Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) - уникальный памятник архитектуры. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) — уникальный памятник архитектуры Возведение костёла и его жизнь до революции

Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары.

Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении КуйбышевскойНекрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

сравните

Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.

Вот такой он, МОЙ Костел: величественный, старый, но очень теплый и всегда разный.


Автор:

Католические епархии в Российской империи появились в середине XVIII века. Екатерина II позволила переселенцам, исповедующим католицизм, строить храмы и совершать богослужения. Большая часть католиков поселилась в Самарской губернии.

В то время строить костёлы разрешалось только в колониях или деревнях, поэтому жителям Самары (католикам) молиться было негде. Тогда купец Егор Аннаев выступил с инициативой строительства костёла в пределах города. Разрешение удалось получить не сразу, но благодаря настойчивости Е. Аннаева храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) всё-таки был построен. Решение в пользу верующих принял губернатор А. А. Арцимович, поляк по национальности и католик по вероисповеданию.

Место для постройки выбрали в сорок девятом квартале, на пересечении будущих улиц Куйбышева и Некрасовской. Земельные участки под строительство продали мещане Новокрещеновы, Канонова, Разладская и Зеленова.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) проектировал архитектор из Москвы Фома Богданович. Также есть версии, что проектом костёла занимался Николай Еремеев или коллектив архитекторов из Петербурга. Строительные работы выполняли нижегородские каменщики во главе с Александром Щербачёвым. Внутри костёла установили великолепный австрийский орган.

Вновь построенную католическую церковь освятили в 1906 году. Первое богослужение совершил курат самарского прихода И. Лапшис. Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) оставался действующим до 20-х годов XX века.

Помимо богослужений, церковь активно занималась благотворительностью. Нуждающиеся получали деньги, одежду, пищу, крышу над головой. Члены благотворительного общества проводили вечера с музыкой, танцами и лотереей. При костёле открыли публичную библиотеку и читальню.

Во время Первой мировой войны священнослужители, прихожане помогали беженцам и военнопленным. Пострадавшие от военных действий были в тяжёлом положении, нуждались в медицинской помощи. Для детей переселенцев из западных губерний открывались приюты.

Судьба храма в период СССР

С приходом к власти большевиков Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре разделил судьбу многих церквей Советского Союза. Церковь лишили права распоряжаться метрическими книгами. Акты гражданского состояния составлялись во вновь учреждённых органах (загсах). У храмов забирали здания, имущество, а приходы, названные коллективами верующих, обязывали договариваться с государством на предмет использования церкви для богослужений.

Передача имущества костёла государству произошла в 1918 году. Тогда же заключили договор о передаче помещения приходу. В 1922 году церковную утварь, сделанную из золота и драгоценных металлов, конфисковали в пользу голодающих Поволжья.

В 30-е годы минувшего столетия в здании костёла размещался детский театр, в 40-е — краеведческий музей, позже строение отдавали театральному техникуму и строительному клубу. Верующим предлагали молиться в Смоленской часовне, но священник И. Лункевич не согласился, мотивируя это тем, что католики восхваляют Бога только в крестообразном храме.

После закрытия церкви постепенно развалилась и католическая община. Здание костёла лишилось крестов на башнях, некоторых элементов убранства и органа. В 1934 году строительная организация, в ведении которой находился костёл, предложила перестроить церковь, разделив здание на два этажа, но архитектурно-экспертный совет не одобрил эту затею, причислив сооружение к ценностям культуры.

Возрождение

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара) обрёл новую жизнь в 1991 году. Костёл снова передали приходу. В разное время богослужения проводили священники Й. Гунчага, Т. Пикуш, Т. Бенуш, Т. Донахи. О. Томас позаботился о жилье для священнослужителей и ремонте костёла. В 2001 году на шпили вернулись кресты.

Нынешний облик храма

Костёл построен в стиле неоготика. Форма здания крестообразная с поперечным трансептом. В небо устремляются две башни, высота которых — 47 метров. Вход в церковь украшает витраж с изображением Девы Марии. В алтаре размещается фреска «Христос на Кресте» (Сальвадор Дали, копия).

Среди посетителей костёла не только жители города, но и туристы, желающие полюбоваться памятником архитектуры, которым является Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара). Фото произведения искусства прекрасны в любом ракурсе.

Здание костёла по-своему уникально. Готика утратила популярность в конце XVI столетия. Для строительства культовых зданий католичества стали использовать другие стили. Похожий по архитектуре храм, костёл святой Анны, построен в Вильнюсе. Церковь старше самарской на IV столетия, но в обличьях храмов наблюдается некоторое сходство. Возможно, Фома Осипович Богданович при создании московских и поволжских церквей ориентировался именно на вильнюсский костёл.

Приход

Для прихожан костёла регулярно проводится катехизация. Желающие войти в ряды церкви изучают основы христианства и вероучение. Служители храма организуют экуменические встречи. Во время собраний рассматриваются вопросы достижения христианского единства или, по крайней мере, понимания между христианскими конфессиями.

В костёле работает библейский кружок, библиотека, редакция приходской газеты. В помещении храма проводятся концерты классической и духовной музыки. Церковь открыта как для индивидуальных посещений, так и для экскурсий.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самара): адрес

Польский костёл в Самаре расположен по адресу: улица Фрунзе, 157. До места добираются на автобусах, трамваях и маршрутных такси. Ближайшие остановки — «Струковский парк», «Улица Фрунзе», «Красноармейская», «Филармония».

Прихожане и посетители отмечают, что Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Католический храм в Самаре) — тихое и спокойное место, где можно отдохнуть, отрешиться от повседневной суеты, поразмышлять о жизни.

Самарский костёл признан памятником культуры. Здание охраняется государством и входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО.

Я уже дважды порывался написать нечто, хоть как-то отдаленно напоминающее непутевые заметки о нашем городе (кому интересно, часть первая - о Самарской площади , часть вторая - о Театральной площади). Сегодня - часть третья - о Храме Пресвятого Сердца Иисуса. Большая часть самарцев зовет его коротко - костел.


Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары. Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха...Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и "Диким полем" (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше - больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении Куйбышевской\Некрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите... Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки - их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

Сравните


Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал "Союз безбожников" , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого - крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он - легенда.

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали "Христос на Кресте". Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.

Шпили костела

Один из главных и самых узнаваемых архитектурных шедевров Самары – это здание католического костела на улице Фрунзе. Его красные изящные 37-метровые готические шпили, буквально вонзающиеся в небосвод, хорошо видны как в панораме улицы, так и с Волги.

Практически с момента своего основания Самара влекла в себя представителей самых разных народов и конфессий. Помимо православных, в городе появились мусульмане (преимущественно татары и башкиры). Позже здесь поселились лютеране, иудеи, а также католики. Всем нужны были свои культовые постройки. По сравнению с культовыми сооружениями других вероисповеданий, история строительства католического храма в Самаре была, пожалуй, самой долгой и полной неожиданных поворотов.

Вопрос о постройке католического храма в Самаре поднялЕгор Никитич Аннаев – купец Первой гильдии, а позже хозяин широкоизвестной в Российской империи кумысолечебницы.

Католический костел

К середине XIX века в городе уже была достаточно многочисленная и влиятельная католическая община. Собственно, один из самых влиятельных католиков города – купец Первой гильдии, а позже хозяин широкоизвестной в Российской империи кумысолечебницы, Егор Никитич Аннаев – поднял вопрос о постройке католического храма. Начали возводить нынешнее здание лютеранской кирхи. Но грянуло польское восстание 1863 года, и католикам в Самаре в праве постройки храма было отказано. Поскольку многие польские семьи с берегов Волги были высланы в Сибирь, не набиралось необходимого количества прихожан для храма. Только в 1887 г. полякам все же разрешили построить костел. Сначала был возведен молитвенный дом – деревянная культовая постройка, которая и сейчас находится за современным кирпичным зданием (архитектор Т.С. Хилинский ). В ней проводились службы, а на втором этаже жил священник. И только в 1906 году была проведена первая служба в новом самарском архитектурном шедевре – краснокирпичном храме пресвятого сердца Иисуса, хорошо знакомом каждому самарцу.

Только в 1887 г. полякам разрешили построить костел. Но строиться он начал в 1902 г.

Архитектурное решение костела для Самары очень необычно. Неоготические постройки были очень популярны в эпоху модерна. Но в губернии зданий с элементами готики наперечет (например, особняк Субботиной на улице Алексея Толстого, 30). Костел начал строиться в 1902 г. по проекту московского архитектора польского происхождения Фомы Осиповича Богдановича силами самарских архитекторов под руководством Щербачева и строителей. У волжского костела есть и «старший брат», который, правда, перерос своего предшественника. В 1904 г. в Москве на Малой Грузинской улице тот же Богданович возвел очень схожий по архитектуре костел Непорочного Зачатия, который превосходит самарский аналог по размерам. Но во время Великой Отечественной войны московский костел сильно пострадал и изначальный вид приобрел только после реставрационных работ, проведенных в 1990-х. Самарский же католический храм сохранился в первозданном виде.

В советское время в здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, а затем клуб строителей.

Интересно, что прототип этих построек найти не так-то легко. Расцвет готики закончился в XVI столетии, и на смену ей пришли другие стили католической культовой архитектуры. Но если прогуляться по Вильнюсу, то можно увидеть прекрасный храм Святой Анны, который имеет поразительное сходство с самарским, только старше его более чем на четыре столетия. Вероятно, именно его использовал Богданович как прототип своих самарских и московских построек.

В советское время костел был закрыт. В здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, а затем клуб строителей. Администрация последнего учреждения пыталась перестроить внутреннюю часть костела, начинив его железобетонными конструкциями и сделав внутри многоэтажным. К счастью, строение было признано памятником архитектуры и никогда не перестраивалось. С 1938 г. в костеле разместился музей, что позволило до 1991 г. сохранить его в хорошем состоянии. Разве что были утрачены кресты со шпилей и орган.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.