Какая рыба есть в реке выша. Выша

Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» (мать царя Михаила Феодоровича). Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г. 7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.). В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», - пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь. → Рязань

Программа поездки:

6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

10:30 - Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника - великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей. В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю. По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 - Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань


Участники похода:
Алексей , рыболов.
Анна , наблюдатель.
Плавсредство: «Каньон 2+», баллоны которого проклеены изготовителями так плохо, что порой думаешь: через полчаса сплав закончится раз и навсегда.

Река Выша, приток Цны, берет начало в Пензенской области, собирается из небольших речушек (можно сказать, почти ручейков) Буртас, Ушинка, Нокса. После левого притока Орьев речка Выша становится более полноводной. Все нормальные водники (которых, впрочем, не очень много на реке Выша) ходят по Выше от ст. Земетчино или от пос. 10 Октября (куда также добираются через ст. Земетчино). Ну, а те, кому хочется более острых ощущений, а также те, у кого рыбалка – основная цель похода, действуют по принципу «Мы легких путей не ищем!». То есть идут ДО ЗЕМЕТЧИНО, откуда и уезжают домой.
Это были мы. Уезжать пришлось через ст. Вернадовка, нормальных билетов до Москвы, естественно не было. В общем, всё, как всегда.
Наш маршрут начинался в пос. Калиновский у разрушенного моста через Буртас, куда мы прибыли со ст. Башмаково (Кбш ЖД), и шли далее по Буртасу и Выше мимо деревень Куземкино, Матчерка, Люмберцы, Красное Знамя (последняя чуть вдали от реки) до ст. Земетчино. Впрочем все эти деревни с реки практически не видны, их присутствие в этой полной глуши обнаруживается по каким-то редким протоптанным сходам и наличию двух-трех рыбаков на берегу (в основном в самой большой на пути деревне Матчерка). В общем, достаточно дикие места, во всяком случае туристами не обжитые никак. За все время сплава (около 60 км) не встретилось ни одного водника и ни одной туристической стоянки по берегам.
А продвигались мы довольно плотно, осваивая кустистые заросли по принципу жизни Маугли на природе. Все силы были брошены на то, что называется «утренний клев» и «вечерний клев». Старались днем стоять, а идти утром и вечером, обкидывая коряги и быстринки блеснами разной формы и величины. Было совершено 6 обносов завалов, созданных бобрами, которые непрерывно показывали из воды свои ушастые головы, отмечая тем самым, кто здесь настоящий хозяин, выполнялись бесконечные прорубания и чистки этих самых завалов, особенно на реке Буртас и в начале Выши вдоль дер. Куземкино. Случайные местные жители из Куземкино нас спросили: «Вы идете с лодкой НА КОРЯГИ?»
В Карелии обычно спрашивают: «Вы с этим (байдарками) идете на наши пороги?!»
Алексей, рыболов, в этих местах был уже ТРИ РАЗА, поэтому его единственный комментарий по поводу моих записок был следующий:
Отметь там, что ты мне была очень благодарна за то, что мы не начали сплав по Буртасу еще на 10 км раньше!
Имеется в виду, что начать раньше сплав по Буртасу – значит тащить на себе плавсредство по ручейку среди полей. С какой, однако, целью? Ведь в Буртасе рыбы нет, он слишком мелкий…
От деревни Матчерка до Земетчино река не очень-то интересная: леса нет нигде и никак, какие-то «коровьи пляжи», пастбища… На реке Буртас и в самом начале Выши почва – чернозем, кое-где глина, зато потом на Выше – песчаные отмели для купания, тихие и пустынные. Встречаются и какие-то слабые перекатики на виляющей влево-вправо реке…
К неприятным моментам на реке я бы отнесла стада коров у деревень: коровы все время преграждали реку, маневрировать между коровами – это знаете ли… не очень-то.
Из походно-попутного юмора: одна из коров провожала нас долгим грустным взглядом, обращение к ней моего спутника последовало незамедлительно: «Ну, что смотришь, МОЛОКО, ЯЙЦА, МЯСО давай!»
Веселых моментов общения с местной фауной было много.
Еще кое-что из местной фауны: все время кругом летали какие-то необычные птицы, с желтым туловищем, с синим туловищем, просто уж Африка с попугаями, заснять их, к сожалению, не удалось. Бобров тоже не удалось задокументировать, но их головы (как у медведя), кувырки под водой, сваливание мешком в воду где-то у тебя под локтем, от чего подпрыгиваешь в байдарке, – все это было. Хорошо, что они не подплывали и не кувыркались под дном «Каньона». Красиво плавал голавль в траве под водой, величественно и безмятежно.
Кстати, единственный мужской комплимент (и, как я поняла, поистинне царский из уст рыбака) я все же получила, что-то вроде: «Я тебя видел, ты там плавала, как голавль».
Величина щук в речке необычайная, пойманные рыбины тащили байдарку так, что я была почти уверена: перевернемся запросто! В результате – пять срывов этих рыбин, чего, конечно же, никогда до сих пор не было (кстати, охотно верю) и, о, горе для рыболова: вместо привычных 20 кг – только 10 кг, ну, и еще 4-5 кг, конечно, съели в пути… Улов якобы не особо богатый. Впрочем, рыбаков вообще понять трудно… Эти страшные для нормального туриста-водника вещи – «утренний клев», «вечерний клев» или дневное выжидание момента, когда у этой рыбы должен проснуться аппетит… Мне показалось, что она клевала независимо от этих страстей – утренний и вечерний клев, – просто, когда ей захочется. Единственный раз, когда я, насупившись на все рыбалки мира, согласилась на то, чтобы встать в 5.30 (о, ужас для нормального отдыха), эта самая рыба стала клевать только ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА ЧАСА ПОСЛЕ НАЧАЛА СПЛАВА… Зачем же надо было вставать так рано?
Итог таков: рыбаки и туристы-водники ОЧЕНЬ плохо совместимы в одном походе. Истина, которую даже не требовалось доказывать, см. соответствующую беседу на сайте . Но удовольствие от общения с природой на воде… всегда будет и всегда с нами, рыболовы мы там или просто наблюдатели!
Поэтому завершаю свои заметки с искренней благодарностью уважаемым мужчинам, которые готовы снова и снова дарить нам чудесный отдых на воде…

Места силы. Сотое – Выша

Юбилей, однако! Сотое место силы. Под это дело - Рязанская область, Шацкий район. Место, где река Цна делает петлю и принимает в себя речку Вышу. На ее берегу стоит Успенский монастырь. Когда он здесь появился - неизвестно, но в 1625 году уже был. А прославился в 19-м веке, когда дух этих мест воплотился в материальном предмете.

Вот история, отчасти дающая понять, как божество заполняет рукотворную форму. На Успение 1812 года, когда Наполеон готовился овладеть Москвой, послушница Алексеевского Зачатьевского монастыря Марья Аденкова села в подводу, чтобы бежать в Тамбов. Вдовица, она взяла с собой лишь самые необходимые вещи и Казанскую икону, которой ее когда-то благословили родители. Конечно, нашей послушнице эта икона была дорога, но надо признать: ничего особенного в ней не было. Разве что ликом уж очень темна, а так - обычная Казанская Богородица. Таких появилось, наверно, десятки тысяч с тех пор, как в 1579 году, после пожара, начавшегося около церкви Николы Тульского и спалившего чуть не всю Казань, стрелецкой дочке Матроне стала являться во сне Богородица, требовавшая копать землю под печью того самого дома, с которого пожар и начался. Дома отца Матроны. Что ж, копали и обрели совершенно новую икону, которая вскоре стала едва ли не самой чтимой из русских икон Богородицы. Особенно - после того, как помогла князю Пожарскому взять Москву.

Тут вот что нам интересно: пожар начался от церкви Николы Тульского, названной в честь иконы, обретенной в первой половине 16-го века одним казаком. Он что-то рыл на болоте в Тульском Заречье и наткнулся на ящик. Снял доски и увидел большую икону. Вроде, Никола, похож на , но правую руку держит иначе, и одежда другая. Для нового образа казаки построили в Туле храм. Когда в 1552 году Иван Грозный двинулся на Казань, крымский хан Девлет-Гирей ударил ему во фланг. И перед днем Ивана Купалы уже подошел Туле. Город, казалось, был обречен, поскольку большая часть гарнизона ушла с царем. Два дня длился штурм, янычары уже высадили ворота, но - стемнело. А наутро из Коломны подтянулись русские войска. Все, Никола, которому туляки молились при штурме, спас город. Это настолько всех поразило, что с иконы сделали копию и отправили под Казань.

Там Никола тоже помогал русским, являлся некоторым, ободрял. В результате церковь его Тульского образа стала одним из первых православных храмов в мусульманской Казани. Попом в той церкви был отец Ермолай (из донских казаков), при нем как раз и была обретена Казанская. В Туле, между прочим, есть свой вариант истории обретения этой иконы: якобы, во время пожара 1579 года Никольский храм сгорел, Ермолай бросился искать Тульскую, увидел торчащий из пепла угол иконной доски - вот она! - потянул, и в руках его оказалась Казанская.

Ну, не знаю… Сам Ермолай (впоследствии - патриарх Гермоген , замученный голодом при поляках в Москве) в своем описании обретения Казанской Богородицы ничего такого не сообщает. И, тем не менее, в мифе о превращении Никольской иконы в Казанскую есть сермяжная логика. Ведь в народной религии Никола-Волос неотделим от Матери-Земли. В своем месте я писал об , на которой изображены вместе - и Никола, и Пречистая. По сути, на этой иконе, обретенной в 1539 году, уже есть и Казанская, и Тульский Никола. Правда, Николай с Оковецкой не держит книгу на отлете… Но уж что касается Богородицы, то - Казанская кажется буквально вырезанной из Оковецкой, отличие - только наклон головы. Поэтому когда говорят, что Казанская - извод Одигритрии, написанной евангелистом Лукой, я соглашаюсь, но думаю про себя: зачем же так далеко ходить, загляните в Оковецкий лес.

Так вот, пока Бонапарт жег Москву, Аденкова медленно продвигалась к Тамбову. И так получилось, что ямщик ее сбился с истинного пути. Направил лошадей в ближайший лесок… С намерениями - явно недобрыми. Мужика обманули манеры вдовы, которая была из дворян, а значит - богата. Ошибочная мысль. Никаких богатств у несчастной беженки не было. Была лишь икона, которой бедняжка тут же взмолилась. Вдруг явственный голос: «Не бойся!». Мужик от ужаса чуть не… В общем, сразу ослеп. Лошади остановились. Марья с удивлением нюхала воздух и оглядывалась по сторонам… Дальше понятно: незадачливый разбойник раскаялся и вознес (вместе с неудавшейся жертвой) молитвы о возвращении зрения...

Где это было? Госпожа Аденкова не сообщает точных координат. Но сдается мне, что было это где-нибудь около Шацка. Почему? Может быть, это станет ясно из дальнейшего… Приехав в Тамбов, вдова постриглась в тамошнем Вознесенском монастыре, стала Миропией. В 1827 году, чувствуя приближение смерти, решила завещать спасшую ее Казанскую родному монастырю. Но Богородица этого не допустила. Явилась Миропии в сонном видении и велела передать свой Казанский образ в Вышенскую пустынь на вечные времена. Что и было исполнено. Так икона попала туда, где явила впоследствии много чудес.

Я не нашел конкретной информации о том, какие именно чудеса до 1846 года (когда их стали записывать) производила икона на Выше. Но чудеса должны были быть, поскольку уже в 1832 году специально для Вышенской иконы в монастыре стали строить Казанский собор. Старый Успенский просто не мог вместить привлеченных ею толп. Да, собственно, эта внезапно возникшая и быстро распространившаяся популярность до тех пор никому неизвестной иконы - уже само по себе чудо. Попы, разумеется, раскручивали новую реликвию, но если в народе нет потребности культа, если нет духа, который порождает эту потребность, то откуда, спрашивается, возьмутся толпы поклонников? Вот я и говорю: с иконой госпожи Аденковой соединился женственный дух, витавший над Вышей и Цной (см. также дух ).

Географию Вышенского духа легко проследить: Шацк, Моршанск, Козлов (Мичуринск), Тамбов, Кирсанов. Дело в том, что на протяжении 19-го века в окрестностях этих мест периодически случались эпидемии холеры. Икону доставляли туда, и поветрие отступало. Имея это в виду, можно наметить зону влияния Вышенской богини. Из эпицентра, за который естественно принять Вышенский монастырь, к югу по линии Цны распространяется как бы волна до Тамбова (в центре), Мичуринска (западнее) и Кирсанова (восточнее). К северу по течению Цны влияние Вышенской так далеко не распространяется (насколько я понял, уже в Сасово не было ее культа), там, по притокам Мокши свои нимфы. Одну из них я описал: . И вот советую обратить внимание на еще одну интересную Бабу,

Что же представляет собой сектор влияния Вышенской с точки зрения геомистики? Ось его Цна, которая начинается южнее Тамбова и течет на север. А навстречу ей текут реки бассейна Дона, на которых стоят Мичуринск (на Воронеже) и Кирсанов (на Вороне, притоке Хопра). Цна, текущая в Волгу, как бы вложена между притоками Дона. То есть, зона влияния Вышенской - это зона контакта Азовского моря и Каспия. В подобного рода зонах соприкосновения морей (см., например, ) особенно много мест силы. Потоки энергии, которые на картах изображают в виде рек, перемешиваются в этих междуречьях, образуют сгустки силы, действующей на людей так, что они начинают что-то чувствовать, видеть...

Однако что-то мы забыли о Николе. У Вышенской, как и всякой нормальной богини, должен быть . Он есть. В нескольких километрах к востоку от монастыря, в овраге под самой дорогой бьет Никольский источник. -Волоса, каких я много . Его посещают, пожалуй, побольше, чем монастырь, все деревья вокруг обвязаны лентами, каждый путник стремится спуститься в овраг, испить божественной влаги, постоять под пристальным оком Великого Змея.

А километрах в сорока от Выши вверх по течению Цны есть еще одно змеиное место. Там на правом берегу реки стоит Николо-Чернеевский монастырь (к нему, кстати, одно время был приписан Вышенский). Когда я приехал туда в первый раз, была ранняя весна, Цна разлилась. Посмотрел с моста, и мир за рекой показался мне нереальным, буквально - потусторонним. Ощущение, что попасть туда - значит оказаться внутри иллюстрации к какой-нибудь детской сказке. Перейдя через мост, вдруг впал в состояние оглушенности, мир как бы замедлился. Я видел себя со стороны бредущим по топкой равнине. Когда вошел в монастырь, чары исчезли.

Изначально этот монастырь назывался Чернеевым. Потому что когда-то рядом с ним рос Черный лес. А значит - обитали мордовские боги. Не знаю, была ли там , но - скорей всего была - место уж очень сильное. В 1573 году здесь поселился монах Матфей, из донских казаков (вот опять Никола и казаки). Основанный им монастырь потом еще долго будет считаться казачьим. Донское войско не только финансировало его строительство, было время, когда он был подчинен казачьему кругу, а большая часть Чернеевских монахов состояла из ушедших на покой казаков. Вряд ли эти люди строго отличали Николу от Змея-Волоса, а тем более - от какого-нибудь мордовского его эквивалента, вроде семижильного дракона Сисемкаряза, которого поражает громовник Пурьегине-паз. Не теологи, чай, зачем им такие тонкости. Но печенками казаки безошибочно чуяли бога, обитавшего в Черном лесу.

Он долго сопротивлялся православию. В 17-м веке Рязанский архиепископ Мисаил (тот самый фанатик, что переплавил, золотую печать Бату-хана) все устраивал экспедиции на Цну. Старался обратить мордву в православную веру. Третья его экспедиция стала последней. Герой мордовского народа Горечишка пустил стрелу и смертельно ранил настырного архиепископа. Это было в 1656 году у деревни Ямбирно, чуть севернее Вышенского монастыря. Умирая, Мисаил велел похоронить себя «близ Чернева монастыря у церкви мученика Мины на пустом месте в лесу». Православный, а тоже ведь чувствовал силу этого места. Потом, впрочем, тело воинствующего миссионера перенесли в . Мисаил теперь, конечно, святой.

Возникшие в зоне контакта Волги и Дона Вышенский и Чернеев монастыри естественно дополняют друг друга. Чернеево - место очень никольское, смурное, мужское, будоражащее. А Выша - светлое, ясное, там тебя будто все время кто-то гладит по головке, ободряет: дерзай, мол. Кто бы это? Понятно, что Вышинская богиня, но - кто она? Может быть, Анге-патяй, всепорождающая матушка, а может - Ведь-ава, богиня вод. В этом трудно разобраться после того, как Мисаил и другие ландскнехты еврейского бога - порушили веру. В 1808 году последний мордовский пророк Кузьма Алексеев собрал вокруг себя «богомерзких женок» и провозгласил возвращение родных богов. Но был пойман, бит кнутом, изуродован и отправлен на каторгу.

С настоящими пророками всегда так - они опережают свое время и поэтому часто не понимают собственных пророчеств. На самом-то деле Кузьма был прав: боги вернулись, но - в новом обличии. Пройдет двадцать лет, и прекрасная богиня приценья отождествится с Вышенской Богородицей. И вот ей уже поклоняются массы. И она по-прежнему спасает людей от болезней и бед. И забрасывает в их души счастливые мысли, надежду на лучшее и решимость во имя этого лучшего действовать.

Однажды на Вышу приехал с инспекцией Тамбовский епископ Феофан. Огляделся, почувствовал подъем, волнение в груди, но, будучи человеком эпохи рационализма, решил, что это просто какое-то эстетическое переживание. Он и потом так считал, говорил: «Краше Выши нет ничего на свете». Согласен. Но только дело тут не в красоте, просто Вышинская богиня запустила в сердце епископа пронзительный яд, поймала владыку.

Сами судите, вот биография: родился в январе 1815 года в семье священника Говорова, при крещении назван Георгием. По жизни везуч. Например, из семинарии направлен прямо в Киевскую академию, где сближается со студентом Михаилом Булгаковым. В 1841 году оба постриглись - с именами Феофан и Макарий. Дальше - стремительная карьера. Макарий - чуть впереди. В 1850 году он стал ректором Петербургской духовной академии. А Феофан с 1847 года - в составе духовной миссии в Иерусалиме. За семь лет объездил весь Ближний Восток. Вернулся, когда началась Крымская война. В 1857 году Макария назначают на Тамбовскую епископскую кафедру. Освободившееся место ректора занимает Феофан. Через два года Макария переводят архиепископом в Харьков, а на его место в Тамбов направляют - Феофана. Тут он и попал в поле действия Вышенской.

Опускаю детали. В 1879 году Макарий стал митрополитом Московским, а Феофан побывав на Выше, потерял всякий интерес к административной работе. Конечно, он и изначально был психологически замкнут, но ведь это не мешало ему делать карьеру… В 1863 году его переведут на престижную Владимирскую кафедру, но там он будет уже только мучаться. В 1866 году молодой епископ напишет прошение об увольнении на покой и навсегда поселится в Вышенском монастыре. Первые шесть лет еще будет ходить в церковь, общаться с людьми. Но потом совершенно затворится на втором этаже небольшого флигеля и ни разу за 22 года (до самой смерти) не спустится вниз. Будет допускать к себе только келейника, духовника и настоятеля монастыря. С остальным миром - общение только при помощи писем и книг. Поэтому Феофана Затворника прочат в небесные покровители Рунета .

Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет». Отличное описание транса. Феофан перевел пять томов текстов христианских йогов («Добротолюбие »), так что он знал, о чем говорил. Он только не знал, что подвигла его на затвор Вышинская богиня.

В советское время в Вышенском монастыре устроили психбольницу (закономерность: где некогда был исихазм, там жди встретить душевнобольных - см. ). Поэтому, когда на заре Перестройки Феофан был причислен к лику святых, его мощи пришлось положить не в монастыре, а в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке. Это каких-нибудь пять километров от Выши. Прекрасное место: возле церкви на берегу пруда целебный источник, в воздухе растворено что-то духоподъемное. Еще в 1947 году здесь в церкви нашла прибежище Вышенская икона, спасшаяся от свинорылых латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев. Она и сейчас там. А мощи Феофана в 2002 году перенесли в открывшийся Вышенский монастырь.

Дальний юго-восток Рязанщины - лесная часть Шацкого района - лежит на границе с Пензенской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Пенза, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В глухие леса таких окраин забредают давно ставшие редкостью в наших краях бурые медведи. О том, что где-то в этих лесах бродит косолапый, рассказывает, в частности, бывший директор Окского биосферного заповедника Святослав Приклонский. Местные леса, в которых встречаются дубы толщиной в полтора метра и вековые сосны, разрезает долина реки Выши, приютившая множество видов животных и растений, занесённых в Красную книгу.

У места впадения Выши в Цну расположился старый сосновый бор, где в середине XX века местные биологи энтузиасты обнаружили колонию серых цапель. Эти птицы обычно попадаются на глаза когда увлечены добычей корма, прогуливаясь вдоль берегов, озёр и рек. Вспугнутые, иногда они перелетают в более тихое место. Но часто можно увидеть, что цапли улетают куда-то в лес. Быть может, на другой водоём? Оказывается, не всегда: цапли устраивают свои громадные гнёзда высоко на деревьях, и именно благодаря энтузиастам удалось сохранить от вырубки участок старого соснового бора у села Выша, где сегодня насчитывается около восьмидесяти гнёзд серой цапли. Возможно, это самая крупная гнездовая колония цапель на Рязанщине.

Монастырь на Выше

В этой глуши почти четыре столетия назад расположился Вышенский Успенский монастырь. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году - впервые он упоминается в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы. В этой грамоте Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. Расположившись в дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии: в 1724 году обитель приписали к Черневу монастырю, открыв вновь через три года. Начало возрождения оставляют за настоятелем Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом, когда Шацкий уезд отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Главная святыня монастыря -чудотворная Казанская икона Божией Матери, во имя которой в 1831 году заложен летний каменный летний храм. Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери - точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани.

В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником - сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

В своих письмах Феофан рассказывает о причине и характере своего уединения: «Меня смех берёт, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приёмов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… Я ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время». Впрочем, молитве Феофан уделял дни и ночи. В кельях он устроил малую церковку во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет жизни - ежедневно. Интересно, что Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени, более чем наполовину состоявшей из иностранных книг - он изучил несколько языков будучи шесть лет на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме и почти год в Посольской церкви в Константинополе в должности настоятеля. Читал Феофан классиков - как русских так и зарубежных, имелись у него книги по медицине, в основном, по гомеопатии, анатомии, гигиене и фармакологии. Феофан знал языки и занимался переводами. В духовной среде ценят его работу по переводу с греческого Добротолюбия.

Известно, что Феофан мог ответить за огромное количество писем в свой адрес - до 40 в день. В числе его занятий - иконопись, музыка, разнообразные рукоделия, выращивание растений на балкончике, наблюдение за небесными светилами. Помимо этого он сам шил для себя одежду. Писал Феофан вплоть до своей кончины 6 января 1894 года: все тексты писателя-затворника пронизаны мыслью о спасении души. В кельях Феофана после его кончины обнаружили телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии, а также по церковной и библейской истории. К сожалению, из этих предметов ничего не уцелело. Утрачена и библиотека Феофана: приобретена у наследников московским купцом Лосевым и принесена в дар московской Никольской церкви в Толмачах.

Повторить подвиг епископа можно по дороге М5 из Москвы на Шацк через село Конобеево. Отсюда ещё примерно 15 километров нужно пробраться на восток.










Успенская Вышенская пустынь, заштатная, на правом берегу реки Выши, в 24 верстах от города Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 года, до того же времени находилась на 8 верст вверх по реке Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном (+1844 год). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в половине XVIII века. В монастырском Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту святую икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 году спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь, подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем перед святою иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила святую икону в своей кельи, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от святой иконы повелению, Вышенской пустыни, где святая икона и находится с 7 марта 1827 года. Ежегодно после Пасхи святая икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пустыни погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 января 1894 года преосвященный Феофан Вышенский затворник.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола.

В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических.

Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня. Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. Лишь в Христорождественском соборе богослужения продолжались до 1938 года. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года - областная психиатрическая больница. В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е.Д. Нарышкина "Быкова Гора" (конец XIX века).

После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, в этот же день туда были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. 15 марта 2009 года было совершено освящение крестов на купола Христорождественского собора Вышенского монастыря. В настоящее время монастырь активно возрождается. Ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.