Спас на крови – удивительная история и обзор архитектуры и убранства храма. Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты Как правильно называется спас на крови

Город Санкт-Петербург Санкт-Петербург , набережная канала Грибоедова , 2 Конфессия Православие Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская Тип здания Собор Архитектурный стиль Поздний этап «русского стиля » Автор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев) . Архитектор Парланд, Альфред Александрович Первое упоминание 1881 год Строительство - 1907 годы , часовня-ризница в 1908 году Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520368460006 (ЕГРОКН). Объект № 7810507000 (БД Викигида) Состояние Отличное Сайт cathedral.ru Спас на Крови на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ , или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова ; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13 ) марта года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России .

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью . Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в -1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) , который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле », несколько напоминает московский собор Василия Блаженного . Строительство длилось 24 года. 6 (19 ) августа года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

История

Временная часовня

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19 ) августа года (в день Преображения Господня , известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома . Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский , ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев , храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии .

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде - правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации » о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников . Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь , увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола , образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на

Храм, построенный в память о гибели Александра II считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Но не все знают, что он хранит множество мистических загадок и тайн: о том, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где находится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранились под водой.


Храм Спаса на Крови в Петербурге является одной из красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.
Храм был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события.
1 марта царь Александр II направлялся на Марсово поле, где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Главное место храма – неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала.
В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки.

Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым.
Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими».

Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) Александр III выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики.
На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство.
Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился Екатерининский канал (в 1923 году переименован в канал Грибоедова), а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году.
Серый гранит использовали для облицовки цоколя, стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Стены храма, купола, башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича.

Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно. По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.
Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг.
По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.
После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником.
В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исакиевского собора».
В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.
В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

А теперь семь тайн и легенд Храма Спаса на крови.

1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм.
Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Нерушимая церковь
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку.
Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм.
Попала, но не взорвалась.
Пятисот килограммовая бомба лежала на руках Спасителя.

фото мои + использованы материалы из открытых источников

18 октября 1883 года на месте убийства императора Александра II в Петербурге был заложен храм Спаса на Крови. Строительство продлилось 24 года. Сейчас этот памятник русской архитектуры - один из главных достопримечательностей Северной столицы и красивейших храмов страны. С ним связано множество загадочных историй и невероятных фактов..

Окровавленные камни

Изначально на том месте, где был смертельно ранен император Александр II, хотели построить небольшую часовню. Сын же убитого царя, Александр III, приказал возвести здесь просторный и величественный храм. Он распорядился, чтобы внутри храма сохранились камни мостовой, на которые пролилась кровь его отца. Эти камни остаются в стенах храма по сей день, а вместе с ними - плиты тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала (теперь - канал Грибоедова, прим.ред.), которые помнят день убийства царя.

Мистика чисел

Высота центрального сооружения храма - 81 метр. Это число соответствует году гибели Александра II - 1881. Еще один купол Спаса на Крови возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра - возраст императора на момент смертельного ранения. Историки считают это простым совпадением, однако любители городских легенд убеждены, что никакой случайности здесь нет.

Коллекция мозаик

Храм Спаса на Крови известен также и своей коллекцией мозаик - одной из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма поистине впечатляет - более 7 тысяч квадратных метров! Мозаика украшает даже иконостас. Над созданием такого роскошного убранства трудились лучшие художники - Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие - более 30 человек. Эта кропотливая работа заняла много времени даже у таких мастеров и задержала освящение храма на целых 10 лет.

Колеекция мозаик в храме - одна из крупнейших в Европе. Фото: Commons.wikimedia.org

Кресты под водой

После революции большевики сняли колокола с храма. Ходит легенда, что жители города решили спрятать кресты, чтобы их не отправили на переплавку. Кресты опустили на дно канала Грибоедова. Как впоследствии оказалось, горожане не напрасно переживали о судьбе храма: советская власть трижды собиралась разобрать Спас на Крови, но это намерение так и не было реализовано. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты никак не могли найти. Об их местонахождении реставраторам рассказал случайный прохожий. Его слова подтвердились. Кресты подняли со дна канала, вернули на свое место и больше не снимали с куполов.

Блокадный морг

Во времена блокады в стенах Спаса на Крови открылся Дзержинский районный морг. Сюда из центра города свозили тела ленинградцев, погибших от голода и при артобстрелах. После прорыва блокады храм приспособили под овощехранилище, благодаря чему в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель в буквальном смысле спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.

Снаряд под куполом

В 1961 году реставраторы обнаружили в центральном куполе храма немецкий фугасный снаряд. Он пролежал здесь, не разорвавшись, со времен Великой Отечественной войны - целых 20 лет! 150-килограммовый снаряд пробил купол Спаса на Крови, но застрял в перекрытии свода. Отсюда его извлекала целая бригада бывших саперов и реставраторов. Снаряд благополучно достали из купола и взорвали в районе Пулковских высот.

Пророческие леса

В 1972 году началась масштабная реставрация Спаса на Крови. Она продлилась четверть века - 25 лет. На протяжении двух десятилетий храм был закрыт строительными лесами. Над затяжным ремонтом даже стали иронизировать. Так, Александр Розенбаум исполнил песню, в которой признался, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе же шутили: когда с храма, наконец, снимут строительные леса, Советский Союз развалится. Интересно, но именно так и произошло. Леса убрали в 1991 году.

Спас на Крови нередко сравнивают с храмом Василия Блаженного в Москве. Фото:

В Санкт-Петербурге, у самого края набережной канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), отражаясь в его водах, рядом с Михайловским садом высится уникальное по красоте здание храма Воскресения Христова.

Значение храма

Храм знаменует мрачное событие в истории России – убийство императора Александра II . Несмотря на это, собор – не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь. Праздничный и яркий, будто сказочный терем, в память о невинно пролитой крови собор именуется Спасом на Крови.

Пестрым хороводом глав и живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и древнерусскими формами собор вступает в неожиданный контраст с окружающей архитектурой, вселяя в людей радость и веру в лучшее. На фоне строгих зданий Северной столицы собор кажется игрушкой.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник , храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами , цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня , сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых . Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы , отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель» , выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи : огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Центральный иконостас , выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом , сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

Дом 2 А

Годы постройки: 1883 - 1907

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом "настоящего русского стиля".

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр) - символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) - его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Русская православная традиция - возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале. В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.