Кто автор произведения так говорил заратустра. Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра» — цитаты из книги

Оценка 5 из 5 звёзд от Сир Шурий 05.06.2019 12:10

Оценка 4 из 5 звёзд от shim_pruts 16.08.2018 13:15

На некоторые вещи смотрю с иронией, но понтов не кидаю, не имею привычки этого делать. Читать Ницше не тяжело и не легко, просто интересно было узнать, что думает человек разочаровавшийся в боге, до того как искренне верил в него. Верю в высший разум и в такую историческую личность, как Иисус Христос, а вот бескорыстные люди не встречались, потому что каждый ждёт ответного жеста.
Разные источники утверждают, что Иисус был пакостником? А вот Библия пишет, что это был кроткий и смиренный человек, библейскому источнику я больше доверяю.
Я лишена национальных предрассудков, поэтому меня нельзя оскорбить назвав украинкой.

Оценка 4 из 5 звёзд от modus_2005 30.03.2017 16:00

>Сверхчеловек жил уже на земле и принёс в жертву себя.
Исус не сверхчеловек. Читайте Антихристианина.

Оценка 5 из 5 звёзд от Ежи 20.01.2017 20:47

Великолепная книга в самом лучшим переводе.

Оценка 5 из 5 звёзд от Ru5 28.12.2016 16:39

Моя знакомая дала почитать эту книгу - вот что она во мне разбудила: читательские переживания плюс мои убеждения.
Убедительная просьба: полемику возводить не надо. У меня нестандартный взгляд на многое.
Пишет критик! Приверженцам и последователям учения Ф.Ницше, если такие имеются, прошу, не относится ко мне неприязненно, ибо каждый имеет своё мнение и суждение обо всём.
Книга попала в мои руки случайно. Я категорично не являюсь сторонницей учения Фридриха Вильгельма Ницше. Сочинение «Так говорил Заратустра» я не называю Библией, пусть даже Ницшевской. Ибо у Библии аналогов нет. Учение Ф. В. Ницше, которое он проповедует устами уставшего от жизни мудреца Заратустры, вызвало у меня бурю противоречий, каламбур эмоциональных волнений, навеянных диким потоком речей Заратустры о тонкой материи души, о жизни, о смерти. Эмоции сменялись одна за другой, взрыв протеста не угасал в душе моей во время чтения этого повествования. Пропагандистские мысли, вливаемые Заратустрой в уши и сердца случайных прохожих, неискушенных в простоте своей горожан о Сверхчеловеке невольно заставляли уста мои разжиматься в широкой улыбке, а в глазах моих наблюдалась лёгкая ирония.
Ирония касающаяся «Правды Заратустры». Поистине этот гордец Заратустра не желает признать тот факт, что Сверхчеловек жил уже на земле и принёс в жертву себя. Добровольно отдал себя
Самое на истязание палачам. Пожертвовал собой, Во имя спасения души человеческой.
Мать Его была благочестивой иудейкой, Отец Его – Создатель наш. Разве этого святого человека позволительно назвать евреем? О нет! Он – Мессия! Он – Спаситель душ наших!
Он был зачат от Духа Святого, рождён от женщины Святой, жил среди людей, умер, мученической смертью, воскрес, как Святой, вознёсся к небесам, как Господь!
Заратустра проповедует презрение к слабым, отказ от морали и отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам.
Иисус Христос – образ совершенного человека. Вечный образец, неоспоримый идеал морали, доброты, любви, милосердия, сострадания. Высокие ценности никогда не устареют.
Если смотреть на Спасителя только как на человека, то ему равных нет среди нас. Ибо его никто ещё не превзошёл.
В античном же мире лишь атланты уподоблялись богам - они по праву своего совершенства носили статус Сверхчеловека.
Я не атеист. Я верующая, и говорю то, что думаю, говорю, как я чувствую.
Фридрих Ницше создал поистине гениальное повествование, но к счастью для меня оно не нашло отзвука в моём сердце. Наши души идут разными дорогами вечности! Из сочинений Фридриха Ницше прочитала два, ибо его философские мысли в разрез идут с моими собственными убеждениями, и в частности, по этой причине чтение Ницше стало эмоционально тяжёлым для меня. И здесь дело не только в согласии или не согласии тут нечто большее, то чего словами не рассказать.
В моём идеальном представлении Сверхлюди напоминают хоббитов: добродушные, весёлые, радушные, незлобливые, мирные, компанейские человеки:-)

Оценка 4 из 5 звёзд от modus_2005 26.12.2015 01:16

Очень сложно читать.
Точнее, просто читать (как художественную литературу) - легко, но тогда какой в этом смысл?
А вдумчиво, медленно, проживая и ассоциируя каждую строчку с ранее пережитым, сложно.
Еще сложнее, когда строчка ни с чем не ассоциируется - это ставит в тупик.
Читал именно построчно, нравилось. До конца (к сожалению) не осилил, не хватило жизненного опыта.
Из минусов - чтение таким способом (проживая) занимает много времени и для понимания сути нужен определенный жизненный багаж.

(1844 - 1900) - выдающийся немецкий мыслитель. Он создал собственную философскую систему, в которой поставил под сомнение устоявшиеся в европейском обществе нормы морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Его главным произведением стала книга « », посвященная концепции «сверхчеловека». Этот труд оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и философии последних полутора столетий.

Мы отобрали из него 15 цитат:

Человек - самый жестокий зверь.

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.

Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Некоторым не удается жизнь, ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя - но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?

Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя.

Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!

Вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Надо научиться не замечать себя, чтобы многое видеть.

Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.

Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны!

Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Церковь - это род государства, притом - самый лживый.

«Так говорил Заратустра.

Книга для всех и ни для кого»

Friedrich Nietzsche «Also Sprach Zarathustra»

Часть первая

Предисловие Заратустры

1

Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его – и в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему:

«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!

В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.

Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя.

Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.

Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему.

Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!

Я должен, подобно тебе, закатиться , как называют это люди, к которым хочу я спуститься.

Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!

Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!

Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».

– Так начался закат Заратустры.

2

Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошел он в лес, перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:

«Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой назывался он; но он изменился.

Тогда нес ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?

Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?

Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?

Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать свое тело?»

Заратустра отвечал: «Я люблю людей».

«Разве не потому, – сказал святой, – ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?

Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня».

Заратустра отвечал: «Что говорил я о любви! Я несу людям дар».

«Не давай им ничего, – сказал святой. – Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними – это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!

И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у тебя!»

«Нет, – отвечал Заратустра, – я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».

Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: «Тогда постарайся, чтобы они приняли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы дарить.

Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих кроватях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор?

Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть, как я, – медведем среди медведей, птицею среди птиц?»

«А что делает святой в лесу?» – спросил Заратустра.

Святой отвечал: «Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и бормочу себе в бороду: так славлю я Бога.

Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога. Но скажи, что несешь ты нам в дар?»

Услышав эти слова, Заратустра поклонился святому и сказал: «Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!» – Так разошлись они в разные стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети.

Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: «Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв».

3

Придя в ближайший город, лежавший за лесом, Заратустра нашел там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище – плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу:

Я учу вас о сверхчеловеке . Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек – смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!

Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет.

Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю – самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!

Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, – она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.

О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!

Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?

Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – это море, где может потонуть ваше великое презрение.

В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.

Час, когда вы говорите: «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!»

Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый – это пламень и уголь!»

Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость – не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие».

Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!

Не ваш грех – ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он – эта молния, он – это безумие! -

Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что эти слова относятся к нему, принялся за свое дело.

4

Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он так говорил:

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель .

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.

Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою – а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека.

Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.

Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.

Я люблю того, кто из своей добродетели делает свое тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради своей добродетели еще жить и не жить более.

Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей. Одна добродетель есть больше добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть тот узел, на котором держится напасть.

Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.

Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? – ибо он хочет гибели.

Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда еще больше, чем обещает: ибо он хочет своей гибели.

Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.

Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.

Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идет он по мосту.

Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью.

Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечет его к гибели.

Я люблю всех тех, кто являются тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.

Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек .

5

Произнесши эти слова, Заратустра снова посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, говорил он в сердце своем, – вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей.

Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы научились они слушать глазами? Неужели надо греметь, как литавры и как проповедники покаяния? Или верят они только заикающемуся?

У них есть нечто, чем гордятся они. Но как называют они то, что делает их гордыми? Они называют это культурою, она отличает их от козопасов.

Поэтому не любят они слышать о себе слово «презрение». Буду же говорить я к их гордости.

Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек».

И так говорил Заратустра к народу:

Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.

Его почва еще достаточно богата для этого. Но эта почва будет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней.

Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать!

Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос.

Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя.

Смотрите! Я показываю вам последнего человека .

Пускай меня за это все преподы по философии сочтут маргиналом, но читать скучно. Если у Вас нет острой необходимости в чтении или одержимости философией и Вы хотите почитать что-нибудь умное, почитайте что-нибудь другое, от этого вы врядли получите удовольствие)))

И все же: Кто ничего не говорит – редко ошибается. Лично для меня в "Заратустре" главным стало вот что: всякая чужая душа – потусторонний мир. Говорят, что всё превосходство Заратустры – лишь превосходство над ничтожеством, зато в христианстве человек унижен в роли царя природы. Строго говоря это не совсем так:Плутовство философии разделяет здесь Заратустру (тучу и предтечу сверхчеловека)Сверхчеловека ("молнию" т.е разумного и бессовестного суперзверя из бездны) и т.н. высших людей (знать, элиту). Девиз этой книги мог бы звучать очень красиво – "так философствуют молнией".Не надо только забывать, что назначение этой молнии – уничтожить человека."Слепыми хотел бы я сделать людей". "Моя мудрость, выжги им глаза" волит автор грядущего "Антихриста", сиречь ангела зла и суперзверя.И злая мудрость человеческая скоро-таки "выжгла глаза" ипритом. Одному маленькому немецкому фельдфебелю и очередному кандидату в антихристы. Только не надо мне говорить, мол Ницше бы ужаснулся, а Гитлер все равно так ничего и не понял. Не будем оскорблять величие провозвестника и зачинателя переоценки всех ценностей.

А в Заратустру не надо верить. Не надо дословно и скурпулезно цитировать. Каждую фразу разбирать по буквам. Нацисты уже разобрали, уберменши доморощенные... И в Ницше не надо верить. Ради бога, обзовите Ницше психопатом, дураком, графоманом! Только не надо притворяться сильно грамотным и лезть со своей кухонной критикой, прочитав первую главу. Знал бы Ницше, как он угадал последнего человека. Мы сегодня не умеем ничего делать сами. У руля стоят не самые сильные, а самые наглые. Мы вымираем, как мамонты. Мы боимся сказать новое слово, мы боимся быть лучше других, боимся любить, боимся верить, жить боимся. Это то, что нам дала цивилизация.Чем професиональнее мнение о Заратустре, тем оно неправильнее. Мы привыкли навешивать на всё ярлыки и судить о вещах "как положено". А ведь мы, оказывается, болваны. Забудьте все, чему вас учили! Отмените эти навязанные кем-то истины! Только то ценно, что достигнуто СВОЕЙ волей, СВОЕЙ силой, СВОИМ умом. Это – то, чему Ницше научил лично меня.

Эта книга действительно очень глубока и, действительно, чтобы ее понять "надо иметь длинные ноги". Ни грамма пафоса я в ней не увидела. Афористический стиль изложения заставляет задумываться почти над каждым предложением. У прочитавшего эту книгу на самом деле может поменяться мироощущение, Ницше обнажает людские пороки и дает возможность смотреть в глубь. Но, если его понять слишком буквально, то можно "сойти с ума", как Arthur1984, то бишь оказаться рабом своей гордыни. Читать надо вдумчиво, непредвзято и, как пишет сам Ницше в этом произведении, "не позволяйте навязывать себе ложных ценностей!"

"Так говорил Заратустра.
Книга для всех и ни для кого"

Friedrich Nietzsche
«Also Sprach Zarathustra»

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ

Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей роди-ны и пошел в горы. Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его - и в одно утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к нему:
«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты све-тишь!
В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя.
Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.
Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять ра-доваться безумству своему, а бедные - богатству своему.
Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спустить-ся.
Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».
- Так начался закат Заратустры.

Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошел он в лес, перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:
«Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой на-зывался он; но он изменился.
Тогда нес ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?
Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?
Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?
Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать свое тело?»
Заратустра отвечал: «Я люблю людей».
«Разве не потому, - сказал святой, - ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?
Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Лю-бовь к человеку убила бы меня».
Заратустра отвечал: «Что говорил я о любви! Я несу людям дар».
«Не давай им ничего, - сказал святой. - Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ни-ми - это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!
И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у те-бя!»
«Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».
Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: «Тогда постарайся, чтобы они приня-ли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы да-рить.
Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих крова-тях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор?
Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть, как я, - медведем среди медведей, птицею среди птиц?»
«А что делает святой в лесу?» - спросил Заратустра.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.