Во сколько крестился. Когда лучше всего крестить малыша? Когда лучше крестить малыша

После рождения ребенка родители задумываются о проведении крестин. Понятно, что к этому обряду необходимо готовиться заранее, поскольку существует много нюансов. Обо всем можно узнать у знакомых, уже крестивших свое чадо или в церкви у священника. И мы постараемся быть вам полезными и предоставить нужную информацию о том, как правильно крестить ребёнка, когда лучше это делать и что необходимо приготовить для данного ритуала.

Крещение является одним из важных событий в жизни православного человека. Дело в том, что благодаря этому таинству происходит присоединение к вере Христа, устанавливается связь между человеком и Богом. Кроме того, крещение означает очищение от первородного греха. В ходе обряда ребенка нарекают христианским именем одного из святых. Так у крещенного появляется ангел-хранитель, который будет защищать от невидомых темных сил и направлять на истинный путь.

Во сколько крестят ребенка?

«Можно ли крестить ребенка сразу после рождения?» - этот вопрос очень часто волнует молодых родителей. По церковным канонам проводить обряд крещения можно на 8 день от рождения, если ребенок слаб и сильно болеет. Но мать не сможет присутствовать на нем, поскольку она считается «нечистой». По истечении 40 дней от дня рождения матери читается специальная очистительная молитва – Молитва сорокового дня. Только после этого мама может присутствовать на важном обряде. Но если новорожденный слаб или болезнен, крещение проводят и в первые дни после рождения.

В какие дни крестят? Можно ли крестить ребенка во время поста?

Обряд крещения может проводиться в любой день – обычный, постный или праздничный.

Иногда необходимо решить, где крестить ребенка. Ваш выбор может пасть на любую церковь, но если вы являетесь прихожанином определенного храма, крестите малыша в нем. Изредка проходят крестины на дому – если ребенок серьезно болен.

Как выбрать крестных родителей?

Это не должны быть случайные и малознакомые люди, ведь крестные станут духовными наставниками вашего ребенка и будут принимать в его жизни активное участие, поскольку дадут за крестника обещание вести христианский образ жизни. Учтите, что будущие крестные должны быть сами покрещеные, не помолвленные между собой или не состоящие в браке.

Иногда родители не находят достойных «кандидатур» для крестных и интересуются, можно ли крестить без крестных. К сожалению, это невозможно, поскольку у малыша нет собственной веры, и именно крестные являются его восприемником. Достаточно будет одного крестного: крестной матери для девочки и крестного отца для мальчика.

Что приготовить для крестин?

Заранее или в церковной лавке можно приобрести свечи, полотенце. Важно обдумать, в какой одежде будут крестить ребенка крестные родители. Это должны быть новые чепчик и белая рубашка. Ее можно украсить кружевами или вышивкой. Нательный крест, цепочку и иконку традиционно дарят крестные.

Обряд

Вначале обряда крестные троекратно отрекаются за ребенка от сатаны и всех его деяний, затем трижды подтверждают желание сочетаться с Христом. Потом крестными произносится молитва «Символ Веры». После освещения воды в купели, священник помазует младенца елеем (уши, лоб, грудь, кисти рук, стопы ног). Ребенка раздевают и подносят к купели. Священник окунет ребенка в купель три раза или окропит его святой водой. После этого ребенка отдают восприемнику, который принимает его с полотенцем в руках (девочку – крестная, мальчика – крестный). На малыша надевают крестильную рубаху и крест, совершается миропомазание. Затем крещеный ребенок с крестными обходят купель вокруг три раза. Далее священник омывает миро и состригает волос у крещенного ребенка и причащает его. Мальчика заносят в алтарь. Детей обоих полов прикладывают к иконам Спасителя и Божьей матери. Одежда, в которой ребенка крестили, сохраняется, поскольку может служить защитой во время болезни.

Ваш малыш родился, он находится дома, немного привык к обстановке и даже научился улыбаться… Но теперь возникает следующий вопрос: когда можно крестить новорожденного? Через сколько дней крестят новорожденного ребенка?

С одной стороны, малыш еще такой слабенький, а с другой - родственники настаивают, чтобы его покрестили как можно быстрее, мол, так у него будет защита. Третьи, отвечая на вопрос, когда крестить новорожденного, приводят доводы, что лучше крестить его попозже, чтобы простились совершенные им грехи.

Когда же крестить новорожденного, на какой день уже можно?

На какой день крестят новорожденного ребенка? В Древней Церкви еще до появления христианства новорожденного приносили в храм на восьмой день, совершали обрезание и нарекали имя ребенку. И сейчас в Православной Церкви существует традиция совершать не раньше восьмого дня.

Когда лучше крестить новорожденного, если он болен?

Когда лучше крестить новорожденного, если он болен? Если новорожденный малыш болен, то его стараются окрестить как можно скорее. С одной стороны, это связано с опасениями, что малыш может умереть некрещеным и мама не сможет за него молиться в Церкви. С другой стороны, не стоит думать, что, если вы решили крестить новорожденного рано, значит, думаете, что он умрет. Наоборот, если малыша окрестить, то можно за него молиться и совершать поминовение на проскомидии во время Литургии, можно его причастить, а это укрепит его и духовно, и телесно.

Когда можно крестить новорожденного?

В Православной Церкви существует также обычай крестить ребенка на сороковой день. После рождения ребенка, мама 40 дней проходит период очищения, находится в нечистоте, поэтому присутствовать на крещении своего ребенка не сможет. А на сороковой день, после прочтения «молитвы о жене-родильнице после 40 дней», мама сможет присутствовать на одном из важнейших событий в жизни малыша, купить крестильный набор для девочки или крестильный набор для мальчика. К тому же, новорожденный уже окрепнет и над ним легче будет совершить священнодействия, чем над совсем маленьким.

Когда надо крестить новорожденного, чтобы он получил защиту? Слишком рано совершать Крещение над ребенком не стоит, и не нужно бояться, что ему тогда не будет защиты. В Православной Церкви, пока ребенок только родился, на богослужении молятся о маме «со чадом», так что ни ребенок, ни мама не лишены Божией помощи.

Когда можно крестить новорожденного, если не получилось покрестить его до сорока дней или в сороковой день? Бывает, что мама еще не успела подготовиться к крещению или малыш еще недостаточно окреп, не нашли крестных родителей или крестные не могут приехать на крестины в намеченное время. Тогда совершение Крещения откладывается, но, вместе с тем, откладывается и участие малыша в церковной жизни, и причащение. Во сколько крестят новорожденного в таком случае? Лучше уладить все обстоятельства и не затягивать крещение, ведь важнее не то, чтобы был богатый стол, чтобы угодить всем родным, а то, чтобы малыш смог скорее стать членом Церкви и участвовать в таинствах. Постарайтесь подобрать день, удобный для всех, но главное, - постарайтесь, чтобы день, когда нужно крестить новорожденного, запомнился вам и малышу на всю жизнь.

Сделаем выводы: то, в каком возрасте крестят новорожденных, решает не Церковь, а, в первую очередь, родители детей. Главное - с должным вниманием отнестись к этому важному событию в жизни ребенка и не сильно его затягивать.

К крещению в христианстве относятся очень серьезно. Считается, что после этого обряда человек рождается вновь. Другими словами, так происходит духовное появление на свет. В какие дни крестят детей в церкви? В нашей статье вы можете найти ответ на этот вопрос. При этом мы рассмотрим другие важные особенности обряда. Сейчас более подробно поговорим о данном таинстве.

Крещение

Как и когда крестить ребенка? В какие дни можно провести таинство? В основном принято проводить обряд с новорождёнными малышами или младенцами возрастом до одного года. Таинство осуществляется в установленные церковью дни. Но бывает и такое, что на крещение приходят совершенно взрослые люди. Это происходит из-за того, что еще во времена Советского Союза запрещалось крестить детей и вообще посещать церковь. Но есть и такие, которые решили сменить свою веру и податься в христианство.

При крещении должны присутствовать будущие духовные родители. Их выбирают мать и отец ребенка или же сам крещеный, если речь идет о совершенно взрослом человеке. Духовные родители будут наставниками своего крестника. Они должны оберегать его так же, как это будут делать родные родители. А в случае преждевременной гибели мамы и папы или же другой причины, по которой ребенок остается сиротой, духовные отец и мать должны будут взять воспитание крестника в свои руки.

Одежда для таинства

Для обряда крещения необходимо специальное одеяние. Это может быть рубашка из хлопчатобумажной ткани, которую должна купить будущая крестная мама ребенка. Еще необходима белая пеленка, полотенце или, как называют в народе, крыжма, для того чтобы завернуть или обтереть крещеного. Принести это также должна будущая духовная наставница.

Крестный отец должен приобрести в церкви нательный крестик, которым как раз и будут проводить обряд. Для малыша желательно, чтобы он был на ленточке или веревочке, в целях безопасности. Если крестик был куплен не в храме, перед обрядом его обязательно необходимо освятить. Помните, что если крещение проходит в православной церкви, католический крестик для того обряда не подойдет. Отличить их очень легко.

Кто должен быть на обряде?

Перед тем как рассказать о том, в какие дни крестят детей в церкви, необходимо поговорить о присутствующих на обряде. Крещение издавна считается таинством. Поэтому присутствовать на нем могут только святой отец, ребенок и будущие крестные родители. Но на сегодняшний день этого правила никто не придерживается. Поэтому на крещение ребенка приглашают чуть ли не всех родственников и даже заказывают фотографа, чтобы запечатлеть это событие на камеру. Но некоторые батюшки все же этого новшества не одобряют.

Также желательно, перед тем как крестить ребенка, духовным родителем походить на семинары в церковь, где будет рассказываться о возлагаемой на них ответственности и о том, как правильно себя вести во время самого обряда. Но опять-таки, сегодня и это правило никто не соблюдает. И появляются будущие наставники только в день проведения обряда, где за несколько минут до его начала батюшка рассказывает, что им надо будет делать.

Когда начинается обряд, ребенка на руках в церковь вносят родители. Потом его они передают одному из крестных родителей. Мальчика должна держать девушка, а девочку - мужчина. Когда начинается обряд, в храме должна быть полная тишина, только батюшка читает молитвы. Их должны повторять оба родителя. Этими молитвами они дважды отрекаются от дьявола. После батюшка забирает ребенка и читает над ним молитвы миропомазанья. Потом происходит процесс остригания. Не важно кто это - мальчик или девочка. Священник на голове ребенка выстригает крестик. Данный обряд символизирует покорность Господу и своего рода жертвоприношение. Если крестится мальчик, то его на руках батюшка подносит к алтарю. Если же девочка, то ее святой отец прислоняет к иконе Божией Матери. После этих обрядов ребенок возвращается духовным родителям, но уже наоборот.

Возраст

В какие дни крестят детей в церкви, в каком возрасте? Как мы уже выяснили в этой статье ранее, таинство может проходить любой человек. При этом возраст не имеет значения. Обряд может пройти даже тот, кому больше восемнадцати.

Но все же лучше это делать как можно ранее. Считается, что после крещения дитя его душой не сможет завладеть дьявол и наставить на путь не истинный. Чем раньше провести таинство, тем спокойнее малыш будет спать, меньше болеть. Многие родители задаются вопросом о том, можно ли крестить дитя, если они сами не крещеные. Конечно можно и нужно. И даже родители сами могут креститься, если возникнет такое желание.

Если же человек решил креститься в зрелом возрасте, то перед этим он должен пройти катехизацию и снять с себя таким образом первородный грех.

Дни проведения обряда в храме

Когда лучше проводить таинство? По каким дням крестят детей в церкви? Считается, что лучше всего проводить обряд с ребенком на сороковой день от его рождения. Это совершенно никак не связано с малышом. Просто если ему жизненно необходимо, чтобы с ним на обряде присутствовала его мама, то должно пройти сорок дней, прежде чем женщине можно будет войти в храм. После родов девушка в течение этого периода считается грязной, поэтому необходимо подождать, пока ее организм очистится.

По истечении положенного срока над женщиной батюшка читает молитву очищения, после которой она может заходить в храм. Но бывает и такое, что ребенка надо срочно окрестить. Связано это может быть в основном с болезнью малыша. Тогда маме запрещено присутствовать на обряде. Самым оптимальным возрастом для крещения малыша считается до полугода.

Что касается религии, то совершенно не имеет значения, в какие дни крестят детей в церкви. Но в каждом храме есть свое расписание и время, которое отводится для проведения обряда. Поэтому, перед тем как крестить малыша, родителям необходимо предварительно пойти в церковь, в которой будет проводиться таинство, и договорится о времени и дне с батюшкой.

Так в какой день недели можно крестить ребенка? Как мы уже выяснили ранее, можно обряд в любой день недели проводить, вне зависимости от того, выходной это или будний.

Где и в какие дни можно крестить ребенка?

Детей разрешается крестить не только в храме или церкви. Можно проводить обряд на дому или в любом другом месте, выбранном родителями. Для это необходимо пригласить батюшку и заранее приобрести все необходимое. В какой день крестить ребенка дома, также не имеет значения, как если бы вы это делали в храме. Тут главное - договориться со святым отцом, который будет проводить обряд. Он назначит время и день, когда сможет приехать в назначенное вами место.

Празднование

Мы выяснили, в какой день недели крестят детей и как проводить обряд. Теперь рассмотрим, как лучше отпраздновать данное событие.

После обряда обычно все приглашенные отправляются в дом малыша. Именно там начинают праздновать. Родители накрывают щедрый стол с угощениями. Согласно старым обычаям, считается, что на нем обязательно должно быть печенье и пироги. Но как бы ни проводилось празднование этого тайного обряда, главное, чтобы малыш рос крепким и здоровым.

Стать крестными родителями – значит принять на себя огромную ответственность по отношению к ребенку родственников или друзей. Ведь именно крестные заменяют детям семью, если с родными родителями что-то случится. Они опекают их, помогают им в повседневной жизни. Со скольки лет можно быть крестным?

Особые требования к крестному отцу

Крестные – это не те люди, которые поздравляют на крестины и пару раз в год дарят подарки. Настоящие крестные радеют за духовное развитие ребенка, поэтому сами должны быть крещенными и . Чтобы стать крестным отцом, необходимо:

Таким крестный родитель должен быть при идеальных условиях. Но поскольку все мы простые люди со своими страстями и стремлениями, то некоторые из этих пунктов не выполняются нами вовсе.

Крестный не должен вмешиваться в воспитание крестника или крестницы, но помогать воспитывать своих духовных детей необходимо. Также крестный может быть один, но для мальчика это должен быть крещеный мужчина, а для девочки – крещеная женщина.

Теперь вы знаете, со скольки лет можно быть крестным. Но какие обязанности возлагаются на юношу или мужчину при таком почетном звании?

Крестный отец – первый помощник ребенку после его родного отца. Он также помогает семье крестного чада, если там начались какие-либо проблемы. Быть крестными – колоссальный груз ответственности. Раньше на Руси, если с родными родителями случалась беда, крестные принимали ребенка в свою семью. Сегодня все обстоит немного иначе.

Крестный должен часто общаться с ребенком. По желанию дарить подарки. Присутствовать на самых важных светских мероприятиях, которые будут значимы для ребенка.

Но самое главное заключается в том, что крестный должен укреплять веру в Бога в сердце ребенка. Он сам обязан быть примером для подражания. И этот пример должен быть положительным.

Если крестный отец сначала был достойным человеком, а затем по каким-либо причинам стал опускаться и деградировать, а также жить во грехе, то семья маленького или взрослого крестника должна молиться за него. И помогать ему по мере сил так, как если бы он сам помогал крестнику.

Все суждения о том, что неженатому юноше нельзя быть крестным, иначе своих детей не будет, являются с точки зрения православной церкви суеверием.

Если невозможно выбрать крестного из ближайшего окружения, тогда им становится кто-то из родственников мужского пола. Здесь существует один запрет: венчанные супруги не могут быть крестными у одного ребенка.

Институт крестных родителей сегодня возрождается вновь, а ведь был период, когда он был чистой формальностью. Решение быть или не быть крестным, конечно, принимает сам человек, но как бы он ни решил, должен помнить, что за все придется держать ответ перед Господом.

Зачем нужен крестный восприемник?

Восприемниками в церкви называют крестных родителей. Чем больше у ребенка восприемников, тем лучше, хотя бывает достаточно и одного глубоко духовного человека.

Крестный как бы является определенной «страховкой» того, что кто-либо из близких будет заниматься духовным становлением ребенка. Если этого не делают родители, то тогда данная почетная обязанность возлагается на крестного. Еще крестный является свидетелем таинства крещения.

Так со скольки лет можно быть крестным? Синодом установлен определенный возраст, но лучше всего это делать тогда, когда уже произошло личное воцерквление. Осознанный подход к крещения помогает человеку стать богаче душой, развивает его духовно. Поэтому если вокруг ребенка нет достойных людей на роль крестного отца, то лучше крестить вообще без крестного, чем брать на его роль первого попавшегося человека.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Баптистерий V века. Северная Африка

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.


Крещение императора Константина (IV век). Фреска капеллы Сан-Сильвестро (XIII век) в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати.
Миланским эдиктом (313) провозгласив свободу вероисповедания в империи, Константин также принял ряд актов, в результате которых христианство стало обретать статус государственной религии Византии

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. ...Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом... пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ...пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Крещение Николая Чудотворца. Клеймо житийной иконы. XVI век.
Николай Чудотворец и Константин Великий были современниками, однако император крестился перед смертью, а святого Николая крестили во младенчестве — более редкий случай в IV веке, когда шли споры о том, надо ли крестить младенцев или ждать, пока человек придет в сознательный возраст и сам примет решение

Можно ли сегодня использовать огласительную практику Древней Церкви?

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.