Икона вознесение христа. Официальный дневник милы ловы

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня .

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением юного безбородого Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая словно «втягивает» Спасителя на небо. Движение Христа достаточно порывисто: левая нога согнута, а правая далеко отставлена назад. Под ступенчатой горкой, по которой восходит Иисус, изображены фигуры двух людей, павших ниц. Описанная композиция по-разному трактовалась исследователями. Известнейший ученый-византинист Н.П. Кондаков считал, что она показывает не Вознесение, как это утверждал Н.В. Покровский, а сам момент Воскресения Христа . Фигуры у подножия горы он понимал как изображения двух поверженных римских стражей, а не учеников Господа, так как последних должно было быть двенадцать. Стоит, однако, отметить, что в христианском искусстве изображение самого главного момента Евангельской истории – момента Воскресения – отсутствует, его не описывают святые евангелисты и о нем не говорят церковные песнопения. В свою очередь Н.В. Покровский убедительно трактовал изображенное на плакетке Вознесение как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33) . В средневековом искусстве западнохристианского мира подобные изображения Вознесения встречаются достаточно часто, что, вероятно, связано еще и с тем, что на латыни слова «вознесение» и «восхождение» обозначаются одним словом – ascensus. Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V век). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына ничего не сообщается у евангелистов, однако Ее образ будет отныне центральным во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Это несоответствие исторической действительности не смущало художников, так как они создавали прежде всего символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам. В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в центре Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух ангелов в белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего правую группу апостолов, показана в жесте речи, тогда как ангел, изображенный слева, указывает на возносящегося во славе Христа. Это является прямой иллюстрацией текста Деяний святых апостолов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1: 10–11). Эсхатологический смысл композиции подчеркивается и изображением под славой Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез. 1: 4–25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7–8).

На одной из паломнических ампул, хранящихся в сокровищнице собора в Монце (VI–VII вв.), Христос, возносимый ангелами, представлен сидящим на престоле, тогда как в рассмотренных выше памятниках Он был изображен стоящим. В более позднее время Спаситель чаще всего показан сидящим на радуге.


В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху располагалось в своде купола. Профессор Д.В. Айналов считал, что древнейший образ праздника в интерьере храма находился в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной христолюбивым императором Константином Великим . Документально зафиксированный древнейший образ Вознесения находился в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году. Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческую эпоху. В мозаиках и росписях византийских церквей IX–XI веков сцена Вознесения, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалось для купольной декорации. Она удовлетворяла не только формальным условиям средневизантийского декора (верхняя часть храма – небесная зона), но и имела естественный центр – образ возносящегося Господа в медальоне, вокруг которого, по замечательному сравнению О. Демуса, подобно спицам колеса, располагались ангелы. Их сложные позы создавали впечатление ритмичного движения, почти танца . Всегда четное число ангелов могло быть различным: в Вознесении из церкви Святой Софии в Охриде (середина IX века) сферу со Спасителем возносят четыре ангела, в других памятниках их может быть шесть или даже восемь.

К древней, но более редкой традиции относится и размещение Вознесения в конхе алтарной апсиды, древнейший пример чему можно видеть в ротонде святого Георгия в Фессалониках (конец IX в.) .

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языци восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», – прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле .

В русских высоких иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века (праздничный чин 1340–1341 гг. иконостаса церкви Святой Софии в Новгороде). Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в голубой славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлено фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками ладонями к зрителю. Апостолы изображаются в различных положениях, подчас довольно экспрессивных. На тверской иконе середины XV века из Государственной Третьяковской галереи ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами, как, например, на иконе-таблетке конца XV века из Новгородского Софийского собора. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
Если рассматривать варианты изображения ангелов, то примечательной является икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 г.). Ангелы, стоящие по сторонам Богоматери в нижней части иконы, показаны с опущенными руками и в темных одеждах, в отличие от всех приведенных выше примеров. Ангелы же, несущие славу, не парят по сторонам от нее так, что видны их летящие фигуры целиком, а изображены словно прижавшимися к мандорле с согнутыми в коленях ногами, уходящими за ее края. Их лики показаны не в профиль, а почти фронтально.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа на горках под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Это напрямую отсылало молящихся к реликвии, хранящейся в часовне на месте Вознесения – Елеонской горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «И сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 7) и «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум 1: 15). Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (ныне в Новгородском музее) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (Государственный Русский музей). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (Государственный Русский музей) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (см.: Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

,
иконописец Юрий Кузнецов

В Евангелии от святого Иоанна Христос сказал ученикам на прощальной беседе: «В дома Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: ″Я иду приготовить место вам″. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» (Иоан. 4; 2–4). В этих Его словах – предвестие будущего воскрешения и вознесения, которое последовало через сорок дней.

Сорок дней Он был с ними, беседуя и уча, как дальше созидать им новую Церковь, как им уже самим распространять Христову веру, при этом ел с ними, чтобы они уверились совершенно, что Он вернулся к ним по воскресении Его. Так Господь готовил их к апостольскому служению, чтобы, получив в Пятидесятницу Святого Духа, они могли выйти на путь апостольского служения. Но сам Он уже не неотлучно находился с ними, а лишь являлся время от времени.

Сорок дней – это особое число в священной истории человечества, по закону Моисееву на сороковой день после рождения младенцы мужского пола должны были быть принесены в храм родителями, чтобы представить их Богу. Так и Господь, будто рожденный вновь в Светлое Его Воскресение, на сороковой день по Пасхе взошел в Небесный храм Отца Своего как Сын Божий. Он продолжил Закон, тем самым указав дальнейший путь всем, кто последует за ним в земной жизни.

И вот на сороковой день Господь в последний раз в земной Своей жизни явился ученикам, когда они и Его Пречистая Матерь находились в Иерусалиме по данному Им повелению. Он вновь беседовал с ними и вновь сказал, чтобы никуда они не уходили из Иерусалима, пока не получат Утешителя. Вот тут кроется ответ на вопрос, отчего в первые годы христианства все ждали второго Христова пришествия вот-вот, совсем скоро – ученики Его все-таки тогда не избавились в достаточной мере от уверенности в том, что Он говорил им не о земном царствии, а об ином – Божием, и потому спросили Его: «Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево?» А Он, не желая пока до конца открывать им то, что словами земными невозможно сказать, ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних стран земли» (Деян. 1, 6–8).

Когда все вместе они вышли к Вифании, к Масличной – Елеонской горе, Он взошел на самую вершину ее и простер руки в благословении над всеми, и, благословляя, стал подниматься ввысь. Там, над вершиной, парило белое легкое облако и вскоре скрыло его из глаз всех, кто с трепетом наблюдал за Его вознесением: «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1; 9). Так они стояли и смотрели ему вслед, печалились опять о том, что вновь разлучились с любимым Учителем, однако в памяти хранили Его слова: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

Они бы так, наверное, долго еще стояли, но тут перед ними возникли два ангела в светлых одеждах и произнесли: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо» (Деян. 1; 8–14). И ученики вернулись домой, обнадеженные и Господом, и ангелами, славя Спасителя, и ожидавшие всего прочего, о чем Он заповедал им дожидаться.

История празднования

В Четвероевангелии наиболее подробно описано событие вознесения у евангелистов Марка и Луки и в первой главе Деяний апостолов. Празднование Вознесения Господня началось уже в I веке от Рождества Христова, о чем записано в Апостольских постановлениях, ведь ученики были свидетелями этого великого события.

Песнопения к празднику были написаны такими замечательными творцами многих молитв и других богослужебных произведений, как святой Иоанн Дамаскин и преподобный Иосиф Песнописец – им принадлежат каноны к празднику, которые датируются VII веком. Кондак и икос – сочинение Романа Сладкопевца, оно относится по времени создания примерно к V веку.

Повсеместное празднование Вознесения как самостоятельного праздника началось только в IV веке, когда после победы равноапостольного царя Константина Великого над языческим Римом христиане получили достаточно свобод, чтобы, не таясь, исповедовать Христову веру. До этого времени Вознесение праздновали вместе с праздником Сошествия Святого Духа, то есть в Пятидесятницу, то есть не на сороковой, а на пятидесятый день после Пасхи.

Тогда же в IV веке равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, по велению своего царственного сына отправилась в Иерусалим и разыскала и путь, которым шел на Голгофу Христос, и место Его распятия, и сам Крест Животворящий, на котором был распят Господь, и место Его вознесения. Святая царица воздвигла храм над тем местом, где остался отпечаток Его стопы, теперь там стоит величественный cобор Вознесения Господня.

Значение иконы

О вознесении Его свидетельствовали такие Святые Отцы древности, как Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Толкование Иоанна Златоуста к этому явлению, которое возвышает человека до его истинного масштаба, к которому он должен стремиться, чтобы быть достойным себя самого, сотворенного по образу Божию и подобию, удивительно, трогательно и полно Божественного величия одновременно: «Ныне – в день Вознесения, род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем Царство Небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем Престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима».

«… И естество человеческое… вознесено теперь превыше всякаго херувима». Вот где величие, вот конечная точка прибытия человечества, за которой начинается Вечность с Ним. Это наследие – истинный дом людей, здесь же, на земле, мы только учимся быть такими, чтобы там, у Престола Божия мы смогли существовать, не погибнув. Чтобы быть ТАМ, жить естественно в условиях Царствия Божия, надо обладать определенными качествами, иначе нам просто не удержаться, не вынести той чистоты, того Света Фаворского, который высветит каждую тень, каждый темный уголок души, представшей перед Богом. Все темное будет уничтожено этим Светом, Духом Святым, и в душах останется только Истина и Красота, достойные пребывания при Нем одесную Его…

Так завершилось земное служение Сына Божия. Он указал нам путь, Он открыл нам двери, о которых говорили ветхозаветные пророки, связав мир здешний с миром горним. Это такая драгоценность, что если ее осознать – то становится ясно, что с радостью к человеку пришла и огромная ответственность перед Богом, прежде всего, за себя самого. Если уж Бог готов был стать человеком, чтобы спасти всех, то как нам, получившим возможность обожения, пренебречь ею! Да, Царство Божие силою дается, но Господь никогда не оставляет без помощи тех, кто стремится быть с Ним и здесь и ТАМ, куда Он зовет за Собою всех в Царство Отца, которое люди когда-то оставили. Теперь Сын Божий вознесением Своим открыл путь, по которому мы можем вернуться под кров Отчий, и звучат на праздничном светлом богослужении слова, обращенные к Спасителю: «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче».

Чудотворные слова: икона вознесение господне и молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Вознесение Господне

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию, и пребывали в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 50-53)

Икона Вознесение Господне – икона праздничного чина. Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи). Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.

О своем Вознесении Иисус прежде не раз говорил апостолам: «Восхожу ко Отцу Моему», но они не понимали этих слов, пока не увидели, что слова его сбылись.

После Вознесения апостолы вернулись в Иерусалим с великой радостью – теперь они знали, что у них есть Господь, с которым их уже ничто больше не может разлучить. «Ибо я уверен, – говорит Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).

Воскресение Христа убедило апостолов в истинности Его учения, в Божественности Его происхождения, ибо воскреснуть из мертвых и вознестись мог только Бог воплощенный, без Бога никакие чудеса истинные невозможны. И это было не восхождение умом, в мечтах или призрачно, а действительное вознесение в собственном (земном) теле. Христианский смысл жизни, заключающийся в приобретении ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для бесконечной жизни в Боге (иначе говоря, в спасение), открывается в событиях Воскресения Иисуса Христа. Эти истины отражены в Символе веры – основе христианского вероучения: «Ожидаю воскресения мертвых»; «И жизни будущего века».

Когда совершается празднование

Праздник Вознесение Господне совершается на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи), поэтому всегда приходится на четверг. Дата празднования передвигается в пределах мая - начала июня.

Как молиться перед иконой

Молитва Вознесению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

Акафист Вознесению Господню

Возбранный Воеводо, Творче неба и земли! Победителю смерти похвальное приносим пение, яко по пресветлом Твоем из мертвых Воскресении на небеса со славою вознеслся еси и с пречистою плотию Твоею одесную Бога и Отца возсел еси, да и наше падшее естество совознесеши с Собою, и от грехов и от вечныя смерти свободиши на веки. Мы же Божественное Твое Вознесение празднующе со ученики Твоими от души Тебе вопием: Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Архангелов и Ангелов лики сопредсташа Тебе, Царю всех, на Елеонстей горе, со страхом видевше Тя на высоту небесную вземлема с плотию, и прославляху величие человеколюбия Твоего, поюще Тебе тако: Иисусе, Царю Славы, взыди на небеса в воскликновении во гласе трубне. Иисусе, Господи Сил, взыди на херувимы и возлети на крилу ветреню. Иисусе, Превечный Боже, даждь гласу Своему глас силы, да трепетна будет ныне вся земля. Иисусе, Превышний Свете, яви Силу Твою на облацех, и огнь от Лица Твоего да воспламенится. Иисусе, Искупителю твари, уготови на небесех Престол Твой и Царствию Твоему да не будет конца. Иисусе, Творче небу и земли, седи одесную Отца Твоего, да будет Бог всяческая во всех. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Видевше Апостоли Тя из мертвых возставша, Владыко Господи, егда во днех четыредесятих являл еси Себе им, глаголюще о тайнах Царствия Божия, и восприявше от Тебе заповедь от Иерусалима не отлучатися, но чаяти обетования Отча, дондеже облекутся силою свыше, сошедшеся, пребываху единодушно вкупе на молитве поюще Тебе едиными усты и единым сердцем: Аллилуиа.

Разум Божественного смотрения открывая, Всеблагий Иисусе, извел еси ученики Твоя вон до Вифании, и возвед их на гору Елеонскую, начат к великому Твоего Вознесения на небо таинству готовити, глаголюще: Приближися, о друзи Мои, восхождения время, шедше убо научите вся языки слову, еже слышасте от гласа Моего, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тии же, еще земная мудрствующе, вопрошаху, не в сие ли лето устроиши Царствие Израилево. Обаче Ты рекл еси им: “несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти”, да выну готови будут ко сретению Своего Жениха Небеснаго, вопиюще: Иисусе, Пастырю Добрый, не разлучайся никогдаже от нас, но пребуди с нами неотступно. Иисусе, Учителю Благий, Святаго Утешителя Духа ниспосли нам, да пребудет с нами неизменно. Иисусе, Просветителю наш, просвети души наши Твоим к Небесному Отцу Вознесением. Иисусе, Спасителю наш, спаси нас от малодушия и бури Твоим заступлением. Иисусе, Наставниче наш, словом уст Твоих настави нас на Твое служение. Иисусе, Помощниче наш, Духом Твоим Святым воспомяни нам Твое Откровение. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Силою свыше Апостолы облещи хотяй, Иисусе, егда на горе Елеонстей обетовал еси им Духа Святаго сошествие. Ты повелел еси им, да свидетелие Твои будут во Иерусалиме и во всей Иудеи, и даже до последних земли, глаголюще: Приидите и внидите враты Моими, уготовите путь Мой и путь творите людем Моим и камения от пути размещите, вознесите знамение на языки, да вси вернии воспоют с вами: Аллилуиа.

Имея бездну милосердия, Сладчайший Иисусе, ученики Твоя и жены Тебе последствовавшия и наипаче Рождшую Тя Матерь Твою радости безчисленныя исполнил еси во Твое Вознесение, егда уже отступив от них, распростерл еси руце Твои и благословил еси, глаголюще: “Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”, тии же, страхом исполнени, прославляху Твое милостивное снисхождение, глаголюще: Иисусе, милости Подателю, помиловати род человеческий на Елеон пришедый. Иисусе, скорбных Увеселителю, сущия с Тобою други Твоя утешити восхотевый. Иисусе, Надеждо безнадеждных, Твоим благословением при отшествии на небо нас от уныния сохранивый. Иисусе, Прибежище безприютных, Твоим Вознесением восход к Отцу Небесному и нам даровавый. Иисусе, Утешителю Благий, Утешителя Иного от Отца послати нам обещавый. Иисусе, Пастырю овцам Великий, Твоему верному стаду разсеятися не благоволивый. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Бурю внутрь недоумения и печали многия имуще, Апостоли рыданием слез исполнишася, егда увидеша Тя, Христе, на облацех возносима и плачуще глаголаху: Владыко, како ныне оставляеши рабы Твоя, их же за милосердие Твое возлюбил еси, камо идеши, руками содержай концы? Мы же оставивше вся, Тебе Богу последовахом, радующеся, во веки с Тобою надежду имуще быти. Не остави нас сирых, якоже обещался еси, не разлучися от нас, Пастырю наш Добрый, но посли нам Пресвятаго Духа Твоего, наставляюща, просвещающа и освящающа души наша, да благодарственно воспоем Тебе: Аллилуиа.

Слыша рыдания ученик Твоих, Владыко Господи, о разлучении скорбящих, Ты совершеннейшее благословение преподал еси другом Твоим, глаголюше: не плачите возлюбленнии, и сетование все отрините, полезно вам есть, да Аз иду ко Отцу Моему, аще бо не иду, Утешитель не приидет. Вас ради с небесе снидох и вас ради паки восхожду на небо уготовати место вам, не оставлю бо овец Моих, яже собрах, не забуду, ихже возлюбих. Тии же Божественными словесы сими утешени бывше, со умилением возопиша Тебе: Иисусе Всеблагий, печаль и слезы наши на радость преложивый, не лиши нас и вечныя радости во Царствии Твоем. Иисусе Всещедрый, радостию исполнивый нас во Твоем Вознесении, сохрани дух наш в присном радовании и во странствии земном. Иисусе, якоже кокошь собравый птенцы своя, не попусти нам по стогнам мира сего разлучитися. Иисусе, союзом любве нас на Вечери связавый, не даждь нам по действу сатанину, яко пшенице разсеятися. Иисусе, мир Твой нам в наследие оставивый, соблюди нас в единомыслии и любви Твоей. Иисусе, обители мнози в раи устроивый, уготови место нам в Небесной Обители Твоей. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Боготечный облак пресветел зело подъят Тя, Жизнодавче Господи, учеником зрящим, егда отступив от них, благословил еси, и тако со славою многою, яко на крылех херувимских носимый, предивный восход Твой ко Отцу Твоему совершил еси на небо, еже прежде непроходимо бысть от духов злобы поднебесных и от князей власти воздушныя, ныне же внутрь Тебе прият, да от всей твари видимыя и невидимыя услышиши Ангельскую песнь: Аллилуиа.

Видевше преславное Твое с плотию на небеса Восхождение, Царю твари, чини Ангельския, долу сущия, ужасшеся, глаголаху силам горнейшим: Возмите врата вечная, яко грядет Царь Славы, отверзитеся небеса и вы небеса небес, восприимите Господа сил и поклонитеся Ему, вопиюще: Иисусе, Славы Отчия сияние, просвети нас светом Лица Твоего. Иисусе, горних умов облистание, облистай нас в невечернем дни Царствия Твоего. Иисусе, пришедый яве во огни и буре зельней, умное Твое небо свыше призови. Иисусе, Велий и Хвальный зело в горе Твоей Святей, правду Твою в небесех возвести. Иисусе, возвеличивый до небес милость Твою, яви славу Твою по всей земли. Иисусе, возшедый на небо небеси на востоке, во век Слово Твое да пребудет на небеси. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Проповедницы Божественныя Славы, начальнейшие чины Ангельския, сущия на высоте небесней Господствия, Престоли, мнотоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, отверзоша вкупе вся высоты небесныя, сретающе Тя, Владыко Всяческих, и видяще Тя Вознесшагося во плоти, друг ко другу со удивлением вопияху: Кто Сей, пришедый из Эдома, Державный и Сильный во брани? Кто Сей, пришедый от Васора, еже есть от плоти? Почто червлены ризы Его, яко от омочения кровию, венец терновен носяй? Сей есть воистину Царь Славы, Агнец Божий за спасение мира закланный и воскресый, во плоти ныне грядый сести одесную Отца, Емуже выну воспевати будем: Аллилуиа.

Возсиял еси Божественною славою, Иисусе, егда естество человеческое, в негоже облекся еси, милостивно вознесл еси, Отцу спосадил еси, и обожил еси е. Темже небеснии безплотнии чинове, чудеси удивляющеся, ужасахуся, ужасом и трепетом содержимии, Твое человеколюбие величаху. С нимиже и мы земнии Твое нас ради снисхождение и еже от нас на небеса Вознесение славословяще, молимся, глаголюще: Иисусе, струя Сый жизни, Твоим на небо Вознесением нам странникам земли путь жизни вечныя в Вышний Иерусалим указавый. Иисусе, бездна Сый милости, Твоим одесную Отца сидением плотское наше восприятие обоживый. Иисусе, вземый на рамо заблудшее естество наше, возми на Себе и моя тяжкия прегрешения. Иисусе, возшедый Плотию ко Безплотному Отцу, возведи горе моя долу поникшия помышления. Иисусе, от земли одесную Бога и Отца на горняя возшедый, даруй ми десную часть спасаемых овец получити. Иисусе, от Сиона благолепие красоты Твоея явивый, сподоби мя причастником вечнаго блаженства Твоего быти. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Хотяй вознести и прославити падшее во Адаме естество человеческое, Ты, яко вторый Адам, возшед на высоту небесную, уготовал еси Престол Твой во век века, и сел еси одесную Бога и Отца, Божеством Твоим никакоже разлучивыйся Отеческих недр. Приидите убо обнищавшему нас ради и возшедшему одесную Отца Иисусу поклонимся, дадим величия Ему, и воспоем из глубины души: Аллилуиа.

Новое и чистое жительство открыл еси, Господи, егда с Плотию Твоею возшел еси на небеса, да состаревшийся многими грехами мир обновиши возстанием Твоим и на небеса Вознесением, показуя нам явственно, якоже Божественный Павел глаголет, яко жительство наше на небесех есть. Сего ради устранимся суетнаго мира, ум на небеса преложша, и вопиюще Тебе таковая: Иисусе, со Ангелы небесными Божеством Своим на небеса возшествием нас к небесному жительству подвизатися призвавый. Иисусе, с человеки - земный Плотию, Своим от земли отшествием нас от земных пристрастий отвращатися научивый. Иисусе, поискати пришедый заблудшее овча, к незаблудшим Твоим овцам возведи нас на небеса. Иисусе, совокупити сошедый растоящаяся естества, яже на земли соедини небесным у Вышняго Отца. Иисусе, во облаце легце возшедый на небеса, сподоби нас, земная оставльше, присно взирати на небесная врата. Иисусе, седяй во славе на Престоле Божества, даждь нам, отверзше очи, от Закона разумети Твоя чудеса. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Странно и дивно Твое Воскресение, странно и страшно Твое, Жизнодавче Христе, еже от святыя горы Божественное Вознесение, непостижимо и паче ума Твое еже одесную Отца во Плоти сидение, о немже Давид духом глагола: “Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твои подножие ног Твоих”. Сего ради вся силы небесныя, зряще Твое на небеса возшествие, воистину покоришася под нози Твои, поюще ангельскими языки Херувимскую песнь: Аллилуиа.

Весь бе в Вышних, Сладчайший Иисусе, егда волею нас ради вознеслся еси со славою на небеса и одесную сел еси Бога и Отца, но и нижних никакоже отлучился еси, зане обетовал еси пребывати неотступно в Церкви и вопиял еси любящим Тя: “Аз есмь с вами и никтоже на вы”. Сие милостивое обетование Твое выну помняще и храняще в сердце, с любовию вопием Тебе таковая: Иисусе, всяку власть на небеси и на земли по Вознесении Твоем восприявый, восприими нас в Твое вечное наследие. Иисусе, всякия радости ученики Твоя обетованием Святаго Духа исполнивый, исполни нас Того благодати пришествием. Иисусе, приклонивый схождением небеса, приклони пред величием славы Твоея долу приклоньшуюся мою гордыню. Иисусе, превознесши Возшествием Твоим всю тварь, превознеси горе мою душу воспевати со Ангелы Твою Святыню. Иисусе, Божий Слове, Словом Твоим небеса утвердивый, утверди в сердце моем словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Иисусе, Сыне Отечь, Духом уст Твоим всю силу Твою с небес явивый, обнови Дух правый во утробе моей, яко да не оскверню себе. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Все естество падшее человеческое, долу поникшее и грехми истлевшее, взял еси на рамо Свое, Владыко Господи, новосотворивый Собою, и превыше всякаго начала и власти возвел еси днесь и Богу и Отцу привел еси, и с Собою спосадил еси на Престоле Небеснем, да освятиши е, и спрославиши, и обожиши. Безплотнии же, удивляющеся, глаголаху: Кто Сей Красный Муж, но не Человек точию, но вкупе Бог и Человек, Емуже да поем выну: Аллилуиа.

Витии Божественнии, ученицы Твои, Спасе, Твоему преславному Восхождению удивляющеся, на небо взираху, скорбяще, Тебе вознесшуся, и се два Ангела предстаста пред ними во одежди беле, и рекоста им во утешение: “Мужие Галилейстии, что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видеста Его идуща на небо”. Сие ангельское благовестие о Втором Пришествии Твоем, Господи, ученицы Твои слышавше, в радостный трепет приидоша, с нимиже и мы радостно да воспоем Тебе таковая: Иисусе, Вознесыйся от нас во всей славе Твоей, ей, гряди скоро со Ангелы святыми Твоими. Иисусе, имеяй паки приити сотворити суд прав, ей, гряди со славою во светлости святых Твоих. Иисусе, велий и страшный зело над всеми окрестными, помилуй и защити тогда вся кроткия земли. Иисусе, прославляемый в Совете Святых Твоих, Сам нас спрослави во Царствии Твоем на небеси. Иисусе, прошедый небеса Плотию, благоволи провести душу по мытарствам воздушным и улицезрети Тя. Иисусе, Вознесыйся на облацех небесных, сподоби нам с веселием и со дерзновением в последний день на облацех усрести Тя. Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Спасти хотя сущия с Тобою ученики, Христе Спасе, и вся верующия словеси их ради в Тя, и по Тебе последовавшая, возшел еси на небеса, да уготоваеши место им, яко в дому Отца Твоего обители многи суть, якоже Сам рекл еси ко страсти грядый, глаголя: “Аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете”. Сего ради сподоби и нам, Господи, по смертнем вознесении нашем обрести храмину нерукотворенну, вечну на небесех, уготованную не от древа, или сена или тростия плотских дел наших ради, яже во огне не устоят, но от злата или сребра или каменей драгих на Твоем основании назданную, идеже выну будем Тебе славити и воспевати: Аллилуиа.

Царю Предвечный, Иисусе Христе, на небеса возшедый с Пречистою Твоею Плотию и всех нас в небесное наше Отечество призвавый, возведи нас долу поверженных от мирских пристрастий и плотских мудрований к высоте небесней и даруй нам еще во дни плоти нашея чистым свидетельством совести причаститися небесныя жизни и выну вкушати в таинстве Божественныя Евхаристии небесную пищу, да от чистаго сердца и духа праваго воспоем Тебе таковая: Иисусе, Великий Архиерею грядущих благ, в Вознесение Свое прошедый небеса Плотию и возшедый не в рукотворенный храм, но в самое небо, да Лику Божию от нас предстанеши. Иисусе, Небесный Архитектоне, скинию нерукотворенную на небесех соорудивый и единою вшедый во Святая Святых ко Отцу со Своею Кровию, да вечное искупление совершиши. Иисусе, Непорочный Агнче Божий, единою за грехи мира закланный, “во еже вознести грехи многих”, вознеси к Престолу Божию моя о гресех приношения. Иисусе, Новаго Завета Ходатаю, единою на небеса ко Отцу возшедый, во еже открыти путь в Небесную Скини

Молитвы перед иконой «Вознесение Господне»

В христианстве существует множество чудотворных икон, которые обладают исцеляющими свойствами или сильной энергетикой. Например, иконы, написанные в честь великих праздников - таких как Вознесение Господне.

Стоит отметить, что этот образ Вознесения церковь обычно советует держать в каждом православном доме, как и некоторые другие иконы. Ведь образа - не просто обязательный христианский атрибут в любом доме. Они создают впечатление постоянного присутствия Бога в доме, изгоняя нечистую силу, зло и беды, которые боятся одного напоминания о Всевышнем.

Икона «Вознесение Господне»

Эта икона отражает события праздника Вознесения, который приурочен к 40-ому дню после Пасхи, после чудесного воскрешения Иисуса Христа. Историки и священнослужители спорят о том, почему на иконе изображена Дева Мария, но это по сути не имеет значения, ведь художник видел это так, как хотелось ему. Более того, образ Божией матери не меняет сути и лишь добавляет иконе важности, трагичности.

Праздник Вознесения олицетворяет последний путь Иисуса Христа, его торжественное воссоединение с Отцом и Святым Духом. Единство Троицы означает завершение миссии Христа на Земле. Перед своим уходом он оставил своим ученикам весть, что будет второе пришествие. Точный срок Страшного суда никто не знает, ибо он известен лишь Отцу Небесному.

На иконе «Вознесение Господне» по традиции изображается Мария, апостолы и ученики Иисуса, которым он давал наставления и учил последние 40 дней своей земной жизни. Также на иконе часто присутствовала Елеонская гора и ангелы, несущие Иисуса на небо.

Молитвы перед иконой Вознесения

Молитвы к этой иконе должны быть наполнены любовью и душевным теплом. Они помогают правильно расставить приоритеты между духовными и земными делами. Перед этой иконой можно читать любые молитвы, начиная с Отче наш и заканчивая Богородице, Дево, радуйся. А вот главная молитва перед Вознесением:

Тебе Господу и Богу Нашему служить будем и поработаем; когда же отрешившись от уз плоти и пройдя беспрепятственно воздушные преграды, достигнем небесных обителей Твоих, там, став одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославлять будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом.

Этими словами мы просим Бога, чтобы он позволил нам найти в себе силы идти за ним в земной жизни. Есть две более короткие молитвы, о которых знает меньше людей, но которые не становятся от этого менее сильными:

Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворимый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Эти две молитвы больше подходят под сам праздник Вознесения, хотя многие читают эти строки каждый день. Они, как и сама икона Вознесения, наполнены подлинной любовью Иисуса Христа ко всем людям, живущим и жившим на Земле. Они дарят нам свет и умиротворение, а также спокойствие. Иисус Христос пережил великие муки за каждого из нас, но обрел то блаженство, которого был изначально достоин. Это и есть главный смысл христианства - видеть во всем только хорошее, находить в испытаниях спасение, а в радости узнавать смысл жизни.

Священнослужители всегда дают очень важное наставление всем верующим по поводу того, как следует молиться перед любой иконой. Главное - это настрой. Не нужно заучивать молитву и читать ее, словно робот, ведь это общение с Богом. Не надо себя заставлять это делать. Почувствуйте этот зов вашего сердца изнутри. Пусть он даст вам понять, что настал тот самый момент, когда нужно помолиться, чтобы обратиться к Богу. Пусть эти молитвы и икона "Вознесение Господне" ведут вас к духовному просветлению, смирению и радости жизни.

Не забывайте читать молитвы не только в плохие и трудные минуты вашей жизни, но и тогда, когда все хорошо, чтобы отблагодарить Бога за дары его. Читайте молитвы на сон грядущий и с утра. Ибо жизнь - это величайший подарок. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа - Елеонской горе близ Иерусалима - был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года. Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время Крещения в Иордане - в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33). В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы - венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы - четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа - это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки - награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и Пятидесятницы.

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения - это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение - это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Бог Сын - воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории - домостроительство Бога Духа Святого.

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI – нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

НАДЕЖДА НЕФЕДОВА

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ


Век:XIV

Иконографическая справка: Иконы с двенадцатью праздниками (на трех досках) в новгородском Софийском соборе занимали пространство между двумя предалтарными столбами, стоящими по сторонам центральной апсиды. Для того чтобы иконы точно поместились в отведенный для них участок (ширина пролета - около 6 м 30 см) и чтобы сохранить ритм узких разграничительных полосок между сценами, у первой иконы убрано правое поле, обращенное к центру общей композиции, а у третьей, соответственно, - левое поле. Публикуемые иконы исполнены, вероятнее всего, после разрушительного пожара в июне 1340 года.

Стилистическая справка: Стиль праздничного чина Софийского собора во всей полноте отражает новые принципы византийской живописи палеологовского периода. Композиции утратили прежнюю симметрию, они строятся на диагональных линиях, некрупные фигуры изображаются в движении, в сложных ракурсах. Свободно ложащиеся драпировки передают стройность фигур, привлекают красотой цветных рефлексов и белильных бликов. Объемные постройки разнообразной формы, вместе с массивными горками, помогают передать пространственность композиций. Иконы были написаны приезжими византийскими иконописцами, о чем свидетельствуют греческие надписи, использование дорогих привозных красок, применение золотого ассиста не только на синих одеждах.

3.

Век:XV
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

4.

Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Иконография "Вознесения" сложилась на основе текстов Нового Завета (Марк, гл. XVI, ст. 19; Лука, гл. XXIV, ст. 50-52; Деяния святых апостолов, гл. I, ст. 4-12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Кроме того, использованы тексты пророчества Исайи, песен канонов на Вознесение ("червлены ризы" Христа) и шестого члена Символа веры ("восшедшего на небеса").Изображение на иконе не является прямой иллюстрацией текстов Священного Писания. В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела. Иконография "Вознесения" в искусстве балканского мира и Руси принадлежит к наиболее устойчивым изводам. Некоторые изменения в сторону ритмического и пространственного усложнения композиции происходят на рубеже XIV-XV веков.

5.

Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Икона входила в праздничный ряд иконостаса. На оборотной стороне имеются числовые пометы, отмечающие место в ряду: у «Сретения» - семь царапин, у «Входа в Иерусалим» - девять, а на «Вознесении» - двадцать. Следовательно, в праздничный чин входила двадцать одна икона (последним должно было стоять следующее за «Вознесением» «Сошествие Святого Духа»). Начинался чин «Рождеством Богоматери» и «Введением во храм», предварявшим традиционный евангельский цикл. Судя по размерам икон и их блистательному исполнению, это был иконостас в небольшом храме, возможно, домовом, в усадьбе знатного лица. В иконе использованы иконографические схемы, сложившиеся в византийской живописи XIV века и хорошо известные на Руси по московским иконам праздничных рядов иконостасов первой четверттти XV века: из Благовещенского собора Московского Кремля и из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Стилистическая справка: Тип ликов, как и их исполнение, близки тверским двусторонним иконам-таблеткам из Троице-Сергиева монастыря. В особенности это относится к женским и юношеским ликам, довольно вытянутым, с нешироким каплевидным высветлением на кончике носа. В отдельных случаях сходство разительное, например, в трактовке лика Богоматери в «Успении» на таблетке, в коринском «Сретении» и в «Вознесении» из ЦМиАР; детских ликов из «Рождества Христова» и «Входа в Иерусалим» на таблетках и во «Входе в Иерусалим» из ЦМиАР. В стиле троицких таблеток, в пластичности форм живо ощутима связь с византийским искусством XIV столетия. На изображенных в трехчетвертном повороте ликах свет образует характерный протяженный блик, обозначающий наибольшую выпуклость формы. Этот блик тянется от внешнего края глазной впадины вниз, к подбородку. К краю объема свет ослабевает постепенно, но тем не менее образует резкий контраст с соседним затененным участком щеки. Моделировки положены точнно без прежней энергии; санкирь (темный, оливково-коричневый) и охрение (коричневатое, холодного оттенка) сближены по тону. При этом необходимо отметить, что некоторая ахроматичность личного письма, характерная для тверских икон XV века, к середине столетия становится более явственной. Столь определяющие для праздников из коллекции М.Н. Попова различия в тональности личного письма и всей остальной живописи еще отсутствуют в таблетках из Троице-Сергиева монастыря, исполненных более свободно и раскованно. Пристрастию мастеров скорее к пластическим, чем к ритмическим построениям, отвечает уже первоначальная раскладка красок в общей композиции икон. Иконописцы, таким образом, строят изначально облегченную в ритмическом отношении композицию, не избегая соседства близких цветов и объединяя красочные пятна в крупные зоны одного цвета. Условный объем фигур при этом выявляется светом, окрашенным разными оттенками холодного голубоватого тона. Эти характерные для живописи праздников из коллекции М.Н. Попова принципы последовательно проводятся в тверских произведениях.

6.

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В верхней части иконы изображен Спаситель, возносящийся в славе, поддерживаемой двумя ангелами. Внизу в центре - Богоматерь с молитвенно воздетыми руками в окружении апостолов. За Богоматерью стоят два ангела. Справа изображен апостол Павел, слева - Петр. Лики апостолов обращены ко Христу. О Вознесении Господа на небо на сороковой день после Пасхи говорится в текстах Евангелий от Марка (Мк. XVI, 19-20) и от Луки (Лк. XXIV, 50-53), а также Деяний апостолов (Деян. I, 9-11, II, 33). Вознесение произошло на Елеонской горе, куда Спаситель привел своих учеников. Согласно церковному преданию, вместе с апостолами присутствовала и Богоматерь. "И, когда благословил их, стал отдаляться от них и возносится на небо". (Лк. XXIV, 51). В этот момент явились два ангела, возвестившие о грядущем Втором Пришествии Спасителя на землю. Иконография "Вознесения" складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Образы "Вознесения" известны в составе праздничных рядов русских иконостасов с середины XIV века (праздничный ряд 1340-1341 годов иконостаса Софии Новгородской). По сравненю с дошедшими до нас русскими иконами XIV-XV веков на этот сюжет, кирилловское "Вознесение" имеет ряд особенностей. Так, ангелы, несущие славу, в которой возносится Спаситель, представлены не в профиль, а почти фронтально. Что касается двух ангелов, стоящих по сторонам от Богоматери в нижней части иконы, то они изображены с опущенными руками, в темных одеждах, а лики их обращены в одну сторону.

Стилистическая справка: Икона принадлежит к группе памятников, созданных "вторым" художником кирилловского иконостаса. Изображение горок с широкими забеленными лещадками напоминает горки из "Крещения" и "Преображения".


Фрагмент. Фигура Богоматери


Фрагмент. Фигура Спасителя


Фрагмент. Горки


Фрагмент. Ангелы

7.

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Ангел


Фрагмент. Лики Богоматери, ангела, апостолов


Фрагмент. Ангел из Вознесения

8.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Стилистическая справка: Особенностью иконографии иконы является также изображение следов Спасителя, оставленных Им на Елеонской горе перед Вознесением.


Фрагмент. Вознесение.

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего каллиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.

Век:XVI
Место хранения: Собрание арт-галереи "Дежа вю"

Иконографическая справка: Происходит из праздничного ряда иконостаса. Редкой иконографической подробностью является изображение неба (в виде сегмента), принимающего в себя мандорлу с возносящимся Христом. Представлено ограниченное число фигур апостолов - по две с каждой стороны от Богоматери.

Стилистическая справка: Плотно заполненная и ритмично построенная композиция, рисунок фигур, типы ликов и их экспрессия, трактовка горок определяют датировку иконы третьей четвертью XVI века, в рамках 1550-1560-х годов. Художественные достоинства памятника указывают на то, что исполнивший его мастер принадлежал к развитой традиции, уходящей корнями в древность. Колорит и приемы личного письма связывают икону с художественной культурой городов центральной части России, возможно Верхневолжья.

11.

Век:XVI

Иконографическая справка: Иконографическая схема иконы близка изображению этого сюжета из чина храма Николы в Любятово. Несколько отличаются позы апостолов, стоящих по сторонам от фигуры Богоматери, представленной в типе Оранты. Характерными особенностями данной иконы являются изображения двух ангелов за спиной Богоматери, которые сливаются почти в одно целое, а их строго симметричные жесты и распростертые крылья по рисунку напрминают геральдический знак. Кроме того, слава Христа представлена не высоко в небесах, а касается Елеонской горы. На ее вершине изображен камень со следами ног Спасителя - типичная для искусства Пскова деталь иконографии Вознесения. Благодаря отмеченным особенностям, икона воспринимается как достоверное свидетельство о свершившемся событии - кажется, что ноги возносящегося Христа только что стояли на камне.

12.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

13.


Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография данной иконы восходит в общих чертах к варианту, известному в московских памятниках раннего XV века - иконостасах Успенского собора во Владимире (1408 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1420-е гг.). Отличие состоит в отсутствии одного из апостолов, изменении позы апостола, возглавляющего левую группу, а также в добавлении пары трубящих ангелов за славой Христа. Кроме того, здесь присутствует примечательная деталь: камень со следами ног вознесшагося Спасителя на Елеонской горе - реальная реликвия, сохранившаяся доныне в храме Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме. Почти все особенности этой иконы восходят к храмовому образу псковской церкви Новое Вознесение 1542 года (ныне в Новгородском музее) или к общему несохранившемуся образцу.

14.

Вознесение (из праздничного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Икона совмещает признаки нескольких иконографических изводов Вознесения. Нижняя часть композиции почти тождественна одноименной иконе из праздничного ряда придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде, который был исполнен в 1530 - 1540-х гг. в мастерской архиепископа (будущего митрополита) Макария. К числу особенностей, сближающих эти две иконы, относится изображение Богоматери в типе Оранты - в отличие от большинства русских икон XV века - а также позы апостолов и ангелов, стоящих за Богоматерью. Верхняя часть композиции укрупнена - что характерно именно для псковских икон Вознесения XVI века, в которых особо акцентировалась тема грядущего Второго пришествия Судьи и Вседержителя. По иконографии она представляет собой промежуточный вариант между более традиционным изображением летящих ангелов, поддерживающих славу Христа снизу, и ангелов коленопреклоненных, котрые обхватывают славу двумя руками (этот вариант известен, начиная с "Вознесения" 1497 года из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, использован на уже упомянутой иконе Рождественского придела Софии Новгородской).

15.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Икона повторяет известный по целому ряду произведений псковской иконописи 15-16 веков извод с изображениями четырех ангелов, поддерживающих мандорлу с Христом, и камнем на вершине Елеонской горы.

16.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.