Кто автор произведения так говорил заратустра. Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра» — цитаты из книги

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Часть первая

Предисловие Заратустры

1

Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его – и в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему:

«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!

В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.

Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя.

Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.

Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему.

Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!

Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься.

Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!

Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!

Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».

– Так начался закат Заратустры.

2

Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошел он в лес, перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:

«Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой назывался он; но он изменился.

Тогда нес ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?

Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?

Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?

Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать свое тело?»

Заратустра отвечал: «Я люблю людей».

«Разве не потому, – сказал святой, – ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?

Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня».

Заратустра отвечал: «Что говорил я о любви! Я несу людям дар».

«Не давай им ничего, – сказал святой. – Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними – это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!

И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у тебя!»

«Нет, – отвечал Заратустра, – я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».

Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: «Тогда постарайся, чтобы они приняли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы дарить.

Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих кроватях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор?

Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть, как я, – медведем среди медведей, птицею среди птиц?»

«А что делает святой в лесу?» – спросил Заратустра.

Святой отвечал: «Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и бормочу себе в бороду: так славлю я Бога.

Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога. Но скажи, что несешь ты нам в дар?»

Услышав эти слова, Заратустра поклонился святому и сказал: «Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» – Так разошлись они в разные стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети.

Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: «Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв».

3

Придя в ближайший город, лежавший за лесом, Заратустра нашел там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище – плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что до́лжно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет.

Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю – самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!

Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, – она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.

О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!

Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?

Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – это море, где может потонуть ваше великое презрение.

В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.

Час, когда вы говорите: «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!»

Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый – это пламень и уголь!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость – не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие».

Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!

Не ваш грех – ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – эта молния, он – это безумие! -

Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что эти слова относятся к нему, принялся за свое дело.

(нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; родился 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз - умер 25 августа 1900, Веймар, Германская империя)

И звестный немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто не академический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

Т ак говорил Заратустра

Ф илософский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну – четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. «Так говорил Заратустра» называют ницшеанской Библией.

Ц итаты и афоризмы

Его молчание давило меня; и поистине, вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Ж елезо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой!»

Д вух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.

Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.

В ы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

Ч еловек - это канат, натянутый между животным и Сверхчеловеком, - канат над пропастью.

Г олос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

К то в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Н е лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты возбуждённой женщины?

К ачества мужа здесь редки; поэтому их женщины становятся мужчинами. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине - женщину.

Е сли вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!

В еличайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

У бивают не гневом, а смехом.

С лишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, чего она не любит. Но и в знаемой любви женщины есть всегда еще внезапность, и молния, и ночь рядом со светом. Еще не способна женщина к дружбе: женщины все еще кошки и птицы. Или, в лучшем случае, коровы.

С амые тихие слова - те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром.

П усть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.

В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага.

В се в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок.

Л учше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

Е сли ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом.

В раги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своими врагами, тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами.

Так говорил Заратустра – Фридрих Вильгельм Ницше – цитаты и афоризмы обновлено: 7 апреля, 2016 автором: сайт

В чем суть жизни человека, к чему ему следует стремиться – об этом неоднократно задумывались мыслители в разное время. Да и любой человек, наверняка, размышляет о том, как найти истинный путь. Фридрих Ницше поделился своими идеями в работе «Так говорил Заратустра». Это философский роман, который поэтичен и афористичен, он тяжело воспринимается, поскольку приходится каждый раз всматриваться вглубь образов, метафор, изречений автора, но это того стоит.

Ницше изначально написал три части произведения, а затем хотел создать еще три, но ему удалось написать только четвертую. Впоследствии они были объединены в одну книгу, однако заметна незаконченность некоторых мыслей автора, что дает возможность читателю поразмышлять самостоятельно и прийти к собственным выводам.

Писатель уделил внимание теме общения человека с себе подобными, самим собой и природой. Видны его взгляды, мировоззрение и оценки, заметно его отношение к жизни и к людям. Ницше говорит о том, что каждый должен идти своим путем, но в то же время должен быть готов, что однажды история повторится, ведь жизнь циклична во всех ее проявлениях. С его мнением можно спорить или соглашаться, однозначно лишь то, что его труд заставит погрузиться в раздумья, задаваясь непростыми вопросами, работая над своим духовным развитием.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Так говорил Заратустра" Ницше Фридрих Вильгельм бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Картина «Закат, Монблан» Венцеля Хаблика (Wenzel Hablik)

Очень кратко

Рассказывая людям притчи и истории морально-философского содержания, бродячий философ проповедует учение о Сверхчеловеке, но мир равнодушен к речам мудреца.

Роман состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизи­рованную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка - «священного утверждения» духа.

Многие парадок­сальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных - они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело - сильное и совершенное». Философ проклинает священников - этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Заратустра учит уважать воинов - они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди - о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло - это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».

Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомуд­ренными называет снисходи­тельных и весёлых.

Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» - они способны «творить сверх себя».

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак - во зло».

О природе женщины упоминает мудрец - разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» - так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека - это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» - этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»

Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».

Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни - воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне - «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри - твёрже и выносливее».

Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действи­тельности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапят­нанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»

Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» - они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».

В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести - «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого - есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».

Нет и универсального пути, который можно указать каждому - есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» - задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд - должно произойти ещё раз!»

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» - Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье - женщина».

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей - в лучшее домашнее животное человека».

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»

Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии». Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми. «Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» - вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противо­борство».

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» - призывает Заратустра.

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина - к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» - предостерегает философ.

Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».

Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».

После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».

Часть четвёртая и последняя

Заратустра состарился и «волосы его поседели».

Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека - «Будь тем, кто ты есть!»

Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека». Ему навстречу попадаются различные персонажи - мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей «выздорав­ли­вающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».

Утром Заратустра покидает свою пещеру.

Предлагаю вашему вниманию рецензию на книгу Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра". Возможно, это даже скорее можно назвать впечатлениями и размышлениями по поводу этой книги, но вам виднее.

Мир Заратустры

"Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул
он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы
".

Главный персонаж книги - древний мудрец Заратустра. Действие происходит где-то в древности, можно, например, представить, что в Древней Греции (сам Ницше жил в девятнадцатом веке). Мир, окружающий Заратустру, прост и привлекателен - горы, моря, леса и небольшие города. Живая природа, населённая различными зверями, создаёт особый фон для истории, которая разворачивается вокруг мудреца и его учения. Сам Заратустра выражается в простых и понятных образах, взятых из непосредственного окружения. Современная проблематика звучит в таком древнем контексте очень необычно и даже угрожающе. Мне часто хотелось представить, как бы учение Заратустры было бы воспринято в настоящем древнем мире. Однако при всей внешней архаичности мир Заратустры неявным образом содержит некоторую усталость, тупиковость и другие черты, характерные для девятнадцатого века.

Место в обществе

"Уста мои — уста народа; слишком грубо и сердечно
говорю я для шелковистых кроликов
".

Одной из затронутых в книге тем является противопоставление философа и общества. Заратустра живёт один на горе, в пещере, среди диких зверей, которые о нём заботятся и с которыми он много разговаривает. Книга начинается с того, что Заратустра объявляет начало своего "заката", и спускается со своей горы к людям, однако после этого одиночество мудреца только усиливается - народ в своей массе не слышит и не понимает Заратустру. Несколько раз он отчаивался в своей миссии и возвращался на гору, хотя в процессе он приобретал учеников и друзей. Набравшись сил и тишины, он вновь спускался к людям, чтобы продолжать нести своё учение.

Образы и метафоры

"И есть такие, что сидят в своём болоте и так говорят
из тростника: «Добродетель — это значит сидеть
смирно в болоте
".

Особое внимание хочется обратить на то, как автор пользуется языком. С одной стороны Заратустра говорит сообразно своему окружению, используя в речи все те предметы и явления, которые обычно встречаются его современникам. С другой стороны его речь настолько образна и метафорична, настолько погружает слушателя в волшебный мир образов и иносказаний, что позволяет от простых предметов окружения перейти к глубокому описанию проблем эпохи окончания Нового времени.
В целом книга написана весьма гармонично, метафорика речей Заратустры дополняется глубокой метафорой самого главного героя: его образ жизни, окружение, поступки и события раскрывают замысел ещё полнее и ярче. Можно сказать, что и слова, и дела Заратустры и всех остальных персонажей суть разные уровни одной метафоры, очень умело сведённой воедино.
Особое очарование вызывает переплетение метафоры и реальности, создающее ощущение оживающей метафоры, как, например, в таком высказывании: "И когда я увидел своего демона, я нашёл его серьёзным, основательным, глубоким, торжественным: это был дух тяжести, — из-за него падают все вещи ". Последние слова как-бы выводят дух тяжести из пространства метафоры в наш обыденный мир, в котором падают вещи.

Христианство

"Немало желавших изгнать своего дьявола сами
вошли при этом в свиней
".

Удивительно, как много в книге аллюзий на Библию и христианство. Тут и там встречаются фразы, намёки, события, с одной стороны отсылающие к Священному Писанию, а с другой стороны, получившие в устах автора совершенно иной смысл. Ницше был хорошо знаком и с Библией, и с практической стороной христианства, поскольку был рождён в семье лютеранского священника, да и сам изучал богословие. Однако, очевидно, что на христианском пути он не удержался, и даже стал называть себя "Антихристом". В самом начале книги, встретив святого отшельника, славившего Бога, Заратустра удивляется: "Возможно ли это ?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том , что Бог умер ! ". Эту довольно глубокую метафору автор раскрывает на протяжении всей книги. Старые основания, фундамент прежнего мира уже не в силах удержать мораль и нравственность от падения. Вот чему учит Заратустра: "Когда на воде есть опоры, ...не поверят, если кто скажет тогда: «Всё течёт»... «Над потоком всё крепко, все ценности вещей, мосты, понятия, всё “добро” и “зло” — всё это крепко!» — А когда приходит суровая зима... говорят тогда: «Разве не всё — неподвижно?»... «В сущности всё неподвижно» — но наперекор этому учит влажный тёплый ветер!... А лёд — ломает мостки! О братья мои, разве теперь не всё течёт в потоке? Разве не все перила и мостки попадали в воду? Кто станет держаться ещё за «добро» и «зло»? ".
Насмотревшись на людей, называющих себя христианами, автор списывает в утиль не только основания этики, но и саму этику. Какой прок во всём этом, если реально никто не соответствует своим идеалам? Для чего пытаться стать святым, если это невозможно? "«Человек должен становиться лучше и злее» — так учу я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека ". Не найдя ответа в христианстве, автор предложил собственные ответы на вечные вопросы, хотя, безусловно, большая часть критики того, как вели себя многие представители христианства, совершенно оправдана.

Радость и уныние

"И пусть будет потерян для нас тот день, когда
ни разу не танцевали мы! И пусть ложной назовётся
у нас всякая истина, в которой не было смеха!
"

Заратустра очень эмоционален, он очень любит жизнь, природу, зверей и даже некоторых людей. Одни из самых часто употребляемых слов в книге - это "смеяться" и "танцевать". Однако довольно часто его постигают также и ужас, отвращение, депрессия. В начале книги причины этого не вполне ясны, но в дальнейшем причина обнаруживается. Заратустра описывает такую ситуацию: человеку в глотку заползла тяжёлая змея и начала душить его, однако человек откусил ей голову и выплюнул её. Позже Зарастустра признаётся, что этот человек - он сам, и что именно душило его: "Великое пресыщение человеком — оно душило меня и заползло мне в глотку ". Можно сказать, что причина сильных эмоциональных перепадов Заратустры - осознание глубины падения человека и попытка справиться с ним. Отчаяние и разочарование в человеке преследуют Заратустру повсюду, однако он изо всех сил пытается побороть их и найти выход, жертвуя в процессе многими очень важными для многих людей вещами, такими как добро, святость, справедливость и прочими.

Человек и сверхчеловек

"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что до́лжно

превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?...

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё от червя ".

Разочаровавшись в человеке, автор создаёт теорию, что на недостатки человека не нужно смотреть слишком строго, потому что он лишь промежуточное звено в эволюционной цепи. Конечный пункт эволюции - сверхчеловек. Он силён, упорен, жизнерадостен, однако и не обременён морально-этическими проблемами и прочими подобными "излишествами". Для прихода сверхчеловека необходимо уступить ему место, поэтому смерть и уход приветствуются. Однако меня удивило, что в связи с приходом сверхчеловека автор поставил на довольно высокое место институт семьи, и относительно много говорил о супружеских отношениях и даже о воспитании детей, хотя это и звучало не очень убедительно на фоне других его высказываний.

Высшие люди (итог)

"Скажите мне, звери мои: эти высшие люди все вместе — быть может, они пахнут нехорошо? О чистый запах, окружающий меня! Теперь только знаю и чувствую я, как люблю вас, звери мои». И Заратустра повторил ещё раз: «Я люблю вас, звери мои!» Орёл же и змея приблизились к нему, когда он произнёс эти слова, и подняли на него свои взоры. Так стояли они тихо втроём и вдыхали и втягивали в себя чистый воздух. Ибо воздух здесь, снаружи, был лучше, чем у высших людей "


Путь к сверхчеловеку, по-видимому, лежит через высших людей, которых Заратустре удалось воспитать под конец путешествия. И что мы видим? Разнообразный сброд собрался к Заратустре в пещеру и испортил там воздух, а одно из высших их достижений описывается в сцене поклонения ослу, который на всё говорит "И-а" (похоже на немецкое "да"). Судя по всему, переход к сверхчеловеку ожидается длительный и болезненный. После прочтения книги осталось впечатление, что Заратустра (а с ним и Ницше), не особо верит в свой план по развитию человечества.
Несмотря на этот довольно печальный итог, ощущения от книги остались очень хорошие - прежде всего от стиля изложения и от глубины проникновения в проблематику. Создалось впечатление красивого, но довольно печального мира, который запутался в своих смелых заявлениях. Прочтение книги помогло мне лучше понять те проблемы, которые сейчас актуальны для меня и для общества, можно сказать, что примерно из этой книги и пошло то особое разочарование в человеке и культуре, которое и сейчас пронизывает наше общество. Таким образом у меня получилось заглянуть в "истоки" этого разочарования. На прочтение книги у меня ушло довольно много времени, но, как говорит Заратустра: "что толку во времени, у которого «нет времени» для Заратустры? ".
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.