Анафема советской власти. «Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых

В 2015 году Русская Церковь отпраздновала сразу два юбилея : 1 февраля – 150-летие со дня его рождения, а 7 апреля – 90-летие со дня его кончины. Патриарх Тихон провел церковный корабль сквозь кровавую бурю антицерковных гонений, инспирированных безбожными вождями коммунистического режима, захватившего власть в многострадальной России.

Патриарх Тихон – один из самых почитаемых святых нового времени – он имеет три дня памяти в году: 26 сентября / 9 октября – прославление, 25 марта / 7 апреля – преставление, 5/18 ноября – избрание Патриархом Всероссийским . Но, несмотря на многолетнее изучение жизни и служения Патриарха Тихона, до сих пор существует множество белых пятен в его биографии.

Накануне празднования Актового дня ПСТГУ 18 ноября о проблемах изучения жизни и служения Патриарха Тихона, о его почитании, образе святости и месте в истории России мы попросили рассказать руководителя крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректора Православного Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева .

Патриарх Тихон как величайший вселенский святой

– Отец Владимир, какова роль личности святого Патриарха Тихона в истории Русской Церкви и истории России?

– В этом году исполнилось 90 лет со дня кончины святого Патриарха Тихона, которая случилась в день Благовещения Божией Матери – 7 апреля 1925 года. Он скончался в больнице Бакуниных, недалеко от Зачатьевского монастыря на Остоженке. Когда он умер, у всех возникло подозрение, что его отравили. Хотя потом много раз писали, что «не было отравления», он умер «просто от сердечного припадка», но, тем не менее, версия отравления не снимается, она очень вероятна. Эту версию еще никто не проверял. Не знаю, можно ли это проверить, но попыток сделать расследование не было. Если это отравление, то Патриарх Тихон должен быть назван священномучеником. Если это смерть от сердечного приступа, то все равно это смерть исповедника.

Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет Патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь.

Сегодня, оглядываясь на историю ХХ века, мы можем сказать, что Патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых. Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви.

– Напомните, пожалуйста, как это избрание происходило.

– Собор 1917 года готовился 11 лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным – более 500 делегатов.

Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил Литургию священномученик Владимир (Богоявленский) – первый священномученик среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем Патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия.

Возглавлял Церковь в годы самых страшных в мировой истории гонений на христиан. Мы можем с полным основанием сказать, что Патриарх Тихон стал во главе воинства новых мучеников.

Сам он претерпевал гонения с первых дней своего патриаршества.

– Не могли бы вы привести какие-нибудь малоизвестные эпизоды гонений?

– Однажды Патриарху сообщили, что из Петрограда едет целый вагон матросов, чтобы его арестовать, и просили уехать из Троицкого подворья, где он жил до 1922 года. Это было вечером, когда Патриарх Тихон ложился спать. Он выслушал и ответил: «Никуда я не поеду». Матросы утром приехали, вышли на перрон, посовещались, сели в вагон и поехали обратно. Сам Бог хранил Своего святителя.

Все знают исповеднические послания Патриарха Тихона большевикам, знают его послание с анафемой творящим беззакония большевикам. Своими посланиями он старался защитить Церковь от гонителей, от разбоя. В 1922 году он был арестован. Его допрашивали в суде. Сохранилась брошюра этого допроса с его собственными пометками. Потом был год строгого заключения в Донском монастыре. Оттуда его возили на допросы на Лубянку. Некоторое время он провел в лубянской тюрьме. Об этом мало известно.

Политбюро вынесло Патриарху Тихону смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение

Политбюро вынесло ему смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение. Приговор не был приведен в исполнение, потому что нарком иностранных дел Г. Чичерин убедил Политбюро в том, что убийство Патриарха Тихона не будет выгодно советской власти. Весь христианский мир – в Европе и Америке – встал на защиту Русского Патриарха. «Заграница» грозила, как теперь говорят, экономическими санкциями. Было решено не расстреливать Патриарха, а вместо этого потребовать от него покаянное письмо. Получив желаемое, его отпустили.

– Не был ли такой поступок проявлением, скажем так, слабости?

– Патриарх Тихон, конечно, никакими способами не мог узнать, что происходило в верхних эшелонах большевистской власти, ведь он был в заключении. Как поступают христиане в таких случаях? Они спрашивают волю Божию. Охранники, которые сторожили его, записывали в своих дневниках: «Всем хорош старик, только молится всю ночь напролет». Он молился, и Господь научал его, как поступать. Патриарх Тихон согласился подписать компрометирующее его «покаянное письмо».

Когда его выпустили, то мгновенно рухнула провокационная деятельность «Живой церкви». Огромное количество народа поняло, что происходит, перестало ходить в живоцерковные храмы и вернулось к Патриарху Тихону. Духовенство, перешедшее на сторону живоцерковников, стало приходить к Патриарху Тихону с покаянием. Авторитету Патриарха в народе его «покаянное письмо» не повредило. Народ знал, что Патриарх Тихон – святой человек.

Большевики арестовывали ближайших подвижников святого Патриарха, заключали их в тюрьмы, отправляли в ссылки, некоторых расстреляли. На его глазах закрывали храмы, монастыри, духовные школы, отнимали святыни, вскрывали мощи. Многие архипастыри не находили в себе мужества и пытались «договориться» с советской властью, идя таким образом против главы Церкви. Патриарху Тихону порой приходилось одному противостоять советскому гонению и искать для Церкви правильный путь.

Еще при жизни советские газеты без конца клеветали на Патриарха Тихона, унижали его и издевались над ним. Когда он умер, то от его имени издали фальсифицированное «завещание». Но никто не поверил в эту фальшивку. Те, кто знал Патриарха Тихона, верили, что это святой человек. Народ верил ему безгранично, верил в него как в своего святого. Патриарх Тихон обладал нравственным авторитетом, который оказался необыкновенно мощной силой, сплачивающей Церковь, духовенство, весь русский народ.

Когда Патриарх Тихон скончался, начались еще более тяжелые времена для Церкви. Отсутствие духовного вождя произвело тяжелые последствия. После его смерти советская власть начала подбирать угодных себе людей, которые бы заняли патриарший пост. Пока Патриарх был жив, можно было его арестовать, но скомпрометировать его было невозможно: народ верил в него.

Можно с полным основанием говорить о мировом значении подвига Патриарха Тихона. ХХ век – тяжелейшая эпоха в истории человечества, когда материализм, атеизм, коммунизм стали распространяться по всему земному шару, как эпидемия чумы, когда везде стали происходить революции и антихристианские гонения. Наука утверждала, что Христос – это легенда, миф, что Его вообще не было. И в это время является гигант христианской веры! Настоящий христианин, который являет образ христианской святости на высочайшем Патриаршем престоле! На свещнице, которую видит весь мир, воссиял огонь исповеднической веры, прославляющей Отца нашего Небесного.

Патриарх Тихон – это образ православного святого, который один противостоит урагану кровавого зла: революции, гражданской войне, массовому насилию, расстрелам, убийствам. Его самого грозили убить и несколько раз подсылали убийц. Он не бежал от смерти.

Единственное, что ему было дорого, – это служение Церкви. Он понимал, что Господь поставил его как маяк, который должен светить во тьме и указывать путь Христов.

Его послания являются святоотеческими поучениями всем христианам на все оставшиеся века.

– В чем еще значение деятельности Патриарха Тихона?

– Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как Патриарх и как святой, частое Причащение святых Христовых Таин. Он звал к этому народ. Это благословение имеет для нас особое значение.

Он благословил на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла.

Он показал, что Церковь может управляться святыми епископами, даже будучи лишена административных форм. И ее жизнь, будучи бедственной с внешней стороны, является необыкновенным примером веры. Церковь призвала этих святых. Коммунистические гонения в этом смысле – самая светлая страница в истории христианской Церкви. Когда еще были явлены такие сонмы святых? И возглавлялись они Патриархом. Воины Христовы шли под его омофором. Это уникальное явление в истории.

Если посмотреть на нашу историю в масштабе истории Вселенской Церкви, то перед нами предстанет ужасающая картина духовной войны, когда гонения совершаются не в какой-то отдельной области, куда приехал император и устроил местный погром. Нет, гонениям была подвергнута необъятная страна – самая большая страна в мире. В России вся Церковь была объявлена вне закона. И не на время, а с целью полного уничтожения Церкви. Весь епископат был подвергнут репрессиям. Почти все священники были убиты или посажены. Перед войной в России на свободе осталось всего несколько епископов и порядка 100 священников.

Но Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она – живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Если представить полотно, получилась бы битва добра и зла, праведников и грешников, на этой картине во главе воинства в числе вождей, вслед за Христом и ангельскими силами, идет Патриарх Тихон и ведет за собой армию. Дух победного противостояния на крестном пути нам являет Евангелие. Это христиане, которые взяли крест и пошли за Христом. Их оказались сотни тысяч. Патриарх Тихон является символом эпохи, являющим образ церковного подвига.

Наш Патриарх

– А какие черты личности Патриарха Тихона особенно важны для нас?

– Те, кто знал Патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человек невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Я так говорю, потому что мой дедушка знал его. Он был московским благочинным и входил в Епархиальный совет при Патриархе Тихоне.

Был в Сергиевом Посаде (тогда его называли Загорском) замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой. Он родился в крестьянской семье, был отдан в армию. Вот его собственный рассказ. В солдатской шинели он добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он был молоденьким парнишкой, голодным и холодным. Он рассказывал: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел под благословение. Патриарх ласково спросил: “Как тебя зовут?” Отвечаю: “Тихон”. Он говорит: “И меня – Тихон”. Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря». Все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью.

Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет. Его святость, любовь, преданность воле Божией сплотила христиан, помогла выстоять против страшной агрессии темного мира.

Часто нас спрашивают: почему мы выбрали Патриарха Тихона покровителем нашего университета? Ученый совет сделал такой выбор, потому что Патриарх Тихон явил нам подвиг, которым должна идти Русская Церковь в последние времена, потому что он своим подвигом обновил православную жизнь в России.

В тот момент совершались революции, были обновленцы, проводившие реформы для обновления Церкви, чтобы создать «Живую церковь». Но «обновил» церковную жизнь Патриарх Тихон, снова явив святость Церкви, архипастырский подвиг. Это – главный путь обновления. Он не мог осуществить намеченные Собором реформы, но возродил дух первых христиан, готовых отдавать свою жизнь Богу, отстаивать христианскую веру до смерти. Это дух нужен и нам. Наше время очень непростое, агрессия тьмы не ослабевает. Противостоять этой агрессии мы можем, вдохновляясь подвигом святых. Мы выбрали Патриарха Тихона своим покровителем, чтобы его молитвами верно служить Церкви и воспитывать новых служителей Церкви.

Чтобы было верное понимание истории

– Члены Церкви понимают, что центр истории России – это история Церкви. Но в светской истории России Патриарх Тихон почти не известен. Это сильно искажает представления о своей истории у русского народа. Я учился в школе после падения Союза, но даже тогда в учебниках не было ни слова про Патриарха Тихона. Как нам преодолеть эту завесу и обратить внимание соотечественников на жизнь и служение Патриарха Тихона и историю Церкви?

Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны у раки с его мощами

– Это нелегко сделать, потому что историю Церкви многие стараются всячески замалчивать. Но, думаю, заставить забыть о Патриархе Тихоне не удастся. Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны , как служат в Троице-Сергиевой Лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского. Народ пойдет в Донской монастырь.

Святой антикоммунист?

– Не так давно мы стали свидетелями гримасы истории: глава Компартии Г. Зюганов направил открытое письмо патриарху Кириллу о том, что, по его мнению, нужно «покончить с антисоветизмом». Патриарх Тихон в свое время издал анафему советской власти. Что означает эта анафема?

В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет

– В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет. Там говорится, что анафематствуются беззаконники, совершающие злодеяния, выступающие против Церкви, погромщики храмов, убийцы и так далее. Не думаю, что ее можно конкретизировать против членов сегодняшней Компартии. Сегодняшняя Компартия, кажется, не имеет в своем уставе такого воинствующего атеизма, как раньше. Я бы не стал понимать эту анафему так расширительно.

– Что для вас лично значит Патриарх Тихон?

– Я знал о Патриархе Тихоне с раннего детства, потому что он очень почитался в нашей семье. Мой дед с ним лично общался. У нас сохранилось как святыня пасхальное яичко, подаренное Патриархом Тихоном моему дедушке. Сохранился целый ряд документов, подписанных Патриархом Тихоном.

Я знал одну старушку, которая в юности страдала страшной эпилепсией: 18 припадков в сутки. Тогда она была девушкой, неверующей в Бога. В ночь своей кончины Патриарх Тихон ей явился и благословил ее. Она исцелилась и стала глубоко верующим человеком. Таких свидетельств о святости Патриарха Тихона очень много. Для меня он был святым еще до его канонизации. Я ходил к его гробнице в Донской монастырь. Особенно много узнал о нем от Михаила Ефимовича Губонина, который сам прислуживал в алтаре на службах Патриарха Тихона, глубоко чтил его и собрал множество документов о его жизни.

Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, .

Трагизм прошлого замалчивается

За последние два десятилетия после падения атеистического режима, по воле Божией, в нашей стране, наряду с массовым открытием храмов, возникновением некоторого количества учебных учреждений, стали также публиковаться книги и документы. Из вновь публикуемых документов и новых исследований стала все более подробно выявляться небывалая картина ужасающих преследований, обрушившихся на Русскую Церковь и на весь русский народ в течение ряда десятилетий.

Но странное явление: чем больше появляется вновь открытых и построенных храмов и чем больше написано книг – тем меньше люди знают о своем недавнем прошлом. Эпоха гонений становится уделом специалистов-историков, как будто речь идет о чем-то доисторическом, а не о буквально вчерашних трагических событиях, имеющих колоссальное значение для всего будущего нашего народа.

Но человек, не знающий своей истории – слеп. Не понимать, что прошлое и будущее неразрывно связаны – значит примитивно мыслить. События эпохи гонений должны по-настоящему и всесторонне изучаться во всех школах и получать в учебниках достойную оценку. Однако происходит обратное – трагизм прошлого замалчивается, новое поколение растет в уверенности, что советское время было прямо-таки каким-то замечательным периодом благополучия, успехов… Официальная пропаганда успешно действует, демонстрируя толерантное, предупредительно-изысканное отношение к коммунистической партии как к уважаемому, достойному партнеру… Общественная психология такова, что если каждый день белое называть черным, а черное белым, то множество людей в конце концов так и начинают думать. Советская эпоха это как раз и подтвердила блестяще.

Чтобы не быть обманутым, нужно иметь хорошее образование. Но сейчас речь идет у нас о главном, что происходило в нашей стране после 1917 года.

В 1918 году 19 января по старому стилю направил всем верующим Послание о неслыханном гонении, обрушившимся на Русскую Церковь. Это было извещательное окружное Послание в начале тяжелых испытаний с призывом к верующим сплотиться вокруг Матери-Церкви и с самым резким осуждением гонителей. Это историческое Послание раз и навсегда дает церковную оценку гонения, равного по силе гонениям раннехристианского времени, на Русскую Церковь, а с нею и на весь народ. О гонителях, погромщиках храмов и убийцах, сказано:

«Остановитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы … это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас , если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «изымите злаго от вас самих» (1 Кор. 5, 13)».

Далее перечисляются основные преступления гонителей: разгром и уничтожение храмов, в том числе расстрел храмов Кремля; кощунства, отвержение таинств, захват храмов и обителей, «которые объявляются каким-то народным достоянием»; уничтожение православных школ, «которые … обращаются в училища безверия или даже в рассадники безнравственности»; захват имущества «под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа»; широчайший обман народа: «власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над святою Церковью Православной».

Захватчики именуются в Послании также «безбожными властелинами тьмы века сего». В заключение Послание призывает всех верующих становиться в ряды «духовных борцов» и выражает твердое упование, «что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова…».

Победили ли коммунисты?

Кто же эти злодеи, творящие, согласно Посланию, сатанинские дела? Они нам хорошо известны. Это – Ленин и все прочие деятели новой власти. Не называя их, Послание ясно указывает на власть, обещавшую право, правду, свободу, порядок, но творящую прямо противоположное.

Не случайно Послание получило в православном народе название « советской власти». Эта новая власть, совершившая вооруженный переворот в октябре 1917 года (так называемая «Октябрьская революция») и только что силой разогнавшая Учредительное Собрание, состояла из большевиков (коммунистов) и отчасти из левых эсеров, с которыми большевики вскоре покончили. Таким образом, именно большевики (коммунисты) в первую очередь анафематствованы Патриархом Тихоном и, что особенно важно, эта анафема подтверждена заседавшим в то время Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Поэтому анафема, наложенная Патриархом на гонителей, становится соборным деянием, и никем и никогда не может быть отменена (кроме равного соборного решения, что, как очевидно, невозможно). Именно поэтому в Послании указывается, что эти гонители подлежат «страшному проклятию потомства».

Потомство – это мы, современные люди, освободившиеся уже 20 лет назад от их гнета, но до сих пор не осознавшие значения всего происшедшего за время их правления. За 70 лет государственного атеизма, насилия и тоталитаризма люди в немалой степени привыкли к беззаконию как к некоей норме и ему почти не противятся. Каковы могут быть последствия такой нравственной пассивности, понять не трудно.

В наши дни иногда можно даже услышать, что, мол, «коммунисты стали другими». К сожалению, это совсем не так. Современное поколение, конечно, не знает, какова тактика коммунистов, выработанная и Троцким.

Обратите внимание, например, что на съезде РСДРП 1903 года было решено принимать в члены партии верующих рабочих. Это было разрешено потому, что в тот момент это было выгодно, поскольку среди рабочих было много верующих. Но сразу после революции отношение к верующим резко меняется. На праздновании 4-й годовщины Октябрьской революции Ленин заявил: «Мы с религией боремся хорошо!» Уже были убиты тысячи священнослужителей, уже было разрушено множество церквей. А в материалах к Х-й партийной конференции в 1922 году Ленин писал: «Наша главная задача – борьба с религией, но не надо этого выпячивать».

Не надо «выпячивать» – потому что время еще не пришло. Но несколько позже, когда гражданская война уже кончилась и коммунисты вошли в полную силу, они сразу развернули еще более массовый террор против Церкви. В том же 1922 году на секретном заседании советского руководства было решено считать Православную Церковь «последней контрреволюционной партией». Таким образом, Церкви был вынесен смертный приговор.

Террор велся против всех сословий: «уничтожить как класс » – знаменитая формула террора 20-30 годов, о чем нынешняя молодежь не имеет никакого представления. «Как класс» – это значит, всех. Уцелеть могли лишь единицы. Уничтожали как класс аристократию, дворянство, купечество, духовенство, интеллигенцию, зажиточное крестьянство. И все объявлялись «врагами народа». Как? Зачем? Почему? Это, ведь, и есть без малого весь народ!

Но и в послевоенный период, когда классы были уже уничтожены, положение мало изменилось. Продолжали уничтожать всех инициативных, независимо мыслящих. Всю страну покрыли густой сетью концентрационных лагерей, о которых сейчас предпочитают не говорить, а напрасно. Народ должен знать подлинную историю трагического ХХ века. Народ, не знающий своей истории, бессилен и становится игрушкой в чужих руках. Лишь, пожалуй, с конца 70-х годов обстановка стала мало по малу меняться, да и то очень медленно и незначительно.

В народе рождался грустный юмор, например, ходил такой анекдот. На некоем предприятии объявляется общее собрание. Выступает секретарь парторганизации и объявляет: завтра производится всеобщее повешение! Явка обязательна! Ставлю на голосование! Кто против? Против нет! Кто воздержался? Воздержавшихся нет! Принято единогласно! Вопросы есть? – Поднимается чья-то рука: У меня вопрос: веревку с собой приносить, или на месте дадут?

Коммунисты пришли к власти в 1917 году в первую очередь на почве уже распространенного безбожия, а также невежества и несправедливости, всегда царящей в мире. Существовавшее при них мощное государство – так называемый СССР – развилось, с одной стороны, за счет тех возможностей, которые уже были заложены в предшествующее время, при царской власти. Перспективы России были огромны и намного превышали то, что сделали коммунисты за период нахождения у власти. С другой стороны, укрепляя свою мощь, они одновременно буквально гробили и разоряли народ, и в конечном результате мы получили то, что имеем.

Есть ли душа у Ленина?

Известно, как Ленин, еще будучи подростком, сорвал с себя крест и растоптал его ногами. Его последователи – принципиальные богоборцы и, имея власть, вели непримиримую борьбу с Церковью. Но при этом давно замечено, что в коммунизме есть некий собственный религиозный элемент. И это вновь подтверждается.

Недавно на предвыборном съезде компартии «в присутствии» ленинского скульптурного бюста на сцене г-н Зюганов «выдал» Ленину мандат (все же посмертный, естественно) номер один, что было показано по телевидению. Удивительно лишь, почему он ему не поклонился? Зал принял событие с энтузиазмом. Стало быть, верят, что душа Ленина жива. Иначе что может означать сия публичная акция?

И в советское время они твердили, что «Ленин и теперь живее всех живых». Даже называли его «вечно живым» и также выдавали ему мандаты. И еще хорошо звучит, пророчески: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». – И, верно, будет делать свои прежние дела. Но дела совсем не такие, как внушали детям: «Мы знаем, великий Ленин заботлив и ласков был…». Реальные дела были иные.

Так, по поводу событий в Шуе в 1922 году (народ не хотел отдавать церковные сосуды), он требовал: «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». После этого пусть объяснят, что у него теперь за жизнь – там, за гробом?

Кстати, в свое время нельзя было даже и помыслить о таком вопросе: сразу схлопочешь «тюрягу». Теперь время иное. Пока иное. Только что им тут говорить? Они ведь, вслед за своим учителем, выдают себя за атеистов и требуют от всех быть атеистами. Ну, скажут, это, мол, метафора. Но беда в том, что ведь метафора как образный прием скрывает веру в некую особую, внутреннюю реальность, то есть в душу, в вечность, в духов. Так что пусть они признают, что верят в некоего «вечного Ленина», который беспощадно и с предельной жестокостью воюет против Иисуса Христа, Господа нашего.

Вскоре после «вручения» мандата мертвецу и открытия в Уфе памятника Ленину в окружении толпы народа и красных флагов г-н Зюганов отправился в храм Христа Спасителя в Москве, к Поясу Пресвятой Богородицы, о чем также было возвещено в СМИ, причем даже с фотографиями.

Говорят, что он даже берет благословения у священников. Но, как известно, двум богам не служат, ибо одного, сказано, такой человек будет любить, а другого ненавидеть. Какому же богу служит г-н Зюганов? В Св. Писании сказано, что нельзя поклоняться Христу и Велиару. Также нельзя поклоняться одновременно Христу и Ленину.

Однако, как мы уже говорили, в 1903 году можно было принимать в партию верующих, правда только до захвата власти. Это ведь вопрос тактики. У Ленина есть статья «Две тактики социал-демократии», которую в обязательном порядке изучали студенты всех вузов. Там сказано, какой должна быть настоящая, умная тактика борьбы за власть: «В союзе с мелким капиталом уничтожить крупный капитал, а потом уничтожить мелкий капитал», то есть своих союзников. Вступать в союз ради власти можно с любыми «попутчиками», ведь потом их убрать не трудно. Сказано откровенно.

Такая позиция неудивительна: ведь Ленину принадлежит еще одно замечательное определение – что такое нравственность. Оказывается, по этому определению, «нравственно то, что выгодно пролетариату» и никому более. А что выгодно этому непогрешимому пролетариату, определяют, разумеется, коммунисты. А выгодно «экспроприировать экспроприаторов», включая любого мужика, если у него есть лошадь.

Так что, если очень хочется власти, можно даже зайти в храм, раз религия в наши дни популярна: пусть верующие полюбуются.

Можно ли верить обещаниям коммунистов?

Судите сами. Они вновь обещают создать некий рай на земле без Бога, и ничего другого. На самом деле, они лишь стремятся достичь власти и удерживать ее любой ценой, что уже показала история. Как людям им можно доверять лишь при том условии, что они полностью, реально откажутся от ленинской идеологии, в которой изначально заложены идеи богоборчества и предательства, и от всех прочих мало различимых коммунистических вариаций и действенно покаются во всех преступлениях, содеянных их предшественниками.

А пока что близятся выборы, и общественные деятели обсуждают, какая партия сколько наберет голосов. Идет борьба, растет взаимное недоверие. Коммунисты борются за «правду» и обещают выставить огромную армию собственного контроля для отслеживания нарушений.

А в советское время не было никаких партий, кроме коммунистической. Никаких конфликтов и – удивительное дело – все дружно шли на выборы и также дружно, единодушно голосовали за единственную партию. И, представьте себе, голосование всегда было необыкновенно успешным: эта удивительная партия всегда набирала не менее 99 процентов голосов! И вы должны думать, что это получалось благодаря необыкновенной демократичности, мудрости, заботе о гражданах и прочее. При этом голосование всегда было открытым: зачем там всякие кабинки. В чем секрет таких необыкновенных достижений, предоставляю догадаться читателям.

И весь народ пел: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Однако ни одного человека не выпускали за границу без особых собеседований и проверок. Почему-то обо всем этом уже забыли; а может быть, следует помнить?

Канонизация святых новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру Христову, на Соборе 2000 года стала явным подтверждением пророчества св. Патриарха Тихона в его Послании о посрамлении врагов веры силою Креста Господня. Но и сегодня мы не должны забывать о врагах веры.

Кого анафематствовал патриарх Тихон?

Анафема патриарха Тихона наложена не только на тех, кто когда-то сам разрушил храм, а и на всех тех, кто стоит на принципиальной богоборческой, антирелигиозной позиции, на позиции возможного разрушения храмов и убийств людей за веру во Христа. На тех, чье учение и практика призывают к этим преступлениям, к насилию и геноциду по религиозному или по любому другому признаку. Она наложена на всех, кто принимает ленинскую идеологию, на коммунистов навечно, сменяемость поколений здесь не действует. Нельзя не признать, что те, кто сочувствует и содействует коммунистам, сами так же подпадают под действие этого проклятия .

Святейший Патриарх Тихон предал анафеме большевиков за то, что «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

13(26) окт. 1918.Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров “Все, взявшие меч, мечом погибнут”. (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7.9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир “без аннексий и контрибуций”. От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве “заложников”, этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей? Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализаций, — вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем “буржуев” грабили людей состоятельных; потом, под именем “кулаков”, стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу...

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семья, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен;печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. “И что еще скажу. Не достанет мне времени” (Евр. XI, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — “Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их” (Ис. 59, 7). Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься “столп злобы” вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости Наших обличении.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Послание святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании большевиков

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и Всея России,
возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

„Да избавить нас Господь от настоящего века лукавого" (Гал. 1. 4).
Тяжкое время переживает ныне святая Православная Церковь Христова в русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.
И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).
Все сие исполняет сердце наше глубоко болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету св. Апостола: „согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут" (И Тим. 5, 20)

Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властию данной нам от Бога запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной
.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: „измите злаго от вас самех" (1 Кор. 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатныt таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавра) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовляющая пастырей Церкви и учителей веры признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности.

Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над Святою Церковью Православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых? Зовем всех вас верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановить безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо против совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: ,кто нас разлучить от любви Божия. Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч" (Рим. 8, 35).
А вы братие, архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждой, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного Крестоносца: „Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей" (Мф. 16, 18).

Тихон, патриарх Московский и всея России.
Января 19 дня. 1918 года.


Уже 2 марта 1917г. члены Синода предали Помазанника Божьего и признали необходимым сотрудничество с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви»; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло. Возмездие Божие настигло быстро их...

С декабря 1917 г. большевики умножили захваты церковных зданий, храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации Александро-Невской лавры.

19 января отряд красногвардейцев совершил нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров, призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы.

В ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпускает свое знаменитое Послание с анафемой большевицкой власти и призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков на храмы и убийствам духовенства:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения...

Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее"».

Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви. Известие о патриаршей анафеме врагов Церкви и государства было разослано верующим через посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, призывали к сплочению ради защиты Церкви.

Ответом большевиков на анафему стал принятый на следующий день декрет Совнаркома об "отделении Церкви от государства": точнее – Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. Была открыта "законная" дорога жидовскому холокосту над Русским православным народом.

Вот каков был результат предательства Помазанника Божьего церковным священноначалием РПЦ в 1917 году!

Духовное состояние России тогда выявилось в поведении высших архиереев Русской Православной Церкви. Они не осудили Февральской революции, не выступили в защиту Царя, не поддержали его духовно, а лишь подчинились Временному правительству, несмотря на призывы товарища обер-прокурора Н.Д. Жевахова и телеграммы некоторых отделений Союза русского народа к Синоду поддержать монархию.

Уже 2 марта члены Синода «признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы», то есть с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви »; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло, которое являлось «символом порабощения Церкви государством» .

За редкими исключениями, архиереи удивительно поспешно определением от 7 марта вычеркнули имя Помазанника Божия из богослужебных книг и предписали вместо него поминать «благоверное Временное правительство», то есть никем не избранных для этой должности масонов-заговорщиков, которые в тот же день решили арестовать Царскую семью. Верховные архипастыри не вспомнили даже о клятвопреступлении , де-факто освободив армию и народ от присяги законному Царю, которую каждый служивший гражданин Империи приносил на Евангелии.

7 марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти со словами: «В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь»; принятие присяги производилось с участием духовенства. И, наконец, в знаменитом Обращении СвятейшегоСинода от 9 марта говорилось:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни... доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства...» .

Тем самым Синод, вместо призыва к соблюдению Основных законов и присяги Помазаннику Божию, совершил церковное оправдание революции ради земных благ «истинной свободы, счастья и славы». Синод мог хотя бы подчеркнуть временный и условный характер нового правительства, но архиереи еще до решения будущего Учредительного собрания (которое должно было решить вопрос о форме правления) сочли монархию безвозвратно упраздненною «волей Божией» и «общим разумом»; послание подписали все члены Синода, даже митрополиты Киевский Владимiр и Московский Макарий, имевшие репутацию монархистов-черносотенцев.

Такой призыв от имени Церкви парализовал сопротивление монархических организаций и православного церковного народа по всей стране. Лишь в немногих приходах продолжала звучать молитва о Государе и из немногих городов в Синод поступили запросы о присяге и призывы к сопротивлению революции. Бόльшая часть духовенства растерянно отмолчалась, а многие епархиальные собрания (во Владивостоке, Томске, Омске, Харькове, Туле) также приветствовали «новый строй». 12 июля Синод обратился с соответствующим посланием к гражданам России, «сбросившей с себя сковывавшие ее политические цепи»...

Неважно, сделали это архиереи под давлением масонской власти или из чувства своей "порабощенности" светской властью в соперничестве с нею. В любом случае это стало возможно из-за того, что даже возглавление Русской Церкви поддалось общему апостасийному процессу и утратило понимание удерживающей сути православной монархии. В этом и была главная причина революции: сначала она произошла в головах ведущего слоя. И это было главной причиной внутренней слабости России перед натиском ее врагов...

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.