Азербайджанские евреи как называются. Азербайджанцы и Евреи братские народы! После присоединения азербайджана к ссср

Одно из самых любопытных мест в Азербайджане – Красная Слобода. Тут уже 2 тысячи лет компактно живут горские евреи. Во-первых, место уникально тем, что хотя буквально через реку находится азербайджанский городок Куба, каких-то серьёзных конфликтов между мусульманами и иудеями никто не помнит!

Когда-то слобода даже называлась Еврейской, но советская власть её осторожно переименовала. При этом живут евреи как типичный кавказский народ и от соседей отличаются главным образом религиозными обрядами. Ещё им то ли в наследство от персов, то ли в ходе обмена опытом с азербайджанцами досталось умение ткать ковры.

Разговаривают местные евреи не на иврите и не на идише, а на собственном языке джухури, название которого так и переводится – "еврейский". Большинство из них при этом знают ещё азербайджанский и русский. Джухури, кстати, родственен фарси, так что версия о происхождении горских евреев от евреев древней Персии имеет основания.

В общем, горские евреи спокойно жили тут эти пару тысяч лет, сохранили свой язык и свою религию (в посёлке на 3,5 тысячи жителей 7 синагог) и отправили в "большой мир" множество известных уроженцев. Если бы вы спросили меня, кто самый известный горский еврей, я бы сходу назвал Илизарова, изобретателя того самого аппарата, но он родом не из Красной Слободы. Здесь совсем другие герои!

01. Красную Слободу иногда называют Кавказским Иерусалимом, но она больше похожа не на Иерусалим, а на... !

02. На другой стороне реки – город Губа.

03. Не верите про Цыганскую горку? Думаете, я опять всех троллю? А-ха-ха!

04.

05. Добро пожаловать в гости к горским евреям!

06.

07. Для Красной Слободы характерная сезонная миграция. Многие горские евреи, живущие в Москве, Израиле и США, приезжают в родное село лишь на лето или во время иудейских праздников. Ещё одно сходство с цыганскими Сороками.

08. Дома... Прекрасная крыша в региональном стиле "мини-маркет на остановке автобуса в Омске начала 2000-х".

09. Вот такие дворцы строят себе местные успешные бизнесмены.

Пожалуй, самый известный уроженец Красной Слободы – основной владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.

Первую компанию Исмаилов создал ещё в 1988 году, и называлась она "Коммерческая благотворительная фирма" ;) Этот кооператив торговал одеждой и ширпотребом. Пару лет спустя он превратился в группу АСТ, которая занималась множеством видов бизнеса. В разное время группе АСТ принадлежали Черкизовский и Варшавский рынки в Москве, ресторан "Прага", бизнес-центр "Военторг" и так далее.

10. Это к вопросу о том, откуда у горских евреев появляются деньги на дворцы.

Когда на Черкизоне внезапно нашлась контрабанда на $2 млрд, расстроившая лично Путина, Исмаилов уехал в Турцию, где успел открыть 7-звёздный отель Mardan Palace стоимостью $1 млрд. Как пишет Forbes , вернуться в Россию ему помогло обещание построить в Сочи гостиничный комплекс к Олимпиаде. Однако позже этот проект "подхватили" структуры "Реновы" Виктора Вексельберга.

В конце прошлого года суд признал Исмаилова банкротом. Несколькими месяцами ранее его состояние оценивалось в $600 миллионов, но теперь Исмаилов покинул рейтинг Forbes. Ещё об Исмаилове известно, что он собрал коллекцию из 2000 наручных часов, а однажды подарил Николаю Баскову виллу на день рождения...

11. Кажется, кафе делают... В Москве много похожих забегаловок с кавказской кухней. Хозяева почти всегда считают нужным оборудовать фонтан, пусть даже и из пластика.

12. По некоторым домам сразу не скажешь, заброшенные они или жилые.

13.

14. Симпатичные ворота...

15. ... вот в таком доме!

Два других известных представителя Красной Слободы, которые стали заметными фигурами в России, – друзья и партнёры Год Нисанов и Зарах Илиев. Состояние каждого из них оценивается в $3,2 млрд, они занимают 26-ю и 27-ю строчки рейтинга Forbes. Московская карьера друзей также сначала была связана с Черкизоном: на территории рынка действовал рынок поменьше, известный как "Илиевский".

Сейчас им принадлежит самый посещаемый в России торговый центр "Европейский", гигантский агрокомплекс "Фуд Сити", ТЦ "Лотос-Сити", "Электронный рай", торгово-ярмарочный комплекс "Москва", мебельный центр "Гранд", рынок "Садовод", одна из башен Москва-Сити и гостиница "Украина" (Radisson Royal Moscow). А ещё именно их компания построила "Москвариум". Нисанова и Илиева называют крупнейшими владельцами торговой недвижимости в Москве.

Нисанов своё бизнес-восхождение начал с того, что в 90-х открыл в родном селе комиссионный магазин, а Илиев в молодости шил знаменитые кепки-аэродромы...

16. Кое-где сохранились старые постройки. Довольно мило.

17. Дворец счастья! Это такой иудейский зал для свадебных торжеств.

18. В переулках тротуаров нет. Есть дорога и есть участок возле дома, который каждый превращает во что хочет.

19. Стритрейсинг

20. Одна из главных улиц. Старых домов тут сохранилось больше. И даже тротуар в наличии.

21. Но всё равно это путешествие с препятствиями.

22. Мило.

23. Конечно, нельзя было обойтись без пластиковых балконов.

24. В некоторых дворах ещё не родились свои Исмаиловы, Нисановы и Илиевы...

25. Какой-то турист

26.

27.

28. Как и цыгане, горские евреи в Красной Слободе большое внимание уделяют понтам. Думаете, эта ваза просто так стоит на подоконнике? Нет! Её все должны видеть!

29. Вазы и сервизы из богемского стекла – это признак богатства. А богатство нужно выставить на всеобщее обозрение, иначе не круто.

30.

31. Такси)

32. Обычный для Красной Слободы контраст.

33. Ещё о понтах. Если уж пафосный номер, то три семёрки!

34. Особенно если у тебя чёрный "Мерседес" позапозапрошлого поколения! На чёрном "Мерседесе" по Красной Слободе может фланировать 15-летний подросток, демонстрируя миру свою крутость.

35. Обратите внимание на высоту стены.

36. А у дома владельца "Порше" весь первый этаж в решётках. А как же вазы?!

37. Вот такая она, родина хозяев торговой Москвы.

Согласно одной гипотезе горские евреи, проживающие в Азербайджане, являются потомками древнего народа под названием хазары. Автор статьи Диана Коэн Альтман. Представляем ее вашему вниманию:

Азербайджан – это страна, большинство населения которой составляют мусульмане шииты. Азербайджано-еврейская дружба, которая имеет долгую историю, хранит много тайн и секретов. Лидеры Хазарской империи восьмого века были известны тем, что оставили идолопоклонство и поклонение единому божеству по имени Тенгри и приняли иудаизм.Полукочевое тюркское племя хазары появились на севере между Черным и Каспийскими морями. Хазары держали под своим контролем земли от Волго-донской степи в восточном Крыму и на Северном Кавказе на протяжении трех веков. Об этом часто упоминается в источниках, описывающих промежуток между 650 до 969 годами н.э.

Обстоятельства, подтолкнувшие хазар принять иудаизм и их взаимосвязь с другими евреями,остаются покрытыми тайной. Тем не менее, история хазар и их соседей представляет собой больше, чем просто недостающий элемент еврейской истории. История Хазар содержит ключи к модели азербайджанской толерантности, которую мы наблюдаем сегодня.

В 1970-е годы, читатели книги писателя и журналиста Артура Кестлера «Тринадцатое племя» размышляли над интригующей гипотезой, что европейские ашкенази произошли от хазар, которые мигрировали в Восточную Европу, когда их империя потерпела крах и была разрушена.

Ученые дискредитировали данную книгу по разным причинам. Антисемиты использовали теорию о том, что хазарские тюрки являются предками современных евреев, чтобы подвергать атаке сионистские требования Израиля в качестве обнаружения их прародины.

Решение хазар стать евреями может в действительности отражать желание остаться независимыми, как от арабо-мусульманского халифата, так и от христианской Византии. Тем не менее, преобразование хазар в евреев резонирует с существованием еще одного крупного еврейского сообщества, проживающего в данном регионе, а именно горских евреев Губы, города, располагающегося в 160 км от Баку, столицы Азербайджана. В то время, как о хазарах и горских евреях известно довольно мало, однако, согласно сказаниям, считается, что хазары и горские евреи активно взаимодействовали друг с другом и, что горские евреи сыграли значительную роль в превращении хазар в евреев.

Согласно историческим источникам, горские евреи поселились на севере Азербайджана после выхода из состава персидской империи в 5 веке. Они разработали свой собственный язык, джухури или иудейско-татский язык, который используется и сегодня. На протяжении веков они поддерживали хорошие отношения со своими мусульманскими соседями.

В последние годы горские евреи Красной слободы, которая считается вторым компактным местом проживания евреев после Израиля, начали привлекать все большее внимание. Они практикуют смесь ашкеназских и сефардских религиозных традиций, и соблюдают обычаи, уникальные для своего сообщества.

Многое из того, что известно об истории горских евреев сохраняется исключительно в устной форме, хотя археологи также обладают доказательствами в виде артефактов, таких как священные тексты, архитектура и талисманы.

Письменные источники доказывают, какое сильное положительное впечатление горские евреи производили на своих соседей. Будучи грамотными и религиозными, из горских евреев получались отличные всадники, воины и квалифицированные агрономы. Они проявили завидную решимость адаптации к окружающей среде. Даже к богатой музыкальной культуре кавказского региона они добавили свой собственный дополнительный репертуар.

Посетители, которые сегодня приезжают в Красную слободу, поражаются тем, как евреи смогли сохранить компактное место своего проживания, что у них имеются еврейские учреждения и тем, как часто они используют звезду Давида в качестве украшения своих домов. Но те, кто останется на некоторое время в Губе, также поразятся прекрасными отношениями, которые поддерживают еврейская и мусульманская общины города.

История этнических отношений в Азербайджане осложняется и затуманивается не только из-за отсутствия исторических фактов, но и долгой историей смешанных браков и преобразований. Что касается горских евреев, то многие из них переехали жить в Израиль, несмотря на то, что во многих случаях у них были хорошие дома в Губе.

Учитывая расположение Азербайджана на великом шелковом пути, и военные вторжения, которым подвергалась страна на протяжение своей древней истории, не удивительно, что в государстве проживают многие этнические группы, причем в непосредственной близости друг от друга. Однако, согласие между евреями и мусульманским населением Азербайджана резко контрастирует с тем, как относятся к евреем в других соседних регионах.

Многие азербайджанцы часто подчеркивают тот факт, что различные этнические группы, работающие и живущие в Азербайджане,помогли сплотить азербайджанский народ и пройти через многие империи, включая СССР, причем сохранить свое единство. Семейные и дружеские отношения между группами разной этнической принадлежности являются довольно распространенным явлением для Азербайджана. Лидеры Азербайджана часто ссылаются на отсутствие в стране антисемитизма, поддержку синагог и еврейских школ, а также регулярно подчеркивают вклад еврейских азербайджанцев в развитие страны на протяжении истории.

В то время, как археологи и историки продолжают раскрывать и анализировать исторические доказательства и артефакты, азербайджанцы и гости страны продолжают пользоваться плодами межнационального согласия и дружбы. Нет сомнений в том, что хазары и горские евреи имеют много общего.

Рафаэль Харпаз, посол Израиля в Азербайджане с 2012 по 2015 год сказал: «Модель азербайджанской толерантности стала для меня приятной неожиданностью. Я много путешествовал по другим странам, но нигде не встречал такого. В Азербайджане мусульмане никогда не отделяли евреев, они являются полноправными членами азербайджанского общества».

Действительно, после восстановления своей независимости от Советского Союза в 1991 году, Азербайджан проводил обширную работу, чтобы вернуть и документировать свою историю. Более глубокое понимание истории Азербайджана принесет новые яркие идеи для раскрывания секретов человеческой истории.

АЗЕРБАЙДЖА́Н (Азербайджанская Республика), государство в восточной части Закавказья. До начала 19 в. территория Азербайджана входила в состав Ирана. В 1803–28 гг. северная часть Азербайджана отошла к России. С марта 1922 г. до конца августа 1991 г. северный Азербайджан входил в состав Советского Союза (в 1922–36 гг. в рамках Закавказской федерации). Южная часть, оставшаяся в составе Ирана, - Иранский (реже Южный) Азербайджан (главный город Тебриз).

Средние века

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).

Во второй половине 13 в. Ильханиды - монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (см. Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России.

В составе Российской империи

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Главным еврейским центром был город Куба́, где в 1835 г. жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 г. в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 г. в селе Варташен (с 1990 г. - Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 г. здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было пятеро евреев, которых называли рабби (см. Раввин).

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х гг. резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк - основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган - создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897 г., жил 14791 еврей, в том числе в Кубе́ - 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе́ в 1908 г. была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения (см. Сионизм). В 1891 г. здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 г. - первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 г. присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20 гг. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

Начало ХХ века

Занятия в начальной еврейской школе. Куба. Начало 1920-х гг. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.–Т-А, 2001.

В 1917 г. в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 гг. - еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 гг. - двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 г. некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920 г.) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 г. в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке - орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии (см. По‘алей Цион) и ее молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было шесть евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 г. до 1912 г. - меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918). В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них - министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу́. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927 г., в нем было занято лишь 250 еврейских семей.

В 1920-х гг. была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках (см. Еврейские языки и диалекты). В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро. Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938 г., когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 г. существовали татские классы). В 1934–38 гг. в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и воз­глав­ляв­шийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е гг. как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 гг. в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 г. был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин.

По переписи 1926 г., в Азербайджанской ССР было девятнадцать тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959 г., в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 - идиш. По данным 1970 г., в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979 г., в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 г. - 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е гг. евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45 гг. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

К началу 1940-х гг. в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе́, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев; сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х гг. беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 г. из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депорти­рованы все курдские евреи.

В послевоенное время

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х гг. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (родился в 1927 г., с 1978 г. в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х гг. В Баку в 1987 г. открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель - Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 г. в Израиле). В 1989 г. в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 г. было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан - Израиль», которое с 1992 г. начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов Второй мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике еще с 1970-х гг.

Куба. Синагога после частичной реконструкции. 1996 г.

В 1990-е гг. функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе́ и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 г. там открылась иешива. В 1997 г. в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х гг. в предместье Кубы́ Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 г. в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994 г., иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году . Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По предварительным данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов неожиданно показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), в действительности это всего лишь парадоксы несовершенной статистики, так как ранее горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.

Доля смешанных браков среди евреев-мужчин в период с 1936 по 1939 годв снизилась 39 % до 32 %, а среди женщин наоборот возросло с 26 % до 28 % . На 1939 год доля замужних евреек в возрасте 20-49 лет составляло 74 % . В 1989 году среди горских евреев доля проживающих в однородных семьях составила 82 %, среди ашкеназских - 52 %

В начале 2000-х гг. помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 г. в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 г. в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 г. в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 г. в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 г. создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 г. материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 г. был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936 г.), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 г. был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 АЗЕРБАЙДЖАНских военнослужащих - четыре еврея.

В ряде АЗЕРБАЙДЖАНских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 г. стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на АЗЕРБАЙДЖАНский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 г. - 466 человек, в 1990 г. - 7905 человек, в 1991 г. - 5676 человек, в 1992 г. - 2777 человек, в 1993 г. - 3500 человек, в 1994 г. - 2270 человек, в январе–июне 2003 г. - 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 г. в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х гг. большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х гг. составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около трех тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993 г. 11 мая 1994 г. временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 г. израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 г. составил 545 тыс. долларов, импорт - двенадцать тысяч; в 1994 г. экспорт и импорт значительно возросли.

Энциклопедия "Про все на свете"


Почему азербайджанки выходят замуж за евреев?

Азербайджанцы - обойденный и позабытый народ.
Я утверждаю, что так было со многими народами мира, древнейшими и новейшими, и только вера и уровень возвышали эти народы до возможности, каждую, иметь, в свои сроки, огромное мировое влияние на судьбы человечества.

Но тут другое, я азербайджанец, и должен со всей серьезностью заявить, что нормальный народ армянам войну не проиграл бы.

Можно проиграть войну русским, как это произошло с чеченцами; ясно, когда война проиграна американцам, как это было с иракцами; совершенно понятно, когда армяне проиграли туркам, это не зазорно.
Но когда целый народ проигрывает войну каким – то армянам, причем будучи и по численности и по территории в два раза больше противника, значит тут что – то не то.

Значит в этом супе что – то не хватает, что - то в этой нации не в порядке с генами или с ДНК.
Повторяю: НОРМАЛЬНЫЙ НАРОД АРМЯНАМ ВОЙНУ НЕ ПРОИГАЛ БЫ!

Если жена изменят мужу с любовником, это нормально, но если она изменят супругу со свиньей, если она ложится в постель с хрюшей, ну или иной скотиной, то это зоофилия, тут что – то не так с мозгами, психикой.
Я всегда подчеркивал, что азербайджанцы не профессиональная нация, это фольклорная нация.

Ей нравится танцевать, плясать, петь, готовить еду, притом шикарные яства, прыгать через костер, а в остальных, как бы более серьезных делах азербайджанский народ пасует.
Среди азербайджанцев ни в одной сфере и отрасли нет ни одного профессионала.

Покажите мне легендарного разведчика – азербайджанца уровня Кима Филби, Льва Маневича, Рудольфа Абеля.
Покажите хотя бы единого великого азербайджанца среди эпохальных актеров, ученых, спортсменов.

Женой Есенина была великая Айсидора Дункан, супругой незабвенного Сальвадора Дали была русская танцовщица Галина.
Я это к тому, что русская девушка сумела зачаровать и влюбить в себя великого человека, точно также, как русский человек расположил к себе великую даму.

Это совпадение?

Я долго копался, искал, но среди азербайджанцев таких фактов нет, азербайджанка хоть и красива, но она не в состоянии влюбить в себя легендарную личность. Это практически исключено.
В крайнем случае, высокоразвитая азербайджанка из элитной бакинской семьи выйдет замуж за еврея, поедет жить в Канаду, Израиль или США.
Можно вспомнить, как дочь Ильхама Алиева вышла за сына Агаларова, за сына МОСКОВСКОГО ФАРЦОВЩИКА.

Это более чем нормально, было бы странно, если бы она вышла замуж за сына турецкого правителя Сезера, так как сын Сезера дипломат, о чем он будет говорить с бакинской красавицей? О чем?
О магазинах на Елисейских полях? Или о курортах в Швейцарии?

Ему это не нужно. Уровень есть уровень. На другое мы не способны.

Когда дочь Назарбаева вышла замуж за сына Акаева, а потом сама же инициативно отшила его, меня это насторожило, я с уважением отнесся к дочке казахского президента. Только личность может порвать семейные узы с сыном короля, коим на тот момент являлся Акаев.
Скажем, на это азербайджанка не способна, кишка тонка. Ее удел (или судьба, как угодно) – еврей!

Это факты, только за 2005 год в Азербайджане было зарегистрировано 271 смешанных браков, когда азербайджанка выходит за еврея.
Я не понимаю, как азербайджанка может полюбить еврея? Или влюбить в себя еврея?

Азербайджанка крайне капризна, ко всему относится с иронией, любит сорить деньгами, то есть все эти качества не свойственны евреям или еврейкам.

Брак между евреем и азербайджанкой - это типичная проституция в узаконенной, юридически оформленной форме, ибо азербайджанка выходит не за еврея, как такового, а за его доллары и счет в банке.
Хорошо, оставим женщин в покое. Не корите меня за это.

Видите ли, если к этим слагаемым приплюсовать поражение наших мужчин армянам в войне за Карабах, то можно с большой ответственностью заявить, что в Азербайджане вообще нет мужчины, НЕТ МУЖИКА, НАСТОЯЩЕГО МУЖИКА, так как проиграть войну армянам могли лишь бабы и слизняки.

И это при всем при том, что азербайджанцы с иронией относятся к казахам, киргизам, узбекам, считая их всего лишь узкоглазыми и отсталыми людьми.
Мне скажут, что все это неверно, это ошибка, и укажут на отдельно взятые личности в нашем народе.

Я разумеется отрицать этого не буду, но в гробу я видел эти индивидуумы, когда мы опозорены на весь свет, война проиграна в бездарной форме, сознание нации разрушено до основания.
Не исключено, что в скором будущем Азербайджан превратится в никому ненужную зачуханную африканскую страну, типа Сомали, Эфиопия.
На то идет, нефть не вечна, народ деградирует, так что ждите.

Это не пессимизм, а реализм, так как в наше время, столь неустойчивое, столь переходное, столь исполненное перемен и столь мало кого удовлетворяющее - непременно должно было развестись чрезвычайное множество народов, так сказать, обойденных, позабытых, оставленных без внимания и досадующих.

Азербайджан - кандидат в этот горький список.

Мы видим действительность всегда почти так, как хотим ее видеть, как сами, предвзято, желаем растолковать ее себе. Если же подчас вдруг разберем и в видимом увидим не то, что хотели видеть, а то, что есть в самом деле, то прямо принимаем то, что увидели, за чудо, и это весьма не редко, а подчас, клянусь, поверим скорее чуду и невозможности, чем действительности, чем истине, которую не желаем видеть.

И так всегда бывает на свете, в том вся история человечества.

Азербайджанцы происходят от смешения элементов иранского (таты) и тюркского (огузы и хазары).

Таты и сейчас исповедуют Иудаизм и являются евреями, которые пришли на Кавказ из Ирана.

Возникает вопрос, являются ли таты-грегориане и таты-мусульмане потомками татов-евреев? Вопрос сложен. Термин «тат» означает собственно «перс, иранец», а не обязательно еврея, хотя если это так, то как объяснить, что в самом Иране живёт более 300 тыс. татов, – значит тат – не совсем перс. В татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском (карачаевцы и балкарцы родственны хазарам).

Во всяком случае, ясно, таты-евреи не могут быть потомками иранцев-зороастрийцев, как «думают», т.к. по вере последних, отступники, как и совратители, подлежат смерти; то же с исламом.

Остаётся предполагать, что таты-евреи – либо принявшие Иудаизм таты-христиане, либо они изначально – евреи из Ирана. Последнее наиболее вероятно, так как неизвестно в истории чтобы христианский или мусульманский народ принял бы Иудаизм.

«С падением хазарского царства и с распространением мусульманства на Северо-восточном Кавказе условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие еврейские селения перешли в ислам. От них ведут своё происхождение нынешние таты-мусульмане, которые по типу, внешности, языку и быту ничём не отличаются от горских евреев» (ЕЭ, статья "Кавказ").

Во всяком случае, совершенно неправдоподобно официальное «научное» объяснение разделения татов на евреев, азербайджанцев и армян, – мол, «история татов началась в 527, когда шах Хосров I Ануширван начал борьбу с религиозными меньшинствами: христианами, маздакидами и евреями, которые подверглись массовым репрессиям. В 531 было разрушено еврейское государство Эрец Исраэл на юге Междуречья. Около 300 тысяч не-зороастрийцев были выселены на Кавказ в район между Дербентом и Апшеронским п-вом к северу от Аракса. Последние несколько столетий эти земли пустовали. Иудеи (этнические евреи) были поселены в Дербенте и близлежащих табасаранских землях. Христиане (этнические персы) были поселены на южных склонах Дагестанских гор. Маздакиды (этнические персы) заняли Апшерон. Переселённые христиане и маздакиды говорили на западном варианте персидского языка, евреи говорили на том же диалекте, но со значительными еврейскими элементами. Южнее Аракса жили атропатенцы (предки талышей). В таты-мусульмане и таты-грегориане влился значительный армянский субстрат – жители провинций Баласакан и Пайтакаран (западное побережье Каспия), которые в начале н.э. перешли на иранские диалекты.», – полная ахинея, уже начиная с персидского языка у вавилонских евреев.

Более вероятным является происхождение татов не от вавилонских евреев, а от персидских, где в своё время существовала целая область Яхудистан (в районе Исфахана, города основанного евреями). Персы стали выселять татов на восток Кавказа, поручая им охрану крепостей, защищавших Иран от вторжений кочевников с Севера (например, хазар).
В отличии от татов-мусульман и татов-армян, по данным на 1945, таты-евреи в основном проживали на Апшеронском полуострове. Частично тюркизированные и евреизированные, они составляли около 80% сельского населения Апшеронского п-ова. В частности, многие азербайджанские историки признают, что ещё в конце XIX из 40 поселков 33 являлись татскими.

Принятие татами христианства было следствием влияния Византии и Армении, а ислама – завоеванием Азербайджана арабами.

Сейчас в Азербайджане ок. 100 000 носителей татского языка.

В словаре Ш. Сами говорится, что Варсан [ср. хазарский Варачан] – название, данное Азербайджану.

В Азербайджане сохранились хазарские тейпы – Кебирли [кабары], Афшары [Ашина]; историк Балазури город Кабалу, который был центром савирских /хазарских/ поселений в Азербайджане, именует Хазар.

Другим явно происшедшим от хазар народом являются кумыки, язык которых мало отличается от азербайджанского.

Монах Вильгельм Рубруквис, отправленный королём Людовиком IX к татарскому хану, описывая дорогу в Баку и старые крепости вблизи моря, устроенные якобы Александром Македонским, говорит, что «существуют и другие крепости, занятые евреями» («Вообще во всей этой стране много евреев»).

Хазары исповедовали Иудаизм, но после разгрома Хазарии Святославом, под давлением хорезмийцев приняли ислам.

Огузы сначала исповедовали Иудаизм, как видно из еврейских имён их царя Сельджука, но затем приняли ислам.

Средневековый еврей путешественник Веньямин Тудельский говорил о существовании в Азербайджане многочисленного еврейского населения, о наличии там тысячи синагог, и о еврейском царстве «на реке Кизыл Узень» где-то в бассейне Каспийского моря.

С этим известием надо связывать то, что до 13 в. на Северном Кавказе существовали еврейские государства – Хазария и другие.

После погрома князем Святославом в 965 Хазарского Каганата итильское и семендарское население бежало на о-ва Каспийского моря.

В 1064 происходит переселение 3 тысяч хазарских семейств из Хазарии в г. Кахтан. В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши: «В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нём».

В 1031/32 по сообщению Ибн-ал-Асира курд Фалдун, овладевший частью Азербайджана совершил нападение на хазар и захватил у них большую добычу. Но хазары быстро собрались силами, догнали его и, перебив более 10 тысяч его воинов, не только вернули себе эти трофеи, но и забрали имущество самих агрессоров.

Евреи Азербайджана принимали участия в восстании Давида Алроя (XII в.).

Евреи упомянуты на территории Азербайджана в очень древние времена.

Историки говорят об участии евреев в военных действиях на стороне албанцев (Албания – древнее название Азербайджана) против римлян во времена походов Лукулла (74–66 гг. до н.э.) и Помпея (66 г. до н.э.) на Кавказ.

Но конечно поселились евреи на Восточном Кавказе вероятно ещё в эпоху Вавилонского плена.

Упомянуты евреи в Албании / Азербайджане и Мовсесом Каганкатваци (7 в.).

Раскопки 1990 под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в.

Ещё более древняя история евреев Южного Азербайджана, ныне оккупированного иранскими колонизаторами.

Таким образом, Азербайджан можно называть в определённой степени «мусульманским Израилем», а евреев и азербайджанцев – братскими народами.

По разным причинам как евреи из Хазарии (хазары), так и евреи из Ирана (таты) в основном приняли христианство или ислам, но и до сих пор в Азербайджане живут евреи – как в Баку, так и в горах…

Горские евреи так говорят о себе:

«Мы – выходцы из Ирана. Из Ирана мы переселились в Мидийскую страну (между Ираном и Азербайджаном). Жили мы там сколько-то лет под властью под рукой государя Персии и Мидии.

Из Мидии половина евреев ушла в Самарканд и Бухару, а мы пришли в земли Евлаха, Гёкчая, Барды, Мир-Башира, Агдама.

Из Агдама наши евреи поднялись в Закаталы, из Закатал перешли в Рутул, потом из Рутула спустились в Ахты. Из Ахтов одни ушли в Кусары (они сейчас живут в Кубе), другие ушли в Дерей-Гатта, близ Маджалиса, третьи – в Аксай, а оттуда в Хасавьюрт».

Во второй половине 13 в. Ильханиды – монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Дин, ставший в 1298 визирем (казнён по ложному обвинению в 1318). Исторический свод Рашида ад-Дина «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. ещё существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России.

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

Главным еврейским центром был город Куба, где в 1835 жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 в селе Варташен (с 1990 Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было 5 евреев, которых называли рабби.

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк – основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган – создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897, жил 14791 еврей, в том числе в Кубе – 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе в 1908 была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 – первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

В 1917 в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 – еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 – двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке – орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии и её молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было 6 евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 до 1912 – меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918).

В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них - министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Общественно-политический деятель АДР, известнейший пантюркист Хан Хойский по слухам также являлся горским евреем по национальности, и его еврейское имя было Хакан Сулайф.

По некоторым данным, 2 первых секретарей ЦК Азербайджанской ССР по происхождению являлись горскими евреями – Нариман Нариманов и Мир Дзафар Багиров.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927, в нём было занято лишь 250 еврейских семей.

В 1920-х была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро.

Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938, когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 существовали татские классы). В 1934–38 в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и возглавлявшийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин (родился в 1914).

По переписи 1926, в Азербайджанской ССР было 19 тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959, в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 – идиш. По данным 1970, в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979, в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 – 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

К началу 1940-х в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев (см. Процентная норма); сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депортированы все курдские евреи.

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (р. в 1927, с 1978 в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х. В Баку в 1987 открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель – Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 в Израиле). В 1989 в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан – Израиль», которое с 1992 начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов 2-й мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике ещё с 1970-х.

В 1990-е функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 там открылась иешива. В 1997 в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х в предместье Кубы Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994, иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

В начале 2000-х помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 азербайджанских военнослужащих – 4 еврея.

В ряде азербайджанских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на азербайджанский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 – 466 человек, в 1990 – 7905 человек, в 1991 – 5676 человек, в 1992 – 2777 человек, в 1993 – 3500 человек, в 1994 – 2270 человек, в январе–июне 2003 – 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около 3 тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993. 11 мая 1994 временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 составил 545 тыс. долларов, импорт – 12 тысяч; в 1994 экспорт и импорт значительно возросли.

Известные горские евреи:

Яков Михайлович Агарунов (1907–92) был с 1937 кандидатом в члены ЦК КП(б) Азербайджана, с 1939 – член ЦК; в 1938–41 – 1-й секретарь райкома в разных районах Баку; в 1941/2 – секретарь Бакинского горкома компартии по нефтяной промышленности, в 1942–47 – секретарь Куйбышевского обкома по нефтяной промышленности. В годы ВОВ проявил себя как способный организатор нефтяной промышленности (в 1943 добыча нефти в Куйбышевской области увеличилась на 42%). В 1947–50 Агарунов вновь секретарь Бакинского горкома, в 1963–71 – заместитель директора Всесоюзного НИИ по технике безопасности нефтяной промышленности.

Раввины Беньямин Иосиф, Исхаг Бенрабби Гуршум, Гуршум Бен Рабби Исхаг, Шуг-ми Бен Шамаил Баджи, Нувах Авраам, Савгил Рувинов, Ифиел Ошир и т.д.

Игорь Ханукович Юсуфов – был министром энергетики РФ, пока не был отстранён сартирщиком пукиным за еврейское происхождение.

Певицы Жасмин и Сарит Хадад.

Композитор Д. Ашуров. Журналисты Мирза Хазар и Ф. Бахшиев.

Художница Ольга Юсуфова.

Борец и судья Валерий Мигиров.

Этнограф И.Ш. Анисимов.

Врачи: П. Мардахаев и Г. Илизаров. Химик М. Агарунов.

2 Героя Советского Союза: Шетиил Абрамов и Исай Иллазаров.

Заместитель начальника генерального штаба Армии Обороны Израиля генерал-майор Йекутиэль Адам (Кути Адамов). Мэр Ор Акивы (Израиль) Симха Йосипов.

Писатели и поэты Данил Атнилов, Манувах Дадашев, Хизгил Авшалумов, Сергей Изгияев и Михаил Бахшиев. 3. Абдулов – исследователь, писатель, член Союза Писателей СССР.

Основатель и художественный руководитель ансамбля танца Дагестана "Лезгинка" Танхо Израилов.

Полковник милиции, руководитель следственного отдела УВД Пензенской области Исаак Юнатанович Мишиев.

Ш. Абрамов – доктор биологических наук.

С. Агаев – доктор исторических наук. Н. Анисимов – доктор филологических наук.

С. Якубов – доктор физико-математических наук.

Широков, Олег Сергеевич – профессор филологического факультета МГУ.

Гасан Мирзоев – доктор юридических наук, академик РАЕН, президент Гильдии российских адвокатов, депутат Госдумы, зам. председателя комитета по государственному строительству.

Олигархи: Тельман Исмаилов (группа АСТ, $620 млн.), Игорь Бабаев (АПК «Черкизовский», $570 млн.), Зарах Илиев (ОРТЦ «Москва», гостиница «Украина», $720 млн.), Рахамим Эмануилов (совладелец Интерпромбанка), Год Нисанов (один из владельцев гостиницы "Украина", гендиректор ООО "Бисквит", председатель совета директоров ЗАО "Киевская площадь" и пр.), Анатолий Нисимов (спорткомплекс «Гигант»), Яков Якубов (владелец казино «Корона» и «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский» и пр.) Юшваев ($1 млрд.; «Вим-Биль-Дан») и т.д. Директор Басманного рынка Марк Мишиев (арестован по приказу монстра пукина). Мужья Алсу – Ян Абрамов, Жасмин – Вячеслав Семендуев (глава фирмы «Эльдорадо», прославился).

На сегодняшний день, самая крупная компания сотовой связи Азербайджана «Azercell Telekom» и «Aztekecom» находятся в руках израильских и горско-еврейских бизнесменов.

Рецензии

Мне понравилась публикация, правда есть некоторые исторические неточности, но в общем то всё правда.
Но Лейла ханум зря всё отрицает...
////1) "Азербайджанцы - нация - имеющая совершенно иные корни, к семитам - никакого отношения не имеющая" - писал про татов и тюрков, под названием таты я обобщил дотюркское ираноязычное население Азербайджана. про семитов я не писал.////

Во первых наоборот в азербайджанцах течет очень много семитской крови как известно из арабских источников. В Ширван и в Дербент было переселенно много арабов из Сирии и Йемена об этом свидетельствуют не только древне-арабские источники. Что касается татов, - это не совсем персы (фарсы) и языки татские (Кубинский, Дербентский, Хызинский, Апшеронский) очень близкие и отличаются от Фарси.
В татских языках есть тюркские хазаро-кыпчакские слова, действительно свидетельствующие о хазарском прошлом. Впрочем есть версия что таты вовсе не пришлый этнос. Язык Атропатены (древне-мидийский) или азари и есть языком татов, а талышский лишь отвлетвление этого языка. Причём талышский где то похож на гилянский, с большим колличеством огузских слов....

"Азербайджанские таты являются субэтносом в составе азербайджанского народа, используют азербайджанский язык как родной, наряду с татским языком."///

Совершенно точно замечено.
Кроме того хотел бы добавить что топонимы джухуд (джухур) (название евреев) связан именно с хазарами и встречается на всём Северном Кавказе от Чечни до Азербайджана, что свидетельствует о том что иудейская религия была широко распространенна наряду с зоостизмом, тенгрианством и христианством. Но позже в 11в. распространение именно (сельджуками) огузского языка в регионы с кыпчакским (хазарским, сакским), татским (ираноязычным), албанским (лезгиноязычным) населениями, стало убедительным при распротранении ислама. Ведь арабский язык в 9-10 вв. не смог распространится не смотря на все войны с хазарами и ислам до сельджуков был распространён лишь в крупных городах, при чём не у всего населения (читай Гумилёва)

"2) "Кроме того - этноса - татов - не существует в природе"

Это конечно не правда если существует язык, значит существует этнос.
Другое тело что, слово тат, точно также как слово таджик - означает на тюркском оседлый или городской, вовсе не раб. Причем это было не этническое разделение, а скорее наоборот тат - торговец, ремесленник городской житель. А чобан - например кочевкик пастух, и т. п.

Добрый день, Захар, на счет семитов, в том числе арабов, которые доходили до Дербента вы правы.

Что касается татов, то я пока сам не могу понять, народ это или нет, потому что есть таты-армяне, таты-евреи, таты-мусульмане есть таты в Иране, возможно они родственны парсам

Поэтому я не могу определить народ это или это какой-то термин, как иногда пишут

Спасибо за интересную рецензию
приятно что вы так внимательно прочли мою статью

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.