Поповцы и беспоповцы. «Беспоповцы» и другие cамые радикальные направления старообрядцев Православные беспоповцы

Поповцы и беспоповцы

Два основных направления в старообрядческом сектантстве. Отличаются наличием или отсутствием священников.

Я бы и уверовал в Бога, да смущает толпа посредников.

Э. Иваницкий

В XVII–XVIII веках в России происходят события грандиозного масштаба. Меняются общественные устои, законы, государственный строй. Реформы Петра I в значительной мере изменили Россию. В немалой степени это касается и церкви. Она была полностью подчинена самодержавной власти.

Но это было лишь второе потрясение Русской православной церкви. Первым стал раскол в конце XVII века, связанный с нововведениями патриарха Никона. Раскол вызвал к жизни явление дотоле не такое распространенное в России сектантство. С тех пор христианство в России обладает тысячами лиц.

Проведенные Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущенных ранее при переводе религиозных книг с греческого языка. Исправления эти, как правило, не имели существенного значения. Например, имя сына Божьего стали писать «Иисус» вместо «Исус». Также произошли некоторые изменения в обрядности - сокращалась продолжительность церковных служб, вводилось почитание шестиконечного креста (до этого почитали восьмиконечный), креститься стали тремя, а не двумя пальцами.

Однако эти расхождения сами по себе вряд ли могли бы вызвать столь мощное оппозиционное движение, каким стало раскольничество. В расколе приняли участие представители самых разных слоев и сословий - влиятельные дворяне, церковники и крепостные крестьяне. Шла борьба против усиления центральной государственной (а следовательно и церковной) власти с одной стороны и борьба против усиления экономического и социального гнета - с другой. Во главе раскола стал протопоп Аввакум - человек тяжелый, неординарный и фанатично преданный идее.

На соборе 1666 г. реформы Никона были окончательно утверждены, а раскольники преданы анафеме.

Таким образом, если западноевропейские секты, как правило, выступали за обновление религии, русские сектанты представляли собой несколько парадоксальное течение - они были консерваторами в вопросах веры, но часто демократами по сути. Так, лозунг старой веры выдвигался Степаном Разиным, Кондратием Булавиным и Емельяном Пугачевым.

В связи с тем, что старообрядчество представляли феодалы, чиновники, священники, купцы, крестьяне, солдаты и т. д., оно быстро распалось на сотни мелких или крупных формаций. Этому способствовало и географический фактор. Сектанты не всегда могли контактировать со своими «товарищами по борьбе».

Можно говорить о двух главных направлениях в старообрядчестве - поповском и беспоповском. Само название говорит за себя. К поповской ветви относят те секты, которые признали необходимость духовных лиц для совершения таинств и обрядов. Поповцы были более богаты и родовиты и через некоторое время уже готовы были идти на контакт с официальной православной церковью и государством.

Среди беспоповцев было гораздо больше крестьян. Их духовными делами ведали миряне, а с государством и тем более с Русской православной церковью (РПЦ) они вели подчас очень жестокую борьбу.

Как уже было сказано, ближе всех к православию среди старообрядцев были поповцы. Здесь оказались представители торгового и промышленного капитала, искавшие компромисса с церковью и государством.

Изначально поповство развивалось в форме «беглопоповщины». Священниками здесь становились бывшие служители Русской православной церкви, сбежавшие от преследований Никона, затем просто священники, которых не устраивало их материальное или служебное положенияе в Русской православной церкви. Им было несложно приспособиться к раскольничьим порядкам. Ведь изначально расхождения в обрядах между староверами и никонианцами были крайне незначительны. Центрами беглопоповщины были Ветка в Могилевской губернии, Стародубье на Черниговщине и приток Волги Керженец.

К концу XVII века насчитывалось около 100 беглопоповских обителей. Беглопоповские секты имели свою церковную иерархию (такую же, как в официальном православии). Службы совершались в церкви и отличались некоторыми деталями - двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, посолонное хождение, чтение «образованная» вместо «благодатная» и т. п.

Беглопоповство делилось на ряд согласий: дьяконово согласие, перемазанцы, лужковское согласие и др. Дьяконово согласие (основано Лысениным и Дьяконом) было умеренным течением, готовым к диалогу с никонианцами; перемазанцы принимали беглых попов через новое помазание; лужковское согласие принимало только «тайнобегствующих» попов, отказывалось молиться за царя, принимать присягу и нести военную службу.

Сейчас беглопоповцы имеют двух епископов и 18 священников в 20 приходах. Некоторые беглопоповцы сохранили свое неприятие всего нового, поэтому избегают театров, телевидения, прессы, не бреют бороды. Их общины можно было встретить еще в прошлом веке в Забайкалье, на Среднем Поволжье, в Брянской области.

Поповцы стремились создать в конце концов собственную церковную иерархию и не зависеть от священников, рукоположенных в РПЦ. Однако это удалось сделать далеко не сразу. Лишь в 1846 г. поповцы уговорили боснийского епископа Амвросия, недавно лишенного кафедры из-за разногласий с турецкими властями, стать главой поповской иерархии. Босниец поспособствовал созданию новой иерархии с центром в городе Белая Криница (на Буковине - тогда на территории Австрии). Эта иерархия так и стала называться - Бе-локриничной, или Австрийской.

Позже центр движения переместился в Москву. Управлением делами церкви занималась община Московского Рогожского кладбища.

Долгое время белокриничники не шли на контакт с официальной церковью, но в 1862 г. некоторые из них («окружники») в специальном «Окружном послании» отказались от ряда положений, наиболее осуждаемых православной церковью. Небольшая часть сектантов, не согласившихся с подобными уступками, составила группу «противоокружников», или «раздорников».

Во главе Белокриницкой иерархии в XX веке стоял архиепископ Московский и всея Руси. «Окружники» проживали в Московской и Калужской областях, на Дону, Волго-Вятском районе, на Северном Урале, в Западной Сибири, на Черниговщине и в Молдавии. А «раздорников» можно было встретить в Москве, Кировской области, Татарстане, на юге Украины.

В 1923 г. в Саратове под руководством обновленческого архиепископа Николы (П. А. Позднева) поповцы, не признавшие Белокриницкую иерархию, создали Русскую Древлеправославную церковь. Ее духовный центр находится в г. Новозыбкове Брянской области.

В 80-е годы XVIII века с разрешения российских властей сформировалось еще одно течение в поповщине - единоверческое. Основателем его стал архиепископ Никифор Феотоний, соорудивший в с. Знаменском Елисаветградского уезда церковь для старообрядцев. В основе единоверства была идея принятия священников из официальной церкви, поиск компромисса с Русской православной церковью.

Официальное признание единоверцы получили в царствование императора Павла I, утвердившего 16 пунктов, при соблюдении которых старообрядцы-единоверцы согласились присоединиться к православию.

Благодаря официальному признанию властями в период репрессий Николая I против старообрядцев единоверцы, наоборот, получили ряд преимуществ. В 1851 г. в России насчитывалось 179 единоверческих церквей. Многие старообрядцы, в частности московские федосеевцы, перешли в единоверие. Очевидно, что светские и церковные власти ставили целью полный перевод всего старообрядчества в единоверие. В Москве центром единоверия стал Никольский монастырь.

Единоверцы и сегодня сохраняют свою обрядность, совершают службы по старым книгам. Но священники в этой церкви назначаются официальными православными иерархами.

На конец XX века незначительное число единоверцев находилось в Москве и Подмосковье, в Иванове, Нижнем Новгороде и в Латвии.

Более радикальные беспоповцы, поняв, что священников для совершения таинств, чтения проповедей и т. д. по старому обряду не хватит, решили отказаться от церковной иерархии - с реформами Никона для них истинная церковь прекратила свое существование, таинства и священство исчезли.

Богу сектанты предпочитали молиться без попов. Их место в общинах заняли уставщики и начетчики. Беспоповство разделилось на множество толков, отличающихся отношением к государству, церкви, синоду, обрядам. Среди этих толков наиболее крупные - новгородские беспоповцы, поморцы (даниловцы), федосеевцы, филипповцы, бегуны и странники, спасово согласие, акулиновцы.

Каждое из этих течений имело внутри несколько более мелких сект. Их список напоминает описание богатой ярмарки, где чего только нет: брачники, полубрачники и небрачники; новожены, польские и рижские; чадородные и нечадородные; неплательщики, лучинковцы и голбешники; глухая нетовщина, левшаки, рябиновцы, немоляки, дырники, часовенники и т. д. и т. п.

Петровские и последующие реформы в религиозной сфере оказали сильное влияние на старообрядчество. Оно значительно пополнилось за счет людей, бежавших от усиливавшейся феодальной эксплуатации, растущих государственных повинностей. Лишившиеся мест священнослужители создавали идеологию старообрядчества, распространяя слухи о «пришествии антихриста». К концу XVIII века в старообрядческих общинах оказалось свыше трети (!) православного населения страны.

Беспоповцы часто очень резко выступали против государства и Русской православной церкви. Для них было также характерно повышенное внимание к мотивам «конца света», разговоры об антихристе, постоянное перемещение по стране.

Наиболее ранний толк беспоповщины - даниловцы, или поморцы. Они занимали довольно умеренные позиции. Спор о допустимости или недопустимости брака вызвал дробление поморцев на несколько согласий. Сторонники поморского толка живут в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону, в Беларуси и Литве.

Стремление поморцев прийти к компромиссу с властью привело к тому, что от них отделились федосеевцы - более радикальная группа. Основано новое течение в конце XVII века Феодосием Васильевым. Его последователи строго придерживались аскетизма и безбрачия. Впоследствии отдельные группы (согласия) от этого отказались. В 1771 г. сектанты основали в Москве Преображенскую общину, которая стала крупнейшим центром беспоповщины. Со временем требования федосеевцев значительно смягчились. Еще недавно общины федосеевцев существовали в Беларуси, Прибалтике, Псковской, Новгородской областях.

В начале XVIII века от поморцев отделилась группа филипповцев. Члены секты решительно боролись с государственной властью, проявляя при этом крайний фанатизм и иногда подвергали себя самосожжению. Так поступали, кстати, не только филипповцы. Например, в 1675–1695 гг. было зафиксировано 37 самосожжений (их еще называли «гарями»), во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Затем фанатизм иссяк и остался только традиционный вопрос о браке, который и расколол филипповцев. Сейчас они в основном проживают на севере России.

В 1692 и 1694 гг. под руководством Харитона Карпова и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев, на которых были выработаны основные положения этого течения: окончательное воцарение Антихриста в мире, исчезновение благодати, отсутствие священства, не дающее возможности совершать таинства причащения и брака.

Спасовцы появились в конце XVII века в Керженских лесах. Отказавшись от священства и таинств, все свои надежды эти сектанты связывали с Христом (Спасом). По количеству согласий, образовавшихся в рамках этого течения, спасовство превосходит любой другой толк в старообрядчестве. Последователи этих согласий проживали до последнего времени в Верхнем и Среднем Поволжье, Владимирской области.

Из беспоповской среды вышли так называемые бегуны, или странники. Это одни из наиболее радикальных, фанатичных беспоповцев.

Идея «ухода» давно витала в русском обществе. Первые сторонники бегства в далекие «пустыни и веси», в глухие леса и болота стремились обосновать свои действия указаниями пророка Даниила на то, что когда «наступит мерзость запустения - бегите в горы», и ссылками на протопопа Аввакума. Собственно, к бегству вынуждало тяжелое экономическое положение, крепостной гнет, преследование старообрядцев со стороны властей.

Первые проповедники странничества появились в Поморье еще в XVII веке. Это были те монахи, которым удалось бежать при занятии царскими войсками Соловецкого монастыря - цитадели старообрядцев.

Однако секта бегунов оформилась лишь во второй половине XVIII века. Его основателем часто называют беглого солдата Евфимия из Переяславля. Сами сторонники движения взяли себе название «истинно православных христиан странствующих». С самого начала своего существования ряды секты пополняли люди из низов общества - беглые крестьяне и солдаты.

Ученики Евфимия старались копировать пустынножительство «страдальцев за веру» из первых поколений раскола. Однако в идеях, которыми они доказывали необходимость вернуться к подобному образу жизни, было довольно много нового.

Основное учение Евфимия сводилось к протесту против примирения с миром, отрицанию существующего порядка.

По мнению Евфимия, с установлением власти Петра миром правил «чувственный антихрист». Основатель секты выступал против неравенства, царя и православной церкви. Евфимий говорил и писал, что уход от мира сатаны - единственная возможность сохранить непорочность перед Богом. «Не имети града, ни села, ни дому», - таково средство избежать сетей антихриста.

Вероучение секты излагаются в книге странников «Цветник». В ней содержатся мистические стихи «О временах», «О бегстве при антихристе» и т. д. Есть и «Нравственный цветник». Там предлагается быть кротким, страннолюбивым, а также ни коем случае не общаться с «еретиками».

Бегуны требовали разрыва с обществом, нетерпимого отношения к инакомыслящим, постоянно твердили о грядущем Пришествии. Вначале последователи толка укрывались в безлюдных местах и тайниках, однако позже часть бегунов («благодетели» и «жиловые») стали выполнять обет странничества лишь символически. Зато они давали приют «настоящим странникам» и имели право принять соответствующее посвящение уже на смертном одре.

Истинно православные христиане странствующие проживают в Ярославской и Саратовской областях, на Северном Урале.

Наряду с беглопоповцами, поповцами и беспоповцами, в то же время возникло еще немало сект, обрядность и догматика которых уже вообще имели весьма мало общего с православием и старообрядчеством. В первую очередь - это духовные христиане, искавшие более тесного общения с Богом. Для духовных христиан характерна вера в воплощение Святого Духа в живых людей.

Своеобразное вероучение и культовую практику разработали хлысты, скопцы, молокане и духоборы.

Старообрядцы стали выделяться в православной среде своим стремлением сохранить не только религию, но и обычаи, быт допетровской Руси. До сих пор есть старообрядческие села, где можно увидеть сарафаны, окладистые мужские бороды. Деревянные церкви старообрядцев не отличаются, как правило, пышностью, долгое время иконописцы-староверы продолжали древнерусские традиции.

Старообрядцы (не только бегуны) основывали поселения в самых глухих местах - на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Порядки в старообрядческой среде выглядят для современного человека поразительным в наше время атавизмом. Вся страна узнала о семье Лыковых, которых обнаружили в тайге в начале 80-х годов прошлого века. Конечно, их случай уникален, но именно старообрядческое настроение могло толкнуть главу семейства то, что ради сохранения своей веры он с семьей поселился вдали от цивилизации.

И сейчас с представителями староверских толков у представителей власти могут возникать проблемы. Например, недавно после продолжительной борьбы женщинам-старообряд-кам Тувы было позволено фотографироваться на паспорт в платках.

Однако староверы известны и еще кое-чем. Это строгое соблюдение правил трезвости, трудолюбие, традиции общинной взаимопомощи. Один из депутатов Государственной Думы граф Уваров в свое время говорил так: «Я должен засвидетельствовать пред высокой палатой, что когда вы проезжаете где-нибудь в деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки, людей непьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед (спросите, и вам всегда скажут): это - старообрядцы».

Старообрядцы были среди самых богатых людей в России. Им принадлежали мануфактуры, торговые предприятия, большие наделы земли. (Владения эти особенно увеличились после реформы 1861 г., когда крестьяне смогли более свободно покупать землю.)

Староверы внесли свой вклад в хозяйственное освоение обширных малонаселенных территорий и в экономическое развитие страны. Например, одна из наиболее ярких страниц хозяйственной деятельности беспоповского старообрядчества связана с Выговским монашеским общежительством в Северном Заонежье, ведущим свою историю с 1691 г. В самом начале XVIII века Петр I очень нуждался в железе. В Олонецком краю один за другим возникают железные заводы. Однако в столь удаленных местах их было трудно обеспечить рабочими. Тут-то и вспомнили вновь о выговских пустынниках, и на Выге был получен указ, чтобы «разных городов собравшимся в Выговской пустыни» «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». А за такую услугу государству - по обычаю Петра - им обещалась свобода «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы свои к Богу отправляти».

На Волге «раскольники» поднимали хлебную торговлю, а, например, на Аляске появилось занимавшееся рыбным промыслом Русское Морское товарищество, основанное выехавшими в свое время из России старообрядцами, в Орегоне до сих пор есть целые поселки и фермы, принадлежащие русским староверам.

Начиная со времени Петра I, правительство разрешало некоторым старообрядцам свободно исповедовать веру и отправлять обряды при условии уплаты двойной подушной подати и ограничения в правах (запрет занимать общественные и государственные должности, получать дворянство). Старообрядцы должны были зарегистрироваться, вписавшись в «раскольническое вероисповедание». Большинство поморских старообрядцев приняли условия Петра и составили основу русского старообрядческого купечества, впоследствии прославившегося такими фамилиями, как Бугровы, Рукавишниковы, Башкировы и др. Уклонявшиеся от регистрации (тайные) раскольники подвергались государственным преследованиям. Священникам вменялось в обязанность следить за старообрядцами. Нередки были случаи злоупотреблений, когда священники за деньги записывали тайных старообрядцев в число причащающихся в Православной церкви.

Но возможности православной церкви в отношении старообрядцев были ограничены. Петр I передал ведение репрессивными мерами против «тайных раскольников» особой «раскольнической конторе», созданной в 1711 г. Впоследствии контроль за старообрядческим населением был возложен на Министерство внутренних дел (1802). В руках церкви осталась лишь возможность пропагандистской работы. Священнослужители разных рангов писали полемические сочинения против старообрядцев, организовывали публичные диспуты. Старообрядческие лидеры писали ответные сочинения. Со стороны староверов видными полемистами были братья Денисовы, их сочинение «Поморские ответы» является одним из основных литературных трудов беспоповского старообрядчества.

Императрица Анна Иоанновна предписала старообрядцам получить паспорта и молиться о ее «богоугодном правлении». Значительная часть сектантов отказалась от этого и подверглась преследованиям, в акциях против старообрядцев участвовала и армия. Так было в Стародубье и на реке Ветке. Этот период и отмечен массовыми самосожжениями.

Екатерина II, провозгласившая принцип веротерпимости, освободила старообрядцев от двойной подушной подати и записи в паспорте: «раскольник». Впредь их было предписано именовать старообрядцами. Они получили право на получение дворянства, занятие выборных должностей.

С 1905 г., когда был официально провозглашен принцип веротерпимости, старообрядцы получили права наравне с другими жителями страны. В годы Советской власти старообрядцев, как и большинство русских сектантов, тоже не жаловали. Крестьяне вполне резонно зачислялись в кулаки (хозяйства у них были крепкие), пострадали, конечно, и купцы с промышленниками. Многие выехали за границу.

Если христиане первых веков нашей эры спорили из-за одной йоты, то спор раскольников с никонианцами велся, как могло показаться, из-за одной буквы «и», да одного пальца.

На самом же деле раскол отразил сложную ситуацию в российском обществе - все проблемы, какие только могли быть у богатых и бедных, русских и украинцев, священников и мирян; все их недовольство светской и церковной властью и жизнью вообще. Все нашло себе отражение в движении старообрядцев. И насколько же серьезными были расхождения, каким ожесточенным было противостояние, если до сих пор тысячи наших современников бережно хранят веру своих прапрадедушек.

Поповцы - является наиболее многочисленным течением. Их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви. Для них также характерно участие в церковной жизни мирян, наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг. На сегодня количество поповцев оценивается в 1,5 миллиона человек, при этом их основными центрами в России являются Московская и Ростовская области.

В 1846 году с присоединением к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия (Поповича) возникла Белокриницкая иерархия, в настоящее время Русская Православная Церковь.

В 1920-х годах к беглопоповству присоединился обновленческий епископ Николай (Позднев), став во главе беглопоповцев, в настоящее время беглопоповцы называются Русская Древлеправославная Церковь.

Некоторые беглопоповские согласия в течение XIX и XX веков по причине невозможности приёма беглых священников превратились в фактических беспоповцев, среди них часовенное и лужковское согласия.

Беспопо́вство - общее название приверженцев одного из двух основных направлений русского старообрядчества. Возникло в конце XVII века, по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до реформы Патриарха Никона (середина XVII века).

Беспоповство (другое название - древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника, единственный старообрядческий епископ. Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители. Таким образом, формально следуя каноническим правилам, после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк. Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах - одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами). Количество беспоповцев оценивается в полмиллиона человек.

Т.А.Воскресенская

НОВГОРОДСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ-БЕСПОПОВЦЫ: ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ И БЫТ

Гуманитарный институт НовГУ

The influence of the eschatological perception on the everyday culture of Old Believers is shown. The criteria, defining the behavior of the Old Believer in everyday life, are analyzed.

Эсхатология признается одним из ведущих компонентов христианства. Старообрядчество же хотя и не создает «стройной эсхатологической системы», представляет собой «эсхатологическую разновидность православия» . Как определил исследователь старообрядческого мировоззрения М.О.Шахов, «эсхатологические ожидания являются важнейшим элементом старообрядческого мировоззрения» .

После произведенных патриархом Никоном реформ традиционалистское сознание с логической неизбежностью сделало вывод из двух посылок: а) духовная иерархия произвела искажение форм бого-почитания, ведущее к разрыву связи со сверхъестественным, к утрате Божественной благодати; б) утрата истинной церковной иерархии возможна только на конечном этапе мировой истории, при воцарении антихриста, следовательно, падение последнего оплота православия, Московской Руси, знаменует пришествие в мир антихриста.

Установка беспоповцев на пришествие антихриста в мир, дополненная убеждением в наступлении «бессвященнословного» состояния Церкви (т. е. без тайн и священства), привела их к необходимости поиска новых форм организации своей жизни как истинных носителей веры в новых условиях последнего времени, что нашло яркое выражение в повседневной жизни.

Многие исследователи старообрядчества говорят о влиянии эсхатологического мировосприятия на все сферы повседневной культуры старообрядцев. Автор данного исследования ставит перед собой задачу рассмотрения данного влияния на примере новгородских старообрядцев-беспоповцев. До сих пор исследователи и общественные деятели особое внимание уделяли рассмотрению созданной староверами системы общения с Богом, мы же попытаемся осветить повседневную жизнь староверов-беспоповцев, в частности принципы их общения, взаимодействия с иноверцами, проанализируем критерии, определяющие их поведение.

По мнению М.О.Шахова, «изоляционизм ста-роверия представляет собой вполне адекватную реакцию традиционного православного сознания при столкновении с иноверным обществом и основывается на собранных в «Кормчей книге» правилах и законах, требующих «несообщения» с еретиками» . Чтобы не поддаться искушению, староверы старались с отступниками христианской веры, которых считали «гораздо большими грешниками, чем язычники», прекратить дружбу, совместные трапезы и всякое

общение . Следуя, как они считали, завету преп. Иосифа Волоцкого, вторившего свт. Иоанну Златоусту, староверы неукоснительно соблюдали запрет на сообщение с иноверцами в пище, питье, дружбе, любви. Этот запрет дополнялся строгим запретом на совместное моление с еретиками , устанавленный Правилом 45-м Святых Апостолов.

Среди старообрядцев ходили рассказы, из которых явствовало, что всякие отношения с иноверцами могли повлечь за собой наказание. Согласно одной из историй, за то, что староверы с никонианами ели из одной чашки, «наказал их Господь: кинул их в озеро студеное, бьет их морозом лютым». Лишь за творимую ими при жизни милостыню ночью позволяет Он им отогреться в келье старообрядческого старца, бывшего некогда настоятелем, а теперь уединившегося в пустыню около Сольцов .

Любой контакт с представителями внешнего мира - «мирскими» - делает самого старовера «мирским» или «замирщенным» (осквернившимся), т. е. лишает его необходимого духовного уровня обрядовой чистоты . «Замирщение» у староверов считается весьма тяжким грехом, возвращение ослушника в общину полноправным членом сопряжено с необходимостью просить прощения у других членов общины и исполнить епитимью, которая могла включать до 40 лестовок с молитвою Исусовой и поклонами.

Общество новгородских старообрядцев-беспо-повцев, как и любое другое общество хранителей древлего благочестия, неоднородно. Это деление основано на качественной характеристике общения с миром, отступившим от Христа. Каждая категория выделяется по основному критерию - степени «за-мирщения». В своей среде староверы выделяют «раб-ных», иногда их могли называть просто «христиане» или «большарабые». Чтобы избежать замирщения, каждый истовый старовер, каковым и является раб-ной, должен иметь при себе, особенно если он отправляется в путь или в общество православных, свою чашку и ложку, чтобы ни в коем случае не пользоваться православной посудой. Подобная практика получила название «держать свою чашку». Свою чашку необходимо было благословить у наставника, после чего ею можно было пользоваться. Кроме того, рабные молились Богу вместе с наставником, поскольку были людьми «достойными, молящими» (т. е., выполняли заповеди Божьи, в том числе и посты, запрет на посещение никонианских храмов и общение с иноверными). Чаще всего этими качествами обладали люди в возрасте.

Другой категорией являются «навожоные» как их называли в Крестецком районе, или «сиетные» - в Старорусском районе, или «суетные» - это название упоминает информатор из Поддорского района. Сиетные, по описанию информаторов, по возрасту были значительно моложе, состояли в браке, общались с иноверцами неким образом, а потому им запрещалось молиться вместе со всеми во время общественного богослужения.

Для определения единоверцев, имевших наиболее тесные отношения с отступившим миром, или иноверцев использовали термин «мирские» или просто «церковные». Если этим термином определяли старовера, то в этом варианте это понятие сходно с понятием сиетного, т. е. под мирскими подразумевались староверы, состоящие в браке, «не бывшие на поклонах» (т. е. не исповедывавшиеся в этом году), «те, что послабже среди староверов», за что на службе они не молились со всеми и не имели права брать «рабную чашку».

Это деление было закреплено наличием в каждом доме отдельных чашек (посуды) для представителей каждой группы. «А раньше у их было три чашки: мирска, навожона и рабна» . Их хранили в разных местах и мыли отдельно.

Подобная статусная иерархическая лестница была подвижна. Существовала возможность повысить свой статус внутри старообрядческого общества. Некоторые информаторы упоминают об обычае на Пасху всем староверам становиться рабными и принимать благодать от наставника. Для этого было необходимо: 1) помыть чашку, помолившись; 2) сходить в Великий пост на поклоны (т. е. исповедаться); 3) отмолиться 40 лестовок; 4) дома быть рабным.

В повседневной жизни, как показывают материалы этнографических исследований жизни новгородских старообрядцев-беспоповцев, строго соблюдались все вышеперечисленные запреты. Так, если на поминках (а другие формы совместного общения были строго ограничены) присутствовали иноверцы или замирщенные, то хозяева, ссылаясь на слова апостола Павла (1 Кор. 5, 11), накрывали два стола: отдельно для рабных и отдельно для замирщенных или мирских. При исполнении поминальных молитв иноверцам запрещалось даже осенять себя крестом.

По данным второй половины XIX в., староверы федосеевского согласия, известного своей строгостью, еду, покупаемую в лавках у иноверцев, считали оскверненной, а потому перед употреблением очищали ее молитвой. В статье 1873 г. о старорусских старообрядцах местечка Городцы обряд очищения описывается следующим образом: домашний садился против лавки на стул (подобный качалке), качаясь, перебирал лестовку, бил о лавку поклоны. Числом поклонов характеризовалось качество еды. Самое большое число поклонов необходимо для очищения сахара и соли. Чуть меньше - для соленой и свежей рыбы, не клали поклоны за свежую пищу . Согласно данным Ф.Пардалоцкого кре-стецкие федосеевцы перед обедом должны были класть по сто поклонов для очищения пищи, поку-

паемой у православных . Кроме того, он упоминает о наличии в печах крестецких федосеевцев специальных скважин «для освящения благодатию приготовляемой пищи».

Отправляясь в дорогу, старовер брал с собой все необходимое для поддержания своей «чистоты» - икону, свою чашку, свою еду («Наши родители, вот, например, оны куда в дорогу едут, со своей едой едут, со своим хлебом и питьём»).

У старообрядцев существует запрет на посещение никонианских церквей. Исключение могло касаться лишь молодого поколения, представители которого вопреки воле родителей «из любопытства» ходили смотреть христианские храмы, но за подобное действие у своего батюшки духовного потом просили прощения. Запрет на совместное моление с никонианами выполнялся неукоснительно.

Наряду с мирской чашкой в некоторых домах староверов, можно было обнаружить так называемые «мирские» иконы, т. е. иконы, не закрытые занавесью, оставленные специально для приходящих от мира. Иконы, которым молились сами хозяева, были тщательно укрыты от постороннего взгляда. В доме православных староверу следовало «глазы крестить, а молитву не произносить» на чужие иконы. Если в одной семье проживали представители разных вер (например, муж православный, а жена староверка), по словам одного из информаторов, они держали каждый свои иконы в отдельном углу, укрыв их от глаз родственника-иноверца.

Запрет на вступление в брак с иноверцами стал залогом того, что в рамках рода, семьи (в широком смысле) сохранялась единая вера. Замужество не по вере в староверческой среде грозило отторжением от семьи. Браки между представителями разных вер случались, но при условии смены вероисповедания. В противном случае, новый член семьи был в ней «все равно как отрезанный ломоть» (информаторы поясняли: в доме «все едят с одной чашки, а она отдельно от мужика ест»). При соблюдении этого запрета общение старовера ограничивалось своим родом и своей общиной - кругом единоверцев.

Знаком разделения мира было и наличие на дверях староверов (подобная практика имеет региональные ограничения) двух скоб (ручек) - для мирских и для староверов.

Несмотря на всю свою обособленность старообрядческое общество было открыто для принятия новых членов. Всемерно поощрялась проповедь, направленная на обращение еретиков: «обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). Обычай крещения взрослых, пришедших от мира (а в некоторых беспоповских толках и пришедших из других согласий), описывается многими информаторами.

Как и все христиане, староверы главной целью имеют спасение души. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях последнего времени, поскольку спасти истинную Церковь без заботы о собственной душе невозможно. «Телом, хоть изгоро-ду подопри, а душеньку-то будут терзать на том све-

те, за все надо отвечать». Беспоповцам пришлось создать свою систему служения Господу, поскольку они были лишены возможности получения благодати через Церковь. Человек, по мнению староверов, может почти все даже в дни прихода антихриста, если делает это «с Божией помощью, да с молитвой», если «с подвигом и с радением духовных искати» . Старовер старается прожить свою жизнь так, чтобы заслужить благодать Божию.

Всякое свое дело, всякий свой день старовер начинает с обращения к Богу («со Христом глазы перекрестив») и заканчивает обращением к Богу. Молитва сопровождает старовера на всем его жизненном пути. Родители учили своих детей: «Каждый день надо молиться за себя. Когда умрешь, там за себя уже молиться нельзя. Там будешь только молиться за своих живых людей». Молится он, восстав ото сна, отправляясь в дорогу, до и после приема пищи, перед сном возносит благодарность за каждый прожитый день. Каждый праздник, каждый воскресный день он начинает с общественного моления и посвящает его Господу, воздерживаясь от работы и от повседневных забот.

Одним из показателей строгости старообрядческой веры является держание постов. Несение поста для старообрядцев обязательное условие христианской веры. Староверы строго соблюдают четыре основных христианских поста. Кроме того, на каждой неделе староверы особо почитают постом среду и пятницу, тем самым воспоминая предательство Иуды и страдания Христовы. Одни староверы упоминают о вкушении пищи в эти дни лишь единожды. Другие настаивают на том, что в эти дни «ограничено не сколько съешь, а что», а потому ели несколько раз в день, но исключительно постную пищу. Некоторые информаторы упоминают о традиции соблюдать пост трижды на неделе. «Говорят, среда и пятница - первая встреча. Пятница и Среда тебя встречать будут, когда умираешь. А понедельник - всегда заветный». В понедельник постились только те, кто давал завет, т. е. попадал в сложную жизненную ситуацию и ожидал помощи в ее разрешении от Бога, а потому брал на себя некоторые обязательства относительно ограничения своего рациона питания. Необходимо заметить, что в старообрядческой среде дети очень рано начинают нести пост.

Подобным образом, соотносясь с Богом во всяком своем деле, соблюдая посты, старовер выполнял первую заповедь любви, данную самим Исусом Христом, - заповедь о любви к Богу. В обыденной жизни старовер старается как истинный христианин реализовать и вторую Его заповедь - заповедь о любви к ближнему своему. Идеальным для старовера было в повседневной практике следование нехитрой формуле: «Надо Христу молиться больше и добра делать». «Когда доброе дело совершается, говорят, сам Ангел улыбается», да за творителей его заступается.

Одно лишь сотворенное доброе дело может изменить участь человека после его смерти - из ада в рай направить. Даже блудница может попасть в рай лишь за то, что «какую-то одну благовесть сделала».

Говорили, что добро сделаешь людям, так в рай попадешь: «в серёдку-то, может, не попадешь, а с кра-ешку-то будёшь».

Старовер старался помогать всякому нуждающемуся в помощи. Не забывал поговорку: «Подай Христа ради - Бог пошлет». В разных краях существовали свои обычаи, связанные с милостыней. Одни подавали прямо на улице, другие приглашали просящих в дом, третьи при каких-либо неблагоприятных жизненных ситуациях сами разносили милостыню своим единоверцам. При этом особо ценилась так называемая «потайная милостыня», такая, «чтобы правая рука давала, левая не знала». Подавали милостыню и при несчастном случае со скотиной, при болезнях, после смерти близкого человека («Милостыньку не подашь, будёт сниться во сне. Если голой, босой, надо одёжу подать. Здесь подашь, а там его обуют, оденут»).

Грехом считалось недостойное отношение к другим людям. Греховно по отношению к другим людям физическое насилие. Тем более грешным считалось лишение человека жизни. Убийство человека не проходило для убийцы без последствий. Информаторы отмечают, что на том свете придется ему отвечать как за свои грехи, так и за грехи того человека, которого он убил. Хотя прощение даже за этот страшный грех возможно, если, конечно, покаешься. Аборт считается непрощенным грехом. А потому за него «всей вселенной не ответишь». Говорили: «за это молись хоть сто человек, все равно не замолишь».

Греховным почиталось посягательство на материальные ценности: будь то земля («захват земли - это грех непрощенный») или дом («зажечь дом чужой») или скотина («скотинку отравить - непро-шоной грех»).

Не только дело, совершенное человеком, влияло на его жизнь. Значение произнесенного вслух слова также очень велико. Каждое слово может быть услышано и обращено против человека. «Вот задумай: «Ой, я не буду жить, я повешусь». И десять лет нечистый дух проходит за тобой сзади: «Ты слово дал (или дала). Чего ж ты не держишь, не исполняешь его?». Сорок лет будет ходить, пока ты не задавишься».

Проклятие (особенно из уст матери) имело непоправимые последствия. Завистливым словом можно даже убить человека.

Обсуждать, как и осуждать других людей, а также врать и браниться тоже считается грехом и наказывается горением в аду. Нельзя обсуждать других людей, судить их. «Нам нельзя судить, на то есть Бог-Судья». Староверы предупреждали: «Много врешь да треплешься, да зря болтаешь - за язык повесят» на том свете.

Староверы, особенно женщины, не употребляют бранных слов. Самое страшное ругательство, по мнению информаторов, «в мать» (Божью мать поминаешь) и «в Бога», не следует поминать и нечистого. Недопустимы ругательства в адрес скотины. «Ни кошечку, ни курочку, никого нельзя обозвать, все у Христа сотворёно!». Свекор вылил только что подо-

енное молоко только потому, что невестка, когда доила, назвала корову «заразой»: «От заразы пить молоко нельзя!». Плохое слово, ругательство может привести к тому, что скотина может попасть «на худой след» (т. е. потеряться в лесу).

Особым образом относятся староверы и к выбору слов, произносимых при встрече и при прощании. Вместо «До свидания» они говорят «по-Божьи»: «Простите меня Бога ради». На что остальные отвечают: «Бог простит тебя и благословит». Благодарить также необходимо «по-Божьи». Староверы-

беспоповцы говорят обычно «Спаси Господи», а новгородские староверы-поповцы благодарят словосочетанием «Спаси Христос» .

Грехом у христиан почитается блуд. В бытовой практике староверов интимные отношения даже между мужем и женой считали не совершенно чистыми. После каждой ночи с мужем женщине приходилось окачиваться с ног до головы водой либо в доме, либо в хлеву. Староверы воздерживались от близких отношений между супругами во время постов, накануне праздников (перед общественными молениями).

Избегали староверы чрезмерного употребления хмельных напитков. Нельзя говорить о полном их запрете. Женщины не пили вовсе, мужчинам же позволялись послабления в праздничные дни. Однако по уставу старообрядцев за злоупотребление хмельными напитками (за пьянство) налагали шесть недель поста и три тысячи поклонов . Одной из причин сознательного ограничения староверами употребления хмельных напитков является, в частности, осознание того, что под их действием теряется контроль над собой, и в это время можно совершить даже самый тяжкий грех.

На пляску в обиходе старовера был наложен запрет. Однако информаторы признаются, что плясали и староверы. Особенно молодые люди. Но если они и делали это, то - осознавая, что за этот грех ждет их наказание: «на калёной сковороды на том свете плясать будешь» или «на гвоздях калёныих», либо «заставют на угольях плясать».

Кроме запрета на пляску в старообрядческой среде был распространен запрет на светские увеселения (ипподром, опера, театр и т.д.), в том числе и на музыку. Хотя необходимо отметить, что полностью обойтись в своей жизни без музыки староверы не могли. Во-первых, музыка была важной составной частью богослужения. Во-вторых, существовал такой жанр музыкального произведения как духовный стих. Духовные стихи часто исполняли в моленной, они являлись важной составляющей жизни старовера в Великом посту. В деревнях можно еще найти от руки переписанные сборники духовных стихов. Как исключение из правил, староверы допускают употребление «мирских песен», особенно среди молодых людей, бывающих на деревенских праздниках.

Некоторые староверы настороженно относятся к науке, особенно к тем ее отраслям, достижения которых явно противоречат религиозной картине мира.

Они предпочитают обходиться без помощи докторов при болезнях. Во-первых, опасаясь замир-щения, поскольку многие доктора являются иноверцами, во-вторых, по их мнению, ныне нет «божественных врачей, о которых говорит Сирах (38, 1-15), но все - еретики», в-третьих, считают, что «кажин-ная болесть от Престола Божьяго, от Его изволения посылается на испытание людям» или в качестве наказания. Так или иначе, но излечение от болезни зависит только от милости Создателя, а ее необходимо добиться самому. Некоторые староверы считают, что болеть плохо на этом свете, зато для будущего века это занятие полезное. Ведь «когда болеешь - трудишься за свои грехи». А потому подходя к больному, говорят: «Бог в помощь тебе трудиться». По наблюдениям исследователей XIX в., если наружные лекарства староверы (особенно зажиточные в городах) хоть и с неохотой, но от докторов принимали, то внутренние не брали вовсе. Осуждали староверы хирургическое вмешательство. Объясняют это так: «Резанный то же, что жид обрезанный, не войдет в Царство Небесное» . Особенно негативно относились к анатомам, которые вскрывают тела умерших.

В случае болезни староверы обыкновенно прибегают к чтению канонов какому-либо святому, которому приписывается власть целить известные недуги. Могут давать завет - сколько лестовок молиться или накладывать на себя пост. Так в дер. Лякова давали завет и по нему ходили пешком (примерно 100 км) в Новгород поклониться преподобному Варлааму Ху-тынскому. Нередко прибегали к милостыне. В качестве исключения (очень редкого, по данным XIX в., собранным противниками староверия ) староверы прибегали и к помощи ворожей, а также пользовались средствами народной медицины.

Запретным в старообрядческой среде считалось курение табака. Старовер если и курил, т. е. «не подчинялся закону» (по закону это грех), то никогда не делал это дома или в моленной, курение у колодца с водой также было запрещено. Поддержанию подобной практики способствовали бытовавшие в старообрядческой среде рассказы о происхождении табака. Согласно им табак возрос из останков блудной чер-норизицы (или, по другим данным, девицы) благодаря «любодейчивому демону» .

Если от своих противников никониан староверы принимали пищу через очищение поклонами, то пищу, доставляемую от язычников, не почитающих христианского Бога, отвергали. Из рациона питания староверы старались исключить чай, кофе, сахар, картофель и дрожжи.

Светская мода могла проникать в жизнь старовера, однако следование ей было сопряжено с необходимостью нести духовное наказание, и сфера ее применения была четко ограничена повседневной жизнью. Во время обращения к Богу (будь то общественное моление или домашняя молитва) староверы предпочитали облачаться в одежду скромную, старинного покроя.

Таким образом, изучение бытового уклада новгородских старообрядцев-беспоповцев позволяет ут-

верждать, что эсхатологические настроения, составляющие основу мировоззрения староверов, оказывали непосредственное влияние на повседневную жизнь, обосновывая, в частности, запрет на сообщение с отступившим от Христа миром, запрет на бытовые новшества, утверждая необходимость аскетизма в мирской жизни.

1. Керов В. В. Эсхатология старообрядчества конца XVII - первой половины XVII веков и новая хозяйственная этика старой веры // Старообрядчество в России (XVII - XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 3 / Гос. ист. музей; отв. ред. и сост. Е.М.Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004. С.410, 405.

2. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: РАГС, 2002. С.193.

3. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Изд. дом «Третий Рим», 1997. С.98.

4. Там же. С.103.

5. Там же. С.105.

7. Псаломщик Д. Г-ев. О раскольническом замирщении в ястии и питии // Тобольския епарх. ведомости. 1889. №6. С.123.

8. Архив учебно-научной лаборатории этнологии и истории культуры НовГУ. Материалы этно-культурологических экспедиций.

9. С-в. Заметки о жизни и быте раскольников местечка Го-родец Старорусского уезда // Новгородские губернские ведомости (НГВ). 1873. № 2. С.7.

10. Пардалоцкий Ф. Наказание за неверие и обращение от раскола в православие // НГВ. 1873, №43. С.5.

11. Керов В.В. Указ. соч. С.421.

13. Варсонофий, иеромонах. Старообрядцы безпоповцы, обличенные в неправоте своей веры в своей же моленной. Новгород, губернская типография, 1902. 23 с.

14. С-в В. Несколько слов о раскольниках в Старорусском уезде // НГВ. 1869. № 25. С.183.

15. Нильский И.А. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней. СПб, 1863. С.63.

16. Там же. С.42-43.


Беспоповцы - одна из двух главных отраслей раскола старообрядчества, называющаяся так потому, что ее последователи не приемлют священства (попов).

Когда священники дораскольного поставления за древностью лет все умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. Какое-то время у старообрядцев еще сохранялась надежда, что где-то (в стране Беловодье, в непроходимых лесах или горах, в пустынях Востока) сохранилось истинное священство древлего поставления, и многие беспоповцы жаждали обрести его. Вплоть до середины XVIII века основная масса беспоповцев сознавала отсутствие священства как временное испытание. Стремление обрести церковную иерархию было среди них весьма велико, так что известные родоначальники беспоповства, братья ДЕНИСОВЫ, вели письменные переговоры с представителями поповцев, обитавшими на Ветке, о приеме архиерея хоть от господствующей церкви, лишь бы он согласился содержать старые обряды. Но надежды на возможность скорейшего обретения иерархии сменились разочарованием, и реально пришлось строить свою религиозную и бытовую жизнь при отсутствии священства. Под влиянием страшных гонений беспоповцы сочли, что наступило время последнее, в господствующей церкви и повсюду в миру воцарился антихрист. См. Антихрист .

В связи с этим беспоповцы из церковных таинств сохранили лишь (совершаемые мирянами, часто даже женщинами) крещение и исповедь - то, что минимально необходимо для спасения, а во-вторых, то, что по мнению беспоповцев, в исключительных случаях при отсутствии священства могут совершать простецы. Все прочие таинства вовсе не совершаются, почему некоторые, сознавая, например, нужду в евхаристии, думали заменять ее для себя своим своим причастием; другие, наибольшая часть беспоповцев, - отвергая вовсе брак за прекращением православного священства, требуют от всех своих единоверцев, мужей и жен, жизни безбрачной. Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий по первому чину, т. е. вновь перекрещивают, почему и получили наименование беспоповцев-перекрещенцев. Таковы, напр., поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и др. Исключение составляют часовенные, новоспасовцы, бабушкины и нетовцы (поющие, непоющие и отрицанцы), называемые также неперекрещенскими беспоповцами. В XVIII веке часть беспоповцев к этим двум таинствам добавила и третье - брак - на основании того, что это будто бы простой, не имеющий догматического значения обряд. Так было положено начало разделению беспоповцев на брачных и небрачных. В XVIII веке происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на крупные направления и многочисленные толки (см. меню). (с) , (с) , (с)

Во главе беспоповщинских общин стоят наставники "благословенные отцы"; они распоряжаются в собраниях при богослужении и отправляют церковные службы и требы, что допускается ими якобы по нужде. По мнению беспоповцев, такие права имеет не всякий, а только тот, кто получил благословение преемственно от прежде бывших наставников. Благословение это у них имеет значение поставления на священную степень. В беспоповщине существует множество толков или сект, различающихся между собой из-за незначительных обрядов. (с)

Сегодня беспоповцы проживают во многих странах мира: в России, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, США, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Парагвае и др. Наиболее многочисленным из сохранившихся согласий беспоповцев является часовенное. В Центральной России в начале 20-х годов численное превосходство среди беспоповцев имели федосеевцы, их насчитывалось ок. 2-2,5 млн. человек. Поморцев в то же время было до 2 млн. чел. Однако стихийный переход многих федосеевских общин к брачному состоянию в 1920-1950 годах изменил соотношение в сторону поморцев. (с)

Одно из двух основных течений старообрядчества. Зародилось одновременно с расколом и окончательно оформилось в последнем десятилетии XVII века.

Поповцы приемлют все 7 таинств христианства. Поповцы признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.

Традиционно в поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.

Социальные противоречия и внутренняя борьба привели к образованию различных согласий в поповстве: перемазанцы, дьяконовцы, лужково согласие.

Поповцам не удалось сразу создать свою церковную иерархию, поскольку епископы, сохранившие старую веру, либо были репрессированы, либо принялиниконианские реформы. Поэтому старообрядцы-поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название "беглопоповцы".

При приеме беглых православных священников поповцы исходили из признания действительности рукоположения в РПЦ, считая, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы. Впоследствии часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив дореформенную обрядность, другая часть создала собственные иерархии, третья часть перешла в беспоповщину.

В 1846 г. возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений.

По догматике поповцы практически не отличаются от православных, однако придерживаются при этом старой культовой обрядности. Для поповцев характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

Поповцы отказывались признавать светские власти, а Никоновскую церковь считали еретической. Принимали беглых попов из синодской (никоновской) церкви после перекрещивания или миропомазания. Признавали христианские таинства и учение о церковной иерархии.

Позднее, как и беспоповцы , Ппоповцы разделились на несколько толков. Наиболее известные толки - аввакумовщина, афиногеновское согласие (афиногеновщина), дьяково согласие, епифаново согласие (епифановщина), лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие (сусловцы), чернобольцы.

В 1856 г. была учреждена Казанская епархия, в которой Древлеправославную церковь старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, возглавил один из самых образованных старообрядцев своего времени епископ Казанский и Вятский Пафнутий (в миру Потап Максимович Шикин; 1815-1890). А с 1884 г. до 1912 г. – епископ Иоасаф (в миру Иван Петрович Зеленкин; 1838-1912). Часть старообрядцев-поповцев не признала Белокриницкую иерархию и продолжала переманивать священников у господствующей церкви. Таким образом, старообрядцы-поповцы разделились на два согласия «Австрийское», оно же «Белокриницкое», и «беглопоповское». Если «австрийцев» в Казанской губернии было много, то «беглопоповцев» – единицы, в основном выходцы из Центрально-Черноземного района, где беглопоповское согласие было очень распространено.



Чистополе «австрийцев» было немного, большинство прихожан – крестьяне из сел и деревень Чистопольского уезда. В 1881 г. в городе был организован приход с полуподпольным храмом в жилом доме. Основным недостатком этого молитвенного дома австрийцев было то, что находился он в жилом помещении и поэтому не имел атрибутов видимого храма. Казанский епископ Пафнутий в 1881 г. рукоположил в священники крестьянина Николаевского уезда Самарской губернии Петра Даниловича Залетова. Через два года отец Петр перешел в Казань – в казанском храме Белокриницкой иерархии он служил до смерти в 1917 г. В Чистополе же священником стал крестьянин села Красновидово Викул Абрамов, его судьба неизвестна, но еще в 1914 г. он продолжал быть единственным священником в приходе.

Беспоповских согласий было намного больше, чем поповских. В Чистополе были представлены четыре из них.

«Старопоморское», оно же «федосеевское», оно же «поморско-безбрачное». Старопоморцы обходились без духовенства, стараясь имитировать полноценную церковную жизнь. Требы у них совершали миряне, это были знатоки Писания и обрядов – так называемые «отцы». В их молельнях были алтари с запечатанными царскими вратами – из-за отсутствия духовенства, «отцы» служили литургии, но причащения не было, потому что таинство евхаристии – превращения хлеба и вина – мог совершать только священник. «Отцы» же крестили детей и отпевали покойников – по церковным канонам эти требы, в крайнем случае, мог совершать и мирянин. Но браки без священников, по тем же канонам заключаться не могли. Поэтому «федосеевцы» считали, что настоящих браков быть не может – отсюда и название. Разумеется, подавляющее большинство старопоморцев жили семьями, но считалось, что это жизнь не в браке, а «во грехе». Поэтому во время служб женатые мужчины стояли позади всех, в знак того, что на них наложена епитимья. «Старопоморское» согласие было самым массовым в России из всех беспоповских согласий, его духовный центр находился в Москве.



В Чистополе федосеевцев по списку в приходе было только 171 человек, из них 60 мужчин и 111 женщин.

Среди главных попечителей прихода необходимо отметить местных состоятельных людей: Алексей Яковлевич Логутов, городской голова в 1908-1912 гг.; Артемий Вачугов, купец, председатель совета рябиновской общины; Иван Мокеев, Алексей Логутов, Савва Вачугов, члены совета общины; Маклаковы, Макеевы, Мясников, Кирпичников и др.

Сохранились воспоминания одного из чистопольцев о посещении им рябиновской молельни в праздник Вознесения Господня: «Самая молельня наружных знаков не имеет, это – ветхий жилой дом; в середине старый под черным лаком иконостас; в нем до 75 различных икон, но среди икон так много белых крестов (без изображения), что они составляют около 50 % всех икон. Молящиеся все из низшего сословия, бедняки, богача ни одного (а ведь праздник не маленький). Настроение в общем строго молитвенное, но при внешней обстановке весьма мрачное; я мысленно вернулся ко временам самосожжения и, вообще, представил своему воображению печальную картину горестного начала старообрядчества. В момент моего прихода настоятель общины г. Сорокин высоким и приятным, несколько плаксивым голосом прочувствованно и внятно читал Апостол… Евангелие читал пожилой человек, но уже не так, с недостатком: слишком торопливо, даже по никониански… Этот грозный старичок иногда говорит так: “Я считаю всех еретиками, кто не так учит, как я”» .

Поповцы, приемлющие австрийскую иерархию, выделились из беглопоповства в 1846 году, когда у них возникла собственная иерархия, в пределах Австрийской империи, в Буковине, в с. Белая Криница. Обстоятельства возникновения австрийской иерархии следующие. – Пользуясь снисхождением к себе законодательства при имп. Екатерине II и имп. Александре I, поповцы имели у себя беглых попов в изобилии. Но при имп. Николае I в 1821 г. был издан указ, предписавший: «вновь не позволять появляться беглым попам у раскольников». Этот указ, довольно строго исполняемый, произвел в старообрядчестве так называемое «оскудение священства». Попов дозволенных становилось все меньше и меньше, а за умалением их увеличивались беспорядки: совершение богослужения стало производиться с крайней небрежностью, крестили зараз по нескольку младенцев, свадьбы венчали «гуськом», пар по семи, исповедовали всех вместе и т.п. Вследствие этого и явилась снова давно существовавшая мысль об учреждении самостоятельной старообрядческой епископской кафедры и было приступлено к ее осуществлению. После неудачных попыток найти такого архиерея, который бы согласился перейти в старообрядчество, наконец, нашли такого человека. Это был Амвросий, Босносараевский митрополит, лишенный кафедры вследствие недоразумений с турецким правительством. После долгих переговоров поповцам удалось склонить Амвросия перейти из православия в старообрядчество и стать старообрядческим епископом. Принятие Амвросия совершилось в 1846 г. чрез проклятие мнимых ересей и перемазание, причем вместо св. мира, за неимением оного, было употреблено масло, и чиноприятие над ним совершал также беглый поп – иеромонах Иероним. Сделавшись старообрядческим епископом, Амвросий рукоположил в епископы белокриницкого дьяка Киприана Тимофеева, в монашестве названного Кириллом, с званием наместника Бело-Криницкой митрополии. Кирилл поставил епископов для российских поповцев, и таким образом австрийская лжеиерархия распространилась из Белой Криницы и в России, – в разных местах явились епископы, именующиеся австрийскими, и поставленные ими мнимые попы. Монастырские посланцы являлись также к священникам самых беднейших приходов, особенно к тем, о которых, по наведению справок, узнавали, что они отягощаются своим положением; если эти священники были слабы в вере, то нетрудно было соблазнить их к переходу в раскол обещанием лучшего материального положения. Нередко случалось, что на Иргиз приходили и пройдохи с украденными ставлеными грамотами. Всех обретаемых таким образом иереев в иргизских монастырях подводили под исправу, с отречением мнимых ересей и с повторением над ними миропомазания. Беглопоповцы всех упомянутых мест брали сюда иереев без всякого сомнения, как бы от архиерея посланных. Но, когда эти рассадники бегствующего иерейства, еще в начале царствования имп. Николая I, были несколько ограничены в приобретении попов, а потом некоторые монастыри и совершенно упразднены, – тогда беглопоповцы вынуждены были сами по России ездить для отыскания нужных попов и по неопытности впадали в неудачи и ошибки. Тут и сами они увидели, с какими людьми приходится иметь дело: прежде это знали и хранили в тайне только монастырские посланцы, которые разыскивали попов, а теперь это стало известно всем. Поэтому многие из беглопоповцев в черниговских слободах, на Дону и в иных местах порешили – ради нужды управляться, подобно беспоповцам, уставщиками, которых уполномочили крестить детей, больных исповедовать и причащать акибы какими-то у них хранящимися от прежних беглых священников дарами, браки сводить по благословению родителей и уставщика, с совершением молебного пения. Вообще, беглопоповцы, управляемые уставщиками, приняли все положения беспоповцев, кроме перекрещивания приходящих к ним от Православной Церкви.

Рябиновцы

Из локальных беспоповских согласий в Казанской губернии необходимо выделить рябиновцев. В XIX - начале XX вв. ряби-новское или согласие «по кресту» проживало в Казанской губернии, в основном в Лаишевском уезде (51 % всех рябиновцев губернии; это села Монастырский Урай, Урахчи, Анатыш, Мельничий Починок и др.), а также в Чистополе (29 %) и Чистопольском уезде (10 %; это села Малый Толкиш, Елантово, Чистопольские Выселки, Богородское и др.)38. Число рябиновцев в Казанской губернии в течение XIX и н. XX вв. колебалось от 67 до 3.549 человек.

Рябиновцы – явление местное, распространенное только в Чистополе и некоторых селах Чистопольского, Спасского, Лаишевского уездов – в разных местностях России таких «своих» согласий было немало. К сожалению, «рябиновцы» не изучались учеными – есть только одна небольшая статья миссионера Н.И. Ивановского в журнале «Православный собеседник» за 1867 г., побывавшего в рябиновской молельне в Чистополе. Не оставили рябиновцы и полемической литературы, а другие согласия с ними не полемизировали. Поэтому о рябиновцах известно далеко не все.

Они отражали другую, отличную от поморцев, тенденцию, распространенную у беспоповцев. Вместо того, чтобы имитировать церковную жизнь без духовенства, рябиновцы, как и ряд других согласий, разрабатывали свои традиции религиозной жизни. В молельнях рябиновцев не было алтарей и икон, они молились перед гладкими восьмиконечными крестами, сделанными из рябины (рябина у адептов по Кресту согласия ассоциировалась с певгой – деревом в Палестине, из которого было сделано распятие для Иисуса Христа) – отсюда и название. Но в чем богословское обоснование этого – непонятно. Крещения и браки рябиновцы совершали сами. Будучи в целом немногочисленным (не более 20-30 тысяч человек в начале XX в.), в городе Чистополе это согласие было самым распространенным.

Несмотря на то, что согласие «по кресту», или «рябиновое» – одна из самых больших чистопольских общин, в то же время оно самое жалкое в церковно-религиозном отношении, доживающее свой короткий век. После указа 1905 г. учение рябиновцев резко изменилось. Служба у них совершалась в молельне, с иконами, по уставу, но без пения, с одним только чтением.

Заключение

В XIX - начале XX вв. старообрядчество Казанской губернии составляло значительную долю населения и играло важную роль в экономическом и культурном развитии региона.

За несколько веков изучения русских мистических сект выдвигались различные теории их происхождения. Как показывают современные исследования, хлыстовщина органически вписывается в контекст русской православной культуры прицерковного круга.

Религиозность мистических сект составляет единый религиозный фонд с православной монашеской культурой. Это особенно заметно при сравнении мистического сектантства и мистически настроенных сообществ, принадлежащих к православной церкви, известных в Среднем Поволжье как беседничество. Сектантство развивало потенции, заложенные в самой православной религии. Множество культурных связей сохраняется между мистическими сектами и православием в XVIII – XX вв.

Процессы, происходившие в мистических сектах, во многом аналогичны процессам, происходящим в современных православных общинах, особенно связанных со старчеством, и имеют тенденцию к воспроизводству. Многочисленные группы истинно-православных христиан, возникшие после революции, во многом повторяли путь хлыстовских общин. Можно предположить, что при антиинтеллектуальных тенденциях современной церковной среды такие явления будут повторяться.

За три с половиной века существования старообрядчество оказало огромное влияние на духовную, экономическую и общественно-политическую сферы жизни российского общества. Старообрядцы активно занимались благотворительной деятельностью, финансировали строительство и содержание старообрядческих молельных домов, издание и распространение религиозной литературы, способствуя сохранению и преумножению древней, дониконовской культуры. В молельнях был представлен целый мир искусства: древние иконы, старинные книги, предметы церковной утвари. При этом важно понимать, что для предпринимателей-старообрядцев имел значение только тот труд, результаты которого предназначались для общины, труд, направленный на благо другим людям. Исследователь староверия В.В. Керов отметил, что «истоки ревности старообрядческих предпринимателей к Делу лежали в представлениях о “святом долге перед Богом и людьми”» . Великая заслуга старообрядцев перед русской культурой состоит в том, что они до ХХ в. донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элементы допетровской культуры. В частности, старообрядцы Чистополя внесли вклад в развитие культуры края, сохранив «старый обряд», традиции и обычаи «отцов и дедов», памятников культуры (храмов, древних книг, икон). Следует отметить и их вклад в архитектуру Чистополя – дома и магазины поныне украшают главные торговые улицы города.

Купцы-старообрядцы внесли большой вклад в развитие экономики Казанской губернии. Старообрядческие династии входили в торговую элиту Казани и Чистополя.

Список литературы

1. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. - Казань, 1906. - 140 с.

2. Баженов Н.К. Казанская история. - Казань, 1847. - Ч. 1-3.

3. Берман,А. Простонародные религиозно-мистические движения в Среднем Поволжье в XVIII – XX вв.- Чебоксары, 2008.

4. Васильевский, М.Н. Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I.- Казань, 1914.- 260 с.

5. Захарьевский, П. Церковные школы Казанской епархии за двадцать пять лет их существования (1884–1909).- Казань, 1910. 66 с.

6. Ивановский, Н. И. О рябиновщине // Православный собеседник.- 1867.- Т.2.- С. 43-67.

7. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Мамадыш и Мамадышский уезд. - Казань: Тип-я импер ун-та, 1904. - Вып. VI. XXX.- 420 с.

8. История евангельских христиан-баптистов в СССР. – М., 1989. – 623 с.

9. Казанская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

10. Казанская губерния по сведениям 1859 г. / ред. А.Артемьев. - СПб.: 1866.-232 с.

11. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917 г.). – М.: Наука, 1965 . – 348 с.

12. Климович Л. Сектантство в Татарской республике (краткий обзор)// Антирелигиозник. – 1928.- № 5. – С.30.

13. Корнилов И.П. Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития (XVIII в. – 80-е гг. ХХ в.)/ Дисс.на соиск. степ. к.и.н. – М., 2003 .- 161с.

14. Латыпов И.Р. Краткий обзор историографии старообрядчества / И.Р. Латыпов // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 2(15)-2007. - Казань: Казан. Духов. Семинария, 2007.-С. 148-160.

15. Латыпов И.Р. Численность старообрядчества Казанской губернии в XIX - начале XX вв. / И.Р. Латыпов // Актуальные проблемы истории Татарстана и татарского народа: Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов за 2010 г. / Под ред. Б.И.Измайлова. - Казань: Институт истории АН РТ, 2010. - С. 47-54.

16. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви. - М., 1996.

Машковцев,А.А. Документы национального архива Республики татарстан –- источники по истории казанских неправославных христиан.Вторая половина 19- начало 20 в.//Вестник архивиста..- 2015.- апрель..

18. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). – СПб.: РХГИ, 1997. – 480 с.

19. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 2. Оп. 3. Д. 8660. 26 Известия по Казанской епархии за 1876, 1877, 1901 года. Казань, 1876, 1877, 1901.

21. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. – СПб., 1904 .- Т. XIV Казанская губерния.

22. Православное обозрение. 1867-1868.

23. Православный собеседник. 1867, 1873, 1877, 1883-1885, 1903

24. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. 2-е изд., исправ. и доп. - Казань, 1913. -165 с.

25. Статистические данные о сектантах. – СПб., -1912.

26. Щапов А.П. Русский раскол старообрядчества. - Казань, 1859. -548 с.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.