Алхимик – кто это. Алхимия - это донаучное направление в развитии химии

Часто любители мистики задаются вопросом: «кто такой алхимик?» Во многих произведениях писателей-фантастов, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Джоан Роулинг и Виктор Гюго, часто затрагивается тема алхимии. Изучение этого вопроса (особенно в нашем мире точных наук) становится очень интересным! Эта статья расскажет, что такое алхимия, откуда это учение произошло и как относятся к этой теме в наше время.

Рассмотрим, что такое алхимия

Если говорить простым и понятным языком, алхимия - это подразделение натурфилософии: изучение материи, превращение одного элемента в другой. Натурфилософия - это естествознание, учение о природе. Оно никак не связано с наукой - это скорее умозрительные заключения, которые не были подвержены опытам и не имеют научных доказательств.

С появлением физики, которая может грамотно объяснить природные явления в нашей жизни, учение алхимии вытесняется и является на сегодняшний момент псевдонаучным, не доказанным экспериментами и фактами. Алхимия - это магическое и оккультное учение, которое сложилось в эпоху среднего века. В основу этого учения положены известные в то время химические свойства, а также тогдашние представления о жизни человека в обществе.

Возникновение алхимии

Сложно сказать, кто же был первым алхимиком, но известно, что эта культура складывается в Александрийской Античности (II-VI века н.э.) и основывается на учении Аристотеля о четырех первозданных элементах: воде, воздухе, огне и земле. Сам Аристотель признавал единство материи и считал, что каждая материя изменяется с помощью опытов. В то время люди начали активно изучать процесс горения, с помощью которого ставили различные химические опыты. Это побудило алхимиков развивать свою деятельность. Это философское учение возникало:

    в Древнем Египте;

    в Римской империи;

    на Востоке, в арабских странах (считается, что арабы были особенно могущественными в алхимии);

    в странах Европы в эпоху Возрождения алхимия набирала обороты: Парацельс стал использовать химию в медицине.

Поиски философского камня

Главным, что двигало людей, занимающихся алхимией, было усовершенствование знаний: они стремились к тому, чтобы одно вещество могло превращаться в другое. Главной целью многих алхимиков, которые просиживали днями и ночами в лабораториях, было узнать, можно ли вещество (например, свинец) превратить в золото или серебро.


Также главной целью было создать философский камень - определенный магический атрибут, способный превращать металлы в золото. Учеными доподлинно не доказано, существовал ли философский камень, который безукоризненно выполнял свое предназначение, или нет, но по-прежнему существуют интересные рецепты, которые можно воссоздать даже в домашних условиях. Но помните, что эти опыты опасны для жизни и здоровья человека: много работ приходится выполнять с помощью ртути, которая в лучшем случае вызовет тяжелое отравление.

Рассмотрим интересный рецепт Джорджа Рипли, изложенный в трактате о получении брома, «первичной материи». Для получения философского камня потребуется ртуть, кислый виноградный спирт, обмазанная глиной реторта. Ученый описывает такие химические явления, как дистилляция и горение веществ.

А вот предшественник Рипли, монах Рогерус, описывал сложный магический способ приготовления философского камня. Согласно ему, алхимикам необходимо откармливать и разводить в специальной комнате в подвале старых петухов. Из яиц должны были вылупиться рептилии. Для приготовления раствора нужна кровь этих существ, кровь мужчины с рыжими волосами, а также красная медь. В результате медь должна была превратиться в золото. Но чтобы превратить один металл в другой, можно провести и менее радикальный эксперимент .


Алхимические опыты в домашних условиях

Вопрос о том, можно ли совершать алхимические опыты, остается открытым, потому что наукой не доказано существование «потусторонних сил». Но существуют интересные химические опыты, которые можно проделать в домашних условиях, основывающееся на точных науках без использования магии. Например, интересно сделать раствор лимонной кислоты и вырастить большие кристаллы, добавляя в воду красители. Это простой процесс, правда, на него уйдет много времени. Также существуют и другие опыты по превращению одного вещества в другое: получение из уксуса и соды углекислого газа, изготовление сухого льда и т.д

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )

лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Алхимия

(нем. Alchimie, от араб. ´al-kimiya) - позднеантичное и средневековое учение о строении и превращении веществ. А. сложилась в III в. н.э. в Александрии на основе технических знаний о веществах (получение металлов, красок, лекарств и т.п.), космологической мистики Ближнего Востока и философии неоплатонизма. Термин возник в VII в. у арабов, а нынешнее понимание А. (получение золота и серебра из иных металлов) появилось лишь в XVII в., с рождением химии.

В течение столетий единственным основополагающим соч. А. была Tabula Smaragdina (Изумрудная скрижаль), приписанная мифическому древнему автору Гермесу Трисмегисту; в этом соч. золото отождествлено с солнцем, а серебро - с луной; мир объявлен единым целым, которому солнце - отец, а луна - мать. Смутное предписание Изумрудной скрижали («Отдели землю от огня...» и т.д.) и пророчество («Так свершится единение всех вещей... И вот уже вселенская слава в дланях твоих») были поняты как призыв подчинить природу путем златодельческих манипуляций. От той же эпохи (III в. н.э.) дошли два папируса, описывающие приемы получения сплавов, похожих на серебро и золото, а также подделки жемчуга, пурпурного крашения тканей и т.п. С самого начала алхимическое учение было неразрывно связано с герметической философией (герметизм). Неоплатонизм дал всему этому теоретическую базу, в т.ч. антиатомизм (утверждение непрерывности материи) и параллель макро- и микрокосма. Античная идея четырех стихий преобразилась в учение о порождении всех металлов за счет соединения серы и ртути при содействии соли (причем направлять превращение металлов в золото должен был катализатор, «философский камень» - таинственное вещество, получение которого А. ставила главной целью). Отсюда идея Tria Prima - трех первоэлементов, из которых якобы создано все сущее, в т.ч. и все живое. Все прочие элементы мыслились получаемыми из основных путем перехода, который называли трансмутацией. Тем самым А. выражала претензию быть общей натурфилософией: экспериментируя с Tria Prima, можно сделать все, вплоть до искусственного человека (гомункулуса).

В XIV–XVI вв. успехи А. в подделке золота привели к наводнению рынка фальшивой монетой, которую чеканили многие монархи Европы. В 1317 Папа Иоанн XXII издал буллу против алхимиков-фальшивомонетчиков, отметив связь А. с магией. Однако А. продолжала развиваться при королевских и княжеских дворах. В XVI в. А. способствовала развитию медицины, в частности, фармакологии (Парацельс и др.). Языческий характер учения А. и его близость к колдовству вызывали запреты и преследования А., иногда вплоть до сожжения алхимиков. На Тридентском соборе была определена позиция Церкви в отношении А.: занятия А. допустимы, если они способствуют познанию свойств веществ и не противоречат нормам христ. веры и нравственности.

Идея единой вещественной природы живого и неживого родила мысль, что тело человека можно совершенствовать теми же приемами, что и металлы, причем универсальным лекарством должен служить философский камень (который поэтому называли и панацеей, и эликсиром жизни). Отсюда - поиск универсальных приемов лечения (т.е. возврат к идее Гиппократа) и получение химическим путем лекарств, что преобразило медицину. В ходе попыток найти филос. камень были открыты многие важные химические факты. С утверждением основной идеи химии (элементы друг в друга не переходят) А. в XVIII в. перестала считаться наукой и сохранилась лишь как эзотерическая область знаний.

Неполное определение ↓

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Алхимия для начинающих

    ✪ Occultus [Алхимия] #1

    ✪ "ДУХОВНА АЛХИМИЯ" част І, 18.05.2018

    ✪ Головин Алхимия

    ✪ Алхимия жизни. Регенерация тела и тайна питания | Встреча с Дмитрием Лапшиновым

    Субтитры

    Это очень интересная тема. Если человек это не сможет принять – он никогда не сможет начать. Часто люди вначале пытаются дотошно записывать, пытаются разобраться, в том, что им надо делать. А я говорю: «Вы всё равно будете делать неправильно, как бы вы ни записывали». Даже если вам записать 10 видео уроков, вы будете смотреть и всё равно будете делать неправильно. Даже если вы будете смотреть в зеркало, вы всё равно будете делать неправильно. Почему? Первый момент – вы используете сознание, которое у вас ещё не подготовлено. То есть, мало того, что вы воспринимаете ещё не так, как надо воспринимать, так вы ещё и накладываете свою правильность в это, типа «я вот считаю, что нужно делать так» или считаете, что вы всё понимаете, как часто человек говорит, что он знает, понимает. Развитие начинается, когда достигнута срединность в мозге, то есть сосредоточенность, опирающаяся на реальные геометрические показатели, физические показатели, биохимические показатели. В противном случае человек использует уже наработанную или имеющуюся модель в мозге. И по сути, всё, что мы делаем, оно лишь наполняет то, что и так есть. Это особенно проблема с пассионариями. Они приходят, у них и так достаточно энергии, понимания, образования и они очень быстро наполняются тем, что есть и им становятся понятно и даже неинтересно. А в реальности что они сделали? они наполнили имеющееся или дополнили и, в принципе, не смогли стать выше этого. Первый показатель того, что человек неправильно занимается - это отсутствие у него нарабатываемого внимания, и здесь ловушка. Потому что каждый может сказать «Я во внимании; я понимаю, что такое внимание». А здесь очень просто понять: цепляете ли вы своим сознанием любое слово, сказанное вам; или вы отключаете своё сознание, чтобы не цеплять своим сознанием все те слова, что говорят люди, не ответствуя при этом за свои слова. Мозг, особенно для женщины, должен работать по принципу «включился-выключился», выключился на матке – включился на мозге. Поэтому для женщины важно наработать фокусировку. Фокусировка хороша тем, что она требует наведения-цель- отпустили; наведение мозга в цель - отпустили. Так нарабатывается внимание. Второе. Люди не могут правильно начать заниматься, потому что у них не простроена циркуляция энергии. Следовательно, они будут опираться на циркуляцию энергии, которая у них есть. И сколько не добивайся от человека правильного положения, движения – а энергия не циркулирует. А это физическое обоснование. Это не просто там какая-то энергия куда-то циркулирует, а она опирается на мозг, выстроенный мозг понимает, следует и самое удивительное – чувствует это движение, которое объединяет его тело или не объединяет. Энергия это не общее, а даже если она что-то общее, то это не имеет значения для практикующего, пока он не начнёт понимать не просто эти потоки внутри себя, а как этими потоками можно управлять. Следовательно, человек будет развивать, может быть, не выстроенную циркуляцию энергии, или нарушенную циркуляцию энергии, и зачастую, делать ещё хуже себе. При этом человек будет считать, что он занимается в лучшей школе, у лучшего мастера, и всё должно быть правильно. Нет. Сегодня это не помогает. Сегодня каким бы ни был крутым мастер, всё зависит от ученика, или можно ли научить занимающегося ученика правильно обучаться. Если это добивается, то потом – да. Потом возможно и нужен тот, кто обучает, но до этого тот, кто обучает не нужен, нужны вы, обучающиеся. Вы должны совершенствовать искусство обучения, а не заниматься коллекционированием знаний, техник и прочего. Третье. Нарушение в теле. У человека может быть нарушена мышечная, сухожильная или костная система, и если он начинает опираться на тело, при этом упускает мозг, упускает поток энергии – и тело ещё больше уводит в сторону. То есть человек становится зависим от ощущений, которые ему даёт тело, но при этом он не понимает: правильное у него тело или неправильное. И практика становится эмоциональной, то есть либо ему нравятся эти движения, либо нет. То есть три условия, которые объясняют очень важное. Для любого начинающего, как бы он не хотел, первое время он всё равно будет делать всё неправильно. Сколько может продлиться это время? Я считаю в современном обществе, наблюдая 30 лет, как занимаются люди – минимум три года. Конечно, всё зависит от возраста и блокировки тела, но минимум три года, чтобы человек перенастроил себя, кому-то надо пять лет, а кому-то и двадцать не хватит, но минимум такой. Для этого требуется терпение и это первое, что нужно познавать. То есть как, занимаясь неправильно – заниматься правильно, это второй момент. Что нужно знать человеку, который знает, что он неправильно занимается? Первое – он должен знать, что он занимается неправильно, он должен это принять. Второе – он должен понимать направление. И первое здесь – это мозг, второе это энергия и третье – это тело, но они не должны быть отсечены друг от друга. Потому что самое важное здесь – заниматься с телом. А как же так, если первичен мозг? А в этом-то и хитрость, что занимаясь телом, нужно заниматься через мозг и через энергию, а не заниматься телом, как просто телом. Потому что если человек будет заниматься только мозгом, он всё равно будет опираться на те отделы мозга, которые у него развиты. То есть КПД и качество должны определятся той сосредоточенностью и заданиями, над которыми вы работаете. Второе, человек должен параллельно убирать отвлечения, которые уже регулируют его жизнь. В первую очередь на уровне регулирования своего времени и на уровне регулирования своего питания. Третье, у человека должен быть ритм, направленный на изменение себя. То есть, у каждого растения есть ритм, по закону которого она растёт. Если вы не выстроите базовый ритм, который исходит из задач: убирать отклонения, мобилизовать себя и формировать усилие – то ничего у вас не получится. И самое важное. Первая часть, если вам всё нравится, что вы делаете – здесь может быть опасность. Так как если человек не привык сосредотачиваться, то это его может утомлять, может ему надоедать, может ему не нравится. Конечно, многое зависит от того, где человек занимается, какое поле, в котором он занимается и организация места или пространства для практикующего –всё это очень важно, и в чём он занимается, и где он занимается, а уж потом – как он занимается, то есть элемент подготовки. Но сегодня человеку принять идею, что куда бы он не пошёл, он будет делать всё неправильно – невозможно. Это не позволит эго, наработанный опыт и всё остальное. Это работа. Но если это не начинать – то никогда и не реализовать это дело.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء ‎ (’al-khīmiyā’ ), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία - «флюид» , χυμος - «сок», χυμενσιζ - «литьё» ) либо восходит к самоназванию Древнего Египта - Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило:

  • серебро - Луна ,
  • ртуть - Меркурий ,
  • медь - Венера ,
  • золото - Солнце ,
  • железо - Марс ,
  • олово - Юпитер ,
  • свинец - Сатурн .

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа , при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса , Зосима Панополита , Олимпиодора . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру . Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату » - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне , как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие , развил учение о нумерологии , связав арабские буквы с названиями веществ.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Алхимия в эпоху Возрождения

В XIV-XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс . Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI , Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды , ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии , первоначальных элементов : четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского () начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль » (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов : земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна » (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее , совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования , дистилляции ;
  • священного брака , соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны , Гермафродита и Салмакиды , самца и самки разных животных и т. д. , в индийской - союза Шивы и Шакти , в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых .

Роль алхимии в истории науки

Представление об алхимии как «примитивной химии », сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается , что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии . В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию », а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию ».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ . Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма .

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций , существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм , позднеантичный гностицизм , христианство , неоплатонизм , зороастризм , манихейство , суфизм , эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития , которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов . Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности .

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.) русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом ». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма , которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении . Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером , Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. - Leuven: Peeters, 1997. - P. 563. - ISBN 90-6831-939-6 .
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. - М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, - New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream - the Quest for the Elements, - New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293-305
  9. Мировая история. Средние века
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.