Почему церковь запрещает татуировки. Библия и татуировки

"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии"

(1Кор. 6, 20).

Разрешено ли христианам иметь на теле изображения? Чтобы разобраться в этом обратимся к Библии и святоотеческим писаниям, догматам вселенских соборов, а также к литературе для подготовки к исповеди, потому что в ней обычно очень подробно перечисляются всевозможные грехи. Для протестанта существует лишь авторитет Библии. Католику стоит прислушаться к постановлениям римского папы и соборов.

В догматах Православной Церкви и трудах отцов Церкви об этом ничего не сказано. Обратимся тогда к Библии, в ней есть только 1 стих, ясно говорящий о наколотых изображениях. Вот он:

"Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь"
(Левит 19, 28).

При этом строкой выше сказано:

"Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Левит 19, 27) .

В этих ветхозаветных цитатах говорится о недопустимости перенимать языческие обряды, то есть совершать эти действия ради умершего и для прославления языческих богов. Если считать, что здесь однозначно запрещается татуировка, то нужно признать и запрет стричь бороду. Более того, Евангелие отменило очень многие старые нормы, например обряды с кровью животных.

В Новом Завете об Антихристе написано:

"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их" (Откр. 13, 16) .

Но написано также:

"И сказано было ей [саранче], чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" (Откр. 9, 4).

"И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (Откр. 14, 1).

Имеют ли начертание или печать на челах отношение к татуировке? Ясно сказать нельзя. Итак, похоже, что Писание ничего напрямую не предписывает современным христианам в плане татуирования.

Вместе с тем, надо помнить, что христиане живут для славы Божией, всей душой стремятся к спасению себя и других. Следуя словам Апостола Павла, скажу, не все что позволительно полезно, и не все назидает. Понятия и нравы нашего времени уже далеки от заветов Иисуса Христа. Люди делают нательные рисунки чтобы нравиться, подчеркнуть свою красоту, сохранить память о мирских вещах. Даже имя любимого человека наносить не стоит, потому что, во-первых, на первом месте Бог, во-вторых, романтика пришла отнюдь не из христианства, а из средневековой военной среды, и, наконец, в-третьих, настоящие христиане любят всех сестер и братьев одинаково, не делают разницы между родными и неродными. Любовь романтическая и любовь христианская не одно и то же.

Также нельзя татуировать восточные символы, то есть драконов, японские и китайские иероглифы, и им подобное. Они выражают совсем другое видение мира, далеко отстоящее от христианства. Итак, нехристианская татуировка для верующих в Иисуса недопустима. Если спасение - самое главное, то зачем просто так обращать внимание на мирские вещи?

В книгах для подготовки к исповеди нет греха татуировки, хотя приводятся такие нарушения Божьего закона как танцы и переход дороги на красный цвет. В одной из них, однако, есть фраза: «Согрешил(а) следуя безбожным обычаям мира сего, а также желая нравиться и прельщать, стриглась и красилась (этим попиралась заповедь Божья о внешнем виде женщины)». То есть любые действия, с неправедными целями осуждаются, да и христианскую косметику вообразить себе трудно.

По Православному вероучению священные изображения нужны во-первых, длянапоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством , как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством - пением и музыкой. (По Н.Ю. Варжанскому «Оружие правды»)

Библия признает возможность правильных священных изображений:

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою" (Исх. 26, 1) .

"Cделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное; так сделано во всем храме кругом" (Иез. 41, 18-20) .

Кроме того:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших , которые суть Божии" (1Кор. 6, 19-20) .

Храм же имеет правильные изображения.

"Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его" (Иез. 43, 11) .

Некоторые утверждают, что накалывание запрещено, потому что его использовали язычники. Если так понимать, то надо запретить и священные изображения вообще, потому что еще до повеления Бога сделать изображения херувимов в скинии, языческие народы изображали своих богов.

В христианском мире широко применяет татуировку Коптская Православная церковь (Египет), после крещения на правом запястье делается крест. Законы Египта требуют при устройстве на работу показывать руку, потому что коптам запрещены руководящие должности. Поэтому, например, мужчины становятся грузчиками, а женщины - уборщицами.

В любом случае, вопрос спасения зависит от души человека, изображения и предметы, формальное исполнение правил сами по себе не в силах этого сделать. При выборе татуировки, не стоит всецело доверять каталогам в тату-салонах, потому что кто их создавал неизвестно, а любое изображение отражает внутренний мир художника. Лучше выбрать самим, и принести мастеру готовый эскиз. Мастер, выполняя своей рукой процедуру, неосознанно вносит частицу своего «Я». Ведь и храмы расписывают лишь христиане, а не мирские художники. Найти в салонах действительно верующего татуировщика не так-то просто. На сегодняшний день обладателя нательной живописи большинство воспринимает как любителя острых ощущений, живущего ради наслаждений и удовольствий, и вместе с тем человека достаточно твердого, чтобы придерживаться своих правил. На образы, наносимые навсегда, смотрят как на нечто мирское, но сейчас это почти современный молодежный язык. Чтобы привести ко Христу других людей, надо донести до них высокие христианские истины Православия доступным образом.

Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.

Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.

В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу . Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.

Некоторые полагают, что . Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14) . Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.


В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.

Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.

Татуировки, носящие религиозный смысл достаточно серьезный вид искусства. Ведь такие тату обнажают перед окружающими внутренний мир человека, рассказывают о его убеждениях и силе веры.

В отличие от обобщенных рисунков, религиозные тату показывают не только конфессиональную приверженность человека, но и навсегда определяют для окружающих его этническую принадлежность. В каком-то смысле нанесение таких тату требует от носителя большей смелости и постоянства мировоззрения.

Истоки направления. Католицизм.

Историки предлагают искать отправную точку религиозных тату европейской ветви в католицизме. Именно приверженней веры христовой первыми стали отмечать человеческие тела знаком креста. Правда, делали это не с помощью краски, а посредством клейма.

Сегодня средневековое зверство католиков осталось позади, а искусство изображения религиозных мотивов достигло совершенства. Выразить свою сопричастность католической вере сегодня можно посредством таких изображений, как:

  • Сочетание четок и роз;
  • Лик Христа с терновым венцом;
  • Мадонна;
  • Сцены из библии;
  • Библейские тексты на латыни.

Наиболее распространены подобные тату среди жителей Латинской Америки. Здесь же встречаются наиболее масштабные картины и эскизы с множеством отсылок к библейской тематике.

Православная ветвь.

Христианские тату нашли свое отражение и в православной вере. Чаще всего православные верующие украшают свое тело стилизованными крестами, распятиями. Причем располагают их, как правило, на плече. Из более масштабных работ можно встретить изображения Иисуса Христа. В отличие от католической версии, в православии он изображается не с колючим венцом, а с сияющим нимбом.

Довольно распространено изображение Архангела Михаила. Многие набивают портреты святых-покровителей. Также встречаются изображения церквей и куполов.

Однако, стоит учесть, что эти тату воспринимаются исключительно в тюремном контексте .

Мексиканские тату

Религиозная тематика искусства тату в Мексике неразрывно связана со стилем чикано . Мексиканские религиозные тату вобрали в себя представления о вере, сложившиеся в американской католической среде. Основная масса эскизов содержит вариации на тему розы и Мадонны. Иногда Святую деву изображают с младенцем.

Особенности заключаются в стиле мексиканского изображения знакомых образов. Изобретенное мексиканцами тату в стиле чикано стало популярно во всем мире. Но в самой Мексике стиль плотно ассоциируется с религиозным и бандитским миром. Переплетаясь, обе сюжетные лини и породили новое узнаваемое направление. Кроме того, отличить чикано можно по таким нюансам:

  • В эскизах тема религии обязательно сочетается с темой криминала;
  • Картины выражают страдание и надежду;
  • Лицо мадонны всегда имеет колоритные мексиканские черты.

Изображения в стиле чикано могут быть как монохромными, так и полноцветными. Основной упор сделан на прорисовку деталей и четкость линий.

Мусульманские тату.

Мусульмане, как и буддисты, не запрещают, но и не поощряют тату. Никаких отсылок к необходимости украшать свое тело татуировками в священной книге мусульман нет. Но по желанию, представители исламского мира набивают себе изображения полумесяца или цитаты из Корана.

Впрочем, в полной мере отнести их к разряду религиозных тату нельзя. Так как это скорее дань древней арабской культуре. И желание особо подчеркнуть чувство патриотизма.

Иудаизм ортодоксальный и светский.

Татуированных иудеев можно встретить гораздо реже, чем представителей других конфессий. Связанно это с тем, татуировки в иудаизме не поощряются так же, как работа по субботам или употребление в пищу свинины. В среде ортодоксальных евреев нательные рисунки не встречаются вообще. А вот иудеи, ведущие более светский образ жизни, могут позволить себе отступление от правил.

Эскизы религиозных тату в иудаизме содержат выдержки из Торы, выполненные непременно на иврите. Также распространено изображение звезды Давида и других культурных и религиозных атрибутов.

Племена, восточные народы и ушедшие верования.

Отдельной строкой стоит упомянуть о татуировках представителей, разделяющих взгляды восточной философии. На сегодняшний день они являются одними из самых татуированных в мире. При этом подавляющее большинство рисунков имеют духовный, сакральный смысл.

От части, религиозное значение имеют тату африканских племен и индейцев. Как правило, они рисуют на коже значимых для них тотемных животных. Также часто встречаются узоры, приносящие удачу.

Одним из самых популярных направлений, отраженных в политеистических религиях, сегодня стали изображения славянских и скандинавских мотивов. Руны, орнаменты, стилизованные изображения богов – все это расценивается, как тату оберег и активно используется в качестве самостоятельных сюжетов или частей более сложных картин.

Татуировку, на которой изображена церковь с большими куполами, редко попадается на глаза рядовому обывателю. Разве что на пляже можно встретить обладателя столь необычного рисунка. В чем причина такой редкости, когда слово «купола» на слуху у миллионов? Дело в том, что данный рисунок накалывают исключительно в тюрьмах. Наличие куполов говорит о числе лет, проведенных за решеткой, либо о количестве ходок. Категорически исключено накалывание тату в виде церкви с куполами ради красоты или удовольствия, поскольку этот знак относится только к тюремным наколкам.

Что означает тату купола

Около ста лет назад на Соловецкие острова («Соловки») были отправлены уголовники, а также лица, представляющие угрозу для большевистского строя. К ним относилась и группа священников, не пожелавших иметь общих дел с вновь пришедшей властью. Именно они создали в тюрьме свое собственное движение, пропагандирующее борьбу против атеизма.

Власть в то время запрещала носить на теле церковные символы вроде крестиков. Именно поэтому священникам пришла в голову мысль делать тату в виде церкви с куполами. Заручившись поддержкой уголовных авторитетов, они успешно начали воплощать свою идею в реальность.

Современная трактовка символа

В XXI веке наколотые на спину или грудь купола имеют то же значение, что и сотней лет ранее . Соборы наносятся на ранее упомянутые части тела, а церкви - еще и на ноги. Взглянув на татуировку, можно получить следующие сведения про ее обладателя:

  • количество куполов - срок наказания (в годах);
  • число крестов - сколько имеется судимостей;
  • иногда о сроке заключения повествует количество окон на изображенном здании;
  • имеющаяся церковь с куполами может дополняться по мере осуждения за новые злодеяния;
  • храм на ладонях рук, закованных в кандалы, означает протест.

Кстати, церкви с куполами имеют разное значения для мужчин и женщин. У первых можно получить исчерпывающую информацию о человеке; с женщинами все проще. Храмы с куполами встречаются иногда у лиц женского пола; в их случае наколка обычно означает наличие судимостей за кражи в мелком либо крупном размере.

Если человек не имеет отношения к преступности или криминальному миру, ему стоит воздержаться от нанесения подобных эскизов на свои части тела. Конечно, наличие тату в виде церквей - лишь стереотип, прочно закрепившийся в понимании обывателя, однако из-за него к обладателю тату может сложиться негативное отношение без каких-либо иных причин.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.