Что такое рожденный свыше или возрожденный во христе человек. Рождение свыше Рожденные свыше

, Дорогой Искатель!

Рождение свыше: что это такое? Вот и прошел наш первый общий праздник. Вам понравилось?

А Вы помните, что я начала с Вами говорить о «рождении свыше»? «Рождение свыше» , или по-другому, моя и Ваша реакция на Христа, приход к Нему, принятие Христа и т.д. - это одно из ключевых понятий в Библии, в христианстве.

Опираясь на Слово Божие, мы определили, что его невозможно унаследовать, принять от человека, который за Вас помолился. Это не особое мировоззрение, когда Вы находитесь в храме, а, выйдя из него, тут же забываете и ведете обычный образ жизни. Рождение свыше не является результатом обещания Богу, что Вы будете улучшать отношения с людьми.

Тогда что это такое?

Рождение свыше, принесённое смертью Христа на кресте и нашей верой в Него, трудно для понимания. Об этом свидетельствует встреча Иисуса с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна.

    2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
    3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
    4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
    5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
    6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
    7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше…
    9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?..
    12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?
    13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
    14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
    15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
    16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
    17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Фактически Никодим, начальник синагоги, не мог полностью понять, что Иисус говорил о новом рождении. Возможно, приведённые ниже три пункта помогут вам понять истину о рождении свыше:

1. Рождение свыше – это Божественная перемена в жизни человека.

Перемена, которая влияет на каждый аспект его жизни. Дух Святой, через Христа, приходит в жизнь человека и сразу становится ведущим в его словах, действиях и даже в его мыслях:

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:19-20)

2. Рождение свыше - абсолютная перемена в жизни человека.

Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17) .

Он становится новым человеком, с новым направлением, целью, надеждами и мечтами. То, что казалось наиболее важным, внезапно теряет своё значение. Это точно! Появляются новые желания. Новый Господин занимает престол человеческого сердца.

3. Рождение свыше - видимая перемена в жизни человека.

Иисус сказал Никодиму, что ветер увидеть невозможно, но можно слышать его и видеть результат его действия -

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. (Ин.3:7-8)

Семья и друзья человека увидят и услышат перемену, происшедшую в нём. Эта перемена будет проявляться в том, как он относится к ним и разговаривает с ними. Они увидят человека более уравновешенного, который поступает, не исходя из страха, но из здравомыслия и любящего сердца –

ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2Тим.1:7) , т.е. здравого ума.

Другой вопрос возникает при словах Иисуса к Никодиму о том, что он "должен" родиться свыше. Почему он "должен" родиться свыше? Почему Иисус сказал так? В основном потому, что по своей греховной природе, человек не может быть приемлем для Бога и для вечной жизни на небесах. Божья воля в том, чтобы ни одна душа не погибла, но чтобы все покаялись и пришли к Нему -

Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2Пет.3:9)

Кстати, Вы обратили внимание на очень ценное обетование Божье?

Он не медлит с исполнением того, что обещал, что записано в Его Слове. А это значит, что, читая Библию и натыкаясь в нем на какое-нибудь место, которое очень актуально для Вас сейчас (здоровье, финансы, семейное благополучие, дети и т.д.), пожалуйста, помните:

Бог уже гарантировал ответ на эту проблему! Он терпеливо ждет,
когда Вы придете к Нему, расскажите о своей нужде, попросите Его о помощи
и возложите на Него восполнение потребности.
При этом не Вы распорядитель над Богом: "Сейчас же исполни! Я так хочу!",
а Бог над вами. Надо всегда соблюдать субординацию, быть корректными.

Помните, в прошлом выпуске я упоминала 1 Петра 5:7: «Все заботы Ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» ?

А ведь это работает! Это обетование (по-другому, обещание) сработало в моей ситуации. Оно сработает и в Вашей!


Сегодня хотелось бы коснуться темы рождения свыше. Это очень важная тема, и можно сказать, что это одна из первых истин, открытых Иисусом Христом, когда Он стал говорить Никодиму: «…должно вам родиться свыше» Рождение свыше является необходимым условием для того, чтобы увидеть Царствие Божье войдя туда, где пребывает Господь, Ангелы и все спасённые, а так же для того, чтобы понимать Слово Божье.

1. Можно ли уверовать во Христа, но не родиться свыше?

Сегодня подавляющее большинство проповедников учат, что рождение свыше и принятие Духа Святого происходит в момент покаяния, когда человек уверует в Евангельскую весть, провозглашая Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. А уже через какое-то время он получает крещение Духом Святым и наделение силой. Сейчас никто даже и не сомневается в этом учении. Скажите, пожалуйста, можете ли вы представить себе такой случай, когда несколько десятков людей приняли Евангельскую весть, покаялись, приняли Христа своим Господом и Спасителем, совершили водное крещение, обещая Богу жить с чистой совестью, но так и не родились свыше? Можете ли вы поверить сегодня в то, что люди могут услышать истину, что они в своих беззакониях идут в ад, и что Бог их возлюбил, отдав Сына Своего за их грехи, после чего они могут покаяться в грехах, уверовав в спасительную жертву Христа и приняв Его своим Господом и Спасителем, а через какое-то время принять водное крещение, но так и не получить Духа Святого? Наверное, нет. Скорее всего, вы скажете, что такого не может быть, чтобы люди уверовали во Христа, покаялись, приняли водное крещение, но так и не приняли Святой Дух.
Но в книге Деяния Апостолов мы читаем о том, что люди приняли Евангельскую весть, покаялись и совершили водное крещение, но так ещё и не получили Святого Духа, а значит и рождения свыше: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян.8:14-17). Слова: «чтобы они приняли Святого Духа» означают, что они Его ещё не принимали. Будучи уже искренно верующими во Христа, покаявшимися людьми, крещёнными во имя Господа, они ещё не приняли, т.е. не имели Святого Духа. Вы скажите: «А как это возможно?» Да точно так же, как это возможно было с учениками Христа, которые следовали за Христом, верили в то, что Он Сын Божий, но ещё не были рождены свыше. Из этого места Писания мы видим, что можно искренно принять Евангельскую весть, уверовать во Христа, креститься водным крещением, но ещё не получить Святого Духа. Некоторые верующие люди верят в то, что рождены свыше и имеют Святого Духа, но на самом деле еще и не получили Его, поэтому и не могут победить все свои грехи и жить свято. Но те люди, которые приняли Святой Дух, начинают понимать Писание, расти в познании Бога и святости, так как Святой Дух всегда ведёт человека к святой жизни.
Из выше приведённого места Писания, мы видим, что Дух Святой сходит на людей. В этом, и некоторых других случаях, описанных в Деяниях Апостолов, мы видим, что сошествие Святого Духа имело выражение в говорении на языках. Но из 1 послания к Коринфянам мы видим, что Дух Святой Сам распределяет дары, как Ему угодно: «Дары различны, но Дух один и тот же… Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:4-11). Когда на людей сходит Дух Святой, он входит в самую внутренность человека, производя новое рождение. Рождение свыше не происходит только от того, что человек уверовал в спасительную жертву Христа, покаялся или даже принял водное крещение. Он может верить в то, что Христос является Мессией, Сыном Божьим, Богом во плоти, Спасителем, но НЕ это приносит рождение свыше. Пётр, ученик Христа, получил от Бога откровение, что Иисус является Сыном Божьим, но от этого он не родился свыше. Все ученики Христа знали, что Он Сын Божий и Бог во плоти, но это знание и исповедание не делало их рождёнными свыше. Никодим уверовал в то, что Христос пришёл от Бога, но Господь сказал, что ему необходимо родиться свыше. Сегодня многие проповедники учат, что если человек произнесёт молитву покаяния, если он исповедает Иисуса Христа Господом и Спасителем, то родится свыше и тут же получит Святого Духа. Но из примера с Самарянами мы видим, что это может быть и не так. Мы ясно видим, что можно следовать за Иисусом Христом, но ещё не иметь Духа Святого, а значит и рождения свыше, так как только Дух Святой возрождает дух человека. Так же Сам Христос сказал, что люди могут следовать за Ним, но не брать своего креста, и из-за это так и не стать Его учениками и быть недостойным Его: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня« (Матф.10:38), «и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником« (Лук.14:27). Из Его слов можно сделать вывод, что недостойные Его люди, не берущие своего креста в своём следовании за Ним, не могут получить Святого Духа, так как только Святой Дух может сделать нас настоящими учениками Христа, живущими в святости. Рекомендую вам прочесть статью: «Что значит взять свой крест?»

2. Почему люди не рождаются свыше?

Иисус Христос учил, что посеянное зерно не может принести плод, если оно не умрёт: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»(Иоан.12:24,25). Когда Он говорил о пшеничном зерне, то имел в виду душу человека, или его «Я», которое должно полностью умереть, и только тогда человек сможет получить жизнь вечную, т.е. родиться свыше. Если придя в церковь, человек всё еще стремится к тому, что желает его «Я» - признания, земного счастья, успеха, богатства, и всего, чего ищут люди этого мира, то Дух Божий не может произвести в нём рождение свыше. Это говорит о том, что он не услышал истинного Евангелия, поэтому не осознал себя грешником, идущим в ад, и не пал перед Богом на колени, сокрушаясь в своих грехах и взывая к Его милости и прощению. Но те люди, которые осознали себя погибающими грешниками и поняли, что сделал для них Иисус Христос, имеют в своих сердцах глубокую благодарность Господу, и всем сердцем желают следовать за Христом, соблюдая Его учение.
Правда в том, что если человек не желает умереть для самого себя, то он не может родиться свыше. Всё учение Христа направлено на то, чтобы человек умер для себя и своего «Я», поэтому, если уверовавший во Христа не желает исполнять Его учение, то он не желает умирать для себя, и поэтому не получает рождения свыше.
Главная причина в том, что многие люди не рождаются свыше, состоит в том, что они не имели глубокого покаяния в своём сердце. Сегодня люди думают, что покаяние – это исповедание своих грехов и признание Иисуса Христа Господом и Спасителем. Но на самом деле покаяние – это поворот на 180 градусов по отношению к своей прошлой греховной жизни. То есть покаяние - это полное изменение образа своей жизни. В Деяниях Апостолов записаны слова Петра: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). Покаяние без обращения (т.е. без того, чтобы не отвернуться от греховной жизни) не имеет вообще никакого смысла, так как грехи в данном случае не прощаются Господом. Если человек живёт греховной жизнью, слышит Евангельскую весть и принимает её, исповедуя Иисуса Христа своим Господом, но продолжает дальше вести прежний образ жизни, то на самом деле он не совершил покаяния. Он просто согласился с тем, что Иисус Христос Господь и Спаситель, он исповедал свои грехи и пошёл грешить дальше. Такой человек не может быть прощён Богом, спасён и рождён свыше. Апостол Иаков открывает нам, что и бесы веруют в то, что Иисус Господь, поэтому подобная вера без обращения не имеет смысла.
Подобному отношению людей к покаянию способствуют многие лжеевангелисты, которые идут, и, как они выражаются, «кают» людей, используя различные хитрости, чтобы те произнесли молитву покаяния. Они считают, что если грешник даже неосознанно произнёс молитву покаяния, то это всё равно гарантия того, что тот получает Духа Святого, Который впоследствии будет продолжать работать с его сердцем. На самом деле, Дух Святой стучится в каждое сердце грешника, но Он не входит в него при неосознанном покаянии. Мы уже увидели, что Дух Святой входит в человека, сходя на него, что может сопровождаться говорением на иных языках, а так же проявлением других духовных даров.
«Благодаря» лжеевангелистам сегодня так много людей, прочитавших молитву покаяния и пришедших в церковь, не имеют рождения свыше. Большинство из пришедших таким образом желают, чтобы Бог помог им достичь всего, чего они так судорожно искали в мире (счастья, успеха, богатства). Так же людям, впервые приходящим в церковь говорят, что им достаточно произнести молитву покаяния, после чего их записывают в церковную книгу, дают заполнить бланки с местом жительства, зарплатой и т.д. После этого они становятся членами церкви. Но это совершенно не соответствует Писанию. Человек должен глубоко осознать себя грешником, идущим в ад, и нуждающимся в Спасителе. Это происходит в сокрушении сердца и слезах. Начало рождения свыше происходит в душевных муках, когда человек понимает, что он идёт в ад, что его жизнь является мерзостью в глазах Господа, и это сопровождается слёзной молитвой о помиловании и прощении Господом. Но если человек просто повторил предложенную ему молитву покаяния, и пошёл жить прежней жизнью, то он не может родиться свыше. Многие люди, приходя в церковь, первое что слышат, это учение о том, как правильно жертвовать деньги и приносить десятину. Их сразу же учат законам преуспевания; послушанию лидерам; тому, как правильно планировать свои дела и т. д., но не учат жить по учению Христа, поэтому такие люди сразу же получают неправильное направление в духовном развитии, и не могут получить Святого Духа и рождение свыше.
Сегодня не мало верующих проповедуют ложное Евангелие, обещая людям, в случае их прихода к Богу и их церковь, хорошую жизнь. Они говорят: «Придите к Богу, и у вас всё будет хорошо!» Людей привлекают в церковь, уча петь песни Богу, слушать проповеди, платить десятины и т. д. Но во многих церквях (не во всех к счастью) людей совершенно не учат умереть для себя, живя не по своей воле, а по воле Господа. А если и учат о воле Божьей, то говорят примерно так: «Бог хочет, чтобы вы были счастливы, богаты, успешны и смогли себя во всём реализовать! Ведь Он пришёл дать жизнь с избытком! (по-своему трактуя слова «жизнь с избытком»)». Большинство церквей проповедуют так называемое «Человекоцентричное евангелие», где всё крутится вокруг самого человека. Многие люди не желают распять свою греховную натуру; не желают полностью выйти из системы этого мира, поэтому не могут родиться свыше, получив Святого Духа. Они всегда учатся, учатся и учатся, но так и не могут никак дойти до познания истины. Они следуют то за одними учителями, то за другими, то за третьими.
Многие люди сегодня верят в Иисуса Христа и продолжают носить в себе «грязь» - грех. Они исповедуют веру в Иисуса, исповедуют Бога пришедшего во плоти, но по-прежнему живут в своих грехах. Масса людей, пришедших в церковь, продолжают грешить, потому что их не научили умереть для себя, не научили отречься от мира и всего греховного. Их научили «законам процветания», научили приносить десятину, научили почитать лидеров, научили позитивно говорить, научили всему, чему угодно, но только не отречению от своего «Я», от мира и того, что в мире (похоти плоти, похоти очей и гордости житейской). Они просто поверили в Иисуса Христа, что очень хорошо и правильно, но этого недостаточно. Нужно не только поверить в Иисуса, но и умереть для себя, начав жить по принципу: «Не моя, но Твоя воля да будет». А это уже не так просто. Для этого необходимо прилагать усилия, как сказал Иисус: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лук.16:16). Нельзя войти в Царствие Божье, не применяя усилия, которое и заключается в жизни по учению Господа. Только тогда огонь Духа Святого сойдёт и выжжет весь грех, который скопился за всю жизнь в жизни человека.

3. Кто такие дети Божьи и дети дьявола.

Чему учит нас Библия? «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:9,10). Некоторые люди трактуют этот стих так: «Если ты признал Иисуса Спасителем и Богом, то в тебе уже живёт Дух Божий, а если в тебе живёт Дух Божий, то тогда ты живёшь по духу» Но это извращение того, о чём говорит Апостол Павел! Из его слов мы видим, что ЕСЛИ Дух Божий живёт в нас, то мы НЕ БУДЕМ жить по плоти, а БУДЕМ жить по духу. Из послания к Галатам мы видим, что значит жить по духу: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22-23) Из слов Павла следует, что если Дух Святой пребывает в человеке, то тот будет иметь плод духа, который проявляется в любви, радости, кротости и т.д. Но если человек не один десяток лет называется христианином, но так и продолжать жить по плоти, то, по словам Павла, он не наследует Царствия Небесного: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). Если живущие по плоти не наследуют Царствия Небесного, то это означает, что они не спасены, а если они не спасены, то они не имеют в себе Святого Духа, ведь только Святой Дух является залогом нашего спасения. Люди, годами живущие по плоти, скорее всего, не имеют в себе Духа Святого, поэтому никак не могут жить по духу. И далее Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Истина в том, что те, кто принадлежат Христу, кто решил следовать Его учению, через какое-то время подходят к такому этапу своей жизни, когда распинают плоть со страстями и похотями. Христовы не могут всю свою жизнь грешить и каяться, грешить и каяться в одних и тех же грехах, и оправдывать себя различными доводами. Те, кто по-настоящему принадлежат Христу, исполнены Духа Святого, поэтому родились свыше и перестали грешить.
Апостол Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его… Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил… Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему»(1Иоан.3:6-10; 5:18)
Читая эти стихи, мы ясно видим, что:
1). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
2). Кто делает грех, тот от диавола…
3). Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает… Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
Первое, что мы здесь видим, это то, что есть разница, между согрешением и грехом. Написано, что тот, кто рождён от Бога не делает греха, потому что НЕ МОЖЕТ ГРЕШИТЬ. Те, кто родились свыше и получили Святого Духа, просто не могут жить в грехе. Они не могут всё снова и снова совершать один и тот же грех. Они не могут мириться с грехом в своей жизни! Они не могут идти и грешить, зная, что это грех, потому, что они наполнены Духом Святым.
Второе, что мы видим, это то, что тот человек, который живёт в грехе, и по каким-то причинам не желает от него избавиться, на самом деле ещё является дитём дьявола, а не дитём Бога, хотя и может считать себя верующим. В данном случае, не может идти и речи о его рождении свыше.
И третье, что мы видим, это то, что тот, кто согрешает, на самом деле ещё по-настоящему не встретился с Христом. Это относится к духовным младенцам. Духовные младенцы, это рождённые свыше люди, которые стремятся жить по учению Христа, но они ещё могут спорить, иметь разногласия между собой, завидовать кому-то, (т.е. согрешать). Павел говорит, что духовные младенцы находятся во Христе, т.е. это люди, рождённые свыше и ставшие частью Тела Христа - Его церкви. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» (1Кор.3:1-4). Есть какое-то время, которое должен пройти каждый уверовавший в Христа человек, и родившийся свыше, называемое духовным младенчеством. Если человек, придя к Христу, сразу начинает читать и исполнять Его учение, если он получает правильные и здравые учения, то в духовном младенчестве он остаётся не надолго. Но если он попадает в ту церковь, где учат всему, чему угодно, но только не учению Иисуса Христа, то будут проходить годы, а он так и останется духовным младенцем. К сожалению, сегодня таковых подавляющее большинство. Апостол Иаков сказал: «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Он НЕ сказал, что мы все много грешим, (т.е. живём в грехах). Нет. Но духовные младенцы могут согрешать своим языком потому, что еще не познали Господа.
Из Слов Апостола Иоанна мы видим, что есть духовные дети (младенцы), юноши, отроки и отцы: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Иоан.2:12,13). После духовных младенцев идут духовные юноши, чьей отличительной чертой является тот факт, что они победили лукавого, т.е. они перестали согрешать (спорить, завидовать), и эффективно применяют духовную власть изгоняя бесов. Из этого стиха мы видим, что если христианин по прошествии многого времени всё ещё продолжает согрешать своим языком, и не изгоняет бесов, то он ещё НЕ победил лукавого, а это означает, что он так и остался в духовном младенчестве.
Во многих церквях часть людей не то что годами, а десятилетиями остаются младенцами, а часть вообще не рождаются свыше. Это происходит из-за того, что там правят лжеучения. Лжеучителя всегда несут ложное рождение, или правильнее будет сказать примыкание к церкви. Для них важно, чтобы люди становились членами их церквей, верили в то, что они пророки, апостолы, учители и настоящие пастыри. Они не озабочены тем, чтобы учить людей тем учениям, которые делали бы их духовно зрелыми людьми. Они учат тому, что люди желают слышать. Лжеучителям всё равно, в каком духовном состоянии будут люди. Лжеучителя так же всегда вводят людей в зависимость от себя, поэтому без их «благословения» те не могут принять какое-либо решение. Лжеучителям всё равно, как живут члены церкви, для них важно, чтобы как можно больше людей посещало их служение, неся свои десятины, пожертвования, а так же принимая их и соблюдая все церковные традиции и уставы. Но если кто-то осмелиться заподозрить, что они учат неправильно, или высказать своё мнение, которое будет отличаться от их мнения, то такого человеку тут же объявляют бунтарём и ставят в такое положение, что он вынужден уйти из ИХ церкви.
Давайте посмотрим на то, что Иисус Христос говорил о детях дьявола. Когда Он вёл беседу с религиозными деятелями того времени, то те сказали Христу: «мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (Иоан.8:41). Эти люди были уверены на 100 процентов, что их Отцом был Бог, т.е. они были убеждены, что являются детьми Божьими. Но Иисус ответил им: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.8:42-44). Многие верующие сегодня думают, что дети дьявола – это сатанисты, оккультисты, колдуны и подобные им, а дети Божьи – это все верующие в Иисуса Христа. Конечно, те, кто активно служат дьяволу, являются его детьми, но здесь речь идёт не о них, а о тех, кто уверены, что их Отец Бог, но остаются детьми дьявола. Почему Иисус назвал людей, которые признавали Единого Бога, которые служили Ему - детьми дьявола? Да потому что их желания были сформированы дьяволом. Помните, как Иисус назвал Петра сатаной? «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф.16:23). Дьявол вложил в сердце Петра желание отговорить Христа от того, ради чего Он и пришёл на землю. Господь быстро разоблачил мысли сатаны, которые он вложил в сердце Петра. Что делает религиозных людей детьми дьявола? НЕ служение ему, а исполнение того, что дьявол желает.
В наше время ничего не изменилось. Люди могут называть себя детьми Бога, но в глазах Иисуса Христа оставаться детьми дьявола. Господь сказал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня».Актуальны ли эти слова сегодня для нас? Конечно. Если Бог действительно является нашим Отцом, то мы будем любить Иисуса Христа. Если спросить верующих, любят ли они Иисуса Христа, то все ответят, что конечно же любят. Но если спросить этих же верующих, живут ли они реально по учению Иисуса Христа, то большинство ответят, что нет. Но Сам Иисус сказал, что те, кто Его любят, БУДУТ исполнять Его заповеди, поэтому, на самом деле многие люди, называющие себя христианами, просто обманывают сами себя. Они не любят Христа, поэтому не живут в согласии с Его учением. Они просто убеждают себя в том, что любят Иисуса. Но если люди, считающие себя детьми Божьими, НЕ живут по учению Христа, (т.е. не любят Его), то они однозначно на сегодняшний день являются детьми дьявола, потому что желают исполнять свои похоти (источником которых является дьявол), а не желания Бога. Но это не означает, что теперь они останутся детьми дьявола навечно. Если они услышат истину, которая откроет их глаза на то, кем они сегодня являются в глазах Господа, и искренно покаются изменив свою жизнь, то будут прощены Господом и будут приняты Им в Свою семью. Вместо того, чтобы утешать тех верующих, которые НЕ живут по учению Христа, говоря: «Вы все спасены!», нужно проповедовать истину по этому вопросу, и тогда эти люди упадут на колени перед Богом и искренно покаются.
Сегодня только что пришедших людей в церковь учат быть уверенными в своём спасении. Но на самом деле спасение – это путь длинною в жизнь, которое можно и потерять. Поэтому Писание говорит, что мы совершаем своё спасение: «Итак, возлюбленные мои… со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12). Пока человек находится на пути к полному спасению, то он будет иметь в себе свидетельство Духа Святого, что он является детём Божьим: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим.8:16). Но если он не имеет такого свидетельства, то ему необходимо пересмотреть свою жизнь. Вместо того, что бы людей учить истине о том, кто такие дети Божьи и кто такие дети дьявола, людей учат быть уверенными в своём спасении. Поэтому, их просто научают верить, что они спасены, хотя на самом деле, они могут ещё и не быть даже рождеными свыше. Почему некоторые верующие могут сомневаться в том, что они стали на путь спасения? Да потому, что они НЕ имеют свидетельства Духа Святого в своём сердце, что они дети Божьи.
По каким признакам можно узнать, рождён ли человек от Бога или нет? Рождённый свыше человек хочет того, чего хочет Христос, потому что Дух Божий живёт в нём. Кто-то может сказать: «Ну, Христос же хочет, чтобы люди спасались, и я этого хочу» Но о том, рождён ли человек свыше или нет, нельзя узнать по тому, хочет человек, чтобы его церковь численно росла, или нет. Свидетели Иеговы тоже очень хотят спасти мир, хотя сами не имеют спасения и не рождены свыше, так как отвергают Христа, как Бога и Спасителя, а так же Духа Святого, как Личность. Это относится и ко всем другим лжерелигиям. Единственным признаком рождения свыше является желание исполнять учение Иисуса Христа, потому что это страстное желание Духа Святого. Именно для этого Христос и посылает Духа Святого людям. Он не посылает Духа Святого человеку, чтобы тот являл чудеса и знамения и делал себе имя и служение. Не бывает такого, чтобы люди имели в себе Святого Духа и не хотели жить по учению Христа! Это невозможно. Но сколько сегодня можно встретить людей, считающих себя христианами, рождёнными свыше, которые стремятся стать богатыми; стремятся построить карьеру; которые вместо того, чтобы искать волю Божью, сами планирую свои жизни; которые заключают с Богом различные заветы, типа: «Ты мне дай машину, а я тебе 100 долларов»; которые живут по различным человеческим учениям, но только не по учению Иисуса Христа. Возможно, такие люди могли ещё и не родиться свыше, или они родились, но попали под пагубное воздействие духов заблуждения и ложных учений, поэтому так и остались духовными младенцами.
Как часто в церквях можно наблюдать следующую картину: Пастор спрашивает у членов своей церкви: «Поднимите руки, кто рождён свыше!», на что только часть людей откликаются, так как кто-то не имеет внутреннего свидетельства, что рождён от Духа, а кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь. Тогда пастор говорит: «Вы что совсем что ли? Быстро подняли все руки, потому что вы все рождены свыше! Вы верите в Иисуса Христа? Вы ходите в церковь? Вы приносите десятины? Да! Поэтому вы рождены свыше! И больше в этом не сомневайтесь!» В следующий раз, когда люди слышат этот вопрос, то все бойко поднимают руки. Вот так иногда учат людей верить в то, что они родились свыше.
Апостол Иоанн так же учил: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему»(1Иоан.5:18). Слова «Мы знаем» означают, что христиане того времени хорошо знали, что рождённые от Бога люди не грешат, но хранят себя от греха. Но знают ли об этом сегодняшние христиане? Или мы думаем, что рождённые от Бога всё равно грешат? Писание учит нас, что те, кто грешат, являются детьми дьявола, а те, кто НЕ грешат – детьми Бога. Это учение Нового Завета.
Апостол Павел так же сказал: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его»(Рим. 8:9). Нам нужно иметь Дух Христа, а не какие-то церковные догмы и молитвенники, и не просто поверить в Иисуса, но умереть для себя родившись заново и получив крещение Духом Святым. Вот что главное для христианина. Если Христос живёт в нас Духом Святым, то мы мертвы для греха. А если мы признаём Христа Господом и Спасителем, и продолжаем жить в грехе, то в таком случае, мы не имеем Духа Христова и ещё не принадлежим Ему. Эта истина заставляет о многом задуматься! Лжеучителя обходят этот вопрос стороной или трактуют слова Павла по-своему, но если внимательно вникнуть в эти слова, то становится ясно, что, те верующие, которые после покаяния продолжают жить в грехе, не имеют Духа Христова Святого и ещё не принадлежат Ему.
Апостол Иаков так же обращается к людям, посещающим церковь, которые ещё дружат с миром, т.е. не хотят отречься от его ценностей и умереть для себя: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Он называет тех христиан, которые дружат с миром (т.е. живут в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской) врагами Божьими. Давайте коротко рассмотрим, что такое похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Похоть плоти.

«Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:14). Забота о плоти может быть нормальным делом, а может перерасти в похоти. Например, наши тела нуждаются в еде, отдыхе и уходе. Если мы кушаем больше, чем надо, а так же то, что вкусно, но вредит нашему организму; если мы спим больше чем надо; если уход за своей внешностью начинает требовать много времени, денег и сил, то все эти попечения о теле перерастают в похоть плоти.

Похоть очей.

Писание говорит нам: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8). Но сегодня очень мало тех людей, которые могут довольствоваться тем, что имеют, и не желать участвовать в гонке по приобретению всё новых и новых вещей, мебели, машин, бытовой техники окружая себя всё большим и большим комфортом. В наше время эта тема вообще не обсуждается в ряде христианских деноминаций, так как считается, что чем лучше и больше всех материальных благ человек имеет, тем больше его благословляет Бог. Люди составляют целые молитвенные списки, подробно указывая Богу, какого цвета и формы они хотят получить от Него ту или иную вещь, или даже доходят до того, что «делают запрос» для получения мужа или жены с таким-то характером, такой-то внешностью и таким-то доходом. Кто-то занимается визуализацией, представляя себя едущим на престижном автомобиле проповедовать Евангелие, или проживающем в уютном особняке, «прославляя этим Бога». Но Христос учит «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Лук. 9:23) (Мф. 10:38). Отвергнуть себя означает: не искать своего, а только Божьего. А что же значит брать свой крест? Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он говорил: «Авва Отче! Все возможно тебе! Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»(Мар. 14:36). Вы думаете Христу хотелось проходить весь тот ужас, который Он прошел? Он просил Отца пронести «эту чашу» мимо, но далее Он сказал ключевую фразу, на котором строится всё христианство: «Но не чего я хочу, а чего Ты». В Ев. От Луки говорится: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»(Лук. 22: 42).

Гордость житейская.

Этот вид гордости проявляется, как: гордость за свою внешность и гордость своим положением. Человек, гордящийся своей внешностью, будет стремиться «показать себя» как можно большему количеству людей. Он любит, когда о нём отзываются: ««Ты такая(ой) красивая(вый)!», «Ты просто прелесть!» и т.д. А гордость своим положением проявляется в том, что человек гордится своей работой, своим положением в обществе, своим происхождением, своими способностями, умом и даже знанием Библии, умением красиво молиться, способностью долго поститься, положением в церкви. За словами: «Мы дети Царя, поэтому должны иметь самое лучшее», кроется не что иное, как желание обладать тем, чего нет у других; или иметь то же самое, что имеют другие; желание выглядеть престижно; быть уважаемыми другими и т. д. Всё это гордость житейская, которая от этого мира и не имеет ничего общего с Богом. Кроме того, Бог ненавидит такого рода гордость: «… гордость и высокомерие… Я ненавижу» (Пр. 8:13).
Всё выше перечисленное делает людей, исповедующих христианство врагами Богу, что, к сожалению, не мешаем многим продолжать жить в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Более подробно об этом можно узнать, прочитав статью: «Может ли христианин быть врагом Богу?»
Если люди, исповедующие христианство продолжают после покаяния жить годами в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, (являясь по сути своей врагами Богу), и не имеют желания жить по учению Христа, то о каком Духе Святом, живущем в них, может идти речь? О каком рождении свыше можно говорить, если они продолжают активно враждовать против Бога? Они до уверования были врагами Богу, и после уверования ими остались. Что изменилось в их жизни? Они просто признали, что Иисус является Сыном Божьим, но и бесы это признают. Но на самом деле эти люди ещё не имеют Духа Христа, а Слово Божье говорит: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». Истина в том, что люди не могут иметь в себе Святого Духа и продолжать враждовать против Бога. Те, кто имеют Святой Дух, и родились свыше, являются учениками Христа, поэтому живут по Его учению, и не имеют ничего общего с похотью плоти, похоти очей и гордости житейской.
На основании этого, можно сказать, что если человек не желает оставаться дитём дьявола и врагом Богу, то должен глубоко покаяться в том, что жил для себя и искал своего, а так же престать жить, руководствуясь похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской, и начать жить по учению Иисуса Христа. Тогда Господь изольёт Духа Святого на него, дарует ему рождение свыше и назовёт Своим дитём. Детьми Божьими не становятся только потому, что признали Иисуса Христа Богом. Об этом так же пишет Павел в послании к коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18). Существуют условия, выполнив которые люди становятся детьми Божьими. Сам Господь говорит, что те, кто желают следовать за Христом, должны выйти из среды беззаконников и не прикасаться к нечистому, и только тогда Бог назовёт их Своими сынами и дочерьми. Это не означает уйти в монастырь, а значит жить в этом миру, но не принадлежать ему и не иметь дружеских отношений с грешниками. Некоторые верующие считают, что мы должны дружить с грешниками, но Иисус учил любить их, но не дружить. Павел, давая нам определение любви, начал с долготерпения: «Любовь долготерпит, милосердствует…» (1Кор.13:4) Это не просто так. Если вы действительно кого-то любите, то не напрягаетесь его любить, а если вы терпите кого-то и долготерпите, то это говорит о том, что вы принимаете решение его любить, хотя он этого не заслужил. Бог не заставляет нас любить грешников той любовью, которой мы любим дорогих нам людей. Поэтому, мы должны любить грешников, но у нас не должно быть никакой дружбы с ними и ничего общего с этим грешным миром. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир…» (1Иоан.5:4).

4. Как получить Дух Святой?

Как-то Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:15,16). По словам Христа, ученики должны были доказать свою любовь к Нему своей жизнью, живя по Его учению, которое Он им дал, и только после этого Он послал бы им Утешителя Духа Святого. Мы не видим, чтобы Иисус говорил, что сначала даст им Духа Своего, а только потом они смогут исполнить Его заповеди. Нет. Сначала они должны были соблюсти Его заповеди, а затем получить Святого Духа. Многие люди, называющие себя христианами, считают, что по учению Христа невозможно жить, даже имея в себе Дух Святой, но Христос говорит ученикам (которые ещё не имели Святого Духа), что ЕСЛИ они Его любят, то СМОГУТ исполнить Его заповеди. Он сказал, что сначала им необходимо соблюсти заповеди, а потом Он даст другого Утешителя. Ученики хорошо это понимали. Они любили Господа, поэтому соблюдали в своей жизни то, чему Он их учил, и как результат этого, получили Святого Духа.

Мы ясно видим, что только после воскрешения из мёртвых Иисуса Христа, в учеников вошёл Святой Дух: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан. 20:21,22). Слова «примите Духа Святаго» говорят о том, что до этого они Его не принимали, поэтому и не имели. Кто-то считает, что ученики получили Святого Духа, когда Христос дунул на них, а кто-то - когда на них сошёл Дух Святой в день Пятидесятницы. Перед Своим вознесением Христос сказал: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Здесь у нас возникает вопрос по поводу первой точки зрения: «Возможно ли получить Святого Духа, но в то же время, не получить Его силу?» Получается, что Дух Святой может прийти без Своей силы? То есть люди имеют в себе Святого Духа, Который не имеет силу, а поэтому, Он теперь должен сойти на человека, чтобы дать ему силу. Но, я считаю, что Святой Дух и является силой свыше. Во 2 главе Деяний мы видим, как ученики Христа исполнились Духом Святым и начали говорить на иных языках: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:4). Эти стихи говорят о том, что ученики исполнились Духом Святым только в день пятидесятницы, и, скорее всего, именно в это время произошло их полное рождение свыше. Как вы считаете, можно ли получить Святого Духа, но в то же время не исполниться Им? Я думаю, что нет, и считаю, что до исполнения Святым Духом, Он находится вне человека, продолжая работать с его сердцем, а когда видит, что человек искренне желает следовать за Христом, исполняя Его учение, то входит в человека, принося ему полное перерождение. Но это моё мнение по этому вопросу.
Так же в подтверждении точки зрения о том, что человек может получить Святой Дух, но ещё не иметь Его силу, вы можете привести следующий текст: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню… И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (Лук.4:1,14). Но из этого текста мы видим, что Иисус уже был исполнен Святого Духа, а из книги Деяний видим, что в день Пятидесятницы на учеников сошёл Святой Дух и они исполнились Им, т. е. получили силу Святого Духа, как считают те верующие, которые верят в то, что именно в это время они и получили силу Духа Божьего. Но Иисус Христос после сошествия на Него Святого Духа во время водного крещения, так же был исполнен Святым Духом, а значит, уже имел силу Святого Духа. Когда же в 14 стихе говорится: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею» то мы видим, что слово «дух» написано с маленькой буквы, что означает не силу Святого Духа, а силу человеческого духа. Мы знаем, что Иисус Христос был стопроцентным человеком и стопроцентным Богом, поэтому, как Человек, Он после искушения в пустыне вернулся в силе своего Человеческого духа. Поэтому, этот текст не является подтверждением того, что Дух Святой может прийти в человека без Своей силы.
Сегодня так же многие проповедники учат, что сначала необходимо получить Дух Святой, а уж только потом мы сможем исполнять учение Христа. Большинство людей, называющих себя христианами, уверены в том, что получили Святого Духа, но они так и не способны в полноте жить по учению Господа. Они продолжают жить в различных заблуждениях, ища богатства, успеха и других мирских ценностей, а так же не могут победить всех своих грехов и жить свято. Это свидетельствует о том, что они так и не получили Святого Духа. Почему такое происходит? Да потому, что они никогда не стремились исполнять учение Иисуса Христа. Дух Святой даётся Богом тем людям, которые всем своим сердцем желают исполнять учение своего Учителя и начинают это делать. Если Господь видит, что человек настроен серьёзно в своём решении следовать Его учению, то Он даёт ему Дух Свой Святой. Дело в том, что Бог видит сердце человека и его помыслы, и Он знает, что желает человек, и к чему он стремится. Поэтому, если Бог видит, что человек желает жить по Его воле в святости, то Даёт ему Свой Дух, а если видит, что сердце человека лукаво, что он так и не покаялся искренно в своих грехах, и не отвернулся от них, продолжая искать своего, то такой человек не получает Святого Духа.
Многие люди, исповедав Иисуса Господом, продолжают жить в непослушании Его учению и ждут, что Бог изольёт на них Святой Дух. Но по словам Господа Иисуса Христа, можно увидеть, что так не происходит. Чтобы получить Духа Святого, сначала необходимо начать исполнять Его учение, а только затем Бог изольёт Его, Который и принесёт полное внутреннее обновление, рождая свыше человека, а так же наделяя его силой.
Мы не можем найти в Писании ни одного стиха, где бы говорилось о том, что можно получить Духа Святого без Его силы, а потом получить силу Святого Духа. В Новом Завете вообще нет такого выражения: «сила Святого Духа», так как Дух Святой не может быть без силы, ведь Он является Третьей Личностью Триединого Бога. Можно ли представить себе Третью Личность Самого Бога в человеке, Которая бы ещё не имела силу? Мне кажется, что нет.
Иисус Христос сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). По словам Христа, иго Его благо и бремя Его легко. Его иго и бремя – это Его учение. Многие люди убедили себя, что соблюдать учение Христа очень трудно, или вообще невозможно, но Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Невозможно или трудно соблюдать заповеди Христа только тем людям, которые на самом деле ещё не любят Господа, так как они не осознали до конца, что Он совершил для них. Такие люди принимают истину о спасении, как само собой разумеющееся, поэтому не имеют глубокой благодарности Господу за то, что Он пострадал и умер на Кресте за их грехи. Это приводит к тому, что они не имеют глубокого посвящения Господу, поэтому не становятся Его рабами, живущими не по своей воле, а по Его воле и учению. Вместо того, чтобы искать воли Божьей на свою жизнь, они создают свои планы и цели, и стараются использовать Господа, чтобы их достичь. Это люди, так и не родились свыше, поэтому, не имеют Духа Святого, и это приводит к тому, что они продолжают искать своего. Их внутреннее состояние говорит само за себя.
Иисус Христос учил, что посеянное зерно не может принести плод, если оно не умрёт: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12:24,25). Когда Он говорил о пшеничном зерне, то имел в виду душу человека, или его «Я», которое должно полностью умереть, и только тогда человек сможет получить жизнь вечную, т.е. родиться свыше. Нельзя родиться свыше, если не умер для самого себя. Если человек уверовал во Христа, пришёл в церковь, принял водное крещение, но так и продолжает стремиться к тому, что желает его «Я» - признания, земного счастья, успеха, богатства, и всего, чего ищут люди этого мира, то Дух Божий не может произвести в нём рождение свыше. Если человек не желает умереть для самого себя, «распяв» своё «Я» то он не может получить Святого Духа и родиться свыше.
Иисус Христос как-то сказал Своим ученикам (что относится и к нам): «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). Всё учение Иисуса Христа направлено на умерщвление греховной натуры, своего «Я», поэтому, если человек, исповедующий Его своим Господом не желает соблюдать Его слово (т.е. жить по Его учению), то он и не может рассчитывать на то, что Иисус Христос и Отец придут к нему и сотворят у него обитель, т.е. будут жить в нём через Святого Духа. Здесь говорится о рождении свыше и Духе Святом. Из слов Христа мы видим, что для рождения свыше необходимы некоторые условия:
1) «…кто любит Меня» т. е. нужно иметь любовь к Иисусу Христу, которая выражается в соблюдении Его учения: «тот соблюдет слово Мое».Сегодня многие люди говорят, что любят Иисуса, но по разным причинам не желают жить в послушании учению Господа.
2) «и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»Из этой фразы Христа следует, что Дух Святой даётся тому человеку, который начинает соблюдать, т.е. практиковать учение Иисуса Христа в своей жизни.
Иисус Христос так же говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лук.11:13). Просили ли вы когда-нибудь у Бога, дать вам Духа Святого? Учили ли этому вас ваши учителя? Если нет, то начните просить, чтобы Бог излил на вас Своего Святого Духа и изменил всю вашу внутренность.

(продолжение следует)

Рожде́ние свы́ше - благодатное обновление человека через очищение его от скверны греха, совершаемое в ; усыновление ; приобщение к ; просвещение, освящение; духовное рождение.

Можно ли возрасти возрастом духовным, не родившись рождением свыше?

Стяжание такого единства подразумевает необходимость духовно-нравственного преображения личности, уподобления человека Богу, для чего требуется приобщение к добру (можно сказать, упражнение в добре), осуществляемое через молитву, богомыслие, соблюдение заповедей ().

Это становится возможным через Крещение в силу того, что именно через Крещение человек очищается от первородного и личных грехов и, присоединяясь к Церкви Христовой, обретает необходимые благодатные спасительные средства.

Между тем, человек, упорно сторонящийся Христа или откладывающий Крещение на потом, сам лишает себя названных возможностей. Не обновившись рождением свыше, он, конечно же, может стяжать некоторую человечность, порядочность, доброту, однако не может достичь тех степеней святости и любви к Богу, которые приличествуют Божьим святым.

Является ли рождение свыше фактором непременного приобщения человека к Царству Небесному?

Рождение свыше является, по определению, именно рождением. Отсюда и ответ. Как земное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией земного совершенства родившегося, так и духовное рождение не может служить и не служит автоматической гарантией духовного совершенства.

Как земное совершенство достигается человеком через постепенное развитие, раскрытие его естественных и личностных потенций, так и духовное совершенство достигается не мгновенно, но требует постепенного взросления .

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов

Рождение свыше (возрождение) - особое Божье действие, посредством которого Он "обновляет человеческое сердце - мертвое по причине грехопадения - к жизни" . Рождение свыше происходит одновремнно с покаянием и обращением к Богу и характеризуется коренной переменой "во внутреннем содержании жизни ", в сердце (чувствах), "в нравственных стремлениях души" .

Понятие рождения свыше тесно связано и нередко прямо отождествляется с понятием "Крещения Святым Духом (духовного крещения)" . Так, согласно Вероучению евангельских христиан , составленном в 1910 году И. С. Прохановым , духовное крещение "есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый нарождается, т.е. происходит рождение свыше)" .

Рождение свыше является необходимым условием Божьего усыновления и вхождения в Царство Божие: благодаря ему человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.

Происхождение

Понятие "рождение свыше" происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом.

"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" . (Ин.3:3-5)

Конфессиональная разница

В разных христианских конфессиях слова "родится свыше" понимаются неодинаково. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно считается, что "рождение свыше", «рождение от воды и Духа» происходит при совершении таинства крещения .

"Вода, видимо принимаемая, действует к очищению тела, а Дух, невидимо соединяющийся, - к возрождению невидимой души. Если ты спрашиваешь, как вода может родить, то и Я спрошу, как семя, которое само водообразно, может образоваться в человека? Посему как над семенем телесным все совершает благодать Божия, так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога." - так толковал этот отрывок византийский богослов Феофилакт Болгарский, в православии отнесенный к "Отцам Церкви".

В евангельско-баптистском богословии водное крещение и рождение свыше - события совершенно разные. Например, по мнению известного баптистского богослова Платона Харчлаа, «такой взгляд противоречит другим местам Писания, в которых сказано, что спасение дается только по вере».

У баптистов распространено мнение, что Христос в разговоре с Никодимом не говорит о водном крещении в современном христианском понимании. Напомним, что ко времени разговора Иисуса с Никодимом существовало лишь крещение Иоанна Крестителя, которое представляло собой иудейский обряд ритуального очищения "твила" , знаменующий веру в грядущего Мессию и покаяние во грехах.

"Иоанн Креститель пробудил своим призывом к покаянию израильский народ. И слово «вода» в устах Иисуса могло напоминать Никодиму о ритуале водного крещения , которое Иоанн совершал над каявшимися. Христос давал таким образом понять Никодиму, что желающему войти в Царство Божие нужно покаяться и обратиться к Нему с тем, чтобы получить возрождение от Святого Духа" , - отметил Платон Харчлаа.

Поэтому в евангельско-баптистском богословии принято считать, что рождение свыше происходит при покаянии и уверовании во Христа под воздействием Духа, но не при водном крещении .

Детский вопрос

Разное понимание этого отрывка обуславливает конфессиональную разницу, например, в вопросах о крещении детей или крещении взрослых без серьезной катехизации. В православии это допустимо, поскольку «крещение возрождает», в баптизме - нет, потому что «ни младенец ни взрослый, не знающий азов веры, не сможет покаяться и возродиться».

В то же время в евангельско-баптистском богословии это не означает, что Царство Небесное закрыто для детй. Так, в "Изложении евангельской веры или Вероучении евангельских христиан" (составленном И.С. Прохановым в 1910 году) говорится:

"Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие, без необходимости для них проходить общий путь спасения или исполнять постановления Божий для Церкви, требующие сознательной воли. На основании того, что верующие, увидев на небесах Иисуса, будут подобны Ему только потому, что увидят Его, можно полагать, что возрождение с детьми происходит, когда они увидят Иисуса при переходе в славную вечность" .

Признаки рождения свыше

Согласно "Веручению ЕХБ 1985-го года", истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией.

"Родиться свыше, значит измениться так основательно, что это равнозначно новому рождению; это значит, что с душой произошло нечто такое, что можно охарактеризовать как полное перерождение..." , - считает известный богослов, автор популярных комментариев к Новому Завету Уильям Баркли

При этом люди, пережившие рождение свыше, имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Они знают, являются детьми Божьими и наследниками вечной жизни.

О рождении свыше сегодня говорят во многих церквях. Но что это такое? Многие христиане считают, что они рождены свыше и теперь они новое творение… Но некоторые из них продолжают цинично грешить и, не раскаиваясь, делают дурные поступки, которые пророки и апостолы прямо называли Богу неугодными и даже мерзкими в глазах Господа.

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ БОГ?

Неужели Бог изменил Свои критерии нравственности? Неужели Бог сдвинул границы морали и дозволенного для людей?

Библия учит, что нет. Ведь Бог всегда говорил, что Он неизменен.

«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6, см. также Числ. 23:19, Ис. 40:8; 41:4; 43:13; 46:4; 48:12: 52:6; Пс. 88:34,35; 110:7,8; 118:152)

В Новом Завете об Иисусе сказано, что Он, как Бог, тоже неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) .

Господь не просто не меняется, но не допускает даже «тени перемены» (Иак.1:17). Что такое тень? Тень ничего не весит, ее нельзя оценить какими либо весами или иным измерением, как материальную величину. Апостол Иаков не напрасно дал такую иллюстрацию. Он хотел показать, что у Бога нет даже намека на перемены. Каким Он был, таким всегда и будет. И конечно Его критерии нравственности не изменяются.

Как первый мир был истреблен за аморальное поведение людей, так будет и при Втором Пришествие Христа в конце этого мира.

«Как было во дни Ноя, … перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж,… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.37-39)

Здесь речь о том, что люди перед потопом не задумывались о том, что начали безнравственно жить, что стало «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).

Они лишь думали о плотских потребностях: еде, питье и интиме. До потопа было «развращение» . И перед Вторым Пришествием Христа люди будут часто менять партнеров, включая разовые связи и гражданские браки: «жениться и выходить замуж»…

Иисус Христос четко сказал, что не спасутся «любодеи» (в переводе блудники, развратники): «Вне (спасения — Нового Иерусалима) … любодеи … и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15)

Такую длинную вводную я написал не случайно. Пример людей до потопа и перед Вторым Пришествием, я привел в доказательство того, что Бог неизменен, и не сменит вдруг моральных критериев по отношению к христианам. Мол, раньше блуд и гомосексуализм Господом жестко порекался, а теперь христианам стало можно блудить и потакать нетрадиционной сексуальной ориентации… Мол, ведь закон отменен, и за их грехи уже умер Иисус...

Иисус Христос в самом конце Библии четко сказал, кто удостоится спасения:

«Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни» (Откр. 22:14)

То есть люди, цинично попирающие стандарты нравственности, изложенные в Божьем законе, навряд ли войдут в число спасенных.

Иисус учил: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16, см. также Матф.7:21-23)

Это касается и некоторых из тех, кто гордо называет себя христианином и уверен, что рожден свыше. Апостол Павел, вторя Иисусу, четко говорил, что не только язычники, но и христиане, цинично нарушающие Божьи заповеди, не войдут в Царствие Небесное (см. 1 Кор. 6:9,10, Гал. 5:19-21, Еф. 5:5).

Павел прямо учил, что если христианин не задумывается о грехе, не раскаивается в нем, не желает избавиться от него, а «произвольно» , то есть легко грешит, то на такие грехи жертва Иисуса не распространиться, а значит, верующий погибнет для вечности:

«Ибо если мы, … произвольно грешим, то не остается более жертвы (Иисуса) за грехи» (Евр.10:26)

Я веду к тому, что ответить на вопрос о том, рожден ли какой-то человек свыше или нет, можно только сверив его поступки и помыслы с Божьим эталоном, то есть со Словом Божьим, а именно с Божьими заповедями, изложенными в Библии. Причем не только в Новом завете. Новый завет абсолютно новых нравственных заповедей не вводит, а лишь повторяет ветхозаветное учение.

Именно законом Божьим можно определить, что такое добро или зло в глазах Господа. У закона нет возможности и задачи спасти, как писал апостол Павел, цель закона – раскрыть человеку, что является для Господа грехом:

«Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (речь о заповеди Исх.20:17)» (Рим. 7:7).

«Законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

А теперь о богословии рождения свыше

Не нужно путать обращение и рождение свыше.

Обращение – это последствие того, что человек уверовал в Бога, то есть в то, что Землю и Вселенную создал Творец. И этот Творец, называет Себя нашим Отцом и продолжает принимать активное участие в жизни каждого человека, включая его лично.

В Библии мы видим, как раньше называли таких людей: «боящиеся Бога» (см. Деян.10:2,22; 13:16,26)

Затем верующий («боящийся Бога») желает перейти на новый этап – заключить завет (договор, союз, то есть скрепить свои отношения) с Богом. В ветхозаветное время заветом было обращение в иудаизм через обрезание и приятие Пасхи. После этих обрядов любой язычник становился частью Божьего народа, природным жителем – аборигеном Божьей земли (см. Исх.12:48).

В новозаветное время завет с Богом заключается через крещение (см. 1Пет.3:21, Деян.22:16). Вода – символ водной могилы, где человек оставляет свою прошлую жизнь вместе с грехами и обещает Богу жить новой жизнью.

Крещение не всегда сопровождается рождением свыше

Крещение — это кульминация обращения человека, когда он уверовал в Бога, увидел свою греховность, покаялся, решил оставить прошлую жизнь и жить далее с Богом, по Его воле, заключив с ним завет.

После крещения, Бог дает христианину Духа Святого в помощь в борьбе с грехами (см. Деян.2:38).

Но конечно, далеко не все крестившиеся, и далеко не сразу, оставляют свои грехи, неблаговидные привычки и пристрастия. Каждый человек меняется по-разному. Кто-то быстро, кто-то медленнее. Кто-то расстается сначала с большими грехами, кто-то с незаметными для стороннего глаза. Дело в том, что Бог через Духа Святого влияет на каждого человека индивидуально, видя от каких страстей или черт характера сначала нужно избавиться верующему. Что ему сейчас легче и полезнее…

Так верующие постепенно изменяются изнутри, если прислушиваются к голосу совести, то есть влиянию Духа Святого, обличающего и направляющего их.

Но есть крестившиеся, которые не сильно-то меняются. Они упорствуют и не желают радикально изменять свою жизнь и характер, как указывает им Дух Святой. Каждый из нас, наверное, видел христиан с явно нехристианскими чертами характера. Иисус учил прощать, а они копят ненависть… Иисус учил не мстить, а они мстят вплоть до жестокости, кровопролитий и даже убийств… Иисус учил, что мы все равны, как Божьи дети, а они возвышаются над другими и ряд людей считают ниже себя, вплоть до унижения, гонения и даже истребления.

Разве о таком христианине можно сказать, что он рожден свыше? Разве о христианине блуднике, воре, злоречивом, пьянице… можно сказать, что он рожден свыше? Я, думаю, нет.

Но что же тогда является рождением свыше?

Рождение свыше это не вера в Бога Отца и Его сына Христа! Как я писал выше, обращение — это обретение веры, то есть превращение человека из неверующего в верующего. Обращение не всегда сопровождается кардинальным позитивным изменением характера человека. Верующий, безусловно отличается от неверующего, и почти всегда в лучшую сторону. Но как было написано выше, некоторые верующие не желают расставаться с прежним образом жизни, поэтому у них остаются черты характера далекие от Божьего идеала и даже диаметрально противоположные ему.

А рождение свыше – это внутреннее кардинальное перерождение человека. Библия называет такое перерождение крещением Духом Святым. Слово крещение переводится – погружение. То есть рождение свыше – это изменение человека благодаря глубочайшему преобразованию, которое в нем произвел Святой Дух. О крещении Святым Духом читайте материал .

Дух Святой всегда старается касаться сердца человека. Однако, многие закрывают уши от Его обличений. Вспомните себя раньше и сегодня, разве совесть Вас совсем не беспокоит? Разве всегда Вы поступаете по голосу совести? Человек теряет надежду, когда совсем закрывается от влияния Духа Святого, то есть не хочет слышать его обличений. Иисус это называл хулой на Духа Святого!

Когда человек приходит к Богу, то он больше открывается влиянию Духа Святого и зачастую желает изменений. А Бог по Своему обещанию после крещения дает Духа Святого в помощь для изменения сердца верующего. Если верующий не упорствует и желает быть водимым Духом (см. Рим.8:14), то Господь меняет его. Преобразование, которое происходит в человеке и называется возрождением, перерождением или рождением свыше. Иисус про это говорил Никодиму в 3 главе Ев. от Иоанна:

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5)

Здесь мы видим, что в перерождении участвует: как вода (водное крещение), так и работа Духа (крещение Духом).
Рождение свыше не обязательно должно быть до крещения или сразу после него. После крещения может пройти ни один месяц или даже год, а может и десятилетия. Рождением свыше в Библии называется именно перерождение, то есть существенное изменение человека изнутри, духовная переоценка им своих ценностей, когда он Бога начинает ставить на 1-е место в своей жизни. Тогда человек как бы становится новым творением, по сравнению со своей прежней жизнью.

Зачастую рождение свыше происходит, когда человек осознает, что именно за него, за его личные грехи спустился на землю с Небес, страдал и принял мученическую смерть Господь… Когда человек понимает, на сколько сильно его любит Бог, что пошел на такую непостижимую жертву… Тогда его сердце открывается во взаимной любви, верующий желает сделать приятное Господу и Его детям – другим людям (см. Матф.25:40). Возрожденный христианин начинает любить и ценить других людей, он не может не творить другим добро… Он горит желанием рассказать всем и каждому о том, что их тоже любит Бог, что за грехи каждого из них претерпел мучение и наказание безгрешный Иисус Христос, чтобы даровать любимым Своим чадам вечность!

В порыве благодарности сердце человека больше открыто для влияния Духа Святого, для внимания голосу совести, для побуждения на благие дела и несение Евангелия… Божьи стандарты нравственности, изложенные в Его законе, становятся человеку не в тягость, а приятны и угодны его сердцу. Вот поэтому, Господь через пророков говорил, что даст верующим Нового завета новое сердце (см. Иер.31:33, Евр. 8:10; 10:16)! Это благодарное любящее возрожденное сердце!

Валерий Татаркин

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.