Можно ли причащаться на. Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться? Что делать с одеждой, испачканной после причастия

Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Причастие является одним из основных Таинств христианства. Сам Спаситель оставил для Своих последователей во время Тайной вечери. Иисус, а в дальнейшем апостолы, подчеркивали великую силу спасения в принятии Божьих даров в виде хлеба и вина, но к этому Таинству необходимо подойти в чистоте и свободе, совершив .

Причастие без Исповеди - Таинство, которое может вместо благословения принести беду по вине самого причащаемого, прикосновение к святыне без раскаяния - грех непослушания.

Таинство Причастия

Иисус во время Тайной вечери оставил для христиан в память о Себе Евхаристию. Учитель преломил хлеб, раздал кусочки ученикам, как прообраз Его тела. Затем взял вино, как прообраз Его крови, сказал пить его. Участвуя в Евхаристии, христиане сопричащаются телу Христа, принимая хлеб, как жертву, уплаченную за все страдания и болезни, вино, как очищающую кровь.

Причастие — это вкушение Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина

Во время Причастия верующие должны четко понимать, что им предлагается не хлеб и вино, а настоящая плоть Иисуса и Его кровь, которые даруют очищение души и исцеление тела (Луки 22: 19-20). Для маловеров Христос неоднократно являл чудеса реального превращения хлеба и вина в плоть и кровь. Самым ярким примером такого превращения является , часть плоти и кровь Христа до сих пор хранится в итальянском городке.

Ещё о святом Причащении:

В Причастии максимально нашел отражение церковный дух и христианская сущность. Кровью Христа мы спасены, питаясь бескровной Его жертвой в виде хлеба и крови, мы причащаемся Христовой сущности.

До рождения Иисуса люди за свой грех приносили кровь невинных птиц и животных, но при этом их сердца часто оставались каменными, а грех нераскаянным. Господь послал Сына Своего для очищения человечества от грехов (Иоан. 3:16), Его кровью заплатив за прегрешения.

Важно! Принимая Причастие, верующие каждый раз раздумывают о цене Крови, совершая Таинство в воспоминание о жертве Иисуса.

Человеку трудно на собственном уровне понять превращение хлеба и вина в плоть и кровь, это работа Духа Святого, и простым смертным достаточно иметь веру в Слово Божье и поступать согласно Писанию. Истинная природа Причастия проявляется в освобождении и исцелении, которое дается при выполнении определенных условий.

В чем важность исповеди

Исповедь подразумевает не только рассказ верующего о своих грехах, а полное их осознание и раскаяние. Священник является только посредником между Богом и людьми, он не несет ответственности перед Создателем за искренность раскаяние и чистосердечность признание греха.

Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Причастию

Русская православная церковь настоятельно рекомендует тщательно подготовиться к исповеди в течение нескольких дней, тщательно анализируя свою жизнь. и молитве поможет Духу Святому открыть давно забытые грехи, показать явные и тайные прегрешения, ведь цель исповеди не в самооправдании, а в приобретении Божьей чистоты.

Предлагаемые святой Церковью молитвенные правила, перечень молитв и псалмов помогает окунуться внутрь себя и увидеть то, что порой скрыто от людских глаз, но видимо Богом.

Цель исповеди - надежда на спасение, приобретение духовной и душевной чистоты.

Грех вливается в нашу жизнь, как жидкость, заполняя всякое пространство, не заполненное Христом, будь то семья, учеба, общения, слова или мысли. и последующая за ним исповедь - пропускной билет в Царство Божье. Человек перед смертью может не успеть принять причастие, но всегда открыты двери Божьей любви для покаяния и исповеди.

Придя на исповедь, максимально раскаявшись в открытых Богом грехах, можно сделать следующий шаг - причаститься Его святой крови и вкусить Его тело, ломимое за каждого из нас. Грехи, принесенные к подножью Божьего престола, во время исповеди через священника прощаются, и больше они не вспомянутся даже на . Священнослужитель имеет церковное право отпускать грехи покаявшемуся христианину.

О покаянии:

Иисус заплатил Своей кровью за наши грехи, причастие является прообразом Его жертвы. Причастие и исповедь имеют одну цель, которая их объединяет, она выражается в спасении души. Эти два Таинства связаны глубокой неразрывной духовной взаимосвязью.

Почему Причастие без Исповеди грех

Причастие и исповедь являются двумя самостоятельными Таинствами, не связанными друг с другом. Первые христиане ежедневно проводили Евхаристию, пребывая в молитвах. Ими двигала любовь к Учителю, великая нравственность, чистота была нормой того времени.

Проходит довольно короткое время, и Павел в Первом послании Коринфянам сообщает, что Господь открыл апостолу тайну приобщения к Его телу и крови при выполнении определенных условий. Благоговение и страх должны сопровождать христиан, решивших причастится великого Дара, дарующего жизнь или смерть.

Да, именно болезни или даже смерть пожинают люди, недостойно принимающие Жертву Христа. Апостол Павел передает предостережения Иисуса, (Кор. 11:23-25) о том, что недостойный подход к Евхаристии может стать причиной болезней и смерти.

Апостол говорит о страхе и благоговении, то есть о рассуждении по поводу своей греховности, нечистоте. Казалось бы, сделал человек богоугодное дело, пошел в церковь, причастился, а болезни не отпускают, порой усугубляются, и больной даже не догадывается, что причина кроется в недостойном принятии Иисусовой плоти и крови.

По словам апостола Павла, недостойное принятие Святых даров является осуждением самого себя. Ниже мы читаем, как апостол сравнивает Церковь с телом Христа, и все христиане — ее тело. Христиане, принимающие участие в Христовой трапезе, должны оставить мирские забавы и греховные пиршества, чтобы случайно не прикоснуться к чаше бесовской.

Интересно! Только Дух Святой движет Церковью, вселяя в сердца христиан любовь и веру, чистоту и свободу, которую мы приобретаем во время Исповеди.

Каждый верующий сам несет ответственность за недостойное принятие Причастия, без раскаяния и Исповеди. Западные церкви давно отменили правило обязательной исповеди перед Евхаристией, исходя из того, что это два отдельных таинства.

Сопричаститься с Телом, в котором нет и никогда не было греха, невозможно для земного, обремененного грехами, тела. Нечистые руки, протянутые к Жертвенным Дарам, не имеют права Их касаться без раскаяния, это большой грех непочтения Христа.

Важно! Исповедь перед Причастием важна в первую очередь для самого грешника, чтобы в духовной чистоте приступить к Жертвенным Дарам Христа.

Исповедоваться перед Причастием было заведено на Руси много веков тому назад, этот закон действует как в обычные дни, так и во время больших христианских праздников, включая Пасху. По словам , исповедь можно отнести ко второму Крещению, после которого душе находит исцеление и очищение, и способна к принятию Благодатных церковных даров.

Причащение святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную

Совершив прегрешение, мучимый совестью человек может пойти на исповедь без причастия, чтобы не нести грех в следующий день, который может и не наступить. Допустимо исповедоваться, даже если после этого не планируется причастие.

Памятка для тех, кто готовится к принятию Причастия

Готовясь к исповеди, следует испросить у духовного наставника благословения на пост, во время которого следует воздерживаться не только от пищи, мирских развлечений, но и между супругами.

  • Ежедневно во время поста и в день Евхаристии читается , каноны к Спасителю, Богородице и Ангелу-хранителю.
  • Чтобы принять участие в Евхаристии, христиане с вечера идут на исповедь, после чего участвует в богослужении с начала до конца. Если же по веским причинам человек не смог быть на исповеди во время вечерней службы, священнослужитель может разрешить исповедоваться перед Причастием.
  • Документ «Об участии верных в Евхаристии» четко предписывает священникам не допускать к причастию людей, которые не свободны от злости, гнева, непрощения и обид.
  • Тяжелая болезнь или предсмертное состояние человека допускает Евхаристию без исповедания грехов, если у причащаемого нет на это сил.
  • Личное покаяние принимается Богом, Таинство исповеди дарует благодать, которая является целительным бальзамом для греховных ран.

Перед Причастием всем верующим полагается пост и молитвенное правило

Во многих странах допускается причастие без исповеди по причине истинного православного воспитания в христианских семьях, где есть четкое понимание греха и добродетели, где вера в Иисуса и страх пред Богом всасываются с молоком матери. Эти люди четко понимают свою ответственность перед Творцом за содеянный грех, что никогда не будут причащаться без покаяния.

Россия пережила несколько периодов , когда действовали строгие запреты на распространение Слова Божьего и упоминание имени Христа. Многие люди постепенно начинают посещать богослужения, однако, у них отсутствует понятие тяжести греха, многие вещи, такие как , обвешивание на работе, обман во имя блага является нормой и часто вызывает недоумение, в чем же грех.

Исповедь перед Причастием для большинства людей обязательна для их же блага, чтобы достойно, рассуждая над прегрешениями, покаяться, а затем прикоснуться, облечься в Тело Христа, чтобы не быть виновными против Иисусовой крови, и не иметь осуждения для самого себя.

Можно ли причащаться без исповеди? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Многие православные христиане, особенно те, кто только недавно воцерковился, задают вопрос священникам и верующим: «Можно ли причащаться без исповеди?» Однозначно и категорично ответить нельзя, но, тем не менее, это будет скорее "нет", чем "да". Почему? Чтобы не было искушения.

Зачем придумали исповедь?

Обычно, отвечая на такой вопрос, священнослужители вступление начинают с цитирования Ветхого Завета, где речь идет об Адаме и Еве. Изначально наши прародители жили без греха в Эдеме, общались между собой и с Богом. Но в обитал Змий (дьявол), который искусил Еву, затем согрешил и Адам. С того времени человек и Бог отдалились друг от друга. Чтобы снова примириться с Богом, людям нужно раскаяться в своих поступках.

В чем же смысл этого эпизода? Помните, Бог, создав мужчину и женщину, сказал примерно так: «Живите, пользуйтесь дарами, но с этого дерева плодов не ешьте». Когда Ева оказалась рядом с запретным деревом, Змий-искуситель рассказал ей, что она узнает многое, если съест плод. Она ослушалась Бога, но согласилась с дьяволом. После такого трагического случая человек навсегда был изгнан из рая.

Давайте посмотрим, какое отношение эта история имеет к современнику. Можно ли причащаться без исповеди и что такое Причастие? После грехопадения в Эдеме в течение многих тысяч лет праведники знали Бога, но жили по другим законам, которые написал Моисей. Спустя время на землю пришел Сын Божий - Иисус Христос - и установил новый закон - Евангелие (Новый завет). Накануне дня распятия Он собрал учеников своих и сказал: «В память Мою будете вкушать хлеб и пить вино, ибо это есть Мои тело и кровь». Под этими словами Господь подразумевал Причастие.

К сожалению, каждый из нас (даже святые) грешили и грешим. Безгрешен был только Иисус Христос. Чтобы с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом примириться, нужно искренне раскаяться в своих поступках, очистить свою душу от грязи.

О таинстве Евхаристии

Простым людям не дано видеть, как происходит подготовка Причастия в алтаре после общего пения «Отче наш». Не видят, что происходит, даже сами священники, только знают, что это за таинство, поэтому молятся о превращении вина и хлеба в тело и кровь Христовы. Есть свидетельства того, как некоторые святые люди видели в алтаре Младенца, множество ангелов, Божию Матерь. Вот так, невидимо для человеческого глаза, происходит самое настоящее чудо, к которому нужно серьезно готовиться. После таких историй, как правило, люди уже не задают вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Ведь каждый христианин в таком случае ощущает свое недостоинство перед причастием.

Великий пост и Рождество Христово

Есть такое правило церковное насчет Великого поста: если постился все дни, причащался хотя бы раз, ходил в храм регулярно, то можно причаститься в Пасхальную ночь. В Великую субботу разрешают после таинства исповеди причаститься утром на литургии. Если человек в течение дня не согрешил, молился, готовился к ночной службе, то ему можно причащаться без исповеди снова. Такое же правило действует и в рождественский сочельник.

А если перед смертью не причастился?

Нередко люди с волнением спрашивают: "Умер близкий, а он не причащался. Где будет его душа?"

Есть одна история про монахиню, которая поддалась искушениям и ушла в мир. Там жила с мужчинами, развлекалась. Но пришло время, она опомнилась, поняла, что натворила, и решила вернуться. Пока шла в родной монастырь, плакала, каялась, подойдя почти к воротам обители, умерла. Как позже узнали чудом насельницы монастыря, их заблудшая сестра попала в рай, она прощена Богом, потому что плакала о своих грехах, искренне просила у Господа прощения. Этот случай ответит на вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Но нужно помнить, что это разрешается только в исключительных случаях, например, солдат умирает во время сражения на войне, или тяжелобольной, к которому не может приехать священник.

Соборование, исповедь и причастие

Во время Великого поста, перед Рождеством проходит такое? Во время этого таинства читают семь Евангелий и помазывают крестообразно верующих людей. В чем заключается это действие? Священники молятся о здоровье соборующихся. Многие священники говорят, что собороваться нужно при болезнях.

«Можно ли причащаться после соборования без исповеди, ведь все грехи снимаются с этим таинством?» - нередко слышат такой вопрос батюшки. Грамотный священник задаст встречный: «Кто вам сказал, что с соборованием все ваши грехи смываются?» На самом деле в чине соборования практически ничего не сказано о прощении грехов в целом, есть только моление о здравии. Обычно можно слышать ответ перед соборованием: «Можете подойти на исповедь после соборования, если до него не успеваете». Здесь ничего не сказано о причастии.

Вот мы и разобрали вопросы о том, можно ли причащаться без исповеди в Великий пост, можно ли после соборования приступать к евхаристии. Любые подобные вопросы нужно обсуждать только со священником, у которого исповедуетесь.

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

- «Я слышала, что людям, которые желают часто причащаться, например каждое воскресенье, можно подходить к Таинству без подготовки, главное - иметь желание и сокрушение сердца. Вычитывание канонов и пост перед Причастием - более поздняя практика. Что Вы думаете по этому поводу?»

Этот вопрос очень актуальный в наше время и долго будет таковым. Это проблема, потому что современное общество меняется и хочет, чтобы Церковь менялась вместе с ним. Вся вина и беда этих людей в том, что они хотят, чтобы Церковь менялась, но не в сторону следования ко Христу, а чтобы Церковь превращалась лишь в организацию, которая оказывает услуги населению. Человек пришел в храм, заплатил за свечку, отдал какую-то сумму на пожертвование и внутренне убежден: «Я пришел в организацию, где должны оказать духовные услуги. Моя жизнь - это моя жизнь, пусть в нее не вмешиваются, я живу так, как хочу, это мое право». Со стороны таких людей, как Вы правильно отметили, чаще всего можно услышать такие слова: «Зачем нужны долгие молитвенные правила, пост? По немощи хочется жить так, как хочется. Исповедь - это билет на Причастие. Я хочу причащаться, мне нужно оказать услугу, а готовился я или нет, мое личное дело». Так рассуждают люди, с которыми и мне приходилось сталкиваться, несмотря на мой небольшой пастырский опыт. Очень печально встречаться с людьми, у которых такой менталитет.

Если они способны выслушать совет, им можно порекомендовать вспомнить евангельскую притчу о званых на брачную вечерю. Она изложена в Евангелии от Матфея (См.: Мф. 22, 2-14). В Евангелии от Луки есть точно такая же притча. Суть ее такова, что Господь уподобляет вхождение в Царство Небесное самому торжественному событию в земной жизни - брачному торжеству. Царь сотворил вечерю для своего сына и послал звать гостей. Не все хотели приходить, многие уклонялись, ссылаясь на более важные дела. Когда все званые пришли, хозяин зашел, чтобы на них посмотреть, и увидел одного человека, одетого не в брачные одежды. Толкование, которое нам оставили святые отцы Церкви, говорит, что Господь привел эту притчу, учитывая реалии древнего мира. На Востоке была традиция: человек, приходящий на какое-то торжество, должен был омываться, ему давали даром новую праздничную одежду. А этот человек вошел на брачное торжество в грязном одеянии, в котором пришел с дороги, он не захотел омыться, проявил неуважение, неблагоговение и нелюбовь к самому хозяину. Если провести аналогию с современной жизнью, то можно представить, как человек, поработавший в канализационном люке, не умывшись, с грязными руками и в зловонной одежде пришел бы в гости к своим друзьям. Входя в таком виде, он показывает полное неуважение к хозяину и себе. В притче, обращаясь к тому человеку, царь говорит: «Друг, как ты вошел сюда, не имея одеяния брачного?»

Очень важно, как толкуют святые отцы то, что царь назвал этого человека другом: по факту крещения очень многие люди принадлежат к Церкви, но по образу жизни и мысли к Церкви не имеют никакого отношения. Когда такие люди приходят в храм, они считают, что их обязаны причастить, и пусть только попробует священник задать им вопрос о подготовке, посте. Святая Церковь как любящая мать составила молитвословия, которые как раз и помогут очистить вашу душу, чтобы в ней было место для благодати, чтобы душа приняла ее, причащаясь Святых Тела и Крови Христовых. В Последовании ко Святому Причащению, молитвах перед Причастием все направлено на то, чтобы очистить нашу душу. Не случайно в одном из текстов Последования есть такие слова: «Вопричастие святынь Твоих како дерзну, недостойный? Аще бо дерзнукТебе приступитисдостойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей». То есть моя небрачная одежда меня обличает. Современные люди говорят, что подготовка - не главное, а главное - иметь любовь ко Христу и сердце сокрушенное.

Телезрительнице я советую встать на позицию античного мудреца Сократа, который задавал вопросы своим слишком «грамотным» собеседникам и в процессе опроса выяснял, что они на самом деле ничего не знают. Задайте таким людям вопрос: «А что мне делать, чтобы иметь сокрушенное сердце, стяжать его? Объясните мне пошагово, как этого добиться, если после трудовой недели в пятницу, плотно покушав, не соблюдая пятничный пост, проведя всю субботу у телевизора, не побывав на богослужении, не прочитав никаких правил, я пойду на воскресную службу?» Люди, рассуждающие так, не имеют подлинной веры. Меру их вины определит Господь, но их беда в том, что они считают, что Церковь должна меняться, а не они каяться.

протоиерей Димитрий Беженарь

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.