Зоя которая танцевала. Девушка окаменела, станцевав с иконой николая чудотворца

Источник фото: oldsamara.samgtu.ru

Завершаем первый сезон нашей историко-патриотической саги исследованием одного из самых загадочных явлений - Стояния Зои. Больше полувека назад в доме в самом центре Самары девушка замерла как вкопанная с иконой Николая Чудотворца в руках. Молодой писатель, автор романа «Безымянлаг » Андрей Олех рассказывает, почему эта история сделала город таким, каким мы его знаем, и разбирается: было или не было? Чудо или байка?

Стояние Зои, пожалуй, самая известная легенда Самары. Это история, где факты и вымысел сливаются воедино, КГБ равно по силам Николаю Чудотворцу, а свидетельства очевидцев на равных переплетаются с рассказами «сам я там не был, но знал человека, который все видел».

Многочисленные статьи, документальные и художественные фильмы можно условно разделить на две группы: те, что придерживаются официальной версии, и те, кому ближе церковная трактовка. Они совпадают в некоторых фактах, и абсолютно расходятся в главном. Первые утверждают, что никакой Зои не было. Вторые говорят о настоящем чуде. Так или иначе, это легенда рассказывает нам о том, как город стал таким, каким мы его знаем.

Зоя берет в руки икону Николая Угодника, начинает с ней танцевать и «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Сердце «чуть слышно» стучит в груди

Итак, 31 декабря 1955 года или 14 января или 17 января 1956 года в доме 84 по улице Чкалова намечается вечеринка. Клавдия Болонкина и ее сын Николай ждут гостей. Хозяина дома Николая почему-то нет, и его девушка Зоя Карнаухова, работница «трубочного завода», скучает без пары. В других источниках дом принадлежит самой Зое, но многочисленные показания соседей опровергают это.

Есть мнение, что изначально окаменевшая девушка не имела имени, и появилось оно значительно позже, в 1980-е годы. Более художественная версия гласит, что Зоя Карнаухова - женщина, поверившая в легенду и отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой.

Когда начинается веселье, Зоя берет в руки икону Николая Угодника и начинает с ней танцевать несмотря на предостережения окружающих. В результате она «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Но сердце все же «чуть слышно» стучит в груди. В некоторых вариантах окаменение сопровождается спецэффектами, такими как: «сильный шум, вихрь и ослепительный свет».

О чуде мгновенно узнает весь город, и в этом сходятся все версии легенды. Уже на следующий день у дома собирается огромная толпа любопытных, до тысячи человек, и люди все прибывают. Они пытаются проникнуть в дом и увидеть каменную девушку своими глазами. Власти города выставляют заграждение из конной милиции и тем самым только подогревают интерес.

Церковь и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов

Власти реагируют на это созывом областной партконференции. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов произносит следующую речь: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

По результатам партконференции в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года выходит статья «Дикий случай», в ней говорится: «Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением». После этого в Куйбышеве о чуде узнают абсолютно все.

Легенда обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои

Кроме того, на партконференции принято решение усилить антирелигиозную пропаганду. Количество атеистических лекций в Куйбышеве за 1956 год переваливает за несколько тысяч. Это, разумеется, только подогревает религиозный ажиотаж. Как церковь, так и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов.

Легенда, как и положено, обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере, стоявшем в оцеплении, и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои. Безымянные священники также не в силах помочь окаменевшей, и тогда в истории появляется иеромонах Серафим. Ему удается извлечь икону из рук Зои. Он же говорит, что ее стояние продлится сто двадцать восемь дней - до Пасхи. В церковных источниках говорится, что после этого отца Серафима посадили на три года. В дальнейшем его многократно спрашивали о стоянии Зои, но ни одно его высказывание не опровергает и не подтверждает истинность чуда.

Тем временем Зоя стоит четыре месяца. 4 мая 1956 года в Куйбышеве по адресу: ул. Чкалова, 84, появляется сам Николай Угодник. Он дважды пытается попасть к каменной Зое, но милиция не дает ему войти. На третий день охрана его, наконец, пропускает. «Ну что, устала стоять?», - обращается Святитель Николай к девушке, и исчезает. Стояние Зои заканчивается. Девушка оживает и просит всех молиться. Жизнь свою она заканчивает в монастыре.

В более приземленной, но не менее мистической версии для скептиков, через сто двадцать восемь дней каменную Зою вырезают вместе с куском пола и помещают в спецлечебницу КГБ, где ее также возвращают к жизни, но навсегда оставляют в заточении.

В мае 2012 года около дома на Чкалова, 84 установлена скульптура святого Николая Чудотворца. 12 мая 2014 года дом сгорел, но легенда продолжает обрастать новыми подробностями и свидетелями и в наше время.

Один из главных доводов сторонников чуда - неоспоримый факт всенародного интереса в дни стояния Зои. Но сила слухов - это мощная вещь, и Самара своей недавней историей демонстрирует, как город может сойти с ума за один день, и, например, .

Другой вопрос: как мог появиться этот почти библейский сюжет в советском промышленном городе середины XX века? Косвенный ответ можно найти в демографии. Город менялся, менялись поколения его жителей, а вместе с ними и легенды.

Тихая Самара 1918 года, ставшая , насчитывала около ста сорока пяти тысяч человек. Во время стояния Зои, в 1956 году, горожан было уже семьсот шестьдесят тысяч. Такой огромный прирост населения дали работники авиационных заводов, люди, приехавшие из деревень и столкнувшиеся с новой для них городской жизнью. Во многих источниках Зою называют «комсомолкой» без всякой на то причины. Работница «трубочного завода», оторвавшаяся от корней, - это самая логичная фигура для подобной легенды. Через четырнадцать лет перепись 1970 года, когда на улицах Куйбышева появится маньяк « », впервые объявит город «миллиоником». И Самара по численности окончательно станет большой деревней, такой, какой знаем ее мы.

СТОЯНИЕ ЗОИ

Эта история, потрясшая весь православный мир, случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году . Работница трубного завода, некая Зоя Карнаухова, решила с друзьями встретить Новый год и пригласила их к себе домой на вечеринку. Шёл Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но та настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених Николай еще не пришел. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла из красного угла икону святителя Николая Чудотворца и сказала: "Нет моего Николая - потанцую со святым Николой". На совет подруги не делать такого кощунства она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла танцевать по кругу. На третьем кругу в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая и холодная, как мрамор.

Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: её ноги как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: "Кто наказал, Тот и помилует" .

По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они даже после чтения молитв не могли этого сделать.


В праздник Рождества Христова приехал о. Серафим Тяпочкин (тогда еще о. Димитрий) , отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял икону из рук Зои и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира". Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай , который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок ласково говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи , которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал её, принял ее покаяние и простил ее грехи.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: "Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут".

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения.

Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Говорят, что в скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия возведёт небольшую часовню.

Дом 84 на ул.Чкалова в Самаре

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. "Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он". Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Старец Серафим (Тяпочкин) (1894-1982)

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников: "Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"".

Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо. Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов". Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года". Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По мотивам данной истории в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо». Участие в фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 1956 году по всему СССР распространялась легенда об «окаменевшей Зое», якобы наказанной богом за святотатственные танцы с иконой святого Николая. Странным образом эта история совпала со скандалом там же - в Куйбышеве, когда вскрылось гомосексуальное насилие иеромонаха Серафима над послушниками.

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала её торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи её, несчастненькую. Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!»

Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в её квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнёра для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках.
Именно так разговор, который якобы имел место 18 января 1956 года на Чкаловской улице, был описан несколько дней спустя в газете «Волжская коммуна». Публикация пыталась развеять слухи об «окаменевшей девушке». За беззубой старушкой, которая, вероятно, была первой посетительницей мистической квартиры, последовало много народу, пожелавшего увидеть чудо своими глазами.

По мере роста числа любопытных множилось и количество вариантов истории. Некоторые датировали происшествие новогодней ночью; другие рассказывали, что все попытки взять икону из рук девушки - или даже выбить топором - остались безрезультатными. Третьи предлагали окропить застывшую святой водой или обратиться к врачам. В последующие дни толпа перед домом выросла до нескольких сотен человек. Новость про нездоровый интерес советских граждан вскоре дошла даже до ЦК КПСС. В Куйбышеве, у того самого дома на Чкаловской улице, были выставлены заслоны пешей и конной милиции.
Милицейские посты лишь подогрели ажиотаж. Весть о мгновенной божьей каре за святотатство широко распространилась в околоцерковных кругах области и всей страны, приняв характер легенды. Сегодня благодаря медиа легенда о поначалу безымянной героине известна под названием «стояние Зои» - на её основе даже снят художественный фильм. Почему этот слух (или, с точки зрения верующего населения, новость о божественном вмешательстве) смог набрать такую силу?

Почему она возникла именно во второй половине 1950-х и почему в вернувшей свое название Самаре её вспоминают до сих пор. До сих пор, несмотря на широкое распространение легенды, она хоть и упоминается в некоторых научных работах, но механизмы её возникновения (и её функции) ещё ни разу не были исследованы.

Уполномоченный ЦК по делам РПЦ отмечал тогда, что «весть о чуде» в Куйбышеве в особенности адресовалась молодёжи, призывая её уважать авторитет церкви, соблюдать посты и праздники - именно для этого легенду пересказывали пожилые прихожане. Во время поездки в Борский район (120 километров от Куйбышева) он зафиксировал следующие высказывания колхозников: «Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим молодёжь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в церковь» .

Действительно, многие сельские жители сделали в пасхальные дни 1956 года соответствующие выводы: «Под праздники и в Страстную неделю в этом году не слышно было песен и гармошки, больше стало народу ходить в церковь и причащаться при этом ходили издалека. В Страстную неделю даже кино срывалось».

В других районах и больших городах Куйбышевской области так же сильно возросло количество посещающих службы во время поста и в пасхальные праздники.
Уже позже в основанном в 1959 году журнале «Наука и религия» упоминались события в Куйбышеве. Подобные факты не только показывают, насколько широкое распространение получила эта легенда - по всему СССР, - они ещё дают представление о том, сколько новых вариантов легенды о случившемся на Чкаловской улице возникло к тому времени. Если поначалу темой разговора было только то, что девушка окаменела, то позднее на первый план выдвинулись вопросы о том, сколько времени продлилось «стояние» и чем оно закончилось.

Ещё в июне 1956 года уполномоченный по Куйбышевской области записал, что «и сейчас еще есть разговоры, что она стоит» . В опубликованном четыре года спустя гневном письме члена партии в журнал «Наука и религия» содержится новый вариант истории, согласно которому застывшая девушка «в таком состоянии была несколько месяцев, потом вдруг ожила, вышла из комсомола и стала религиозной» . Ещё два года спустя, в 1962-м, автор отчёта о плохом состоянии антирелигиозной работы в Куйбышевской области сообщал, что теперь у слухов о застывшей девушке такое окончание: «Только когда священник отслужил перед статуей молебен и окропил её «святой водой», окаменевшая ожила» .
Андрей Синявский вспоминает в написанных в эмиграции размышлениях о русской народной набожности ещё об одном варианте, услышанном им в молодости и восхитившем его; по этой версии, сам Николай Угодник взял икону из рук девушки и тем самым освободил её. Как пишет Синявский, КГБ и партийные органы пытались пресечь распространение слухов. Любопытно, что во всех вариантах легенды - как с участием Николая Угодника, так и без его вмешательства - девушку, в конце концов, увозят «органы».

Это специфическая перспектива, в центре которой стоит сила и бессилие советских органов, наглядно показывает, что «история про Зою» была удобна для разных сторон. Каждый, кто пересказывал легенду, мог по-своему расставить акценты. Именно возможность продолжить сюжет - и довести его до счастливого конца - сделали его привлекательным в последующие десятилетия.
Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1955 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице.

Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - 17-летний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учёбе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться.
В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевёл на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное мужеложство» (статья 154а УК РСФСР) к 2 годам лишения свободы.

Несмотря на судимость (да ещё по такой статье) ееромонах Серафим в марте 1964 года был назначен вторым священником Свято-Казанского храма, а через два года стал его настоятелем в сане игумена, и прослужил здесь около 10 лет. В 1976 году его перевели в Черниговскую епархию. Он скончался в Чернигове в 1987 году.

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идёт о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц.
В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются.


(На крыльце Свято-Казанского храма (Республика Коми, Сыктывкар). Слева, с наперсным крестом, - игумен Серафим (Полоз), справа, с посохом, - епископ Архангельский и Холмогорский Никон (Фомичёв). Конец 1960-х)

Возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы.

Есть подозрение, что легенда об «окаменевшей Зое» была придумана в верхах РПЦ, чтобы нивелировать гомосексуальной скандал в той же епархии - в Куйбышеве. Но архивы как самой РПЦ, так и КГБ, курировавшего её, закрыты до сих пор, и потому эти подозрения тоже остаются легендой.

Ульрике Хун «Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды»,

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».


Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.


Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда» , «Московский комсомолец» и «Русский репортёр» . Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.


Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.


Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.


Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.