Ретрит в медитационном центре Dipabhavan на Самуи. Dipabhavan — безмолвная армия для ума

Медитационный центр Dipabhavan на острове Самуи приглашает всех желающих для изучения практики медитации. Занятия проходят в виде ретритов - еженедельных курсов практики медитации. Английская группа - ежемесячно, с 20 по 27 число каждого месяца.

C января по апрель проходят также занятия отдельно для рускоговорящей группы. Программа ретрита полностью на русском языке. День заезда и регистрации - последний день месяца, завершение ретрита - утро 7-го числа.

Участие в ретрите - полностью бесплатно. Однако, медитационный центр существует на добровольные пожертвования участников предыдущих ретритов, поэтому пожертвования приветствуются.

Кратко о ретрите (информация от организаторов):

"Это будет уникальный опыт для тех, кто никогда раньше не занимался медитацией. Но и те, кто уже знаком с медитацией, увидят, что подход к практике в “Dipabhāvan” предлагает перспективы отличные от любого другого места. Так как в медитации исследуется человеческий ум, который является обширной, глубокой и многогранной сложной системой, вас ждет много красивых и приятных, а порой очень сложных моментов. Вы бросите вызов глубинам своего сознания. Если вы будете продолжать практиковать медитацию, то сможете испытать чувство, находящееся за пределами обычного счастья. Мы надеемся, что вы сможете найти более глубокий смысл в жизни и обретете абсолютно новый мир, свободный от страданий и привязанностей, в котором все спокойно и гармонично, где человек неотделим от окружающей среды."

Ежедневное расписание ретрита:

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается

На 7 дней, вы оказываетесь полностью оторванным от мира, на живописном склоне горы, в окружении джунглей и с живописным видом на океан, в молчании. Так часто мы куда-то бежим, что-то делаем, и говорим без умолку, не находя времени для самого себя.

И вот я решился - всё, еду на ретрит! Загрузил полный дом еды и воды, чтобы в мое отсутствие было все необходимое для жизни, купил себе тайскую одежду, закрывающую колени и плечи, и 20 ноября, собрав небольшой рюкзак с самым необходимым, я сдал свой мопед, на котором ездил по Самуи уже 2 месяца, и отправился пешком в сторону точки встречи - отель Утопия (Utopia hotel) на пляже Ламай к 13-00.

Там я встретил таких же ожидающих, русских, и в ожидании трансфера до медитационного центра Дипабхаван (Dipabhāvan Meditation Center at Samui) мы провели полчаса в беседах. На удивление, несмотря на то, что ретрит был английский, среди ожидающих были в основном рускоговорящие участники. Впоследствии оказалось, что количество русских составляет примерно половину всех участников, и приятно было то, что организаторы проводили для нас часть занятий отдельно, на русском языке.

В медитационном центре нас ознакомили с правилами жизни, распорядком и проживанием на территории центра Дипабхаван. Из непривычных вещей, было - ранний подъем - в 4-30 утра , только вегетарианская еда (которая оказалась вкусной и сытной), и сон на деревянной кровати без матраса (к этому привыкнуть было чуть сложнее). И молчание. К этому привыкнуть было чуть сложнее.

Молчание - это удивительный личный опыт. Когда тебе не нужно говорить, здороваться и прощаться, говорить что-то "между прочим", когда внешний приток информации останавливается, в определенной момент наступает внутренняя тишина и спокойствие. Сначала ты начинаешь слышать свои мысли - их много, и в тишине их голос звучит громко, они сменяют одна другую и ум беспокойно следует за ними. Но на 3-4 день медитации ум успокаивается настолько, что привычные сложные вопросы, которые раньше требовали долгих рассуждений и умозаключений, решаются в один момент. Уходит сомнение, путанность, туманность. Приходит конкретность, ясность, определенность.

Жизнь - это удивительная вещь. В молчании и внутренней тишине все краски жизни, звуки, ароматы природы джунглей врываются в тебе со всей страстью, заполняют органы чувств и ты растворяешься в этом бесконечном мире новых впечатлений. Ощущение - что ты спал, долго спал и вот ты пробуждаешься, и чувствуешь первый лучик жизни, утреннюю прохладу, запах моря, цветов, чирикание птичек, стрекотание цикад, шум ветра, шелест листвы и веток пальм. Даже дождь, ливший несколько дней нескончаемыми потоками, радовал своей мощью, обильностью, и густым насыщенным шумом.

За семь дней, проведенных в медитационном центре Dipabhavan, с ежедневным подъемом в 4-30, йогой, медитациями, я понял очень простую вещь - для достижения своих целей, обретения покоя, мудрости и счастья необходима постоянная практика осознанности. Для развития осознанности часто используют медитацию. Но медитация - это всего лишь техника. И важно не то, насколько твоя техника лучше или хуже других. Важно то, как часто ты ее практикуешь, насколько в течение дня ты осознаешь себя, свои поступки, мысли и желания.

Ретрит - это и испытание. Некоторые уезжают с ретрита до его окончания. По разным причинам, хотя наверное внутренняя причина всегда одна - "это не для меня, у меня есть что-то поважнее". Наверное, время еще не пришло. Время осознать себя и свои мысли, время начать жить для себя. Мне повезло, что на моем ретрите практически никто не уехал (за исключением одной семейной пары, где жена приехала на ретрит повторно и привезла с собой мужа, а он заболел в первый же день).

На ретрите находишься в стесненных условиях - 7 часов сна на деревянной кровати и подушке, фиксированное расписание, маложирная вегетарианская пища.

В тишине и молчании, когда вся ненужная "шелуха" отпадает, ты узнаешь и чувствуешь людей гораздо тоньше, глубже, проникновеннее. И начинаешь замечать во многих отражение себя.

На третий день тишины, появляется осознание того, что люди вокруг продолжают общаться даже в полном молчании, и все самое главное можно выразить мимолетной улыбкой, взглядом, жестом. Вся глубина человеческих чувств и эмоций раскрывается в безмолвии.

Ретрит - это испытание еще и потому, что в отсутствии постоянной болтовни, внешних контактов и притока новой информации, твой собственный внутренний мир пробуждается во всем своем многообразии. И как в сказочном лесу, мысли оживают и разговаривают на все голоса. Все прожитое и пережитое, детские и взрослые обиды, разочарования, ошибки, оценки, недосказанности выходят на поверхность, подсознание как будто открывается, и справиться с этим бывает нелегко.

На ретрите учат быть наблюдателем, сохранять нейтральность, и отделяя себя от всего происходящего в твоей голове, наблюдать, наблюдать, наблюдать...

Медитация в молчании в джунглях... Практика, практика, практика...

Первые 2 дня пролетели как один миг... Подъем в 4-30 утра, темнота, холодно, ночные джунгли. Идешь по дорожке на утреннюю медитацию. Тело ноет после сна на жесткой деревянной кровати и деревянной подушке. Хочется спать и прилечь на что-нибудь мягкое...

В дормитории, где мы обитаем, царит своя жизнь, как в любом помещении, построенном в окружении тропического леса. От ночного соприкосновения с джунглями помогает москитная сетка, которая выдана каждому обитателю дормитория. Жизнь джунглей на Самуи весьма разнообразна, и хотя большинство обитателей миролюбивы по отношению к человеку, некоторые из них могут быть ядовиты.

Никого убивать нельзя. Ни муравья, ни комара, ни скорпиона, даже если заполз к тебе в кровать. Слава богу, ко мне скорпионы не заползали, а моего соседа сколопендра укусила ночью за ухом. Ухо конечно опухло. Но - если обнаружил жизнь у себя в постели - возьми миску и аккуратно вынеси обратно на природу. Надо стремиться жить в мире с окружающей природой и ее обитателями.

И боль, боль в коленях, суставах ног и плеч, в мышцах спины. Здесь осознаешь, насколько тело не тренировано, отвыкло от физических нагрузок, лишено активности и гибкости в обычной жизни, насколько утратило силу, упругость и пластичность. А ведь не так давно, в детстве, я легко кувыркался на жестком полу, и нигде ничего не болело...

Возвращаюсь в темноте в дормиторий, чуть запоздал. Темно, свет погашен и все уже спят. Надо бы конечно проверить, не заполз ли кто ко мне, но сил уже нет, фонаря тоже, поэтому быстренько рукой пощупал, никто вроде не зашипел, можно ложиться и спать - завтра подъем в 4-30...

Для того, чтобы ощутить всю силу бытия в молчании, при полном отсутствии связи с внешним, прошлым миром, это надо ощутить. Полностью меняется восприятие мира и себя. Нет пустых разговоров, замечаний, оценок, критики... Ничего лишнего, что обычно мы называем как "радость человеческого общения".

Но вместо этого начинает говорить твой ум. Мысли оживают, и освобожденный ум начинает с тобой общение. Память просыпается во всем своем великолепии и глубине. Перед глазами проплывают подробные картины из прошлого. Ох, лучше бы этого не было! Ты пытаешься медитировать, а вместо этого ум пытается ускользнуть, отвлекая порой так сильно, что трудно вернуться в настоящий момент и вспомнить про дыхание и наблюдение за ним.

Но ты продолжаешь наблюдать. Сначала это трудно, но затем, постепенно, ты можешь отделить себя, свое "Я" от картинок и воспоминаний, прошлого опыта, оценок и суждений, и это плавно растворяется и уходит.

Когда мы что-то сильно переживаем, и пытаемся забыть, это оседает в подсознании, таится в глубине нас и влияет на всю твою жизнь. Когда ты это отпускаешь, не прогоняешь с силой, а именно отпускаешь, легко и без эмоций, как нейтральный наблюдатель, ты лишаешь эту мысль энергии, и она оставляет тебя.

Ты освобождаешься, сбрасываешь с плеч тяжелый груз, спина распрямляется, в ногах появляется небывалая легкость, и все краски, звуки и запахи мира как будт оживают и вновь радуют тебя. Зажимы и блоки сняты, энергия свободно циркулирует по всему телу, и ты можешь идти по жизни легко и свободно.

Счастье или страдание?

В Буддизме объясняется механизм возникновения "простого человеческого счастья". Это просто - если человек голоден, то еда сделает его на время счастливым, если устал - то минуты отдыха подарят счастье... А если я постоянно пребываю в сытости, веселости и лени, то меня сложно осчастливить. Поэтому так важны для нас чередование:минуты усталости и отдыха, проголодаться хорошо перед обедом...

Умение отпускать

Бывает, нас что-то задевает, цепляет, обижает. Мы переживаем, страдаем и стараемся забыть, или еще хуже - злимся на того, кто нас обидел. Испытывая негативные мысли, мы впустую растрачиваем свою жизненную силу, основу нашего счастья, успеха, ощущения гармонии и радости всей жизни. Наша защита ослабевает, переживания накапливаются все быстрее, и любая последующая неприятная ситуация ранит нас сильнее.

Возможно ли выйти из замкнутого круга неприятностей и разочарований, выйти к свету счастья и гармонии? Для начала необходимо понять, что как говорили мудрецы, "у каждой медали две стороны". Буддизм тоже учит нас - у любого события может быть две оценки - в зависимости от точки зрения. Очень простой пример - нас кусает комар. Для комара это благо, для нас неприятный зуд. Но главное - даже для укушенного комаром это может быть либо небольшой зуд, который никак не влияет на чудесный отдых в тени на берегу моря, либо бурное негодование ко всем комарам на планете, и как следствие, изменение общего отношения к ситуации - отдых уже не так прекрасен, как был 5 минут назад. Вот так просто, один или два комара могут изменить то, страдаем мы или наслаждаемся в данный момент. Не то, что происходит вокруг нас, а наше отношение к ситуации определяет нашу жизнь. И если мы изменим свое отношение к происходящему, если научимся "отпускать", возможно в ближайшее время мы ощутим бОльшую радость и гармонию. Важно еще уметь отпускать. Отпускать - значит отделить себя, свое Я от происходящего, и наблюдая за ним как сторонний наблюдатель, позволить ему свободно уйти. Не прогонять, не отталкивать с силой, а просто отпустить - как мы разжимаем руку, в которой лежит перо, и оно свободно парит, подвластное воле природы.

  • Что взять с собой на ретрит:
    - Свободную одежду (например, рубаха и штаны «рыбака») на 7 дней. Шорты, майки и прозрачная одежда – запрещены. Одежда должна покрывать колени и плечи. Пожалуйста, оденьтесь таким образом перед прибытием в медитационный центр. Не обязательно надевать белые вещи во время ретрита.
    - При входе во все здания нужно будет снимать обувь. Тапочки или шлепанцы – наиболее подходящая обувь, которую можно быстро снять.
    - Личные туалетные принадлежности, репелленты от комаров, полотенце, ручное зеркальце для бритья.
    - Дождевик (во время сезона дождей).
    - Фонарик, батарейки.
  • Участнику ретрита необходимо прибыть в день начала ретрита в 13-00 к одному из мест встречи, предварительно зарегистрировавшись на сайте Дипабхаван.
  • В этом медитационном центре из моих виртуальных (и не только виртуальных) знакомых не побывал только самый ленивый (в конце статьи я приведу некоторые ссылки на отчёты). Пришёл и мой черёд. Тем более, что с недавнего времени в Dipabhāvan (ссылка на официальный сайт центра) проводят русскоязычные ретриты.

    Вначале о том, что такое ретрит:

    Ретрит, также Ритри́т (англ. retreat - «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. Ретриты бывают уединённые и коллективные; на коллективных чаще всего проводится обучение практике медитации.

    Так вот, на острове Самуи в горах Ламаи проводят ретриты буддийской направленности. Название «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает место развития света. «Свет» — это свет Дхаммы. Дхамма или Дарма — учение Будды, направленное на утешение беспокойного ума.

    Не то чтобы мой ум был слишком беспокойным, но когда я записывалась на ретрит (ещё будучи ), то преследовала цель побыть одной, разобраться с тем, что происходит внутри меня. Дело в том, что после того, как я начала практиковать медитацию самостоятельно, со мной начали случаться очень необычные вещи. Например, я стала видеть свои прошлые жизни, а также общаться со своим духовным гидом. Я стала практиковать ченнелинг (общение с духами, коллективными существами света, Богом). Об этих метаморфозах в своём восприятии реальности я .

    Я осознала, что Бог — не отделенное от меня существо. Что Бог — это всё, что когда-либо было, есть и будет. Что я не тело. И я не ум. Тело и ум — это инструменты, которые я могу использовать для получения физического опыта, чтобы познать, Кем Я Являюсь. Этим же занимается и Бог (вместе со всеми нами) — он познает на опыте, Кем Он Является. Мне не нужно совершенствоваться или делать что-то определенное, чтобы заслужить любовь Бога. Он и я уже являемся любовью (безусловной, чистой любовью), просто сейчас мы познаем это на практике. 🙂

    Суть ретрита и немного о расписании

    Немного расскажу о том, в чём суть ретрита. Если не ошибаюсь, на ретрите было около 50 человек, причем девушек в 2 раза больше мужчин. Ретрит проходит в течение 7 дней — я приехала 29 апреля после обеда и уехала 7 мая утром. Вечером в день заезда все участники дают обет молчания (а также некоторые другие обеты). Всю неделю запрещено разговаривать с кем-либо, нельзя даже обмениваться записками. Нельзя читать, писать, слушать музыку — т.е. нужно полностью ограничить поступление информации из внешнего мира.

    Перед началом нужно сдать на хранение все ценные вещи, особенно мобильный телефон (им пользоваться категорически запрещено). Каждый выбрал себе несложную работу, которую нужно делать после завтрака в течение 15-20 минут, сохраняя полную осознанность. Я выбрала уборку в женских туалетах, но на деле их убирали две другие девушки, мне же пришлось стать заведующей по мусору, подметанию и мытью полов при входе в душевые и туалеты. 🙂 Работа не пыльная, но осознанность я теряла частенько. В основном из-за того, что решила голодать все 7 дней и меня тошнило от местной воды…

    В центре собирают дождевую воду, очищают её и используют для бытовых нужд — питья, приготовления пищи, купания. Горячей воды в душе нет, как собственно и душа нет. Просто ёмкость с холодной водой и ковшики — набираешь воду и поливаешься. На самом деле, это клёво. Я теперь фанат холодных обливаний.

    Но пить дождевую воду (довольно теплую) я почему-то не смогла. Я сторонник голоданий на воде, а тут получилось, что голодала всухую. Тошнило ужасно, сердце стучало. Попью воды — сердцу легче, а тошнит ещё больше. Но всё же, я понимала, что такой случай поголодать на природе (центр находится в горах, воздух очень приятный) без разговоров в таком энергетически приятном месте мне выпадет ещё не скоро. Голодания-однодневки можно практиковать где угодно, а вот длительные лучше на природе. Последнее длительное голодание (2 недели) у меня было и это было незабываемо — я летала! Хотела полетать и тут, ан нет — вода подвела. Точнее я иногда пока все были на завтраке или обеде, спускалась в душевые и «летала» на метле. 🙂

    Да, других участников кормили. Завтрак в 7-30 и обед в 11-30. Перед заездом все дали обет не есть после полудня, лишь в 17-30 можно было выпить чай. Девушки говорили, что еда была очень вкусная. Тем, кто любит тайскую еду, она особенно понравилась. Еда вегетарианская, но с яйцами. Надеюсь, что в скором времени в Dipabhāvan решат вопрос с сыроедами и веганами и обеспечат побольше фруктов и овощей. Сейчас же, как я поняла, фруктов дают немного…

    Часы на ретрите не нужны, ориентироваться помогает звон гонга:

    В 4-30 утра он звонит в первый раз — значит, пора вставать, обмываться, чистить зубы и подниматься в медитационный зал. Звонит он громко и долго, так что проспать практически не реально. В 5 утра небольшая лекция, потом медитация сидя (анапанасати), йога и снова медитация сидя. До 7-30. Йогу вёл потрясающий ведущий — Роман. Я йогой не занималась, было довольно трудно, особенно на 5 день голодания, когда меня тошнило особенно изящно и постоянно, но мой неугомонный ум развлекал меня тем, что я представляла, будто рядом со мной делает йогу мой любимый Эркюль Пуаро и ворчит, что с его пузиком такие асаны несовместимы. Потом я нашла другую развлекуху — представляла, какая классная серия фотографий получится а-ля «Как выглядит мир, когда ты завис на несколько секунд в той или иной асане». Может даже кто-то сделает такое? 🙂

    В 7-30 завтрак, потом работа после завтрака и личное время — можно постирать, полежать. Я в это время вязала. Выбрала самый простой узор крючком, чтобы медитировать во время вязания. Ко мне приходила рыжая кошка, укладывалась у меня в ногах и смотрела, как дёргается нитка из клубка. Такая идиллия. 🙂

    В 9-15 утра гонг звонит во второй раз — это значит, нужно идти в медитационный зал. И тут начиналось самое интересное — лекции тана Хуберта (монах). Это было что-то. Сам он родом из Польши, несколько лет жил в России, потом приехал в Таиланд и стал монахом. Очень харизматичный, умный и весёлый человек. Слушать его — одно удовольствие. Мне так нравилось, что после его лекции медитировать сидя нужно было всего 5 минуточек. 🙂

    А потом тоже начиналось интересное — полчаса медитации при ходьбе. Как я люблю ходить, чувствовать под босыми ногами землю, пол, песок… Нужно было концентрироваться на каждом шаге. Это такой кайф! Не то что медитация сидя, которая наступала после. :)))

    В 11-30 — обед. После обеда можно отдыхать аж до 14-00. Тан Хуберт говорил, что в это время лучше спать, чтобы сохранить сил на вечер. Спать было жарковато, я немного вязала, но потом всё же засыпала.

    В 13-45 дня звонит гонг в третий раз и это значит, что… да-да, пора идти в медитационный зал. И снова интересность — ещё одна лекция тана Хуберта. Потом 3 раза по полчаса медитаций. И снова интересность — декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты».

    Декламация сутр — почти пение, но не совсем. Я воспринимала это как что-то древнее, шаманское и вдохновляющее. Мы воздавали честь Будде и изучали монашеские обеты, каму (карма), дхамму. Проводил всё это дело тан Киррил — недавно он подстригся в монахи. Это была возможность прервать ненадолго обет молчания и подекламировать. Мне очень понравилось!

    Медитацию любящей доброты проводил Роман (который вел йогу). Я её немного переделала под себя. Считаю, что желать своим близким счастья и доброты словами: да будет ваш ум спокойным, да будете вы счастливы… это немного не то. Лучше медитировать на то, что близкие уже счастливы и уже спокойны. И соответственно представлять их такими. Когда нужно было представить своих врагов или человека, который доставил тебе больше всего проблем — я растерялась. Нет у меня врагов или тех, на кого я до сих пор таю обиду. А больше всего проблем доставила себя я сама. Так что представляла себя маленькой растерянной девочкой и играла с собой. 🙂

    В 17-30 вечерний чай и до 19-30 личное время. Я обычно дремала.

    В 19-15 вечера большой гонг звонит в последний раз за день. После медитации сидя начиналось то, от чего я приходила в полный восторг — групповая медитация при ходьбе. Только представьте — темно (в Таиланде темнеет рано), в огромном зале горит всего одна свеча. Мы ходим по кругу, словно ведьмы на каком-то сборище. При этом надо быть осознанным, повторять движения впереди идущего и концентрироваться только на ходьбе. Также мы практиковали такую медитацию на улице на специальной полянке у статуи Будды:

    В 21-30 отбой. Спала я довольно хорошо, сны были осознанные (я давно практикую осознанные сны и сталкинг), даже приснилось несколько заданий для приложения, над которым я сейчас работаю. Это программа для iPhone и iPad с упражнениями на осознанность и исполнение желаний. Оно будет называться «365 способов поймать вдохновение, или Как встряхнуться и почувствовать радость жизни». Т.е. это будет целых 365 упражнений на осознанность! Надеюсь, что летом оно уже будет готово, . Идея сделать приложение и то, что я попала на ретрит не связанны между собой, но я рада, что попала в Dipabhāvan как раз в этот период, это мне очень помогло и вдохновило.

    Ну, а теперь о том, как проходил ретрит для меня.

    Начало ретрита и первый опыт буддийской медитации

    Когда я ехала на ретрит, то была полна воодушевления. Ну, думаю, я то опытная в вопросах медитации, так что буду медитировать ого-го как! Все монахи потом будут говорить новым участникам: вот была у нас девочка, так здорово медитировала… Может меня даже повесят на доску почета. Или вообще занесут в Книгу Рекордов Гиннеса. 🙂 Мой ум для меня как развлекаловка, так что подобные мысли вам ещё встретятся — не удивляйтесь.

    Ага, не тут-то было! Я привыкла медитировать лёжа на кровати, сосредоточиваясь на какой-либо чакре, представляя что дышу ей. А на ретрите нужно медитировать, сосредоточиваясь на дыхании, сидя на деревянном полу с идеально ровной спиной и при этом не меняя позу целых полчаса! Я, привыкшая к работе за компьютером и планшетом (в скрюченном состоянии) и длительным прогулкам (как вы помните, мы с Димкой обожаем ходить пешком) не могла просидеть неподвижно и 20 минут! Но об этом я ещё расскажу ниже.

    В Книге Регистрации Участников в графе профессия я написала: волшебница. И с чувством восторга отправилась в общий женский корпус, где на протяжении 7 дней мне предстояло жить, спать на деревянной кровати без матраса и на деревянной же (!) подушке:

    Но это меня вовсе не страшило. Я читала, что многим это даже нравилось. И мне понравилось.

    Потом нам провели экскурсию по территории, научили основам медитации, взяли с нас обет молчать и отправили спать. Первый день (день заезда будем считать нулевым) мне всё было интересно, всё было ново. Я с интересом начала осваивать медитацию при ходьбе. Иду себе, но мысли в голове как всегда продолжают меня развлекать. И тут меня что-то как укусит за ногу. Больно. А мы дали обет ненасилия, даже комаров нельзя убивать! Оказалось, что это был скорпиончик. Нас предупредили, что это не опасно для жизни, так что я его поблагодарила и пообещала себе быть более осознанной. Все медитации длятся по полчаса, но медитация при ходьбе для меня была словно пятиминуткой, тогда как сидячая 3-х часовой. 🙂

    На второй день я пришла к выводу, что медитировать после йоги — это круто. Можно и час высидеть. На третий день мне казалось, что в сутках не 24 часа, а часов 100 минимум! Раньше я всегда думала, что время слишком быстро летит, оказывается, я просто забивала себя информацией (Интернет, книги, инстаграм и т.п.) — вот и не успевала жить. На 4 день стало тяжело — всё-таки 4 дня без воды дали о себе знать, меня стало колотить-трясти и тошнить. Я пропустила одну вечернюю медитацию.

    На 5 день иду утром по ступенькам (от женского корпуса довольно много высоких ступенек до медитационного холла), сердце колотится, кажется, что сейчас упаду. Говорю телу:

    — Ну чего ты? Мы же с тобой сильные…

    А оно мне в ответ:

    — Ага, а кто меня загрязнял?

    Ум смеётся, вот прямо хохочет:

    — Блин, умное у нас с тобой тело, зараза! И сказать-то в ответ нечего! Ничем тебе, дорогая, помочь не могу. Давай разве что стишки сочинять?

    Я ржу с ними за компанию, веселитель у меня в голове не дает упасть духом ни при каких обстоятельствах. Иду по ступенькам и сочиняю стихи про себя, что-то вроде этого:

    — Этот ретрит меня бодрит!

    — Этот ретрит меня стройнит!

    Ну и всё в таком духе. 🙂

    Потом уже и стихи перестали помогать, пришлось пропустить дообеденную медитацию и лежать в кровати. Попью воды — становится ещё хуже, она теплая и противная. Лежу думаю, пить или не пить, идти на следующую медитацию или не идти. И тут подходит ко мне девушка (как оказалось, её зовут Наташа, я же звала её рыженьким солнышком), даёт какой-то крем и жестами показывает, мол, может это тебе поможет? Это было так трогательно! Не то, что мне дали разогревающий крем, а то, что обо мне заботятся… Ааааа!

    Девушка ушла, я встала и начала вязать (а то помирала же!), посылая ей лучики доброты. Потом всё же легла, размышляя о том, почему у меня такие сложные отношения с дождевой водой… И тут, бац, пошел дождь! Вскоре зазвонил гонг и я пошла на медитацию, с легкостью забралась по ступенькам. Многие брали зонтики или дождевики, а я ничего не брала, я люблю гулять под дождем.

    Возле зала, где проходят медитации решила встать и отдышаться. Задрала голову вверх и стала смотреть, как сквозь листву огромного дерева на мое лицо падают капли дождя… И так меня этот процесс заворожил, что я простояла там несколько минут, не замечая ничего вокруг — ни того, что все уже давно зашли внутрь, ни того, что медитация давно началась, ни того, кто я и где я вообще нахожусь! Я словно стала этим дождем. И поняла, что действительно — мы все сделаны из одного теста. И я, и дождь, и дерево, и земля, и люди, и небо. Мы все — одно целое! Я это знала и раньше, а тут прямо погрузилась в это, прочувствовала до глубины души.

    Говорят, Будда достиг просветления под деревом. А я вот под деревом достигла продождления! Я подружилась с дождем. После этого я стала пить дождевую воду в центре с удовольствием и мне стало намного-намного легче!

    Потом очнулась и пошла в зал. Села прямо на деревянный пол и стала медитировать. И достигла того, о чём говорил тан Хуберт — чувства восторга. Я смеялась и рыдала одновременно! Боже, как же всё просто — мы все одно… мы все есть любовь. Я сидела, не двигаясь и пребывая в моменте сейчас, наслаждаясь этим моментом. Открываю глаза (что-то гонга давно нет, из медитации выводят небольшим гонгом — поющей чашей): елы-палы, я просидела полтора часа! Я же не была на дообеденной медитации и не знала, что в этот раз гонга не будет, а когда прекращать медитацию сидя и переходить к ходьбе — всё на усмотрение участников. Обалдеть просто!

    Я вдруг стала восхищаться красотой своего тела. Смотрю на пальцы ног — красивые, блин. Смотрю на руки — красивые… Во дела… Раньше я тело как-то не особо любила и считала себя чуть-чуть лучше уродины (белые волосы, белая кожа — бррр). А тут четко поняла, что каждый человек красив. Нет некрасивых.

    На 6 день вечером мы собрались в учебном зале, но сели не как обычно (мальчики слева, девочки справа), а кругом. Каждый выходил к микрофону и в течение 5 минут рассказывал о том, каким для него был этот ретрит. Было так интересно и здорово!

    Утром на 7 день мы немного помедитировали, потом собрали вещи, сделали пожертвования (центр существует только за счет добровольных пожертвований, сумма на усмотрение участников) и поехали по домам. Обменялись контактами друг с другом, кое-каким житейским опытом. Времени на разговоры было не много, но ощущения были непередаваемые.

    В целом, это одно из самых сильнейших переживаний в моей жизни. Я благодарна организаторам (они работают на добровольной основе, без оплаты) и монахам. Столько всего интересного узнала от них о Таиланде, буддизме… Я могу ещё долго об этом писать, но пришла пора закругляться. Если у вас есть какие-то вопросы — не стесняйтесь, спрашивайте.

    Наша группа (я в оранжевой юбке, белой майке, если кто не видел меня):

    За фото спасибо ребятам, с которыми мы были на ретрите, также некоторые фото я взяла

    На протяжении уже 7 лет, я знал, что на Самуи, где мы зимуем, есть ретрит. Его посетило много моих знакомых и многие очень его рекомендовали, но я не решался туда сходить, да просто небыло надобности.

    Так в чем же заключается надобность, и что такое ретрит спросите вы.

    Последний год был одним из самых сложных в моей жизни, он забрал всю мою энергию и я начал терять себя.

    По приезду в этом году на очередную зимовку решение «идти» пришло само самой. Нас приехали навестить Дима и Настя, наши старые самуйские друзья и ошарашили новостью, что они теперь работают волонтерами в этом ретрит-центре. Один разговор, пара доводов и я уже побежал оставлять заявку на сайте.

    В моей голове была картинка, что такое ретрит: собирается кучка людей, уходят в горы и молчат 7 дней, копаясь в себе, подметая джунгли, но все оказалось ровно наоборот, но давайте по порядку.

    Пришел долгожданный день Х. Забив холодильник под завязку, и крепко обняв жену и сына, я сел на байк и помчался.

    Первый день —день регистрации, которая началась в 12 и заканчивалась в 16. На регистрации все проходили собеседование с волонтерами и буддистскиммонахом, духовным наставником нашей группы. Спрашивали, почему мы здесь и чего мы ждем от ритрита, делали инструктаж и закрепляли за тобой вид работы, которую ты будешь выполнять на протяжении этой недели. Так как я приехал почти последний, то мне досталась уборка туалетов))) Карма она такая)

    Я был готов к максимальной аскетичности места, я был готов спать в джунглях на циновке с деревянной подушкой, но для некоторых это было шоком и после первой же ночи один участник ретрита уже отправился домой.

    Вечером объявили старт, недельное молчание вступило в силу и я погрузился в сладкий сон, разогнав огромных ящеров над своей кроватью, подоткнув маскитную сетку под тоненькую циновку и взбив деревянную подушку. В джунглях спится отлично, для меня звуки природы близки, но для многих может казаться, что вы спите на какой-то лесопилке. Цикады, лягушки, птицы и прочая невидаль создает просто симфонию странных звуков.

    4-30 утра подъем. Очень громкий гонг прям над головой просто ошарашивает тебя и заставляет тут же вспрыгнуть с кровати. У тебя есть 30 минут привести себя в порядок, почистить зубы и дойти до места проведения утренней медитации.Принимать душ крайне не хочется, тк скорее всего вода берется прям из водопада, который шумит поблизости, и о температуре воды которого я знаю не понаслышке.

    В 5 утра в медитационном зале мы разобрали маты, сели на пол и нам начали рассказывать, что такое медитация да и вообще вводить в курс дела. Вот тут у меня начался диссонанс. Я думал, что я попадаю в место, где я буду думать и копаться в себе дни напролет, буду прорабатывать какие-то мысли и раскладыватьв алфавитном порядке.

    Но цель медитации заключается в том, чтобы не думать,

    не пережевывать жвачку мыслей, а сконцентрироваться и прожить единственный и исключительный момент настоящего. И это для меня, да и не только для меня оказалась практически невыполнимой задачей. Было два вида практики: сидя ипри ходьбе. На первой мы пытались сконцентрироваться на дыхании, на второй — на шагах.

    На словах все просто, что там, выдох-вдох, шаг-другой. Но как доходит дело, мозг просто бомбардирует твою голову всякими мыслями: прошлое, настоящее, будущее, проходит 10 секунд и ты уже не помнишь ни о шагах, ни о дыхании. По истечении 5 дней, когда ты уже научился отметать мысли, до тебя доходит, что большую часть времени мы живем или мыслями о прошлом или мыслями о будущем, которые не всегда приятны и позитивны, но не живем настоящим, у нас практически атрофировано ощущение здесь и сейчас. В самом начале ретрита у нас отняли инструмент бегства от реальности, инструмент, который для большинства из нас спасательный круг из идеального мира лайков и репостов.

    Медитация длится 30 минут. Слава богу, кто-то из наших друзей в прошлом году рассказал нам, как надо правильно сидеть, чтобы разгрузить позвоночник, и только благодаря этому сидячие медитации у меня не вызывали болей в спине и ничего не затекало. За 30 минут мозг просто выматывался… Он накидывает мысли на твой вентилятор, а ты его не можешь включить.

    У нас были перерывы и свободное время. Практически все в эти перерывы спят, мозг просто выключается от перегрузки и засыпает. Тебе уже не важно какой температуры вода в душе и как мягка твоя подушка.

    Ни разу не занимался йогой, но разминка на рассвете очень бодрила и заряжала энергией.

    Полноценно кушали мы всего 2 раза в день, плюс был полдник с чаем и бананами. Я был уверен, что я буду ходить голодный. Завтрак и обед, да еще и без мяса для мужчины это слишком мало, думал я. Но первый день дал мне понять, что это ровно столько, сколько надо организму. Я начинал ощущать голод за час до завтрака, ровно после йоги. Кормили вкусно и с запасом, еды хватало всем, можно было брать добавку. Единственное, что не зашло — тайский десерт, тыква в какой-то разбавленной водой сгущенке.

    Были ли мысли плюнуть и уйти? Они есть наверное у всех новичков. Но они заканчиваются на 3, 4, 5 дне медитаций. Ты начинаешь понимать что к чему, ты понимаешь, как работает твой мозг, ты понимаешь, какие вещи делают тебя несчастным, а на самом деле это всего лишь игры твоего разума, и рандомайзером который решает, улыбаться тебе или грустить можно управлять. Когда ты научился выкидывать мысли из головы и первый раз ощутил чистое состояние здесь и сейчас, наступает спокойствие и умиротворение. И в середине ретрита уже появляется 3-я практика — Метта, которая наполняет тебя добротой и любовью. Именно после нее, я опять почувствовал себя собой. На мое лицо вернулась улыбка. Я вернул то, что потерял, я вернул ощущение себя.

    Цены за ретрит нет, там работает система донэйшн. Ты сам определяешь сколько стоит то, что ты получил…

    Я зависла, разглядывая буддийских монашек, неспешно суетящихся на кухне. Мы только что приехали, получили свой вещевой мешок (одеяло, москитную сетку и бутылку для воды) и слонялись без дела по новой для нас территории. В этот момент ко мне подошел Кирилл (тогда он ещё работал тут добровольцем) и сказал гениальную вещь: «Ничего не ждите от этих шести дней, просто будьте».

    Ретрит в буддийском медитационном центре Дипабхаван (Dipabhāvan) на острове Самуи длится 6 дней. Деревянная кровать с циновкой, деревянная подушка, подъём в 4.30, никаких книг, компьютера, телефона, фотоаппарата, никакой связи с миром, полное молчание и медитации по пять часов в день - это просто повседневные внешние атрибуты медитационных центров. Гораздо важнее эта фраза: «Ничего не ждите от этих 6-ти дней, просто будьте».

    Центр открыт для фарангов (иностранных туристов) с 2005 года. Основатель центра Ачан (учитель) По, настоятель лесного монастыря Suan Mokkh (Суан Моккх), который находится недалеко от Дипабхавана, на материке. Он вместе с другими монахами этого монастыря каждый месяц приезжает в Дипабхваван для обучения участников ретрита. Программа Дипабхван схожа с ретритом в лесном монастыре. «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает «место развития света». «Свет» - это свет Дхаммы (всего сущего).

    Ретриты в буддийских монастырях Таиланда как правило бесплатны. Но посетителям предлагается оставлять пожертвования. В тайской культуре считается за честь жертвовать монастырям и заботиться о монахах, и тайцы не скупятся на такие вещи. Для европейца или американца пожертвовать 100$ - нечего делать. Русские обычно оставляют меньше.

    День второй: пожалуй пойду я домой, там столько дел не переделанных…

    Меня ни разу не посещала такая мысль. Расписание с подъемами в 4 утра и сидение на полу - ко всему этому можно привыкнуть. Просто кому-то на это нужно много времени, а кому-то вообще нисколько не нужно. На втором ретрите я поняла, что в монахи уходят лентяи и халявщики. А люди, которые уходят с ретритов на второй-третий день - просто имеют на это свои причины, либо они просто не понимали зачем пришли.

    Про мысль о лентяях и халявщиках я рассказала Тану Хуберту (монаху из Польши, который читает лекции в Дипабхаване на отличном русском языке).

    — Так и есть. — Сказал он. — В монахи уходят не от хорошей жизни.

    В Таиланде я совсем не вижу бездомных людей и алкоголиков. В России, как раз перед отъездом, я фотографировала людей, живущих на свалке. Они там счастливы, они просто не нашли себя в «нормальном обществе» и от этого пьют и живут вне его пределов. В Таиланде эта проблема решена совершенно гениально! Если человек не находит себя в обычной жизни, то он может уйти в монахи. Но в отличие от России они автоматически попадают в высшие слои общества. Монахи в Таиланде — самые уважаемые люди. Заботиться о них — честь для мирян. Монахи не могут готовить себе еду, а только принимать её от обычных людей один раз в день, рано утром.

    По сути, монахи ничего не делают, а только медитируют над своими и чужими страданиями, пока не достигают нирваны (не больше 1 % монахов достигают её).

    Чтобы стать монахом практически ничего не нужно (самое главное — быть мужчиной). Можно уйти в монахи на определенное время. Например на три месяца. После этой практики тайцам легче устроиться на работу.

    Иллюзии и реальность

    Есть несколько вещей, за которые зацеплялись мои мысли на ретрите. К счастью, я по-честному не взяла с собой блокнот и ручку и теперь мне трудно об этом написать «по-нормальному»…
    Буддизм - это не религия, а скорее философия. Вас не просят ни во что верить. Будда был совершенно реальным человеком, а его прозрение заключалось в том, что, сидя под деревом, он понял истину: существует только настоящий момент. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило. В настоящем моменте не может быть никаких мыслей, только полная осознанность. Соответственно, не может быть ничего кроме счастья. Так как мучают нас обычно либо мысли о прошлом, либо забота о будущем.

    Я - это иллюзия , потому что эго - это всего лишь бамбук, который внутри пустой. Внутри нас не личность, а вся сущность бытия. Согласитесь, что сила всего бытия гораздо круче, чем сила какой-то там одной личности, которая вообще на самом деле просто иллюзия.

    Странно, но монахи на ритрите много говорили о страдании. Я всегда думала, что Будда - весёлый чувак, который не заморачивается о страданиях. Но монахи говорили о них и о том, что счастья не существует. Но а как же тогда эти потрясающие обеды, которыми нас кормили, как же тогда эта невероятная красота и жизнь всего окружающего… Как же тогда то невероятное счастье, которое ты испытваешь, когда ложишься спать вечером после всех медитаций! По-любому - монахи - счастливые люди!

    На ретрите много чего запрещено. Например, курение и употребление наркотиков. Но по мне - с такой практикой концентрации не нужны никакие вещества - сознание и без того расширено.

    Сперва я увидела трехногую кошку. Потом она приходила ко мне мурчащая ночью, но я не впустила её на свою деревянную кровать, ограждённую москитной сеткой. На следующий день увидела перламутрового муравья. Он был обычный большой муравей, но совершенно перламутровый. Я смотрела на него, не отрывая взгляда, минуты три, потом ушла.

    Потом я пошла по дорожке и увидела ЕГО. Он был совершенно рыжий. Мы встретились взглядами и с любопытством смотрели молча друг на друга (разговаривать же нельзя) почти минуту. Потом я увидела двух его друзей. Они вцепились в жука и с каменными лицами пытались удержать его на бетонной стене. Ещё один рыжий пошел к целой толпе других рыжих и усиками говорил им о чем-то, после чего другие рыжие шли к жуку и помогали тащить его вниз по стене. Они были такие маленькие рыжие муравьи, а жук очень большой…

    Трехногая кошка как обычно облизывала четырехногую. Поэтому четырехногая кошка в Дипабхаване постоянно ходит с чистым лицом, а трехногая - с чумазым. Трёхногая кошка когда-то попала под машину, а раньше она была обычной кошкой.

    Я видела как улитка, ползущая по листу, поедала капельки грязи на своём пути. Через прозрачную кожицу было видно как комочки её еды проходят по её пищеводу и раствояются по туловищу… Я замечала какие-то неведомые растения, рисунки на листях и капли от дождя, в которые можно было заглядывать как в увеличительное стекло, и я совсем не думала о том, что у меня нет с собой фотоаппарата. Я вообще ни о чём в эти моменты не думала даже.

    Про карму и туалеты

    Когда вы приезжаете на ретрит, то должны выбрать себе работу, которую будете выполнять каждый день в течение примерно 20 минут после завтрака. Я приехала среди последних и вся «нормальная» работа (типа протирать тарелки) была уже выбрана. Кирилл стоял рядом и посоветовал выбрать чистку туалета. Вроде как таким образом я обязательно почищу не только туалеты, но и свою карму.

    Я никогда не задумывалась о чистке кармы, тем более таким путем, но похоже моя карма сама всё решила за меня и на следующий день начала очищаться. Оказалось правда, что это одна из самых простейших работ, потому что женский туалет под медитационным залом — это совсем не то, что общественный туалет в России. Это почти как ваш домашний туалет.

    Один из самых сложных моментов на ретрите было не убивать всяких паучков и муравьёв во время мытья туалета. Убивать нельзя было никого, даже свою вскрикивающую по ночам соседку, но при мытье туалета это было как-то совсем сложно контролировать.

    Ну и ещё конечно же трудно во время мытья туалета угомонить свой разум, который непрерывно трещит, либо размышляет о том как в конце тебе объявят благодарность за самые чистые туалеты…

    Никогда не забуду этого невероятного ощущения, когда после завтрака мы шли «работать». Ты идёшь сытый и довольный тем, что не надо сидеть и медитировать, идёшь «на работу», которая будет длиться не больше 20 минут, а вокруг все тоже начинают свою работу, даже мужчины подметают листья с дорожек и моют свои туалеты… Разве это не счастье:)

    Это же реальный социализм — у каждого по обязанности и все довольны)). Мы тут шесть дней медитируем и уже готовы считать себя героями, а рабочие на заводах каких-нибудь — они же так каждый день живут: ранний подъём и многочасовые медитации у станка, т.е. полное сосредоточение на своей работе — это же тоже настоящий момент, почти как дыхание. Только рабочему нельзя ошибаться, а то самолёты начнут падать и поезда сходить с рельс.

    Медитация на випасане в Дипабхаване

    5-6 часов в день здесь отведено на медитацию. Около 2-х часов в день — на общение с буддийскими монахами, точнее это монолог, т.к. никому, кроме монаха и вашего бунтующего ума внутри вашей головы, говорить нельзя.

    Почти час отведён на утреннюю йогу, около 20 минут на «работу», 2 часа на еду и около 2-х часов на отдых, во время которого можно принять душ.

    Официально в центре практикуется три вида медитаций. Анапанасати — наблюдение за дыханием. В расписании по-английски она называется Sitting meditation. Это моя любимая медитация, которая вообще не понятно когда начнёт получаться)). И это же моя самая страдательная медитация. Почему — легко можно понять, попробовав просидеть на полу хотя бы полчаса. Sitting медитация больше всего помогает мне увидеть свои мысли как бы со стороны. Это одна из главных медитаций буддийских монахов.

    Вторая медитация — Walking meditation — медитация при ходьбе. Если хотите понять что это такое, встаньте и попробуйте сосредоточиться на ощущении в своих ступнях. Осознайте их, осознавайте каждое движение своих ног и таким образом сделайте несколько шагов. В Дипабхаване практикуется «трехступенчатая медитация при ходьбе» — это значит, что осознавать нужно как нога отрывается от земли, как она проносится над землёй и как ставится на всю ступню. Монахи так же практикуют пятиступенчатую и более подробные медитации при ходьбе.

    Попробуйте выполнить такую медитацию прямо сейчас вместе с тем, кто рядом с вами. Сделав несколько полностью осознанных шагов, посмотрите друг на друга краем глаза и вы увидете какими «зомби» мы выглядели, когда ходили по поляне Дипабхавана)). Но реально — это очень клёвая вещь.

    Третий вид медитации — медитация любви . Полчаса мы думаем о всём хорошем по отношению к нашим близким и неблизким людям и т.п.

    Я бы выделила ещё два вида медитации, которые используются в Дипабхаване. Это eating meditation и slipping meditation. Хотя можно выделить больше, но пока я остановлюсь.

    Еда в Дипабхаване

    Eating — медитация принятия пищи. Это просто невероятнейше любимейшая моя медитация. Утро начинается с того, что я жду отбоя, потом я начинаю ждать завтрака, который практикуется в 7.30, а потом начинаю ждать обеда. Обед случается в 11.30. Кормят тут я не совсем знаю чем… это могут быть зажаренные в кляре листики или цветочки, какие-то непонятные шарики, всегда рис и разные добавки-подливки к нему… но всё это настолько вкусно, что просто жуть. А самое главное — десерт!..

    В общем эта медитация давала мне полное осознание счастья, заключенного в настоящем моменте — истиная сатчитананда. Если бы такими обедами кормили в русской армии, то желающих в ней служить было бы гораздо больше).

    После обеда по умолчанию у большинства новичков похоже была sleeping медитация. Это было очень счастливое время суток. Но в последние дни послеобеденный сон был уже не нужен.

    Когда мы снова заговорили в последний день, то это было очень странно. Я до сих пор иногда не могу подобрать русские слова и постоянно пытаюсь сказать фразу по-английски.

    Есть ещё пара важных вещей. Ретриты в медитационных центрах Таиланда бесплатны, но каждый оставляет пожертвование. В среднем это 100 $ за недельный ретрит.

    Шесть дней — это очень мало. Правда этого малого не выдерживают те, кто приходит в монастырь как на аттракцион, «с энтузиазмом, а не с мудростью» (цитата Тана Хуберта). В таком случае эти пара-тройка дней могут стать для человека настоящей пыткой и явно негативным опытом.

    Ну а если заниматься этим серьёзно, то наверное можно устраивать себе недельную медитацию каждый месяц или раз в год уходить в буддийский монастырь на 21 день. Такая практика есть на Севере Таиланда. Ну и ещё медитировать каждый день самостоятельно (обязательно начну с понедельника).

    Расписание дня в медитационном центре:

    04.30 Подъем
    05.00 Утреннее чтение
    05.15 Медитация сидя
    05.45 Йога/Утренняя зарядка
    07.00 Медитация сидя
    07.30 Завтрак
    09.30 Разговор о Дхамме
    10.30 Медитация при ходьбе или стоя
    11.00 Медитация сидя
    11.30 Обед
    14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
    15.00 Медитация при ходьбе или стоя
    15.30 Медитация сидя
    16.00 Медитация при ходьбе или стоя
    16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
    17.30 Чай\кофе
    19.30 Медитация сидя
    20.00 Групповая медитация при ходьбе
    20.30 Медитация сидя
    21.00 Время готовиться ко сну
    21.30 Отбой \ Свет выключается


    В центре — настоятель Дипабхавана Ачан По. Слева — Тан Хуберт. Он ведет лекции на русском языке.
    Кстати о культуре пожертвований в Таиланде. Эта женщина в начале 2000-х пожертвовала весь этот огромный участок земли для строительства медитационного центра «Дипабхаван». Она же приезжает сюда на ретриты, привозит продукты, помогает на кухне.. У тайцев считается за честь заботиться о монахах и родителях.
    Кирилл (). Благодаря ему русских на ретрит приезжает всё больше и больше. Сайт переведен на русский, почти все инструкции переведены на русский, даже есть лекции на русском, которые ведет Тан Хуберт, монах из Польши.


    Завтрак и обед подается на «шведский стол». Каждый накладывается себе в тарелку что хочет. Пища вегетарианская, много фруктов и овощей.


    В 5.30 вечера чай (кофе, какао) с бананами. Наливается и пьётся внизу, на кухне.
    Посуду моет каждый сам за собой в этих тазах. Первый таз — вода с моющим средством, последний — чистая.
    Так выглядит «душевая» под женским спальным этажом.
    А это душ — дождевая вода и небольшой ковш:). Если мыться таким душем, то ощущаешь каждую каплю на своём теле, как под каким-то волшебным дождем. Наверное это только в неделе молчания такие ощущения.
    Медитация при ходьбе
    Это четырехногий кот. Он тоже любит медитировать в медитационном холле.
    Часы на территории Дипабхавана не нужны, обо всём оповещает гонг. В 4.30 утра его не возможно не услышать — кажется что этот звук пронизывает собою насквозь всё в радиусе 1 км.
    На территории куча всяких дорожек и ступенек. Все они в принципе ведут либо в медитационный холл, либо на кухню)
    Медитационный холл. На часы последние пять минут медитации смотрят сотни раз желающие ускорить время взгляды))
    Четырехногий котэ. Ему выпала участь в этой жизни — его все постоянно гладят.
    А это трёхногий. Его тоже гладят, но четырехногий о нем совершенно не заботится. Мордочка всё время не облизанная и чумазая.

    В конце апреля, начале мая, после очередного виза-рана, передо мной стоял выбор где и как провести ближайшие две недели до отлета в Гонконг. На Пхукете я оставаться уже не хотела, поэтому выбирала между Краби, Ко Тао, Ко Панганом и ретритом на Ко Самуи. По тем или иным причинам, я все же выбрала возможность духовного развития и новый для себя опыт - ретрит, на который я заблаговременно записалась еще в марте. Забегая в перед замечу, что я ничуть не пожалела о сделанном выборе.


    Все начало складываться как паззл еще по пути на виза ран, когда я познакомилась с двумя интереснейшими людьми. Первый, петербуржец, который уже два года живет и работает гидом на Пхукете, рассказывал мне интересные истории о своих скитаниях по Китаю, Ираку, и о том, как его выдворяли из Тибета. Второй, новозеландец Малкольм, рассказывал о роли судьбы в жизни человека, о том как он работал менеджером казино в Лас-Вегасе, на круизном лайнере в Гонконге, стоил метро в Токио, занимался нефтяными вопросами в Беларуси. Он неплохо говорит по русски, и сейчас на Пхукете пишет книгу о своих приключениях. Эти, казалось бы посторонние люди вдохновили меня на новые подвиги, и как бы бессловно сказали, что я на правильном пути. За это я и люблю случайные встречи в путешествиях!

    До ретрита мне нужно было провести пару дней на Самуи и я ехала с мыслями о том где искать жилье, в какую это обойдется цену и т.д. насущные вопросы. Но на пароме и маршрутке, которая везла от пирса на пляж Ламаи, я познакомилась с москвичкой, которая приехала в отпуск к другу, который снимает тут дом. Они пригласили пожить эти пару ночей у них. Хоть я и надеялась за эти несколько дней посмотреть достопримечательности острова, мы залипали за кино, на пляже, в кафешках, в готовке еды, ночных катаниях по джунглям на мопеде....в общем было хоть не познавательно, но очень весело и дружелюбно!


    Собственно, это была лишь предыстория к тому, как я попала на ретрит.

    Коротко расскажу о том, что же это за зверь такой - медитационный центр Дипабхаван, где и проходит ретрит. Во первых, это не секта, как многие могут подумать. Здесь никто не стремится обратить вас в буддизм, или другую религию. Мы не молились, не кланялись, не читали мантр. Это место где можно побыть наедине с собой, подумать, поковыряться. Для того чтобы направить мысли в нужное русло, два раза в день монах читает интересные живые лекции об основных истинах буддизма применительно к обычной мирской жизни.

    Методика медитации в этом центре Анапанасати - ана-вдох, пана-выдох, сати-наблюдение, концентрация, внимание, усидчивость, сосредоточенность. Именно всему этому здесь и учат. Очень помогает возвращать "убегающий" ум. Эта техника отличается от более известной и модной сейчас Випассаны. (Кстати, сейчас, люди не разбирающиеся в этом вопросе все подряд называют випассаной, что не правильно). Випассана это методика медитации когда ты познаешь окружающий мир таким каков он есть, через наблюдение за ним, через наблюдение за своим организмом...как-то так...

    Для того чтобы легко было ковыряться в себе, на все 7 дней ретрита накладывается обет молчания, т.е. участники не имеют права разговаривать друг с другом, переписываться и желательно даже не встречаться взглядами. Так же запрещена всякая информационная подпитка извне, то есть телефон, интернет, книги, журналы, планшеты. Только ты и твои мысли.

    На самом деле это очень крутая практика - меньше слов, меньше проблем. Когда люди молчат, они такие душки! Никто не спорит, не предъявляет претензий, не хвалится, не шумит - идеальные условия существования общества))) Шучу конечно))) Хоть по началу мы ревностно придерживались этого правила и ходили такие "вещи в себе". Здесь молчать не сложно, говорить нечего, да и совсем не хочется, а из-за того что все равно есть посторонние звуки - лекции, трескотня насекомых, нет звенящей тишины. Но на самом деле, мы, девочки, слегка не выдержали этого правила, и в вечер последнего дня уже начали шептаться....тут нас понесло, прорвало, взорвало и мы трепались до 3 часов ночи, а подъем, к слову, в 4.30

    Да-да, расскажу распорядок дня:
    в 4.30 подъем, затем медитация, йога и завтрак в 7.30. Потом выполнение несложных работ - подметание, протирка посуды и небольшой отдых. В 9.30 лекция, медитации в ходьбе и сидя, в 11.30 обед, он же последний прием пищи за день, не считая небольшого полдника в 17.30 с какао и фруктами. После обеда опять же работы, отдых и в 14.00 уже опять медитации, лекции до полдника. В 19.30 опять медитации, а в 21.30 уже отбой.

    Вот такой немудреный распорядок, состоящий в основном из медитаций. Я знала его заранее и больше всего боялась ранних подъемов, так как для меня нет ничего страшнее чем подъем до 9 утра...обычно, если я рано встаю, то потом весь день насмарку, а тут аж 4.30! Но, я не знаю в чем магия этого места, но все 7 дней просыпаться было очень легко, весело и бодро. Потом в течение дня даже не хотелось спать, хоть и была такая возможность.

    Так же по началу мы ревностно соблюдали позу медитации, все сидели ровненько, старались не шевелиться и не двигаться. Но после того как монах сказал, что поза не столь важна для медитации, все расслабились, оккупировали все стенки и столбики, сооружали себе из матов и подушек чуть ли не кресла с подлокотниками))))

    Жили мы в отдельных корпусах для женщин и мужчин.

    Корпус для женщин представлял собой холл в два крыла с кроватями с высокими спинками, которые создавали некую степень приватности.

    Из всех удобств - эта самая деревянная кровать застеленная циновкой, деревянная подушка да москитная сетка - все очень по-спартански.

    Деревянная подушка заслуживает отдельного разговора, так как по началу я ее испугалась - "как же на ней спать???", но оказалось, что спать на ней очень даже удобно. Это отметили и многие другие участники, и даже шутили, что нужно увести ее в Россию, запатентовать и начать производство.

    Еще я переживала, что на меня накатит жор, и мне не будет хватать пищи при двухразовом питании. Но то ли мне повезло и жор не накатил, то ли опять же в этом месте есть какая-то магия, но есть совсем не хотелось и приемов вегетарианской пищи два раза в день вполне хватало. Были еще фрукты - арбузы, ананасы, бананы, чай-кофе-какао. В общем жить можно.

    Сложней всего было конечно медитировать, сидеть в позе лотоса по пол часа, сосредоточиться на том, чтобы освободить сознание от мыслей. Наоборот, мысли, образы, идеи, воспоминания так и лезли в голову. Я посчитала, что мы бодрствовали по 17 часов 6 дней, это чуть больше 100 часов непрерывного мысленного потока! Что только не передумаешь за это время...

    Участники в основном были молодежь, и лишь только человека 4 за сорок. Почему то все казались очень близкими и знакомыми, будто я их видела уже где-то, как дежавю, либо напоминали кого-то. Такое ощущение было не только у меня одной. Видимо было предопределено, чтобы мы собрались именно такой компанией.

    На предпоследний день был очень душевный и милый вечер, когда мы могли собраться в круг в медитационном зале и высказаться по поводу проведенных здесь дней, полученного опыта, поблагодарить организаторов и пожелать что-нибудь участникам. Напомнило пионер-лагерь из детства, только здесь все было более серьезно и осознанно.

    Судя по моим словам, может сложиться рафинированое восприятие всего этого процесса. Нет, на самом деле были и минусы, но совсем небольшие, незначительные и их было совсем немного. Например выносили мозг петухи, орущие под окнами дикими голосами! А еще показалась невкусной вода из кулера, а пить хотелось постоянно...

    В завершение поста хотелось бы сказать, что такой ретрит это потрясающий опыт. В плане самодисциплины, отхода от привычного распорядка дня, возможности остановиться и задуматься о себе, своих желаниях, поведении, отношении к жизни, к тому, что и как делаешь. Я бы еще раз с радостью его прошла.

    P.S. Если хочется чуть больше узнать о ретрите и медитационном центре Дипабхаван - велкам на их

    Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.