Монастырь ясная гора в польше. Ясногорский монастырь (Ясная Гора)

Город Ченстохова знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре. Полное название монастыря - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Он принадлежит ордену паулинов. Ясная Гора – главный объект религиозного паломничества в Польше.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря возвышается над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от храма. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Здание имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Чаще всего организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком.

Колокольню Ясногорского монастыря видно издалека. Лучше всякого компаса выведет вас к нужному месту устремленный в небо шпиль. С давних пор он был ориентиром для миллионов людей, которые приходили сюда поклониться Ченстоховской иконе Божией Матери - ее темный лик с суровым взглядом и рассеченной щекой до сих пор для многих последняя надежда.

// dorogimira.livejournal.com


Монастырь был основан в 1382 году монахами, приглашенными из Венгрии польским князем Владиславом Опольским. Нынешняя территория монастыря огромна (несколько гектаров) и многоярусна (он располагается на холме высотой почти 300 метров). Наверное, это самый грандиозный культовый центр, в котором мы когда-либо бывали. На его территории есть несколько музеев, сокровищница, хоспис, медицинский пункт, большой информационный центр и даже собственное радио.

// dorogimira.livejournal.com


Главный вход на территорию монастыря.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Но мы подъехали со стороны бокового входа, который выглядит не так помпезно. Здесь стоит упомянуть, что рядом с Ясногорским монастырем обустроены огромные парковки и проблем с тем, где оставить машину, нет. Может быть, конечно, в праздничные дни будет другая картина. Парковка платная, но без фиксированной цены: на выезде охранник протянет вам металлическую кружку, и вы бросите туда столько, сколько посчитаете нужным.

// dorogimira.livejournal.com


Уже над входом можно увидеть изображение Ченстоховской иконы.

// dorogimira.livejournal.com


Монастырь окружен толстыми стенами и имеет четыре бастиона - наследие тех времен, когда находившиеся здесь вынуждены были обороняться. Стены были возведены в XVII веке и с тех пор несколько раз выдерживали мощную осаду: в 1655 году во время шведского нашествия и в начале XVIII века в ходе Северной войны. Нацистов сдержать стены не смогли, но, к счастью, монастырь практически не был разграблен.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Сейчас вдоль стен установлены скульптуры на высоких каменных постаментах, символизирующие этапы Крестного пути.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Паломников в Ясную Гору приходит очень много, и по праздникам, когда собор не в состоянии вместить всех желающих, проводятся службы под открытым небом.

// dorogimira.livejournal.com


Базилика является самым старым сооружением монастыря, ее начали возводить еще в начале XV века. Сейчас интерьер барочный, считается одним из лучших образцов в Польше.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Надо сказать, что барокко я не очень люблю, этот стиль для меня слишком "обильный", а всепоглощающая позолота мешает рассмотреть детали. Но здесь был найден великолепный баланс, который позволил сохранить и объединить фактуру, подробность и суть.

Сердце всей Польши находится между Варшавой и Краковом и является главным католическим центром страны, где хранится самая почитаемая реликвия - Ченстоховская икона Божией Матери. Небольшой уютный городок Ченстохова раскинулся на реке Варта, утопает в зелени, парках и костёлах, главным из них является монастырь Ясна Гора.

Улочки скромные, слегка сонные, напоминают тихую провинцию удаленных городков, тем не менее чистые и носят на себе отпечаток, больших батальных воин за власть и религию. Ченстохова, с польского переводится как "часто прячущаяся" ("ченсто" — "часто" и "хова" — "ховаться, прятаться").

Главной достопримечательностью города и паломническим центром, является монастырь Ясная Гора (Jasna Góra) и хотя правильнее по - русски звучит как Ясна Гура, всё же, тот вариант, как читается с латиницы более комфортен нашему слуху и в переводе не нуждается.

Попасть в монастырь не сложно и бесплатно, с центрального входа есть большой паркинг, ориентиром расположения святыни, служит огромная 106-метровая колокольня, хорошо просматриваемая из разных частей города. Часы работы с 5 до 21, в воскресение идут мессы, поэтому наплыв паломников и туристов огромен.

Также можно попасть в монастырь и с другого входа, не менее красивого, а может даже и более аутентичного, по зеленой лужайке, с прекрасным видом на панораму Ясной Горы,

вдоль цветущих каштанов

и лавок сувенирщиков, где в большом почете разнообразные изображения Ченстоховской Божий Матери, правда не лучшего качества и памятника Стефану Вышинскому.
Польский кардинал, архиепископ—митрополит Варшавско-Гнезненский, примас Польши (Его называли Примасом Тысячелетия) с 12 ноября 1948 по 28 мая 1981. Слуга Божий Католической Церкви. Кардинал-священник с титулом церкви Святой Марии в Трастевере с 12 января 1953.Во время преследований за веру в 1953—1956 годах находился под домашним арестом. В 1962 году принимал участие во Втором Ватиканском соборе. Активно организовывал празднование тысячелетия крещения Польши в 1966 году. В бытность его примасом Польши краковский кардинал Кароль Войтыла был избран Папой Римским. Во время забастовок в Польше в 1980 году выступал посредником в переговорах властей и профсоюза "Солидарность". Умер в Варшаве от рака. Похоронен в кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве. Его именем назван теологический университет в Варшаве. В 1989 году начался процесс беатификации.

Мой путь в обитель лежал через врата Любомирских,

на брусчатке был выложен огромный герб из красного кирпича в виде птицы и большого ветвистого дуба

вдоль мощных стен барбакана

центрального парка, со скульптурами на библейские мотивы

аллеи Пресвятой Девы Марии

через врата Богородицы


Мощные стены рвы, пушки, говорят о тяжелой военной истории сами. Не много википедии:
"В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.
На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску.

В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году.

Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства. Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.
После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше. В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь. Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса. У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Góra», вещающая также в интернет."

Основным собором монастыря на Ясной Горе является Собор Святого Креста и Рождества Богородицы со старинными солнечными часами на фасаде.

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

При входе, стоит красивейшая часовня святого Антония

с прекрасными элементами барокко в интерьере

Свод над храмом является "полом" колокольни

Вход плавно перетекает в храм Святого Креста. Он считается одним из лучших образцов польского барокко.

Интерьеры с многочисленными часовнями

Пожалуй, стоит подняться на колокольню, вход почти бесплатный, фиксированной платы нет, нужно положить несколько злотых смотрителю, сколько? На своё усмотрение, они пойдут на поддержание колокольни в должном виде. Колокольня 106-метров в высоту была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена, состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Поднимая голову вверх, карабкаясь по ступеням, с губ слетают совсем неподходящие такому месту слова.

Со смотровой площадки открывается вид на город и на стены монастыря. Так выглядит аллея Девы Марии с земли

А так с колокольни

Вид на город хороший, но не то что бы особо интересный, поэтому если Вы по каким-то причинам не смогли посетить смотровую на колокольне, большого смысла расстраиваться нет. А те кто всё равно лезет куда повыше, всё равно заберётся, даже если буду отговаривать.

После посещения колокольни стоит вернуться обратно в собор и дойти до главной святыни монастыря, капеллы Девы Марии. Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

В богослужения, икону открывают и каждый может помолиться, в такие моменты большой наплыв посетителей и подойти близко к иконе довольно затруднительно.

Завершить осмотр Ясной Горы лучше всего прогулявшись по бастионам монастыря, для этого созданы все условия и пандусы для не ходящих людей. За стенами раскинулся парк со скульптурами из священного писания и монументами деятелям религиозной культуры.

Детали ковки входных врат

Двойные стены

Колокольня

Изящные перила

Справа на фотографии полевой алтарь, в большие праздники служба проводится в нём и может вместить всех желающих

Полевой алтарь

Памятник Августину Кордецкому (16 ноября 1603 — 20 марта 1673) — настоятель Ченстоховского монастыря, сумел выдержать месячную осаду шведов и поднять боевой дух нации.

Ну и конечно неизменный памятник каждого польского городка - Иоанну Павлу II

На этом можно было бы закончить рассказ про Ченстохову,

но оставалось ещё немного времени и мне захотелось прогуляться по парку 3 Мая. Как и положено в "майском" парке, все цвело и благоухало, белки бегали, птицы щебетали, молодёжь упоенно целовалась.

Прекрасное место для отдыха и релакса

Моумент Ежи Попелушко (польск. Jerzy Popiełuszko) — римско-католический священник из Польши, капеллан и активный сторонник профсоюза "Солидарность". Был убит сотрудниками Службы безопасности МВД Польской народной республики. Мученик католической Церкви, причислен к лику блаженных 6 июня 2010.

Памятник Станиславу Монюшко (польск. Stanisław Moniuszko) — польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики

Обсуждение худрука и балетмейстера концепции балета "Жар-птица" в Зелёном театре.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

    На автобусе через пол Европы

    Ченстохова

    И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

    У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

    Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

    Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

    106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

    Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

    Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

    Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

    Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

    Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

    Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

    Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

    А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

    За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

    Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

    В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

    Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

    Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.