Евангелие от иоанна глава 10. Библия онлайн

Иисус – хороший пастух

1 – Говорю вам истину: тот, кто входит в овечий загон не через ворота, а проникает другим путем, тот вор и разбойник. 2 Но кто входит через ворота, тот настоящий пастух # 10:2 Политических и духовных вождей Израиля иногда называли «пастухами», от них требовалось заботиться о своем «стаде», т. е. народе. Но когда они стали угнетать «стадо», Бог обличил их (см. Иез. 34; Ис. 56:9-12) и обещал послать хорошего Пастуха, Христа (см. Иез. 34:23). Данную притчу нужно понимать в свете этого исторического контекста. этих овец. 3 Сторож открывает ему ворота, и овцы слышат его голос. Он зовет своих овец по именам # 10:3 По всей вероятности, во времена Иисуса пастухи в Израиле любили давать овцам имена (клички). и выводит их. 4 Когда он выведет всех своих, то идет впереди них, и овцы идут за ним, потому что знают его голос. 5 Они никогда не пойдут за чужим, они убегут от него, потому что не знают его голоса.

6 Иисус использовал эту притчу, но они не поняли, о чем Он говорил.

7 Тогда Иисус сказал:

– Говорю вам истину: Я – дверь для овец. 8 Все, кто приходили до Меня, – воры и разбойники, и овцы их не послушали # 10:8 Здесь имеются в виду те, кто входил в «овечий загон» не через «ворота» (см. 10:1) – политические и духовные вожди Иудеи, которые думали лишь о своем благе. . 9 Я – дверь: кто входит через Меня, тот будет спасен. Он сможет входить и выходить и найдет пастбище. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и разрушить, а Я пришел, чтобы дать жизнь, и притом в избытке.

11 Я – хороший пастух. Хороший пастух отдает жизнь свою за овец. 12 Наемному пастуху овцы не принадлежат, и, когда он видит, что пришел волк, он бросает овец и убегает. Тогда волк хватает овец и разгоняет все стадо. 13 Наемник убегает, потому что он нанят и не заботится об овцах.

14 Я – хороший пастух. Я знаю Своих, и они знают Меня. 15 Так же и Отец знает Меня, и Я знаю Отца. Я отдаю жизнь Мою за овец. 16 У Меня есть и другие овцы, не из этого загона # 10:16 Имеются в виду представители других народов, не иудеи, которые поверят в Иисуса. , их Я тоже должен привести. Они тоже будут послушны Моему голосу, и будет одно стадо и один пастух. 17 Отец любит Меня потому, что Я отдаю Свою жизнь, чтобы потом опять взять ее. 18 Никто ее у Меня не может отнять, Я отдаю ее добровольно. У Меня есть власть отдать ее и взять ее опять. Так было Мне определено Моим Отцом.

19 После этих слов мнения слушавших иудеев опять разделились. 20 Многие говорили:

– Он одержимый и бредит, зачем Его слушать?

21 Другие говорили:

– Одержимый так бы не говорил. Разве может демон открывать глаза слепым?

Религиозные вожди расспрашивают Иисуса в храме

22 В Иерусалиме наступил праздник Обновления # 10:22 Праздник Обновления храма – праздновался в память об очищении храма Маккавеями в 165 г. до н. э., после его осквернения Антиохом Епифаном. храма . Была зима. 23 Иисус ходил по храму в колоннаде Соломона. 24 Вокруг Него собрался народ.

– Сколько Ты еще будешь держать нас в недоумении? – говорили они. – Если Ты Христос, то так и скажи нам.

25 Иисус ответил:

– Я уже говорил вам, но вы не поверили. Обо Мне свидетельствуют дела, которые Я совершаю от имени Моего Отца. 26 Вы же не верите Мне потому, что вы не из Моих овец. 27 Мои овцы слышат Мой голос, Я знаю их, и они идут за Мной. 28 Я даю им жизнь вечную, и они никогда не погибнут # 10:28 Не погибнут – т. е. не попадут в ад. , их у Меня никто не отнимет. 29 Отец Мой, Который дал их Мне, превыше всех, и никто не может забрать их из рук Моего Отца. 30 Я и Отец – одно.

31 Тогда иудеи опять схватили камни, чтобы побить Его, 32 но Иисус сказал им:

– Я показал вам много добрых дел от Отца. За какое из них вы хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи ответили:

– Мы Тебя не за это хотим побить камнями, а за кощунство, потому что Ты, человек, выдаешь Себя за Бога.

34 Иисус ответил:

– Разве в вашем Законе не написано: «Я сказал: вы – боги»? # 10:34 Пс. 81:6. В этом отрывке из Псалтыри, по мнению различных толкователей, словом «боги» (евр. «элохим») названы либо судьи, поставленные Богом решать земные дела, либо народ Израиля, либо ангелы. Дело в том, что еврейское слово «элохим» имеет более широкое значение, чем в русском языке слово «бог». И, конечно же, здесь не подразумевалось, что у тех, кто назван «богами», была божественная природа. 35 Если богами названы те, кому было дано слово Божье, а Писание не может быть упразднено, 36 то как же вы смеете говорить, что Тот, Кого Бог освятил и послал в мир, кощунствует, потому что Я сказал: «Я – Сын Бога»? 37 Если Я не делаю то же, что делает Мой Отец, – не верьте Мне. 38 Если же Я совершаю дела Моего Отца, то даже если вы не верите Моим словам, верьте делам, чтобы вы поняли и знали, что Отец во Мне и Я в Нем.

39 Они опять попытались схватить Его, но Он ушел у них из рук.

40 Затем Иисус отправился на другую сторону Иордана, туда, где Иоанн раньше крестил, и там оставался. 41 Туда к Нему приходило много людей.

– Хотя Иоанн и не творил ни одного знамения, но все, что Иоанн говорил о Нем, верно, – говорили они.

42 И многие там поверили в Иисуса.

10:1 Образ пастуха и овечьей отары имеет глубокие корни в Ветхом Завете. Иаков (Быт. 48,15; 49,24), Давид (Пс. 22,1; 27,9), Асаф (Пс. 77,52; 79,2), Исаия (Ис. 40,11), Иеремия (Иер. 31,10), Иезекииль (Иез. 34,11-16) и автор Псалма 99 называют Бога своим Пастырем. С пастухами сравниваются также правители народа (Чис. 27,17; 2 Цар. 7,7; 3 Цар. 22,17; Ис. 56,11; Иер. 23,1; 50,6; Иез. 34,5; Зах. 11,9.17). Пророчество Захарии о пастыре Израиля (Зах. 13,7) Иисус относил к Себе (Мф. 26,31). В притчах о потерянной овце (Мф. 18,12-14; Лк. 15,3-7) Иисус уподобляет Себя пастырю, а в гл. 10 Он разворачивает эту метафору более широко. Позднее об Иисусе говорят как о "Пастыре овец великом" (Евр. 13,20) и "Пастыреначальнике" (1 Пет. 5,4), а в Откр. 7,17 сказано, что "Агнец... будет пасти их".

двор овчий. Огороженное место с одним входом.

10:2-3 входящий дверью. Законному пастуху нет необходимости перелезать через ограду, потому что сторож всегда готов пропустить его. По-видимому, в одном загоне могли содержаться несколько разных отар, и поэтому каждый пастух должен был знать своих овец.

10:5 За чужим же не идут. См. 1 Ин. 4,1.

10:7 Я дверь овцам. Иисус заменяет здесь метафору, называя Себя не "пастырем", а "дверью". В качестве "двери для овец" Иисус есть Тот, через Кого входят в вечную жизнь (ср. 14,6; Мф. 7,13.14).

10:8 воры и разбойники. Т.е. лжепророки и лжеучители.

10:9 кто войдет Мною, тот спасется. См. ком. к ст. 7.

10:10 чтобы имели жизнь и имели с избытком. Жизнь с избытком - вечная жизнь.

10:11 пастырь добрый. Иисус вновь возвращается к метафоре, с которой Он начал Свою речь (ст. 2-5).

полагает жизнь свою. Пастырское служение Христа требует жертвенности, которая в конечном счете приводит к смерти (ст. 15,17). Он не просто рискует Своей жизнью (ср. 1 Цар. 17,34-36), Он отдает Свою жизнь, принимая смерть, предназначенную для людей, виновных во грехе. Именно в этом заключено значение титула "Агнец Божий", данного Иисусу Иоанном Крестителем (1,29), и именно это подразумевает Сам Иисус в ряде Своих высказываний (2,19; 3,14; 6,51).

за овец. Иисус жертвует Собой за "овец", т.е. за тех, кого дал Ему Отец (17,2,6,24).

10:12 наемник. См. ком. к ст. 8. Наемник служит за плату, т.е. преследует выгоду.

10:14 знаю Моих и Мои знают Меня. Здесь прослеживается параллель со взаимоотношениями, которые существуют между Отцом и Сыном внутри Троицы (ст. 15; 17,21-23). Ясно, что глагол "знать", столь часто встречающийся в Писании, означает здесь гораздо больше, чем просто интеллектуальное знание. Когда Бог знает человека, это означает, что Он включает его в число Своих искупленных и избранных по Его милости.

10:16 другие овцы. Язычники; те, кто не принадлежит к народу израильскому.

10:17 любит Меня Отец. Самопожертвование Сына представляет собой столь прекрасный акт любви и подчинения Божиему замыслу, что оно неизбежно усиливает любовь между Лицами Троицы.

Имею власть отдать... власть имею опять принять ее. Смысловым центром здесь является слово "власть" - у Иисуса Христа есть власть, и эта власть у Него от Отца. Ср. 19,10.11.

10:20 См. 7,20.

10:22 праздник обновления. Этот праздник ныне называется Ханукка и празднуется в конце декабря, соседствуя в календаре с Рождеством. Он был праздником света, напоминая о событиях, происходивших во времена Иуды Маккавея, возглавлявшего восстание иудеев против сирийского царя Антиоха Епифана (164 г. до Р.Х.).

10:23 в притворе Соломоновом. Притвор Соломонов представлял собой крытую колоннаду и располагался с восточной стороны двора язычников в храме (Деян.

10:24 если Ты Христос. Это - ключевой вопрос в отношении служения Иисуса. Ученики нашли на него правильный ответ (6,69; Мф. 16,16; Мк. 8,29; Лк. 9,20). Этот же вопрос вновь возникнет во время суда над Иисусом, но там первосвященник сочтет ответ Иисуса хулой на Бога (Мф. 26,63-65; Мк. 14,61-64; Лк. 22,67-71).

10:26 вы не верите, ибо вы не из овец Моих. Вера - это критерий, по которому Бог признает Своих, и она же - великий дар Божий, который, как и благодать, Бог дает по Своему усмотрению.

10:27-28 Здесь перечислены четыре аспекта, характеризующие заботу Господа о Его овцах: 1) Он знает их (ст. 27); 2) Он дает им жизнь вечную (ст. 28); 3) Он оберегает их от вечной погибели (ст. 28); 4) Он следит за тем, чтобы никто не мог похитить их из Его руки (ст. 28). Святые хранят стойкость, потому что Бог хранит их.

10:29 из руки Отца Моего. Рука Пастыря - это также рука Отца, и непревзойденное могущество Бога является гарантией безопасности овец.

10:30 Я и Отец - одно. Иисус и Отец - не идентичные личности, а Личности, единые по Своей сущности.

10:32 за которое из них хотите побить Меня камнями? Иисус сказал, что Он вершит дела Бога. Поэтому Его вопрос содержит предупреждение: поднимая руку на Него, поднимают ее на Бога.

10:34 не написано ли. Часто встречающаяся форма использования цитаты из Писания, подчеркивающая особую значимость сказанного.

в законе вашем. Закон для иудеев был (и остается) наивысшим авторитетом. Закон нерушим и свят ("и не может нарушиться Писание"). Несмотря на частые со стороны иудеев обвинения в нарушении закона, Иисус Сам засвидетельствовал, что Он пришел не для того, чтобы нарушить закон, но восполнить его (слово "исполнить" в русском Синодальном переводе - это устаревшая форма глагола "дополнить", т.е. "сделать полным, совершенным").

10:38 Отец во Мне и Я в Нем. Эту же мысль Иисус выразил словами "Я и Отец - одно" (ст. 30).

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2. а входящий дверью есть пастырь овцам.
3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам.
8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их.
13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец.
16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30. Я и Отец - одно.
31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы - боги»?
35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я - Сын Божий»?
37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
40. и пошел опять за Иордан , на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.
42. И многие там уверовали в Него.

3. БЕСЕДА О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ (10:1-21)

Беседа о добром пастыре развивается в том же смысловом контексте, что и глава 9. Уподобление людей овцам, которые следуют за своим пастырем, было очень популярно на Среднем Востоке. Так, пастырями называли себя цари и священники, именуя подданных своих овцами. Часто встречается эта аналогия в Библии.

Многие из великих мужей Ветхого Завета были пастырями в буквальном смысле слова, т. е., пастухами; это - Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид. Моисей и Давид стали, кроме того, духовными пастырями Израиля. Образ пастыря возникает в ряде наиболее известных мест Священного Писания (Пс. 22; Ис. 53:6; Лук. 15:1-7).

Иисус употребляет эту аналогию в разных случаях. Связь с предыдущей, девятой, главой видится здесь в противопоставлении Его и фарисеев отношения к слепорожденному человеку. Будучи духовно слепы, хотя они и претендовали на особое духовное видение (Иоан. 9:41), фарисеи были лжепастырями. Иисус же, как истинный Пастырь, пришел искать нуждающееся в помощи и исцелять. Его овцы слышали Его голос и отзывались на него.

Иоан. 10:1-2 . В стихах 1-5 представлена утренняя сцена из пастушьей жизни. Пастырь входит через ворота (дверью) в овечий загон (на востоке это были просторные, порой крытые, помещения, огороженные каменной стеной). (В загоне содержалось, как правило, несколько стад, принадлежавших разным хозяевам.) У ворот в овчарню находился сторож, охранявший овец от воров и диких зверей в ночное время. Всякий, кто попытался бы не "дверью" войти в загон, а перелезть через стену, явно руководствовался бы злым умыслом.

Иоан. 10:3-4 . Пастухам, которых знал, придверник (сторож) отворял ворота, и те, войдя, звали своих овец по имени (чтобы отделить их от овец другого хозяина). И овцы, слыша знакомый голос, шли к своему пастырю. Тот выводил их из загона и собирал в стадо. А затем вел на пастбище, следуя впереди стада.

Иоан. 10:5-6 . Если в загон входил посторонний, овцы, не зная его голоса, бежали от него. Это иносказание строится на знакомом иудеям образе пастуха, собирающего свое стадо. Мысль же, стоящая за ним, та, что люди устремляются к Богу, потому что Бог призывает их, и голос Его им следует отличать от чужих голосов (сравните со стихом 16, 27; Рим. 8:28,30). Но слушатели Христа и из знакомого им образа не извлекли духовного урока; они не узнали (либо притворились, будто не узнают) в Иисусе своего Господа - истинного Пастыря (Пс. 22).

Иоан. 10:7-9 . Иисус, тем не менее, продолжает это иносказание. Пастырь, отделив свое стадо от других, вел его на пастбище. Выход к нему лежал через особое огороженное пространство. В воротах его становился пастух, чтобы пропускать овец на пастбище; он таким образом как бы сам обращался в дверь для них. Духовный смысл этой аналогии состоит в том, что лишь Иисус Христос - та дверь, через которую может человек войти в Божие присутствие.

Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники. Господь говорит о тех вождях (духовных и гражданских) Израиля, которые "приходили" и действовали по собственной воле и инициативе, не будучи "посланы" Отцом Небесным, т. е. приходили "помимо Христа". Таковые заботились не о духовном благе народа, а об удовлетворении собственного честолюбия и властолюбия. Иисус же, как добрый Пастырь, обеспечивает Своим "овцам" защиту от врагов (кто войдет Мною, тот спасется, будет в безопасности).

Лжепастыри заботятся о своей выгоде, нередко отнимая у подданных имущество, а порой и жизнь. Христос же, напротив, дает Своим "подданным" жизнь и заботится об их повседневных благах и войдет и выйдет, и пажить найдет).

Иоан. 10:10 . Следует развитие мысли, высказанной в предыдущем стихе. Вор (лжепастырь, в каком бы обличий он ни явился) отнимает жизнь, а Христос дает жизнь… с избытком.

Иоан. 10:11 . Далее Иисус являет образ овцы и ее пастыря под иным углом зрения. Как только вечер опускался на пастбища Палестины, над овцами нависала опасность. В библейские времена за городскими стенами рыскали львы, волки, шакалы, пантеры, леопарды, медведи и гиены. Даже жизнь пастухов находилась под угрозой, как это видно из того, что и царю Давиду, в бытность его пастухом, приходилось сражаться со львами и медведями (1-Цар. 17:34-35,37). Многотрудную жизнь пастыря изведал и праотец Иаков (Быт. 31:38-40).

Иисус говорит о Себе (и повторяет это): Я есмь пастырь добрый (10:11 сравните с 10:14). В Ветхом Завете Пастырем Своего народа зовется Бог (Пс. 22:1; 79:2-3; Еккл. 12:11; Ис. 40:11; Иер. 31:10). И Им же является Иисус для Своего народа, для блага которого Он приходил отдать жизнь Свою (сравните Иоан. 10:14,17-18; Гал. 1:4; Еф. 5:2,25; Евр. 9:14). (В Новом Завете Иисус Христос назван также "Пастырем великим" - Евр. 13:20-21; и "Пастыреначальником" - 1-Пет. 5:4.)

Иоан. 10:12-13 . В отличие от "доброго пастыря", которому "овцы - свои", и потому Он заботится о них, питает их, оберегает и готов за них жизнь положить, наемник, работающий за деньги, равнодушен к овцам. Он заинтересован лишь в денежном вознаграждении и оберегает себя. Если волк нападает на стадо, то наемник убегает, и волк расхищает овец и разгоняет их. Немало себялюбивых царей управляло Израилем, и множество лжепророков и лжемессий приходило к нему. Много пострадало "Божие стадо" от таких "наемников" (Иер. 10:21-22; 12:10; Зах. 11:4-17).

Иоан. 10:14-15 . Но пастырь добрый лично заинтересован в Своих овцах (сравните стих 3, 27). И знаю Моих - этими словами подчеркивается, что овцы принадлежат Пастырю. В словах же и Мои знают Меня передано, что знание тут - взаимное, и близость - обоюдная. Она уподобляется Христом Его собственным отношениям с Отцом, исполненным взаимной любви и доверия. Любовь к Своим овцам Иисус подтвердил тем, что когда "пришел Его час", Он добровольно отдал за них жизнь.

Иоан. 10:16 . Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора Иисус говорит о язычниках, которые поверят в Него. Своею смертью Он и их приведет к Отцу Небесному. И они услышат (узнают) голос Мой. Все эти тысячелетия Иисус продолжает спасать людей, которые различают, узнают, слышат Его голос, говорящий им через Священное Писание. Из Деян. 18:9-11 видно, как это осуществлялось на практике по мере становления Церкви. "У Меня много людей в этом городе" (т. е. в Коринфе) - говорил Господь апостолу Павлу.

И будет одно стадо и один Пастырь - это образ Церкви, состоящей из верующих как иудейского, так и языческого "двора", соединившихся в одном теле, Глава которого - Христос (Еф. 2:11-22; 3:6).

Иоан. 10:17-18 . Снова предсказывает Иисус Свою смерть, четырежды в этой главе повторяя, что Он отдает Свою жизнь добровольно (стих 11, 15, 17-18).

Отец любит Иисуса особой любовью за Его жертвенное послушание Его воле. О воскресении Своем Иисус говорит здесь дважды (в стихах 17-18): Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее и Я… имею власть… опять принять ее; то есть Он подчеркивает, что воскресение Его - в Его власти (в силе). Он властен над Своей судьбой. Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня. Иисус вовсе не был беспомощной пешкой на шахматной доске человеческой истории.

Иоан. 10:19-21 . В третий раз слова Иисуса вызывают распрю среди слушающих Его (7:43; 9:16). Многие в толпе были настроены к Нему враждебно и говорили, что Он одержим бесом и безумствует (сравните 7:20; 8:48,52). Но другие возражали: разве может… бес отверзать очи слепым? (сравните 9:16).

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНИЕ К НАРОДУ (10:22-42)

Иоан. 10:22-23 . Праздник обновления в наше время известен под названием Хануки. Он был учрежден в память очищения храма Иудою Маккавеем в 165 г. до Р. Х. (после того, как в 168 году храм был осквернен сирийским царем Антиохом IV (Епифаном), установившим в нем идолов). Праздник этот, который отмечался в декабре (и была зима), продолжался 8 дней. Он напоминал Израилю о его последнем великом избавлении от врагов.

Притвор Соломонов представлял собой крытую колоннаду на восточной стороне храма.

С момента предыдущего конфликта Иисуса с иудеями, происшедшего в октябре (7:1 - 10:21), во время Праздника кущей (7:2), прошло два месяца. Теперь Иисус снова возвратился в храм.

Иоан. 10:24 . Тут иудеи обступили Его. Неприязненно относившиеся к Нему "начальники" иерусалимлян все надеялись "загнать Его в угол". Его загадочные слова выводили их из себя, и вот они "обступили Его", спрашивая: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо, - требовали они.

Иоан. 10:25-26 . Иисус отвечал, что сказал им, но они не верят ни словам Его ни делам, которые Он творит во имя Отца Своего (сравните со стихом 32, 38), а ведь они свидетельствуют о том, что Он пришел от Отца (Ис. 35:3-6; Иоан. 3:2; 9:32-33). Отец действительно послал Его, но их ожиданий Он не оправдал. Ибо не был похож ни на Иуду Маккавея, ни даже (в служении Своем) - на Моисея. Они "споткнулись" о Него, и произошло это по причине их духовной ограниченности, недостаточной веры. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих - это простая констатация факта, обусловившего все их суждения и поведение. Вместе с тем слова эти - и о тайне Божьего избрания (6:37).

Иоан. 10:27 . "Овцы" Иисусова стада чутко прислушиваются к голосу Его (сравните стихи 3-5, 16) и откликаются на Его зов; и Я знаю их, повторяет Иисус (сравните с. Стих 14), и они идут за Мною (сравните стихи 4-5), т. е. следуют воле Отца Небесного по примеру Сына.

Иоан. 10:28 . Здесь одно из самых ясных в Библии заявлений о том, что те, кто уверуют спасительною верою в Иисуса Христа, обретут жизнь вечную, и не погибнут вовек. Верующие впадают в согрешения и "спотыкаются" на своем пути, однако, Иисус, как Пастырь совершенный, не допустит их до гибели (Лук. 22:31-32).

Жизнь вечная - это дар (Иоан. 3:16,36,5:24; 10:10; Рим. 6:23). Гарантия безопасности верующих - в способности Пастыря защищать и оберегать Свое стадо, а не в сомнительной способности самих "овец" "постоять за себя". И никто не похитит их из руки Моей -заключительная мысль этого стиха получает продолжение в следующем.

Иоан. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Тут Иисус ясно дает понять, что о стаде Его печется Сам всемогущий Отец. Вырвать спасенную душу из руки Иисуса так же невозможно, как из руки Отца. Божий план спасения "Иисусова стада" не может "сорваться".

Иоан. 10:30 . Говоря Я и Отец - одно, Иисус не имел в виду, что Он и Отец одна и та же Личность. Они представляют две самостоятельные Личности в Божественной Троице. Смысл же Его слов в этом тексте - в утверждении абсолютного единства Их цели. В вопросе спасения Его "стада" воля Иисуса идентична воле Отца. Отец и Сын - идентичны и по своей природе, ибо составляют одно Божество (29:28; сравните Фил. 2:6; Кол. 2:9).

Иоан. 10:31-32 . Теперь, когда Он говорил не намеками и притчами, а открыто, у враждебно настроенных Иудеев не осталось более сомнений относительно Его притязаний. Потому и схватили они каменья, чтобы побить Его (сравните 8:59). Горечь и мужество Иисуса отразились в Его спокойном вопросе: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иоан. 10:33 . Иудеи возразили, что ничего не имеют против Его дел. (Однако исцеления, совершавшиеся Им в субботы, вызывали у них весьма негативную реакцию - 5:18; 9:16.) Они-де не могут согласиться, что, будучи человек, Он делает Себя Богом. Это, заявили они, богохульство. Они не сознавали, конечно, всей иронии (подчеркнутой их словами) ситуации: Иисус, будучи Богом, стал Человеком (1:1,14,18). Он не ходил по Палестине, возвещая: "Я Бог", хотя из отношения Его к субботе и из Его слов о единстве Его с Отцом Небесным следовало, что Он действительно обладает природой Божества.

Иоан. 10:34 . Если учесть ту методику дискуссий, которой держались в Его время раввины, то характер ответа Христа иудеям станет яснее. Начать, как это делает Иисус, со ссылки на Ветхий Завет: Не написано ли в законе вашем… - было естественно. Обычно под "законом" понимали первые пять книг Библии. Но тут Иисус имел в виду весь Ветхий Завет, ибо далее цитирует из Псалмов. "В законе вашем", - подчеркивает Он, подразумевая, что евреи гордились тем, что закон дан им, и, следовательно, должны были признавать незыблемость его авторитета для себя.

Конкретно Иисус ссылается здесь на Псалом 81, где говорится о Боге как об истинном Судье (Пс. 81:1,8) и о людях, поставленных судьями, которые не сумели, однако, вершить справедливый суд, угодный Богу (Пс. 81:2-7). Слово "боги" в Пс. 81:1,6 относится именно к этим судьям. Именно в этом смысле сказал Бог евреям: вы боги, не подразумевая, конечно, что они обладают Божественной природой.

Иоан. 10:35 . Итак, Свою аргументацию Иисус строит на том, что в определенном контексте (как в Пс. 81:1,6) и люди названы "богами". По-еврейски "Бог" или "боги" звучит как элогим. Кстати, в значении "судей" это слово употреблено и в Исх. 21:6; 22:8 (по-русски в последнем случае передано как "судей"). И не может нарушиться Писание, говорит далее Иисус, имея в виду, что никто не вправе ссылаться на ошибки, якобы допущенные в Писании. Эта фраза в устах Господа - важное свидетельство в пользу непогрешимости Библии.

Иоан. 10:36 . Из сказанного Им выше Он делает вывод. Поскольку в непогрешимой Библии названы "богами" судьи израильские, иудеи не имеют основания обвинять Иисуса в богохульстве за то, что Он сказал о Себе "Я Сын Божий": ведь Он исполняет указания Отца Небесного, Который с этой целью и "отделил Его" (освятил) и послал в мир.

Иоан. 10:37-38 . Словам Иисуса иудеи верили неохотно, но Отец засвидетельствовал о Нем чудесными делами, которые Он совершал через Сына. Эти знамения даны были иудеям как (выражаясь современным языком) "информация к размышлению", дабы, вдумавшись в их значение, признали, что Иисус - един с Отцом (чтобы (вам) узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем). Никодим осознал это и потому сказал: "Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3:2).

Иоан. 10:39 . И снова они попытались схватить Его (сравните 7:30,32,44; 8:20), возможно, с тем, чтобы отвести к судьям. И опять попытка их была неудачной, потому что время, назначенное для Него Богом, еще не пришло. Как именно Он уклонился от рук их (сравните с 5:13; 8:59; 12:36), не расшифровывается.

Иоан. 10:40-42 . Из-за враждебности иудеев Иисус пошел опять за Иордан, в Перею. Там прежде служил Иоанн Креститель, крестивший "в Вифаваре при Иордане" (1:28). Там Христа приняли гораздо более благожелательно, вероятно, потому, что в свое время Креститель подготовил для этого людские сердца. Иоанн и после своей смерти оказывал благотворное влияние на жителей этой местности, которые помнили его свидетельство. Хотя Иоанн не сотворил никакого чуда, рассуждали они, все, что сказал он об Иисусе, оказалось верным. В отличие от них, жители Иерусалима и видели чудесные знамения, поданные Господом, и все-таки не склонились перед Ним. В Перее же многие… уверовали в Него.

 1 «Я дверь овцам»; «Я есмь пастырь добрый». 19 Обвинение Иисуса в богохульстве; Его ответ. 40 Его уход за Иордан.

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник ;

2 а входящий дверью есть пастырь овцам .

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их .

4 И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его .

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса .

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я – дверь овцам .

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их .

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся, и войдет, и выйдет, и пажить найдет .

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком .

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец .

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их .

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах .

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня .

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец .

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь .

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её .

18 Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего .

19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне .

26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам .

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей .

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего .

30 Я и Отец – одно .

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы – боги»?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание , –

36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я – Сын Божий»?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне ;

38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём .

39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,

40 и пошёл опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

41 Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нём, было истинно.

42 И многие там уверовали в Него.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 10 глава

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.