Рамазан - месяц ниспослания священного корана. Всё, что нужно знать постящемуся в месяц Рамадан Суры которые читают в месяц рамадан

Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамазан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамазан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях.

1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамазан

В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185).

Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамазан в Ночь Предопределения ангел Джабраил(алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).

Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамазан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками.

2. Месяц Рамазан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост

В Коране говорится:

«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

3. Одна из ночей месяца Рамазан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джабраил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97).

Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамазан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» (Тирмизи, Саум, 71).

Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни.

Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамазан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения.

В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев.

Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.

Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что за­станешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в пол­ном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, ка­кое огромное благо и вознаграждение обещано за это.

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и наде­ждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).

В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее по­каяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, меся­цев, строятся планы на будущее.

На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Ал­лах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее!

Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?» . Он ска­зал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки).

4. В месяц Рамазан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи

В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамазана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамазан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5).

5. В месяц Рамазан совершается намаз-таравих

Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамазан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне.

Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для муж­чин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамазан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамазан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижни­ками в мечети.

Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало из­вестно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвиж­ников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных хали­фов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамазан с верой и ожиданием воз­награждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

6. В Рамазан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением

Оживление месяца Рамазан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамазан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамазан вплоть до наступления следующего Рамазана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17).

7. Рамазан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамазан, сказал: «В месяц Рамазан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это:

  • В первую же ночь Рамазана Аллах посмотрит на мою общину взглядом милости. Того, на кого Аллах посмотрит взглядом милости, Он не подвергнет наказанию.
  • Запах изо рта постящегося верующего, приятней для Аллаха, чем запах мускуса.
  • Ангелы денно и нощно просят прощения для моей общины.
  • Аллах приказывает раю: «Приготовься и украсься для моих рабов, ибо приблизилось то время, когда они, избавившись от усталости земной жизни, войдут в Мою милость и в рай».
  • В последнюю ночь месяца Рамазан вся моя община будет помилована. На вопрос одного из сподвижников о том, является ли эта ночь Ночью Предопределения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет. Это не Ночь Предопределения. Разве вы не видите? Работники получают свою плату по завершении работы» (Мунзири, II, 2).
8. За поклонение, совершенное в месяц Рамазан дается большее вознаграждение

Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамазан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамазан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).

9. Рамазан – это месяц терпения и воспитания духа

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95).

Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамазан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков.

10. В месяце Рамазан совершается такой вид поклонения, как итикаф

Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамазана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.

Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на про­тяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамазана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).

Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин ис­пользует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем сущест­вом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в по­клонении, приближается к Аллаху с чистой душой!

Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и мо­литвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек нахо­дится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветля­ется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!

С вященный месяц Рамадан - это месяц не только отказа от пищи в дневное время, но прежде всего месяц отстранения от всех запрещённых дел. Верующий в это время должен быть особенно бдительным при контроле своих глаз, ушей и языка.

Месяц Рамадан - месяц не столько воздержания от пищи, сколько очищения сердца.

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Поистине, небесные врата отверзаются в первую из ночей Рамадана, и не закрываются до последней из ночей месяца» («Аль-бихар», 96/34/8).

Он же (ДБАР) сказал: «Если бы ведал раб Божий, какие блага ниспосылаются в Рамадан, то пожелал бы, чтобы Рамадан длился целый год» («Аль-бихар», 96/346/12).

К обязательным условиям поста в месяц рамазан относятся:

1. Намерение - человек должен сказать себе, что будет ради Аллаха держать пост в течение этого месяца;

2. Воздержание от приёма пищи и воды в течение светлого времени суток (от утреннего азана до вечернего);

3. После окончание поста следует выплатить закят-фитр.

Существует много предписаний для желательных амаль (деяний) в этот месяц, из которых мы выделим главное:

Перевод

О Высокий, о Великий,
О Прощающий, о Милостивый,
Ты Господь Великий,
Нет никого подобного Ему,
И Он - Слышащий, Видящий.
Ты сотворил этот месяц и превознёс
И возвысил над всеми месяцами.
Это месяц, в который Ты сделал пост обязательным для меня.
Это - месяц Рамадан,
В который был ниспослан Коран -
Руководство для людей и разъяснение истинного пути и различение, -
И установил в нём Ночь могущества (Лейлят уль-Кадр) ,
И сделал её лучше тысячи месяцев.
О Тот, Кто наделяет и не нуждается в наделении!
Надели меня Своей защитой от Огня,
Среди тех, кого ты наделил,
И введи меня в Рай,
О Милостивый из Милосердных!

3. Много восхвалять Аллаха, читать зикр, давать салаваты Пророку (ДБАР) и вспоминать его пречистых Ахль аль-Бейт (А). Передают, что в месяц Рамадан Имам Саджад (А) не произносил других речей, кроме молитв, восхваления Аллаха и покаяния.

4. Давать много садака.

Сообщается, что тот, кто прочтёт это дуа с чистым намерением в начале месяца Рамадан - Аллах приставит к нему 70 тысяч ангелов, восхваляющих Аллаха. Тот же, кто прочтёт его трижды в течение священного месяца - Аллах сделает Ад запретным для него и предпишет для него Рай. К такому человеку Аллах приставит двух ангелов, которые будут оберегать его от любого зла этого мира, и возьмёт его под Свою защиту до конца его дней.

Напоминаем, что прослушивание чтения дуа аналогично по награде его самостоятельному прочтению!

7. Проводить в бодрствовании и молитве Лейлят уль-Кадр (Ночь могущества), т. е. по крайней мере три ночи - 19, 21 и 23 рамадана. О Лейлят уль-Кадр и программе, по которой проводится эта особая ночь, мы напишем позже.

8. В течение всех ночей Рамадана сделать 1000 ракаатов дополнительных намазов. Как сказал Имам Джавад (А), они читаются намазами по 2 ракаата каждый (т. е. всего получается 500 намазов) следующим образом: каждую ночь первых 20-ти ночей Рамадана выполнять по 10 намазов (получается 200 намазов): 4 намаза после вечерней молитвы и 6 намазов после ночной молитвы. В оставшиеся 10 ночей месяца каждую ночь выполнять по 15 намазов: 4 намаза после вечерней и 11 намазов после ночной молитвы. Наконец, остальные 150 намазов выполнять в ночь Лейлят уль-Кадр (19, 21 и 23 Рамадана) - по 50 намазов в каждую ночь.

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых - поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами - это ещё один шаг к победе Истины.

Сура "Гадр" по счёту 97-я сура Корана. Как видно из названия, в этой суре говорится о ниспосланном свойстве Корана.

Предположения о том, где была ниспослана сура "Гадр" - в Мекке или Медине - расходятся. В некоторых хадисах подчёркивается, что эта сура была ниспослана в Медине (по толкованию Суюти "Дуррул-Мансур"). Однако по утверждению других толкователей, эта сура была ниспослана именно в Мекке.

О савабе, приносимом чтени ем суры "Гадр", Хазрет Пророк Мухаммед (с) изрёк: "Каждый, кто прочтёт эту суру, заработает саваб, равный савабу соблюдения оруджа в месяц рамазан и богослужению, совершённому в ночи ахья". А Хазрет Мухаммед Багир (а) говорил так: "Человек, звучно читающий суру "Гадр" зарабатывает саваб, равный савабу человека, который, обнажив меч, ведёт джихад во имя Аллаха. Человек, тихо читающий эту суру, зарабатывает саваб, равный савабу человека, истекающего кровью от ран, полученных во имя Аллаха".

1-Й СТИХ:
"ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КОРАН) В НОЧЬ ГЯДР"

Из других сур Корана известно, что наша Священная Книга была ниспослана именно в благословенный месяц рамазан: "Месяц рамазан, в котором был ниспослан Коран..." (Сура "Багара", стих 185).

Хотя в первом стихе суры "Гядр" и не упоминается Священный Коран, ясно, что слова "Мы ниспослали его" относятся именно к Корану.

Слова "Мы ниспослали его" подчеркивают величие Корана. Всевышний Аллах связывает такое неповторимое и важнейшее действие, как ниспослание Корана только с собой, и поэтому использует множественное местоимение "Мы", выражающее почёт и величие.

В суре "Багара", цитата из которой приведена выше, говорится, что ночь Гядр, в которую был ниспослан Коран, находится в месяце рамазан. Интересно, какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр? Хотя в стихах Корана нет конкретной информации по этому вопросу, он широко освещается в достоверных хадисах, рассказанных святыми Ислама.

Читающий суру "Гядр", естественно, может задаться вопросом: известно, что Священный Коран по частям ниспосылался в течение 23 лет Пророку и через Пророка доводился до людей, но если так, насколько соответствуют истине стихи Корана и хадисы, говорящие о том, что Коран был ниспослан в ночь Гядр?

Учёные богословы дают такой ответ: Коран был дважды ниспослан Всевышним Аллахом. В первый раз Всевышний Аллах ниспослал Коран с Лёвхи-Мехфус, как отмечено ранее, на Землю (душе Пророка). В этот раз Коран был ниспослан целиком, единовременно.

После того, как Хазрет Мухаммед (с) стал Пророком, Всевышний Аллах изволил посылать стихи Корана частями (постоянно в течение 23-ч лет) посредством архангела по имени Джабраил (а), донесшего их Пророку.

Специалисты арабского языка находят в тексте Корана знаки, указывающие на то, что Коран был ниспослан в два этапа. В стихах Корана, говорящих о его ниспослании, используются два слова, имеющие один корень, но различные формы: "инзал" и "тензил". Например:

"Инна энзелнаху фи лейлетил-Гядр" ("Мы ниспослали его в ночь Гядр") (сура "Гядр", стих 1).
"...Вя незелнаху тензила" ("...И ниспослали его постепенно") (сура "Исра", стих 106).
"Тензилул-китаби мин-Алла-хил-эзизил-хаким" ("Книга (Коран) была ниспослана постепенно почитаемым и мудрым Аллахом")(сура "Зумре", стих 1).

По мнению филологов, "инзал" - это ниспослание Корана единовременно, а "тензил" - постепенно, частями (в книге Рагиба Исфахани "Муфрадат" даётся подробная информация на эту тему).

Покойный Аламе Суюти, считающийся одним из самых известных специалистов по Корану в книге "Ал-Итган" приводит следующий хадис со слов Абдуллаха ибн Аббаса: "Коран был ниспослан в ночь Гядр на Землю сразу. Затем Аллах посылал его частями, когда считал нужным, своему Пророку".

2-Й СТИХ:
"ЗНАЕШЬ ЛИ, ЧТО ТАКОЕ НОЧЬ ГЯДР?"

Какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр, неизвестно. В разных хадисах говорится о том, что ночь Гядр - одна из ночей 17-й, 19-й, 21-й, 23-й, 27-й, 29-й. Табари пишет в своём толковании: "В месяце рамазан есть одна ночь, которая называется "ночь Гядр". Эта ночь является праздником всех ангелов. Они спускаются на землю. Джабраил, Микаил, Исрафил и многие другие ангелы спускаются в эту ночь на землю. Ночь Гядр - одна из ночей между 19-м и 27-м числами рамазана".

Фатхуллах Кашани в толковании "Минхаджус-Садиги" пишет:

"Наиболее правильна мысль о том, что ночь "Гядр" - одна их десяти последних ночей месяца рамазан". Хазрет Али (а) говорил, что Пророк в последние десять ночей Рамазана будил членов свой семьи со словами: "Ищите ночь Гядр в одной из последних десяти ночей".

Желательно, чтобы мусульмане во все нечётные числа между 19-м и 27-й бодрствовали (соблюдали ахья), совершали богослужения. В самых достоверных хадисах говорится о том, что наиболее вероятно ночь Гядр находится между 23-м и 27-м числами месяца рамазан. В настоящее время в Исламском мире именно в эти две ночи повсеместно проводятся богослужения.

Уместно будет отметить, что неопределенность ночи Гядр имеет вескую причину. Знаменитый мусульманский богослов Аламе Багави даёт такое объяснение: "Аллах сокрыл точное время ночи Гядр от мусульманского сообщества, дабы мусульмане в надежде встретить ночь Гядр совершали богослужения в течение всего месяца рамазан".

В одном из хадисов говорится, что Имам Джафар Садиг (а) одному из сподвижников сказал, что ночь Гядр - одна из двух ночей рамазана. Сподвижник настойчиво спросил: "Если у меня не будет возможности совершать богослужение в обе ночи, какую же из них предпочесть?" Имам вновь не дал конкретного ответа: "Разве трудно бодрствовать две ночи, посвятив их богослужению?"

Таким образом, во втором стихе суры "Гядр" Всевышний Аллах напоминает людям истину, вопрошая: "Знаешь ли, что такое ночь Гядр?".

Во-первых, человек не знает определённо, какая из ночей является ночью Гядр. Во-вторых, ночь Гядр настолько могущественна, что человек не в силах осмыслить её значение, чтобы совершить богослужения, достойные этой ночи..

СТИХ 3-Й:
"НОЧЬ ГЯДР БЛАГОСТНЕЕ ТЫСЯЧИ МЕСЯЦЕВ"

Многие думают, что слова "тысяча месяцев" используются всего лишь для гиперболизации и не имеют конкретного значения. Всевышний Аллах использует эти слова для определения величия ночи Гядр (для примера отметим, что такой способ изъяснения вполне соответствует общечеловеческой логике. Например, мы часто говорим: "Я тебе тысячу раз говорил...", или "тысячу раз быть полезным", "тысячу раз благодарить" и т.д. Ясно, что этими словами мы не стремимся определить конкретное количество. Наша цель - передать значительность обсуждаемой темы).

Но в некоторых повествованиях отмечается, что слова стиха "тысяча месяцев" используются для определения конкретного периода. Однажды Пророк поведал своим сподвижникам историю одного человека из Сынов Израиля, жившего в давние времена. Этот человек в течение 80 лет вёл джихад с врагами религии, не прекращая свою борьбу ни на один день. Сподвижники, желая уподобиться ему, спросили, как же они могут достичь этого, если человек живёт менее 80 лет? Пророк ответил им: "Если вы проведёте в богослужениях ночь Гядр, то заработаете саваб, равный савабу богослужения тысячи месяцев (80 лет)".

СТИХ 4-Й:
"В ЭТУ НОЧЬ АНГЕЛЫ И ДУХ (ДЖАБРАИЛ (А)) ПО ВОЛЕ ГОСПОДА ИХ СПУСКАЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ СО ВСЕМИ ПОВЕЛЕНИЯМИ ЕГО"

В стихе глагол "таназзалу" находится в настоящем времени и говорит о том, что действие продолжается. Из этого становится ясным, что ночь Гядр повторяется каждый год со времён Пророка и будет повторяться до конца света.

По поводу того, что Всевышний Аллах подразумевает под словом "Дух", учёные расходятся во мнениях. Некоторые толкователи говорят, что речь идёт об архангеле по имени Джабраил (а). По другому толкованию, "дух" - это откровение, ниспосланное Хазрету Пророку. Поскольку в другом стихе Корана под словом "дух" понимается откровение: "Так, чтобы доставить тебе Свои приказы как откровение, Мы послали дух" (сура "Шура", 52-й стих). По другой теории, "дух" - это не ангел, а полностью отличающеся от ангела существо. По некоторым хадисам, переданным святыми Ислама, мы узнаём, что "дух" - это существо, ещё высшее, чем ангел.

Среди этих трёх теорий наиболее распространённой является первая теория.

О том, по каким делам ангелы и дух спускаются на землю, в толкованиях даётся такая информация: в ночь Гядр определяется судьба людей на будущий год, распределяется благодать, отмеряется срок жизни. Конечно же, это не отвергает положения Ислама о свободе действий и ответственности людей.Так как Всевышний Аллах определяет судьбу каждого человека достойно его поступкам. Каждый получит заслуженное своей верой, стермлениями и действиями.

СТИХ 5-Й:
ЭТА НОЧЬ МИРНАЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗАРИ!

Почему Всевышний Аллах называет ночь Гядр мирной ночью? По этому поводу выдвигаются нижеследующие теории:

А) в ночь Гядр ангелы и дух спускаются на землю, принося правоверным благословение Аллаха. Так как эта ночь полна благословения, она называенся благословенной.
Б) ночь Гядр полна милостью и милосердием Аллаха, в эту ночь человечество получило величайший дар - Коран. По некоторым повествованиям, в эту ночь шайтаны скованы цепями и не могут вредить правоверным.

Почему ночь называется "Ночью Гядр" ("Ночью Могущества"), также интересный вопрос. Известно, что определение событий, которые произойдут в будущем, называется "тегдир". Говорят, что так как в ночь Гядр определяются события будущего года, она называется словом, одноко-ренным со словом "тегдир".

По мнению некоторых учёных, слово "Гядр" означает узкость и тесноту. Потому что в эту ночь на землю спускается столько ангелов, что им становится тесно.

По мнению другой группы толкователей, так как каждый, кто провёл эту ночь в богослужениях, заслуживает пред Аллахом цену, ночь получила такое название.

Некоторые учёные говорят, что поскольку ночь Гядр имеет большое значение сама по себе она получила такое название. В одном из стихов солово "гядр" используется именно в этом смысле: "Они не знали о могуществе (гядр) Аллаха" (сура "Хадж", стих 74).

НОЧЬ ГЯДР - ДАР МУСУЛЬМАНАМ

Интересно, была ли у прошлых сообществ ночь Гядр?

Из Исламских источников становится ясно, что в доисламских религиях не былот ночи Гядр и этот дар имеют только мусульмане. В одном из хадисов о Хазрете Пророке Мухаммеде (с) говорится: "Несомненно, Аллах подарил Ночь Гядр моему сообществу, предыдущие сообщества были лишены этого богатства" (Из толкования Суюти "Дуррул-Мансур").

В исламских источниках всесторонне рассматриваются действия, которые должны быть совершены в ночь Гядр. В эти ночи совершить омовение и очиститься, надеть чистое и аккуратное одеяние считается богоугодным. Также в течение всей ночи надо читать молитвы и долго совершать намаз, читать Коран, особенно суры "Анкебут", "Рум", "Духан" и "Гядр". Так как молитвы, прочитанные в Ночь Гядр, будут услышаны, то желательно прочесть много молитв.

Дорогие мусульмане! Давайте в Ночь Гядр будем молиться о здоровье и счастье мусульман. А особенно в этот тяжёлый период жизни будем молиться Аллаху об освобождении захваченных территорий, об улучшении жизненных условий нашего народа.

Да примет Аллах наши молитвы. Аминь!

Полностью прочитать Коран

Мы все с вами прекрасно знаем, что Священный Коран был ниспослан в месяц Рамадан. Рамадан – месяц Корана, поэтому мусульмане во всём мире стараются прочитать его полностью. В Коране говорится: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» - сура «Баккара, аят185. Сподвижники пророка и ученые прекрасно понимали суть этого аята, поэтому они перечитывали Коран не просто один раз, а по нескольку!

Они знали, что главное предназначение Рамадана – уделение особого внимания Книге Аллаха! Аз-Зухри , да помилует его Аллах, спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

АбдуРаззак передает от имама Суфьяна ас-Саури , что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана! А Ибн Абдуль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от изучения наук, и читал Коран!

Не забывайте, что в Рамадан ангел Джибрииль приходил к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего по ночам, чтобы повторять с ним Коран. Об этом упоминает Абдулла Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Выстоять молитву «Таравих»

Данная молитва является обязательной сунной - сунна муаккяда как для мужчин, так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой в ее значимость и ожиданием вознаграждения за нее только от Господа, тому будут прощены предшествовавшие грехи» - передает аль-Бухари .

Пророк Мухаммад в 23, 25 и 27-юночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фард). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома. Об этом передаётся от Абу Зарра , а также от Аиши в сборниках Муслима, аль-Бухари и ат-Тирмизи .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба . Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Абдурахман ибн Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джамаатом!» Именно так он и поступил, поставив имамом Убейю ибн Кягба» - передано аль-Аскаляни и аш-Шавкяни . Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь - Сунна и путь праведных халифов». Не стоит забывать, что Умар был одним из них - вторым праведным халифом! Имам Малик дополняет: «Во времена Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны».

Выплатить Закят, дать Садака и накормить нуждающегося

Традиционно мусульмане всего мира стараются выплачивать Закят именно в месяц Рамадан, а также усердствуют в раздаче милостыни нуждающимся. С чем это связано? Скорее всего они опираются на изречение пророка, мир ему и благословение Всевышнего, со слов Ибн Аббаса , в котором говорится: «Пророк был самым щедрым из людей, и он был самым щедрым в Рамадан, когда ему являлся Джибриль. Джибриль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. Щедрость Пророка была сильнее ветра» - передаёт Аль-Бухари.

Также до праздника Ид аль-Фитр или Ураза-байрам мусульманам предписано давать садака аль-фитр. Считается, что благословенное время Рамадана влияет на любое праведное дело, а раздача милостыни Закята – одна из форм поклонений, которая предписана Всевышним и является столпом, на котором зиждется религия ислам.

Сделать «Итикаф»

Итикаф – это наиболее любимое для Всевышнего Аллаха из благих деяний в месяц Рамадан. Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения к Аллаху.

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, усердствовал в этом виде поклонения, за ним следовали и сподвижники. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Пророк усердствовал в итикафе в последние дни месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной» - передано аль-Бухари и Муслим .

Сообщается, что пророк не выходил из мечети в дни итикафа, кроме как для естественных надобностей. Когда подходили последние десять дней месяца Рамадан, он и его сподвижники усердствовали в поклонении, ибо на эти дни приходится «Ляйлят аль-Кадр» -Ночь Предопределения.

Найти ночь Предопределения «Ляйлят аль-Кадр»

Мы все прекрасно знаем, что «Ляйлят Уль-Кадр» - Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Об этом говорится в Коране. Застать её, значит убедиться в том, что просьбы твои услышаны. Это шанс изменить свою жизнь к лучшему!

От Аиши, передаётся, что Пророк сказал: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр среди последних десяти ночей месяца Рамадан» - передаёт аль-Бухари. В другом хадисе говорится: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр в нечётных числах, среди последних десяти ночей» - аль-Бухари.

Тимур Шарафиев

Лучи которого не погаснут. Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан – наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) – Ляйлят уль-Кадр . Потом раздельно – аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам – при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан . Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан – за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран – воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать – в чтении!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.