Усекновение главы иоанна. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история, традиции, как праздновать

Усекновение главы Иоанна Предтечи - праздник в честь мученической смерти Крестителя Иисуса Христа и проповедника слова Божьего, подготовившего людей к приходу Спасителя.

Ежегодно 11 сентября верующие люди в скорби вспоминают день расставания святого с этим миром. Казалось бы, в день казни зло восторжествовало, проповедник пал. Так почему же это событие считается праздником? Ответ на удивление прост. Мученическая смерть подытожила жизнь Иоанна Предтечи. Несокрушимая вера Крестителя Господня совершила подвиг сама за себя.

Церковь учит, что все, кто погиб за Христа, за добро, справедливость и правду, погибли не зря. Жизнь, отданная в мучениях во имя истинны, есть великая жертвенность, выказывающая любовь. Казнь Иоанна Предтечи лишь укрепила его проповеди, его идеалы. Он оставил после себя легенду, о которой мы помним до сих пор.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — удивительный праздник, в котором есть место как скорби, так и радости. Избранник Божий прожил счастливую жизнь и воссоединился с Господом 11 сентября. Эта памятная дата должна внушать надежду, что, хоть жизненный путь тернист и сложен, истинная вера всегда будет вашей путеводной звездой. Пусть ваша вера крепнет день ото дня. Мы желаем вам единства в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.09.2017 05:01

Во время Великого поста каждый верующий стремится к очищению души. Ежедневные молитвы после пробуждения помогут...

Предтечу и Крестителя Господня - Иоанна.

О торжестве рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Креститель Иоанн родился чуть раньше Христа Спасителя. Божия Матерь получила благовестие: Архангел Гавриил открыл Ей, что Ее тетя Елисавета на шестом месяце беременности. Хотя по человеческим размышлениям и считалось, что та не могла уже иметь детей в силу своего преклонного возраста. Но «побеждаются естества уставы», Господь творит то, что необходимо для нас с вами и Его святого прославления. Родился пророк Иоанн. И он был удален в пустыню со своей матерью Елисаветой, которая вскоре умерла, а отца его, Захарию, убили.

«Мы даже не можем понять своими скудными мыслями, кто его воспитывал. Но знаем - только Бог. Знаем, что пустыня была и его покровом, и отцом, и матерью. Он вкушал акриды (саранчу) и мед от диких пчел. Покрывалом ему было небо, ложем была земля. Он никогда не роптал. Он был преисполнен благодати Святого Духа», - рассказал митрополит Павел.

И вот пришло время проповеди Христовой. Как сказано о нем, что он пришел приготовить пути Спасителю, а наипаче путь спасения нам. Потому что приблизилось Царство Небесное, которое является внутри нас. Но перед тем, как Христос должен был пострадать, должен был пострадать Святой Предтеча. И возвестить сущим во аде, что пришло время пришествия Мессии. Того, кого ждал еврейский народ, он уже дождался. Кто не знал Христа, Он уже пришел и откроется даже в глубинах ада и будут извлечены оттуда через некоторое время, все желающие спасения в Тихой Пристани Царства Небесного.

Святой Иоанн Креститель мученически пострадал в 32 году по Рождестве Христовом. В то время правителем Галилеи был Ирод и, хотя у него была законная жена, дочь аравийского царя, но он оставил ее и жил с женой своего брата Филиппа - Иродиадой.

Иоанн Креститель за обличение нечестивцев был закрыт в темнице. У Ирода был праздник - день рождения - и собралось множество гостей. И дочь Иродиады, Саломия, угодила всей пьяной публике, исполнив танец.

«Как хорошо пьяным угождать. Есть такая пословица «Если ты хочешь, чтобы тебя любили - напои всех и увидишь любовь к тебе. Если хочешь всех любить - хорошо напейся сам и будешь любить каждого». Так и здесь: публика рукоплескала Саломии, восторгалась той, которая совершит страшное злодеяние. И тогда Ирод пообещал дать Саломии за прекрасно исполненный танец все, что она пожелает, даже полцарства. Она зашла в комнату к своей матери Иродиаде и спросила ее совета. Вместо того, чтобы взять какие-то временные блага, они избрали вечные муки и страдания. Вот что такое злоба, зависть и ненависть к человеку, своему брату, другу и просто образу Божьему! Она излила весь свой гнев за праведно высказанную мысль, слова Иоанна, что она грешница и не должна быть женой Ироду, поскольку была женой его брата Филиппа. Она попросила на блюде голову Иоанна Крестителя», - напомнил Владыка Павел.

Ирод, который много слышал и беседовал с Иоанном, получал наставления, благословения - опечалился, он боялся гнева Божьего, поскольку почитал Иоанна за пророка. Но решил не изменять своей присяге и клятве. Он посылает палачей и те отсекают голову Иоанну Предтече и приносят на блюде.

По преданию, тогда Предтеча не умолк, все пришли в ужас, когда он произнес Иродиаде, что она не должна иметь мужем Ирода, потому что это незаконно. Иродиада, взяв иглу, исколола язык, лицо и закопала главу Иоанна в огороде в отходном месте.

Обретение главы Иоанна Предтечи

Ученики взяли тело и погребли его, а главу тайно взяла жена царского домоправителя Хузы и, положив в сосуд, погребла на Елеонской горе. «А Господь впоследствии явил первое, второе, третье обретение главы Иоанна Крестителя для нашего с вами успокоения, наставления и вразумления - как мы не должны совершать», - добавил настоятель лавры.

Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке.

Первое обретение главы состоялось, когда один благочестивый вельможа строил на этом месте церковь и нашел сосуд. То, что это святыня, он понял по многим чудесам и исцелениям, которые происходили. Но, боясь поругания иноверцами, он снова спрятал сосуд в то же место, где и нашел.

Второе обретение главы произошло спустя много лет, когда церковь, построенная благочестивым вельможей, пришла в запустение, а пришедшим на поклонение в Иерусалим двум инокам явился в видении Иоанн Предтеча и указал место нахождения своей главы. Взяв святыню и положив ее в мешок, они дали нести эту ношу горшечнику, которому также явился Иоанн Предтеча и велел сохранить святыню у себя. Долгое время святыня, находясь в семье горшечника, передавалась с поколения в поколение. Затем святыней завладел священник, который исповедовал ересь арианства и, используя чудодейственную силу святыни, много людей обратил в ересь. Когда обман открылся, он бежал, а святыню закопал в пещере. Вскоре в этой пещере поселились иноки и возник монастырь, а в 452 году архимандриту монастыря Иоанн Предтеча в видении указал место, где была скрыта его глава. Святыня была перенесена в Константинополь.

Третье обретение главы святого Пророка было в 850 году. Во время волнений в Константинополе глава была перенесена в Емессу, затем в Команы, где и была спрятана во время иконоборческих гонений. И во время молитвы ночью Патриарху Игнатию было указано место, где хранилась честная глава. Позднее святыню перенесли в Константинополь, а часть святой главы находится на Афоне.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: чем закончилась история

«Но возвратимся к нашему повествованию. Закончились пиршества, праведник пострадал за неправедных и совершается праведный гнев Божий. Аравийский царь в отмщение за бесчестие своей дочери - законной жены Ирода - выдвигает против Ирода войска и наносит ему сокрушительное поражение. Римский император в гневе выносит вердикт и посылает Ирода в заточение в Галию, который забирает с собой супругу Иродиаду и дочь Саломию. И поселяются они в городке возле реки, где продолжается веселая жизнь. И Господь показывает чудо. Саломия переходила замерзшую, покрытую льдом реку и провалилась под лед, а вторая льдина отрезала ей голову, а ноги в предсмертных судорогах «плясали» в холодной воде, как когда-то на пиршестве во время ее танца. На тарелке и принесли ее главу родителям. О, дивное чудо, Господь поруган не бывает, разверзается земля - и Ирод с Иродиадой поглощены в преисподнюю земли. Так закончилась краткая, но в то же время и страшная история об Ироде и Иродиаде», - поведал митрополит.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: проповедь

«Я хочу напомнить вам, братья и сестры: часто бывает, что мы, будучи в нерасположении духа, даем клятвы о исполнении греховных дел. И когда мы приходим в чувство, становится нам стыдно, что то, что сказал - должен совершить. Лучше откажитесь от лукавых обещаний, данных даже в нетрезвом состоянии или в каком-то другом состоянии. Вы тогда более будете оправданы Богом потому, что вы дали греховную клятву, посягая на жизнь другого человека, не имея на то никакого права.

И запомните, что какой мерой вы меряете, такой и вам отмеряют.

Желаешь зла ближнему - получишь вдвое больше. Поднял руку с мечом - от меча и погибнешь», - подчеркнул Владыка Павел.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день

Часто задают одни и те же вопросы, а можно ли резать арбуз, лук и другое? «Можно резать все, можно брать круглое в руки, но не берите только меч против другого человека, не берите коварство и лукавство на язык для осуждения других. Все можно делать, кроме греха. Творите дела милосердия, проявляйте любовь и получите любовь», - призвал настоятель лавры.

Иоанн Предтеча: в чем помогает

К этому пророку часто к обращаются, чтобы унять физическую боль, особенно головную, так как его глава потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подается на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль; обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них; в старину его почитали за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Предтеча: молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь.

Дни празднования:
9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи
11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

ИСТОРИЯ СОБЫТИЯ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Пророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия. Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды, когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его. Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю.
Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала.
Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде. Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию. Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

ПЕРВОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

После того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.
Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены.
Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой. На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней.
Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси. К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария. Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения.
Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.
Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года.
24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.
В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.
Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг.
Емеса подвергалась набегам сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы (Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились.
Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню.
Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА УСЕКНОВЕНИЯ. ОДНОДНЕВНЫЙ ПОСТ

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник.
Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью.
Церковью в день Усекновения установлен строгий однодневный пост, проходить который нужно без мяса, рыбы и молочных продуктов.

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.

11 сен-тяб-ря Цер-ковь празд-ну-ет Усек-но-ве-ние гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на. День му-че-ни-че-ской смер-ти «ве-ли-чай-ше-го из рож-ден-ных же-на-ми» опи-сан еван-ге-ли-ста-ми Мат-фе-ем () и Мар-ком (). Что про-изо-шло с Иро-дом по-том? Где на-хо-дит-ся се-го-дня гла-ва свя-то-го? По-че-му по-стить-ся в этот день - это зна-чит стать сво-бод-нее от раб-ства удо-воль-стви-ям?

По-сле смер-ти Иро-да Ве-ли-ко-го рим-ляне по-де-ли-ли тер-ри-то-рию Па-ле-сти-ны на че-ты-ре ча-сти, на-зна-чив в каж-дую из них пра-ви-те-ля из сво-их став-лен-ни-ков. Ирод Ан-ти-па по-лу-чил от им-пе-ра-то-ра Ав-гу-ста Га-ли-лею в свое управ-ле-ние. Иоанн Кре-сти-тель об-ли-чал Чет-ве-ро-власт-ни-ка в том, что он, оста-вив свою за-кон-ную же-ну (дочь ара-вий-ско-го ца-ря Аре-фы), неза-кон-но со-жи-тель-ство-вал с Иро-ди-а-дой, же-ной сво-е-го род-но-го бра-та Филип-па. За это Ирод за-клю-чил свя-то-го в тем-ни-цу. Неко-то-рые ис-то-ри-ки утвер-жда-ют, что Ирод сде-лал это не столь-ко из-за зло-бы на Иоан-на Кре-сти-те-ля, сколь-ко по-то-му, что же-лал за-щи-тить его от сво-ей воз-люб-лен-ной, зная ее мсти-тель-ный нрав. Иро-ди-а-да бы-ла чрез-вы-чай-но зла на про-ро-ка.

Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи про-изо-шло во вре-мя пи-ра в честь дня рож-де-ния Иро-да, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ли вель-мо-жи, ста-рей-ши-ны и ты-ся-че-на-чаль-ни-ки. Дочь Иро-ди-а-ды Са-ло-мия (Са-ло-мея) тан-це-ва-ла пе-ред го-стя-ми, рас-по-ло-жив тем са-мым к се-бе Иро-да, ко-то-рый по-клял-ся дать ей все, что она ни по-про-сит - хо-тя бы да-же и по-ло-ви-ну сво-е-го цар-ства. По на-го-во-ру сво-ей ма-те-ри Иро-ди-а-ды, у ко-то-рой по-яви-лась воз-мож-ность ото-мстить свя-то-му Иоан-ну и на-все-гда из-ба-вить-ся от упре-ков и об-ли-че-ний, Са-ло-мея по-про-сил дать ей го-ло-ву Иоан-на Кре-сти-те-ля и при-не-сти ее на блю-де. Ирод сму-тил-ся, так как бо-ял-ся гне-ва Бо-жия за убий-ство про-ро-ка, а так-же на-род-но-го гне-ва, по-сколь-ку Пред-те-ча был лю-бим жи-те-ля-ми Га-ли-леи. При этом из Еван-ге-лий из-вест-но, что Ирод во мно-гом слу-шал свя-то-го Иоан-на и по-сту-пал по его сло-вам - но, как пи-шет свт. Иоанн Зла-то-уст, пра-ви-тель «цар-ство-вал над удо-воль-стви-я-ми, вер-нее, был ра-бом удо-воль-ствий». Зла-то-уст по-ла-га-ет, что, ско-рее все-го, клят-вой Ирод при-крыл-ся, как бла-го-вид-ным пред-ло-гом - на са-мом же де-ле, ис-тин-ной при-чи-ной его по-ступ-ка бы-ла бо-язнь по-те-рять Иро-ди-а-ду.

И он сдер-жи-ва-ет свою клят-ву, дан-ную в при-сут-ствии вы-со-ких го-стей: он от-да-ет со-от-вет-ству-ю-щий при-каз - и про-ис-хо-дит Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, со-глас-но ко-то-ро-му уста мерт-вой гла-вы про-ро-ка по-преж-не-му про-дол-жа-ли об-ли-чать пра-ви-те-ля: «Ирод, не долж-но те-бе иметь же-ну Филип-па, бра-та тво-е-го». По-сле это-го Са-ло-мия в яро-сти ис-ко-ло-ла язык про-ро-ка иг-лой и за-ко-па-ла гла-ву Кре-сти-те-ля в нечи-стом ме-сте.

Ирод про-дол-жал пра-вить неко-то-рое вре-мя по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - еван-гель-ская ис-то-рия сви-де-тель-ству-ет о том, что Пон-тий Пи-лат по-сы-лал к нему свя-зан-но-го Иису-са Хри-ста ().

Даль-ней-шая судь-ба Иро-да и Иро-ди-а-ды сло-жи-лась пе-чаль-но. Лю-бов-ни-ки бо-я-лись, что свя-той Иоанн вос-креснет из мерт-вых, а Ирод, ко-гда на-чал про-по-ве-до-вать Иисус Хри-стос, ужас-нул-ся это-му, ска-зав: «это Иоанн Кре-сти-тель; он вос-крес из мерт-вых, и по-то-му чу-де-са де-ла-ют-ся им».

По про-ше-ствии вре-ме-ни по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, Са-ло-мия, пе-ре-хо-дя зи-мой по льду ре-ку Си-ко-рис, про-ва-ли-лась под во-ду и лед сда-вил ее та-ким об-ра-зом, что го-ло-ва на-хо-ди-лась на по-верх-но-сти, а те-ло - в ле-дя-ной во-де. Она тщет-но пы-та-лась вы-брать-ся, но это ей не уда-ва-лось - так про-дол-жа-лось до тех пор, по-ка ост-рые глы-бы не пе-ре-ре-за-ли ее шею. Те-ло Са-ло-мии не на-шли, а го-ло-ву при-нес-ли Иро-ду с Иро-ди-а-дой, по-доб-но то-му, как неко-гда при-нес-ли гла-ву Иоан-на Пред-те-чи. Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи от-ра-зи-лось и на судь-бе са-мо-го Иро-да - в от-мест-ку за бес-че-стие сво-ей до-че-ри, ара-вий-ский царь Аре-фа на-пра-вил свои вой-ска про-тив него. Ирод по-тер-пел по-ра-же-ние и по этой при-чине раз-гне-вал рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Ка-ли-гу-лу. Он был со-слан вме-сте с Иро-ди-а-дой в за-то-че-ние в Гал-лию, а за-тем - в Ис-па-нию.

По-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, его уче-ни-ки по-греб-ли те-ло свя-то-го в Са-ма-рян-ском го-ро-де Се-ва-стии. Свя-тая гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля бы-ла най-де-на и по-гре-бе-на в со-су-де на Еле-он-ской го-ре. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия раз-ви-ва-лись сле-ду-ю-щим об-ра-зом: один по-движ-ник ко-пал ров для ос-но-ва-ния хра-ма, на-шел свя-ты-ню и хра-нил ее у се-бя. А пе-ред сво-ей смер-тью, опа-са-ясь, что свя-ты-ня мо-жет быть по-ру-га-на, скрыл ее в зем-ле в том же са-мом ме-сте, где и об-на-ру-жил.

В 452-м го-ду про-рок ука-зал в ви-де-нии ме-сто со-кры-тия сво-ей гла-вы - и она бы-ла вновь об-ре-те-на, по-сле че-го ее пе-ре-нес-ли в Емес-су, за-тем - в Кон-стан-ти-но-поль. В па-мять это-го уста-нов-лен еще один празд-ник, нераз-рыв-но со-пря-жен-ный с Усек-но-ве-ни-ем гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - об-ре-те-ние его чест-ной гла-вы. Празд-ник пер-во-го и вто-ро-го чу-дес-но-го об-ре-те-ния от-ме-ча-ет-ся Цер-ко-вью 8 мар-та (24 фев-ра-ля ста-ро-го сти-ля).

Во вре-ме-на ико-но-бор-че-ских го-не-ний гла-ва бы-ла вы-ве-зе-на в Ко-ма-ны (Аб-ха-зия), из-вест-ном как ме-сто ссыл-ки и кон-чи-ны свт. Иоан-на Зла-то-уста, и спря-та-на в зем-ле. По-сле вос-ста-нов-ле-ния ико-но-по-чи-та-ния св. пат-ри-ар-ху Иг-на-тию но-чью во вре-мя мо-лит-вы бы-ло ука-за-но ме-сто, где хра-нит-ся чест-ная гла-ва. Та-ким об-ра-зом свя-ты-ня бы-ла об-ре-те-на вновь. Это со-бы-тие празд-ну-ет-ся 7 июня (25 мая) как Тре-тье об-ре-те-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи

День стро-го-го по-ста

Усек-но-ве-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи от-ме-ча-ет-ся 11 сен-тяб-ря (29 ав-гу-ста). Мит-ро-по-лит Су-рож-ский Ан-то-ний в од-ной из про-по-ве-дей так трак-ту-ет тот факт, что Усек-но-ве-ние гла-вы свя-то-го (то есть на-силь-ствен-ное убий-ство) - яв-ля-ет-ся имен-но празд-ни-ком:

«Се-го-дня мы празд-ну-ем день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи… Сло-во "празд-но-вать" мы при-вык-ли по-ни-мать как ра-дость, но оно же зна-чит "оста-вать-ся без де-ла", а без де-ла мож-но оста-вать-ся, по-то-му что за-хлестнет ду-шу ра-дость и уже де-ла нет до обыч-ных дел, а мо-жет это слу-чить-ся по-то-му, что ру-ки опу-сти-лись от го-ря или от ужа-са. И вот та-ков се-го-дняш-ний празд-ник: за что возь-мешь-ся пе-ред ли-цом то-го, о чем мы слы-ша-ли се-го-дня в Еван-ге-лии?»

По-это-му в день Усек-но-ве-ния преду-смот-рен стро-гий пост, во вре-мя ко-то-ро-го не упо-треб-ля-ет-ся в пи-щу мя-со, мо-лоч-ные про-дук-ты, ры-ба. «Не бу-дем мы со-общ-ни-ка-ми чре-во-уго-дия Иро-да», - го-во-рит Ти-пи-кон. Устав по-яс-ня-ет, как пра-виль-но от-но-сить-ся к это-му празд-ни-ку:

«Бу-дем есть мя-со или дру-гую изыс-кан-ную пи-щу? А Кре-сти-тель жил в без-вод-ной и бес-трав-ной пу-стыне — ни хле-ба не ел, ни дру-гой еды не имел. Ви-но пьем? А он не пил ни ви-на, ни дру-го-го пи-тья мир-ско-го. Сто-лом и одром его бы-ла зем-ля, вку-шал он толь-ко ак-ри-ды (струч-ки рож-ко-во-го де-ре-ва, по дру-гим ис-точ-ни-кам — род съе-доб-ной са-ран-чи) и ди-кий мед. Вме-сто ча-ши - при-горш-ни во-ды, те-ку-щей из кам-ня. По-это-му про-ве-дем этот день в по-сте и мо-лит-ве».

Пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи уста-нов-лен, ве-ро-ят-нее все-го, вме-сте с празд-ни-ком, на-ча-ло ко-то-ро-го от-но-сит-ся к пер-вым вре-ме-нам хри-сти-ан-ской Церк-ви. Древ-ность по-ста в этот день под-твер-жда-ет-ся уста-вом иеру-са-лим-ско-го мо-на-сты-ря прп. Сав-вы Освя-щен-но-го. В нем го-во-рит-ся, что пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи «за-ве-щан древни-ми свя-ты-ми от-ца-ми».

Не есть круг-лое - суе-ве-рие

От-но-си-тель-но празд-ни-ка Усек-но-ве-ния гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на су-ще-ству-ет мас-са суе-ве-рий, не име-ю-щих от-но-ше-ния к су-ти по-чи-та-е-мо-го со-бы-тия. На-при-мер, что в этот день нель-зя ста-вить на стол ни-че-го круг-ло-го (ни блюд, ни та-ре-лок), нель-зя есть пи-щу круг-лой фор-мы (то есть - кар-то-фель, лук, яб-ло-ки, ар-бу-зы), ис-поль-зо-вать ру-бя-щие и ре-жу-щие пред-ме-ты. На-при-мер, по бе-ло-рус-ско-му по-ве-рью, свя-зан-но-му с днем Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, в те-че-ние го-да го-ло-ва свя-то-го по-чти при-рас-та-ет об-рат-но, но как толь-ко лю-ди в этот день нач-нут ре-зать хлеб - сно-ва от-па-дет. У юж-ных сла-вян в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи стро-го со-блю-дал-ся за-прет на крас-ные пло-ды и на-пит-ки, так как счи-та-лось, что «это кровь свя-то-го Иоан-на». По-это-му в этот день не ели чер-но-го ви-но-гра-да, по-ми-до-ров и крас-но-го пер-ца.

Ра-зу-ме-ет-ся, эти суе-ве-рия рас-про-стра-ня-лись (и рас-про-стра-ня-ют-ся ино-гда до сих пор) сре-ди лю-дей ма-ло-цер-ков-ных и не име-ют ни-ка-ко-го ос-но-ва-ния в тра-ди-ци-ях Церк-ви от-но-си-тель-но дня празд-но-ва-ния Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи.

Где на-хо-дит-ся гла-ва св. Иоан-на Пред-те-чи

В ми-ре су-ще-ству-ет несколь-ко свя-тынь, непо-сред-ствен-но свя-зан-ных с со-бы-ти-я-ми Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Это ча-сти-цы гла-вы свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля: пе-ред-няя часть гла-вы на-хо-дит-ся в ка-то-ли-че-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в го-ро-де Амье-на (Ита-лия), часть гла-вы хра-нит-ся в Лав-ре свя-ти-те-ля Афа-на-сия Ве-ли-ко-го на Афоне, а гроб-ни-ца про-ро-ка с ча-стью его гла-вы на-хо-дит-ся в ме-че-ти Омай-я-дов в Да-мас-ке. На ме-сте об-ре-те-ния гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля - Еле-он, го-ры Воз-не-се-ния в Иеру-са-ли-ме - на тер-ри-то-рии рус-ско-го Спа-со-Воз-не-сен-ско-го мо-на-сты-ря по-стро-е-на ча-сов-ня в па-мять это-го со-бы-тия, а ме-сто об-ре-те-ния от-ме-че-но углуб-ле-ни-ем в мо-за-ич-ном по-лу.

В Москве ча-сти-цы мо-щей св. Иоан-на Пред-те-чи на-хо-дят-ся в несколь-ких хра-мах. На-при-мер, в Иоан-но-Пред-те-чен-ском жен-ском мо-на-сты-ре и хра-ме Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в Ви-но-гра-до-во.

Под-го-то-вил: Дмит-рий Бо-ри-сов

29 августа/11 сентября Православная Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В память об этом событии в этот день установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он - больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.

В 15-й год правления кесаря Тиверия (29 год по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они - сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3-5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29).

После крещения Господня, святой Иоанн Креститель был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Пророк Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, оставив свою законную жену, дочь аравийского царя Арефы, женился на жене своего брата Филиппа Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. В темнице Иоанн Предтеча провел около года.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Дочь Иродиады Саломия плясала во время пира перед гостями и угодила Ироду и возлежащим с ним гостям. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Саломия по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, т.к. боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но ему не хотелось при гостях изменить своему неосторожному слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну и отдать Саломии.

Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.


После усекновения главы Иоанна тело его тайно в ту же ночь было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада боялась, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Она исколола язык Пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.


Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7-12).

По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом ).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом ) . Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

ИОАНН ПРЕДТЕЧА - АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ


Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка - Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти . Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту - он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ПРЕДТЕЧА И В АДУ

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.


Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О ПРАЗДНИКЕ

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель - напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Вокруг праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий , не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, утверждается, что в этот день нельзя резать ничего круглого, что якобы напоминает собой голову - арбузы, круглые фрукты и овощи (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу округлой формы (то есть - картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все вышеперечисленные «запреты» - не более чем народные суеверия, сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.

Православная вера и суеверие - несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие - зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому пророку Иоанну Предтечи
К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь.

Тропарь, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.