Типикон - это нижняя граница дозволенного: разъяснения православного священника о посте. Богослужение


За годы гонений на Православную Церковь даже у верующих русских людей в значительной мере утратились духовные традиции, в том числе и традиции поста. Например, в качестве постной пищи стали употреблять рыбу. Между тем Типикон, Минея, Триодь и Великий Часослов, где даются разъяснения о постах, говорят следующее: рыба вкушается только в праздничные дни. Так, Великим постом рыбные блюда разрешается вкушать на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим (в Лазареву субботу на трапезе можно «утешиться» рыбной икрой), Успенским - на Преображение Господне, Петровым и Рождественским - по субботам и воскресеньям. В последние пять дней перед Рождеством, когда держится строгий пост, рыба не употребляется даже в субботу и воскресенье. Послабление во время постов дается только на большие праздники. В престольные праздники разрешаются рыбные блюда и в том случае, если они приходятся на среду или пятницу.

Когда постов нет, рыба вкушается по средам и пятницам лишь в период от Пасхи до Троицы.

Кроме того, предписывалось употреблять в пищу не все породы рыб, а только те, которые не относятся к хищным породам. Вино и елей (растительное масло) в Великий и Успенский посты разрешаются по субботам и воскресеньям, а также в некоторые праздники. В остальные дни вина и елея нет. Петровым и Рождественским постом вино и елей употребляются по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. По понедельникам Типикон в последние два поста предписывает для мирян, как и для монахов, держать строгий пост в честь ангелов.

Вообще по качеству постная пища делится, в соответствии с церковным Уставом, на 4 степени: 1. «Сухоядение» - т. е. хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные. 2. «Варение без елея» -вареные овощи без растительного масла. 3. «Разрешение на вино и елей» (вино испивается мерой для укрепления сил постящихся). 4. «Разрешение на рыбу».

В первую и страстную седмицы Великого поста предписывается «сухоядение», в другие седмицы от понедельника до пятницы - «сухоядение» и «варение без елея».

В первую пятницу Св. Четыредесятницы перед окончанием обедни выносится посреди церкви и благословляется коливо, т. е. вареные хлебные семена с сухими плодами, и поется канон на память св. Феодора Тирона. Император Юлиан-богоотступник тайно велел осквернить кровью идольской жертвы христианскую пищу на рынке; но Бог через великомученика Феодора Тирона, явившегося во сне епископу Евдоксию, повелел христианам не вкушать ее, а питаться коливом -вареной пшеницей с медом.

Некоторые верующие считают, что строгие многодневные посты изнуряют человека и вредят его здоровью, что в наше время трудно поститься из-за высоких цен на продукты, из-за их однообразия. Это предвзятое мнение, в основе которого лежит стремление оправдать свое нежелание нести подвиг поста. Во-первых, для немощных, беременных, находящихся в пути, питающихся в столовых, детей до 14 лет существует ослабленный пост. При необходимости и священник может ослабить человеку меру поста, если он ему не под силу, и дать разрешение на употребление конкретных скоромных продуктов. Во-вторых, примеры жизни святых показывают: пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. Так, Макарий Александрийский в Св. Четыредесятницу вкушал однажды в неделю и прожил сто лет, преп. Анфим Великий пост проводил без пищи и прожил сто десять лет, св. Алипий столпник скончался в возрасте ста восемнадцати лет и т. д. Конечно, нам далеко до подвигов святых, но следовать предписаниям церковного Устава с Божией помощью и молитвой мы в состоянии.

В Великий пост по понедельникам, вторникам, четвергам литургия в храмах не служится. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, в субботу и воскресенье литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Младенцев причащать можно только по субботам и воскресеньям.

  1. Календарь на 2013 год здесь

    Сухоядение - употребление невареной растительной пищи без растительного масла. Одна из строгих степеней поста .
    Сухоядение предписано монастырским Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (Типикон, гл. 32).
    Под это определение также подпадают практически все среды (в память о предательстве Иисуса Христа) и пятницы (в память о распятии Христа).
    Эта степень поста распространяется преимущественно на монашествующих. Миряне обычно постятся так только в Рождественский сочельник и в Великий Пяток (пятницу Страстной седмицы ).

    Устав о посте по Типикону Оглавление

    1. Общие положения православного устава о трапезе
    2. Порядок трапезы вне длительных постов
    http://azbyka.ru/dictionary/15/ustav-o-poste-po-tipikony.shtml#p5
  2. Если крупный шрифт раздражает, читайте по ссылке.
    http://leushino.ru/kurs/ustav_o_poste_po_tipikonu.html
    или
    Великий Пост .
    Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.
    В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.
    В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)
    Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.
    Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

    Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

    • Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
    • В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
    • В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
    • В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа . Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).
    В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

    Второй чин Афонский предполагает следующее:

    • Понедельник – полное воздержание от пищи.
    • Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
    • В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)
    В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.
    В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю » (лист 425об, стр. 858).
    В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Некоторые старинные наименования пищи и старинные меры, употребляемые в Типиконе
    [1 ] армей
    [2 ] варение
    [3 ] елей
    [4 ] красовуля
    [5 ] литра – мера веса, равная 340 гр.
    [6 ] онгия
    [7 ] сочиво
    [8 ] сухоядение
    [9 ] укроп – отвар или настой трав, фруктов, ягод.

    Последнее редактирование: 11 мар 2013

  3. Продолжение
    В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).
    Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).
    В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи , случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.
    В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.
    В сам Праздник Благовещения , если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.
    В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп.Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)
    В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.
    Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).
    В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)
    В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.
    На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).
    Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.
    С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.
    В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.
    Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:
    По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
    По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.
    По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.
    В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е.е полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).
    В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)
    Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).
    http://azbyka.ru/dictionary/15/ustav-o-poste-po-tipikony.shtml#p5

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Некоторые старинные наименования пищи и старинные меры, употребляемые в Типиконе
    [ 1 ] армей – соленья и квашенья, т.е. заготовленная впрок пища.
    [
    2 ] варение – горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п.
    [
    3 ] елей – растительное масло (исторически – оливковое)
    [
    4 ] красовуля (чаша) – мера жидкости, равная примерно полфунта, т.е. около 200 гр.
    [
    5 ] литра – мера веса, равная 340 гр.
    [
    6 ] онгия – мера веса, равная 1/12-я фунта или 8 золотников, т.е. 34 гр.
    [
    7 ] сочиво – отварные злаки, т.е. каша; как правило, сладкая, с добавлением орехов, сухофруктов (кураги, изюма и т.п.), меда. Традиционно изготавливается из зерен пшеницы
    [
    8 ] сухоядение – вкушение невареной пищи, как то: хлеба, орехов, сухофруктов, сырых овощей и фруктов, маслин и т.п.
    [9 ] укроп – отвар или настой трав, фруктов, ягод.

    Последнее редактирование: 11 мар 2013

  4. Типико́н http://azbyka.ru/dictionary/18/tipikon-all.shtml
  5. ***модераторское***
    Zoya, копипаст на это форуме не приветствуется. Последующие сообщения в таком духе будут удаляться.

    От себя лично добавлю, что среди активных пользователей монашествующий только один - о. Агапит, но он, я думаю, и без нас знает типикон в совершенстве.

  6. ***модераторское***
    Zoya, копипаст на это форуме не приветствуется. Последующие сообщения в таком духе будут удаляться.

    От себя лично добавлю, что среди активных пользователей монашествующий только один - о. Агапит, но он, я думаю, и без нас знает типикон в совершенстве.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Удалите, мне лично это было нужно, если Бог даст силы, попробую поститься по Типикону. Думала, кому-то из мирских это тоже интересно будет.

  7. Предварительно по поводу пощения по Типикону посоветуйтесь со священником. Скорее всего благословения на это не будет.
  8. Я, воцерковившись, постилась почти по Типикону лет пять (не поняла, что такое сухоядение, подумала, что пища без масла, ела вареную пищу без масла). У меня была книга с постом по Типикону, думала все так постятся.
    А потом стала давать себе послабления и поблажки (и не только в пище в посты) и ничего хорошего ни для здоровья тела, ни для души не приобрела.

    Многие батюшки заранее благословляют пост по силам.
    Сухоядение весь пост, боюсь, не осилю, хотя бы первую и Страстную седмицу.

  9. Схимонахиня Сепфора из Клыково (недалеко от Оптиной Пустыни) прожила
    101 год. На православной выставке купила о ней аудио диск и фото. На фото написаны ее слова о еде:
    "Сила бывает не от еды, сила от Господа, - вот сила...
    Вот без Бога хоть объешься - все без толку.
    С Ним, с Ним, с Ним..."

    Последнее редактирование: 12 мар 2013

  10. Меня больше интересует,что читать.Канон Критского не читала,купила но не пойму как его читать.Там написано первая седмица включительно четверг и все,потом пятая седмица,только четверг.Так и читать?Получается за пост 5 раз? Акафист Страстям Христовым читала весь пост,можно так и оставить? Правили утреннее и вечернее,Евангелие 1 глава,Псалтирь одна кафизма.Можно столько читать,вродебы хочется,но наверно многовато?Кто подскажет?
  11. А я и не знала этого
    ........................................................................................................

    Это немного не в тему, но меня волнует вопрос:
    Сейчас многих усопших, крещенных в православии, отпевают. Многие из них в храм не ходили, пост не соблюдали и, согласно 69 правила апостолов, отлучили себя от церкви.

    Правила Святой Православной Церкви с толкованиями
    епископ Никодим (Милош)
    Правила святых Апостолов

    Правило 69
    Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
    Аще же мирянин: да будет отлучен
    .
    (Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10)
    ***
    0.
    Служба называется великое повечерие с чтением канона.
    Чтение идет ежедневно с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста (в 2013 году это с понедельника 18 марта по четверг21 марта) за эти 4 дня частями прочитывается весь канон, в субботу причащаемся.

    Весь Покаянный канон А.Критского прочитывают тоже вечером в Стояние Марии Египетской (все забываю на какой седмице поста, обычно смотрю расписание служб в храме - Вы написали, что в книге написано пятая седмица, только четверг, - если не ошибаюсь, читают в среду вечером на
    5-ой седмице).)

    Последнее редактирование: 12 мар 2013

  12. Это в городе,а у нас сельский приход.Читать надо самой, но что правильно читать я не знаю.И много брать на себя тоже вроде бы как не надо.
    раssiо - страдание, страсть).

    Чин этот, установленный на Руси митрополитом Петром Могилой и совершаемый в наше время Великим постом в неделю вечера, приобрел особую любовь православного народа. И это не удивительно - ведь в нем с благоговейным трепетом говорится о страданиях и мучениях Невинного - за грешных, Чистого - за нечистых, Сына Божия - за падших людей. Христос Спаситель за всех грешников принял позорнейшие страдания и смерть. На Кресте была принесена жертва умилостивления (Рим. 3, 25) за каждого из нас. И читая этот акафист, вызывающий в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, будем помнить слова Господа, сказанные в Гефсимании апостолам: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41).
    http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon67.htm?id=67

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  13. Последнее редактирование: 12 мар 2013

  14. Продолжение.

    Четыре раза на протяжении Великого поста совершается в наших храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия
    . Сегодня мы поговорим о чинопоследовании этой службы, об истории ее возникновения и духовном значении.

    Пассия: история ее возникновения

    С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике. Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией - от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть».
    Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение. Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
    Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).
    В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним. Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.
    Чинопоследование Пассии

    За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Хотя до XX в. она могла исполняться и по пятницам, в составе малого повечерия. Такая практика сохранилась до нынешнего дня в некоторых епархиях Украины. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе.
    Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Rресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.
    ***
    полностью на http://optina.org.ru/kateh/sluzhba/97-2011-04-14-14-15-53

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  15. Последнее редактирование: 12 мар 2013

Сегодня много ведется споров о том, кто и как должен соблюдать Великий пост. Какая мера у новоначальных, какая у работающих, какой батюшка благословляет вкушать какую пищу, что пишут по этому поводу интернете и т.д. Однако спорящие, вероятно, весьма удивятся, если узнают, что мера у всех одна - это Типикон, или Устав Церкви. Подробнее об этом - в ответах иеромонаха Илии.

Вопрос: Батюшка, некоторые говорят, что Типикон был составлен монахами для монахов, и что монахи должны поститься строго, а мирянам можно поститься по силам. Так ли это?

Конечно, во всем нужна мера. И эту меру установили Святые Отцы наши, которые учли каждую мелочь. И если Вы действительно верите – значит, доверяете Матери-Церкви, которая определила уставы (Типикон) к исполнению для всех. Другое дело – если вы не исполняете эти уставы, то необходимо в этом каяться. Но никак не искать оправдание своего чреволюбия.

То, что Типикон составлен монахами, в этом нет ничего удивительного. В Церкви всегда все постановления принимались соборами епископов, которые, понятно, были монахи. Да и вспомните слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что свет монахам – Ангелы, а свет мирянам – монахи.

Монахи всегда постились и постятся гораздо строже, чем этого требует Типикон. Они подвизаются особо. Это их подвиги во Христе. Есть и благочестивые миряне, которые соблюдают пост строже, чем написано в Типиконе. Но Типикон – это нижняя граница дозволенного. Это то, что мы обязаны исполнять все.

Вопрос: Батюшка, некоторые, даже священники, говорят, что монахам легко соблюдать пост, потому что они практически не двигаются, берегут силы. Прошел из кельи два метра до храма и назад. А мирянам надо ехать на общественном транспорте, чтобы попасть в храм. Надо работать, чтобы прокормиться. А на это требуются немалые силы…

Иеромонах Илия: Думаю как-то неприлично поддерживать спор между монахами и мирянами. Если считаете, что монахам легче – то идите в монастырь. Есть такая древняя народная пословица: «Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше». Если считаете, что в монастыре легче – то с Богом. Что мешает?

У монахов также есть послушания (работа), а у священноиноков множество духовных чад. Поверьте, физических сил требуется не меньше, чем строителю на стройке. Когда Типикон составлялся, то монахи вообще тогда жили в египетской пустыни и собирались в храм из своих келий, которые не в двух шагах были расположены от монастыря. Надо было пройти до храма несколько километров по горной ухабистой местности, а не ехать, сидя на мягком кресле троллейбуса или метро.

Вообще об этом можно говорить много. Но суть строгости Великого Поста проста. Если Вы истинная христианка, а не просто надели маску верующей – то Вы всегда должны быть готовы умереть за Христа. Не так ли? Ну, и что же тогда мелочиться с Постом? Если Вы не в силах понудить себя к соблюдению Поста, то как тогда сможете побудить себя на смерть ради Христа?

Пост по сути своей – это испытание для новоначальных. А для воцерковленного человека это – великая радость. «Постимся постом приятным», – поется в богослужебных песнопениях.

Вопрос: Батюшка, а как быть с тем, что разные священники по-разному говорят о Посте? Некоторые говорят, что надо определить для себя меру, например, не есть шоколад или тортики в Пост, и этого уже достаточно.

Иеромонах Илия: Говорить можно все, что угодно. Но нам, православным, надо не выбирать то, что нам как бы ближе и доступнее, а брать за основу Типикон. Тогда можем надеяться на спасение.

Апостол Павел говорил о наших временах так: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4).

Христианин всегда выбирает путь узкий и тернистый, а не легкий и широкий. Помоги нам всем Господь!

Типикон , или Устав

Эта книга содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее руководство для того, чтобы богослужение совершалось благообразно и по чину.

По своему содержанию Типикон разделяется на три части. Первая часть от 1 до 47 главы содержит общие указания о разных службах, указания, в каком молитвенном расположении должны быть молящиеся во время разных служб и правила жизни для монашествующих. Вторая часть от 47 до 52 главы содержит в себе месяцеслов на весь год с указанием особенностей богослужения на все дни церковного года, особенности богослужения во св. Четыредесятницу до Недели Всех Святых. Третья часть от 52 гл. до конца является как бы приложением и дополнением к первым двум частям. К Типикону прилагается еще таблица для определения дня празднования Пасхи, так называемая «зрячая пасхалия».

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

74. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, – включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Заветов и сочинений

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Другой тип богослужения. Святогробский Типикон Наряду с описанным типом богослужения, который справедливо называется песненным, с самого начала настоящего периода существовал и имел не меньшее, если не большее распространение другой тип, - тот, описание которого

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Типикон императрицы Ирины в дисциплинарном отношении Из этих Типиконов заслуживает внимания Типикон имп. Ирины, как первый (и почти единственный) опыт женского монашеского устава. Разница от мужских уставов: легче постный режим: в среду и пятницу обычно елей; ежедневно

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Нынешний греческий Типикон Греческая церковь ныне пользуется для соборных и приходских церквей не Иерусалимским Типиконом, а особым, представляющим приноровление Иерусалимского устава к практике Студийской и даже св. Софии (уставу Великой церкви). Практика эта, живя

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Значение слова «Типикон» В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия,

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

Типикон о 9-м часе под воскресенье Совершение 9-го часа в субботу Типикон предполагает в притворе, но допускает совершение его и в храме, в последнем случае 9-й час, как теснее сливающийся с вечерней, не имеет отпуста. О самом совершении 9-го часа Типикон ограничивается

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Из книги Плач третьей птицы автора (Лепешинская) Игумения Феофила

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Типикон патриарха Алексия Студита. Этот типикон был создан на основе студийских текстов в 1034–1043 годах для общежительного монастыря Успения Пресвятой Богородицы, основанного патриархом Алексием Студитом (1025–1043) в Константинополе, и состоял из двух частей: собственно

Из книги Нил Сорский и традиции русского монашества автора Романенко Елена Владимировна

Евергетидский типикон. Во второй половине XI столетия в организации внутренней жизни некоторых византийских монастырей стали происходить существенные изменения, вызванные противодействием харистикарной практике (передача монастырей частным лицам в условное и

Из книги автора

Афоно-Студийский типикон. Достаточно рано студийская традиция была перенесена на Афон. Уже преподобный Афанасий Афонский ориентировался на нее при создании Великой лавры (963 год) и устроении в ней монастырской жизни, о чем свидетельствует и установление киновиального

Из книги автора

6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из них – литургия, включают общие молитвы, пение и чтение отрывков из священных книг (Ветхого и Нового Заветов сочинений отцов

Из книги автора

7. Типикон прп. Саввы Освященного Биограф прп. Саввы палестинский инок Кирилл Скифопольский (6 в.) доносит до нас почти анекдотический эпизод, свидетельствовавший о том, что даже аудиенция у величайшего православного императора Юстиниана не могла отвлечь зачинателя

Из книги автора

…Устав, что нас от нас же ограждает И на строгий Твой рай Силу сердцу подай… Е. Боратынский. Этот самый авва Паламон был учителем Пахомия Великого; вероятно, глядя на муки старца Господь и послал ангела дать преподобному устав, на медной дщице, с начертанием самых

Из книги автора

5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других

Из книги автора

Монастырский типикон Расположение монастыря, его планировка создают внешние условия, от которых во многом зависит строй монастырской жизни. Основные же принципы внутренней жизни монастыря определяет его устав.Теперь рассмотрим вопрос о монастырском уставе - типиконе

Почему в разных календарях правила о постах отличаются? Почему разные священники советуют разное? Может каждый сам может выбрать степень поста?

1.

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). О необходимости поста говорили все святые отцы – от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.

2.

При этом в православии пост никогда не рассматривался как самоцель. По мысли святых отцов, это всего лишь действенное подспорье в борьбе со страстями на пути к Богообщению. Поэтому телесный пост всегда должен сочетаться с духовным самоограничением, прежде всего, в греховных желаниях и привычках, воздержанием от злых помыслов, дел и слов. По слову святителя Тихона Задонского, пост телесный без поста душевного — ничто.

3.

В течение многих веков Православная Церковь выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка приема пищи и ее качества с тем, чтобы помочь своим чадам достойно пройти подвиг телесного воздержания. Эти установления обозначены, главным образом, в двух книгах: Типиконе (богослужебный устав Церкви, главы 32, 33, 35, 38) и Триоди (богослужебный сборник Церкви, используемый в период от подготовительных недель к посту до Недели всех святых).

4.

Правила Типикона и Триоди ограничивают количество трапез в день, время первого вкушения пищи, и, наконец, ее качество. В отдельных случаях полностью прописан весь объем и состав трапезы.

5.

Православный устав о посте не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Церкви: общие сроки и правила объединяют верующих, утверждают их в православии, сохраняют от совращения в сектантство.

При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом. Еще в IV в. святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей устав о посте требуется корректировать – с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.

6.

Идея поста важнее Устава. Различия, которые мы находим в уставах разных монастыря, в первую очередь свидетельствуют о необходимости соизмерять воздержание в пище с конкретными условиями жизни.

Устав Святой горы Афон позволяет монашествующим по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (не рыбой): в этом регионе Греции не развито сельское хозяйство, доступная растительная пища (овощи, пшеница) очень скудна, зато море рядом.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы Великим постом каждое воскресенье и в дни памяти почитаемых святых: на севере России постное время приходится на конец зимы и на сохранение нужной температуры тела требуются большие энергозатраты.

7.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычной братской трапезы, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезанный лук, хлеб. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кто-то подкрепляет силы по мере необходимости.

8.

Сегодня о правилах поста верующие узнают через православные календари. В них указаны сроки и даты постов, а также общие правила их проведения. Более детальные правила прихожанам сообщает священник храма, в который они ходят – с учетом особенностей и традиций конкретной местности, указаний правящего архиерея, индивидуальных обстоятельств жизни человека, который обращается к нему за советом.

9.

Варианты поста, которые приводятся в календарях и в личных рекомендациях священников, часто отличаются и друг от друга, и от Типикона. И авторы календарей, и духовенство в своих рекомендациях ориентируются на общепринятный Устав, но при этом делают поправку на то, что современные люди живут в условиях, очень далеких от условий жизни палестинских монахов, для которых этот Устав писался. Для подавляющего большинства мирян точное соблюдение уставных указаний о посте непосильно.

10.

Такая «многоголосица» о правилах поста порою сбивает верующих с толку. Некоторые решают, что в современных условиях пост вовсе не нужен или невозможен для них лично и отказываются от этого важнейшего средства духовного самосовершенствования. Другие, наоборот, стремятся во что бы то ни стало соблюсти «букву» Закона и постятся строго по правилам Типикона – точнее, по своему собственному пониманию этих правил, которые, в силу особенностей языка древнего текста и иных жизненных реалий, нуждаются в интерпретации специалистов.

11.

Большинство верующих, впрочем, вспоминают о необходимости рассуждения и следования срединному царскому пути. Они изучают уставные указания и их современные толкованиях, соотносят уясненные правила со своими жизненными обстоятельствами (состоянием здоровья, рабочей нагрузкой, наличием дополнительных попечений о близких и т.д.), анализируют свои повседневные пристрастия, которые формально не подпадают под действие постовых правил (например, чрезмерная любовь к сладкому, к алкоголю) и делают собственные выводы о том, какой пост будет им посилен и полезен.

12.

Выбранную меру поста благочестивые христиане обязательно обсуждают со своим духовником или опытным в постовом делании священником с тем, чтобы через него получить благословение Церкви на свой телесный подвиг.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.