Почему желание грешить не можем убрать. Почему мы грешим, даже если не хотим совершать грех? С точки зрения религии

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

Джо Круз

Недавно я прочитал историю о человеке, согласившимся подвергнуть себя научному эксперименту, связанному с гипнозом. Находясь в состоянии легкого гипнотического транса, он получил указание поднять со стола стакан. Хотя это и был сильный, атлетического сложения мужчина, он не смог сдвинуть стакан с места. Почему он не смог этого сделать? Потому что ученые, введя его в это состояние, внушили ему, что поднять стакан невозможно. Поскольку его разум был убежден в том, что это — невыполнимая задача, его тело было не в силах выполнить команду. Какое яркое доказательство того, что ни один человек не может повиноваться заповедям, если он верит в невозможность их исполнения! Не это ли причина того, что столь многие христиане живут жизнью бессилия и поражения?

Грех — это главнейшая проблема каждого из рожденных на свет. Подобно особо заразной болезни, грех поразил микробами смерти каждую человеческую душу, и не найдено никакого земного лекарства, способного остановить фатальное развитие этой пагубы.
С момента своего первого появления в саду Эдемском грех предстал перед человеком как разрушитель всего доброго. Никогда и ни при каких обстоятельствах он не мог сосуществовать с праведностью и святостью. Требования Божьи совершенно исключают возможность того, чтобы грех или непослушание были частью христианского образа жизни. Терпимость ко греху не может быть названа библейской позицией ни в каком смысле. Не может быть и речи о том, чтобы сделать его более приемлемым, уменьшая его количество или изменяя его форму.

Преднамеренное совершение греха — достаточно серьезное преступление, но еще более ужасно и опасно — защищать этот поступок как то, что невозможно предотвратить. Говорить, что победа невозможна, — значит отрицать достаточность Евангелия и отвергать большую часть богодухновенных Писаний. Вдобавок ко всему, это ни что иное, как поддержка первоначального обвинения сатаны против Бога; оно дает парализующую ложную безопасность каждому, кто в это верит.

Люди часто становятся на защиту греха по той причине, что их собственной силы не хватило, чтобы перестать грешить. Если, например, они не могут бросить курить, им приходится искать разумное объяснение присутствию табака в их жизни. Вместо того чтобы смиренно признать неспособность своими силами победить этот грех, они изобретают доводы, что это не беспокоит их, или что никто не может быть совершенным, или используют удобную и популярную догму, утверждающую, что, в действительности, никто не может жить, не греша. В результате в наших церквях есть множество эмоционально благополучных, но непослушных Богу членов церкви, считающих, что всякое беспокойство по поводу соблюдения заповедей есть педантизм и законничество.

Какова же обманчивая стратегия сатаны! Изобретая это учение, лукавый попросту стремится защитить свое древнее заявление о том, что Бог слишком требователен. Ведь тогда он обвинил Бога в несправедливом требовании исполнить то, что исполнить невозможно. Он смог убедить треть ангелов, что со стороны Бога неразумно ожидать послушания закону, и с того времени он стремится, чтобы в это поверил каждый. На минутку задумайтесь над этими обвинениями, и тогда для вас станет ясным весь их дьявольский смысл. Дьявол знает, что именно грех является единственным препятствием для входа в Небесное Царство , ему нужно было разработать план, который позволил бы людям легко относиться к нарушению закона, сделать так, чтобы это казалось им вполне приемлемым. Для того чтобы сделать эту идею приемлемой для христиан, сатана сумел представить ее в виде церковной доктрины и навязать пошедшему на компромисс христианству.

Но проблема на этом не заканчивается. Даже те христиане, которые признают требования нравственного закона, также не слишком задумываются над тем, насколько полно они его выполняют. Они подверглись искусному воздействию преобладающего мнения, согласно которому слишком большое внимание, проявляемое к вопросу послушания, — это одна из форм спасения делами. Невероятно, но некоторые из них, кажется, до того боятся переусердствовать в соблюдении заповедей чистоты, что сознательно подталкивают себя к его нарушению. Идя столь извращенным путем, они успокаивают себя тем, что не впали в обрядность и законничество.

Подверженность ошибочному пониманию праведности по вере — только одна часть ответа на этот вопрос. Обнаруживая, что они оступаются, идя по пути к достижению совершенства, они, в конце концов, решают, что не грешить невозможно. С этого момента им очень легко начать толковать некоторые стихи из Библии так, как будто бы они подтверждают опыт их слабости. Сатана использует склонность человеческого ума к разумному обоснованию всего, что происходит, и вскоре они вырабатывают удобную доктрину, в которой находится место для их случайных отступлений от требований Божьего Закона. Таким образом, большинство христиан сегодня смиряются с опытом чередующихся побед и поражений. С их точки зрения таким и должен быть стиль жизни нормального христианина.

Однако под такими суждениями -очень зыбкий фундамент. Прежде всего, никакое учение не может быть основано на человеческих чувствах или переживаниях. Оно должно опираться на прямое и недвусмысленное учение Слова Божьего. Верно то, что можно подобрать стихи из Библии, которые, казалось бы, подтверждают учение о духовном несовершенстве. Нас заверяют ссылками на Библию, что все согрешили, что плотские помышления суть вражда против Бога, или что наша праведность — как запачканная одежда. Но ведь все эти стихи о падении, грехе и поражении относятся к опыту невозрожденного человека . Существуют десятки других стихов, описывающих совершенно противоположный опыт, — опыт полной победы и безгрешной жизни. Евангелие Иисуса Христа есть сила Божия ко спасению. Иисус пришел, чтобы спасти людей Своих от грехов их. Никто, осмысленно прочитав шестую главу послания к Римлянам, не сможет считать, что христианин свободен совершать грехи. Здесь апостол Павел полностью развенчивает учение о том, что христианину должно продолжать грешить.

Почему терпим поражения?

Давайте ненадолго вернемся к аналогии с загипнотизированным человеком. Он физически не мог поднять со стола маленький стакан, поскольку в своем разуме он был совершенно убежден, что это сделать невозможно. Сумел ли сатана сковать церковь силой своего гипнотизирующего, лживого утверждения, что послушание невозможно? Очевидно, что смог. Никто не станет прикладывать серьезные усилия к чему-то, что, по его мнению, сделать невозможно. Тогда бесспорно и то, что люди, полагающие, что жить без греха невозможно, не станут и пытаться жить без греха. Ни один здравомыслящий человек не станет тратить время и силы на бесплодную борьбу, которой ничего нельзя достигнуть.
Слышали ли вы об эволюционном пути обретения победы над курением или каким-либо другим грехом? Его еще называют методом постепенного схождения на нет, но, в целом, он просто не действует. Правда, иногда, он работает, поскольку возраст берет свое, избавляя от некоторых искушений и грехов. А вы знаете, почему "старание" не в силах превозмочь лукавого?
Почему мы не можем бороться с дьяволом в течение, скажем, нескольких месяцев и, в конце концов, изгнать его из своей жизни? Потому, что дьявол сильнее нас с вами. Мы можем сражаться с ним в течение всего года, но в конце этого года он будет по-прежнему сильнее нас. Старания не способны разрушить власть греха даже в малом, поскольку перед нами враг, который всегда будет сильнее нас. Что же, в таком случае, может избавить нас от нашей слабости и поражения? Ответ на этот вопрос приводит нас к самому славному и самому величественному секрету Слова Божия. Будем же рассматривать его с размышлением и молитвой.

Как побеждать

Каждый потомок Адама отчаянно нуждается в двух вещах: прощении прошлых грехов и силе не грешить в дальнейшем. Искупление включает их обе; представление о том, что оно обозначает полное освобождение от вины греха и лишь частичное — от власти греха, есть искажение Евангелия. Иисус пришел не только для того, чтобы спасти нас от последствий греха, но и для того, чтобы спасти нас от самого греха. Он пришел не просто для того, чтобы забрать нечто — нашу вину, но и для того, чтобы дать нам нечто — победу над грехом. Вот еще одно заверение в возможности обладать победой: 1 Иоанна 5:4 — "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша".

Прежде всего, следует ясно осознать, что через библейские обетования нам доступны все дары Небес, и мы можем по вере нашей получить их все. Апостол Петр говорит о "великих и драгоценных обетованиях" и заверяет нас в (2 Петра 1:4), что "через них" мы "соделались причастниками Божеского естества". Могущественная сила, заключенная в этом обетовании, наполнит каждого, кто взыщет ее своей верой.

Давайте же обратимся к самому средоточию победы и рассмотрим четыре простых шага, которые Библия предлагает предпринять каждому верующему, стремящемуся обрести силу от Бога.

Первый шаг: "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Коринфянам 15:57). Итак, победа есть дар! Мы не можем заработать ее своими усилиями или заслужить каким-либо мнимым благочестием. Единственное, что от нас требуется, — это просить, и Христом будет дарована победа. Он — Тот единственный, Кто когда-либо одержал победу над сатаной, и мы способны обладать ею только в том случае, если получим ее от Него в подарок.

Второй шаг: Матфея 7:11: "Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Здесь обычно встает два вопроса. 1.Просите ли вы о благе, когда молитесь о победе над пристрастием к курению или над любым другим грехом плоти или духа? Конечно, да! Когда мы молимся об увеличении зарплаты или о лучшей работе, нам следует просить Его об исполнении в этом Его воли, что же касается победы над грехом, то она гарантирована каждому, кто просит ее с верой. 2.Даст ли нам Бог победу, когда мы просим Его об этом? Ответ такой же - конечно да. Иисус с нетерпением ждет того момента, когда Он сможет вознаградить вашу веру и (Филиппийцам 4:19) "восполнить всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом".
Как мы можем узнать, что обрели победу над грехом после того, как мы помолились о ней? Мы знаем, что Бог не обманывает. Уже в момент, когда мы просим Его, нам следует принять как факт то, что просьба исполнена, благодарить Его за этот дар, вставать с колен и начинать действовать и жить, исходя из того, что это уже совершилось. Не следует требовать или ожидать какого-либо знамения или удостоверяющего победу чувства. Для того чтобы произошло излитие всемогущей силы обетований, достаточно одной нашей веры .

Третий шаг: Римлянам 6:11: "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем". Слово "почитайте" означает считайте или полагайте исполнившимся. Весь опыт нашей веры должен быть сконцентрирован в этой единственной просьбе о победе, после чего следует считать ее исполненной. Вы помните, как Петр шел по воде? Он спросил Иисуса, может ли и он ступить за борт лодки и пойти по волнам бушующего моря, и Иисус сказал, что может. Но как долго Петр смог совершать это немыслимое действие? Библия говорит: "Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня" (От Матфея 14:30).
Чего испугался Петр? Он испугался, что погрузится в воду и утонет. Несмотря на заверения Христа, что он может безопасно идти по воде, Петр допустил сомнение в словах Наставника. И в этот момент он начал тонуть. До тех пор, пока он верил в обещание Христа и действовал согласно своей вере, он был в безопасности. Когда он начал сомневаться, он начал уходить под воду.
У некоторых людей освобождение происходит настолько ярко и драматично, что они теряют всякую тягу ко греху. Были случаи, когда у находившихся в рабстве курения полностью исчезала табачная зависимость … Но, обычно, Бог действует не таким путем. Обычно желание остается, но в момент искушения появляется внутренняя сила, позволяющая не поддаться на него.

Четвертый шаг: Римлянам 13:14: "Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти". Уверенность в полученной от Бога силе может быть столь велика, что возможность падения под ударами греха может даже не обсуждаться. При старом методе личных стараний в каждом из случаев предусматривалась возможность падения.

Кто-то может возразить, что предлагаемый путь может привести к разочарованиям. Предположим, что человек все-таки поддался на искушение. Ведь даже Петр начал тонуть. Не пошатнется ли вера в Бога, если победа не будет одержана? Нет. То, что Петр начал тонуть, никак не говорит о поражении силы Божьей; желание Христа, чтобы он шел по воде, оставалось в силе. Погружение Петра в бурные воды свидетельствует только о том, что для выполнения указания Христа ему недоставало веры. Наша вера может слабеть. Мы можем нуждаться в напоминании о том, что мы полностью зависим от Его силы. Но это нисколько не принижает чудесный Божий план наделить нас через "великие и драгоценные обетования" Библии силой и победой над грехом. Если же у получателя не достает веры, то даже Божьи обещания остаются неиспользованными. Ограничения их действенности ясно определены словами Христа: "По вере вашей да будет вам" (От Матфея 9:29).

Вот он, Божий план, во всей своей простоте. И он действует! Если вы желаете обрести освобождение, он сработает. Но ничто не поможет тому, кто сам не желает расстаться с грехами. Но если вы желаете, то победа в ваших руках. Победа, сила, освобождение — вам достаточно лишь сделать шаг веры, и они ваши. Поверьте в это и взыщите их, не теряя ни минуты. Бог хочет, чтобы вы были свободны.

На самом деле все те качества, которые религия называет грехами — это инстинкты, которые управляли нами -задолго до того, как мы впервые посмотрели в небо. Попробуй представить себе живое существо, неспособное к гневу и блуду. А теперь задай себе вопрос: как долго оно проживет и сумеет ли размножиться? Отвечаем: проживет недолго, потомства не оставит. Но мы все-таки люди, а не животные, верно? И для того, чтобы мы не перегрызли друг друга в конкурентной борьбе за ресурс, инстинкты были признаны грехами. И нам было предписано с ними бороться изо всех своих слабых сил. А иначе в лучшем мире нам сделают а-та-та. Но при этом лазейка для оступившихся(на самом деле — для всех) была оставлена: нагрешил — покайся. А потом иди и больше не греши.

Многие тысячелетия этот принцип прекрасно работал, но теперь дал сбой. Потому что жизнь среднестатистического хомо сапиенса стала, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Проблемы выживания решены, нам больше не нужно ежедневно сражаться с враждебным миром за существование, мы можем просто жить. Но инстинкты никуда не делись, поэтому теперь мы направляем их внутрь себя. И получаем большие проблемы. А всего-то стоит посмотреть на эти самые инстинкты(то есть смертные грехи) под другим углом.

Зависть

Нас с детства учили, что завидовать — плохо. А мы не хотели этого понимать, потому что в наших детских головах еще не цвел пышный куст стереотипов. Тогда для нас придумали две зависти: черную и белую. «Черная» — это когда ты хочешь, чтобы у соседа корова сдохла, а «белая» — это когда ты желаешь той корове долгих лет жизни и рекордных надоев. Ну и мечтаешь сама заиметь такую же.

Популярное

На самом деле : мама тебе все уже рассказала до нас. Правда, дело не в том, «черная» твоя зависть или« белая». Дело в том, что зависть — пусковой механизм, который заставляет тебя быть лучше. К чему-то стремиться и чего-то добиваться, включаться в конкурентную борьбу. Люди, лишенные зависти, не стремятся ни к чему. Догадаешься, где они все находятся? Ты туда не хочешь точно.

Чревоугодие

Тебе кажется, что это вообще какой-то надуманный грех, да? Кому будет хуже от того, что ты съешь лишнюю пачку печенек? Кулинария — это искусство, а гурманы — самые милые люди на свете. В чем проблема? Вот разве только в том, что от чревоугодия можно растолстеть. И в наше время это действительно смертный грех.

На самом деле : чревоугодие — очень правильное слово, очень емкое. Просто мы до сих пор воспринимаем его в том же значении, что и наши предки. Только в их времена еда была дефицитом, и объедать ближних и впрямь было как-то нехорошо. А сегодня мы угождаем утробе иначе: мы сидим на бессмысленных диетах, глотаем бесполезные(в лучшем случае) пищевые добавки и вообще слишком много нервничаем по поводу еды. Отпусти себе этот грех и наслаждайся вкусной пищей. Определенно станешь здоровее духом. А потом и телом.

Алчность

Поклоняться золотому тельцу — грешновато. Быть скупой — тоже как-то некрасиво. Ты с этим согласна, правда? Мы тоже. Но на самом деле алчность — очень удобный грех.

На самом деле : мы уже говорили о том, что вопрос выживания перед современной барышней типа тебя не стоит. Зато стоит вопрос качества жизни. Очень остро стоит. И его никак не решить, если ты вдруг решишь стать бессеребренницей. Чтобы обеспечить себе комфортное и приятное существование, придется научиться зарабатывать, и желательно побольше, а еще — разумно экономить. Но нельзя наладить отношения с миром финансов, если ты считаешь любовь к деньгам грехом. Или — или.

Гнев

С гневом, на первый взгляд, все понятно: никто не любит злобных истериков, и тебе такой быть, конечно, не надо. Но если сменить красивое, книжное слово« гнев» на его научный синоним, картина сразу поменяется. Вот послушай: агрессия — грех! Режет уши? Если нет, значит, в старших классах ты прогуливала уроки биологии. И сейчас мы восполним этот пробел.

На самом деле: агрессия свойственна всем животным без исключения, и сама по себе не деструктивна, а ровно наоборот. Без агрессии невозможна эволюция — иными словами, нас бы тут не было, если бы наши предки были милягами. И дело не в том, что их бы попросту съели. Именно внутривидовая агрессия вынудила нас расселиться по всей планете. Именно внутривидовая агрессия позволила нам выстроить сложную иерархию, а та, в свою очередь, позволила нам стать господствующим видом. Это же прекрасное чувство! Благодаря агрессии ты можешь защитить свои личные границы и не позволяешь окружающим делать с собой все, что им заблагорассудится. Как ты вообще собралась без нее жить?

Уныние

На самом деле имеется в виду не печальное состояние и даже не депрессия, а скорее праздность. Вот когда ты всю субботу ходишь по дому в пижаме, заляпанной шоколадом, и смотришь сериалы — это оно. Страшный грех! безделье приведет тебя в ад, попомни наши слова!

На самом деле : ты — не железная. Тебе нужно отдыхатьа не новые впечатления, от которых она устанет. Так что уныние — не грех, а непременное условие здорового образа жизни. Потому что именно в «уныние» мы все прячемся от стресса. А к чему приводит хронический стресс мы тебе уже рассказывали.

Похоть

Она же блуд, она же прелюбодеяние. Самый порицаемых грех, между прочим. Гнев и чревоугодие тебе еще простят, а вот блуд — ни в коем случае. Так что ты наверняка думаешь, что уж этого греха лучше избегать, правда? А то мало ли — накажут прямо тут, сунут в адский котел как льготницу, без очереди.

На самом деле : люди полигамны. Всего лишь от 3 до 5% хомо сапиенсов обоего пола моногамны сами по себе(а не под влиянием общественного уклада), что позволяет нам с уверенностью заявить: моногамия — не норма для нашего вида. Но мы все равно создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Почему? Потому что нашли того, кто нам подходит. Но, видишь ли, найти его несколько проблематично, если ты отрицаешь похоть. Потому что на самом-то деле похоть — это здоровое сексуальное влечение. И, если у тебя его нет, тебе нужен доктор. Серьезно.

Гордыня

« Знай свое место, не высовывайся!», «Девушку украшает скромность!» и «Ты что, самая умная?» — все это ты наверняка не раз слышала в детстве от той самой учительницы, которую ненавидела вся школа. И, будь уверена, она это говорила, потому что желала тебе добра. Просто в ее понимании добро — это избавление от греха гордыни. Гордыни и тщеславия.

На самом деле : без тщеславия ты никогда не достигнешь того, о чем мечтаешь. А гордыня — это завышенная самооценка, и с ней, конечно, нужно бороться. Но не так, как это предлагают делать сторонники смирения греха: с их точки зрения твоя идеальная самооценка должна находиться где-то в районе плинтуса. Тебе этого хочется? Мы думаем, нет. Самооценка должна быть адекватной. Впрочем, если уж выбирать между грехом и добродетелью, между гордыней и смирением — то лучше, пожалуй, грех. Потому что завышенная самооценка тебе, конечно, повредит, но когда-нибудь потом, и то не факт. А заниженная вредит уже сейчас. И вчера. И завтра. И всегда.

Почему мы грешим?

Почему мы так часто делаем вещи, которых подчас даже не хотим делать?

Мы могли бы оправдывать себя тем, что мы люди. Что мы слабы, и Иисус это знает и снисходит к нам. Но почему-то все меньше получается. Оправдываться. Наверное потому, что все хуже получается различать грань между человеческой слабостью и сознательным грехом.

А по сути, любой грех, даже самый маленький, это ни что другое, как отречение от Бога, пусть даже самое незначительное. Это минута, день или час, которые мы проживаем без Него. Не потому, что не боимся ада – мы верим, что Он простит. Но потому, что не боимся прожить эти дни, месяцы или минуты без Него.

Как неверный муж или жена, согрешив, мы возвращаемся домой. Но наши сердца где-то в другом месте. Не потому, что мы не боимся разоблачений. И даже не потому, что так сильно нуждаемся в грехе. Просто потому, что не слишком сильно нуждаемся в святости…

Часто приходится слышать о том, что грех - это порой не столько преступление, не столько исполнение злого намерения, сколько ошибка… И порой во многом это так и есть. Мы не хотим грешить, мы устали грешить, нам надоело грешить, мы имеем твердое намерение не повторять прежних своих прегрешений. Но вот подбираются определенным образом обстоятельства, складывается ситуация, для нас искусительная, и мы падаем…

Отчего? Тут, наверное, всегда можно говорить о целом комплексе причин. И о греховных навыках, легко приобретаемых, но трудно изживаемых. И о слабоволии, отсутствии решимости противостоять своим страстям «даже до крови». И о маловерии, лишающем нас помощи Божией тогда, когда она нам всего необходимей. И об испорченности нашей природы, общей для людей удобопреклонности ко греху.

Но есть еще одна причина, отстоящая от прочих несколько особняком и более всего «ответственная» за грех как ошибку.

Почему мы грешим? Роджер Фостер Грех — это универсальная человеческая проблема. Мы все грешим. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему так получается? Почему мы не в состоянии принять обдуманное решение никогда больше не грешить и с этого момента во всем повиноваться Богу? Апостол Павел красноречиво выразил то смятение, которое овладевает нами, когда мы впадаем в грех: “Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю” (Рим. 7:15). Не каждый хочет грешить. Но грешит каждый. Почему же так получается? Почему мы так часто нарушаем установленные Богом стандарты и не оправдываем своих собственных ожиданий? Причина состоит в следующем Греческое слово, которое как правило переводится глаголом “грешить”, дословно означает “промахиваться, не попадать в цель” — т.е. нарушать нормы праведности, установленные для нас Богом. В этом же значении использует его Павел, когда жалуется на то, что “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3:23).

Ад - это обширное пространство, которое Бог специально оборудовал для мучения попавших туда грешников: сковородки с кипящим маслом, котлы, черти с вилами, неугасающий огонь… Короче - геенна огненная. Правда ли, что чем тяжелее грехи умершего человека, тем ужаснее страдания, которым подвергается его душа в аду после смерти?

В учении Церкви ни о каких сковородках речь не идет. Вот как пишет о причине гееннских страданий преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поража-ются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! …Печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.

У всех нас есть «любимые грехи», которые по какой-то причине мы не можем побороть. И когда мы теряем последнюю надежду и перестаем верить в то, что мы когда-нибудь сможем с ними справиться, где нам найти силы преодолеть нашу слабость?

Когда я служил на миссии полного дня в Южной Калифорнии, член Церкви, в течение четырнадцати лет отслуживший в призвании епископа, поделился со мной одним секретом: «У всех нас грехи сводятся к нескольким самым „любимым“». Это меня очень обеспокоило. Неужели Святые последних дней действительно «любят» какие-то грехи и сознательно повторяют их, несмотря на их пагубные последствия? Я подумал: «Нечестие никогда не было счастьем» (Алма 41:10).

Однако, я вскоре осознал, что большую часть жизни я совершаю один и тот же грех. Давайте начистоту – не все ли мы это делаем? И Библия, и Книга Мормона утверждают, что «все согрешили» (Римлянам 3:23), и «Все мы, как овцы, заблудились» (Мосия 14:6).

Как перестать грешить одними и теми же грехами?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Что делать, если у человека есть грехи, которые он осознает, но прекратить делать их не может? Если такой человек идет на Исповедь, то не будет ли это лицемерием: каяться в грехах, зная, что и далее будет снова так же грешить?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Исповедь часто сравнивают с лечением. Это действительно хорошее сравнение. Когда мы обращаемся к врачу за помощью? Когда болезнь уже прошла, или же когда чувствуем, что не можем от нее вылечиться?

В первом случае – обращение к врачу бессмысленно, а вот второй случай – как раз наш. Именно тогда и нужно идти, бежать на Исповедь, когда мы понимаем, что своими силами, ничего с нашими грехами поделать не можем. И в том, что человек это признает, нет никакого лицемерия.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Протоиерей Александр Ильяшенко




Однако все-таки пошла в другую комнату.

Часто христианские церкви подвергаются различного рода осуждениям. Одно из самых острых звучит так: зачем мне нужна церковь, если там такие же грешники, как и все остальные?

“Вы приглашаете меня в церковь, но я знаю из ваших такого-то и такую-то. Они показали себя совсем не с христианской стороны. Что мне в церкви делать, если некоторые члены церкви хуже неверующих? Если Бог такой, каким Его представляют ваши члены, то такой Бог мне совсем не нужен”. Это обвинение, к сожалению, имеет под собой основание. Мне хотелось бы ответить на подобные вопросы. Но, для начала, поговорим о церкви.

Церковь создана Христом. Это не каменное, деревянное, или кирпичное строение. Церковь – это скорее духовная субстанция. Церковь нельзя измерить крепостью стен, богатством украшений и даже списком членов. Вечная церковь состоит из избранных и искупленных вечным Христом людей, которых Бог Отец сделал Своими детьми.

Почему христианин, понимающий благодать, при попадании в ситуацию, в которой перед ним стоит выбор согрешить или не согрешить, выбирает «не согрешить»? Есть по крайней мере три ответа на этот вопрос.

1. Человек, живущий по благодати, понимает, что у него теперь новая природа. Его тянет теперь не ко греху, а к святости.Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Прощает ли Бог, если мы совершаем один и тот же грех снова и снова?
Вопрос: Прощает ли Бог, если мы совершаем один и тот же грех снова и снова?

Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос наилучшим образом, мы должны рассмотреть два убедительных отрывка из Священного Писания. Первый мы находим в книге Псалмов: «Как далек от заката восход – так удалил Он от нас наши грехи» (Псалом 102:12). Одним из самых эффективных приемов, который сатана применяет к христианам, заключается в том, чтобы убедить нас, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы искренне приняли Иисуса как своего Спасителя верой и все еще имеем неприятное ощущение относительно того, существует ли истинное прощение или нет, то можем подпасть под демоническую атаку. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять семена сомнения в наших умах относительно реальности нашего спасения.

Говорят потому что Дьявол искушает.Его задача завоевать как можно больше душ.И наши грехи помогают ему завоевать нашу душу.Т.е когда мы грешим,мы становимся ближе к нему и отдаляемся от Бога. ему только это и надо,что бы человек от Бога отдалился,чем дальше тем лучше У каждой души есть своя цена.Но не каждую душу можно купить. Души к примеру алкоголиков или наркоманов,завоевать очень легко,Такие души стоят мало.Т.е человек тем что он злоупотребляет алкоголем или употребляет наркотики,разрушает себя и этим самым совершает грех. Каждый человек создан по образу и подобию Бога.Дьявол хочет отомстить Богу через нас.Стать за счет нас сильнее.И действительно его власть сейчас довольно велика.Но в наших силах,не позволять ему расширить свое влияние.И начинать надо в первую очередь с себя Грешат все,потому что человек любой от природы не совершенен.Следовательно не грешить он не может. Смотря на все то что происходит,кажется что зло не победить и ему нет конца.

Лучше всяких слов…

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3. 2)

Я хочу рассказать об одном случае, запомнившемся мне с молодости. Много лет назад я гостил у знакомых на даче. Семья хозяев была большая - пятеро взрослых детей, бабушка, необыкновенно мудрый человек высокой праведной жизни и внуки. Лето стояло жаркое, окна в доме были открыты, и вот в дом забежала белка. Дети и внуки стали за ней гоняться, перевернули все с ног на голову, а больше всех отличился один внучек. Но вот, наконец, белочка исчезла, все успокоились, и бедная бабушка в изнеможении прилегла отдохнуть.

Вдруг к ней подошел внучек, и шепотом произнес:
- Бабушка, а белочка - в той комнате, на кровати под одеялом…
Уставшая бабушка не выдержала и рассердилась на внука:
- Перестань выдумывать, оставь меня в покое. Белочка давно убежала, а я хочу отдохнуть!

Книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» состоит из двух частей - «Опыт построения исповеди по 10 заповедям» и «Опыт построения исповеди по заповедям блаженства».

Нынешней публикацием заканчиваем первую главу - грехи против четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой и десятой заповедей.

Четвертая заповедь: Помни день субботний

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый – суббота Господу Богу твоему».

Евреям 10:26-27:

«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.»

В первоапостольской церкви членов, согрешавших постоянно произвольными грехами, предавали анафеме, то есть проклятию и отлучали до пришествия Христа. Считалось, что эти грехи, при условии раскаяния, будут прощены Богом в день суда.
Евреям 6:4-6
» Ибо невозможно- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему»
Речь здесь говорится о «верующих людях» ПОСТОЯННО ДЕЛАЮЩИХ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ГРЕХИ.
Таких людей нельзя обновлять покаянием!

Совершению грехов подвержены все люди, кроме пророков (мир им). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، أَنّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ

«Все дети Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся » (Хаким, 3165).

Мы знаем важность покаяния, понимаем, что необходимо каяться в грехах, может, и каемся, но крайне тяжело оставить грех, перестать совершать тот или иной плохой поступок, к которому мы привыкли.

Как же нужно подходить к греху, к покаянию, чтобы мы, наконец, сумели перебороть себя и перестать совершать грехи?

Без должного осознания, что наш грех является действительно грехом, ослушанием Аллаха, причиной гнева Аллаха и Его наказания мы не сможем сделать твердое намерение оставить грех.

Сделав твердое намерение оставить грех, надо покаяться, сделать искреннее тавбу и вернуться к Аллаху. Вернуться к Аллаху означает начать усерднее поклоняться Ему, полюбить Его, проявить смиренность перед Ним.

Отдалиться от грехов человеку поможет частое совершение намазов, земных поклонов. В Коране Всевышний Аллах сказал:

وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاَةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ

(смысл): «И обращайтесь за помощью к Аллаху в каждом вашем деле посредством полного терпения и намаза; Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных перед Аллахом… ». (сура Аль-Бакара, 45)

Частое совершение намазов, земных поклонов помогает перестать грешить. Вместе с этим необходимо проявлять терпение, когда подталкивает нас к греху. У греха бывают предпосылки. Например, у распития алкоголя предпосылки – это покупка алкоголя, отправка в место продажи или производства, присутствие в компании выпивающих спиртное и тому подобное. Необходимо отказаться от предпосылок, проявить терпение, и тогда будет легче оставить грех.

Бывают люди, у которых появляется желание грешить, когда они остаются одни, наедине с самими собой. В таком случае лучше не оставаться в одиночестве.

Помимо этого, необходимо часто делать дуа, просить Всевышнего Аллаха помощи в оставлении грехов. Мы часто повторяем слова «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях », но многие не знают смысла этих слов. Они означают: «Нет силы воздержаться от греховного и поклоняться Аллаху, кроме как от Аллаха ». Поэтому дуа играет важную роль в отказе от запретного.

И, наконец, следует завести дружбу с праведными людьми. Дружба с праведниками помогает и нам становиться праведными, это проверенное средство. Отдаленность от праведников – убивающий яд.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

وعن أبى موسى الأشعري رضى الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال إنما مثل الجليس الصالح وجليس السوء كحامل المسك ونافخ الكير فحامل المسك إما أن يحذيك وإما أن تبتاع منه وإما أن تجد منه ريحاً طيبة ونافخ الكير إما أن يحرق ثيابك وإما أن تجد منه ريحاً منتنة متفق عليه

«Поистине, пример хорошего и плохого друга подобен примеру продавца миска и человека, раздувающего кузнечные меха (кузнечного поддувала). Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние ». (Бухари, Муслим)

Поучительная история Ибрахима ибн Адахама

«Один человек пришел к Ибрахиму ибн Адахаму (да смилуется над ним Аллах) и сказал:

– О Абу Исхак, я не могу контролировать себя. Пожалуйста, дай мне что-нибудь, что помогло бы мне справиться с этим и что спасло бы мое сердце.

– Если ты примешь пять условий, – сказал Ибрахим, – и сможешь их практиковать, твое непослушание не причинит тебе вреда.

– Скажи же мне эти условия, о Абу Исхак! – воскликнул человек.

Первое условие: когда захочешь ослушаться Аллаха, не ешь ничего из удела, которым наделил Он.

– Но что я буду есть? Все на земле ведь от Него!

– А разве правильно есть то, чем наделил Он, и при этом ослушиваться Его?

– Нет. Каково второе условие?

– Если захочешь ослушаться Его, покинь Его владения.

– Это еще сложнее! – воскликнул человек. – Где же мне тогда жить, если восток и запад принадлежат Ему?

– Разве правильно есть Его еду и жить на Его земле и при этом ослушиваться Его? – спросил Ибрахим.

– Нет. Каково третье условие?

– Когда захочешь ослушаться Его, несмотря на то, что ты ешь даруемое Им и живешь на Его земле, найди такое место, где бы Он не увидел тебя выступающим против него.

– Как это возможно, о Ибрахим? Ведь Он знает все, даже сокровенные мысли!

– Разве правильно ослушиваться Его, когда ты ешь даруемое Им, живешь на Его земле и знаешь, что Он видит все твои поступки?

– Конечно, нет! – ответил человек. – Расскажи о четвертом условии.

– Когда ангел смерти придет забирать твою душу, скажи ему: «Дай мне отсрочку, чтобы я смог покаяться и совершить благие поступки».

– Но он не примет мою просьбу!

– Тогда, если ты не можешь удержать смерть на срок, достаточный для покаяния, и ты знаешь, что, когда она придет, отсрочки не будет, то как ты можешь надеяться на спасение?

– Каково пятое условие?

– Когда к тебе придут ангелы ада (забаният) в Судный день, чтобы забрать тебя в огонь, не иди с ними.

– Они же не оставят меня! – воскликнул человек.

– Тогда как ты можешь надеяться на спасение?

– Достаточно, достаточно, Ибрахим! Я прошу у Аллаха прощения и обращаюсь к Нему!

Покаяние человека было искренним, и с этого времени он был усерден в поклонении Аллаху и остерегался плохих действий вплоть до самой смерти ». («Ат-Таввабин», Ибн Куддама)

информацией с друзьями!

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.