Костёл иезуитов – Фарный костел в Несвиже. Фарный костел божьего тела несвиж Где находится родовая усыпальница князей радзивиллов

Я уже упоминал, что сейчас нахожусь в Минске в рамках замечательного блогерского слета — #нефорум2015. Про сам город, про Мирский замок и Несвижский замок расскажу чуть позже, а сейчас хочу показать вам третью по крупности усыпальницу в мире (после Бурбонов и Габсбургов). Понимаю, что это как то подход с конца ко всей истории жизни и смерти рода Радзивилов, но все же.

Вот то сообщают нам исторические источники: сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла­годарить Радзивиллов. Эта фамилия будет гром­ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века. Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе.

Про Радзивиллов мы еще поговорим подробнее, а теперь ближе к усыпальнице …

Фото 2.

Костел Божьего Тела (Фарный костел) является большой святыней для семьи Радзивиллов.

19 августа 1584 года Сиротка (прозвище одного из князей Радзивиллов) подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход­ская святыня, строительство кото­рой началось еще в 1583 году на мес­те деревянного храма, была пере­дана иезуитам. Было решено пере­строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо­жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по­стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест­вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.

Фото 3.

Говоря об архитектурном ас­пекте, нельзя обойти феноменаль­ную личность архитектора Джован­ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от­правился в паломничество в Еги­пет, Святую Землю и Италию. Уви­дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху­же. Для этого в Риме Сиротка при­глашает приехать в Несвиж моло­дого архитектора-иезуита Бернар­дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот­кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли­тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь­ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку… посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три­виально говоря, одна и та же исто­рия. Отцы-иезуиты в один голос го­ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар­дони оставил в память о себе не­сколько прекрасных костелов. По­следнюю - перед Несвижем - оста­новку Джованни сделал уже в Грод­но, на территории Беларуси. Ко­роль Стефан Баторий также угово­рил архитектора «построить кос­тел» - который известен нам как ка­менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма­рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Фото 4.

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы­шенный каменный храм, прототи­пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го­дах, она задала мотив для последу­ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по­строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на­ших земель в то время. Перед косте­лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са­ма по себе прекрасным памятни­ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят­но, построил храмы в Вильне, Но­вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами… Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра­вился в Краков, где построил… точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели­кий теолог Петр Скарга, отличает­ся от Несвижского разве что деко­ром… Тамже, в Кракове, Бернардо­ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики… Интересный и малоиз­вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар­дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио…

Фото 5.

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто­роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер­ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте­рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен­ные алтари и надгробья. Всю вто­рую половину XVII века храм про­стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш­табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте­ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз­даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра­вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Фото 6.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз­вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо­литься. Внутреннее убранство хра­ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не­изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон­ны и арки под самым куполом хра­ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва­ешься, что они всего лишь нарисо­ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы­полнено!.. В главном алтаре поме­щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп­ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при­ложения. Кстати, создан этот об­раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери­ем - придворными художниками Радзивиллов.

Фото 7.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна­тий» и «Святой Франциск Ксаве­рий». Краски всех фресок обнов­лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо­ты по отделке храма были законче­ны, его уже называли «чудом све­та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Фото 8.

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове­ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре­менным, логичным было появле­ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са­мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото­му не были широко распростра­нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре­мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем­лю. За спиной Сиротки - изобра­жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь…» (Кста­ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

Фото 9.

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко­торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос­ка Эдварду Войниловичу, боль­шому другу Радзивиллов, основа­телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото­рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре­мя войны и от разрушения в совет­ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож­но смело назвать одним из выда­ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре­мени.

Фото 10.

Фото 11.

Обратите внимание на роспись купола. Видите там ниши, в которых стоят скульптуры? А ведь их там нет. Это такая роспись. И кстати, вон тот заборчик наверху не огораживает какую либо дорожку там. Он стоит вплотную к стене купола. А ведь кажется, что там можно прогуляться.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Это бюст сына Сиротки, который умер в молодости от какой то болезни. Бюст заказывали в Италии.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Как мы уже узнали, семейная усыпальница Радзивиллов в крип­те костела Божьего Тела стала тре­тьей по величине семейной усы­пальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко - ве­ликий Радзивилл умер в один год с Шекспиром - в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пи­лигрима - символе знакового пу­тешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу ни­щие со всей округи. А вот второе правило нарушил… сам же Сирот­ка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал… верный слуга Сиротки, со­провождавший его во всех путе­шествиях…

Фото 20.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усы­пальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнару­жить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают…

Фото 21.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена… 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл.

А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил… вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Фото 22.

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти…

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев… кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают… намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Фото 23.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

За четыре века исследования в крипте проводились лишь дважды. Первый раз — в 1905 году, по инициативе самих Радзивиллов. Тогда все гробы, многие из которых к этому времени истлели, были помещены в новые, березовые. Каждый гроб был перевязан железной проволокой и опломбирован свинцовой пломбой с оттиском радзивилловского герба.

Второй раз этой идеей заинтересовались в 1953 году когда умер Сталин. Возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения…

В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.

Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана — 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Фото 24.

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани…

Фото 25.

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.

Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до опреде­ленного момента, пока газы не создавали предельного давления, при ко­тором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло мож­но было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов - у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштей­ном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах…

В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъ­естественного секрета не существует - врачи опирались на опыт и зна­ния, вполне доступные в то время.

Фото 26.

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника — без особенной обработки — просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Фото 27.

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода женился на племяннице Джона Кеннеди, 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать — пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Фото 28.

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах — дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики — это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Фото 29.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой — в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Фото 30.

Мумии Радзивилов — не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Фото 31.

Фото 32.

источники
http://www.ekskursii.by/?place=1229_Nesvizhskij_Farnyj_kostel
http://www.gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=11462
http://niasvizh-kasciol.by/ru/component/tags/tag/34

И еще про усыпальницы мира: вот например и почему . А вот что такое и что это за Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Затем перешел к его сыну, Миколаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, ярому поклоннику католичества. По его приказу начали уничтожать созданные Миколаем Черным культовые постройки кальвинистов. Жгли книги, закрыли типографию, где они издавались. По приглашению Миколая Криштофа Радзивилла в 1584 году в Несвиж приехали иезуиты. Началось строительство нового кирпичного костела и коллегиума. Рядом построили кирпичный завод для удобства.

Сначала костел строили по плану, который имел форму равностороннего греческого креста. Но почти законченный костел своей архитектурной композицией не понравился заказчику, и его приказали снести в 1586 году. В том же году, на месте снесенного заложили новый кирпичный костел. За основу проекта архитектор Ян Бернардони взял планировку костела Иль Джезу (Иисуса) в Риме. Он имел форму латинского креста (вытянутого одним концом) с большим куполом над среднекрестием. Костел был закончен в 1593 году. В это же время рядом с костелом были возведены здания коллегиума.

В 1640 году, во время правления в Александра Людвика Радзивилла, третьего сына Радзивилла Сиротки, в Несвиже проходили торжества по случаю столетия со дня основания ордена иезуитов. По городу прошли процессии, были выставлены гербы ордена и гербы Радзивиллов, портрет Миколая Криштофа Радзивилла. В память об этом дне Александр Людвик Радзивилл положил в костеле отлитое из золота сердце в натуральную величину.

В 1747 г. по соседству с храмом возвели кирпичную каплицу (проект архитектора М. Педэти).

После ликвидации ордена иезуитов в 1773 году костел стал фарным (приходским).
В 1912 году в здании костела установили мемориальную доску с портретом белорусского и польского поэта, краеведа Владислава Сырокомли.

В 27 октября 1926 года в Несвиж к князю Альберту Радзивиллу приехал маршал Юзеф Пилсудский и сразу направился в костел. После богослужения он спустился в крипту и торжественно декорировал крестом “Виртути Милитари” (воинская доблесть) саркофаг ротмистра Станислава Радзивилла, своего бывшего адъютанта, погибшего в 1920 году.

Крипта Костёла Божьего тела в Несвиже

Немного о крипте, пользующейся огромной популярностью у туристов всех национальностей. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в которой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.

Чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребенными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня, папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы. К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии. Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, сюда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.

Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до XIX века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали - достаточно хотя бы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.

Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году — тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй — сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет — история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.

Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл-Сиротка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил — у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл Сиротка погребен в плаще пилигрима.

Большинство саркофагов крипты черные деревянные, лишь изредка встречаются саркофаги на лапах грифона. Внутри каждого — деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованые железные венки. Отважившиеся заглянуть в это окошко, видели еле различимые сквозь пыль времен волосы и едва заметные очертания головы. И все.

Крипта — одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них — своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный — горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследованиями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княжна, на гробе — эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.

Тоже достаточно странное захоронение бочонок с ручками, стоящий в углу, поодаль от основных саркофагов. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили все, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу... В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с XIX века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе повелел выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Но самая большая достопримечательность крипты — саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Каханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может, даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Каханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 килограммов), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить в Несвиже завтра зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег. Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 метров). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на несколько столетий.

Известно немало легенд и о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена — вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущение, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и ксендз Колосовский (настоятель костела во время и после войны) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней — одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной плохо отесанной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы.

Вот саркофаг, на котором лежит полуистлевшая треуголка, так хорошо, до малейших деталей знакомая по историческим фильмам. На подкладке клеймо производителя: «поставщик Императора Ильин, г. Санкт-Петербург». Принадлежала она адъютанту императора Александра III — Леону Радзивиллу, умершему в 1885 году.
В самом крайнем боковом отсеке крипты покоится большая семья — 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии, во всех 12 гробах — ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение — у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Но молва говорит совсем другое: таково наказание согрешившей женщины — всю жизнь и после смерти плакать. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат нечеловеческий крик — то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.

Самое первое захоронение под костелом датировано 1616 годом, а последнее — 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Все настоятели Фарного костела, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от постороннего глаза.

В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа Антоний Альберт Радзивилл. Отпевали его месяц — ровно столько длился траур между датой смерти и датой погребения. Будто чувствовали, что последний.

Умерший в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальнице предков.

1) Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм и первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

2) Костёл Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584-1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

3) Сам Джованни (Ян) Мария Бернардони (Gian Maria Bernardoni; 1541-1605) был монахом-иезуитом, ставшим первым архитектором стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Он родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.

4) С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».
Затем Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 года была заложена церковь св. Михаила.
В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. Князь Николай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске.

5) После настойчивых напоминаний князя Радзивилла ордену об архитекторе, в 1586 году Бернардони приезжает в Несвиж и остается здесь на 13 лет. Задачей архитектора стало строительство костёла иезуитов. Его надо было и проектировать, и строить. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме.
Работы в Несвиже продвигались быстро, хотя перед Бернардони стояла непростая задача: кроме необходимости придерживаться во внешнем виде новой постройки принятого иезуитами образца, нужно было считаться также с пожеланиями князя Радзивилла Сиротки. Кроме того, храм строился ещё и как усыпальница Радзивиллов. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В нём были заложены, например, четыре лестницы, чтобы обеспечить обособленный путь к ложам и хорам для членов княжеской семьи, священников, учеников коллегиума и прихожан. Были заложены также два отдельных входа в крипты-подземелья, где в разных их частях помещались гробы князей, монахов и именитых прихожан.

6) В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и 1 ноября этого года состоялось первое богослужение.
Костёл иезуитов в Несвиже считается 1 постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко только потому, что он был закончен быстрее, чем другие, заложенные значительно раньше. Это произошло благодаря исключительной заинтересованности Радзивилла, не допускавшего перебоев на стройке, который своевременно давал деньги и добавив, в конце концов, сумму свыше ранее оговорённой.

7) По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.

8) С внутренним интерьером исключительно повезло, так как смотритель костёла не разрешала снимать и зорко следила за людьми с фотоаппаратом наперевес. Пришлось хитрить.
Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей - средства архитектурной пластики.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

9) Сам Фарный костёл - трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - св. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Один из самых уникальных архитектурных памятников на территории Беларуси. Построен в конце 16 века и являющийся первым творением в раннем барокко в Речи Посполитой – Фарный костел в Несвиже . Архитектор – талантливый итальянец Бернардони , которого пригласил хозяин несвижских земель Радзивилл Сиротка . Прообразом постройки послужил храмовый комплекс Иль Дзесу в Риме , который соорудили зодчие Виньола и Порту.

В комплекс к костелу иезуитов вошел специализированный коллегиум.

Обитель иезуитов обладает крестово – купольной базиликой с тремя нефами из камня, по бокам апсиды имеются двухэтажные сакристия и часовни.

Основная фасадная часть с латинским изречением “Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем ” заканчивается треугольным фронтоном. В углублениях ниш можно наблюдать скульптурные изображения святых.


фото середины 20 века, (Ян Булгак)

Интерьерная составляющая выделяется пышностью декорированных частей, украшенными фресками куполом, сводами. Алтарь, живописец Хески украсил композицией “Тайная вечеря”. Специалисты определили больше сорока произведений во всей храмовой росписи. Величественный орган находится над главным входом в костел, там же расположены фрески со святыми.

Из числа скульптур примечательны алтари Иисуса Христа, Девы Марии, изящно выполненные из мраморных частей, памятники хозяину – Радзивиллу , его отпрыскам.

Храмовый компекс стал усыпальницей рода Радзивиллов , в подземных помещениях упокоены забальзамированные останки знатной фамилии. Рассматриваемая усыпальница признана единственным восточноевропейским некрополем, сравнимым с габсбургской криптой, мадридским замком Эскориале .

Костёл находится на улице Мицкевича, город Несвиж, Несвижский район, Минская область

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Несвиж - город-легенда, город-сказка, город-сон. Таких городов немного, и все они знаковые в белорусской истории - Полоцк (столица Полоцкого княжества - первого государственного образования на территории Беларуси), Новогрудок (первая столица Великого Княжества Литовского), Краков, Гродно, Вильня, Прага...

Даже время появления Несвижа окутано тайной. Долгое время было принято считать, что город основан в 1223 году - эту дату вы увидите и сегодня на въезде в город. Согласно летописному упоминанию, 31 мая 1223 на реке Калке в Украине произошла битва русских и половецких войск с татаро- монголами, когда и погиб «князь Юрий Несвежский». Историки ошибочно решили, что раз Несвежский - значит, из Несвижа. Позже выяснилось, что тот «Юрий Несвежский» был, вероятно, из украинского города Несвич, что сходно по звучанию.

Другая, более правдоподобная дата основания Несвижа − 1446 год, когда Несвиж упоминается в летописи в связи с тем, что Великий князь Казимир Ягеллончик передал его Миколаю Яну Немировичу. Однако понятно, что для несвижанина трудно свыкнуться с мыслью, что город моложе на два столетия. Так и приветствует число «1223» горожан и гостей. Однако же от такого «помолодения» этот славный город не становится менее интересным или привлекательным для исследователей, туристов и любителей старины.

Сначала город принадлежал Немировичам, потом Кишкам, с 1513-го - неизменно Радзивиллам. Значение Несвижа особенно возрастает в 1586 году, когда появляется Несвижская ординация Радзивиллов - неделимое владение, которое передавалось только от отца к старшему сыну.

Поэтому услышав название Несвиж, любой образованный человек тут же откликнется: «Радзивиллы!» И не ошибется.

Радзивиллы







Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла-годарить Радзивиллов. Этот ве-ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо-го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве-ликому князю Гедымину зало-жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве-щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, - так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 - около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром-ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи-вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле-ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами...

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) - Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо-настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало-жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня-жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов...

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) - Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер-шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок...

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)

Костёл, колокольня и ратуша

Костёл

Костёл и часовня св. Роха

Св. Екатерина Александрийская

Костел Божьего Тела является одинаково большой святыней и для семьи Радзивиллов , и для всех народов бывшего ВКЛ, и для каж-дого верующего человека.

19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход-ская святыня, строительство кото-рой началось еще в 1583 году на мес-те деревянного храма, была пере-дана иезуитам. Было решено пере-строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо-жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по-стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест-вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей-ная усыпальница , где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж-ского костела стала третьей семей-ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран-ции (аббатство Сен-Дени) и Габс-бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по-лучил лично у Папы Римского, по-скольку в то время считалось не-приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако-панными в землю, а на поверх-ности.

Говоря об архитектурном ас-пекте, нельзя обойти феноменаль-ную личность архитектора Джован-ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от-правился в паломничество в Еги-пет, Святую Землю и Италию. Уви-дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху-же. Для этого в Риме Сиротка при-глашает приехать в Несвиж моло-дого архитектора-иезуита Бернар-дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот-кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли-тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь-ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку... посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три-виально говоря, одна и та же исто-рия. Отцы-иезуиты в один голос го-ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар-дони оставил в память о себе не-сколько прекрасных костелов. По-следнюю - перед Несвижем - оста-новку Джованни сделал уже в Грод-но, на территории Беларуси. Ко-роль Стефан Баторий также угово-рил архитектора «построить кос-тел» - который известен нам как ка-менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма-рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы-шенный каменный храм, прототи-пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го-дах, она задала мотив для последу-ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по-строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на-ших земель в то время. Перед косте-лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са-ма по себе прекрасным памятни-ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят-но, построил храмы в Вильне, Но-вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами... Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра-вился в Краков, где построил... точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели-кий теолог Петр Скарга, отличает-ся от Несвижского разве что деко-ром... Тамже, в Кракове, Бернардо-ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики... Интересный и малоиз-вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар-дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио...

Интерьер костёла

Пресвитерий

Фреска

Фреска в нутри купола

Фреска в нутри купола

Фреска

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто-роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер-ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте-рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен-ные алтари и надгробья. Всю вто-рую половину XVII века храм про-стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш-табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте-ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз-даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра-вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз-вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо-литься. Внутреннее убранство хра-ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не-изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон-ны и арки под самым куполом хра-ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва-ешься, что они всего лишь нарисо-ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы-полнено!.. В главном алтаре поме-щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп-ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при-ложения. Кстати, создан этот об-раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери-ем - придворными художниками Радзивиллов.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна-тий» и «Святой Франциск Ксаве-рий». Краски всех фресок обнов-лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо-ты по отделке храма были законче-ны, его уже называли «чудом све-та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове-ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре-менным, логичным было появле-ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са-мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото-му не были широко распростра-нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре-мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем-лю. За спиной Сиротки - изобра-жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь...» (Кста-ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко-торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос-ка Эдварду Войниловичу, боль-шому другу Радзивиллов, основа-телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото-рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре-мя войны и от разрушения в совет-ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож-но смело назвать одним из выда-ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре-мени.

Усыпальница Радзивиллов (1616)

В нутри усыпальницы

Саркофаги

Усыпальница

Усыпальница

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.