Почему Православная Церковь признает факт непорочного зачатия, но не признает догмат о непорочном зачатии Девы Марии? Площадь испании и торжество непорочного зачатия девы марии Праздник непорочного зачатия девы марии 8 декабря.

Согласно представлениям христианства, непорочное зачатие позволило не перейти первородному греху на рожденного Христа. Безгрешность Девы Марии признается большинством христианских религий мира. Однако одним из догматов этот факт стал не сразу. Авторы первых христианских текстов внимания этому вопросу не уделяли. Более того, по некоторым косвенным признакам можно судить о том, что в безгрешное зачатие они не верили. Но давайте обо всем по порядку.

Догмат в католической вере

Католики полностью и безоговорочно верят в то, что Христос был зачат без участия мужчины. То есть первородный грех с Богородицы был снят самим Богом. Однако к принятию этого факта католическая церковь пришла не сразу. Как догмат непорочное зачатие Пресвятой Девы было принято 8 декабря 1854 г. папой Пием Девятым. И хотя другой догмат «о безошибочности папы» был принят несколько позднее, считается, что утверждение о непорочности Богородицы попадает под условия Ex_cathedra (официальное учение папы), и поэтому догматическая безошибочность распространяться на него может.

Обосновывает католическая церковь утверждение о безгрешности Девы Марии словами из протоевангелия, обращенными к змею о «положении» вражды между его семенем и семенем святой жены, которое будет «поражать дьявола в голову», а также высказываниями многих Отцов церкви.

Безгрешность Девы Марии в православии

В православии непорочное зачатие Девы Марии как догмат не принимается. Более того, приверженцы этого направления христианства считают свободу Богородицы от греха по большей мере следствием ее соприкосновения с Божественной благодатью. Тем не менее полностью возможность безгрешного зачатия православной церковью не отрицается. На самом деле фактически ее руководство никогда по этому поводу своего мнения не высказывало. Православные христиане вообще не считают нужным придавать слишком большое значение этому вопросу.

Однако существует мнение о том, что безгрешное зачатие в том виде, в котором оно сформулировано Римско-католической церковью, отрывает Деву Марию от остальных потомков Адама, совершившего первородный грех, и ставит ее в особое положение, что недопустимо. Но при этом подчеркивается, что в том случае, если какой-нибудь православный сочтет нужным уверовать в непорочное зачатие, еретиком он считаться не будет.

Мнение старообрядческих церквей

Интересно то, что православные старообрядцы в непорочность Пресвятой Девы верят безоговорочно. Дело в том, что изменение в официальное мнение церкви по этому поводу было внесено именно патриархом Никоном, после реформ которого православие и разделилось на старообрядческую веру и новую.

Старокатолицизм же, в отличие от официальной католической церкви, утверждение о безгрешном зачатии Девой Марией принимает, однако отвергает сам факт его догматичности. Подобное разногласие с современной религией этого направления вызвано тем, что догма о безошибочности папы была принята позже конституции 1854 года.

Протестантизм и непорочное зачатие

Протестантизм непорочного зачатия не признает совершенно. Объясняют его приверженцы это тем, что ни в одном Евангелии нет прямых указаний на факт безгрешности Богородицы в этом плане. Еще одной причиной неприятия протестантами непорочного зачатия является одна из основных догм этого учения. Протестанты считают, что первородный грех лежит абсолютно на всех людях, и никаких исключений попросту не может быть.

Таким образом, разные религии мира относятся к утверждению о непорочном зачатии Девы Марии по разному. Откуда же возникла эта легенда? Давайте разберемся с этим более подробно.

Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии

На самом деле в исходном тексте пророчества Исайи есть еврейское слово «альма», которое означает «девушка» или «молодая женщина». При переводе на греческий оно ошибочно было истолковано в значении «девственница» (παρθενος). Это слово и было взято за основу христианской церковью для обоснования непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако споры в церкви по этому поводу не утихают до сих пор. Некоторые авторитетные христиане считают, что евреи сознательно исказили текст пророчества. Другие высказывают предположение о том, что в Евангелии от Матфея приведена неверно переведенная с библейского иврита версия стиха Исайи.

Мнение независимых исследователей

По мнению независимых ученых, у ранних христиан такого понятия, как непорочное зачатие, не существовало. А значит, вряд ли оно имело место быть. Появилось это утверждение примерно во втором веке нашей эры. Даный факт можно проследить по ранним христианским источникам: Евангелию от Матфея, Откровению Иоанна Богослова и Синайско-сирийской рукописи.

Храмы и соборы Непорочного Зачатия

В России построено несколько храмов, посвященных знаменательному событию безгрешного зачатия Христа. К примеру, имеется церковь Непорочного Зачатия в Москве. Это самый большой католический храм в России. Возглавляет его митрополит Паоло Пецци. В соборе проводятся мессы на русском, польском, английском, французском и других языках. При храме действует библиотека и церковная лавка. Также здесь часто проводятся концерты органной музыки.

Есть такой храм и в Смоленске. Построен он был еще во второй половине двенадцатого века. В настоящее время количество его прихожан составляет более 400 человек различных национальностей.

«Непорочное Зачатие». Икона

Существуют разные иконы с изображением Пресвятой Богородицы, называемые «Непорочным зачатием». На некоторых из них Дева Мария представлена созерцающей лик бога. Встречается и образ Девы, попирающей ногами змея. На некоторых иконах также можно видеть ангелов. Однако в каноническом догмате сюжет иконы «Непорочное зачатие» обязательно должен включать в себя изображения солнца и луны, а также венца из 12 звезд. Поскольку каноны некоторых направлений христианства предполагают безгрешное зачатие не только Иисуса, но и самой Девы Марии, на иконах с таким названием иногда можно видеть сцену поцелуя ее родителей Иоакима и Анны у Золотых врат. Еще одним распространенным вариантом «Непорочного зачатия» является изображение Анны, держащей на руках саму Богородицу в младенческом возрасте.

Религия и наука

Официальная наука возможности партеногенеза у млекопитающих не отрицает. Американские ученые даже разработали вещество, способствующее делению клетки, в результате которого начинает развиваться зародыш. Многие эксперименты с самками млекопитающих животных дали свои положительные результаты.

Случаи партеногенеза у животных

Итак, о самом знаменитом случае непорочного зачатия говорит нам религия. Христианство большинства направлений считает подобное вполне возможным. Однако научного подтверждения этому факту нет. Между тем у животных подобное встречается довольно-таки часто. В качестве примера можно привести случаи «непорочного зачатия» у варанов. В 2006 г. в зоопарке Лондона самка этой большой ящерицы принесла потомство. Участие самца в процессе зачатия было исключено, поскольку отсажена она от него была за два года до этого. Сначала ученые предположили, что самка просто сохранила каким-нибудь образом сперму в своем организме. Однако в ходе исследований выяснилось, что это совершенно не так.

Это не единственный случай самооплодотворения у варанов. Похожий был зафиксирован несколько раньше в английском зоопарке Chester. Самка по имени Флора также без участия самца принесла восемь яиц, которые, к сожалению, разбились после того, как были помещены в инкубатор.

Случаи «непорочного зачатия» у змей не так уж и редки. Но не у удавов. Однако недавно появилась информация о том, что одна из змей этой разновидности произвела на свет 22 детеныша самостоятельно путем "непорочного зачатия". Для того чтобы доказать этот факт, учеными был проведен генетический анализ их возможных отцов.

Партеногенез у рыб

Научно доказанными считаются также два случая партеногенеза у акул. Обе изученные самки несли всего по одному детенышу, хотя при участии самца эти рыбы производят на свет более многочисленное потомство. Тесты ДНК, проведенные с тканями одного из детенышей, показали отсутствие у него генетического материала отца.

К сожалению, исследования проводились уже с останками акуленка. Поскольку его появление на свет не планировалось, работниками океанариума не были приняты никакие меры по обеспечению его безопасности. Мать не была отсажена, и новорожденного просто растерзали другие акулы. Имеются свидетельства и еще одного такого случая. В чреве одной из умерших черноперых атлантических акул по кличке Тибет был найден почти доношенный детеныш.

Необычность набора хромосом у детенышей

Генетические анализы, проводимые в разное время с детенышами, рожденными без участия самцов, показали наличие у них необычного набора половых хромосом. К примеру, у самок удавов B. Constrictor содержатся одна Z-хромосома и одна W-хромосома. У самцов того же вида - две Z-хромосомы. У детенышей же, родившихся в результате партеногенеза, в геноме содержится две W-хромосомы. Такие змеи ранее рождались только в лабораторных условиях.

Возможно, непорочное зачатие Девы Марии - действительно результат божественного вмешательства. А может быть, это не более чем следствие ошибки переводчика. Верить или нет в полную безгрешность Богородицы - личное дело каждого.

сторонники католицизма отмечают торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Явление Непорочного Зачатия Марии это заслуга особой благодати Бога. Эта тайна свидетельствует об отличительной роли Девы. Догмат не принимается православной и протестантской церквями, а в католических храмах в этот день проводят торжественные богослужения.

Что такое непорочное зачатие? Оно доказывает, что Мария была изначально спасена Богом от первородного греха, хотя её зачали обычные родители. Её освободили исключительным образом от греха, потому что она должна стать Матерью Сына Божьего.

Правду о непорочном зачатии Марии способен принять только разум, просвещенный верой. Церковь официально объявила это догмой веры в эпоху рационализма и сциентизма в середине девятнадцатого века.

Догма показывает уникальность и свободу действий Бога. Хотя спасение человечества было совершено через смерть и воскресение Христа, благодаря заслугам Спасителя, Мария уже была искуплена и сохранена от первородного греха. Таким способом, Бог подготовил ее к чрезвычайной задаче в истории спасения.

Согласно католическому вероисповеданию, каждый человек отмечен первородным грехом. Этот недостаток передается вместе с продолжением человеческого рода. Катехизис католической церкви объясняет, что первородный грех это состояние, с которого начинается человек. Освободить от него может только крещение.

Мария же была спасена от наследия греха, в Библии её называют «полной благодати». Костел учит, что она не только освобождена, но и имеет особую близость к Богу, полное доверие и внутреннюю гармонию.

Свобода от греха и совершенство не отдаляют Марию от людей. Напротив, её общение с каждым человеком ни с чем не сравнимо. Она не только любящая мать человечества, но и понимающая и сострадательная. Правда и непорочном зачатии является знаком для всех христиан, показывающим, как велики деяния Божьи.

Убеждение о безгреховном зачатии Девы Марии имеет многовековую традицию. Теологический спор по этому вопросу продолжается с первых веков. В пятнадцатом веке появились первые постановления по этой теме, но еще не было догмы.

В 1617 году Папа Павел IV запретил публичные заявления, противоречащие вере в Непорочное зачатие. В 1661 году по просьбе короля Испании Филиппа IV Папа Александр VII выпустил буллу, в котором он обобщил историю культа Непорочного зачатия, используя там слова, которые Пий IX повторил в своей догматической формуле. Папа Климент XI установил в 1708 году 8 декабря праздник, действующий для всей Вселенской Церкви. В конечном итоге, 8 декабря 1854 года Папа Римский Пий IX огласил догму о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии.

Уважаемая Юлия, из Вашего вопроса не вполне понятно, различаете ли Вы то, что речь идет о двух совсем разных событиях. Непорочное, или, по-другому, бессеменное, зачатие Господа нашего Иисуса Христа есть догмат, общий для всех христиан. Мы верим, как возглашается в Символе веры, «во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Вера в Боговоплощение, в то, что Бог стал таким же, как мы, человеком во всем, кроме греха, подразумевает и то, что в Его рождении никакого греха не было. Это рождение могло совершиться только бессеменно, т. е. с сохранением девства Его Пречистой Матери - Девы Марии. И в это верят равно и православные, и католики, и традиционные протестанты - в общем, практически все, кто имеет право носить имя христианина.

Когда же речь идет о догмате непорочного зачатия Девы Марии, то да не создастся у Вас впечатление, что Католическая Церковь приравнивает этот догмат к догмату бессеменного зачатия Сына Божия. Речь идет о зачатии самой Девы Марии, не от Нее Господа Иисуса Христа, а Ее Самой от Ее родителей Иоакима и Анны. Конечно же Католическая Церковь считает отнюдь не то, что это зачатие было бессеменным, но лишь то, что в первый момент Своего зачатия Дева Мария была освобождена от вины и последствий первородного греха. Наше несогласие с этим догматом основано на глубоких богословских различиях между Православием и Католицизмом.

В православном понимании грехопадение - это не просто отнятие некоторой благодати у прародителей, а искажение самой человеческой природы, заражение ее грехом, так что природа наша стала совсем не той, которая была у прародителей до грехопадения. Естественно, при таком понимании возвращение человека в момент его зачатия в состояние, которое было до грехопадения, как некая привилегия просто невозможно. Вместе с тем мы не принимаем этого догмата потому, что он в значительной мере обессмысливает приуготовительную историю Ветхого Завета, когда из поколения в поколение человеческий род готовился к тому, чтобы произвести Ту, Которая станет Матерью Бога. По католическому догмату получается, что Бог в любой момент мог даровать такую особенную привилегию какому-либо Своему созданию, чтобы это создание стало достойным сосудом для принятия и вочеловечения Сына Божия. Наконец, этот догмат лишает величия подвиг Самой Богородицы, Ее личную святость.

8 декабря католики отмечают Торжество непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — один из великих праздников. Его признают только католики: другие ветви христианства, включая православие и протестантизм, отвергают догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Рассказываем, в чем суть этого праздника и почему с католиками принципиально не согласны другие церкви.

Непорочное зачатие Девы Марии: в чем суть праздника?

В римско-католической церкви есть догмат о том, что хоть Дева Мария зачата от обычных родителей, на нее не перешел первородный грех. Таким образом, она была защищена самим Богом от возможности грешить объясняет РИА Новости .

Почему с католиками не согласны другие христиане?

Протестанты отвергают идею о Непорочном зачатии Девы Марии, так как в Библии нет ее прямых и однозначных обоснований,

В православной церкви считают, что римско-католическая церковь, стремясь возвысить Пресвятую Деву, обожествляет ее. Никакой человек не освобожден от первородного греха. А идея о том, что Дева Мария защищена от греха, отрицает ее личную добродетель и чистоту, пишет pravoslavie.ru .

Торжество непорочного зачатия Девы Марии: как празднуют католики?

  • В Испании это национальный праздник: там устраивают фестивали и поют гимны, которые прославляют Богородицу.
  • В костелах совершают торжественные богослужения.
  • В Италии в день Непорочного зачатия Девы Марии к ее статуям возлагают живые цветы. В Неаполе украшают статую Мадонны, а еще — наряжают елку.
  • С 8 декабря начинают продавать красно-зеленые цветы. Их называют «Рождественская свеча». Собранные деньги идут в благотворительные фонды, уточняет РИА Новости.

Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отмечаемое 8 декабря, часто называют новым праздником. Действительно, обязательным для всей Церкви Торжеством оно стало, с точки зрения истории, совсем недавно, в начале XVIII века, а догмат, дающий его полное богословское обоснование, был принят ещё позднее, в 1854 г. Но сам праздник не так молод, как можно было бы думать, хотя и появился гораздо позже таких древних Богородичных праздников, как Успение и Рождество Богородицы, сложившихся ещё в Древней Церкви.

С VIII века в Византийской Церкви была известна традиция 9-го декабря, за девять месяцев до Рождества Девы Марии, отмечать праздник Её Зачатия, носивший название «Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы». Позднее, благодаря паломникам, обычай праздновать этот день был принесён в Англию, где стал именоваться праздником Зачатия Марии. В начале XII века ученик и биограф святого Ансельма Кентерберийского Эдмер написал «Трактат о зачатии святой Марии», в котором развил богословскую мысль об освобождении Пресвятой Девы Марии от всякого, в том числе первородного, греха с момента Её зачатия. Память этого события он предложил праздновать 8 декабря. Вскоре праздник распространился в Нормандии, где был очень любим народом, затем дошёл до Франции, а с 1263 г., стараниями францисканцев, стал отмечаться и в Риме.

Впрочем, признание учения о свободе Марии от скверны первородного греха с момента Ее зачатия пришло в среде богословов Западной Церкви далеко не сразу. Такие авторитетные мужи как св. Бернард Клервосский, св. Фома Аквинский, св. Бонавентура, Александр Гэльский и другие это учение прямо отвергали, так как, по их мнению, это означало бы, что Дева Мария не нуждалась в искуплении, совершенном Христом, Который назван, однако, Спасителем всех (т.е. всех без исключения) людей.

Со своей стороны, францисканский богослов, блаженный Иоанн Дунс Скотт привел непротиворечивое богословское обоснование учения о Непорочном Зачатии, согласно которому Мария была освобождена от первородного греха с момента своего зачатия в предвидении дела искупления , которое будет совершено Христом впоследствии.

Учение о Непорочном Зачатии Марии было особенно горячо воспринято францисканцами и активно распространялось ими среди верующих. Популярные францисканские проповедники, такие как святой Леонардо да Порто Маурицио или святой Бернардин Сиенский, на площадях итальянских городов в окружении восхищённых слушателей возносили хвалу Марии «рождённой без какого бы то ни было греха и сохранившей Свою непорочность».

Однако богословская полемика продолжалась и дальше, так что Папа Сикст IV запретил спорящим сторонам обвинять друг друга в ереси, притом, что этот же Папа-францисканец в 1477 г. учредил праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии для Римской епархии. Последования для богослужений этого дня были сочинены домашним богословом Папы Леонардо Ногаролли. В дальнейшем, они были использованы при написании собственных праздничных богослужебных текстов.

Постепенно истина о Непорочном Зачатии всё глубже укреплялась в сознании Церкви. Так в 1617 г. Папа Павел V запретил публично опровергать это учение, а спустя пять лет Папа Григорий XV еще более ужесточил этот запрет, распространив его на любые возражения в письменной форме. В 1661 г. Папа Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного Зачатия специальной буллой, хотя однозначного догматического определения так и не произнес.
В 1708 г. Папа Климент XI распространил праздник Непорочного Зачатия Девы Марии на всю Церковь.

27 ноября 1830 г. Пресвятая Дева Мария явилась в Париже монахине Конгрегации Дочерей Милосердия Екатерине Лабуре и научила её той молитве, которую сегодня ежедневно повторяют миллионы католиков на всех языках мира: «О Мария, без греха зачатая, моли Бога о нас, к Тебе прибегающих». По поручению Богородицы, данному сестре Екатерине, был изготовлен медальон с изображением Пречистой Девы и текстом этой молитвы. Носящим медальон были обещаны многие милости, первой из которых стало прекращение эпидемии холеры, начавшейся в Париже в 1831 г.

В 1854 г. учение об освобождении Пресвятой Девы Марии от первородного греха с момента Её зачатия было утверждено в качестве догмата католической веры. Папа Пий IX в Апостольской конституции Ineffabilis Deus писал: «…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына» ».

Еще одно подтверждение догмат о Непорочном Зачатии получил в 1858 г., в ходе Лурдских явлений Богоматери, когда св. Бернадетта Субиру засвидетельствовала, что на ее вопрос «Кто Ты?» последовал ответ: «Я – Непорочное Зачатие».

В Восточной Церкви учение о свободе Матери Божьей от первородного греха не является догматом веры (признаётся лишь особая личная святость Богоматери), хотя у ряда Отцов Церкви и выдающихся восточных богословов встречаются близкие по смыслу выражения. Есть они и в литургических текстах, в частности, в кондаке праздника Рождества Богородицы это событие связывается с прерыванием цепи первородного греха: «Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем».

Интересно, что учение о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы сохранилось у русских старообрядцев и долгое время разделялось в их среде, хотя в настоящее время у них нет единого четкого мнения по этому вопросу.

Тем не менее, Православная Церковь празднует Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 декабря (22 декабря по новому стилю).

С использованием материалов Анны Кудрик

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.