Ткачество на бердо узоры для простых поясов. Браное ткачество

Когда я начала заниматься ткачеством, мне не попадалось необходимых новичку материалов по этой теме. Теперь за моими плечами исследовательские работы и кипы перечитанных статей, книг и научных работ на тему художественного текстиля и ручного ткачества, на берде и раме. Поэтому я поделюсь с вами концентированными знаниями и советами, которых когда-то не хватало мне самой.

Термин бердо

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016

Бердо, бердышко, бердечко: приспособление для ручного ткачества.
Зев: промежуток, образующийся в процессе ткачества между нитями основы, заправленными в разные ремизки.
Основа: продольная (вертикальная) система параллельных нитей, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Осно́вные нити также могут называются долевыми нитями.
Ремизка: рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Тесьма: узкая тканая или плетёная полоска, находящая разнообразное применение в домашнем обиходе, шитье платья и т. п.
Ткачество: создание устойчивой структуры текстиля переплетением основы и утка.
Уток: поперечная (либо горизонтальная при вертикальном ткачестве) система параллельных нитей, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой.

История этой публикации непростая. Должно было так случиться, чтобы мы всей семьей побывали летом 2017 года на отдыхе в , чтобы на экскурсию мы отправились в старооскольский Дом ремесел , чтобы экскурсовод показал бёрдо в действии, чтобы согласилась предоставить нам набор для ручного ткачества.

И это все случилось! С удовольствием рассказываем об опыте ткачества поясов на бёрдо !

Мы впервые услышали такое слово в музее. Бёрдо — это такая большая «расчёска», с помощью которой можно соткать пояс или тесьму.

Где купить бёрдо

Сразу же делимся контактами интернет-магазина, где можно приобрети и бёрдо, и необходимые инструменты: творческая мастерская «Мир традиций» .

Состав нашего «стартового» комплекта для начинающих ткачей поясов на бёрдо:

  • бердо на 39 нитей (600 рублей);
  • иглица деревянная (200 рублей), применяется для ручного ткачества на бердо, дощечках, ниту, лентоткацком станке;
  • нож для подбивания (150 рублей), необходим для подбивания тканья.

Все инструменты выполнены из натурального дерева, видно, что с любовью. Приятно просто держать в руках. Но предлагаем всё-таки попробовать комплект в деле!

Ткачество поясов на бердо: пошаговое руководство

Для знакомства с новой техникой составили план по шагам. Ничего сложного, действуем последовательно.

Шаг 1. Обучение ткачеству на бёрдо.

Как научиться ткать на бердо? Отправляемся на YouTube с запросом «бёрдо ткачество», с первой же попытки находим часовой мастер-класс уже знакомой нам творческой мастерской «Мир традиций». Одного этого фильма достаточно, чтобы научиться ткать с использованием бёрдо. Начните просмотр с 44-й минуты.

Шаг 2. Выбор заправочного узора.

Заправочный узор — это схема «заправки» нитей в бердо, обычно сопровождаемая расчетом числа необходимых нитей по всем цветам (см. рисунок справа).

Для первых поясов лучше выбрать самые простые узоры , чтобы освоить правильную технику ткачества. Посмотрите на заглавную фотографию — наш первый пояс выполнен из пряжи двух цветов: 6 белых нитей и 7 красных нитей. На картинке справа узор посложнее.

Шаг 3. Покупка пряжи.

На пробу можно купить самую простую и дешевую пряжу, для первых поделок вполне подойдет. Повторимся, палитру определяет заправочный узор: чтобы понять, нити каких цветов потребуются, смотрим на схему цветов. Для выбранного сине-бело-черного пояса схема узора указана на картинке (правее, выше):

  • 11 белых — а
  • 10 черных — б
  • 10 голубых — в
  • 6 синих — г

Для такого заправочного узора потребуются нити четырех цветов: белые, черные, голубые и синие.

Шаг 4. Ткачество.

Приступаем.

Выбираем время, когда окружающие не сильно помешают процессу. На первых шагах потребуется концентрация внимания, чтобы повторять движения, подсмотренные в видео-уроках. Заметим, совсем маленькие дети легко нарушат баланс начинающего ткача.

Ничего сложного в использовании бердо нет. Залог успеха — терпение и элементарная усидчивость. С простыми узорами (пояс не слишком широкий) в нашей семье справляется и ребенок 7 лет!

Даже у новичков получается вполне приличный результат.

Кстати, сине-бело-черный пояс (тот, что пошире) соответствует схеме заправочного узора, приведенного для примера в статье.

Внимание! Будьте осторожны! Процесс затягивает! Теперь бердо с нами отправляется даже в поездки на природу!

У многих наших покупателей после получения заказа возникает вопрос: "С чего начать?". Постараюсь ответить на этот и несколько других вопросов.

Для начала я рекомендую посмотреть нашу подборку видео по ткачеству на станках такого типа. Здесь вы найдете подробные видео по заправке и началу ткачества от разных мастеров, а также увидите различные техники ткачества и почерпнете новые идеи для своих будущих изделий.

Прежде, чем начать сновать основу для своего первого тканого изделия, необходимо понять, годится ли выбранная нить для основы ткани: надо попробовать ее на прочность. Если нить легко рвется, расползается в руках, сильно растягивается, или из нее лезет пух - эту нить можно использовать только в утке изделия. Для основы хорошо подойдут прочные и не пушистые нити хорошей крутки, с ними проще работать. Очень тонкие и скользкие нити лучше оставить на потом, когда наберетесь опыта, и научитесь ткать ровно и красиво из не требовательных нитей.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ : Для первых работ я советую взять смесовую или шерстяную пряжу средней толщины. Такие нити немного растягиваются, пружинят и этим компенсируют огрехи заправки. Нерастяжимые хлопковые, льняные и другие подобные нити лучше оставить для следующих работ, когда вы наберетесь опыта в сновании основы и ткачестве.

При наматывании основы на вал проложите через каждые 3-5 см между витками нитей основы полосы жесткого картона 1-2 см шириной, с ними нити будут намотаны равномернее, и меньше провиснут.

При смене нити основы проверьте, что нити связаны прочным, не скользящим узлом.

При смене нити утка концы нитей не связываются между собой, а накладываются внахлест друг на друга примерно на 3-4 см. Торчащие концы, если они есть, выводятся на одну сторону работы, верхнюю или нижнюю. Сторона с торчащими кончиками нитей впоследствии будет изнаночной. При ткачестве с большим количеством разных утков, бывает удобно выводить концы нитей на верхнюю сторону работы, тогда нижняя сторона будет лицевой.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ : Если Вы собрались учиться новой технике, которая Вам не очень понятна (к примеру учиться ткать на станке с двумя бердами), или пробовать новые нити для ткачества, когда результат неизвестен - не заправляйте основу сразу на всю ширину берда! Вы потратите много времени, ниток и усилий, а результат будет непредсказуем, ведь возможно, что учебный образец придется перезаправлять несколько раз. Я настоятельно рекомендую сначала заправить небольшую основу шириной около 10 см из остатков нитей, выявить нюансы, возникающие в работе, отработать технику и уже после этого уверенно, учитывая все особенности работы приступить к задуманному большому изделию. Это сбережет Ваше время и силы, и позволит соткать именно то, что вы задумали!

Желаем Вам красивых работ и приятного ткачества!

Без заголовка

Мастер-класс по браному ткачеству на бердо
Дара Ши

У современного горожанина, вряд ли найдется настоящий ткацкий станок, а если и найдется, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. Но все это вовсе не значит, что ткачество устарело и не доступно больше для рукодельниц. Вовсе нет. Не все знают, что дедушка ткацкого станка - это бердо, ткачество на котором еще не забыто и доступно нам сегодня.


Бердо позволяет создавать чудесные пояса, как в традиционном, так и в современном стиле, фантазируя с цветами и узорами. Искусство, которое востребовано, никогда не устаревает, а сотканный своими руками пояс для юбки или платья всегда выделит вас из толпы, да и оберегом послужит.
Итак, чтобы соткать пояс, нам потребуется:
Бердо. Оно представляет из себя деревянную пластину, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющим две щели, есть отверстие шириной 1-2мм. Бердо может быть разной ширины в зависимости от количества нитей, которое в него можно заправить. Если вы хотите пояс с узором, то приобретите бердо с числом заправочных нитей от 71, а лучше больше ста. Вы всегда сможете заправить меньше на узкий пояс, а вот если захочется соткать узор, а бердо его не вместит, то будет досадно и придется корректировать схему, что не всегда удобно.
Нож для прибивания утка. Он, конечно, может быть и простой линейкой, но учтите, что такой нож у вас быстро треснет и сломается. Кроме того, линейкой неудобно набирать узор. Не скупитесь на нож, пусть он будет из прочного дерева и заострен с одного конца, еще лучше, если будет ручка. Кстати, вам будет гораздо удобнее, если нож по длине будет сопоставим с бердо.


Челнок. Он нужен для протягивания нити утка. В принципе, его можно сделать из твердого картона и время от времени заменять. Главное, чтобы вам было удобно протягивать его через зев. У меня челнок сделан из ненужной картонной коробки, но если есть возможность, сделайте или купите деревянный, дольше прослужит.



Пряжа. Начинающему лучше взять шерстяные нитки средней толщины, лучше без примесей от которых нитка быстро мохрится и скатывается в шарики; или вообще хлопок; полушерсть с акрилом тоже будет хорошо.
Пояс. Да, еще вам нужен пояс, к которому вы привяжете нити, заправленные в бердо, когда будете ткать. Он можете быть любой, главное, чтобы не растягивался и не развязывался при довольно сильном натяжении. Завязывать его лучше всего под грудью, а не на талии, тогда нагрузка на спину будет меньше.
Булавки. Они нужны, чтобы закреплять уже сотканную часть на вашем поясе, когда вам станет трудно дотягиваться до рабочей зоны.


Ну вот и все, что нужно для того, чтобы начать.


Ткачество на бердо бывает двух основных видов - бранное (узорчатое) и заправочное . Заправочная техника проста, результат зависит там только от цветов, которые вы возьмете, а мы не ищем легких путей, поэтому будем сразу ткать пояс с узорами.

Я хочу соткать пояс с таким рисунком:



Обратите внимание, все клетки схемы обозначают нити, образующие узор. То есть, чтобы понять, сколько нам нужно нитей заправить в бердо, считаем все клеточки. В этом поясе у нас 7 нитей узора. Каждой узорной нити соответствуют две нити фона. Чтобы было понятнее: заправку бердо начинаем с его середины, вставляем нить узора, слева и справа от нее заправляем по две нити фона (соответственно в прорезь одну и в отверстие вторую с каждой стороны), вставляем следующую нить узора с обеих сторон, две нити фона за ними и т. д. Иногда к таких схемам прилагается схема заправки, но это бывает очень редко. Схему заправки того пояса, который буду ткать я, вы можете увидеть на рисунке ниже:



При таком количестве нитей у нас получится довольно узкий пояс. Я буду ткать пояс из зеленой и белой пряжи. Сам рисунок будет зеленым, а фон белым, поэтому для своего пояса мне необходимо взять 7 зеленых нитей и 22 белых.
Теперь нужно определиться с длиной пояса. Большая часть длины нитей уйдет на свободу движения бердо, на узлы и на сокращение длины из-за прохода утка. Рассчитывается длина нитей по этой формуле: необходимая длина изделия+20%+60 см (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей). Это минимум.
Отрезаем нужное количество нитей каждого цвета той длины, которая нам необходима, да еще запас делаем. То есть лучше всего 2 метра, если пояс будет 1 метр. Еще прибавляем на погрешность отреза, вряд ли вы отрежете нити ровно, а ровнять их потом придется по меньшим длинам.


Теперь заправляем нити в бердо так, как я сказала чуть выше, начиная с середины. Получается вот так:


Теперь наматываем нить утка на челнок. Не жалеем. Но вообще, если вам ее вдруг не хватит, то ничего страшного, всегда можно ее надставить, хотя лучше все таки брать с запасом. Уток при правильном ткачестве не видно на самом поясе, но видно с его краев, поэтому брать его нужно все-таки фонового цвета. У меня будет белый.
Когда заправили, нужно выровнять концы, чтобы нити были одной длины, так как ровно мы наверняка нитки не отрезали, завязываем в узел с одной стороны от бердо, чтобы нити не болтались и из бердо не вылетели. Расчесываем нити, проводя несколько раз бердо от начала в конец и обратно. Чтобы это было проще сделать, сразу привяжите узел с нитками к чему-нибудь достаточно прочному (подойдет чугунная батарея, прочная ручка балконной двери и т. д) или попросите кого-нибудь вам помочь.


Когда все расчесали, и не осталось спутанных ниток, завязываем второй конец нитей в узел, и привязываем его к своему поясу, что под грудью. Я привязываю оба узла шнурками, держат отлично. Подводим бердо к себе так, чтобы вам было удобно работать, при этом вы должны сидеть так, чтобы нитки были натянуты как струны. Тяните их так, как будто от этого зависит ваша жизнь:) иначе пояс у вас будет бугристым, а рисунок поведет.


Чтобы начать, нужно открыть зев. Для этого поднимаем или опускаем бердо, как вам угодно. При этом часть нитей, которая в прорезях, останется на месте, а та, что в отверстиях поднимется или опустится, и откроется зев. Ножом подправляете те нити, которые у вас не опустились\поднялись (например, зацепились, запутались или еще что-то) На первом этапе нити могут быть еще очень опушены и зев надо будет открывать ножом, так как нитки у основания пояса будут путаться.



Положений бердо бывает два - Земля и Небо. На рисунке ниже под буквой а обозначено положение Небо, когда вы поднимаете бердо; б - положение Земля, когда бердо опущено.


Когда открыли зев, прокладываем нить утка как можно ближе к началу пояса:



Как только вы проложили уток, меняем положение бердо. Если у вас была изначально земля, теперь держим в положении небо. Ножом прибиваем уток плотнее к началу, помогая очередному зеву открыться, получаем следующее:



Повторяем: снова протягиваем уток, прибиваем ножом, меняем положение бердо, открываем новый зев и снова прибиваем. А теперь берем нить утка и тянем аккуратно за кончик, при этом нити основы у нас стягиваются и получается первый ряд пояса. В зависимости от того, как туго вы затяните, будет варьироваться ширина пояса. Традиционные пояса затягивались настолько туго, что их можно было резать ножом и они не расплетались. Вы делайте так, как считаете нужным для своей работы. Соответственно пояс будет или плотным, или чуть более рыхлым.


Соткав первый ряд, повторяем все манипуляции с бердо и утком. При этом будьте внимательны, следите за шириной каждого ряда, когда затягиваете. Ширина - это едва ли не главная ошибка начинающих, старайтесь держать ее одинаковой на протяжении всего пояса, при необходимости берите линейку и сверяйте.

Нам не нужно начинать сразу с узоров, сперва необходим соткать несколько рядов для того, чтобы получить конец пояса. Обычно хватает сантиметров 5-7 с начала и в конце. Получим интересный шахматный узор, вот такой:



Когда решили, что соткали уже достаточно, приступаем к узору. Внимательно посмотрите на схему. Для удобства пронумеруйте ряды от начала до конца того сегмента, который будет повторяться. Теперь, чтобы открыть зев, мы будем не просто менять положение бердо, а работать с цветными узорными нитями. На схеме белые квадратики - это те узорные нити, которые должны уйти вниз зева, быть под ножом, а черные - те, что останутся наверху, независимо от того, в прорезях они или нет и какое положение они занимают, когда мы просто поменяли положение бердо, как делали до этого. Берем нож и набираем ряд по схеме. Нити фона остаются там, где им должно, их мы вообще не трогаем, меняем положение только нитей узора. Дошли ножом до первой нити, по схеме она должна быть внизу, если она наверху, то опускаем ее под нож, и так первые две зеленые нити. Следующие три будут наверху, далее две - внизу. Когда набрали, открываем зев и протягиваем уток, меняем положение бердо и набираем следующий ряд по схеме.
На рисунке видно, как ушла вверх узорная нить, которая должна быть наверху по схеме, но оказавшаяся внизу при открытом зеве:



Уже набранный первый ряд узора на ноже выглядит так (сейчас я буду открывать зев с набранными нитями по схеме):



Вы видите, что сверху у меня осталось всего три узорные нити, как и нарисовано в схеме.
Когда при помощи ножа вы откроете зев, нужно повторить все те же, уже привычные, действия: проложить уток, прибить ножом, поменять положение бердо, снова прибить, проверить ширину ряда, при необходимости подтянуть или расслабить.


Набирайте ряд по схеме при помощи ножа. Что нужно опускайте, что нужно - поднимайте. Не забывайте, что белые нитки должны оставаться на месте, их мы не трогаем! Сделали - открыли зев - проложили уток - прибили - поменяли положение - снова прибили - проверили ширину - приступили к следующему ряду по схеме.
Когда вы соткете первые два узорных ряда, то получится вот так:



Так, шаг за шагом, у вас будет появляться узор:



Как вы могли убедиться сами, в браном ткачестве нет ничего сложного, главное - это внимательность, аккуратность и желание творить, конечно!

Для первой работы не бойтесь брать даже тот пояс, который кажется сложным, если вам он очень нравится. Поверьте, сложный рисунок, при виде которого у вас загорелась душа, получится много лучше, чем простой, но не вызывающий никакого отклика, поэтому мой вам главный совет - никаких «тренировочных» работ! Пусть даже первый пояс будет живым и по-настоящему вам нравится.

Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие)

Автор - О.Ю. Скворцова (научный сотрудник научно-исследовательского центра
традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»)
2012 г.

Бердышко

«Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка,
размерами приблизительно 15х20 см, в которой
имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм,
которые делят дощечку на «трестины», шириной
приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них
имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Дополнительный инструмент и приспособления

Дополнительными
инструментами и
приспособлениями для
ткачества на «бердышке»
являются:
1- «челнок», для уточной
нити
2 – «бральница»/или «нож»,
для подбивания уточной нити
3 – «навой», приспособление
для наматывания готового
изделия.

Расчет расходного материала

Пояса лучше учиться ткать из крученых шерстяных
(полушерстяных), хлопчатобумажных нитей 3-5 мм
толщины, если нить тонкая, ее лучше сложить вдвое.
Для утка можно использовать нить тоньше, чем на
основу, и менее крепкую.
Длина нитей рассчитывается по формуле:
длина готового изделия + 20 % + 60 см:
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих
волнообразно за нитью утка, 60 см уйдет на узлы с
обеих сторон и на свободу передвижения «бердычка».
Например, если нужен, пояс длиной 100 см, то
необходимо взять 100 см+20 см+60 см = 180 см нитей.

Заправка нитей основы

Нити основы поочередно продеваются в отверстия:
одна нить в прорезь, другая - в круглое отверстие
между прорезями.
Заправлять нити начинать нужно всегда с середины,
распределяя симметрично от центра.

Уточная нить

Перед началом работы уточную нить нужно
намотать на челнок.
Для удобства в работе длина челнока должна
быть на несколько сантиметров больше
ширины изделия.

Подготовка к работе

Далее с одной стороны все нити основы крепко
перевязываются и прикрепляются к чемунибудь неподвижному и устойчивому.
Чтобы проверить равномерное натяжение
основы и предотвратить спутывание
необходимо провести «бердычком» впередназад вдоль заправленных нитей
С другой стороны нити также перевязываются
тугим узлом и закрепляются на поясе мастера
при помощи специального приспособления
«навоя» или крепкого ремня.

Последовательность работы

Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
Мастер контролирует натяжение нитей основы в
процессе работы

Последовательность работы

Если бердышко поднимаем
вверх, то и нити основы в
круглых отверстиях
перемещаются вверх.
Между нитями основы
прокладываем нить утка.
Затем бердышко рукой
опускаем вниз. Все нити,
продетые в продольные
прорези, поднимаются
вверх, а нити в круглых
отверстиях остаются внизу.
Между верхними и
нижними нитями опять
проводим уточную
(поперечную) нить.

Таким образом, перемещая «бердышко» рукой вверх
и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей
основы, которые «перебиваются» уточной нитью и
образуют полотняное переплетение.

Последовательность работы (полотняное переплетение)

После каждой «прокидки» челнока с уточной нитью
прибиваем ее (нить) бральницей к краю вытканного
изделия.

Варианты простейших (заправочных) орнаментов

Схемы простейших заправочных (орнаментов)

Варианты изделий выполненных на бердышке

Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.

Варианты изделий выполненных на бердышке

Брань 1/2. Браный способ

Прибалтика

Эстонцы-сету,
Псковская губ.,
Печерский уезд
I пол. XIX в.

Прибалтика

Костюм девичий
праздничный. Лифляндская
губ. Барата II пол. XIXв.
Латыши. Пояса
Российский этнографический музей (СПб)

Коми

Коми-зыряне
Коми-пермяки
Российский этнографический музей (СПб)

Новосибирск/Мокша

Новосибирский краеведческий музей

Красноярск/русские

Областной краеведческий музей (г. Красноярск)

Русские

Русский север
Российский
этнографический
музей (СПб)

Старообрядцы (липоване)

Полевые материалы. Приморско-Ахтарский район. Исл. Лященко М.

Схемы браных узоров (брань ½).

Расчет нитей

Пояс. Брань 1/2. на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.
Далее кромочные и заправочный рисунок.

Браное ткачество на бердышке

Орнамент на 5
узорных нити
Расчет нитей
5х2+2=12 фоновых

Браное ткачество на бердышке

Пояс. Брань 1/2.
на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2
= 14 + 2 = 16 –
фоновых.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Заправка берда для выполнения бранным
способом 1/2 выполняется следующим
способом: к одной узорной нити с двух сторон
заправляют две фоновые.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Начало работы – выполнение простого
полотняного переплетения.
В результате получается заправочный узор –
«шашечки», «зернышки».

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

В работе участвуют
только узорные нити
По схеме узорную
нить или поднимают
или опускают
После
осуществленного
перебора
перебрасывают
уточную нить Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение
поясов и тесьмы. Новгород, 1996 г.
Egipt weaving. Книга о традиционном
ткачестве на дощечках в Древнем Египте.
(Книга на французском языке. Фотографии
этнографических образцов тканей,
инструментов).
Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск
1,2. Автор-составитель О.Б. Ворончихина.
Екатеринбург. Свердловский областной дом
фольклора. 1998
Марина Качаева. Сокровища русского
орнамента.
Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту
(сволочке). Методическое пособие. -
Новосибирск: Книжица, 2004.
Соколова В.А. Ткачество браных поясов.
Учебно-методическое пособие для учителей и
учащихся 8-11 классов общеобразовательных
школ и учреждений дополнительного
образования. - СПб., 2010.
Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой
губернии конца XIX - начала XX в. Петрозаводск, 2011.
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.