Страдание святого мученика никиты. Житие преподобного никиты столпника Святитель Никита, епископ Новгородский

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя 1 . Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, - иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, - об этом повествуют следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и в готской стране 2 , по ту сторону реки Истра 3 (Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил 4 , принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник - диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента 5 ; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носить сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил 6 , муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии 7 . По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика 8 . Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника 9 , отправил послание в город Аназарву 10 , где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ 11 , совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Никита - по переводу с греческого "победитель".

2 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю.

3 Истр - старинное название Дуная.

4 Ум. около 340 года.

5 Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.

6 Урфил или Ульфилла - первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.

7 Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.

10 Аназарв или Аназарва - город в Киликии.

11 Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та был готф. Он ро-дил-ся и жил на бе-ре-гах Ду-ная. По-стра-дал за Хри-ста в 372 го-ду. То-гда хри-сти-ан-ская ве-ра уже ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лась в стране гот-фов. Свя-той Ни-ки-та уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Кре-ще-ние от готф-ско-го епи-ско-па Фе-о-фи-ла, участ-ни-ка I Все-лен-ско-го Со-бо-ра. Рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства ста-ли про-ти-вить-ся языч-ни-ки-гот-фы, в ре-зуль-та-те че-го воз-ник-ла меж-до-усоб-ная брань.

Ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та Готфский

По-сле по-бе-ды Фри-ти-гер-на, воз-гла-вив-ше-го вой-ско хри-сти-ан и на-нес-ше-го по-ра-же-ние языч-ни-ку Афа-на-ри-ху, ве-ра Хри-сто-ва ста-ла успеш-нее рас-про-стра-нять-ся сре-ди гот-фов. Епи-скоп Уль-фи-ла, пре-ем-ник епи-ско-па Фе-о-фи-ла, со-здал готф-скую аз-бу-ку и пе-ре-вел на готф-ский язык мно-го свя-щен-ных книг. В рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства сре-ди со-пле-мен-ни-ков усерд-но тру-дил-ся и свя-той Ни-ки-та. Сво-им при-ме-ром и вдох-но-вен-ным сло-вом он при-вел к Хри-сто-вой ве-ре мно-гих языч-ни-ков. Од-на-ко Афа-на-рих по-сле по-ра-же-ния су-мел сно-ва по-пра-вить свои си-лы, вер-нуть-ся в свою стра-ну и вос-ста-но-вить свое преж-нее мо-гу-ще-ство. Оста-ва-ясь языч-ни-ком, он про-дол-жал нена-ви-деть хри-сти-ан и пре-сле-до-вать их. Свя-той Ни-ки-та, под-верг-ну-тый мно-гим пыт-кам, был бро-шен в огонь, где и скон-чал-ся в 372 го-ду. Друг свя-то-го Ни-ки-ты, хри-сти-а-нин Ма-ри-ан, но-чью отыс-кал те-ло му-че-ни-ка, не по-вре-жден-ное ог-нем и оза-рен-ное чу-дес-ным све-том, пе-ре-нес его и пре-дал по-гре-бе-нию в Ки-ли-кии. Впо-след-ствии оно бы-ло пе-ре-не-се-но в Кон-стан-ти-но-поль. Ча-сти-ца свя-тых мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты позд-нее пе-ре-не-се-на в мо-на-стырь Вы-со-кие Де-ча-ны в Сер-бии.

Молитвы

Тропарь великомученику Никите Готфскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученику Никите Готфскому, глас 2

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Молитва великомученику Никите Готфскому

О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче великому́чениче Ники́то! Припа́дающе к свято́му и чудотво́рному о́бразу твоему́, по́двиги же и чудеса́ твоя́ и мно́гое сострада́ние твое́ к лю́дем прославля́юще, мо́лим тя приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, е́же о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего дерзнове́нно проси́ти, но тебе́ моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго предлага́ем и о твое́м предста́тельстве взыва́ем, испроси́ нам у Го́спода благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́вую, спасе́ния наде́жду несомне́нную, любо́вь же ко всем нелицеме́рную, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душ и теле́с здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и благоче́стное на земли́ житие́, христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем суди́ще Христо́вом. Еще́ же, о страстоте́рпче Христо́в, у Царя́ Небе́снаго испроси́ стране́ на́шей Росси́йстей мир, здра́вие и спасе́ние, и на враги́ побе́ду и одоле́ние, благоустрое́ние, тишину́ и благоде́нствие. Христолюби́вому во́инству бу́ди сора́тай и помо́щник на враги́ и всем лю́дем правосла́вным яви́ твое́ свято́е заступле́ние: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́. Ей, уго́дниче Бо́жий и му́чениче долготерпели́вый! Не забу́ди святу́ю оби́тель твою́ и вся живу́щия в ней и подвиза́ющияся и́нокини же и мирски́я, но поспеш́и им в смире́нии и терпе́нии носи́ти и́го Христо́во и от вся́ких бед и искуше́ний ми́лостивне изба́ви. Всех у́бо нас приведи́ в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники сподо́би бы́ти пресве́тлаго Ца́рствия Христо́ва святы́ми твои́ми моли́твами, да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой великомученик Никита: житие

Святой великомученик Никита был готф. Он жил на берегах Дуная и пострадал за Христа в 372 году.

Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.

После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников.

Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.

Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рр. Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением св. муч.Никиты-бесогона.

Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке.

В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) - первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба).

До раскола церкви в 1666 году самым известным и почитаемым из них был Никита-бесогон. В больших количествах находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты. Как узнать Никиту-бесогона? Он изображается с палкой или кандалами, зажатыми в руке, «побивающий беса».

Этот сюжет иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития святого Никиты, сына некоего царя Максимиана (Истрин В.М., 1899). Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться языческим идолам и тем самым избежать новых мучений.

Никита усомнился в ангельской сущности гостя , помолился Господу! , после чего к нему сошёл с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.

Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привёл беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов.

Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге.

В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола.

С именем святого Никиты связаны две заклинательные молитвы , в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов . Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Никите перед смертью.

Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними её воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) (куда по пророчествам сам Серафим Саровский приведёт грядущего русского православного царя для помазывания )

и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом , предположительно новгородского происхождения (Николаева Т.В., 1983, табл. 14, 2, кат. № 68).

Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение , этот сюжет имел в XIV-XVI вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках. Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, 1898; 1900; Добрыкин Н.Г., 1900) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 68-79; Хухарев В.В., 1994, с. 210-215).


На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем.
Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка - зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита.

До 90-х г. 14 в. на иконах и крестах преподобный Никита лупил беса в его обличии (с рогами хвостом и т.д.).
Но что удивительно, согласно последним археологическим раскопкам, проводимым в Рязанской области, были найдены нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник - пирамида!

Напрашивается вывод , что православные в конце 14, начале 15 в.в. четко представляли, откуда исходит зло для русского народа и посредством культовой пластики (нательные кресты и образки) пытались оградить себя от этого зла.

В Затверечьи (старый ремесленный район г.Твери, находящийся на р.Тверца) сохранился один из древнейших храмов в честь Никиты. Небезызвестный Афанасий Никитин отправился в путь за три моря от Никитского храма.

По преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии).

Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября , в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.

После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты (бесогона), сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Пришло время восстановить его имя.

Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX в. (Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 72-73, рис. 15-19).


** * **

Примечание

«Мучение Никиты» относится к апокрифическим переводным житиям, или, вернее, мартириям («мартирий» - «мученичество») первых христианских мучеников, погибших за веру. Память его отмечается церковью 15 (28) сентября.

Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готского.

Упоминание о «Мучении Никиты» встречается в индексе отреченных книг начиная с XIV в. (Погодинский Номоканон, ГПБ, собр. Погодина, № 31), оно вошло в «Правило 69 Лаодикийского собора» наряду с «Обходами апостольскими», «Георгиевым мучением». Славяно-русские списки индекса комментируют это сочинение: «Никитине мучение, именующе его яко царев сын, еже не бысть тако» (Погодинский Номоканон), «Никитине мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил» (ГИМ, Синод. собр., № 491, кон. XVI в.). В названиях некоторых списков самого «Мучения» слова: «иже беса мучил» превратились в «иже бе сам мучил».

Славяно-русские списки «Мучения Никиты» известны с конца XV в. (ЦНБ УССР, собр. Муз., IV, № 208, Минея 1489 г., список Афонского Хиландарского м-ря, № 75). Перевод «Жития Никиты» осуществлен по изданию А. Н. Пыпина в «Памятниках старинной русской литературы». Вып. 3. СПб., 1862, по списку начала XVI в. из Румянцевского Торжественника № 436, РГБ, с привлечением греческих и славянских списков, изданных В. М. Истриным (см. Истрин В. М. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1898).

Пирамида масонов-иллюминатов-сатанистов в итоге

Молитва первая

О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Личное прошение

О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.