Кому Закят Аль-Фитр не выдается. Садака фитр и закят надо успеть выплатить до завершения рамадана Дается ли фитр за неродившегося ребенка

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.

19:38 2014

БисмиЛлях

Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята.

Хасан аль-Басри сказал: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает, он может дать им добровольную милостыню” . Абу ‘Убайд (1/236).

Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” . (См. “аль-Мудауина” 1/344). Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!”. См. “аль-Умм” (2/87).

Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам-мусульманам, которых человек не обязан содержать, лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.

Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» . Абу Дауд (2/234), Ибн аль-Джаруд (363). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых” . См. “аль-Мугъни” (2/522).

Размер закята аль-Фитр

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды» . Абу Ну’айм (3/262), аль-Байхакъи (4/167). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» (282).

Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” (3/163). Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал шейх Ибн Баз.

В зависимости от разновидности продуктов, его вес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будет весить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем сказал шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды, или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма” . Хадис передал аль-Бухари (1506).

Ашхаб сказал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” (9/263).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным” . См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” (3/12).

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” (7/127).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то он не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали” . См. “Маджму’уль-фатауа” (25/68).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным” . См. «Шархуль-мумти’» (6/182).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности” . См. «Шархуль-мумти’» (6/191).

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить” . См. “И’лямуль-муаккъи’ин” (3/18).

Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.

Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

Некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури” . См. “Шарх сахих Муслим” (7/60).

Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” .

Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!” , - его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»”. См. “аль-Мугъни” (2/671).

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву” См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.

Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву” аль-Бухари 1503.

Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы” См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.

Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.

Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения” См. “аль-Мугъни” 2/676.

Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня Разговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255.

Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил: “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника” См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.



Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало выплачивал Фитр за день-два до праздника” аль-Бухари 1511, Муслим 986.

Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его” Малик 1/285.

В этом сообщении указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с собранного в Рамадане закята аль-Фитр, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.

Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Его спросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “За день-два до праздника” Ибн Хузайма 4/83.

Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня”.

Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр своевременно, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом.

Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр, своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.

Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр, когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр, кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180.

Об искуплениях и возмещении поста

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе мусульманина, обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Выплата закята является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах сказал: « А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Коран, аль-Бейна, 5).

«Каждый день, когда просыпаются рабы Аллаха, с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился» (Абу Хурейра).

Халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделяет закят от молитвы!» Признающий необходимость закята, но не выплачивающий его полностью или частично, является грешником, ослушником и заслуживает сурового наказания.

Ежегодный закят - 2,5 % от состояния, превышающего размер нисаба

Выплачивать закят обязан каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (нисаб закята) . В 2016 года нисаб равнялся 195 885 рублей (84,8 г золота).

Размер выплаты садаки во время месяца Рамадан в 2017 году :

- Фидья (искупление за каждый пропущенный день поста) — 200 рублей.
- Нисаб для выплаты закята – 198 000 рублей.
- Фитр — 100 рублей.

В традиции закят выплачивали с четырех видов имущества: 1) золото, серебро и бумажные деньги; 2) зерновые и плоды; 3) товары, предназначенные для торговли; 4) домашний скот (верблюды и верблюдицы, быки и коровы, бараны и овцы, козы и козлы).

В наше время закят рассчитывают с золота, серебра, наличных денег, инвестиций, доходов от бизнеса и сдачи в аренду, а также предназначенных для продажи товаров, акций, ценных бумаг и облигаций. Закят составляет 2,5 процента от состояния, превышающего размер нисаба. Нисаб , равный стоимости 85 граммов золота (84,8 г) - это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят.

Нисаб золота - 20 мискалей (т.е. 2,8125 тройских унций или 87,48 г); серебра - 200 дирхамов (т.е. 19,6875 тройских унций или 612,36 г). Нисаб на товары, наличные деньги и т.д. — эквивалент того, что меньше по стоимости (обычно это нисаб серебра). Закят составляет 1/40 часть имущества, т.е. 2,5% (2,5 копейки на рубль) ежегодно (по курсу Центробанка)

При расчете закята учитывают актив и пассив: наличные деньги, деньги на счету в банке, ликвидационную стоимость акций, товаров и доходов от их продажи в рублях, золото и серебро по текущим ценам, имущество, используемое как инвестиционный актив и другие доходы. Для удобства рекомендуем пользоваться калькулятором закята — http://www.oramadane.ru/index/kalkuljator_zakjata/0-4

Закят-уль-фитр – налог разговения

Закят-уль-фитр (закят-аль-фитр, закат са, закат сахра, садака-фитр, садакатуль-фитр, закятуль-фитр, садака-аль-фитр, садакат-аль-фитр, фитра) – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в Рамадан. «Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Мудрость закят-уль-фитр:

  • важное условие принятия Всевышним соблюденного поста;
  • благодарность Аллаху за дарование сил, чтобы поститься в Рамадан;
  • получение всех благ от поста и вознаграждения в Будущей жизни;
  • очищение души от привязанности к мирским благам, скупости, и многих других пороков;
  • воспитание души через великодушие, сострадание к нуждающимся и заботу о них;
  • приумножение своего состояния, поскольку Аллах благословляет его;
  • демонстрация величия дня Ид аль-Фитр;
  • радость праздника для всех мусульман, сплочение правоверных.

Закят уль-фитр – ваджиб для всех мусульман (мужчин, женщин, детей), которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята; для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Закят-уль-фитр выплачивается по тем же направлениям, по которым выплачивается ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закят-уль-фитр в местные мечети. Закят-уль-фитр не делится: каждую фитру отдают одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни. Это может быть определенное количество одного из следующих продуктов: пшеница – 1460 г; овес – 2920 г; изюм – 2920 г; финики – 2920 г. Этот вид милостыни может быть выплачен деньгами, например, в 2013 году: 100 руб. для малоимущих; 200 руб. для людей со средним достатком; от 300 руб. для состоятельных. С закятом работают исламские благотворительные фонды : “Ярдэм” (Казань), ”Солидарность” (Москва).

Правила закят-уль-фитр

  1. Разрешается раздать фитру в месяце Рамадан и даже до Рамадана, но, обязательно до праздничной молитвы Ид аль-Фитр. Затягивать долее с выплатой греховно.
  2. Фитра становится ваджиб с рассветом дня Ид аль-Фитр. Фитра не будет выплачиваться из наследства того, кто умрет до рассвета дня Ид.
  3. За рожденных в день Ид детей фитра уплачивается только, если ребенок родится до рассвета.
  4. Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей.
  5. Фитра за несовершеннолетнего может быть выплачена из его имущества, равного нисабу.
  6. Фитра за жену не ваджиб для мужа, если жена обладает нисабом.
  7. Фитру можно раздать только тем, кто может принимать закят.
  8. Надо контролировать распределение фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют вашу фитру, обязанность фитры с вас снята не будет.

Правила распределения закята

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (ат-Тауба, 103). Раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах.

Основные получатели:

  1. бедняки (факир ), не имеющие нисаба, даже если они способны заработать сами;
  2. неимущие (мискин ) – те, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшие ислам – для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. должники, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  6. те, кто на пути Аллаха (фи сабилиль-лях ): бедняки, желающие совершить обязательный хадж, и те, кто находится на пути приобретения знаний;
  7. путники, которые остались без средств, даже если дома у них есть имущество больше нисаба (закят на дорогу домой).

Очередность распределения закята:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье и роду Пророка, мир ему и благополучие;
  7. детям младше семи лет;
  8. психически больным.

Фидья – искупительная милостыня

«А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит в искупление накормить бедняка. А если кто-либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него» (Коран, 2: 184)

Фидья - это искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определенных обстоятельств. Фидья-садака – выкуп, выплата определенного шариатом количества средств взамен исполнения обязательного религиозного служения.

Мусульмане, которые по объективным причинам не могли временно соблюдать пост Рамадана, должны возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман. Если мусульманин по болезни или старости не в состоянии держать пост в месяце Рамадан, он обязан взамен каждого дня поста выплатить фидью, равную по размеру закяту аль-фитр . Милостыня искупления за каждый пропущенный день обязательного поста рассчитывается с учетом среднесуточных затрат на питание одного нуждающегося мусульманина.

О правилах взимания закята с имущества —

Вконтакте

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост человека остается подвешенным между небом и землей, пока он не раздаст садака аль-фитр» (Ад-Дайлями, Ибн Маджа).

Закят аль-фитр (иначе, садака аль-фитр , в переводе с арабского — милостыня разговения‎) - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам).

Кто обязан выплачивать закят аль-фитр и в каком размере его выплачивают?

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении).

На 2017 год по России размер закят аль-фитр: от 100 — для малоимущих людей, до 500 — для обеспеченных.

Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).

Кому нужно раздавать закят аль-фитр?

Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.

Если у меня есть несовершеннолетние дети, должен ли я выплачивать милостыню от их имени?

Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.

Когда нужно выплачивать закят аль-фитр?

Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).

Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).

Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр?

Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.

Каково значение милостыни аль-фитр?

Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Каким образом лучше раздать эту милостыню – лично нуждающимся людям или можно отдать в мечеть или организации, которые занимаются помощью нуждающимся?

Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.

Если праздник прошел, а я не раздал закят аль-фитр, что будет?

Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.