Кто из апостолов ходил по воде библия. Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Петр идет по воде: проповедь

Мф. XIV, 22-34: 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. 34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мк. VI, 45-53: 45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться. 47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. 51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. 53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Ин. VI, 15-21: 15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. 16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. 18 Дул сильный ветер, и море волновалось. 19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. 20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. 21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Хождение Иисуса Христа по водам

После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера, к Вифсаиде Галилейской. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться.

Наступила ночь. Лодка с учениками была уже на середине озера, и ее било волнами, потому что дул сильный встречный ветер.

Перед рассветом Иисус Христос, ведая бедствие учеников, пошел к ним по воде. Они же, увидев Его, идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали.

Но Иисус Христос тотчас заговорил с ними: «успокойтесь, это Я, не бойтесь».

Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде».

Господь сказал: «иди».

Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, от страха исчезла вера, и тогда он стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня».

Иисус Христос сразу же протянул ему руку Свою, поддержал его и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?» И когда они вошли в лодку, ветер утих.

Ученики подошли, поклонились Иисусу Христу и сказали: «воистину Ты – Сын Божий».

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

28. Хождение Господа по водам и исцеление многих больных

(Мф. XIV, 22-36; Мк. VI, 45-56; Ин. VI, 16-21)

Понуждаемые Господом отправиться на западную сторону Геннисаретского озера, ученики вошли в лодку и отплыли. Наступила тьма (Иоан. ст. 17), дул противный ветер, лодка была посреди озера, ее било волнами (Матф. ст. 24), а Господа не было с ними. Он остался один на земле, но увидел их бедствие (Марк. ст. 48). Они были на расстоянии двадцати пяти или тридцати стадий от восточного берега (Иоан. ст. 19). Было время около четвертой стражи, т.е. уже около утреннего рассвета. И вдруг они увидели Иисуса, идущего по направлению к ним по морю, но, однако, как будто желающего миновать их (Марк.).

Увидав Его идущим по воде, они подумали, что это призрак, и от страха закричали, но Господь успокоил их словами: «Дерзайте, Аз есмь: не бойтеся!» Обладавший пылким темпераментом Ап. Петр возгорелся желанием пойти навстречу Господу и просил повеления на это, на что Господь отвечал ему: «Иди!» Петр вышел из лодки, и сила веры его совершила чудо: он пошел по воде. Но продолжавший бушевать ветер и сильные волны отвлекли внимание Петра от Иисуса, к Которому он шел, под влиянием охватившего его страха вера его заколебалась, и он стал тонуть, в отчаянии возопил: «Господи, спаси мя!» Господь тотчас же простер руку, чтобы поддержать его, и сказал: «Маловере, почто усумнился еси?» Об этом хождении Ап. Петра по воде передает только один Ев. Матфей (ст. 28-31).

Как только они вошли в лодку, ветер мгновенно утих, и лодка быстро пристала к берегу, куда плыли. Все бывшие в лодке подошли тогда, поклонились Ему и сказали: «Воистину Божий Сын еси!» Как только Иисус вышел на берег, сейчас же был окружен жителями того места: они узнали Его, поспешили оповестить об этом во всех окрестных селениях и принесли к Нему всех больных. Вера в чудесную силу, исходившую от Него, была столь сильна, что жители того места, где Он высадился, просили лишь позволения больным прикоснуться к Его одежде, и которые прикасались, исцелялись.


А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Хождение Иисуса Христа по водам и прибытие в землю Генисаретскую

(Мф. 14:22-36; Мк. 6:45-56; Ин. 6:15-21)

Видевшие чудесное умножение хлебов хотели сделать Иисуса, против Его воли, царём; но Иисус удалился на гору в уединение и пребывал там в молитве, а ученикам повелел вечером отправиться на другую сторону озера. Почти целую ночь ученики боролись с волнами и встречным ветром и едва достигли середины озера. Иисус Христос, в четвёртую стражу ночи - то есть уже перед утром, - увидев их бедствующими на море, пошёл к ним по морю и, приблизившись к лодке, показал вид, что хочет миновать их; но они, принимая Его за призрак, испугались и стали кричать. Иисус успокоил их и Своим присутствием так ободрил их, что всегда и во всём ревностный Пётр испросил и себе позволение идти к Нему по воде и действительно пошел к Нему; но, убоявшись сильнаго ветра, стал погружаться в воду и утопать. Упрекнув Петра в маловерии и простерев ему руку, Иисус вошёл с ним в лодку и успокоил бурю. Бывшие в лодке поклонились Ему и исповедали Его Сыном Божиим. После чего лодка вдруг прибыла к берегу. Жители Генисаретской области поспешили воспользоваться Его присутствием и привели к Нему своих больных, которых Он и исцелил.

1. О хождении Иисуса Христа нельзя думать, что оно было хождением в брод по неглубокой воде, хотя бы то было даже вблизи берега - Апостол Пётр утопал в том самом месте, где Иисус Христос ходил по воде. Да и нельзя предположить такого хождения уже потому, что Иисус Христос в течении ночи перешел всё озеро Галилейское, через которое можно было переплыть только в лодке.

2. Ученики увидели своего Учителя в 4-ю стражу ночи. Так делилась ночь у Римлян в войске; Иудеями это деление было принято со времён Помпея, подчинившаго их Римскому владычеству. У древних Иудеев, по свидетельству Иудейских писателей, ночь делилась только на три стражи, то есть три смены сторожей.

3. Марк и Иоанн не упоминают о хождении Апостола Петра по воде вероятно потому, что хотели главным образом остановить внимание своих читателей на лице и действиях Самого Иисуса Христа. Притом же известно, что Евангелист Марк, писавший под руководством Апостола Петра, по его желанию, опускает и другия подробности о нем, как утверждают Отцы Церкви. Апостол Иоанн, перечитывая Евангелия первых Евангелистов и дополняя их, не хотел нарушить благочестиваго чувства скромности своего собрата и также не упомянул о хождении Петра по водам.

4. Житейское море, воздвизаемое напастей бурею, часто колеблет сомнениями самых близких учеников Спасителя; но в самую глубокую ночь напастей вечно бдящий над всеми Господь приходит к душе, чтобы ободрить её и призвать к Себе; и если не много найдётся Петров, дерзающих идти по водам сомнений к своему Учителю, то во всяком случае в минуту опасности ни один утопающий в волнах сомнения и взывающий о спасении не будет оставлен без помощи. Таковой скоро будет приведён к тихому пристанищу и исповесть во истину, яко Иисус есть Сын Божий.

5. Корабль среди бурнаго моря есть образ Церкви, обуреваемой волнами напастей среди мира. Иисус есть тихое пристанище всех обуреваемых. Пётр, ходящий по водам - образ верующих.

Проходя со Своими учениками по городам и селениям, Христос проповедовал Слово Божие. Множество народа приходило послушать Божественного Учителя и получить исцеление от своих недугов.
Однажды вечером, когда Спаситель был крайне утомлён и испытывал необходимость в отдыхе и уединении, Он велел Своим ученикам переправиться на другой, менее населённый берег Галилейского озера. Господь с ученикам вошёл в лодку, и они отплыли от берега.

Во время плавания Христос мог спокойно отдохнуть. Он приклонил Свою голову и крепко уснул. Внезапно на озере поднялась страшная буря. Спокойная озёрная гладь превратилась в яростную стихию. Лодку то и дело захлёстывало волнами. Но Христос спокойно спал на открытой палубе.

Однако волны уже стали заливать лодку, и она начала тонуть. Тогда с криками отчаяния ученики стали будить Иисуса: “ ”.

Христос пробудился. Он спокойно приподнялся на корме тонущей лодки. Сначала нужно было успокоить бурю в душах учеников, ибо шторм сломил отвагу опытных рыбаков. Христос сказал им: “ ?” Потом Спаситель встал на возвышении кормы. Среди рёва морской стихии зазвучал Его повелительный голос: “ ” (Евангелие от Марка глава 4, стих 39) . Вдруг ветер утих, и сделалась великая тишина. На усмирённой поверхности воды засверкало отражение тихо мерцающих звёзд прояснившегося неба. Сердца учеников Христовых объял страх. Боязливым шёпотом переговаривались они между собой: “ ”
Церковь Христова подобна кораблю, ведущему нас в Царствие Небесное. Свирепые волны житейского моря могут бросать и захлёстывать этот корабль, угрожать ему гибелью. Но мы не должны ничего бояться. Ибо с нами Христос, и никакие силы ада не смогут одолеть нас.

Проповедь Христа продолжала звучать в Галилее. Господь много беседовал с людьми о Царствии Небесном, исцелял больных.

Однажды Он чудесным образом насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Это чудо вызвало великое удивление в народе. Христос, зная о том, что люди хотят провозгласить Его царём, тотчас повелел ученикам отправиться в лодке на другую сторону озера, к Вифсаиде Галилейской.

Сам же Спаситель, отпустив народ, взошёл на гору помолиться. Здесь, на пустынной вершине горы, в общении со Своим Небесным Отцом, Он желал укрепить Свой дух для свершения искупительного подвига спасения человеческого рода.

Проходил час за часом. Близился рассвет, а лодка учеников прошла только половину пути. Встречный ветер и бушующие волны затрудняли апостолам путь. Теперь с ними не было Того, Кто мог бы укротить бурю и спасти их, - Христос остался на берегу.

Вдруг апостолы увидели Иисуса идущего к ним по воде. Подумав, что это призрак, они закричали от страха.

И тут посреди бури и мрака, апостолы услышали Божественный голос: “ ” Голос Спасителя сразу успокоил их.

Апостол Пётр был так обрадован и поражён чудесным явлением Христа, что воскликнул: “ ”. “ ”, - был ответ Спасителя. И Пётр, не раздумывая, бросился в бушующие волны. Пока взгляд его был устремлён на Господа, он шёл по воде. Но, видя сильный ветер, Пётр испугался и, начав тонуть, закричал: “ ”. Тогда Христос протянул Петру руку, сказав ему: “ ” Когда Христос и апостол вошли в лодку, ветер тотчас утих. Поражённые увиденным, ученики поклонились Иисусу и сказали: “ ”.

В бушующих волнах житейского моря мы не должны ничего бояться, ибо Господь всегда с нами. Он непрестанно оберегает нас и всегда готов прийти к нам на помощь.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился Владыка Павел

В девятую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Святая Церковь еще раз напоминает, что Господь, являясь Творцом Вселенной, побеждает не только боли и страдания человеческие, не только замыслы враждебные злых духов против человека, не только приумножает малое и дает изобилие. Он побеждает смерть своим славным Воскресением и являясь Царем Неба и земли, Он побеждает стихии во Вселенной, устанавливая порядок.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Хождение по водам: Евангелие

"Хождение по водам". Иван Айвазовский

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф., 59 зач., 14, 22-34

Хождение по водам: проповедь

"Хождение по водам". Александр Иванов

"Давайте проанализируем нынешнее Евангельское чтение. Итак, Господь, чтобы явить новое чудо, просит учеников Своих без Него войти в лодку и отправиться на другой берег, отпускает народ и восходит на гору помолится наедине. Все действия Спасителя в каждом отрывке Евангелия даны нам в назидание и помогают нам обрести свой путь ко спасению. В уединении человеку легче увидеть Бога, то есть отбросив все мирское и суетливое, погрузиться в молитву и беседу с Господом. Отпуская народ, Спаситель как бы освобождается от всего, что связано с миром земным, чтобы вознестись в молитве горнее к Своему Творцу", - пояснил митрополит Павел.

Он отметил, что обычно в миру люди, ощущая полное одиночество, впадают в уныние, отчаяние, и это ощущение ненужности приводит иногда к очень плачевным последствиям. Стараясь забыть и забыться, человек находит "утешение" в алкоголе, наркотиках - и зачастую это заканчивается суицидом, а это страшный грех.

"Все это происходит в том случае, когда человек не находит Бога. Но для молитвенника молитва и одиночество - это открытие нового, лучшего мира, где сияет свет Христов. И если вспомнить предыдущее Евангельское чтение, то перед умножением хлебов Господь творил молитву , и сейчас перед чудом хождения по волнам Господь также обращается в молитве к Творцу.

Тем самым Господь показывает нам, что всякое доброе дело должно начинаться с молитвы к Богу.

Но молитва приносит пользу тогда, когда мы хотим сотворить доброе дело и просим у Господа помощи. Невозможно творить зло - и призывать помощь Божью. Мы также должны помнить, что все что происходит в нашей жизни - происходит по воле Божьей или же Божьему попущению для нашего вразумления", - подчеркнул Владыка Павел.

"Но Господь, предвидя это, хотел, чтобы ученики почувствовали это бессилие, когда Его рядом нет, чтобы тем самым поспособствовать укреплению в них вере. Это было своего рода испытание на веру. Но не может погибнуть имеющий крепкую веру в Господа! Спаситель еще раз наглядно нам показывает, что не надо впадать в отчаяние, даже в самой безвыходной ситуации. Господь знает и видит все человеческие немощи, страдания и ситуации, в которых оказывается человек. Христос не всегда спешит нам помочь, укрепляя нас в вере, но Он все видит", - заверил настоятель лавры.

Вот так и мы думаем, что Господь оставил, а Он в тяжелые минуты еще ближе, только мы не видим Его.

Когда Господь приближается к нам, мы не только не узнаем Его, но и боимся Его приближения, и настолько поселяется в человеке страх, что он начинает бояться всего. А это признак того, что диавол уже заселяется в наше сердце и начинает руководить нами через наши слабости, маловерие, сомнение…"

И вот, когда ученики уже отчаялись в спасении, они увидели Христа, идущего по волнам, как по земле. Вначале был страх, поскольку увиденное не поддавалось человеческой логике и объяснению. Они видели чудеса Господни и должны были догадываться о силе Господней, но будучи еще духовно незрелыми проявили маловерие, и что только не приходило в голову им в тот час. Но Господь всегда испытывает тех, кого любит. Ибо сказано "…Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). И если вспомнить земную жизнь Самого Христа, то претерпевая величайшие страдания, муки, поношения, неправедное судилище, распятие на кресте - Он побеждает смерть и Воскресает.

В книге "Милый друг" Ги де Мопассана описывается картины Карла Марковича "Иисус, шествующий по водам", прообразом которой послужила картина "Христос перед Пилатом" (1881) художника Михая Мункачи.

Все мученики также терпели страдания за веру Христову, а муки были страшные. Но они оставались до конца верными Христу и получали помощь от Господа, потому что Спаситель никому не дает понести страданий более, чем человек может выдержать, подчеркнул митрополит Павел.

И пребывающие в страхе апостолы вдруг услышали знакомый голос и узнали Христа, Который обратился к ним: "Ободритесь, это Я, не бойтесь!" Он знал об их страхе, отчаянии и спешил прийти к ним на помощь. Эти слова часто слышат праведники, которые страдают за Христа.

Петр идет по воде: проповедь

"И вот мы видим великую радость Петра, который в ликовании хочет также по воде подойти к Иисусу. Но к радости добавляется доля сомнения. И хоть Петр просит у Господа повеления прийти к Нему, на что Господь отвечает: "Иди" - вот та малая доля сомнения и маловерия породила страх, и Петр начинает утопать. То есть пока он шел с верою, оставил и забыл все мирское и земное, его душа несколько отделилась от тела и была с Господом, он шел уверенно таким опасным путем, он шел навстречу Христу по бушующему морю. Надо сказать, что стойкость и крепость в вере достигается, конечно же, не сразу, а путем осознания, понимания Бога и принятия Его, как своего Спасителя", - пояснил Владыка Павел.

И Петр, понимая, что он тонет, обращается ко Господу: "Господи! Спаси меня". И Христос, протягивая руку, говорит: "Маловерный! Зачем ты усомнился?"

"Но ведь Господь мог остановить ветер одним словом, а Он протягивает руку Петру. Почему? Христос хочет укрепить веру в Петре. А ведь каждый из нас может вспомнить случай из своей жизни, когда такая же невидимая рука помогала в самой безнадежной ситуации. Но не каждый может осознать, что это была рука Господа! А когда мы осознаем присутствие во все дни жизни нашей Господа, то мы, пребывая на земле, умом, сердцем, помышлением будем пребывать в мире, где царствует Спаситель. И мы должны помнить, что никто и ничто не может победить Христа и не победит вовек. Только Господь побеждает все зло и открывает нам дорогу в Царствие Небесное, где нет печалей, нет болезней, нет воздыханий, а есть жизнь бесконечная", - подчеркнул митрополит Павел.

По какому морю ходил Иисус

Кинерет - озеро, где Иисус ходил по воде

В заключение отметим, что многие миряне интересуются вопросом: "По какому морю ходил Иисус?" или хотят узнать, что это за "озеро, где Иисус ходил по воде".

Для начала уточним, что речь идет именно об озере, а не о море. И называется оно Кинерет. В Новом Завете оно упоминается как Галилейское, Тивериадское или Генисаретское море. Однако из-за его размеров - 30 на 8 километров - ученые относят этот водоем именно к озерам. С одной стороны в него втекает река Иордан, а с другой вытекает.

Именно здесь рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр. И по нему же ходил аки посуху Иисус. На берегу этого же озера Он явился апостолам после воскресения.

Ранее "Вести" писали о том, почему свинья грязное животное в религии . Об этом говорилось в проповеди Владыки Павла на 21-ю неделю по Пятидесятнице.

Мы также сообщали о том, какой рыбой накормил Иисус 5000 человек . Об этом говорилось в проповеди Владыки Павла на 8-ю неделю по Пятидесятнице.

Есть вопросы, которые бессмысленно задавать художественному произведению: например – почему Гэндальф заставил Фродо проделать не самую приятную пешую прогулку, вместо того чтобы отвезти его на орле и высадить у самой горы, или зачем Пруст вообще написал всё то, что он написал. Эти вопросы говорят о скудости ума и бедности воображения. Это всё равно, что спрашивать у камня – зачем он здесь лежит. Лежит и лежит, не будем его трогать.

Самим своим лежачим присутствием он создает ощущение, будто является неотъемлемой частью пейзажа, но если покрасить его, скажем, ярко-жёлтым или фуксией, то он будет бросаться в глаза. И опять начнётся – кто? как? почему? и зачем? Искусственное вмешательство приведёт ровно к тем вопросам, которые нелепы в мире искусства.

Но они же создают тот ажиотаж, который при правильной подаче помогает превратить произведение в прибыльный проект, и этой особенностью давно научились пользоваться. В самых удачных случаях довольны остаются все – творец, продюсер (иногда одно и то же лицо) и публика.

Ivan_Albright

В 1945 году голливудский режиссер Альберт Льюин объявил конкурс картин для своего нового фильма «Личная жизнь Милого друга», экранизации романа Мопассана. В романе фигурирует «картина венгерского художника Карла Марковича, изображавшая Христа, шествующего по водам», и наделавшая много шума.

Paul_Delvaux

Льюин, который закончил Гарвард и пришел в Голливуд из Университета Миссури, где преподавал английскую литературу, похоже, видел свою миссию в популяризации великой литературы 19 века. Предыдущий его фильм «Портрет Дориана Грея» естественным образом вращался вокруг картины – и тогда он опробовал прием, к которому вернулся во время съемок «Милого друга». Он заказал портрет Дориана Грея Айвэну Олбрайту, и в кульминационный момент фильма, в остальном целиком черно-белого, дал единственный цветной кадр, на котором крупным планом была показана эта картина.

Eugene_Berman

Точно так же и теперь, столкнувшись с необходимостью задействовать в реквизите некое условное произведение искусства, он решил повторить свою находку, сделав ее чем-то вроде собственного товарного знака. Впрочем, на сей раз, судя по всему, к этому примешивались и другие соображения. Возможно, понимая, что фильм получается довольно скучным (это добротная экранизация, но не более того), режиссер, долгое время прослуживший продюсером под началом такого прототипического продюсера, как Ирвинг Толберг, был не прочь привлечь к фильму дополнительное внимание публики с помощью небольшой рекламной кампании и особого рода ажиотажа, который всегда поднимают авангардистские картины на религиозные темы. С другой стороны, он искренне любил современное искусство и, скорее всего, рассчитывал одновременно оказать материальную помощь художникам, которых особо ценил и почитал.

Leonora_Carrington

Как бы то ни было, идея была реализована с размахом. Однако прежде всего потребовалось внести изменения в сюжет картины, так как старая добрая американская цензура – o tempora! o mores! – не разрешала «физическое» изображение Христа на экране. Льюину этот запрет был даже на руку, потому что он знал, что сюжет хождения по водам – не самый привлекательный для художников. Поэтому он выбрал «Искушение святого Антония».

Льюин сам отбирал конкурсантов. Приглашения были разосланы двенадцати художникам. Некоторые из них были европейскими мастерами первой величины, эмигрировавшими в США из-за нацистских преследований. Это были Айвен Олбрайт, Юджин Берман, Леонор Финни, Поль Дельво, Хорас Пиппин, Стэнли Спенсер, Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Луи Гильельми, Сальвадор Дали, Доротея Тэннинг и Абрахам Раттнер.

Abraham_Rattner

В конечном итоге картины представили одиннадцать художников – все, кроме Леонор Финни, которая не успела к назначенному сроку. Каждому участнику полагалось 500 долларов за картину, а победитель должен был получить 2500. Победителя определяло независимое жюри из трех экспертов, которые присудили главный приз Максу Эрнсту. На вырученные деньги художник купил участок земли в Седоне, Аризона, неподалеку от резервации хопи.

Salvador_Dali

Для раскрутки фильма заранее оговаривалось, что для картин будет организовано турне по Америке и Европе. Скандал, так необходимый для подогрева интереса к современному искусству, с самого начала обеспечил мэр Бостона, который запретил выставлять картины в своем городе, сочтя их «оскорбительными в религиозном и моральном отношении». Организаторы подали в суд, последовали взаимные иски, но в итоге дело угасло само по себе.

Horace_Pippin

Это удивительная история, в которой остались довольны все. Альберт Льюин привлек внимание к своему фильму, помог нескольким художникам (многие из которых находились в непростом финансовом положении) и в очередной раз выступил в роли просветителя, познакомив американскую публику с современным искусством.

Художники получили немалые по тем временам деньги. Макс Эрнст победил в конкурсе; впрочем, победу разделила и его жена Доротея Тэннинг. Сальвадор Дали, хотя формально и проиграл, создал одну из своих самых популярных картин. Мэр Бостона и кинокритики воспользовались возможностью заявить о своей высокоморальной и художественно правильной позиции.

Stanley_Spencer

Все картины разошлись по музеям и частным собраниям; одна – Луи Гильельми – потерялась («местонахождение неизвестно»). Один-единственный раз в 1981 году девять «Искушений» снова оказались в одном зале – на кёльнской выставке «Westkunst».

Dorothea_Tanning

Между тем, сам этот сюжет – подарок для семиотика. Здесь выстраиваются несколько рядов оппозиций, задействовано несколько уровней отражения, обыгрываются переходы между несколькими медиумами. Картина «Искушение святого Антония» как реальный объект была написана для фильма – экранизации литературного произведения. Естественно, в фильме картина уже не картина, а очередное отражение самой себя. Совмещение художественно-изобразительного, кинематографического и литературного отражений вымышленной действительности создают настоящую матрешку реальностей, в которой планы накладываются друг на друга таким образом, что в конечном итоге последовательность отражений перестает иметь какое-либо значение, превращаясь в матрешку-лабиринт. Святой искушается в многократно мультиплицированном масштабе: в романе (не Мопассана, естественно, а Флобера, но, конечно, именно на Флобера ориентировались в трактовке сюжете почти все художники), в фильме, в одиннадцати картинах, и от этого его подвиг играет новыми красками.

Max_Ernst

P.S. И изящный довесок: когда этот текст уже был написан, в новостных лентах прошло сообщение о том, что искусствовед Гергей Барки, просматривая со своей дочкой «Стюарта Литтла», обнаружил в одной из сцен висящую за спинами героев картину Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой», считавшуюся потерянной с конца 1920-х годов. Да пребудет с нами дух Рождества.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.