Понятие у вэй в переводе с китайского. Как достичь успеха, не стремясь к нему: древнекитайская концепция спонтанного мышления ву-вэй

У итальянцев, тех еще гедонистов, есть замечательное понятие La Dolce Far Niente, что переводится как «сладкое безделье». Считается, что крылатое выражение впервые введено в обиход римским автором Плинием Младшим, жившим в 61-113 годах нашей эры в Италии. Этим понятием обозначается то самое беззаботное ничегонеделание, когда есть возможность вернуться домой после пары часов работы, вздремнуть, затем выйти в любимое кафе выпить бокал вина или чашечку вкуснейшего кофе.

Идея остановиться и не делать ничего не нова - в Древнем Китае говорили о понятии у-вэй , искусстве пассивной созерцательности. Этот тот случай, когда у человека нет причин для движения, не важно, вперед или назад. Учение у-вэй самым тесным образом связано с умением жить в моменте, здесь и сейчас. Итак, на какие основные принципы ничегонеделания, или у-вэй, нужно опираться, чтобы бездельничать с толком и чувством?

Не форсируй события

Впервые принципы у-вэй, ничегонеделания, были изложены в древнекитайском труде Дао дэ цзин, написанном примерно в шестом веке до нашей эры. Автором масштабного труда, по некоторым данным, считается легендарный Лао-цзы, древнекитайский философ.

Принцип пассивного ожидания действия, нефорсирования событий считается ключевым в учении ничегонеделания. Бешеный ритм жизни вынуждает тебя предвосхищать события, думать наперед, напрягать мозг в поисках решений проблем, которые еще не существуют. Мы вынуждены бежать вперед, но продолжаем оставаться на месте, совсем как герои Льюиса Кэрролла.

Все, что должно случиться, случится без твоего участия. Когда придет момент действовать, ты ощутишь, что в тебе накопилась энергия, ты полна сил и решимости идти вперед. Яблочко само упадет в твои руки.

Созерцай мир

Когда в последний раз ты наблюдала звезды или движение облаков в ветреный день? Пару десятков лет назад, в юности? Китайский философ Чжуан-цзы, которому также приписывается авторство учения у-вэй, еще в четвертом веке до нашей эры говорил о необходимости созерцательной пассивности. Кстати, именно из этого принципа растут ноги у знаменитого произведения «Искусство войны»: из пустоты возникает тишина, из тишины - действие, из действия - знание.

В Японии, например, вообще есть популярная практика «погружения в лес». Японские ученые пришли к выводу, что 40-минутная прогулка по лесу, среди деревьев, положительно влияет на здоровье человека. Снижается уровень гормона стресса, нормализуется давление, укрепляется иммунная система и вообще возникает ощущение, близкое к счастью.

Вот тебе исключительный вариант полезного ничегонеделания - оставь дела и выйди на прогулку в ближайший парк. Наблюдай за деревьями, слушай ветер, замечай мелочи. К концу прогулки ты обязательно почувствуешь себя другим человеком.

Наслаждайся малым

Многим из нас перфекционизм прививают с детства. Возможно, и тебе говорили, что нужно строить планы, мечтать по-крупному, стремиться к большему. Вечная гонка вооружений «выше, сильнее, больше» неимоверно изматывает. К моменту, когда цель достигнута, совершенно не остается сил насладиться ею. Если тебе это знакомо, пользуйся принципом у-вэй и не замахивайся на большее. Наслаждайся малым, но делай это искренне.

Ученые из научного центра Университета Беркли пришли к выводу, что счастье - это не про «маловато будет».

Когда хорошего становится много, мозг перестает воспринимать это как удовольствие и прекращает выработку соответствующих гормонов, которые дарят нам это волшебное состояние. Наоборот, даже лучше учиться радоваться и наслаждаться малым.

Конечно, это не значит, что нужно наступить на горло своим желаниям, ходить в рубище и жить на пепелище. Просто радуйся всему хорошему, что случается с тобой, даже если это лучик солнца посреди хмурого дня, а не роскошный Bentley на офисной парковке.

Слушай тишину

Трагедия нашего времени - непрекращающийся ни на минуту шум. Он проникает повсюду и не смолкает даже ночью. Шум города заставляет наши тела вырабатывать гормон стресса. Постоянный выброс адреналина и кортизола очень вреден для здоровья и может быть причиной сердечных заболеваний, считает Матиас Баснер (Mathias Basner), профессор психиатрии и специалист по сну в Медицинской школе Перельмана при Университете Пенсильвании.

Мы не призываем тебя уехать из города и поселиться в тайге, чтобы наслаждаться тишиной. Но чаще выключать звук телефона или вытаскивать наушники из ушей, не включать в качестве фонового сопровождения по вечерам телевизор или громкую музыку и проводить некоторое время (от 20 минут до часа) в тишине ты вполне сможешь ради сохранения своего здоровья. В тишине мозг отдыхает, не забывай.

Между тем человечеству с незапамятных времен известно множество , способных утихомирить . Многие из них основаны на уважаемых и древних философских учениях, таких как греческий стоицизм или даосский у-вэй; их принципы сводятся к одному - .

Если вы и вправду хотите отучить себя от пустого беспокойства, надо для начала принять простой факт: Вселенная в общем не злонамеренна, хотя неприятности случаются со всеми. Парадокс, но мы беспокоимся обо всем на свете, прекрасно понимая, что далеко не всегда способны влиять на происходящее. Почему, интересно, мы верим, что погоду «надо благодарно принимать», и при этом с легкостью назовем себя (и других) слабаками, если не преодолеем любое другое препятствие?

Хорошая новость в том, что, если мы не можем повлиять на обстоятельства или событие, мы точно можем . В чем как раз поможет знакомство с у-вэй.

У-вэй - это такая древняя даосская философия, суть которой - созерцательная пассивность, спонтанность и немотивированность. Звучит почти преступно в наше время .

«У-вэй - состояние, в котором мы можем быть очень деятельны и эффективны, при этом находясь в абсолютном расслаблении и доверии к окружающему миру», - объясняет Эдвард Слингерленд, профессор исследований Азии в Университете Британской Колумбии и автор книги «Попытка не пробовать: Искусство и наука спонтанности» (Trying Not to Try: The Art and Science of Spontaneity). Профессор уверен, что, приучая себя действовать, только когда это кажется естественным, мы станем более , будь то карьера или .

«Люди, принявшие философию у-вэй, считают, что они не делают ничего особенного и в то же время могут создавать блестящие произведения искусства, уверенно вести деловые переговоры или даже привести весь мир в сбалансированный порядок», - пишет Слингерленд в «Попытке не пробовать». Спокойное действие без напрягов и переживаний по поводу будущих успехов - ключевой принцип у-вэй-гармонии.

Понимая, что большинству из нас нелегко поменять устоявшиеся принципы, профессор Слингерленд рекомендует в первую очередь отучиться себя прессовать: «Когда я скажу вам: „Не думайте о белом слоне“, вы сразу же о нем подумаете, потому что словами я активирую эту концепцию в вашем мозгу, - говорит он. - То же применимо к освоению у-вэй - вы не научитесь доверяться естественному ходу событий, если постоянно долбите мозг списком важных дел».

В своей книге Слингерленд рекомендует две основные стратегии для овладения искусством поменьше беспокоиться:

#1: НЕ НАДО КРУШИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ

Смысл в том, чтобы понять, что это нормально - не ломать преграду, возникшую , тратя на это и время. Учитесь брать паузу на раздумье перед тем, как обрушиться на препятствие. Иногда в жизни работает компьютерных игр: в некоторых случаях барьер существует по какой-то причине или он вообще непреодолим. Возможно, Вселенная намекает на иное развитие событий, которое в итоге понравится вам не меньше - стоит поискать другой путь или даже другую цель.

GBTIMES РОССИЯ2017/05/31

Фрагмент картины или фрагмент бытия? (Photo: Бронислав Виногродский)

Когда-то давно, в прошлом 20 веке, чтобы прикоснуться к мудрости древних, нужно было провести не один час в библиотеке, читая философские сочинения. Ну или, как минимум, открыть книгу с собранием афоризмов, написанных или изреченных мудрецами, жившими в разные эпохи, в разных странах и при разных правителях.

21 век существенно упростил задачу постижения мудрости, а вездесущий Интернет предложил всем нам ее оцифрованный вариант в виде многочисленных сайтов, где можно найти ценные высказывания ценных людей практически по любому поводу любой ценности.

Простой дилетантский эксперимент подтверждает, что особую любовь интернет-мудрецы испытывают к афоризмам представителей «восточной философии», а цитаты «из Конфуция» уступают по своей популярности, наверное, лишь цитатам «из Раневской».

Нетрудно проверить, что на стандартные запросы «Раневская афоризмы» и «восточная мудрость» самая популярная поисковая система российского Интернета дает практически одинаковое количество ответов – более 9 тысяч сайтов.

Запрос «Конфуций афоризмы» выдает более 5 тысяч ссылок, а «Конфуций цитаты» – 4 тысячи.

Но можно ли быть полностью уверенными, что найденные автоматизированным поставщиком восточной мудрости «цитаты-картинки для размещения на социальных сетях ВК, Facebook и Твиттер» (стиль авторов сайта сохранен) действительно имеют отношение к великому Учителю?

Кто может гарантировать, что все эти «афоризмы Конфуция», типа «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в вашей жизни», не являются плохо стилизованным «под Восток» перепевом банальных истин?

Никто не может, потому что, согласитесь, среди пользователей Интернета не так уж много людей, в деталях знакомых с основами восточных философских учений, и еще меньше людей, прочитавших труды того же Конфуция, хотя бы в наиболее известных и считающихся классическими переводах.

Частыйсобеседник gbtimes известный китаевед ипереводчик классических трудов китайской философии Бронислав Виногродский – как раз один из таких специалистов.

Еще несколько лет назад в 2009 году Бронислав опубликовал свой перевод «Рассуждений в изречениях» Конфуция, причем выполнил эту работу, как всегда, в уникальной и присущей только ему манере.

В его переводе древний текстпредстает не как овеянный славой исторический памятник, а как пособие по жизни и управленческому искусству, когда мудрость Мастера становится путеводителем в современном пространстве и времени.

Книга переводов Конфуция Виногродским была переиздана в 2013 году. А дальше произошло то, о чем таки действительно предупреждал великий философ: «Мудрец говорил: Научиться со временем применять изученное – разве не это радость?»

На странице Бронислава Виногродского всоциальной сети уже не первый год и с завидной регулярностью появляются афоризмы, размышления о жизни, наблюдения над природой вещей – название для этих коротких текстов можно подобрать любое – за подписью «Вэй Дэхань» (или «Вэй Дэ-Хань»).

Разузнать, кто такой этот Вэй Дэхань, оказалось нетрудно, да собственно, Бронислав и не делает из этого никакого секрета: «Китайское имя было дано мне в год Дракона в 1988 году в Харбине, человеком, которому в тот год исполнилось 60 лет, то есть он прожил свой первый полный цикл. Иероглиф Вэй созвучен с первым слогом моей фамилии, а два иероглифа Дэ – Хань обозначают «Сила из Китая», где Дэ – это сила духа, а Хань – самоназвание китайской нации».

Что же касается идеи написания коротких текстов (сам Бронислав в разговорах с друзьями и единомышленниками шутливо называет их «вэйдэханьками»), то они как раз и стали тем самым умением применять изученное, о чем действительно писал Конфуций.

«Я так долго и много переводил китайских мудрецов, что решил сам попробовать писать в подобном стиле афоризмов и проверить, как к этому отнесутся люди. Воспримут ли они эти тексты как действительно китайскую мудрость или усомнятся в ее аутентичности?» – поясняет решивший разыграть своих читателей автор.

Надо сказать, что эксперимент удался, и многие, даже хорошо знающие и близко общающиеся с «великим мистификатором» люди поначалу действительно воспринимали их за переводы некого до сих пор малоизученного философа.

Однако, по логике жизни от Виногродского, философом может стать каждый из нас.

Философские афоризмы Вэй Дэханя – это результат не некого мистического озарения или вдохновения. Как говорит Бронислав, для него подобных понятий просто не существует. Есть обычная, повседневная и кропотливая работа – работа со смыслами, которая составляет суть существования любого человека.

Надо не философствовать «на тему», а просто «вставать и работать». Надо наблюдать за тем, как меняется мир и как, самое главное, меняемся мы сами.

Работа со смыслами – это наблюдение за изменениями, которые происходят в тебе самом; «это невероятное приключение, которое редко когда и кому дается, однако именно самонаблюдение единственно и меняет качество времени и обстоятельств, ибо нет никаких обстоятельств, кроме обстоятельств времени».

В этом году Бронислав Виногродский, который является без сомнения, одним из ярчайших представителей российского сообщества китаистов, достиг важнейшего для каждого человека 60-летнего рубежа.

Известно, что в китайской философии жизни возраст 60-ти лет является для человека таким же «годом основы судьбы », как и год его рождения. Это год, когда закладывается судьба человека, когда «можно увидеть в себе ростки будущего и потом бережно их взращивать».

В таком контексте афоризмы Вэй Дэханя как наблюдения над жизнью, написанные в начале нового 60-летнего цикла, могут стать для каждого из нас пусть не «древним китайским», но достаточно действенным инструментом самопознания и проводником в процессе постижения современного пространства и времени.

(И, кстати, в отличии от «цитат Раневской», здесь мы можем быть полностью уверены в подлинности авторства.)

Тогда в неспешном ритме «как сказал Вэй Дэхань» мы вдруг услышим отголоски митингов несогласных, увидим силуэты виртуальной реальности, в которую нас погружают телевидение и социальные сети, еще раз поймем важность «работы над собой» и даже найдем объяснение собственным стенаниям по поводу столь холодного глобального потепления этой весной.

В общем, читайте Вэй Дэханя и распутывайте узлы своей судьбы. Забавное занятие!

О неспешности в отношениях с внешним миром:
«То ближе, то дальше мелькает во взгляде берег.
На самом деле он мелькает только во взгляде. Остановись в своём уме, и все видения исчезнут».

«Научись переживать спокойную радость, созерцая любые образы, не связывая их с привычными способами ощущения чувств».

«Так не просто, перестать торопить движение образов в потоке движений ума, но именно это и нужно сделать».

«Нет ничего забавней, чем требовать от мира особого к себе отношения.
Все мы очень забавные забавники».

«Всё что тебе удалось придумать про самого себя, начинает необратимо существовать в твоём придуманном мире.
Что делать?
Или выбирайся из придуманного мира в настоящий, или придумывай новый.
Одно из множества возможных».

«Позволь целям выбрать тебя.
Не стремись достигать то, что тебе было навязано окружением обыденных обстоятельств».

«Распутывание пут и развязывание узлов очень ценное умение, если его правильно применять.
Пойми, где главные узлы».

«Чтобы поймать правильную волну в событийном потоке, нужно уметь правильно ждать, что подразумевает полное освобождение от намеренного ожидания».

«Бесконечно разнообразие предметов, но всё пребывает в единстве, если смотреть из сердца.
А где единство, там покой.
Где покой, там ясность.
Это и есть счастье».

О важности самопознания и поисках смыслов:
«Пути наружу нет, только вовнутрь».

«Постижение само по себе непостижимо. Но постигать стоит только постижение».

«Постоять над бездной всегда вовремя».

«Не будь другим, но и собой не будь. Не будь вообще».

«Только у времени не бывает ошибок.
Все ошибки в сознании человека, когда оно воспринимается как нечто отдельное от времени».

«Когда я сумею сделать так, чтобы обо мне все забыли, тогда заново посмотрю на мир, и увижу то, что нужно».

«Пусты слова. Все слова пусты.
Только вкладываемый в них смысл делает слово наполненным».

«Смыслы всегда двусмысленны.
Такова природа смысла».

«Вера без знания - суета и лицемерие.
Знание без веры - пустое тщеславие и треск бессмысленных слов».

Об отношениях в социуме:
«Мы все друг к другу приспособимся разными, не всегда лучшими способами.
Но деваться некуда».

«Людская доброта сильно преувеличена.
Так же как и зло человеческое.
Гораздо сильнее и того, и другого - глупость и нетерпеливость».

«Кто бы тебе ни встретился на пути, необязательно, что этот именно тот, кто тебе нужен.
Противоположное по смыслу утверждение тоже является истиной».

«Как привыкнешь к какой-нибудь глупости, так потом с ней и живёшь.
И другим её навязать стараешься.
Очень уж мы старательные.
Люди».

«Все несогласные навсегда останутся в несогласии.
Печальная участь».

«Одному мне не справится с загадкой вечности.
Или всем месте, или от себя тоже придётся избавиться».

О бесконечности в пространстве и времени:
«Ощущений немного, но оттенков и переходов бесконечное количество.
Не нужно слишком увлекаться.
Всё одно и тоже».

«Что бы ты ни увидел, оно тут же превратится внутри в знакомый образ, и породит знакомое переживание, следуя за которым ты придёшь в привычный способ проявления своей природы.
И никак иначе».

«Любые знаки могут быть тайными.
Смотря что ты хочешь прочесть».

«Даже если я и добьюсь желаемого, я одновременно добьюсь и всего остального, где нежелаемого будет всегда больше, чем желаемого.
Мир то огромный».

«Только дым знает тайные русла потоков в воздухе.
Наблюдая дым, ты тоже можешь увидеть, куда в пространстве течёт время».

О холодном мае 2017-го года:
«Погода, которая тебе сейчас не нравится, всегда совпадает с истинным положением дел в душе.
Нужно просто уметь вглядеться и честно себе признаться».

(Это всего лишь малая часть наблюдений над жизнью от Вэй Дэханя, опубликованных в период 6.05 – 16.05).

Казалось бы, в Китае, где общепринятой нормой является трудоголизм, никто и не догадывается о существовании понятий “лень” и “безделье”. Однако в даосизм, традиционное китайское учение, был включен и такой термин. Философия у-вэй похожа на прокрастинацию и леность. Но в ней есть то, что отличает её от бессмысленного времяпрепровождения. В первую очередь, сторонники такой философии просто не вмешиваются в естественный ход вещей. Зачастую это называют “созерцанием вещей с места”. Будто человек отдыхает и старается не вмешиваться в свою жизнь и окружающий мир. Но при этом занимается размышлениями о насущных вопросах бытия: смысл жизни, сущность человека, долг, честность, добро и зло.

Лао-Цзы, известный древнекитайский философ, утверждал, что миром нельзя овладеть, если стремиться к этому. Он называл его священным сосудом, который проклинает каждого, кто относится к нему неуважительно и потребительски. В этом состоит основа учения у-вэй. Это в корне отличается от того, что принято в Европе и Америке. Большинство книг про счастливый образ жизни в один голос твердят о том, что успех и стремление к завоеванию мира любой ценой необходимы для обретения спокойствия. Но все же такой образ жизни часто приводит к глубочайшим . А философия у-вэй хоть и является менее эффективной, но при этом только способствует внутренней гармонии.

Бездействие не равняется ничегонеделанию

Оно отрицает бездумное стремление реализоваться и достигать своих целей. Ведь это разрушает душу и только отдаляет нас от обретения гармонии. Философия у-вэй — это не просто . Ведь основой счастливой жизни является равновесие внутри человека и между ним и Вселенной. Это и есть секрет успеха у-вэй: отрешение от земного навстречу чему-то более великому. Для этого нужно отказаться от любых негативных занятий. Например, прекратить критиковать других или заполнять свою голову пессимистичными мыслями.

Каждый из нас обладает большим запасом энергии и потенциала, которые нужно разумно использовать. Вы должны отказаться от того, чтобы тратить ваши ресурсы на мелкие и бесполезные дела. Все это понадобиться вам для достижения более глобальной цели.

Вселенная не работает против вас

Философия у-вэй призывает перестать бороться с . Ведь если осознать себя его частью и начать существовать вместе с ним, а не для или против него, то можно достичь освобождения души. Мы не живем для кого-то или чего-то. Наша основная цель — это научиться работать вместе с тем, что нас окружает. Весь все в мире зависит друг от друга.

Отсутствие определенной цели не есть плохо

Гармония и — это то, что определяет нас и наш путь по жизни. У-вэй нацелено на то, чтобы отказаться от напрягающих и стрессовых занятий. Например, целеполагание и движение к чему-то определенному. Обратите внимание на современную молодежь. Они довольно много работают, отдавая все свои силы на продвижение по карьерной лестнице. Такой образ жизни равняется саморазрушению. Например, ремесло художников или скульпторов не должно поддаваться ни логике, ни четкому плану. Дело их жизни становится частью души, которая движется сама по себе. Философия у-вэй уверяет, что и ногда нужно довериться течению и потоку, который вас несет.

Существуют высшие силы или нет, но каждый природный процесс вызывается чем-то. Мы согласны, что существуют научные обоснования многих метаморфоз, но есть что-то, что их запускает. Вы же не стремитесь остановить движение Земли вокруг своей оси или истребить всех насекомых на планете. То же самое происходит и с человеком. Наша обыденность порой разбавляется неожиданными переменами, которых не нужно противиться. Ведь все, что с вами происходит, может привести к чему-то действительно хорошему.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.