Локи бог чего мифология. Кто такой Локи? Сущность и происхождение

Локи (Лофт, Лодур, Хведрунг) — бог в германо-скандинавской мифологии. Является сыном великана-ётуна Фарбаути и великанши Лаувейи. Сам Локи происходит из рода великанов-ётунов. В скандинавской мифологии ётуны живут в одном из девяти миров — Ётунхейме, однако мать Локи после смерти своего мужа отнесла маленького Локи в Асгард (небесный город, обитель богов). За необыкновенный ум и хитрость боги позволили Локи жить у себя.

Благодаря хитрости, изворотливости и другими способностям Локи, скандинавские боги получили многие сокровища. Например, молот Тора Мьёльнир был выкован карликами-двергами Броком и Синдри при споре с Локи о своём мастерстве. Этими же карликами сыновьями Ивальди после встречи с Локи были созданы: копьё Одина Гунгнир, корабль асов Скидбладнир, волшебное золотое кольцо Драупнир и вепрь Гуллинбурсти, на котором ездил Фрейр.

Происхождение имени Локи до сих пор достоверно не выяснено. Есть две наиболее популярные версии. «Локи» от слова «логи», которое переводится как «огонь», то есть Локи в глубокой древности являлся богом огня. Вторая версия сравнивает Локи с древнеисландским словом «lúka», которое переводится как «закрывать, запирать, заканчивать». Вторая версия может указывать на Локи, как подземного бога или бога смерти, или же указывает на его роль в Рагнарёке, наступление которого Локи ускорил.

Локи считается отцом нескольких богов, которые занимают особое место в мифологии скандинавов. По преданиям, три года Локи жил с великаншей Ангрбодой. Ангрбода родила Локи троих детей: 1. волка Фенрира, который сторожит подземный мир и, судя по предсказаниям о Рагнарёке, в конце времён должен убить Одина; 2. змея Ёрмунганда, которого также называют «Мировым змеем» или «Змеем Мидгарда». Ёрмунганд вырос настолько огромным, что опоясал всю землю и ухватил себя за хвост. В финальной мировой битве сын Локи змей Ёрмунганд должен убить Тора; 3. Хель — повелительницу мёртвых, царицу мира мёртвых Хельхейма. Второй женой Локи, которая считается его супругой до самого Рагнарёка, является Сигюн. От Сигюн у Локи двое детей: Нари и Вали. Больше того, Локи и сам смог забеременеть — он выносил и родил восьминогого жеребёнка Слейпнира, который впоследствии стал конём Одина.

Германо-скандинавская мифология претерпела огромные изменения со времён индо-европейцев. Однако и сегодня можно найти схожие черты богов скандинавов и славянских богов. Что касается Локи, то он соответствует нашему Чернобогу или — богу подземного мира, и доказательства этому будут приведены далее. Его дети очень схожи с нашими божествами, хотя и с некоторыми отличиями. Например змей Ёрмунганд схож с нашим , волк Фенрир с нашим , а дочь Локи Хель является копией нашей богини мёртвых и подземного мира (Мара, Марена). Прямых упоминаний о том, что Локи является богом подземного мира мёртвых, в скандинавских сказаниях нет. Однако эту роль Локи мы можем увидеть в деталях. Например, Локи противопоставляется другим богам. Его представляют, как хитрого и даже коварного бога. Больше того, Локи убил бога весны, плодородия и земледелия Бальдура. Последний миф относит нас к изначальным верованиям, которые существовали в древние времена. Во многих верованиях бог подземного мира мёртвых соответствует зимнему периоду времени и противопоставлен весенним и летним богам. Смена лета и зимы зачастую отражена в мифах, как битва (нередко со смертельным исходом) между богами зимы и лета, или богами подземного мира и богами неба, или же похищение одного бога другим. О его причастности к «тёмному» миру говорит и его потомство — змей Ёрмунганд, который противопоставлен богам Асгарда, волк Фенрир, который прикован цепью глубоко под землёй, и Хель — богиня подземного мира.

Также интересно и то, что верховный бог Один и бог хитрости Локи являются богами-побратимами, которые дали друг другу клятву верности. Этот момент германо-скандинавской мифологии можно сравнить с мировым языческим «правилом» тесной взаимосвязи двух явлений мира — тёмной стороны и светлой, подземного и небесного, связь света и тьмы, дня и ночи.

О его роли в покровительстве подземному миру говорит последняя часть скандинавских легенд о жизни Локи среди богов и его наказании. После того как Локи оскорбил богов и признался в причастности к гибели бога Бальдура, разгневанные асы погнались за ним. Тот попытался скрыться в водопаде фьорда Франангр в виде лосося, но боги всё же сумели его заметить и схватить. Вместе с ним асы схватили двух его детей Вали и Нарви. Вали превратили в волка, который разорвал Нарви на части. Самого Локи свергли в недра земли и приковали к трём камням кишками Нарви. Богиня Скади повесила над его головой змею, с зубов которой непрерывно капает яд на лицо Локи. Верная жена Сигюн постоянно находится рядом с Локи и, чтобы облегчить страдания мужа, держит над его головой чашу. Когда чаша переполняется, она уходит, чтобы опорожнить её, и тогда яд вновь приносит Локи мучения. От того, что Локи начинает метаться, по представлениям древних скандинавов, начинаются землетрясения. Этот момент мифологии скандинавов ещё раз подтверждает версию, что Локи является богом подземного мира. Немного схожие сюжеты есть и в славянских языческих верованиях, которые отразились в народных сказках, например, тот момент когда Марья Моревна держит бога подземного мира Кощея в тёмном чулане связанным.

Судя по предсказаниям о Рагнарёке, освободившийся от оков Локи и страж богов и мирового древа Хеймдалль убьют друг друга в последней схватке на поле битвы Вигрид.

Novias — свадебные платья в большом ассортименте. На сайте http://novias-wedding.com.ua/ru/tovaryi/svadebnyie-platya/f/pyishnyie/ вы сможете найти отличный выбор платьев на любой вкус или сделать индивидуальный заказ. Кроме того, вечерние, коктейльные платья и аксессуары.

0

Очень интересная статья:

Новое место для Локи

Оригинал: Dagulf Loptson «A New Place for Loki»

В стихе 144 «Речей Высокого» рассказчик спрашивает читателя про его знания о последовательности религиозных ритуальных действий. Седьмой вопрос, “Veistu, hve senda skal?” («Умеешь ли ты отправлять?») идет сразу после “Veistu, hve blota skal?” («Умеешь ли ты молиться и приносить жертвы?») – это основная тема данной статьи. Слово “senda” на старонорвежском значит «отправлять что-либо куда-то», иногда в контексте дарения подарка. Место данного слова в серии вопросов в стихе 144 означает, что после того как что-либо (животное, предмет или человек) было принесено в жертву во имя богов, следующим шагом будет отправление этого дара богам. Но как это выполнить? Для норвежцев того времени было 2 основных метода: Вода (что отражено во многих находках на болотах) и Огонь. Второе, как я считаю, и является ключом к пониманию функций Локи в скандинавском язычестве, и может пролить свет на ту роль, которую он способен играть в современных ритуалах.

Перед тем как я продолжу, я считаю важным показать различия между священным огнем, о котором и идет речь, и бытовым огнем. Во многих древних обществах (и в Скандинавии также) было много «видов» огня. Пламя пожара не было тем же, что огонь очага. Подобно тому, как некоторые водоемы или географические участки почитались более других, так и некоторые виды огня были более священны, чем другие. К примеру, Якоб Гримм описывает ритуал, который проводился для создания довольно специфического вида огня под названием «огонь нужды». В данном ритуале каждый огонь в селении должен был быть предварительно потушен. Когда пламя возгорается методом трения круглой деревянной палки, больной крупный рогатый скот и лошади проводились вокруг полученного огня три раза для исцеления от болезней. Это иллюстрирует разные виды огня и разные его функции у древних германцев.

В старонорвежской литературе и в археологических данных можно обнаружить минимум три основные функции священного огня: очищение (например, когда огонь проносили по периметру нового участка земли для его очищения, как это описано в «Книге заселения Исландии»), кремация (например, как это показывают описанные в «Видении Гюльви» похороны Бальдра) и жертва богам с помощью сожжения.

Хотя о последнем достаточно скудно говорится в литературе, существует много археологических данных, которые подтверждают, что подобные ритуальные действия проводились в древней скандинавской/германской религии:

Сожжения в дневнескандинавской религии - это ритуальная деятельность о которой – насколько я знаю - практически ничего не известно из литературных источников. Мы мало знаем о том, как и где это практиковалось, в каких формах. Из археологических источников, однако, известно об обширных системах очагов, которые имеют место, в основном, в южной Скандинавии и континентальной Европе, и могут быть интерпретированы как остатки ритуальных жертвенных сожжений. Иногда эти системы очагов расположены на возвышенностях, холмах или даже горах, а остатки сожженных костей, которые эти очаги содержат, принадлежат, как правило, овцам/козам и свиньям.


Гуннар Андерсон. «Среди деревьев, кости и камня: священная роща в Лунде. Древнескандинавская Религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия»

В ведической религии (Индо-европейской двоюродной сестре традиций Германии и Скандинавии) священный огонь также используется в ритуалах очищения, жертвоприношения и кремации/сожжения, и персонифицирован через бога Агни, который также является вестником богов, и символически он «уста», через которые боги и получают свои подношения:

Гимн XIII К Агни.


1. О Агни, священен и божественен, лучезарен прекрасный язык Твой. Шествуй к Богам и служи им!


2. Мы молимся Тебе, купающемуся в масле, о лучезарный! Взирающий на Солнце, приведи богов на пиршество!


3. Мудрец, мы разожгли Тебя, яркого, принимающего жертвы, Тебя, великого, о Агни!


Самаведа

Он также является огнем кремации, который сопровождает мертвых в мир богов. Более пристальный взгляд на Локи отражают его функции, которые являются такими же, как у Агни в ведической традиции, и не только разъясняют роль Локи в северной космологии, но и дают большее понимание дохристианских ритуалов огня. Но, прежде чем образ Локи как персонификации священного огня будет раскрыт, необходимо показать связь Локи с огнем в сохранившейся старонорвежской литературе.

0

Локи как бог Огня

Так как нет однозначных источников, которые утверждают роль Локи как бога огня, было много спекуляций на тему, является ли это одной из его первоначальных функций. Многие люди отбрасывали этот вариант как вообще возможный, и некоторые ученые едва затрагивали этот момент в изучении образа Локи. Однако, все же, существует довольно много источников, косвенно указывающих на огненную природу Локи, и если рассматривать их вместе, они усиливают гипотезу о том, что Локи как бог ассоциируется с огнем.

В «Прорицании вёльвы» есть несколько строк, благодаря которым можно предположить, что Локи непосредственно связан с Муспеллями: словом, которое сейчас принято использовать для описания огненных великанов из мира Муспельхейма, который Снорри описывает как мир, охраняемый огненным существом по имени Сурт (что в переводе значит «черный»). Возможно, слово «Муспелль» было привнесено из континентальной Германии в Скандинавию, так как «Муспелль» это название поэмы 9-го века, написанной на старом варианте верхнегерманского языка, где это название используется для обозначения христианского конца света от огня. Турвилль-Петре предполагает, что это слово было заимствовано и неверно понято скандинавами как имя огненного демона, уничтожающего мир. «Муспелль» это владелец корабля Нагльфар («корабль из ногтей мертвецов»), а его дети известны как «сыны Муспелля». В целом, даже если воспринимать это слово буквально, «Муспелль» может означать просто что-то вроде «огненного уничтожения». Муспельхейм поэтому может быть представлен как мир огненного уничтожения, а «сыны Мупелля» - дети этого мира. По Снорри, во время Рагнарека Сурт будет в передней части авангарда против Асгарда:

В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Биврёсту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид.

Снорри также говорит о том, что Сурт находится на границе Муспельхейма и поставлен там охранять его, это означает, что он - страж Муспельхейма:

«Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир.

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Это, очевидно, имеет некоторые сходство со стихом 3:24 Бытия, где описывается ангел с огненным мечом, который сторожит двери рая, и поэтому сложно сказать, является ли Сурт, как страж Муспельхейма с его огненным мечом, более поздним привнесением или нет.

В «Прорицании вёльвы» есть более чем один стих, в котором Локи может быть причислен к Муспеллям, и даже более того, может быть в высоком чине среди них. Хотя Снорри ставит Сурта на острие атаки сил Муспельхейма, «Прорицание вёльвы» называет Локи капитаном Нагльфара (корабль, который Снорри называет принадлежащим Муспеллю), который везет огненных великанов (включая Сурта) из Муспельхейма.

«С востока в ладье

Муспелля люди

плывут по волнам,

а Локи правит;

едут с Волком

сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.»

Прорицание вёльвы

Тот факт, что Локи ведет Муспеллей в Асгард из Муспельхейма может означать, что он сам является огненным йотуном; в соответствии со Снорри, только тот, кто рожден в Муспельхейме может войти в этот мир и не погибнуть, а Локи, очевидно, правит Нагльфар прямиком из этого огненного мира.

Тогда сказал Третий: «Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род.»

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Несмотря на то, что многие люди считают Сурта «королем» Муспельхейма, нет ни одного источника, который это подтверждает. Более того, доказательства, предоставленные Снорри и «Прорицанием вёльвы» указывают на Сурта как на стража Муспельхейма, но не как на его владыку. Так как Локи – единственный, кто вообще был упомянут как лидер Муспеллей, вероятно, что именно Локи, а не Сурт, это тот, кто является их владыкой. Рудольф Зимек также делает такой предварительный вывод:

Локи будет кормчим корабля Нагльфар в соответствии со стихом 51 «Прорицания вельвы» и это тот корабль, на котором силы Муспеллей пересекут море. Возможно, именно поэтому Локи можно рассматривать как их лидера.

Рудольф Зимек. Словарь Северной Мифологии

0

Идея о том, что Локи может быть назван владыкой Муспельхейма, проливает свет на кровное братство с Одином. Возможно, это не простое кровное побратимство друзей, а кровное перемирие между королями. Ньйорда часто рассматривают как короля Ванахейма, а его сына Фрейра как короля Альвхейма. Они оба живут в Асгарде в качестве заложников, символизируя мир между их народами. Идентифицируя Локи как короля Муспельхейма, можно объяснить его присутствие в Асгарде, так как Муспелли не проявляют враждебность по отношению к Асгарду до тех пор, пока Локи и его дети не будут заточены, что нарушает перемирие между двумя народами.

Далее связь между Локи и великанами Муспельхейма может быть обнаружена в эддической поэме «Речи Свипдага». Эта история упоминает о таинственной фигуре по имени Синмара («бледный ужас»), которая, как предполагается, была женой Сурта. В ходе поэмы, Виндкальд спрашивает великана Фьёльсвинна об оружии, которое может убить задиру Видофнира, который обитает в Асгарде. Фьёльсвинн отвечает:

26 «Зовут Лэватейн,


сделанный Лофтом,


выкованный за вратами смерти;


в ларе железном


у Синмары лежит


на девяти крепких запорах».


Речи Свипдага

Название меча, который выковал Лофт в Хельхейме (за вратами смерти), называется Лэватейн, что дословно переводится как «ранящая ветвь», что само по себе является кеннингом для меча и не может быть названо самим мечом. Но тот факт, что Синмара охраняет меч Локи очень интересен, и можно предположить, что так как она - страж меча Локи, то ее муж Сурт охраняет владения Локи, пока тот находится в Асгарде.
Дальнейшие свидетельства власти Локи над огнем можно найти в «Перебранке Локи». После того как Тор в угрожающей форме заставил Локи уйти из дома Эгира, в конце поэмы Локи оставляет Эгиру проклятие:

65 Пива ты, Эгир,


немало припас,


но напрасно старался


пусть все, чем владеешь,


в пламени сгинет,


пусть опалит


огонь тебе спину!»


Перебранка Локи

Это было бы довольно странное проклятие в исполнении Локи, если бы он не имел ничего общего с огнем вообще, и, как следует из «Прорицания вёльвы» и «Речи Свипдага», многие поэты Старшей Эдды указывают на связь Локи с огнем.

Другие доказательства того, что Локи – бог огня, могут быть найдены вне пределов Старшей Эдды - в разрозненных остатках других Индо-европейских культур. В конечной части «Перебранки Локи» и в «Видении Гюльви», есть история, в которой Локи превращается в лосося с целью избежать гнева асов, и все же его ловят даже в такой форме. По мнению Снорри, Локи изобрел рыболовную сеть и сжег ее, так как боялся быть обнаруженным. Боги воссоздали из пепла новую сеть.

Тотчас принялись они за работу и сплели себе сеть наподобие той, что, как видно было по золе, сплел Локи. И лишь готова была их сеть, асы направились к реке и забросили сеть в водопад.


Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Затем Локи пытается перепрыгнуть сеть и сбежать, но Тор все же ловит его.

Хотя это заманчиво – придать водный символизм образу Локи в форме лосося, однако есть другие Индо-европейские источники, которые опровергают такое предположение. В 48-й магической песне из финского эпоса Калевала есть сильное сходство с изложенной историей у Снорри, так как тут описывается рыба в качестве сосуда для огня, которую Укко (бог неба) потерял. Вяйнямёйнен (герой Калевалы) и остальные жители деревни пытаются поймать огненную рыбу, сооружая льняную сеть для ее поимки. После попадания в плен, искра от огня внутри рыбы все же сбегает и начинает сеять хаос и разрушение вокруг. Вяйнямёйнен все же убеждает огонь успокоиться и пойти с ним, чтобы принести огонь в дом к людям, переместив пламя на кусочек бересты. Как Локи и Агни (ведическая персонификация сакрального огня), пламя изначально должно быть поймано из воды, где оно прячется, чтобы затем стать доступным для использования людьми.

Де Фрис предполагает, что красный цвет лосося породил идею о том, что эта рыба хранит в себе огонь, и также указывает на легенду индейцев, в которой огонь добывался из красных лососей. Истории о лососях как об огненных существах могут быть обнаружены также в кельтской религии. В Ирландии есть история о лососе, который съел девять орехов, упавших в колодец мудрости, в котором он обитал. Было сказано, что тот, кто съест этого лосося, сможет «проглотить» все знания мира. Бард Финегас поймал лосося, и сказал своему ученику Финну Маккулу приготовить его. Во время приготовления, на большой палец Финну попало чуть чуть горячего масла. Он положил его в рот и случайно проглотил все знания, которыми обладал лосось. В этой истории не только лосось и огонь тесно связанны, но и прослеживается кельтская концепция о том, что огонь символизирует знания.

Истории о прячущемся в воде огне не являются уникальным достоянием Европы, но могут быть также найдены в ведической мифологии. Веды рассказывают как огонь (Агни) постоянно ускользает от людей, прячась в воде, растениях и других элементах, и должен быть пойман повторно. Говорится, что Агни очень сильно боялся смерти, так как его старшие братья умерли или исчезли под гнетом их ритуальных обязанностей. Агни бежит и находит пристанище в воде, но боги заманивают его обратно для выполнения священных обрядов и обещают подарить ему бессмертие и божественный статус. Это явно напоминает рассказ Снорри о богах, которые ловят Локи из реки, а также является отзвуком истории, в которой спасает Идунн и возвращает бессмертие богам.

То, что Локи является изобретателем рыболовной сети – очень важно, так как этот факт пересекается с другими данными о Индо-европейских огненных богах. В Греции богу-кузнецу Гефесту приписывают изобретение рыболовной сети, с помощью которой он ловит свою жену Афродиту и Ареса во время прелюбодеяния. В Риме был ритуал странного жертвоприношения Вулкану, богу разрушительного огня. В этом ритуале явно выражено яростное противостояние воды и огня (что может быть видно на примере Локи и Хеймдаля), и необходимо было проносить в жертву маленьких живых рыбок, бросая их на алтарь-обиталище бога - Вулканал. В Индии Агни также известен как «враг рыб», и изобретатель рыболовной сети Локи также может быть интерпретирован таким образом. Стоит также отметить, что имя, которым у Снорри назван ремешок Брокка, с помощью которого был защит рот Локи (Ватари) – это имя «рыбы» в «Списке имен».

Помимо этих литературных источников есть также и небольшая археологическая находка, датированная 1000 годом нашей эры, называемая «камнем из Снаптуна», которая может быть свидетельством огненной природы Локи. Это знаменитое изображение (которое в основном ассоциируется именно с Локи) было вырезано на кузнечном камне из стеатита и было найдено на пляже в Ютландии, что в Дании. На изображении есть ряд порезов вокруг губ, и считается, что это изображен Локи после того, как его губы были сшиты карликом-кузнецом Броком.

Подобные кузнечные камни могли использоваться для защиты кузнечных мехов от пламени, и, возможно, что создатель Снаптунского Камня сделал попытку заручится помощью Локи в работе с металлами с помощью его огня, таким образом Локи имеет сходство с другим огненным богом-кузнецом: Гефестом. Так как Локи кует свой меч, о чем сказано в «Речах Свипдага», возможно, ранее он был более связан с кузнечным делом, чем указывают на то сохранившиеся источники.

0

В связи с языческими обрядами огня, в которых просматривается параллель с Локи, необходимо упомянуть о народных дохристианских изречениях, связанных с сущностью по имени Локи или Локке в Скандинавии. Аксель Олрик отмечает, что многие из этих традиций подтверждают эддический образ Локи, и заметно, что многие из них представляют его как существо света и огня. Так же как и боги–фэйри Ирландии были превращены в безвредный и крошечный «маленький народец» после пришествия христианства, возможно, с Локи случилась аналогичная ситуация и его образ был существенно урезан в христианизированной скандинавской культуре. Ниже приведен список народных поговорок, связанных с огнем, в зависимости от региона, в котором их собрал Олрик. Следует отметить, что данные пословицы преподносят образ Локи в довольно причудливой форме, далекой от того злобного и вредоносного образа, каким он представлен в «Прорицании вельвы» и в конце «Видения Гюльви», и показывают, что Локи в умах простых жителей Скандинавии остается в основном безвредной (хотя и немного раздражающей) фигурой.

Дания :
«Локке жнет свой овес». Относится к мареву или мерцающему свету.
«Локке коз гонит». Описывает то же самое явление.
«Локке-озорник». Описывает мерцание солнца на воде и блики.
«Локке воду пьет». Когда солнечные лучи пробиваются к земле или морю.
«Локке пасет своих коз». При ярком солнечном свете, когда над землей дрожат потоки теплого воздуха как скачущие козы.
Швеция и Норвегия :
«Локье бьет своих детей». Когда в Телемаркене кипятили молоко, пенки бросали в огонь как жертву «Локье».
В нескольких областях Швеции дети бросают выпавший молочный зуб в огонь со словами: «Локке, забери зуб золотой, дай мне зуб костяной».
Исландия :
«Локадаун» или «Локаликт». Использовалось как обозначение серного запаха.
«Локабренна». Относится к разгару лета.

Исландские ассоциации Локи с запахом серы отсылают нас ко знаменитым исландским горячим источникам, запах от которых также похож на серу. Исландцы могли ассоциировать Локи с подземным огнем, который нагревает эти источники. Так как «Прорицание вёльвы» помещает Локи «под Хвералундом», что иногда переводят как «роща котлов» (то есть горячих источников):

35Пленника видела


под Хвералундом,


обликом схожего


с Локи зловещим;

Очевидно, что сохранились определенная память о Локи как об огненном существе в Скандинавии, и это может быть отражением более ранних представлений о нем.

Локи как сакральный огонь

Несмотря на определенные доказательства, которые подтверждают то, что Локи можно назвать богом огня, есть одно место в «Видении Гюльви» Снорри, которое, как считают многие люди, опровергает подобное утверждение. Однако, рассматриваемое в правильном контексте, это место может стать ключом к пониманию изначальных функций Локи в дохристианской германской культуре.

Снорри описывает случай, когда Тор и Локи отправились вместе в Угтард («внешний мир», дом мистической сущности по имени Утгарда-Локи («Локи внешнего мира»). В своем путешествии они остановились в доме крестьянина с просьбой заночевать. Когда подошло время ужина, Тор взял двух козлов которые тащили его колесницу и зарезал их. Он снял с них шкуру и аккуратно отделил мясо от костей, поручая семье не ломать их. Но сын крестьянина Тьяльви не послушался, сломал одну из костей, чтобы достать костный мозг. На следующий день Тор благословил груду козлиных костей и кож своим молотом, и козлы вернулись к жизни. Однако, одним из них оказался с поломанной ногой, так как Тьяльви поломал кость. Тор был так зол, что хотел разрушить весь дом, но семья стала умолять его о пощаде. Это успокоило гнев Тора, и в воздаяние крестьянин отдал ему своего сына Тьяльви и свою дочь Рёскву в качестве слуг.

Что интересно, «Песть о Хюмире» в Старшей Эдде содержит короткую аллюзию к этой истории, однако тут именно Локи является ответственным за хромоту одного из козлов Тора:

37. Недалеко отъехали,


вдруг полумертвый


упал на дорогу


Тора козел:


постромок скакун


охромел неожиданно;


Локи зловредный


в том был повинен.

Вместе со своими слугами Тор и Локи (после серии злоключений) наконец добрались до замка Утгарда-Локи. Учитывая принятые в северной культуре законы гостеприимства, Утгарда-Локи принял их очень грубо. Он не предложил им ни еды ни питья, а сразу сказал путешественникам, что тот, кто не проявит свое исключительное искусство, не сможет остаться тут. Так как Локи было отказано в гостеприимстве, он сказал, что никто не сможет есть быстрее чем он: «Есть у меня искусство, которое я берусь показать: никто здесь не съест своей доли скорее меня».

Тогда Утгарда-Локи ответил: «И впрямь искусство это, если только выйдет по-твоему. Надо испробовать это искусство». Он позвал существо по имени Логи, который сидел ниже всех за скамьей, для состязания с Локи. Тогда принесли корыто, поставили на пол зала и наполнили мясом. Локи сел напротив Логи и они начали есть так быстро как только могли и встретились посреди корыта. Локи съел все мясо кроме костей, но Логи съел и кости и само корыто, и всем стало ясно, что Локи проиграл состязание.

Тьяльви и Рёскву тоже участвовали в своих состязаниях, а успех Тора был не больше чем у Локи. На следующий день Утгарда-Локи сказал богам, что победил только благодаря обману и иллюзиям.

Первым состязался Локи. Он сильно проголодался и ел быстро, но тот, кого звали Логи, был огонь, и сжег он не только мясо, но и корыто.


Старшая Эдда

Многие считают, что этот момент показывает четкое различие между Локи и пламенем, и делают вывод, что Локи не может быть огненным божеством. Однако, многие люди пренебрегают пониманием того, что обычное пламя – это далеко не тоже самое, что и сакральный огонь (на что было указано выше). Наиболее очевидным фактом, показывающим огненную природу Локи, является тот факт, что кости он не ест. Есть много изменений в погребальных обрядах Скандинавии, которые были привнесены из бронзового века в железный век. В бронзовом веке кремация была основной формой погребального обряда в Скандинавии и Европе, и сам ритуал был специфический. В бронзовом веке в Скандинавии кости не сжигались сразу дотла в погребальном огне, а тщательно извлекались и промывались перед тем как быть положенными в урну. Затем их хоронили, и часто на том месте делали что то вроде насыпи. Столь острожное отделение костей от пепла может символизировать освобождение духа от физических оков. Огонь кремации открывал двери, через которые души мертвых освобождались от физического мира и переходили в мир духов.

Не было такого в железном веке, что тело и погребальная утварь были сожжены вместе, без отделения костей от всего остального. Это может означать, что символизм отделения костей был забыт или больше не соответствовал религиозным убеждениям железного века. В 10-м и 11-м веках кремация начала терять популярность в Скандинавии, уступая ритуалу погребения путем закапывания тела в землю, который представлял принятые в католической церкви нормы. Практика кремации существовала на севере до христианизации (когда подобные ритуалы стали запрещаться), а уже после ритуал погребения стал общепринятым.

В связи с четким указанием в изложении Снорри что Локи не ест кости, это вполне может подтверждать что Локи (как и Агни) может быть персонификацией огня кремации и жертвоприношения. В истории Снорри, Локи являет собой святой огонь кремации и разделения костей от плоти, который противостоит Логи, персонифицирующему земное пламя, поглощающее все, что на его пути.

0

Также как сакральный огонь Агни рожден от дерева и небес (луча солнца или молнии), так и Локи рожден от молнии (Фарбаути) и древа (Лаувея/Наль). Оба эти бога имеют связь с громом и молнией в своих традициях. Агни путешествует с Индрой, ведическим богом грома и молнии, в колеснице, запряженной баранами, а Локи и Тор путешествуют вместе в колеснице, запряженной козлами. Обе пары богов изображаются близкими друзьями, и Агни и Индра часто действуют вместе. Параллель между Локи/Тором и Агни/Индрой также может быть найдена в Бала Канда-Рамаяне, где Индра превратился в евнуха и попросил помощи своего товарища Агни в поиске и возвращении своих мужских принадлежностей. Агни соглашается и начинает молиться предкам, которые помогают ему трансплантировать Индре яйца жертвенного козла. Этот миф однозначно похож на историю о том, как Локи помог Тору вернуть свой молот/мужественность в «Песне о Трюме». Тот факт, что священной огонь рожден от неба (от молнии) означает, что этот огонь в понимании древних людей имел божественное происхождение и рассматривался отдельно от бытового огня, и это указывает на сильную взаимосвязь таких богов как Локи и Агни с богами грома и молнии.

В ведической традиции Агни представляет собой огонь кремации и жертвоприношения. В ведической религии мертвые отправляются в мир Йамы (этимологически родственно северному Имиру), который был первым умершим смертным и впоследствии стал владыкой подземного мира. Поэтому, простые люди обычно предавались земле. Знатные люди и жрецы, с другой стороны, играли в погребальном ритуале роль жертвы Агни, который потом переносил их (так как он переносит подношения богам) на небеса, чтобы они стали богоподобны. Кони, оружие и слуги также отправлялись вместе со знатью, а также и жена, которая сама входила на погребальный костер, что доказывало ее благородный характер и происхождение.

Примечательно, что у скандинавов были подобные ритуалы, так как все эти элементы (включая ритуальное самоубийство жены) могут быть найдены в описании похорон Бальдра в «Хусдрапе».

Если Локи, как и Агни, изначально играл главную роль в похоронных ритуалах, то это безусловно показывает его заметную связь с огнем и миром мертвых. Альтернативное имя матери Локи Лауфеи – Наль – может быть связанно со старонорвежским словом «nar», что значит «труп». Это слово также является однокоренным к Нагльфару, кораблю, чьим капитаном является Локи в соответствии с «Прорицанием вельвы». Нагльфар может представлять собой знаменитые погребальные корабли, известные в Скандинавии железного века, на которых знать (также как и бога Бальдра) предавалась огню вместе с имуществом. То, что Локи – капитан этого корабля, является весьма уместным, если учесть что он – персонификация огня кремации, который буквально «плывет» на погребальных кораблях во время сожжения. Также весьма примечательно, что дочь Локи Хель является богиней смерти, и некоторые исследователи предполагают, что имя его сына, Нарфи, также этимологически связанно со словом «nar». Также Локи родил Слейпнира, у которого восемь ног, что, в соответствии с Х.Р. Эллис Дэвидсон, может символизировать ноги четырех несущих похоронные носилки людей.

Тесная связь Локи с Одина еще более усугубляется, если смотреть на нее сквозь призму практики кремации. В «Саге о Игнлингах» Снорри пишет что Один – первый, кто ввел ритуал кремации среди Асов:

Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю.


Сага о Игнлингах

Как и Один, индийский Шива – повелитель погребального костра, а его помощник Агни является персонификацией огня как такового. Так как культ Шивы разрастался, другие культы и боги подверглись ассимиляции, пока самого Шиву не стали называть также и Агни. Так как Шива - бог кремации, а Агни - бог огня кремации, то есть инструмент Шивы и дверь для мертвых. Вероятно, что Агни работает как бы «на службе» у Шивы в обрядах кремации, что очень похоже на связь между Одином (как бога сонмов мертвых) и Локи (как врат, через которые мертвые проходят).

Х.Р. Эллис Дэвидсон отмечает, что некоторая разновидность ритуального каннибализма могла иметь место в ритуалах кремации в бронзовом веке. В «кургане Короля Бьорна» в Упсале сгоревшие останки человека лежали в деревянном гробу внутри кургана, а за пределами гроба были найдены несгоревшие кости по крайней мере трех взрослых людей. Одна из костей была разделена по длине, как будто для того чтобы извлечь мозг. Предположение, что эти люди были ритуально съедены, подтверждается еще одной находкой на торфяном болоте в Швеции. В двух искусственных бассейнах, огороженных заостренными кольями, были найдены кости многих животных и по крайней мере четырех людей. Только остальные части более крупных животных были найдены, что свидетельствует о том, что все остальное (включая людей) было ритуально съедено. Скелеты людей были неполные, а останки были перемешаны с костями животных. Наскальные рисунки, датируемые бронзовым веком, найденные рядом, позволяют предположить, что этот ритуал проводился в то же время.

Хотя это может быть и совпадением, эти данные звучат устрашающе и отсылают нас к «Песни о Хюмире» и к «Видению Гюльви», где Локи провоцировал на расщепление костей для извлечения мозга. Если Локи связан с погребальными обрядами, то его связь с каннибализмом могла быть скрыта более поздним его образом.

Еще одно доказательство о том, что Локи – бог кремации, это его кеннинг “Gammlei?”, что означает «путь грифа». Есть очень мало объяснений, почему именно гриф выбран в качестве кеннинга, а не другое воздушное существо, тем более что Локи обычно принимает форму сокола или мухи. Я лично ощущаю, что Локи может ассоциироваться с грифом таким же образом, каким мы видим эту связь у Агни. Так же как и огонь кремации, гриф очищает чистую кость от гнилой и гниющей плоти. Это может быть интерпретировано как то, что дух удаляется от земной плоти, разрывая связь с физическим миром. Это также может быть интерпретировано как то, что эго отрывается от «голых костей» нашего бытия. В ведическом огненном ритуале, который называется Агничаяна, алтарь Агни сооружается из глиняных кирпичей и имеет вид хищной птицы. Этой особенной птице приписывают хранение огня для людей, и это – источник мифа о фениксе, который сжигает себя и воскрешает потом. Так как птица-алтарь имеет короткий хвост и длинные, широкие и незаостренные крылья, индолог Фриц Стаал (который тщательно изучал Агничаяну в 1975) считает, что эта птица представляет собой грифа, так как это единственный вид птиц с подобными специфическими характеристиками. Белоголовый сип – отличный кандидат. Он обитает в Европе, Северной Африке и в некоторых частях Азии. Ведический ритуал Агничаяна являет собой фактические воплощение Агни как огня. Примечательно, что это древнейший из сохранившихся ритуалов. Агничаяна – это двенадцать насыщенных ритуальных дней. Для этого действа строится деревянный храм, а в нем находится большой глиняный алтарь в виде грифа в полете. Многие подношения богам сжигаются на этом алтаре, включая и жертвоприношения животных. Для этой части сооружен жертвенный столб, к которому привязан козел, как жертва самому Агни. В последний день Агничаяны весь этот деревянный дом и все, что в нем находится, сжигают как последнее подношение Агни, не оставляя никаких следов.

Подобная практика жертвоприношения козла звезде Сириус была записана в Дании испанским арабом Ат-Тартуши во второй половине 900х годов. Кстати, наиболее известная достопримечательность неба Скандинавии, которая носит имя Локи, это не место, а звезда: Сириус, «Собачья звезда», известна в Скандинавии как Локабренна («Прикосновение Локи»). Если принять во внимание ассоциацию Локи с Сириусом, то путешествие испанского араба Ат-Тартуши может быть полезно в вопросе о поклонении Локи.

Эта история пришла из второй половины 900х годов, когда Ат-Тартуши был в Шлезиге (Хедебю, Дания):

Шлесинг (Хедебю) - это большой город на самом краю мирового океана. Внутри него можно найти источники пресной воды. Жители поклоняются Сириусу, за исключением небольшого количества христиан, у которых есть там своя церковь. Они отмечают праздники собираясь вместе, славя своих богов, едят и пьют. Тот кто убивает жертвенное животное вывешивает его на ворота своего забора, будь это крупный рогатый скот, баран, козел или свинья, чтобы его соседи знали, что он сделал жертву в честь своих богов.

Если Локи, как и Агни, также получал в жертву козлов, то это может пролить свет на историю из «Языка поэзии», где Локи привязывает бороду козла к своим гениталиями для того, чтобы рассмешить Скади, богиню зимы. Звезда Сириус поднимается над горизонтом примерно 24го июля, и поэтому данный ритуал мог проводиться чтобы почтить время когда Сириус («факел Локи») будет расти, принося с собой летнюю жару и расплавляя остатки зимы, а эта история могла быть только тусклыми воспоминаниями про древнюю культовую практику.

Если изложенная гипотеза верна, это также может пролить свет на роль Локи как посланника, который приносит дары богам, как это описано в «Языке поэзии», когда он принес дары Одину, Тору и Фрейру из мира гномов. Это также может объяснить, почему, хотя у Локи не было своего организованного культа, какие были у Тора или у Одина, он играл и играет важную роль в северной космологии. Локи, как и Агни, возможно, видели в качестве посланника/транспортного средства, через которого все остальные боги получали свои жертвы, и поэтому он не мог быть одиночным приемников даров в его честь.

Интерпретация Локи в качестве персонификации сакрального огня ведет к интересной интерпретации его жены, Сигюн. В «Законе Тора» Локи дан кеннинг «Farmr Arma Galdrs Hapts», что означает «муж гальдра оков/божества («оковы» это кеннинг слова «бог» или «богиня» в «Языке поэзии». Возможно, что идентификация богов как «оков» связанна с практикой семнонов, записанной Тацитом:

Благоговение перед этою рощей


проявляется у них и по-другому: никто не входит в нее иначе, как


в оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед


всемогуществом божества. И если кому случится упасть, не


дозволено ни поднять его, ни ему самому встать на ноги, и они


выбираются из рощи, перекатываясь по земле с боку на бок.


Тацит. Германия

Если эти кеннинги указывали на Сигюн, то можно предположить, что она являлась богиней, тесно связанной с искусством гальдра (магической песни). Рудольф Зимек отмечает, что, так как Сигюн названа женой Локи в Хаустлёнге (написанной после 9го века), она могла принадлежать к пантеону Германских богов в более древние времена, когда существовали культы поклонения в ее честь.

Сигюн наиболее известна по своей роли в конце «Перебранки Локи», которая также описана в «Видении Гюльви» и «Прорицании вельвы», где, когда Локи оказывается связан, она держит чашу над Локи для того, чтобы ловить яд, который капает на его лицо. Как и во многих аспектах относительно мифах о Локи, я всегда задавался вопросом, а не мог ли быть образ Сигюн, держащей чашу над Локи, старой религиозной практикой, которая затем была трансформирована (или неправильно понята) в историю с агонией и пытками.

Интересная параллель с Сигюн просматривается в ведической мифологии в образе Свахи, жены Агни. Сваха - это богиня возлияний, которые выливаются на огонь Агни для подношения богам. Другими словами, Агни - это тот, кто приносит дары богам, так же как это делает Локи, в соответствии со Снорри, принося Тору его молот. Имя Свахи (которое означает «жертва» и «подношение») поется жрецами и даже домохозяйками, когда те готовят еду и бросают горсти риса в пламя Агни для подношения богам. Если рассматривать в этом контексте роль богини, которая держит чашу над своим мужем, сакральным огнем, то эта роль предстает в совсем новом свете.

Имя Сигюн значит «победа». Во время использования в ритуалах жертвоприношения, оно может означать тоже самое, что и имя Сваха. Возможно, волшебные песни (гальдры), в которых Сигюн была богиней песен хвалы и поклонения, пелись во время подливания приношения богам в огонь Локи. Возможно, что оригинальное представление о Сигюн, которая держит чашу над Локи, представляло ее, подливающую приношение богам на земное проявление своего мужа (огонь). После прихода христианства этот сюжет преобразовался в то, что на Локи якобы капает «яд». Христианские авторы, называя Локи связанным до тех пор пока боги не встретят свою смерть (до Рагнарёка), возможно, пытались таким образом «блокировать двери», через которые боги получают свои подношения: другими словами, моря их голодом.

Кроме его роли как носителя даров богам, если мы помним, то Локи также может являться богом кремации в рассказе Снорри о путешествии Тора в Утгард. Роль Локи как огня кремации также может пролить свет на его роль в смерти Бальдра (по крайней мере, согласно Снорри), а также на его роль в Рагнареке в представлении «Прорицании вельвы». Можно ли рассматривать Локи как непосредственно ответственного за смерть Бальдра или нет – это не тема данной статьи. Вкратце, если следовать Снорри в «Видении Гюльви» или Саксону в «Деяниях данов», это Хёд непосредственно ответственный за убийство Бальдра, а у Саксона Локи даже не упоминается в связи со смертью Бальдра. Более того, в «Перебранке Локи» мы слышим из уст Локи не то, что он убил Бальдра, а то, что он привел к тому, что Бальдр больше не вернется в этот зал:


дерзкие речи


из-за меня ведь


Бальдр не вернется


к тебе никогда


Перебранка Локи

Принимая во внимание то, что Локи – огонь кремации, вполне может быть, что Локи говорил это в буквальном смысле, так как он (как огонь который сжег корабль Бальдра) метафорически перенес Бальдра из миры живых:

Потом тело Бальдра перенесли на ладью, и лишь увидела это жена его Нанна, дочь Непа, у нее разорвалось от горя сердце, и она умерла. Ее положили на костер и зажгли его.


Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

0

0

0

ЛОКИ-ТРИКСТЕР

Сексуальность Локи - не что иное, как естественное выражение его свободы, не скованной никакими моральными парадигмами; и в ней же отражена его гендерная парадоксальность, его неразрывная (как буквальная, так и символическая) связь с женским началом, с Темной Богиней.Прозвание Локи - Лаувейсон, сын Лаувейи - дано ему не по отцу, а по матери, и свидетельствует о том, что истоки его силы - в женском начале. Кроме того, оно добавляет веса гипотезе о том, что Локи почитали как бога в глубокой древности, когда счет родства велся по материнской линии. Локи принадлежит важнейшая роль в таинствах Темной Богини, и потому в его безумии есть некий метод, а в его хаосе - некий порядок. Многие его поступки кажутся спонтанными и незапланированными, но в действительности все они - проявления Вирда Богини.

Если Хела, дочь Локи, олицетворяет темную, «левую», «изнаночную» сторону мировой и природной души, сам Локи - ее светлая, «правая» сторона. Он - тот ребенок, который не боится мечтать или воплощать в жизнь свои и чужие мечты; он - та безответственность, без которой весь мир и асы вместе с ним погрузились бы в стоячее болото. Он - та невинность, которая не боится заявить во всеуслышание, что король-то голый (или, если уж придерживаться буквы саг, что Одину нравится носить женское платье). Он - смех, он - тихое хихиканье в уголке, он - брошенная вскользь острота, он - насмешка, которая уязвляет в самую душу, но вместе с тем побуждает к новым открытиям. Он постоянно напоминает и богам, и людям, что мы не должны все время относиться к самим себе слишком серьезно. Один из уроков Локи - в том, что космическое отличается от комического всего одной буквой.

Локи отчаянно горд и самоуверен. В этом с ним не сравнится ни один из асов, ванов или йотунов; если бы гордыня и впрямь была грехом, то Локи, несомненно, следовало бы признать великим грешником. В этом отношении он близок таким классическим персонажам, как Фауст, Люцифер и Прометей; он - как человек, который вознамерился стать богом и добился своего. Чистокровный йотун, он собственными силами проложил себе дорогу к божественности, к тому высочайшему статусу, который иногда дарует своим обитателям Асгард.

Локи - неукротимый дух человека, устремленного к звездам. В его честь можно было бы назвать ту божественную искру в человечестве, которая побуждает людей вечно стремиться к высшему. И как хранитель этой божественной искры, Локи уделяет от нее другим - тем, кто тоже мечтает стать богами. Локи - бог-Светоносец, который пробуждает божественный огонь, сокрытый в каждом живом существе, и подталкивает дремлющий разум к действиям.

Как и его океаническое дитя, Йормунганд, Локи олицетворяет универсальный архетип, встречающийся во многих культурах мира, - и даже не один архетип, а несколько. Он - Скованный Исполин, подобный греческому Прометею или иудейскому Азазелю; он - трикстер, подобный индейскому койоту или греческому Гермесу; он - оборотень, как кельтский Талиесин; и он же - Светоносец, как Люцифер, Луг и все тот же Прометей. Из всех рёкков он стоит ближе всего к людям, потому что во многих своих качествах он сам сущностно и очевидно человечен - в гораздо большей степени, чем прочие божества.

Архетипические параллели Локи, обнаруживающиеся в мифах других народов, помогают лучше понять те его стороны, которые в скандинавской мифологии представлены лишь намеками. Прометей - один из титанов, древнейшей расы, подобной йотунам; и хотя его отношения с Зевсом гораздо более скандальны, чем побратимство Локи с Одином, Зевс не убивает его, а только сковывает. Помимо общеизвестных европейских трикстеров, таких как Гермес и Пан, Локи близки некоторые персонажи из мифологии североамериканских индейцев. Один из них даже сохранился в современных сказках - под именем Братца Кролика. Другие же фигурировали в легендах и верованиях многих индейских племен под самыми разными именами: Ворон, Голубая Сойка, Кролик, Норка, Великий Кролик, Нанабуш, Глускап, Паук…

Все трикстеры схожи между собой по характеру. Трикстер легкомыслен, и это нередко стоит ему жизни; он никогда не учится на своих ошибках, однако в самой его наивности всегда заключена некая великая истина. Подобно Локи, однажды устроившему шутовское представление с сексуальным подтекстом, многие американские трикстеры склонны к вульгарным сексуальным проделкам. В одной сказке Великий Заяц велит своему анусу присмотреть за едой на огне, пока сам он будет спать. Проснувшись, он видит, что еда исчезла, и наказывает свой анус, прижигая его головней из костра. В результате у него вываливаются кишки, и Зайцу приходится вшивать анус на место, но поскольку он не в ладах с иглой и нитками, анус навсегда остается складчатым. Довольно часто трикстеру приходится выполнять такие задания, которые остальные боги считают ниже своего достоинства. Но он охотно берется за них, потому что понимает: чтобы мир продолжал вертеться, необходимо всё - даже то, что другим кажется презренным и низменным.

Благодаря своему трикстерству Локи - один из самых ярких скандинавских божеств, один из самых заметных в своих проявлениях. Нередко он дает о себе знать через всевозможные неприятные, хотя по большому счету безвредные происшествия (например, когда вы о нем пишете, у вас может часто зависать компьютер). По этой причине называть кого-то или что-то в его честь не рекомендуется. Но так же, как и в случае с другими рёкками, опасности, которые таит в себе Локи, более очевидны тем, кто не нашел с ним общего языка, чем его последователям. Локи никогда не прекращает дурачиться, но над теми, кто его понимает и держится с ним заодно, он обычно подшучивает гораздо более дружелюбно и добродушно.

Разнообразные ипостаси и свойства характера Локи перечислены как его кеннинги в «Языке поэзии». Его называют «сыном Фарбаути и Лаувейи», «сыном Наль», «братом Бюлейста и Хельблинди», «отцом Ванарганда (Фенрира)», «отцом Йормунганда» и «отцом Хель», «отцом Нарви и Вали», «родичем и дядей, братом, попутчиком и сотрапезником Одина и асов», «гостем и украшением сундука Гейррёда», «похитителем козла, ожерелья Брисингов и яблок Идунн», «матерью Слейпнира», «мужем Сигюн», «недругом богов», «губителем волос Сив», «кузнецом бед», «хитроумным асом», «наветчиком и обманщиком богов», «виновником смерти Бальдра», «связанным асом», «тем, кто препирался с Хеймдаллем и Скади». Кроме того, Локи - бог молнии, бог южного ветра и бог превращений. У него есть несколько излюбленных форм: лосось, муха и сокол, - но самым уместным для него обличьем представляется паук. Паук не только ассоциируется с североамериканскими трикстерами, но и тесно связан с Богиней. Намек на этимологию имени Локи дает старинное шведское название паука - lockke.

(c) Abby Helasdottir
(c) перевод: Анна Блейз

Скандинавской мифологии вот уже многие столетия. Его сделали персонажем множества книг, музыкальных произведений, кинофильмов и даже компьютерных игр. Вместе с тем характеристика этого божества имеет немало спорных трактовок среди исследователей и мифологов. Основные данные о Локи содержатся в таких произведениях, как «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда», написанных исландским писателем Снорри Стурлусоном в XI веке в виде учебников по скальдической поэзии.

Сущность и происхождение

Локи - скандинавский обмана и хитрости. Снорри также дал божества: он красив, невысокого роста, худощав, а его волосы имеют огненно-рыжий цвет. Его отличительными особенностями являются острый ум, коварство, изворотливость, хитрость и двуличность, а также умение изменять облик. Благодаря этим качествам асы разрешили ётуну жить в Асгаре. У этого бога также есть несколько других имен: Лодур, Лофт и Хведрунг.

Касательно происхождения Локи считается, что его отцом был ётун Фарбаути, а матерью - Лаувей (другое имя - Наль). Хотя, по версии некоторых других исследователей, Локи существовал еще до Одина, потому как его отцом являлся великан Имир, воздух Кари и вода Хлер - братьями, а богиня Ран - сестрой. И лишь позже бог огня и обмана вошел в триаду демиургов вместе с Одином и Хениром. Несмотря на то что в современной трактовке скандинавской мифологии в разных источниках указывается, что Тор и Локи - антиподы, у того же Снорри Стурлусона Один является побратимом бога обмана, но при этом его противоположностью. А вот бог-громовержец лишь периодически составлял хитрому божеству компанию в тех или иных ситуациях.

Характеристика

Очень разносторонне хитрое божество раскрывает мифология. Бог Локи обладал множеством нужных качеств, за которые асы терпели его выходки и на многое закрывали глаза. Во многих ситуациях он выручал других богов, но в большей части таких случаев они попадали в переделку именно благодаря Локи, который спасал свою шкуру или видел какую-либо выгоду. Коварный бог помогал то асам, то великанам и долгое время их всех это устраивало, тем более что в начале своего появления в Асгарде Локи был хорошим, насколько это возможно для бога обмана, он помогал богам множество раз. Вместе с Одином он участвовал в сотворении мира, вместе с другими демиургами вдохнул жизнь в деревянные прообразы людей. Он помогал богам получить или вернуть множество сокровищ. Однако позже, становясь все злее и обретая более демоническую сущность, бог Локи заслужил ненависть асов, которых постоянно ссорил между собой и стал воплощением всех бед, вплоть до Рагнарёка. Это божество стало аналогом Люцифера в скандинавской мифологии.

Личная выгода

В приключении вместе с Одином и Херниром, описанном в «Младшей Эдде», бог Локи ударил Тиацци, обернувшегося орлом и пытавшегося забрать лучшие куски пищи, приготовленной асами, но прилип к великану, который унес его в свое логово. Тиацци пообещал отпустить Локи в обмен на Идунн и ее и тот, благодаря своей хитрости и коварству, привел богиню к великану. Но асы без яблок начали стареть и заставили Локи вернуть Идунн. Обернувшись соколом, виновник смог вернуть богиню в Асгард, а прилетевшего за ней Тиации-орла убили другие боги. Этот случай как нельзя лучше демонстрирует, что Локи в большинстве своем совершал любые поступки, только исходя из своей выгоды или угрозы его жизни.

Приключения с Тором

Но все же были у коварного бога и такие деяния, которые можно назвать бескорыстными. Только благодаря его уму, изворотливости и хитрости бог-громовержец смог вернуть свой легендарный молот Мьелльнир. Тор и Локи отправились в логово ётуна Трюма, который похитил легендарное оружие, под видом его невесты и ее служанки. Хитрец уговорил великана продемонстрировать своей невесте великий молот, а когда Трюм показал Мьелльнир, Тор сумел выхватить рукоять и победить похитителя.

Но были у этих двух богов и такие приключения, в которых Локи подставлял своего спутника. Чтобы спасти свою жизнь, урожденный ётун привел Тора прямо в логово великана Гейррёда, громовержец смог спастись только благодаря доброй Грид.

Наследие

Как и у многих божеств самых разных пантеонов, у Локи также своеобразное наследие. Считается, что изначально он не был злым, являясь духом жизни. Вместе с женой Глут (сияние) бог огня Локи считался символом домашнего очага. От первого брака у него родилось двое детей - Энмира и Эйза. Однако чем дальше, тем более Локи озлоблялся и демонизировался. Второй его женой стала великанша Ангрбода, их тайный брак в Железном лесу Ётунхейма был запрещен Одином, который еще больше обозлился, когда узнал о рождении троих детей-чудовищ: красно-синей Хель, жуткого волка Фенрира и огромного змея Ёрмунганда. Один бросил Хель в Нифльхейм, где она стала Ёрмунганда отправил на дно морское, где он стал Мировым змеем, а вот Фенрира изначально забрал в Асгард, где пытался посадить на цепь, но ни одна не смогла удержать могучего волка, и в итоге его низвергли в подземное царство.

Бог Локи породил также и легендарного восьминого жеребца Одина Слейпнира. Используя свою способность, он обернулся кобылой, чтобы отвлечь коня Свадильфари, благодаря которому ётун-каменщик обещал асам построить Асгард в рекордные сроки, а боги не хотели ему платить по счетам. Третьей и последней женой Локи была Сигюн, родившая ему двоих сыновей: Вали и Нарви (или Али и Нари).

Гнев богов

На пиру у Эгира (морского великана) бог Локи нелицеприятно обличил асов в их недостатках и признался в убийстве Бальдра, сына Одина. Для богов это стало последней капелей. Они схватили злодея и обоих его сыновей, обратили Вали в волка, который растерзал своего брата, и кишками Нарви привязали Локи к трем камням, а над его головой подвесили змею, яд которой должен был капать на лицо провинившегося божества и приносить ему адские муки. Сигюн держала чашу, в которую собирала яд, чтобы он не попал на лицо мужа. Но когда та переполнялась и нужно было ее опорожнить, капли попадали на лицо Локи, и от его мучений сотрясалась сама земля. И так до самого Рагнарёка, во время которого бог Локи сражался против асов.

Бог Локи - самый загадочный персонаж в скандинавской мифологии, принадлежащий к касте скандинавских богов-асов. Начинавший свою жизнь с невинных проказ, с годами он превратился в хитрого и зловредного бога, способного перевоплощаться для достижения своих целей. Вся его жизнь состоит в оказании помощи одним богам и великанам и в нанесении вреда другим. Локи непредсказуем в своих деяниях, он как стихия — неотделим от опасности и разрушений, ведущим к переменам и рождению новой жизни. В нем уживается одновременно добро и зло, гибель и выживание. Его призывают на помощь, когда уже нет никаких надежд на спасение. И в то же время, не зная преград в злонамеренных поступках, Локи представляет воплощение зла, способствовавшее гибели богов и разрушению традиционного миропорядка.

Локи (бог): мифология расскажет о его семействе

Родителями его являются великан Фарбаути и Лаувея (Наль). В скандинавских мифах говорится о том, что у Локи были два брата — Хенир и Один. Первой женой Локи была Глют, родственная стихии огня, от которой у него было две дочери. Второй раз он женился на великанше Ангрбод, от которой родились три чудовища - Хель, богиня царства Мертвых, волк Фенрир и гигантский змей Ермунганд. Его третьей женой стала преданная Сигюн, родившая сыновей Нари и Нарви. Локи испытал себя и в материнской роли, превратившись в кобылу, он соблазнил жеребца Свадильфари, и родил от него чудесного восьминогого коня Слейпнера, способного путешествовать по девяти мирам. Но этим Локи не ограничился в продолжении своего рода. В одном из сказаний говорится, что он стал прародителем всех ведьм, когда съел обгоревшее сердце злой женщины, отчего зачал и породил потомство колдуний.

Внешность и характер

Локи - искусный оборотень

Локи известен как искусный бог превращений. Его уникальная способность перевоплощения в любое животное, изменения обличья и пола породила выражение «маска бога Локи». Для свершения своих добрых и злых замыслов он превращается в коня, рыб, насекомых, птиц и ластоногих. Но более всего ему подходит паук, схожий с ним по названию в шведском языке - lockke. Он нередко для достижения своей цели принимает женский облик - богини Фрейи, великанш Текк и Ангборд, использует переодевания в женские одежды. Магическими атрибутами Локи являются волшебные башмаки.

Бог огня

В одной из версий о происхождении Локи - бог огня. Считается, что имя его произошло от слова «логи» - огонь. Так это или нет, но в далеком каменном веке люди почитали Локи как бога огня. Его стихией был неукротимый огонь, горящий ярким пламенем. Существует сказание, что однажды Бог огня Локи устроил соревнование с собственной стихией - Духом огня. Сутье его - кто больше съест. Сам Бог осилил только часть имеющейся еды, а вот Дух огня вырос в великана и принялся поедать все подряд - пищу, посуду, стол, оставив после себя только пепел. Первой женой Локи в бытность его Богом огня была Глут, что означает "сияние". Она родила ему двух дочерей — Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Все имена семейства были тесно связаны с огнем и теплом, поэтому крестьяне чтили Локи и как бога домашнего очага. В глубоком смысле Локи являлся богом-Светоносцем, пробуждающим божественный огонь, скрывающийся в каждом земном существе.

Место обитания Локи

У Локи никогда не было постоянного места проживания. Он путешествовал по девяти мирам, но чаще всего его встречали в Йотунхейме. В Асгарде, по ряду причин, он появлялся очень редко, разве только тогда, когда там ему назначалась встреча с каким-либо асом. Где он находится сейчас, освободился ли от оков и покинул ли темную пещеру, не знает никто, но считается, что это не мешает ему перевоплотиться в другое обличье и путешествовать во всех девяти мирах. Даже изгнание из Асгарда, жестокое наказание, принесшее глубокие раны на тело и душу, не смогли изменить его. Он остался сильным, хитрым и опасным для тех, кто не пришелся ему по нраву.

Локи в современном мире

Люди, появившиеся на свет с 21 января по 19 февраля, считаются рожденными в месяц Локи. Коварное божество старается влиять на их судьбу и постоянно подвергает их различным испытаниям, проверяя на выносливость, честность и откровенность. Прошедшие с честью проверку вознаграждаются различными подарками судьбы и исполнением желаний. Если относиться к Локи с пренебрежением, можно получить от него различные неприятности. Своих поклонников он может подключить к своей неугасимой энергии и будет оберегать от коварства, обмана и мошенничества. Хотя за помощь он любит требовать плату, поэтому лучше сразу обращаться к нему с подарком. Из презентов он предпочитает крепкие спиртные напитки, конфеты, пирожки, забавные безделушки, а также громкие фейерверки. Принимает подношения в размерах и цене, которые человек может себе позволить по финансовому положению. Чтобы Локи, был добрым к вам, следует чаще зажигать свечи и произносить слова заговора: «Свечи зажигаю, Локи зазываю. Молния и огонь, станьте за меня горой!»

Самый противоречивый персонаж скандинавской мифологии. Великий источник проблем во всех девяти мирах.

Здравствуй, уважаемый читатель. Рад видеть тебя здесь. Это не просто приветствие. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. Это мой «Северный Дневник» - .

Сегодня я расскажу тебе о Локи Лаувейcоне. Мне помогут великолепные иллюстрации талантливой художницы из Санкт-Петербурга - Ольги Левиной . Интервью с Ольгой можешь почитать .

Кратко о Локи

  1. Локи - бог огня и коварства. Один из главных персонажей скандинавской мифологии.
  2. Его считают главным злодеем, но на самом деле, Локи постоянно балансирует между добром и злом, совершая и хорошие и плохие поступки.
  3. Локи - самый популярный бог. Он участвует почти во всех мифах средневековой Скандинавии.
  4. Родители Локи - великан Фарбаути и богиня Лаувейя.
  5. Локи не приёмный сын , а его названный брат. Они связаны древним обрядом побратимства.
  6. После многочисленных деяний в разных мифах и историях, Локи подстраивает убийство сына Одина - Бальдра. В наказание за это убийство, боги пожизненно приковывают Локи в пещере глубоко под землёй.
  7. Когда начинается конец света - , Локи освобождается от оков и принимает участие в последней битве на стороне тьмы.
  8. В этой битве, Локи сражается с и оба они погибают от смертельных ран. Так заканчивается история бога огня.

Локи и восьминогий Слейпнир

Рождение бога Локи

Однажды у великана Фарбаути и богини Лаувейи родился рыжеволосый мальчик, которого назвали Локи.

Кроме Локи у Лаувейи были еще два сына. Это были великаны Бюлейст и Хельблинди. Но больше о них ничего не известно.

После рождения Локи, великан Фарбаути погиб и Лаувейя осталась одна с новорождённым ребёнком. Убитая горем мать подбросила Локи в Асгард, а сама рассталась с жизнью бросившись с утёса на скалы.

Локи в Асгарде

Жители Асгарда приняли Локи и воспитали как своего. С каждым годом Локи становился умнее и коварнее. Мудрый Один знал, что эту силу можно использовать в своих целях и решился на обряд побратимства с сыном Лаувейи, чтобы всегда чувствовать связь с Локи и легко следить за ним.

Встали они в круг из насыпанной земли, порезали себе руки и кровью скрепили будущее братство. С тех пор именно таким способом скандинавы братались друг с другом.

Боги и смена Дня и Ночи

Дети Локи

В начале времён Локи проводил много времени в стране великанов с великаншей Ангрбодой. Локи и Ангрбода родители трёх чудовищ:

  1. - богиня смерти и правительница мира мёртвых.
  2. - ядовитый морской змей.
  3. - огромный волк и убийца богов.

Кроме Ангрбоды, у Локи была другая женщина по имени Сигюн. Сигюн родила от Локи двух сыновей:

  1. Нарви

Локи верхом на Фенрире

Мифы и другие деяния Локи

Большая часть скандинавских мифов связана с Локи. Бог коварства часто нарушает спокойствие и баланс между светом и тьмой. Локи устраивает неприятности другим богам, но сам же помогает их исправить. Кратко об основных историях:

  1. Первые люди - под именем Лодур, вместе с Одином и Хёниром, Локи сотворил первых людей Аска и Эмблу из прибитых к берегу деревьев.
  2. Великий строитель - безымянный великан, под видом каменщика, на спор строит стену для асов. Чтобы великан строитель не успел в срок и проиграл спор, Локи превращается в красивую кобылу и отвлекает великаньего коня по имени Свадильфари, который помогал таскать камни для стены. Строитель не успевает в срок и боги торжествуют, потому что им не нужно отдавать солнце и луну. А после этого, Локи рожает восьминогого жеребца будущего скакуна для своего побратима Одина.
  3. Сокровища богов - Локи крадет у жены Тора Сив, её великолепные волосы. Тор заставляет Локи вернуть их обратно, но это невозможно, ведь он украл их вместе с корнями. Поэтому Локи просит у подземных карликов сделать новые золотые волосы для Сив и затевает для этого большой спор между карликами-кузнецами. Спорят братья Синдри и Брокк против сыновей мастера Ивальди, за право называться лучшими мастерами во всех девяти мирах. В результате соревнования мастеров появляются такие известные сокровища богов как: Молот Тора Мьёльнир, Копьё Одина , Кольцо Одина Драупнир, Корабль Скидбладнир, Золотые волосы Сив и Золотой вепрь для Фрейра.
  4. Яблоки молодости - однажды, Локи попадает в плен к великану Тьяци. А в обмен за своё освобождение, заманивает для великана богиню Идунн хранительницу золотых яблок молодости в ловушку. Затем, сам же спасает её из великаньей пещеры. Великан Тьяци превращается в огромного орла и преследует Локи и Идунн. Но долетая до Асгарда сгорает в ловушке, которую подготовили для него предупреждённые боги.
  5. Рассмешить Скади - мстить за своего отца Тьяци, в Асгард приходит его дочь Скади. Чтобы избежать мести, она просит в мужья одного из богов, а затем просит её рассмешить. Чтобы рассмешить Скади, Локи привязывает козла к своей мошонке и играет с ним в перетягивание верёвки, дико крича и охая, а затем вообще падает Скади на колени. От этого она разражается громовым смехом и прощает убийство своего отца.
  6. Золото Андвари - Локи случайно убивает сына колдуна Хрейдмара, который прогуливался в облике выдры. Чтобы рассчитаться за убийство, скорбящий отец просит столько золота, чтобы можно было покрыть выдриную шкурку. Гору золотых сокровищ Локи находит у карлика Андвари. И отбирает их, чтобы расплатиться с Хрейдмаром. Еще этот миф называют проклятым золотом, и с ним связаны еще многие события скандинавской мифологии.
  7. Украшение Фрейи - превратившись в блоху, Локи крадёт ожерелье Фрейи Брисингамен. бросается вдогонку. А после, Хеймдалль и Локи сражаются друг с другом в обличье тюленей, возле памятного камня Сингастейн.
  8. Свадьба Фрейи - Чтобы попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот у короля великанов Гейррёда, Локи переодевает Тора в невесту для Гейррёда, а сам превращается в её служанку.

Локи крадёт волосы Сив

Убийство Бальдра

А теперь, расскажу о событиях менее весёлых. Жил на свете красавец Бальдр - бог весны и красоты. Был он одним из сыновей Одина и все его очень любили. Но несчастен был сам Бальдр, по ночам снились ему кошмары, про смерть своего отца, про большого волка и змея, про войско великанов и гибель миров.

Тревожило это родителей Бальдра - Одина и Фригг. Они хотели избавить своего сына от этих мрачных снов, да только как, не знали. Нужно было спросить совета у знающего человека и человек такой был. Давным-давно, жила всезнающая провидица Вёльва, но только умерла много лет назад, а могила её находилась на самом краю света.

Решил Всеотец, что только провидица расскажет правду о тревожных снах и отправился в дальнюю дорогу. Долго скакал Один по заснеженным тропам, заросшим пещерам и высоким горам, долго искал скрытую могилу среди древних курганов, долго возвращал провидицу из мира мёртвых.

От мёртвой провидицы Вёльвы Один узнал, что скорая смерть ждёт Бальдра, а сны его это будущее недалёкое и ничто не поможет ему - судьба у него такая. Вернулся домой отец богов сердитый и с плохими вестями. Но Фригг, как и любая мать, не захотела мириться с такой участью для своего любимого сына, решила спасти его от смерти надвигающейся, защитить от когтистой руки богини смерти.

Обошла любящая мать все девять миров и взяла клятву со всех живых существ, растений и животных, болезней и недугов. Все поклялись не причинять Бальдру зла, да только упустила Фригг, маленькую веточку омелы. Что растёт неподалёку от Вальхаллы.

Целый день развлекались боги. Кидали и стучали по Бальдру всяким оружием. Копья ломались, мечи тупились, молоты и камни рассыпались - ничто не могло причинить вред Бальдру. Все радовались такому счастью и праздновали. Наш любимый Бальдр - бессмертный.

Только двое не радовались происходящему: стоявший в тени Локи и слепой брат Бальдра Хёд. Локи не нравилась такая несправедливость, ведь кому умереть суждено должен умереть, нельзя обманывать судьбу. Хёд не разделял общей радости, потому что не видел, что происходит и чему все так радуются.

Пошёл Локи в лес,срезал молоденькую веточку омелы и сделал из неё стрелу. Затем Локи положил стрелу в руки слепому Хёду и достал большой лук. Вот и для Хёда пришло время повеселиться вместе с остальными, проверить своего Брата на прочность и вдоволь посмеяться. Направил Локи руки слепого бога и сказал, когда нужно стрелять. Хёд убил своего брата, хоть сам и не хотел, а Локи куда-то исчез. В Асгарде началась великая скорбь.

Похороны Бальдра

Все провожали бога весны в последний путь. И боги, и звери, собрались проститься с Бальдром. Даже великаны Ётунхейма, позабыв все обиды пришли в тот день. Все скорбели по павшему Бальдру. Но больше всех скорбел Один, ибо знал он, что это только начало.

Положили боги тело Бальдра в его высокую и красивую ладью, и сложили погребальный костёр. Наина - жена Бальдра, не пережила смерти своего мужа, умерла от горя. Её положили рядом с мужем, вместе с конём и ценными вещами. Всеотец для любимого сына положил своё кольцо Драупнир. Так и проводили Бальдра в царство Хель и смирились с его смертью.

Только Фригг, не могла поверить, что не увидит больше своего любимого сына. Стала она искать добровольца, что отправиться на север, в царство богини смерти и заплатит выкуп за освобождение Бальдра.

Все стояли молча, ни один не поднял глаз, кроме одного. Звали его Хермод, храбрый сын Одина. Вздохнули тяжело боги, дали ему восьминогого коня Слейпнира и проводили в дорогу. Два раза по девять ночей не было вестей от Хермода. Но с первым лучом нового дня он вернулся и всё рассказал.

Хель согласна отпустить Бальдра, но при единственном условии - пусть каждое живое существо будет плакать о смерти бога весны. Тогда послала гонцов Фригг, во все уголки девяти миров и все плакали о смерти Бальдра, кроме одного существа.

Один из гонцов наткнулся на спящую великаншу в тёмной пещере. Он спросил, разделяет ли она великое горе? «Ни живым, ни мёртвым не нужен мне ваш Бальдр. Пусть и дальше сидит у богини смерти», — ответила великанша. Великаншей этой был коварный Локи, не спас он Бальдра от смерти.

Наказание Локи

После похорон Бальдра боги узнали, что именно Локи устроил роковое убийство. Боги поймали Локи вместе с женой Сигюн, сыновьями Нарви и Вали и заперли в подземной пещере. Жестокое наказание задумали боги для коварного Локи.

Мудрый Квасир, превратил маленького Вали в волка и тот насмерть загрыз своего брата. Из кишок растерзанного Нарви, сделали боги веревку и привязали Локи к большому камню. Скади - дочь погибшего по вине Локи великана Тьяци, повесила над лицом обманщика ядовитую змею, чтобы капал жгучий яд в его глаза. Так и оставили боги Локи до конца времён.

Каждый день стояла бедная Сигюн с большой чашей, над головой мужа и собирала капли яда, а когда она отходила чтобы выплеснуть наполненную чашу, Локи дико кричал и содрогался от боли, потому что огнём изливался яд в его глаза. Скандинавы верили, что именно дикие крики Локи - причина землетрясений.

Смерть Бальдра, послужила началом цепочки событий, которые приводят мир скандинавской мифологии к завершающей главе - Рагнарёку.

Рагнарёк

Рагнарёк - большое и значимое событие. Я называю его завершающей главой в скандинавской мифологии. Это несколько важных событий, заканчивающихся последней битвой на великой равнине Вигрид.

  • Подробно я рассказываю о них в этой записи - - если тебе интересно, приглашаю почитать.

Когда начнётся Гибель Богов, Локи разорвёт свои ужасные путы и встанет во главе огромного войска великанов. Локи соберёт своих сородичей на борту гигантского Нагльфара - корабля из ногтей мертвецов и поведет великанов на последнюю битву к равнине Вигридр.

Долгой и тяжелой будет эта битва. Сойдутся в ней свет и тьма, Боги и чудовища. Сам Локи будет биться с Хеймдаллем Круторогим и оба они погибнут от ран смертельных, которые нанесут друг другу. Затем, посреди битвы, огненный великан Сурт, соберёт всю свою мощь и уничтожит всё живое. Так и погибнут боги. Так и кончится история Локи.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это очень важно для меня. Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше скромное сообщество вконтакте

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.