Янтарные мифы и легенды. Янтарь – капля солнца в холодной воде

Среди всех камней, легенды о янтаре наиболее распространены, поскольку нет ни единой страны или местности, где бы не почитали магические свойства янтаря.

Какие только имена не давались янтарю: в Турции его называют «кехрибар», что в переводе значит «похититель соломы», в Германии - «берштейн», от слова «бренен» - «гореть», в Литве - «гинтарас», в Латвии - «дзинтарс», в Финляндии - «меркиви», что значит - «камень моря», в Белоруссии, Польше и на Украине он называется «бурштын».

Янтарь - один из самых первых драгоценных камней, известных человеку, поэтому существует огромное количество легенд о янтаре и в честности тех, что повествуют о его возникновении. Вот одна из таких легенд о янтаре, которую излагает древнегреческий писатель Софокл.

Однажды царь Калидона Эней, принося жертвы олимпийским богам, забыл принести жертву Артемиде. Богиня в гневе напустила на страну свирепого и грозного кабана, который крушил все на своем пути. Много горя и разрушений принесло это животное, ужас и страх царили в окрестностях Калидона. И тогда Мелегар, сын царя Энея решил спасти город от неуправляемого кабана. Он устроил засаду и убил страшное животное. Узнав это, богиня Артемида перенесла весь свой гнев на Мелеагра и чтобы погубить его, устроила распрю между жителями Калидона и соседнего с ним города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. Услышав эту новость, мать молит богов покарать ее сына за братоубийство, и Аполлон убивает Мелеагра. Сестры героя от горя превратились в птиц и долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы падали на землю и превращались в янтарь.

Другой греческий писатель тоже считал, что легенда о янтаре указывает на то, что янтарь - это слезы, но не сестер Мелеагра, а гелиад - сестер Фаэтона - сына бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, горевавших по несчастному брату. Вот как звучит эта версия легенды о янтаре.

Многие годы Фаэтон просил отца дать ему свою золотую колесницу, запряженную четверкой золотых коней, чтобы проехать по небу и доказать, что он действительно сын великого бога. Гелиос все время отказывал: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что и крылатые кони едва ее одолевают. Посредине же идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно опускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». Но наступил день, когда отец все-таки уступил просьбам сына и разрешил тому прокатиться в своей колеснице. Но едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понесли быстрее мысли.

Далее легенда о янтаре повествует что Фаэтон испугался и, растерявшись, отпустил вожжи. Огненные кони, ощутив свободу, понеслись что есть мочи. Искры от их безумной скачки летели во все стороны. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Земли Гея взмолилась, обращаясь к Зевсу-громовержцу с просьбой о спасении. Зевс внял мольбе Геи. Метнув сверкающую молнию, он разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в воды реки Эридан. Но гесперийские нимфы не дали утонуть Фаэтону, они подняли тело несчастного и предали земле. Отец юноши - бог Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Сжалившись над сестрами, боги превратили их в тополя. С той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, а их кровавые слезы падают в студеную воду, где, остывая, превращаются в янтарь.

О происхождении этого минерала из слез говорит и древняя прибалтийская легенда о янтаре.

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, хранившая в своем гнезде волшебное ожерелье из янтаря. Это ожерелье было волшебным: в нем можно было увидеть одновременно 77 чудес света. И вот однажды какой-то охотник, прослышав о диковине, решил его выкрасть. Много дней и ночей он искал гнездо Гауйи, немало часов провел в ожидании момента, когда птица покинет гнездо, и наконец был награжден за свое терпение. Ему удалось похитить прекрасное ожерелье, однако, когда охотник уже возвращался домой, Гауйя все же настигла вора. Она сорвала с него ожерелье, а самого сбросила в море, где он пребывает и по сей день, неутешно оплакивая свою печальную участь янтарными слезами.

Интересно, что происхождение янтаря с печальными событиями связывают и литовцы, согласно их легендам о янтаре он является осколком замка дочери морского царя. Вот как они рассказывают эту легенду о янтаре.

Одна их легенда гласит, что давным-давно молодой рыбак по имени Кастис увлеченно ловил рыбу на берегу моря. Ему так везло в ловле, что Юрате - дочь морского царя, повелела русалке сказать, чтобы парень прекратил ловлю, иначе он выловит всю рыбу. Русалка выполнила наказ Юрате, но Кастис не внял просьбе и продолжал рыбачить. Ничего не оставалось Юрате, как самой отправиться к непослушному и своенравному юноше. Так она и сделала. Но как только глаза их встретились, они настолько были поражены красотой друг друга, что тут же объяснились в любви. Это так не понравилось отцу Юрате, что он крутой волной убил Кастиса и разрушил янтарный замок своей дочери. Вот с тех пор в стонах моря слышен стон Юрате о Кастисе. Сотрясаются подводные глубины от ее рыданий и выплескивают на берег обломки янтарного замка.

За 3,5 тысячелетия до нашей эры украшения из янтаря носили фараоны и жрецы Египта. В египетских гробницах времен династии Древнего царства археологи нашли многочисленные амулеты и талисманы из янтаря, что указывает на то, что уж в те времена в легендах о янтаре присутствовали сведения о его мощной астральной энергетике.

В Древнем Риме из янтаря изготавливали броши, ожерелья, забавные фигурки всевозможных зверушек, статуэтки. Римский император Нерон очень ценил черный янтарь. Простолюдины же любили носить янтарные бусы. Янтарем также украшали ложа, из него делали сосуды, шары, которыми летом охлаждали руки.

Гунны и авары, германцы и скифы употребляли янтарь как меровую единицу наравне с солью и использовали для изготовления различного рода амулетов и украшений.

В Китае почитался янтарь вишневого цвета, то есть цвета «крови дракона», и его рекомендовалось носить представителям правящей династии. В этой стране янтарь называли «ху-по», что в переводе значит «душа тигра». Согласно китайским легендам о янтаре, душа тигра после смерти уходит в землю и превращается в янтарь.

В древнем мире большой популярностью пользовался янтарь с включением насекомых. Так, в начале нашей эры за янтарь, содержащий мушку, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов, а в начале XIX века янтарь с насекомыми был особенно моден во Франции и в России.

Но еще большей ценностью обладали кусочки янтаря с отдельными природными отпечатками, особенно когда они напоминали инициалы какой-нибудь выдающейся персоны. Из истории известно, что Фредерик Вильгельм I Прусский очень дорого заплатил торговцу за кусочек янтаря со своими инициалами.

Янтарь широко применялся в Киевской Руси и в древнерусских княжествах еще в домонгольский период. При раскопках в Новгороде археологи нашли мастерскую с заготовками янтарных украшений. Эти находки свидетельствуют о торговых связях новгородцев с Прибалтикой, захваченной в XIII веке крестоносцами, которые установили запрет на свободную добычу и обработку янтаря, сделав его предметом монопольного владения. Поэтому в XVI - XVIII веках балтийский самоцвет был доступен немногим, а в Россию попадал лишь в качестве дипломатических даров.

Археологические раскопки в разных частях земного шара подтверждают, что еще на заре культуры человек уже обрабатывал янтарь и использовал его в магических целях. Так, при раскопках поселений каменного века в Пруссии, Шлесвиг-Хольштайне и Дании были найдены куски необработанного янтаря с круглыми углублениями. По мнению Хорнса, данные углубления являются местом отдыха духа камня, и поэтому, возможно, янтарь использовали в качестве талисмана и амулета.

Некоторые исследователи считают, что русские легенды о янтаре указывают на то, что он и есть тот сказочный «алатырь-камень», который так часто упоминается в заговорах, былинах, сказках, легендах и поверьях. Об Алатырь-камне говорилось, что он «всем камням камень, всем камням отец и мать». Славяне воспринимали его как центр мироздания, пуп земли, наделенный различными сакральными, то есть священными и целебными свойствами. В фольклоре местонахождение камня неразрывно связывалось с островом Буяном, находившемся, как утверждают многие ученые, в Балтийском море, которое в древности называли Алатырским. Ореолом таинственности был окружен и сам остров, так как на нем находилось главное святилище славян-язычников. Поэтому согласно легендам о янтаре, янтарь с берегов Балтики считался волшебным, способным принести счастье, здоровье и удачу.

О том, что янтарь использовали в священных обрядах, говорит его северо-русское название - «морской ладан».

Янтарь широко применялся в Киевской Руси, что подтверждается многочисленными находками янтарных украшений при раскопках городищ Киева, Суздаля, Новгорода.

В августе 1963 года в Паланге, в бывшем дворце графов Тышкевичей был открыт музей янтаря. В его коллекции около ста янтарных изделий, среди которых экспонируются и запечатанные внутри янтаря насекомые, веточки растений, пауки и бабочки.

Но самым крупным музеем янтаря по праву считается музей, открытый в конце 1979 года в Калининграде, в котором выставлено свыше двух тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, относящимися к первой трети XVII и середине XVIII века. Среди них янтарный посох, присланный в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 году, янтарный кубок, подаренный князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 году, и красивая янтарная кружка, преподнесенная литовским послом Станиславом Венявским царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Но особой гордостью Оружейной палаты является янтарная ваза широкой цветовой гаммы красноватого, желтого, яично-золотого и воскового оттенков. На дне ее сделан подкладной рельеф, где сквозь прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь.

Бесспорно, самым великим и таинственным изделием из янтаря считается Янтарная комната. Ее история началась в 1701 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм I после своей коронации поручил датскому мастеру Готфриду Туссо построить янтарный кабинет в Потсдаме. Восемь лет Туссо неустанно трудился. И наконец в 1709 году работа была закончена. Кабинет представлял собой сложную композицию из отдельных деталей площадью около пятидесяти пяти квадратных метров. Вся комната буквально светилась изнутри. Такого эффекта мастер добился тем, что под янтарные пластинки подложил листы серебряной фольги.

В 1712 году Фридрих Вильгельм I подарил Янтарную комнату Петру I, когда тот был в Берлине. Это чудо мастера Туссо сначала обрело пристанище в Зимнем дворце, но в 1724 году его перевезли в малый Зимний дворец. Когда же к власти пришла царица Елизавета, то по ее указу в 1755 году Янтарную комнату перенесли в Царское село (ныне город Пушкин). Здесь комнату слегка усовершенствовали - между янтарными панелями поместили двадцать два зеркальных пилястра. Работа длилась десять лет и была закончена в 1765 году.

В 1941 году Янтарная комната попала в руки немецких агрессоров и была перевезена в Кенигсберг (ныне Калининград). Весной 1945 года немцы демонтировали ее и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с панелями видели за три дня до штурма города советскими войсками, а именно - 6 апреля 1945 года. С того времени Янтарная комната считается утерянной.

© Святослав Горский

Читать также :

Когда знания не могут дать ответы на вопросы, воображение заполняет эту пустоту. Так возникают легенды и сказания.

Легенды о янтаре чаще всего - это истории любви, потерь и печали. Многие сказания содержат в себе ассоциацию со слезами. Возможно, это не случайно, ведь дары (а янтарь - это дар природы всему человечеству) нужно выстрадать, заслужить. А может быть, это всего лишь отголосок каплевидной формы некоторых образцов.

Драматург Софокл в своей пьесе «Мелеагр» описал трагическую историю происхождения камня. Погибшего героя Мелеагра оплакивают сёстры, которые становятся птицами, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря.

Поэт Овидий также рассказывает историю о камне в «Метаморфозах». В ней погибшего Фаэтона, сына бога Солнца, также оплакивают сёстры гелиады. Горе сестёр было так велико, что боги сжалились над ними и превратили их в тополя. С тех времён тополя плачут золотыми слезами, которые в воде становятся янтариками. «Стынет под солнцем янтарь,/который прозрачной рекою/ принят и катится вдаль,/в украшение жёнам латинским…»

(Посмотрите, ведь римский поэт (ок. 43 г. до н.э.) был близок к истине, когда в мифе указывает на растительное происхождение минерала.)

Иллюстрация справа: Падение Фаэтона (гравюра Томаса де Лей c картины Антуана Карона).

Скандинавская легенда представляет янтарь в виде слёз богини любви и плодородия Фрейи, которая печалится о своём пропавшем муже.

Литовское сказание тоже о слезах. Повелитель богов узнаёт, что богиня Юрате живёт на морском дне в янтарном замке со своим любимым рыбаком Каститисом. Повелитель гневается и ударом молнии разрушает замок и убивает рыбака. С тех пор после бури на берегу можно найти осколки подводного замка или застывшие капельки слёз юной богини.

А вот сказания ведической Руси описывают янтарь по-другому - как радость, как великий дар, которым могут пользоваться все люди мира для исцеления. На Руси Алатырь-камень имел сакральное значение. Камень обладал огромной магической силой, являя собой уменьшенную копию вселенной. Алатырь-камень почитали как отца всех камней. Об этом говорит «Глубинная книга» (совр. «Голубиная книга») - это славянский духовный стих, повествующий о возникновении и целостности мира. Вот отрывок из песни:

А кое ж море всем морям отец,
И который камень всем каменям отец?
Ах! Латырь-море всем морям отец,
И Латырь-камень каменям отец.

Почему ж Латырь-море всем морям отец?
Почему Латырь-камень всем каменям отец?
Потому Латырь-море всем морям отец
Потому Латырь-камень всем каменям отец:

Лежит он середи моря,
Середи моря, середи синего,
Идут по морю много корабельщиков,
У того камня останавливаются,

Они берут много с него снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Потому Латырь-море морям отец,
Потому Латырь-камень каменям отец…

*Статья принадлежит сайту https://сайт/.
Полное или частичное копирование возможно с разрешения сайта и обязательным размещением активной ссылки.

Балтийское море: белоснежный пояс

Русичи называли его Варяжским, чуть позже – Свейским (от «свеи» - «шведы»). В Германии его именовали как Восточное, в Эстонии – Западное. Но литовцы нарекли его по белоснежной пене могучих волн «Белым»: baltas, а вслед за ними подхватили и латыши – balts. И вот на картах государства Российского оно появилось как Балтическое, которое со временем трансформировалось в конечный вариант – Балтийское. Понятно, что речь идёт о море.

О море, которое завораживает таинственностью и магической красотой. До сих пор жива легенда о богине Юрате, чей янтарный дворец возвышался на дне Балтийского моря. Ни жемчуга и кораллы, ни власть и бессмертие, ни страх потерять всё это не смогли погасить любовь Юраты к молодому рыбаку Кастису, который искренне и отчаянно полюбил владычицу морскую.

Любовь богини и смертного возмутила бога грома Пяркунаса: Кастис был убит, а Юрату приковали к разрушенным стенам янтарного дворца, чтобы вся её вечная жизнь превратилась в страдания по любимому. Но скорбь и терзания Юраты оказались настолько мучительны, что даже холодные балтийские глубины не выдерживают и начинают протестовать против столь жестокой кары за любовь, выбрасывая волнами на побережье осколки янтарного дворца, превращённого разгневанным Пяркунасом в руины.

С тех пор янтарь – символ трагической любви и слёз, а Балтийское море, на побережье которого расположены многие государства стало морем, соединяющим любящие сердца, с удовольствием предоставляя свою гладь комфортабельным лайнерам, маршруты которых разнообразны и насыщенны.

Благодаря Балтийскому морю, можно посетить такие страны как старая, добрая Англия, педантично соблюдающая свои традиции; невероятно привлекательная Бельгия с романтическими мостами над каналами; уникальная и роскошная Германия; утопающая в ярких тюльпанах Голландия; Дания, представляющая во всей красе скандинавскую природу; изумрудный остров – Ирландия; самобытная Латвия; самая большая балтийская страна – Литва; очаровательная Польша; загадочная Россия; страна тысячи озёр – Финляндия; живописная Франция; неповторимая Швеция и самая северная из прибалтийских стран – Эстония.

…Говорят, что своим названием Балтийское море может быть обязано и латинскому слову balteus, которое в переводе означает «пояс». И эта версия вполне правдоподобна, поскольку Балтийское море в хороводе с другими морями опоясывают Европу. В любом случае, на память о встрече с Балтийским морем сохраните кусочек янтаря, который, несомненно, принесёт Вам счастье и станет оберегом Вашей любви!


Круизы по Балтике популярны в любое время года. Летом - свое очарование: зелень берегов, дышащие скалы, свежий ветер на палубе. Зимой - другие приоритеты: суровое очарование фьордов, новогодние праздники, ожидание чудес.


Многие привыкли считать паромы довольно некомфортным способом передвижения, на которых зачастую нет нормальных пассажирских кают, постоянные проблемы с питьевой водой и даже негде пообедать. Паромы Балтики кардинально меняют мнение туристов.


Страны Балтии или Прибалтики в последнее время являются довольно популярным туристическим направлением. Это не удивительно, ведь вдоль побережья Балтики пролегают маршруты бессчетного количества круизов.

Из всех милых сердцу камушков в мире, кроме разве коктебельских, - янтарь более всего «литературный». М. Шагинян

Упоминание о янтаре попадается в самых ранних литературных источниках. В «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.) он встречается трижды. Описывая убранство комнат царя Менелая, Гомер называет наряду с золотом, серебром и слоновой костью и электрон (янтарь). В одной из песен поэмы бывший царский сын Эвмей рассказывает Одиссею свою историю. Родом он был с острова Сирия, где царствовал его отец. Жили они очень богато. В детстве Эвмея няньчила финикийская рабыня. Однажды к острову пристал корабль с финикийскими купцами, которые вступили в контакт со своей соотечественницей и пообещали взять ее с собой. За это нянька согласилась незаметно привести на корабль мальчика - Эвмея. Перед отплытием корабля к родителям Эвмея пришел купец, который «имел золотое на продажу монисто в янтарной оправе». И пока царица и придворные «рассматривали монисто, в руках его весили собственных и о цене торговались», нянька увела мальчика. В XVIII песне упоминается, что из 16 женихов, сватавшихся к Пенелопе во время странствий Одиссея, только один Эвримах смог преподнести ей «прекрасное монисто из золота чистого и зерен янтарных, сверкавших, как солнце». Заметим, что в те далекие времена в Греции еще ничего не знали о драгоценных камнях.

За 600 лет до н. э. знаменитый древнегреческий философ Фалес из Милета сообщал о свойствах янтаря притягивать мелкие тела после нагревания.

Ученые, писатели и поэты сложили немало фантастических историй и легенд о происхождении янтаря, написали о нем не одно художественное произведение. В самом начале нашей эры выдающийся римский поэт Публий Овидий Назон сложил прекрасный миф о Фаэтоне - сыне бога Солнца Гелиоса. Юноше захотелось покататься в солнечной колеснице отца, но слабые руки его не смогли сдержать огнедышащих коней, которые приблизились к земле так близко, что едва не сожгли ее. Разгневанный Зевс поразил Фаэтона молнией, и тело его упало в реку Эридан. Горько оплакивали Гелиады смерть брата. По воле богов они превратились в тополи, с ветвей которых капали слезы. Со временем слезы затвердели и превратились в кусочки янтаря. Течением реки их вынесло в море. Так в трагическом финале мифа объясняется происхождение янтаря.

В трудах последующих писателей версия Овидия несколько изменяется. Например, Хорес предполагал, что янтарь образуется на том месте, где стоит храм Фаэтона. Ктезий писал, что в Индии течет река, берега которой обросли тополями, выделяющими янтарь. Никий заключил, что солнце на закате оставляет в океане жирный пот, который и сбивается волнами в куски янтаря.

Упоминания о янтаре - «алатырь-камне» - довольно часто встречается в русском народном творчестве. В одной из былин говорится:

А кое море всем морям отец, И который камень камням отец? Ах, латырь-море всем морям отец, и латырь-камень всем камням отец!

Бел-горюч камень упоминается и в других памятниках русского народного творчества, сказах, заклинаниях. Известна легенда об острове Буяне, о волшебном алатырь-камне, излечивающем от болезни и наделяющем своего владельца даром бессмертия: «На море на Окияне есть бел-горюч камень. Алатырь, никем неведомый. Под камнем скрыта сила могучая, и силе нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание». В изустных преданиях нашего народа желтый алатырь-камень означает янтарь и соответствует солярному значению золота, от которого он унаследовал его благотворные и чудесные свойства. По-видимому, русский человек не мог представить себе крошечное ожерелье из янтаря и поэтому приписывал алатырю-камню громадные размеры. На том же камне на острове Буяне, по словам легенд, сидит молодец или красная девица. В легенде слышатся отзвуки языческого прошлого древних славян. Сказочный Буян - это остров Рюген в Балтийском море (в древности его называли Руян). До самого конца XIII в. там обитало племя балтийских славян. Наконец, в былине о Василии Буслаеве этот же алатырь-камень находится на Сорочинской горе в виде целой скалы.

Немало преданий о янтаре известно в Прибалтике, особенно в Литве с ее живописными, поэтическими пейзажами. Прекрасен Янтарный берег - побережье Балтики от курорта Паланга до поселка Янтарный. Глубоко вздыхая, студеное Балтийское море выбрасывает кусочки янтаря на песчаный берег. И чем круче волны, тем больше янтаря появляется на берегу... Путь янтаря из морской пучины на берег казался литовскому народу, которому еще не была известна тайна происхождения самоцвета, волшебным. Так родилась чудесная легенда: каждый выброшенный на берег кусочек янтаря - это свидетельство чистой и горячей, но вместе с тем трагической любви дочери моря богини Юрате и простого рыбака Каститиса.

Легенда гласит, что произошло это давно, еще тогда, когда бог Перкунас (Перун) был самым главным среди богов и богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. Случилось так, что красивый и сильный рыбак Каститис ловил рыбу прямо над крышей замка. Не внял он предостережениям Юрате. По-прежнему забрасывал сети в море. За смелость и красоту полюбила богиня Каститиса и увела его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было счастье влюбленных. Перкунас, узнав, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека, своими молниями разрушил янтарный замок и приказал навечно приковать Юрате к его развалинам, а Каститиса повелел волнам укачать до смерти... С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате. И ее слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом замка.

Легенда о Юрате и Каститисе не знает старости и десятилетиями служит источником вдохновения для многих литовских поэтов, художников, скульпторов, композиторов. Поэт Майронис написал лирическую поэму «Юрате и Каститис»; композитор Груодис положил сюжет легенды в основу балета; художник Казимерайтис создал на эту тему красочный витраж; скульптор Гайгилайте воплотила легенду в романтической скульптуре «Юрате и Каститис», которая выставлена в Паланге недалеко от прибрежных дюн.

Способность янтаря обнаруживать после снятия с него выветрелой корочки зримые образы природных объектов и явлений послужила основой для латвийской легенды о голубой птице Гауе. Жила эта птица в лесной чащобе, куда не ступала нога человека, хранила она в своем гнезде янтарное ожерелье с удивительным свойством. Если посмотреть на него с одной стороны, можно увидеть поразительные по красоте города и незнакомые народы; с другой стороны просматривались лазурное море, изумрудные леса и высокие горы; с третьей - безграничная равнина, по которой текли чистые, как серебро, речки с золотыми песчаными плесами, расстилались безбрежные поля под голубым куполом неба; с четвертой - персиковые и оливковые рощи с благоухающими цветущими растениями и множеством певчих птиц. Не переставал удивляться красоте ожерелья и охотник Косо, выкравший его из птичьего гнезда по приказу короля далекой Тоскании. Косо поворачивал ожерелье - и все новые картины открывались ему. Но птица Гауя настигла вора, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, опустила в море. Охотник выронил ожерелье, и илистое дно немедленно засосало его. С того времени никто не видел ожерелья. Предполагают, что каждый его янтарик пустил в илистом осадке корни, и на этом месте выросло дерево. С хрустальных свеч, растущих на его ветвях, медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает свою тоску по Гауе, которая больше не показывалась в этих краях. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь. Гауя... Веками течет река под этим названием по живописным долинам Латвии. Красоту ее воспели поэты, запечатлели в картинах известные художники. Понятно, почему народ назвал голубую птицу именем красивейшей реки Латвии.

Согласно еще одной легенде, кусочки янтаря - это осколки Солнца. Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы, на дне оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...

Эти поэтические легенды о балтийском самоцвете многие, наверно, слышали от экскурсоводов во время посещения музеев янтаря в Калининграде и Паланге. Они непременно вспомнятся, если вы найдете на берегу моря кусочек янтаря, камня, в котором таится частица Солнца. Того самого, что озаряло нашу планету еще 40 миллионов лет тому назад.

О янтаре писали многие поэты. Еще Ломоносов перевел на русский язык слова римского поэта Марка Валерия Марциала, жившего вначале нашей эры:

В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей. Хоть у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...

Пушкин, описывая столичный кабинет Онегина, обставленный -по последней моде, тонко подметил характерные черты того времени, воплощенные в предметах материального мира:

Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале...

В поэме «Демон» Лермонтов писал:

Всечасно дивною игрою Твой слух лелеять буду я; Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря...

С янтарем сравнивала свою родину литовская поэтесса Саломея Нерис:

Маленький мой край - как золотая Капелька густого янтаря. Он блестит, в узорах расцветая, Льется в песнях, радостно горя. Янтари с лучами золотыми, Балтики прозрачную красу - О Литва, твое родное имя Солнцем крошечным в руках несу!

Янтарь воспевали в стихах В. Азаров, Н. Матвеева, Л. Озеров, В. Рождественский, А. Чиков, В. Реймарис и другие поэты.

В литературе часто встречается эпитет «янтарный» - синоним золотисто-желтого цвета.

Дайте мне дворец высокий И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград, -

Пишет Лермонтов.

Образно сказал о янтаре известный литовский поэт Э. Межелайтис: «Мы... смотрим на огонек янтаря и видим контуры архитектурных сооружений... А иногда народные умельцы вытачивают в куске янтаря свой сон, свою песню. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца».

Янтарь - главный «герой» многих книг, брошюр, буклетов. Уникальна маленькая, карманного формата, прекрасная книга «Янтарный сказ». Она интересна не только цветными фотографиями изделий из янтаря и выдержками из произведений о «солнечном камне» Тацита, Ломоносова, советских поэтов, но и тем, что в корпус книги вмонтирован миниатюрный «аквариум» с кусочком янтаря.

В «Янтарной сказке» латвийского поэта И. Зиедониса рассказано о случайной встрече Человека и Крота. Крот был очень удивлен, узнав, что у человека нет ни кусочка янтаря, и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Здесь все мастера понимали язык самоцвета, поэтому, прежде чем взяться за работу, сначала советовались с ним, как лучше его обработать, где, на каком боку сохранить тот или иной блик.

Отдельные янтаринки сами решали, что больше им к лицу - металлический воротничок, деревянный ли кантик или серебряная цепочка. Поэтому даже самый заурядный янтарь вдруг поворачивался к людям самой лучшей стороной. Он начинал излучать такой теплый свет, что все восклицали: «Глядите, что за удивительный янтарь!». В сказке камень наделен всеми чертами человеческого характера - злыми и добрыми.

Когда Человек уходил из янтарной мастерской, Крот предложил ему взять что-нибудь на память. Человек выбрал янтарь - Любовь, такой камень, что ни в сказке сказать, ни пером описать! И стал янтарь всегда помогать Человеку. Если Человек устанет, самоцвет шепнет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимет. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых словно оживает, весь сияя...

Хорошо живется Человеку с его янтарем.

Понедельник, 30 Мая 2011 г.

Осколки Солнца (прибалтийская легенда)

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое.

Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки.

С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...


Фаэтон (из Эсхилла, 525-456 до н.э.)

Янтарь - это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней.

Гелиос отказывал, говоря:-

- «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице.

В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают.

Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей.

Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра.

В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».




Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына.

Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли.

Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: -

- «Зевс-громовержец, спаси!» Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей
звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана. Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле.

А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична.

Боги превратили плачущих гелиад в сосны. И с той самой поры стоят плачущие сосны-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.








Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда)

Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства.

В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света.

Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой.

По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море.

С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.




Крот и Человек (современная латвийская сказка)

Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать. Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты.

С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова - и усталость как рукой снимает.

И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: -

- в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя.



Мелеагр (из Софокла, ок. 494-406 до н.э.)

Полна приключений была судьба этого древнегреческого героя. Отец Мелеагра, царь Калидона Ойней, принося богатые жертвы богам-олимпийцам, забыл принести жертву Артемиде, и та напустила на страну грозного кабана, который опустошал все встречавшееся ему на пути. Горе царило в окрестностях Калидона, и тогда Мелеагр решил устроить облаву на кабана. С помощью аркадской охотницы Аталанты ему удалось убить зверя. Тогда богиня Артемида перенесла свой гнев на Мелеагра и устроила распрю между жителями Калидона и соседнего города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери.




Легенда имеет два варианта завершения. По одной версии мать молила богов покарать ее сына, и Апполон убил Мелеагра.

Вторая версия обращается к более ранним фактам из жизни героя: когда Мелеагр родился, к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала: -

- «Твой сын умрет тогда, когда на очаге сгорит вот эта головня...

Алфея выхватила головню и спрятала в ларец. Но когда до матери дошла весть об убийстве Мелеагром ее брата, она вспомнила о предсказании мойры, выхватила головню из ларца и бросила в костер. Как только головня превратилась в пепел, Мелеагр скончался. Так или иначе, но сестры героя очень горевали о кончине Мелеагра.

Ставшие от горя птицами, они долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы превратились в янтарь.




Каститис и Юрате (древнелитовская легенда)

На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него.

К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой.

Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть. Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.





В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.