Мифы и страшные истории о баннике. Банник в славянской мифологии — что вы знаете об этом? Банный дух из дерева

Банник. Поверье 1.

Ба́нник - дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Народные представления

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Банник вредит очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

Банника в женском обличье называют банниха, байница, баенная матушка, обдериха. Обдериха - лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком.

Другой вариант женщины-банника - Шишига. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Банник участвует в святочных гаданиях. В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой - у девушки будет богатый жених, если голой - бедный, а если мокрой - пьяница.

Любая нечисть очень боится железа, и банник не исключение.

БАННИК вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся: БАННИК душит их или сдирает кожу; БАННИК пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. БАННИК может подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник. БАННИК иногда защищает от других демонических существ (овинника, мертвецов и др.).

Из других функций БАННИКА следует отметить его участие в святочных гаданиях: в полночь девушки подходят снаружи к двери бани, задрав юбки; или подходят к челу каменки, или суют зад в дымник; если банник прикоснется мохнатой рукой - будет жених богатый, если голой рукой - бедный. Тем, кто, гадая, сует руку в окно бани, БАННИК может сковать пальцы железными кольцами. Для того чтобы защититься от вредоносных действий БАННИКА, задобрить его, приносят в новую баню хлеб и соль, хоронят под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха . Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки ; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о БАННИКЕ (кроме участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идет туда без молитвы; принимает образ знакомойили родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Часто мы в сердцах говорим своему собеседнику:"Да пошел ты в баню!", а ведь мы при этом сулим человеку большие проблемы! Вы спросите, почему? Да потому что в бане обитает банник - типичная русская домашняя нечисть! Да, да именно банник, а не банщик. Банщик он кто? Здоровенный детина, который топит баньку, хлещет вас веничком и капает эвкалиптом на камушки.

А банник не такой, по свидетельствам преждевременно поседевших очевидцев, это голый пузатенький старичок с огромной косматой бородой, заплесневелой от постоянной влажности. Блин, да это рахитичный братец Деда Мороза, не иначе!:) Впрочем банник особо не светится, а предпочитает прятаться, как и всякая другая нечисть.

Сам банник очень силен, может придушить, оглушить, обжечь кипятком, и дверь при этом припрет, что хоть топором руби, не откроешь. Только святой водицей надо побрызгать. тогда отворится. Вообще баня издревне считается местом гиблым, на местах заброшенных бань никогда не строят домов. Любой путник ночью никогда не войдет в баню для ночлега.

Чтобы не гневать банника следует соблюдать его порядки!
Первый из законов: париться не более чем в три смены, "четвертый пар" - для самого банника и его кентов, других нечистых.
Второй закон: париться только в положенное время: до семи часов вечера - летом, и до обеда - зимой. И вообще никогда не заходить в баню после захода солнца. Блин, да мы же все его законы нарушаем! Че теперь делать? Что делать-что делать! В первую очередь надо побеспокоиться о чистоте и вывести плесень в бане, если она там завелась. Это можно сделать только при помощи полной дезинфекции специальными средствами.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи! "

Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами - Полевиками.

Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, почти донага раздевшиеся и несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее тоже почти обнаженными, стараясь передать Земле часть своей детородной силы.

Миф

Согласно славянским поверьям, в доме жил домовой, в водоёмах - водяной и русалки, в лесах - леший, даже в полях жили свои духи. И постройки вокруг избы тоже населены чудесными обитателями. В бане жил банник, по-другому его называли ещё Анчуткой.

Говорили, что банник маленький, лохматый. Он любил зло пошутить над человеком.

Рассказывали, что как-то девушка поспорила, что проведёт ночь в бане одна и за это время сошьёт себе рубаху. Ближе к полуночи стали анчутки, дети банника, собираться вокруг девушки и прибивать подол рубахи к полу. Прибивают и шепчут, что не выпустят, не выпустят. Смотрит девушка, и в самом деле трудно выбраться. А банник может и до смерти защекотать, а то и утащить к себе. Сообразила девица, что делать: решила распустить рубаху, в которую была одета, а из ниток этих новую шить. Распускала и шила, а как всё распустила, так и вырвалась из бани голая с новой рубахой в руках.

Банник.Поверье 2.

Банный, Байник, Баинник, Баенник – дух бань, злобный старикашка, облаченный в одеяния из опавших с банных веников листьев. Довольно часто Банники женятся на Кикиморах, союз с которыми порождает Анчуток.

О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане./span>

Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого.

Особо Банник вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца, ночью или после двух-трех смен парящихся. Иногда Банник пугает заходящих в баню, прикидываясь человеком. Банник может даже подменить оставленного ребенка. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник.

Впрочем, с Банником можно поладить. Знающие люди всегда оставляют ему хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани. Но уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."

Есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывает роженица.

Банники - банные духи. Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.

Банный дух может выступать также в женском облике - банниха, байница. баенная матушка, на Пинеге и Печоре - обдериха. Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая; показывается в виде кошки; живет под полком; поверья о ней сходны с представлениями о Баннике. Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига - демоническое существо, которое принимает образ знакомой или родственницы и зовет с собой париться; может запарить до смерти (Владимирская, Саратовская губ.).

Банник. Поверье 3.

На Руси было целых два банных духа: Банник и Банница, Банная Обдериха. Вопреки бытующему мнению в Рос­сии мылись всегда. Более того, баня считалась символическим, серьезным местом в русской усадьбе, местом пе­рехода из одного мира в другой. Обус­ловлено это было наличием в бане воды - особой сакральной силы. В бане могли и роды принять, и покойника об­мыть - вот вам и переход. Считалось, что границу эту охраняют солидные по­граничники, поэтому относились к ним с большим почтением. Есть целая схе­ма, как надо париться. Во хмелю в баню не ходи, по полкам не прыгай и не ори - накажут. Прояви уважение, как-никак в гости пришел. Может, ты и сам баню по­строил, но хозяева здесь - они. В об­щем, чего ни коснись - уйма знаковых мелочей, о которых мало кто помнит.

Банник в русских поверьях - это дух, живущий в бане. Его представляли в виде крошечного, но очень сильного лохматого старичка с длинной бородой, покрытой плесенью, одна рука у него мохнатая, а вторая - без волос.

Воздействию Банника предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, считалось, что всё это проказы Банника. Любимое развлечение Банника - ошпаривать моющихся кипятком и «стрелять» камнями в печи-каменке, раскалывая их. Ещё он любит пугать парящихся стуком в стенку. Однако серьёзно вредить людям (обдирать кожу или даже запаривать до смерти) Банник начинает лишь тогда, когда люди злостно нарушают традиционные банные запреты: моются в праздники, поздно ночью или после двух-трёх смен парящихся.

У Банника есть и свои «обязанности» - он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой - тогда бедный.

Добиваются доброго расположения Банника общеизвестным способом: оставляют ему в бане кусочек ржаного хлеба, густо посыпанный крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него охоту вредить, «дарят» Баннику черную курицу. Выстроив новую баню, черную курицу, не ощипывая у нее перьев, душат (но не режут), затем закапывают её для Банника под порогом.

Банный дух мог выступать и в женском обличье - Баннихи, Баенной матушки, Обдерихи. Обдериха выглядит как лохматая страшная старуха, иногда совсем голая. Людям она может показываться в виде обыкновенной гулящей кошки. Поверья о ней сходны с представлениями о Баннике, только Банниха, или Обдериха, не принимает участия в гаданиях.

Который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.

Кто такой банник

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.

Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, - станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.

Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!

А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.

Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…

Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…

Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.

Легенды о бане и баннике

ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ

Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, - не откликается, начала ломиться в дверь - не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором - только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.

— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

СКУЧНО СТАЛО

Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:

Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.

А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.

Та и сунула. А банник-то и говорит:

Вот и попалась мне.

Руку-то схватил, да колец-то насадил железных - лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:

Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то - железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.

БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА

Одна девка бесстрашная в баню пошла.

Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.

Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.

Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.

Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.

ГРОБ СКОЛОТИЛИ

Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.

Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:

Вот, мне сейчас гроб делают.

И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.

Мужик кричит:

Вот теперь заколачивают!

И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.

СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ

Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился - понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.

Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:

Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!

Собрался опять Потанька попариться в баньке.

Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.

Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:

Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.

По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:

Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:

Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать - а с него дождь льёт, взглянул - а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:

Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!

Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:

Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!

Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:

Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!

Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.

Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде - по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.

Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.

Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.

Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, - думает, - погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа - ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.



По народным преданиям человек - далеко не главный хозяин в своем жилище. Как в доме живет домовой, так в бане властвует банник. Как и все духи, обитающие на одной территории с людьми, эта сущность любит устанавливать свои порядки. Если дружить с ним, уважать его и часто благодарить за помощь, он будет тщательно следить за здоровьем всех членов семьи. Он не любит когда ему льстят намеренно, но всегда отвечает добром на благодарность за помощь. Банник - это сущность, не имеющая физического тела, но обладающая сильными магическими способностями.

Банники – духи, живущие в бане

Роль в мифологии славян

Чтобы подробно раскрыть особенности этой сущности, нужно обратиться к истории славянского народа. Баня в прежние времена имела столь же значимую роль, как и жилой дом во дворе. На Руси семьи были многодетными, и часто хозяин и хозяйка уединялись в бане для любовных утех. Стены помещения были насыщены энергией любви.

Здесь же часто повитуха принимала роды, и помещение наполнялось энергией рождения. В северных регионах подпол бани нередко становился могилой для умерших. В холодное время, когда земля на кладбище не поддавалась вскапыванию, грунт под баней становился единственным подходящим для погребения тела местом. Часто женщины в парилке избавлялись от ненужной беременности и погребали плод под полом, так помещение получало энергию смерти, боли, и горя.

Нужно добавить к атмосфере бани стихии огня (отопление помещения) и воды: получится невероятно пестрый энергетический клубок, который по своей сути и является тем самым банником - хозяином бани.

Другие имена банника

У этой сущности много имен. Каждое имеет под собой особую историю.

  1. На Севере его называли бедовый. Считалось, что если прийти в баню ночью и выговорить все свои беды, глядя в темный угол, то банник заберет их себе и запечатает в камни, для обогрева, лишив хозяина всех неприятностей.
  2. В центральных областях хозяин бани звался анчутка (проказник). Его наделяли силой лечить болезни. Но предупреждали, что если молодая девка уснет в парилке, то проказник может и обесчестить ее во сне, ему не чужд интерес к женщинам.
  3. В Белорусии такая сущность была скорее злой, чем доброй. По преданиям, если хозяйка использовала помещение бани как комнату для стирки белья, то «хозяин» строго следил за качеством работы и если его что-то не устроит, то мог и напустить угара и хорошо «намять бока» нерадивой бабе.
  4. На Украине его называли припечок или лазник. Здесь считалось, что сущность не ограничивается только управлением на своей территории, но также помогает «хозяину» хлева смотреть за скотиной, управляется на огороде, чтобы был урожай, и гоняет со двора чертей, во избежание беды.

Часто в , сказках и рассказах можно встретить, что «хозяина» бани называют:

  • Нечистик;
  • Батрушечка;
  • Ваньчатко;
  • Загойный;
  • Бесполный;
  • Балующий.

Нельзя сказать что этого дворового духа люди опасались, но выказывали уважение как к члену семьи, помощнику, защитнику и товарищу.

Банник присутствует во многих славянских культурах

Внешность

Эту сущность народные предания, часто награждали человеческими чертами. Самый распространенный образ банника в мифологии:

  • человечек небольшого роста;
  • банник всегда ходит босой, у него непомерно большие стопы для его роста, с огромными пальцами и длинными ногтями;
  • маленькое тельце густо покрыто мехом коричневого цвета или абсолютно лишено волос;
  • одеждой для банника часто служили листья из банных веников.
  • у человечка большие тёмные глаза, большой нос и широкий беззубый рот.

В некоторых регионах было принято изображать банного духа как простую серую крысу, но с большими лапками, пушистым, а не голым хвостом и человеческим лицом. Так он выглядит, когда хочет показаться на глаза человеку, сделав предупреждение, но не открывая себя.

Поведение и привычки

Банник иногда кряхтит или тихонько посмеивается в темном уголке, а в ночь после захоронения на территории бани нередко слышится жалостливое бормотание и всхлипы. Это хозяин бани оплакивает вместе с семьей умершего родственника.

Стоит помнить о том, что у банника, как и у всех домовитых духов очень обострено чувство справедливости и ответственности.

Если хозяева ведут беспутный образ жизни, он начнет призывать на свою территорию чертей и давать им указания насылать мор на скот, воевать с домовым, с «сенником» (духом скотдвора) и вытаптывать огород, уничтожая урожай.

Умилостивить духа сложно, он очень обидчивый. Обозленный банник может превратиться в И тогда хозяину ничего не остается, как сжечь территорию, где обитает сущность, и тогда банник пойдет искать себе пристанище в другом месте.

Как попросить помощи в исцелении у духа бани

По тому, какие энергии принимают участие в создании этой сущности и в формировании его характера понятно что сам банник - дух особенный. Характер у него непростой и противоречивый, и он не всегда проявляет доброту к людям, а иногда, сильно рассердившись, может и удавить в угаре того кто ему сильно не понравится своим поведением или отношением к жизни.

Банник - дух, помогающий вести хозяйство, он заботится о тех, на чьей территории проживает. А потому у него можно просить исцеления любого недуга.

Чаще дух бани лечит человека от болезней костей или от простудных заболеваний.

Первым делом, перед тем как о чем-то просить, надо расположить к себе дух. . Нужно три дня приносить подаяние: блюдце молока, краюху свежего хлеба, по немного всего, чем питается семья, мелкие деньги и т. д.

На четвертый день натопить жарко баню и заходя в парилку проговорить:

«Банник-батюшко исцели мое телюшко, помоги моей душеньке, а я ж тебя благодарить буду».

Далее, в процессе купания тщательно натирать больное место прося у банника излечить, убрать боли и воспаления. Выкупавшись, следует оставить в бане чистое полотенчико воды ведро ключевой и новый березовый веник для лазника. И покидая помещение проговорить:

«Иди мой друг попарься да меня послушай и мне подсоби в беде моей телесной».

Если у вас нет вины перед «хозяином» парилки, то облегчение придет уже через несколько часов. А на третью процедуру банного лечения и вовсе покинет тело.

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев… Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт…

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Существенную роль в жизни наших предков испокон веков играла баня. Она считалась местом не только для мытья, но и для любовных свиданий, и даже родов... Из тех далеких времен дошли до нас предания об обитающих в бане духах - банниках и банницах.

Банные «правила»

При строительстве баньки необходимо было соблюдать определенные правила. Строили ее обычно на заднем дворе, а то и за пределами двора. Очень важно было верно выбрать место для строительства, иначе разгневанный банник мог наслать на хозяев смертельный недуг. Чтобы наступило излечение, следовало разобрать строение и сложить его вновь в «правильном» месте.

Банник мог иногда показываться людям на глаза. Выглядел он как крошечный голый старичок с длинной, покрытой плесенью бородой. Зловредный дед мог ошпарить кипятком, жаром довести до обморока, расколоть валуны в печи и кидать в людей осколками... А порой затаскивал сомлевших людей в горячее печное устье и там заживо сдирал с несчастных кожу!

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол свежий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя было чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Если все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Главным же условием было не ходить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Месть банных духов

Тем, кто нарушал эти неписаные правила, могло серьезно не поздоровиться… Один парень пошел в баню в одиночку, да еще в первый жар. Начал хлестаться веником, и вдруг слышит - собачонка где-то визжит. Визг раздавался то под полком, то в углу. Решил парень, что это внизу, под баней, начал даже земляной пол ковырять - никого... А тут грабли, стоявшие у потолочины, сами собой на него падать стали. Только тогда он понял, что дело нечисто.

Некий старик собрался мыться на ночь глядя, что, по древним поверьям, не допускается. Старуха ждала его ждала, да так и не дождалась. Послала внука глянуть, как там дед. Мальчонка вбежал в баню и увидел старика лежащим головой в устье каменки. На лице его была содрана вся кожа…
Две девушки отправились мыться. Одна из них, Катерина, истопила баньку очень жарко - прямо невмоготу. И тут слышат девицы сверху чей-то голос: «Топи печку жарчей, чтобы кожу обдирать ловчей». Катеринину подругу взял страх, она стала просить Катерину больше не топить, а то как бы не приключилось беды… Но та ее не послушалась, продолжала поленья подкладывать. Тогда подруга и вовсе отказалась идти мыться… Прошло немного времени – и услышала подруга из баньки крики, звон, а потом вдруг паром вышибло двери. Увидела она, что Катерину вынесло наружу. Девушка билась в судорогах, а с тела у нее сама собой слезала кожа…

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Растопила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет…

Один бесенок стал ей соски выкручивать, да так, что кожа чуть не лопнула… Тут Катерина сознание потеряла, очнулась уже снаружи бани - видать, нечистая сила все же сжалилась над ней, не стала в печь совать, а выбросила в двери…

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.