хадис. Он приводится в сборнике Ибн Абу Асыма «Ас-Сунна» и оценен как «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подкрепляющих версий в книге «Зыляль аль-джанна» (№509). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нисходит наш Господь, велик Он и славен, к ближайшему небу в среднюю ночь Шаабана и прощает всех обитателей Земли, за исключением многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин) ».

Что можно извлечь из этих хадисов
Пять выводов

Первый – то, что Всевышний Аллах нисходит в эту ночь на ближайшее небо.

Нет сомнения, что Аллах, как сказано в достоверном хадисе, каждую ночь, в течение последней её трети, спускается на ближайшее небо. Но в среднюю ночь Шаабана Всевышний Аллах нисходит в течение всей ночи, а не только последней её части. Ночь же, как известно, начинается с закатом солнца.

Второй – ни в одном из хадисов не упоминается каких-либо особых видов поклонения, которые рекомендуется совершать в эту ночь.

Другими словами, выделять ночь с 14-ое на 15-ое Шаабана для совершения определенного поклонения – это новшество, чего не было в эпоху первых мусульман (сподвижников и табиинов). Однако если человек будет поклоняться в эту ночь так же, как обычно поклоняется в остальное время (например, если он совершает дополнительные намазы каждую ночь), то и в эту ночь он может совершать их, и это не будет новшеством.

Таким образом, в эту ночь нужно совершить те же самые намазы, которые мы совершаем еженощно. Но при этом нужно обратить внимание на свою мольбу о прощении (дуа, истигфар), которую произносим в течение намазов и после них, и просить Аллаха искренне и от всего сердца.

Третий – из хадисов становится известно, сколь широко прощение Аллаха.

Об этом можно судить и по именам Аллаха, среди которых Аль-Гафур (Прощающий), Аль-Гаффар (Всепрощающий), ат-Тавваб (Принимающий покаяния), Аль-Афувв (Снисходительный) и множество других имён, указывающих на широту прощения Аллаха. В Коране же сказано: «Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит он, что Аллах - Прощающий, Милосердный » (4:110).

Четвертый – Всевышний не прощает многобожие.

В Коране об этом сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение » (4:116).

Пятый – ненавистник не получит прощения.

Ненавистник – это человек, хранящий в себе ненависть, питающий злобу к другому человеку. Как много блага упустил такой человек! Обратим внимание на похожие по теме хадисы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В понедельник и четверг открываются двери Рая и прощается каждому человеку, который не придает сотоварищей Аллаху, не считая двоих, между которыми есть злоба. И Аллах скажет: «Подождите, пока эти двое не помирятся, подождите, пока эти двое не помирятся ».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К вам пришла болезнь народов, бывших до вас. Это зависть и ненависть, они подобны лезвию. Я не говорю, что они сбривают волосы, но они сбривают религию! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа: вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете по-настоящему, пока не полюбите друг друга » (сборник Ат-Тирмизи, №2434).

Пусть Всевышний поможет нам получить Его прощение и не оказаться в числе многобожников и ненавистников.

Недостоверные хадисы о срединной ночи Шаабана

Для полноты темы нужно упомянуть и о нескольких недостоверных хадисах, в которых говорится о той же ночи. Среди них следующие хадисы:

Первый: «Ко мне пришёл Джибриль, мир ему, и сказал: «Это срединная ночь месяца Шаабан. Аллах освобождает людей от Огня по количеству волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он не посмотрит на многобожника, на ненавистника, на того, кто порывает родственные связи, на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток, на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино» ». Это слабый хадис (даиф), он приводится в «Даиф аль-джами» под №654. Правильным же из него является лишь упоминание о многобожнике и ненавистнике, тогда как упоминание об остальных грешниках противоречит достоверным хадисам, упоминавшимся ранее.

Кальб – так называется многочисленное арабское племя, располагавшее очень большим числом овец.

Второй: «Пять ночей, когда мольба не останется без ответа: первая ночь Раджаба, ночь в середине Шаабана, ночь на пятницу, ночь перед праздником Разговения и ночь перед праздником Жертвоприношения ». Это не просто слабый, а вымышленный хади с (маудуг). аль-Мунави пишет о нём: «Это сообщение приводит Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» и среди его передатчиков есть Бандар ибн Умар ар-Руйани. Хадисоведы сказали о нём: «Это лжец, не слушайте от него хадисы»» (Файд аль-Кадир). По причине своей слабости этот хадис был включен в сборник недостоверных хадисов «Ас-сильсиля ад-даифа» под №1452.

Третий: «Когда наступит ночь середины Шаабана, то выстаивайте [в намазе] ночь и проводите в посте день ». Этот хадис является крайне слабым или даже вымышленным, он приводится в сборнике Ибн Маджи под №1388. В цепочке передатчиков есть Ибн Абу Сабра, которого хадисоведы единогласно признали лгуном, а имам Ахмад даже сказал о нём: «Он придумывает хадисы». Многие хадисоведы сочли это сообщение недостоверным, оно включено в сборник «Ас-сильсиля ад-даифа» под №2132.

Помимо упомянутых, есть еще несколько недостоверных хадисов о серединной ночи Шаабана. Но сколько бы их ни было, слабые хадисы не годятся для того, чтобы служить доводом в религиозных вопросах и их нельзя приводить в качестве обоснования правильности того или иного действия. Ссылаться и использовать в качестве довода можно лишь сильные, достоверные хадисы, и в теме о середине Шаабана есть лишь три таких хадиса. Этого вполне достаточно, чтобы соблюсти Сунну должным образом и не отойти от неё в заблуждение.

Подготовил Тамкин Р.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.