Презентация на тему "древнерусская архитектура". Древнерусская архитектура Храмы Владимиро-Суздальской земли


Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии.

Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.


София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.


Строение древнерусского храма

купол

барабан

закомары

апсида

портал


Владимирская школа

Новгородская школа


Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.

Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.

У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.

Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Владимирская школа

Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде


Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119

Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства


Новгородский храмы 14 века

Новая форма храма – трёхлопастное завершение.

Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками.

Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь.

Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374


Владимирская школа

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.

Владимирские храмы богато украшены.

Золотые ворота во Владимире

Пятиглавый Успенский собор во Владимире


Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.


Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился.

Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью


Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.

Этот храм является усыпальницей московских царей.


Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.


Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.


Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль.

Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма.

Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность.

Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света



Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами.

Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.


Церкви 17 века

Закомары


Церкви 17 века

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь


Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз.

В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец.

Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.


Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами.

Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.


Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея.

Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

Преображенская надвратная церковь



Какой собор является одним из самых древних, многоглавых?

Храм Покрова на Нерли

София Киевская

Храм Спаса на Нередице

Храм Василия Блаженного



В каком веке был построен Успенский собор Кремля?

16

14

12

15



Какой архитектор создал храм Василия Блаженного?

Бон Фрязин

Алевиз Новый

Аристотель Фиорованти

Барма



Какой собор был построен по приказу Андрея Боголюбского?

Успенский собор

во Владимире

София Киевская

Дмитровский собор

во Владимире

Храм Покрова на Нерли



Почему первые храмы назывались крестово-купольными? Потому что …

Над их куполом крест

В их основании крест,

а над ним - купол

Украшались крестами

и куполами

Архитектура.

Софийский Собор Киева 1037г.

Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка - это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

Софийский собор в Киеве

Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича.

Новгородская София.

Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг.

Дми́триевский собо́р города Владимира - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194-1197 гг.

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

Золотые ворота
выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989году, в народе называлась Десятинной, так как князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Кудашова Ирина Анатольевна

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. София – премудрость Божья. Храм был построен при Ярославе Мудром. Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Число13 куполов, венчающих храм, символично. Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Кудашова Ирина Анатольевна

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах, в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской. По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Кудашова Ирина Анатольевна

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Ансамбль Кижского погоста Кудашова Ирина Анатольевна В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света – Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя. Шедевром деревянной архитектуры называют и весь музей-заповедник, расположенный на одном из островов Онеги.

11 слайд

Описание слайда:

Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), малой Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни (1874 г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам, общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее – Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом. Все эти здания образуют единый целостный художественный ансамбль. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения. Кудашова Ирина Анатольевна

12 слайд

Описание слайда:

В XVII веке большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких барабанах, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Кудашова Ирина Анатольевна

13 слайд

Описание слайда:

Храм Василия Блаженного в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом.

14 слайд

Описание слайда:

Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый храм. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Кудашова Ирина Анатольевна

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань. В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, так как в 1652 году патриарх Никон приказал «шатровые церкви отнюдь не строить». Кудашова Ирина Анатольевна

17 слайд


Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.














Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.



12 Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.

Слайд 2

Развитие городов

Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 3

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева в сер. 12 века.

Слайд 4

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Слайд 5

Архитектура. Живопись

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид боярских хором.

Слайд 6

Архитектура. Живопись.

В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Слайд 7

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 8

Архитектура Древней руси XI-XIV веков

  • Слайд 9

    Раздробленность Руси

    «И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
    «В Ростовской земле – князь в каждом селе».

    В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
    Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
    Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

    Слайд 10

    Архитектура Древней руси

  • Слайд 11

    Стили архитектуры

    Новгородский стиль:

    • мощь, монументальность;
    • невысокие, крепкие;
    • 5-ти или одноглавые;
    • вместо закомар скатное перекрытие;
    • украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
    • Арки и треугольники на барабанах.

    Владимиро-Суздальский стиль:

    • храмы стали выше и стройнее;
    • стены более тонкие и лёгкие;
    • вместо скромных украшений;
    • богатая каменная резьба на стенах;
    • аркатурный пояс;
    • вытянутые барабаны.
  • Слайд 12

    Новгородская архитектурная школа

  • Слайд 13

    «Господин Великий Новгород» - приемник Киева

    Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
    XI век – эпоха «трёх Софий».
    Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.

    Слайд 14

    Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

    • Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
    • Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
    • Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
    • Внутри расписан фресками.
  • Слайд 15

    Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

    • заказчик кн. Всеволод;
    • плинфа, известняковая плита;
    • Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
    • Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.

    В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.

    Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).

    Слайд 16

    Строительство храмов в XIII веке

    С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:

    • одноглавые;
    • невысокие;
    • небольшие в объёме;
    • трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.

    Примеры архитектуры:

    • Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
    • Церковь Симеона в Зверином монастыре;
    • Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
  • Слайд 17

    Украшения новгородских храмов

    • фигурные ниши;
    • розетки-углубления;
    • крестики из кирпича;
    • на барабанах;
    • маленькие арки;
    • треугольники на барабанах.
  • Слайд 18

    Примеры русской архитектуры

    • Церковь Рождества Христова на Кладбище;
    • Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

    Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.

    Слайд 19

    «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
    В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»

    И.Э. Грабарь

    Слайд 20

    Владимирская архитектурная школа

  • Слайд 21

    Храмы Владимиро-Суздальской земли

    В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
    Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.

    Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:

    • Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
    • Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
    • Использовали белый камень богато украшали стены.

    Золотые ворота во Владимире.

  • Слайд 22

    Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157

    • Строили мастера из Галича;
    • Строился как крепостной бастион;
    • Имеет форму куба, осевая симметрия;
    • Одноглавый, четырёхстолпный;
    • Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
    • Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
    • Узкие окна-бойницы;
    • Храм-богатырь.
  • Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.