Собор парижской богоматери описание собора. Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери): советы туристам

Собор Парижской Богоматери воздвигнут на острове Сите на месте древнеримского алтаря, который посвящен Юпитеру (1 век). Эта достопримечательность отличается строгостью своего облика, в отличие от других храмов Франции в готическом стиле. По красоте и пропорциям этот собор является уникальным явлением. Глядя на его гармоничный ансамбль, нельзя поверить, что он строился практически двести лет и при этом много раз переделывался и капитально реставрировался.

Общая информация о Соборе Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) является географическим и духовным «сердцем» Парижа и располагается на месте базилики Святого Стефана, являющегося первой христианской церкви Парижа, и была воздвигнута в свое время на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

В соборе соединены два стиля архитектуры. Заметно, с одной стороны, присутствие готического стиля, в котором используются новаторские достижения в архитектуре, создающие определенную простоту вертикальной конструкции. С другой стороны, можно рассмотреть романский стиль, которому присуще плотное и мощное единство. Выразительно отображают наличие этих стилей различные по высоте башни и западная часть собора.

Терновый венец Иисуса Христа является основной реликвией христианства и хранится в соборе. До 11 века венец находился в Иерусалиме, а затем был привезен на хранение во дворец византийских императоров в Константинополе.

История Собора Парижской Богоматери

Строительство собора было начато в 12-м веке (1163 год) во время правления Людовика VII Французского. В вопросе, кто заложил первый камень, историки расходятся в своих суждениях. Основными претендентами являются: папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Основной алтарь освящен в 1182 году, а к 1196 году неф здания был практически завершен, но на главном фасаде работы еще велись полным ходом и, в основном, завершены к 1250 году, а к 1315 году была закончена вся внутренняя отделка.

Главными создателями собора принято считать двух архитекторов — Жан де Шель, выполнявший контроль за работами в период 1250 — 1265 годов, и Пьер де Монтрей (период 1250 — 1267 гг.). В связи с тем, что в строительстве Нотр-Дама принимало участие много различных архитекторов, западная сторона и башни значительно отличаются по стилям. Так, башни были завершены в 1245, а полностью собор — в 1345 году.

Величественный и мощный фасад разделен: на три части пилястрами по вертикали, на три яруса галереями по горизонтали. Нижний ярус, при этом, имеет три глубоких портала (Страшного суда, Богородицы и св. Анны). Прямо над ними находится аркада под названием «Галерея Королей» со статуями (28 штук), которые представляют царей древней Иудеи.

Собор, благодаря своему неповторимому внутреннему убранству, на протяжении многих веков служил местом проведения особых торжеств, королевских бракосочетаний, коронаций и похорон. В нем впервые собрался парламент Франции (1302 год). Здесь отслужил молебен благодарности Карл VII, который был коронован в Реймсе. В этом соборе была отпразднована свадьба Генриха IV, ставшего в последствии королем Наварры, и Маргариты де Валуа.

Характерной чертой готического собора является отсутствие настенной живописи, а единственным источником света является большое количество витражей высоких стрельчатых окон. За время правления Людовика XIV в конце 17-го века собор переживал определенные перемены, при которых и витражи, и могилы были разрушены.

После Великой Французской революции в конце 18-го века собор был объявлен Храмом Разума, и возвращен церкви был только в 1802 году при Наполеоне. Виктором Гюго в 1831 году был опубликован роман с одноименным названием «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 году началась реставрация под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, который известен реставрацией Амьенского собора, готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон в южной части Франции. Реконструкция и восстановление скульптур и здания длилось более двадцати лет. Этому архитектору также принадлежит идея создания галереи химер на фасаде собора. Эти статуи установлены у подножия башен на верхней площадке. В это же время были разрушены примыкавшие к собору постройки, и образовалась существовавшая и поныне площадь.

Находящийся в соборе Терновый венец Иисуса Христа является великой христианской реликвией. До 1063 года находился в Иерусалиме, далее перевезенный в Константинополь. В последствии, последний император Латинской империи Балдуин де Куртенэ в связи с тяжелым материальным положением заложил реликвию в Венеции. На протяжении десяти лет (1238 — 1248 года) венец преодолел расстояние от Византии до Парижа. Вначале он хранился в Святой часовне Сент-Шапель, а после Французской революции был передан в Нотр-Дам де Пари.

Архитектурные достопримечательности Собора Парижской Богоматери

На главном фасаде собора расположено три двери, над одной из которых находится скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. Изображение Страшного суда расположено над центральным входом. Арки входа поддерживают семь статуй. А двери украшены кованными рельефами. В нижней части панно изображены мертвецы, которые встали из могил, пробужденные двумя ангелами с трубами. Среди мертвецов можно увидеть короля, папу, воинов и женщин. Это, своего рода, символ присутствия на Страшном суде всего человечества. В верхней части — Христос и два ангела с обеих сторон.

Крыша собора сделана из плиток 5 мм толщиной из свинца, которые выложены внахлест. Поэтому общий вес крыши составляет около 210 тонн. В верхней части собора присутствуют изображения химер и гаргулий. Шпиль собора имеет дубовую основу и покрыт свинцом, общая высота его 96 метров. У основания шпиль окружен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов работы Жоффруа Дешоме.

Возле каждой группы находится свое животное, символизирующее евангелиста: бык — символ Луки, лев — Марка, ангел — Матфея и орел — Иоанна. Все статуи обращены в сторону Парижа.

Основная часть витражей была сделана в середине 19-го века. Роза над входом в собор (главный витраж) частично сохранившаяся со Средних веков, а в центре ее Богоматерь, вокруг расположены знаки зодиака, грехи и достоинства. На южном и северном фасадах собора находятся две боковые розы. Во время реставрации витражи окон розы предполагалось выполнить в белом цвете, но Проспером Мериме было предложено выполнение роз в средневековом стиле.

Большой колокол звучит очень редко, а остальные — звонят в 8 и 19 часов. У каждого есть свое собственное имя и тональность. Внутри собора поперечные нефы (трансепты), пересекаясь с продольным, образуют крест. По центру самого длинного нефа расположена последовательная серия скульптур, изображавшая Евангелие. В правой части собора расположены часовни, украшенные картинами и скульптурами различных художников. Эти изображения искусства по многовековой традиции были преподнесены ежегодно в дар собору в первый день мая.

Люстра собора выполнена из посеребренной бронзы, выполненная по рисунку Виолле-ле-Дюка вместо переплавленного в 1792 году, а в 2007 году была отреставрирована. Галерея королей представлена каменными фигурами, выстроенными в ряд. Оставшиеся из созданных в 19-м веке изображают царей из Ветхого Завета. Ранее на этом месте находились статуи французских королей Средних веков, которые во время Французской революции были обезглавлены и разбиты.

Достопримечательности Собора Парижской Богоматери

Одной из основных достопримечательностей собора является большой орган, установленный в соборе в 1402 году. Предыдущий был помещен в готический корпус. На протяжении многих лет орган несколько раз реконструировался и достраивался. Самыми основательными считаются проведенные работы в 1733 году и 1788 году. В 1992 году благодаря сотрудничеству с «Синаптелью» удалось полностью компьютеризировать орган.

Со времен реставрации орган состоял из 46 регистров, расположенные на пяти мануалах. Во время его строительства использовалась определенная часть труб неповторимого инструмента, двенадцать из которых сохранились и по сей день. Инструмент имеет корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

Сегодня орган имеет 8 тысяч труб и 111 регистров. Около 900 труб сохранились с времен Тьерри и Клико. Среди современных инструментов орган остается самым большим по числу регистров.

Заключение

Посещение Собора Парижской Богоматери поможет любознательному туристу окунуться в атмосферу Средних веков и французских королей.

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris



Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Собор Парижской Богоматери ночью

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века, статуи царей были низвергнуты восставшим народом, многие из сокровищ собора были разрушены или расхищены, сам же собор вообще был под угрозой сноса, и спасло его лишь превращение в «Храм Разума», а позднее он использовался как винный склад.

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Паломнические поездки к Собору Парижскому Богоматери

Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари

от Дарья Нессель | Апр 16, 2019

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) - самое знаменитое священное сооружение Европы, грандиозный, величественный и немного мрачный собор, находящийся во французской столице, которая безусловно, прекрасна. Она поражает своим культурным достоянием, маня туристов со всех уголков земного шара.

Немного истории

Раньше на этом месте находилась небольшая церквушка, а неподалёку соборный комплекс Божьей Матери. В XII веке они частично разрушились, епископ Морис де Сюлли решил построить новое сооружение.

В 1163 году Папа Александр III благословил строительство. Кроме сторонников, было и большое количество противников стройки, так епископ Бернар, протестовал и считал, что казна не перенесёт столь дорогое событие, к тому же в это время в стране царил голод.

Строительство Нотр Дам де Пари затянулось и длилось почти два века. Над фасадом трудились более десятка архитекторов, каменщиков, кузнецов. Всё завершилось в 1345. Из-за долгого возведения, можно увидеть отражение нескольких архитектурных и художественных стилей.

Собор Парижской Богоматери не только стал священным символом города, но и участвовал во многих исторических событиях страны и мира. Так, в нём венчалась Маргарита Валуа с Генрихом Наваррским. Смешным был тот факт, что новоиспечённого супруга даже не пустили в зал, так как он являлся представителем иной веры. Генрих стоял в небольшом дворике вблизи главных дверей, а его будущая супруга запоминала все главные моменты венчания, передавая их жениху. По истечении десяти лет они повторили ритуал, когда Генрих всё-таки принял католичество, став королём.

В 1804, в стенах собора проходила коронация Наполеона.

Но не всегда священному сооружению уделялось столь почётное место. В период правления Людовика XIV большинство гробниц и витражных окон были зверски разрушены, уничтожены реликвии и ценные экспонаты. После потребовалась много времени и денег на реконструкцию и реставрацию здания и внутренних залов.

Печальное событие произошло в наше время с собором. Вечером 15 апреля 2019 года в соборе Парижской Богоматери случился пожар. Башня рухнула, а все здание сильно пострадало. На данный момент идут восстановительные работы, будем надеяться, что столь великая постройка вновь порадует глаз туриста и местных жителей.

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Зайдя внутрь собора Парижской Богоматери, вы окунётесь в полумрак, не спасают даже невероятно красивые витражи из цветного стекла. На входе, по традиции, находится небольшая сувенирная лавочка, где можно купить сувениры, открытки и иные атрибуты.

В главном зале расположены скамейки и стулья для службы. Здесь часто можно увидеть верующих, тихо читающих молитву. В знак уважения в залах нужно вести себя тихо, чтобы не прерывать покой прихожан.

Любуясь потолками с массивными сводами и узорчатыми арками, следует пройти в капеллы - небольшие комнатки, с алтарём и скамеечкой. В двух первых нишах висят картины с изображениями Святого Стефана и Андрея.

Пройдя немного вперёд можно увидеть проход к главному алтарю, по бокам нельзя не заметить округлые витражи.

С правой стороны есть сокровищница, где хранится подлинная реликвия - терновый венок Христа, часть креста и гвоздь, где он был распят.

Над алтарём возвышается фигура Дам де Пари - божией матери. У её подножья всегда корзины и охапки белых цветов.



Внутреннее убранство собора Нотр Дам де Пари

Кроме всего этого, можно посмотреть на странную люстру нереальных размеров, множество гробниц, где покоятся священнослужители и удивительной красоты орган, а в отдельной комнате есть целая кукольная коллекция, с главными героинями священных историй.

Легенды Нотр Дам де Пари

На протяжении многих веков собор был настоящей книгой, на его фасаде изображалась вся история христианского мира.

Многие эзотерики считают собор «справочником оккультизма». Есть легенда, что в стенах Нотр Дам де Пари зашифрован код, заложенный первыми архитекторами. Разгадавший код, узнает где спрятана одна из самых таинственных мировых реликвий - философский камень, способный творить чудеса, воскрешать из мёртвых, давать вечную жизнь.

Другая история гласит об участии владыки подземного мира, приложившего руку к строительству. Так, кузнецу приказали выковать невероятной сложности ворота. Несколько дней мастер пытался выполнить работу, но всё было безрезультатно, кузнец призвал на помощь дьявольские силы. Наутро у центрального входа нашли бездыханное тело бедняги и невероятной красоты ворота. Они сразу были установлены, но обнаружилась иная проблема, их было невозможно открыть. Строители обратились к служителям, те, в свою очередь, окропили замки святой водой, только после этого их удалось открыть. До сих пор кузнецы не могут воссоздать технологию, по которой были выкованы ворота, вторых таких больше не существует.

Горгульи и химеры собора Парижской Богоматери

Осматривая собор Парижской Богоматери, нельзя не заметить устрашающие фигуры, и это непросто декоративное украшение, они наполнены тайными и местническим содержанием.

Химеры с древних веков считались безмолвными стражниками святых мест. С наступлением ночи, когда на город опускаются сумерки они оживают, обходят свои вечные владения, храня покой сооружения. По замыслу древних архитекторов они показывают всю сущность человека, множество характеров и черт: печаль, злость, улыбку, радость или каменные слезы.

Фигуры словно живые существа, есть легенда, что если долго наблюдать за ними в полумраке, можно заметить, что камень постепенно оживает. Не забудьте сфотографироваться с химерой, и как бы вы ни старались, всё равно будете казаться каменным изваянием.

В соборе есть даже целая Галерея скульптур, находящаяся в северной башни. Чтобы посмотреть на них, нужно всего лишь пройти 387 ступенек, здесь вы увидите неповторимую коллекцию, и насладитесь потрясающим видом на .

Венец коллекции Нотр-Дама - химера Стрикс. Ночной демон, несмотря на мужское имя, это полуженщина-полуптица, испускающая во мраке душераздирающий крик. По легендам она питается кровью новорождённых, похищает маленьких детей своими лапами с огромными, острыми когтями.

В отличие от химер, горгульи на фасаде здания появились позже, только в Средние века. Эти два мифических существа выполняют совершенно разные функции.

В переводе горгулья - это водосточная труба, так что это даже не чудовище, а просто украшение труб. Потоки не стекают в хаотичном порядке, а с помощью системы водостока равномерно стекают в нужных местах, прямо в канализационные люки.

  • В 1944 году в столицу вошли союзнические войска, город ещё не был полностью освобождён от немцев, но горожане, не дождавшись полной победы, ударили в колокол, означающей хорошую весть.
  • Крыша храма весить двести тонн, всё из-за большого количества свинцовых плит, тогда ещё не знали о его вредных свойствах.
  • Виктор Гюго создал свой одноимённый шедевр (роман) не только из-за любви к искусству, он хотел привлечь внимание, в то время ходили слухи о снесении здания.

Мюзикл «Нотр-Дам де Пари»

Что для вас значит мюзикл «Нотр-Дам де Пари»? Это популярнейшее произведение мало кого оставило равнодушным, оно обладает необыкновенной завораживающей силой. В чем же кроется его секрет? Может быть все дело в зрелищной постановке, необыкновенной истории о любви и предательстве, рассказанной гениальным Гюго? Либо все дело в потрясающей музыке, в которой переплетается французский шансон и цыганские мотивы? Только представьте, ведь в этом произведении содержится 50 песен, посвященных самому светлому и сильному чувству – любви, и практически все они стали настоящими хитами.

Краткое содержание мюзикла «Нотр-Дам де Пари» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Эсмеральда красавица-цыганка, пленившая сердца сразу нескольких мужчин
Квазимодо уродливый звонарь, которого воспитывал Фролло
Фролло архидьякон Собора Парижской Богоматери
Феб де Шатопер капитан королевских стрелков, увлеченный танцовщицей
Клопен Клопен
Клопен юная невеста Феба де Шатопера
Гренгуар поэт, которого спасла от смерти Эсмеральда

Краткое содержание


В центре этой печальной истории оказывается юная красавица Эсмеральда, которую воспитывал цыганский король Клопен, заменившего ей отца и мать. Их табор предпринимает попытку незаконно попасть в Париж, чтобы найти убежище в Соборе, но солдаты замечают непрошеных гостей и тут же прогоняют. Красавец Феб да Шатопер, являющийся капитаном королевских стрелков, обращает внимание на юную Эсмеральду. Плененный красотой девушки, он напрочь забывает про свою невесту Флер-де-Лис, с которой обручен.

Капитан не единственный, кто обратил внимание на юную танцовщицу. Нежные чувства к ней питает и Квазимодо, который специально приходит на праздник шутов, чтобы полюбоваться лишний раз на свою возлюбленную. Его отчим и строгий наставник Фролло запрещает даже думать об этой девушке и смотреть на нее, а делает это из-за сильной ревности. Оказывается, архидьякон тоже влюблен в Эсмеральду, только он не имеет на это право.

У Фроло созревает коварный план – похитить цыганку и запереть в башне, и он пытается под покровом ночи выкрасть девушку вместе с Квазимодо, но цыганку вовремя спасает Феб. Воспользовавшись моментом, капитан тут же приглашает красавицу на свидание.

Невольным свидетелем похищения, а также отважного поступка капитана становится поэт Гренгуар, которого хочет повесить цыганский король Клопер, за нарушение правил табора, ведь он посетил Двор Чудес, а делать это категорически запрещено. Но Эсмеральда спасает Гренгуара и теперь должна выйти за него замуж. Вот только цыганка уже влюблена в другого, в своего спасителя, – Феба де Шатопера.

Архидьякон внимательно следит за Эсмеральдой и капитаном, когда они отправились на свидание, и, ослепленный ревностью, набрасывается на соперника. В результате Фролло ранит Феба ножом. Вот только расплачиваться за это преступление приходится уже Эсмеральде, ведь именно ее обвиняют в покушении на жизнь капитана. На суде цыганка пытается доказать, что невиновна, но Эсмеральду не слушают и приговаривают к смертной казни.


Пока девушка находится в тюрьме в ожидании приговора, ее навещает Фролло. Архидьякон предлагает спасти красавицу, в обмен на ее преданность и любовь, но та отказывает ему. Услышав это, Фролло набрасывается на Эсмеральду, но девушку спасают вовремя подоспевшие Клопен и Квазимодо. Весь табор пришел, чтобы помочь пленнице, и между цыганами и королевскими солдатами завязывается бой. В результате этого столкновения гибнет Клопен, а Эсмеральду снова арестовывают, причем сам Фролло передает ее палачу. В отчаянии он делится этим с Квазимодо, признавшись, что сделал все это из-за отказа красавицы и тот в гневе скидывает с башни коварного Фролло, а сам устремляется к месту казни, чтобы последний раз заключить в свои объятия уже мертвую Эсмеральду.

Фото :

Интересные факты



  • На кастинг, проводимый для русской версии мюзикла, пришло рекордное число претендентов – около полутора тысячи, и лишь 45 из них были взяты в состав труппы.
  • Для постановки российской версии было потрачено около 4,5 млн долларов, а собрано за все время показа в московском театре 15 млн.
  • К 2016 году общее количество зрителей, посмотревших спектакль по всему миру составило более 15 млн. человек.
  • Стоит отметить, что автор знаменитого «Нотр-Дама» написал еще и мюзикл на довольно непривычную для себя русскую тему. Это произведение он назвал «Декабристы», разработкой либретто занимался поэт Илья Резник.
  • В настоящее время в нашей стране гастролирует укороченная версия мюзикла Александра Маракулина. Артисты труппы даже стали фигурантами уголовного дела о нарушении авторских прав.
  • В Нижнем Новгороде была поставлена пародия на спектакль с практически идентичными декорациями.
  • Не обошлось во французской постановке мюзикла и без некоторых ляпов. Так, было замечено, что на стене есть запись анархия, хотя предполагалось изначально другое слово – ананке, что означает рок. Уже в новой могадорской версии спектакля это слово исправили на верное.

Популярные номера:

Belle (слушать)

Dechire (слушать)

Vivre (слушать)

Le temps des cathédrales (слушать)

История создания


Удивительно, но этот мюзикл стал популярным еще до своей премьеры благодаря тому, что был выпущен диск с записями некоторых синглов (16 песен). Представленные композиции произвели небывалый фурор и стремительно начали завоевывать сердца публики. Премьера, состоявшаяся 16 сентября 1998 года в Париже во Дворце конгрессов, прошла с оглушительным успехом. Партию главной героини исполнила Ноа (в записи), а затем Элен Сегара, роль Квазимодо досталась Пьеру Гарану (Гару) , Феба – Патрику Фьори, Гренгуара – Брюно Пельтье, Фролло – Дариэлю Лавуа. Режиссером выступил француз Жиль Майо, который был на тот момент известен широкой публике своими постановками. В целом, представление получилось немного непривычным, ведь оно отличалось от устоявшегося формата мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера и Клода-Мишеля Шонберга: минималистское оформление сцены, современная балетная хореография, непривычный формат.

Песни из мюзикла тут же стали возглавлять разные хит-парады, а самая популярная из них «Belle» и вовсе стала настоящим мировым хитом. После своего успеха во Франции, мюзикл отправился в свое триумфальное шествие по другим странам мира.

В 2000 году композитор создал вторую редакцию мюзикла, и уже эта версия была представлена в театре «Могадор». Именно этот вариант использовали для русской, испанской, итальянской, корейской и других версий.


Российская премьера успешно прошла 21 мая 2002 года в театре «Московская оперетта». Постановкой занялся приглашенный из Великобритании режиссер Уэйн Фоукс. Когда только приступили к работе над партитурой, Юлий Ким, отвечавший за перевод либретто, признался, что это было достаточно сложно сделать. Более того, таким кропотливым процессом занимались не только профессиональные поэты. Именно поэтому автором перевода композиции «Belle» стала Сусанна Цирюк, ей же принадлежит текст к песням «Жить», «Пой мне, Эсмеральда». А вот перевод сингла «Моя любовь» вовсе сделала школьница Дарья Голубоцкая. Стоит отметить, что в нашей стране спектакль раскручивался также по европейскому образцу: примерно за месяц до премьеры была запущена песня «Belle» на радиостанции в исполнении Вячеслава Петкуна (Квазимодо), которая тут же стала популярной. Элементы западного стиля присутствуют и в хореографии.

В 2011 году было решено организовать международную труппу, которая включала в себя артистов из разных стран, совершившую мировое турне. Каждый раз ее встречала восторженная публика и бурные овации. До сих пор этот мюзикл с успехом звучит на различных сценах мира. За все время существования он был показан в 15 различных странах и переведен на семь языков.

«Notre Dame de Paris» по праву считается одним из самых популярных и признанных мюзиклов у публики. Собственно, это даже не удивительно. Он захватывает буквально с первой секунды и до самого занавеса, не отпускает зрителей. Трудно еще представить другое такое же наиболее популярное и узнаваемое произведение. Еще сложнее сказать, какая из песен, написанная самым популярным и величайшим лириком франкофонии, наиболее красивая, ведь они все прекрасны! Так что же для вас значит мюзикл «Нотр-Дам де Пари»? Это любовь, воспоминания о нежных чувствах, грусть, печать, сострадание и бесконечное любование завораживающей по красоте музыкой.

«Нотр-Дам де Пари»

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.