Банши – кто такие? Значение слова, происхождение образа. Банши в мифологии Сверхъестественное банши какая серия

Миф - это вовсе не фантастическое повествование о заре человечества, это вневременная которая сопутствует развитию человека на всех этапах истории. Естественно, меняются «оболочки» мифа, из иррациональных интерпретаций он трансформируется в идеологические формы обоснования миропорядка. Религии - явление преходящее, миф же, будучи категорией универсальной, совечен человеку: он то находится в латентном состоянии, то возвращает себе активную форму. Наиболее активно проявляющейся мифологической традицией Европы можно считать британскую, в частности ирландскую мифологию, где мифопоэтическая традиция незримо сплелась с художественными произведениями и влилась в быт современного человека, став частью его мироощущения.

Характеристика образа Банши: мифы и легенды народов мира

Банши - это одна из разновидностей фейри, элемент ирландского и шотландского фольклора. В литературном переводе это "волшебная женщина", дословный же перевод её аутентичного имени - bean sí или bean sídhe, что означает «женщина холмов». Внешний вид Банши в точности не определён: к одним она приходит в образе грустной бледной девушки с красными от слёз глазами либо умершей девы из рода, а к другим является в виде устрашающей старухи с выпирающими зубами и мертвенно-бледной кожей в пятнах.

Единственное, что объединяет все интерпретации данного образа - это её длинные волосы. Чаще всего волосы имеют серебристый, седой цвет, однако известно несколько преданий, приблизительно века 15-го, где она демонстрирует людям багрово-кровавые волосы. Банши встречается в легендах в разной одежде, это и серый плащ поверх зелёного платья, и белое, светящееся во тьме платье, и даже саван.

Банши - охранительница рода и предвестница смерти

Основным функциональным назначением Банши ирландская мифология считает опеку над древними семьями. Она предчувствует близкую смерть одного из членов рода и предвещает её его родственникам громким плачем. Некоторые американские легенды 18 века гласят, что от её душераздирающего крика лопаются стёкла. Непонятно в образе Банши, кто такие звуки вообще способен издавать, ведь её стенания не относятся к какому-либо языку, это, скорее, синтез собачьего лая, нечленораздельной речи, криков диких уток, волчьего воя и отчаянных стенаний покинутого ребёнка.

Когда в легендах кто-либо из людей видит Банши, это означает близкую смерть его либо его знакомого.

К примеру, есть легенда о том, как фермер встретил у реки длинноволосую старушку в белом платье, когда он её поприветствовал, увидел, насколько она бледна. Мужчине стало жутко, а когда он решил убраться восвояси, старушка обернулась к нему и встала во весь рост, возвысившись над ним метра на 4. Фермер уже успел попрощаться с жизнью, как женщина просто шагнула в воду и исчезла. На следующий день фермер узнал, что у него умер сосед.

Банши: кто такие эти существа - уникальный бренд Ирландии или один из популярных образов мифологических персонажей, предвещающих смерть?

В Ирландии считается, что образ Банши уникален. Хотя на Британских островах есть исполняющие подобные функции и имеющие схожий внешний вид, Банши - образ нарицательный, известный по всему миру.

Мало кто вспомнит прачку Бен-Нийе, страдальца Кихериэт либо зловредного Бааван Ши, когда есть отлично растиражированная кинематографом история Банши как плачущей длинноволосой девушки в белом платье.

В иных мифологических системах также есть предвестники смерти: в славянской мифологии это домовой, в шумеро-аккадской - Анку.

При таком количестве мифологических аналогий исконный образ несколько размывается, а она сама приобретает самые разнообразные функциональные особенности. Важно обращаться к ирландскому первоисточнику, чтобы понять образ Банши, кто такие эти существа и какую функцию выполняют, ведь если вам попалось описание Банши как суккуба, убивающего мужчин, это явно не ирландский первоисточник.

Персонажи, взращённые образом Банши: шотландская аналогия в лице Банни и Бааван Ши

На Британских островах есть несколько прототипов Банши. Кто такие эти персонажи и в чем их отличие от праобраза, нам поведает шотландская мифология. Именно оттуда нам известен образ Бааван Ши. В отличие от защитницы рода Банши, эта фейри зловредна, она питается кровью мужчин. Защититься от них можно при помощи железа. Своей красивой внешностью фейри заманивает мужчин в свое логово и выпивает их досуха. Отличительной чертой Бааван Ши можно назвать красивые длинные золотые волосы и зеленое праздничное платье, под которым скрыты оленьи копыта.

В свою очередь, Банни - образ, противоположный злобной Бааван Ши. Это маленькая прачка у реки, стирающая окровавленные одеяния людей, которым предначертана близкая смерть. Банни - это женщины, умершие при родах, покинут этот мир они лишь тогда, когда пробьёт их реальный смертный час.

Существует у народов горной Шотландии поверье, что если незаметно для Банни подкрасться и стать между ней и водой, она ответит на любые три вопроса. Тем не менее взамен она также потребует того же, и отвечать ей нужно предельно правдиво.

Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) - в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность .

Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean - женщина, и si - Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.

В ирландской мифологии - это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.

Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство» сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи.

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши - дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь - это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа - дикие и неопрятные. Ее платье - обычно изодранные тряпки. Ее лицо - маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.

Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.

Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.

Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.

Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев - это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.

Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи - от таких людей исходит привлекательный запах крови.

Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.


Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) - в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность фейри.

Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean – женщина, и si – Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.

В ирландской мифологии – это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик – облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.

Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство», сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы – родственницы семьи.

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши – дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь – это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа – дикие и неопрятные. Ее платье – обычно изодранные тряпки. Ее лицо – маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.

Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.

Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.

Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.

Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев – это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.

Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи – от таких людей исходит привлекательный запах крови.

Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Новость отредактировал Elfin - 27-10-2013, 12:24

Персонажи ирландских поверий и легенд, восходящих к древней кельтской культуре, уникальны и не имеют аналогов у других народов. В их числе — баньши — дух-покровитель ирландской семьи. Порой в ночной тиши над полями и холмами зеленой страны раздается зловещий вой, поражающий смертным ужасом сердца услышавших его. Это баньши оповещает о близкой смерти одного из жителей округи.

Баньши — существо уникальное, загадочное и неоднозначное в своих проявлениях. Нет единого мнения о том, что оно собой представляет. Но все согласны с тем, что баньши совершенно точно относится к женскому роду. Об этом свидетельствует и само ее родовое имя. Баньши -от ирландского bean sidhe — «женщина из сидхов».

Легенды рассказывают, что в незапамятные времена, когда земля была совсем юной и не существовало границ между мирами людей и богов, на зеленых просторах Ирландии жило могучее племя богини Дану. Этот народ — Туата Де Дананн — был искусен в ремеслах и науках, творил великие чудеса, владея магией друидов. Но однажды из-за моря прибыли Сыны Миля — предки нынешних ирландцев — и победили людей Дану.

Часть побежденных была вынуждена уплыть за Западное Море в Иной Мир, что зовется еще Равниной Счастья, Землей Вечной Юности или Яблоневым Островом. А другие остались в Ирландии, укрылись в глубине Волшебных Холмов, защищенные от людских глаз чарами невидимости. Их стали называть сидхами — народом Холмов.

Отношения между победителями и побежденными всегда оставались довольно враждебными и напряженными. И все же некоторые баньши настолько сблизились с новыми хозяевами зеленой земли, что стали духами-покровителями ирландских родов и отдельных семей, но не всех, а тех, в ком течет чистая кельтская кровь, без примеси саксонской, нормандской, датской… Эти фамилии, как правило, начинаются на «О» или «Мак». В отличие от славянских берегинь баньши не сближаются с людьми, предпочитают держаться от них несколько отстраненно.

В основном в их «обязанности» входит предупреждение о грозящей опасности, близкой смерти одного из членов семьи. Но если глава семейства, к которому баньши особенно привязана, покидает пределы Ирландии, не важно, один или с домочадцами, уезжая, скажем, в Америку или Австралию, она следует за ним.

Таких, дружественных к людям баньши чаще всего видят в облике юной девушки или молодой женщины с рыжими распущенными волосами, которые она расчесывает серебряным гребешком. Но бывают баньши брюнетки и даже блондинки. Одеты они обычно в белые, свободно ниспадающие одежды, реже на них серые, черные или зеленые платья. Баньши может явиться взору путника в виде невысокой опрятной седовласой старушки. А захочет — покажется серой вороной, облаком, кустом, тенью…

Но некоторые баньши остались враждебными к человеческому роду. Они являются людям в виде ужасных ведьм-вампирш с красными глазами либо уродливых дряхлых старух со спутанными волосами и в лохмотьях. Такие баньши живут в пустынной сельской местности, а ночью выходят на охоту, ловя запоздалых путников и выпивая кровь у парней и молодых мужчин. А попавшая в когти баньши женщина от ее укуса превратится в такое же чудовище. Эти злобные существа ненавидят все живое. Они без жалости убивают всех в округе, опустошая любую местность, где живут.

Роковые встречи в легендах…

В Ирландии известно немало легенд о встречах с баньши. Обычно они не сулят человеку ничего хорошего.

Один молодой фермер возвращался поздно ночью из соседней деревни, где играл в карты. Подходя к своей ферме, он увидел молодую женщину, которая, сидя на придорожном камне, расчесывала серебряным гребешком роскошные рыжие волосы. Парень попытался заговорить с ней, но красавица, как будто не слыша, продолжала свое занятие. Тогда он из озорства (хмель туманил голову) вырвал у женщины из рук гребешок, прибежал домой и лег спать.

Разбудил фермера ужасный вой, от которого кровь стыла в жилах. Это баньши явилась под окно и потребовала вернуть украденную вещь. Парень не решился взять гребешок в руки, захватил его каминными щипцами и, открыв окно, высунул их наружу. Сверкнула молния, дом потряс страшный грохот грома, нечеловеческая сила вырвала щипцы из рук. Утром фермер нашел под окном искореженное, обугленное железо. И понял, что если бы не догадался взять гребень щипцами, остался бы без руки.

Другая легенда рассказывает, как такой же фермер, встретив юную баньши, воспылал к ней страстью и попытался обнять ее. Баньши с такой силой толкнула фермера в грудь, что он в беспамятстве рухнул на землю. А на груди навсегда остался отпечаток багровой пятерни.

Часто баньши предстает в виде прачки, стирающей в ручье окровавленную рубашку человека, обреченного на смерть. Один мужчина, увидев такую картину, попросил прачку постирать и его рубашку. Она возразила, что его срок еще не пришел. Но мужчина продолжал настаивать. Тогда баньши рассердилась, взмахнула рукой -и приставала вдруг оказался без рубашки, которая непостижимым образом оказалась у волшебной прачки. Она простирнула ее в ручье — и рубашка снова оказалась на теле парня. Только ворот так сдавил его шею, что невозможно было дышать. Задыхаясь, он стал молить баньши о прощении. Вдосталь намучив его, она все же сжалилась и отпустила мужчину с миром.

…и наяву

«Сказки!» — скажете вы. Но как же быть со множеством случаев, когда реальные люди видели баньши или слышали ее вопль-плач?

В воспоминаниях леди Феншейв, жившей в 1625-1676 годах, есть рассказ о встрече с баньши. Это случилось, когда леди Феншейв гостила у леди Онор О’Брайн.

«Мы должны были остаться там на три ночи. В первую же ночь, около часа, меня разбудил голос. Я отдернула занавеску и в лунном свете увидела прислонившуюся к окну женщину в белом, с рыжими волосами и мертвенно-бледной кожей. Она что-то громко говорила с такими интонациями, которых я раньше никогда не слышала. И затем со вздохом, больше похожим на ветер, чем на дыхание, исчезла… Я была так испугана, что волосы у меня на голове встали дыбом и ночная рубашка упала с плеч. Я толкала и щипала своего отца, но он так и не проснулся во время этого происшествия, которому я стала свидетелем. Около пяти часов хозяйка дома пришла проведать нас и сказала, что не ложилась всю ночь, потому что ее кузен О’Брайн, чьи предки были владельцами этого замка, попросил ее остаться в его покоях, и что он скончался около двух часов ночи».

В 1979 году как-то ночью Айрин Мак-кормик из Эндовера (графство Хэмпшир, Англия), находясь в спальне, на втором этаже своего дома, услышала вдруг «ужаснейший, завывающий звук». И тут же внизу, в гостиной, заскулил перепуганный пес. Женщина забрала собаку наверх, и они вместе дождались рассвета. А утром пришло извещение для мисс Маккормик с просьбой прибыть в Винчестерскую больницу, где лежала при смерти ее мать. Когда Айрин добралась до больницы, мать была уже в коме и вскоре умерла.

Бостонскому бизнесмену Джеймсу О’Барри, происходившему из древней ирландской семьи, эмигрировавшей в Массачусетс в 1848 году, довелось слышать крик баньши несколько раз. Впервые это случилось в раннем детстве. Впервые он услышал голос баньши, когда был еще маленьким мальчиком.

— Как-то утром я лежал в постели и услышал странный звук — как будто рыдания безумной женщины, — вспоминал Джеймс. — Была весна, голубое небо, за окном щебетали птицы. Когда я встал и спустился к завтраку, у кухонного стола сидел мой отец со слезами на глазах. Я прежде никогда не видел, чтобы он плакал. Мама сказала мне, что они только что узнали, что в Нью-Иорке умер мой дедушка. Смерть его была полной неожиданностью.

В 1946 году О’Барри служил офицером при штабе ВВС США на Дальнем Востоке. В 6 часов утра он был разбужен низким воющим звуком.

— На сей раз я моментально понял, что это такое, — рассказывал Джеймс. — Я сел в кровати, мои волосы встали дыбом. Звук становился все громче, усиливаясь и затихая, как сирена воздушной тревоги. Потом он замер, и я ощутил ужасную подавленность, потому что понял, что умер мой отец. Через несколько дней я получил подтверждение.

— Я лежал в постели и читал утреннюю газету, когда уши мои заполнил ужасающий вой, — свидетельствовал бизнесмен. — Я сразу вспомнил о жене, маленьком сыне, двух моих братьях и подумал о том, чтобы это не был кто-нибудь из них!

Но на этот раз баньши оплакивала не смерть кого-либо из членов его семьи, а гибель хорошего знакомого О’ Барри -президента Джона Кеннеди.

Любопытный эксперимент в начале 1990-х годов провел ирландский радиоинженер О’Нил. Он сам слышал плач баньши, когда умерла его младшая сестра. После этого О’Нил соединил с чувствительным микрофоном обыкновенный медицинский фонендоскоп, и прибор всегда был у него под рукой. И когда спустя много лет в больнице от рака умирала мать О’Нила, он, услышав снова этот плач, вставил в уши трубки и записал звуки на магнитофон. В своей статье О’Нил честно упоминает, что воспользовался открытием пермского врача Геннадия Крохалева, который не только фотографировал видения больных, но и с помощью того же фонендоскопа прослушивал их акустические галлюцинации.

Как говорится, против науки не попрешь. Поневоле вспомнишь слова великого английского драматурга: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Виктор МЕДНИКОВ

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.