Шаолинь – история, путь и философия, секрет способностей монахов.

Если речь заходит о монастыре Шаолинь, то в голове почти каждого человека возникает один образ - шаолиньское кунфу. Даже в средствах массовой информации о Шаолине пишут прежде всего как о месте, где живет братия, виртуозно владеющая мастерством ведения боя, как о таинственном месте, полном секретов боевых искусств.

В 80-е годы, когда по кинотеатрам мира прошел фильм «Монастырь Шаолинь», за воротами Шаолиня чуть ли не ежедневно можно было видеть стоящих на коленях мальчишек, мечтавших поступить в послушники. Выступления же по миру шаолиньских монахов-мастеров привели в ряды поклонников кунфу и немало иностранцев. Так почему же Шаолиню придает блеск прежде всего не учение чань, а его боевые искусства, дошедшие до нас через 1500 лет и прославившие этот монастырь по всему миру?

«РУКА АРХАТА»

Родоначальником шаолиньской школы считают (Бодхидхарму), индийского монаха, который проповедовал в монастыре Шаолинь учение чань. Целыми днями неподвижно сидел он в созерцании лицом к стене. Тело сковывало, одолевал сон. К тому же монастырь находился далеко в горах, в лесных дебрях, где водились звери, поэтому для того, чтобы отогнать сон, уберечь себя от хищников и защитить в нужную минуту сам монастырь, нужно было закалять тело. Именно поэтому Дамо придумал «приемы движения тела». Кроме того, в целях самообороны он разработал несколько упражнений с цепью, палкой и мечом, которые были унаследованы потомками и названы соответственно «цепь Дамо». «палка Дамо» и «меч Дамо».

Позже новые стили, имитирующие полет и прыжки птиц, зверей, насекомых, совершенствовали и развивали «приемы движения тела». Все это и созданный Дамо комплекс «рука архата», сочетавший воедино состояние движения и покоя, и стало основой, из которой впоследствии постепенно сформировалось ушу. Оно вобрало в себя свыше ста комплексов и стало называться «шаолиньским кунфу».

Следы тренировок, оставленные пальцами монахов на стволе тысячелетнего дерева

Об истоках этого искусства есть и другая версия. Когда монастырь Шаолинь еще только строился, его монахи уже занимались боевыми единоборствами. К VII веку, в период династий Суй и Тан, императоры одарили Шаолинь обширными землями и прочим богатством. В годы же смены династии Тан на династию Суй, когда Китай переживал смутные времена, находящийся глубоко в горах монастырь Шаолинь часто подвергался нападениям местных бандитов. Тогдашние монахи занимались боевыми искусствами не только ради закалки тела, но и для элементарной защиты собственной жизни и имущества своего монастыря. После того как 13 монахов Шаолиня, вооруженных только палками, спасли императора династии Тан Ли Шиминя, слава этого монастыря разнеслась далеко за его пределы, благодаря чему шаолиньское кунфу постепенно превратилось в первую в Поднебесной школу боевого мастерства.

В мире ушу известно такое выражение - «лучшее кунфу Поднебесной пришло из Шаолиня». А как же иначе? Ведь монастырь Шаолинь за 1500-летнюю историю своего существования неизменно оставался перед миром открытым не только как центр чань-буддизма, но и как лучшая школа боевого мастерства ушу, которая не только заимствовала множество народных приемов и стилей, но одновременно с этим всегда принимала в свои ряды учеников из мирян. Предание гласит, что первый император Сунской династии Чжао Куанъинь был именно таким учеником в храме Шаолинь. Поэтому неудивительно, что шаолиньское ушу получило широкое распространение в народе.

Показательно и то, что выходцы из Шаолиня основывали другие монастыри. Начиная с VII века, появились десять подчиненных Шаолиню монастырей - в горах Цзюляньшань провинции Фуцзянь, в Хэрине, ныне на территории Монголии, в Тяныгзине, Чанъанс и Лояне, и еще пять его монастырей - в горах Ляньхуашань провинции Шаньдун, в Бафаныпэ Тайваня, в горах Эмэйшань провинции Сычуань и др. Таким образом, шаолиньское кунфу распространилось по стране. Истоки множества школ имеют прямое отношение к Шаолиню. Так, две другие большие школы китайского ушу - удан и эмэй, по преданию, также имеют свои корни в Шаолине.

Постепенно боевые искусства ушу и философия чань-буддизма органически слились воедино; шаолиньское ушу как бы растворилось в учении чань. Именно в этом существенное отличие шаолиньского ушу от других направлений единоборств, и секрет того, что шаолиньское кунфу смогло сохраниться до наших дней.

БОРЬБА И ВЕРА

Кто побывал в монастыре Шаолинь, тот вряд ли забудет увиденный там громаднейший котел диаметром 1,68 метра, который могут разом обхватить только три взрослых человека. Тем не менее, это самый маленький в истории монастыря железный котел для приготовления пищи, его возраст - 400 лет. Вес его 1300 кг. В те времена вверху над котлом горизонтально была укреплена перекладина, и, для того, что бы приготовить пищу, повару-монаху приходилось подпрыгивать вверх, ногами цепляться за перекладину и, повиснув на ней вниз головой, лопатой помешивать в котле пищу. Вот такая тренировка! Естественно, для того, чтобы проделывать такие трюки, от монаха требовалось мастерское владение телом. Не зря говорят, что на кухню Шаолиня допускались лишь многоопытные мастера. Кстати, Шаолинь сохранил немало преданий, связанных с кухней. На это настоятель храма Ши Юнсинь объяснил, что чань-буддизм не отделяет пищу и размышление, физическое движение и покой. Во всем - радость, во всем - гармония.

И хотя занятие медитацией ставится на первое место, а тренировки в силе, ловкости и прочем - на второе, монахи признались, что лишь занятиями ушу добиваются того, чтобы усмирить свой норов, успокоить сердце, выбросить из головы посторонние мысли и привести себя в состояние покоя и равновесия, а одновременно с этим закалить тело в целях самозащиты и охраны храма. Различные комплексы шаолиньского кунфу, за исключением отдельных, имеют в среднем по 36 упражнений, которые помогают человеку сконцентрироваться, снять психическое напряжение, выбросить все посторонние мысли и привести себя из состояния хаоса в состояние покоя.

Само слово «кунфу» является специальным термином в учении чань и означает «результат упорных занятий в духе чань». Так, например, «пребывание в созерцании» называют «занятием кунфу», а «занятие кунфу» преследует цель «прозреть и стать Буддой», «превзойти обыкновенного и стать мудрым», то есть полностью изменить свою сущность.

В противовес ошибочному мнению, в учении чань не уделяется чрезмерно много внимания боевым искусствам, за основу практики всегда берется медитация, позволяющая погасить порывы к превосходству над другими и оторваться от мирских заблуждений. Поэтому монахи Шаолиня привыкли заниматься упражнениями, когда «настроение ровное, как гладь воды, и душу ничто не тревожит». И в том, что шаолиньские монахи в овладении боевыми искусствами достигали высокого совершенства, немалая заслуга именно учения чань. Каждое движение и каждый прием в шаолиньском кунфу содержит смысл нападения и защиты. В буддизме это отражено в идее «я наношу удар и непременно получаю удар в ответ, ведь за все воздается. В этом нет сомнения».

Буддизм учит не только добиваться самосовершенства, но и призывает к спасению всех живых существ. Бороться со злом - значит делать добро. Поэтому рациональное использование шаолиньского кунфу также необходимо для совершенствования. Однако кунфу может и помочь человеку, и ранить его, отсюда мысль - кунфу должно находиться под постоянным контролем буддийского учения, которое призвано погасить в человеке жестокость, чтобы в его душе всегда сохранялись добро и сострадание к другим. В монастыре Шаолинь этом смысле существуют строгие запреты. Начиная от учеников до отцов-настоятелей - для всех незыблем запрет убивать живое.

ВИРТУОЗЫ КУНФУ

За 1500 лет истории монастыря разработано 708 комплексов упражнений кунфу, причем комплексов упражнений с оружием и без него было 552. Остальные 156 относились к особой категории и пестрели самыми разными названия - «схватить и удержать», «бой-поединок», «сжаться в теле», «нажать на точку» и т.д. До наших дней сохранилось 545 комплексов упражнений, свыше 200 из них подходят для демонстрации и обучения.

Кроме общераспространенных приемов, в Шаолине есть немало старейших уникальных приемов, не ведомых иностранцам. Именно эти секретные методы снискали Шаолиню такую таинственность. Самый ранний из них - нэйгун» («внутренний»), то есть «созерцание внутреннего бытия», отражающий сокровенную суть шаолиньского учения чань, а также основа всех других «уникальных приемов».

Весьма интересна шаолиньская дыхательная гимнастика цигун, который делится на внутренний и внешний. Внутренний цигун можно охарактеризовать так: регулирование дыхания с помощью вдоха и выдоха помогает кровообращению и прочищению каналов, что, в свою очередь, оздоровляет организм и придает легкость телу. Внешний же, или твердый, цигун заключается в том, чтобы с помощью контроля дыхания сосредоточить внутреннюю энергию «ци» в определенной части тела, чтобы в этом месте как бы сконцентрировать сверхсилу. К нему относятся такие известные трюки, как «железная рубаха», «железная голова», «каменный живот», «огонь», «железная ладонь в песке»... - одни только названия говорят сами за себя. Однако самым непревзойденным шаолиньским чудом считается комплекс упражнений «тунцзыгун» («младенец»). Овладевший им человек имеет «убеленную сединой голову и молодое, как у младенца, тело».

«Тело его порой мягкое, как вата, порой легкое, как ласточка, и порой твердое, как камень». Наиболее известные упражнения - «спящий архат» и «два пальца». Многие приемы кунфу, такие как «Шаолиньская палка», «меч Дамо», «железная рубаха» и другие давно уже знакомы миру по художественной литературе и кинофильмам. Однако овладеть ими дано далеко не каждому.

Прежде всего нужно пройти экзамен признания ученика. Дело в том, что традиционный метод обучения проводится главным образом путем устной передачи учителем необходимых знаний. Лишь получив признание со стороны учителя, сможешь официально стать учеником Шаолиня. Причем овладение шаолиньским кунфу является частью буддийского воспитания. Помимо умения неустанно тренироваться нужно еще иметь некий дар мудрости и просветления. Так что обладая только хорошим телом, не обязательно станешь искусным мастером.

В период расцвета монастырь сосредоточил в своих стенах самых лучших мастеров боевых искусств. В те времена поступающим в Шаолинь ученикам нужно было пройти испытание - за три года освоить один уникальный прием. Огромная часть охотников, естественно, отступала перед такой задачей, и за три года из тысячи оставалось лишь человек 15, выдержавших экзамен. Отсюда можно видеть, какой строгий отбор существовал в монастыре. Немногим счастливчикам предстояло пройти суровую школу. «В одежде, пище, быте и поступках - во всем ставилась цель совершенствования, а оно в свою очередь было необходимо для овладения боевыми искусствами». В храме и по сегодня сохранились следы длительных неутомимых тренировок. На территории Шаолиня есть дерево гинкго, которому 1507 лет. Оно растет в одиночку, поэтому только цветет, но не дает плодов, почему люди называют его деревом-отшельником. Подойдя к нему поближе, можно увидеть на его стволе множество ямочек - следов тренировок, оставленных пальцами монахов. А в «Зале тысячи будд» посетители могут насчитать 48 глубоких отпечатков ступней ног, которые продавили ученики за полторы тысячи лет. По сегодняшний день сохранился комплекс упражнений с палкой, называемый «Горящая палка». А в фильме «Монастырь Шаолинь» зритель вряд ли забудет сцены с монахами, несущими на коромыслах наполненные водой ведра с острым дном? Почему с острым? Чтобы монахи не могли на полдороге сделать передышку, поставив ведра с водой на землю. Так они тренировали силу рук и выдержку.

Шаолиньским монахам известно выражение - «биться с лежачего быка». Это значит, что монахи могли упражняться на маленьком кусочке земли, которое было не больше размера лежачего быка. Однако в настоящее время после 9 часов утра храм Шаолинь становится местом такого столпотворения туристов, что этот вид упражнения монахам приходится практиковать и сегодня.

Однако за идущих по пути Будды можно не волноваться, они всегда найдут способы для своих тренировок. Каждое утро, спозаранку, когда еще нет и шести часов, уже позавтракавшие монахи собираются перед воротами, готовые к пробежке. Их маршрут лежит к «пещере Дамо», что за горой. Чтобы добраться до нее, простому туристу, пожалуй, потребуется затратить не менее часа. Для монахов же это - совсем пустяковое дело. Чтобы подняться наверх и быстро спуститься с горы на руках, у них не уходит и двадцати минут.

Спустившись, они спешат на утренние практики, к которым зовет звон колокола. К шести часам, будь то свободные площадки за храмом или лесные чащобы поблизости, - все кругом оживает: монахи начинают свои тренировки с ножами, палками, мечами... - перед глазами все вертится, кружится, трудно остановить на чем-то свой глаз. Только выхватываешь из этого вращения лица совсем юных учеников, 4-5-летних мальчишек.

Древний монастырь Шаолинь – настоящая икона мира боевых искусств. Буддистская философия широко распространилась по западному миру благодаря современному кинематографу: начиная Брюсом Ли и заканчивая Кунг-фу Пандой, восток проникает в наши сердца с широких экранов. Однако, несмотря на то, что боевые искусства Шаолиня прочно укоренились в современной культуре, большинство из нас знает на удивление мало об этом феномене.

10. Шаолинь был основан индийцем

Монастырь Шаолинь кажется столь неотъемлемой частью китайской культуры, что многие удивляются, узнав, что его основателем был вовсе не китаец. Основателем Шаолиня был странствующий буддийский монах из Индии по имени Батуо или Буддхабхадра. Он появился в имерии Северная Вэй в 464 году нашей эры и проповедовал там несколько десятков лет, прежде чем император Сяовэн приказал построить для него монастырь Шаолинь на горе Сун (нынешняя провинция Хэнань). Старец стал первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, у нас мало исторических свидетельств того времени, но по тем из них, что попали в руки историков, было сделано заключение, что монастырь в те времена служил центром перевода буддийских текстов на китайский язык. Во главе с Батуо, монахи следовали уставу буддийской школы Хинаяна, но поскольку даже монахам было достаточно трудно следовать этому пути, монастырь долгое время оставался относительно небольшим. Только с приходом Бодхидхармы, другого буддийского монаха, монастырь отказался от пути Хинаяна и заменил его дзэн-буддизмом, которому монахи Шаолиня следуют и по сей день.

9. Это не единственный орден монахов-воинов


Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не единственный орден монахов-воинов. Более того, это даже не первый по счету монастырь, где обучались боевые монахи. За столетие до того, как был основан Шаолинь, многие китайские монастыри уже располагали своими запасами оружия и практиковали боевые искусства. Сам же Шаолинь был построен в качестве мирного обучающего центра. По легенде, лишь с приходом Бодхидхармы в 5-6 веках нашей эры, монахи Шаолиня начали практиковать боевые искусства. Первые же реальные записи, свидетельствующие о практике боевых искусств в Шаолине, датируются 14-м веком. В самом деле, в мире не было недостатка в религиозных орденах, практикующих обучение боевым искусствам. В Индии, к примеру, Нага Садху была одной из самых хорошо вооруженных и воинственных сект во всей стране. Преданные Шиве воины Садху хорошо знакомы современным туристам, как индуистские святые в набедренных повязках со спутанными волосами, но в эпоху Великих Моголов они были в числе самых опасных бойцов Азии, вооруженные вселяющими ужас заточенными железными щипцами. Корейские буддийские монахи монастыря Бул Кио Му Суль также занимались изучением боевых искусств, и даже призывались одно время на защиту страны во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то контролировали крупные территории, веря в путь к спасению посредством священной войны. Даже в Тибете насчитывалось несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

8. Кунг-фу пошло не от Шаолиня


В Китае часто можно услышать, что все боевые искусства пошли от Шаолиня, но на самом деле это не так. Несколько столетий после основания монастыря, это было мирное сообщество, без малейших признаков изучения боевых искусств. Монахи действительно участвовали в боях, которые помогли прийти к власти династии Тан (618-907 годы нашей эры), но и это не доказывает тот факт, что они разработали особые методы ведения боя. Историки полагают, что во время боевых действий монахи просто пользовались оружием, предоставленным им династией Тан, и были не более опытны в боевых искусствах, чем обычные солдаты. В то время, как самые первые упоминания о боевых искусствах, практикуемых в монастыре Шаолинь, датируются 14-м веком, другие ордена монахов начали усердно заниматься изучением боевых искусств и боям на палках уже в 12-м веке. Возникновение первых упоминаний о рукопашном бою в Шаолине датируется 16-м веком, тем временем история кунг-фу началась задолго до этого времени, не говоря уж о том, что первые упоминания об этом искусстве восходят к временам, когда монастырь Шаолинь еще даже не был основан. Записи Чуньцю, которые были сделаны около 800-500 годов до нашей эры, ссылаются на «жесткие» и «мягкие» техники ведения рукопашного боя – именно эти две техники легли в основу современного кунг-фу. Во время правления династии Мун (1368-1644 года нашей эры), когда Шаолинь только начал ассоциироваться с совершенными боевыми искусствами, кунг-фу уже был известен во всем Китае.

7. Шаолинь помог королевской династии прийти к власти


Начало становления могущества Шаолиня пустило корни в конце правления династии Суй (581-618 года нашей эры). Династия Суй объединила Китай, но серия народных восстаний и последующее убийство императора привело к их скорому свержению. После этих печальных событий несколько благородных домов начали соперничать в борьбе за контролем над разваливающейся на глазах империей. Одним из претендентов на престол был Ван Шичонг, бывший генерал при династии Суй, успевший уже захватить провинцию Чжэн. Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичонг соорудил сигнальную башню и оасположил военный лагерь на горе Хуаньюан – участке земли, который был подарен монастырю Шаолинь императором Вэнь-ди династии Суй. Опасаясь, что монахи будут бунтовать, он послал армию к стенам монастыря, приказав осадить его. Чтобы оказать должное сопротивление, монахи поклялись в верности его сопернику – Ли Юаню, который, в конце концов, и стал основателем династии Тан. Ли Юань отправил своего сына Ли Шимина на помощь монахам. При помощи монахов Ли Шимин смог разбить армию Ван Шичонга, освободил Лоян и вынудил захватчика сдаться. После этой победы династия Тан заняла правящее положение в Китае, которое удерживала до 907 года. Роль, которую сыграли монахи Шаолиня в этой войне, обеспечила им долгие годы почета и уважения.

6. Мифическое происхождение чая


Любимый напиток всего Китая окружает множество мифов и легенд, относящихся к его возникновению. Один из мифов о чае восходит еще к временам правления династии Тан. Это довольно жуткая история о невероятной религиозной преданности и нескольких отрубленных частях тела. Согласно легенде, спустя столетие после основания монастыря Шаолинь, один набожный монах по имени Бодхидхарма предпринял долгое и опасное путешествие из родной Индии в Китай, надеясь там распространять свое учение. Пройдя через весь Китай, он, наконец-то, добрался до храма Шаолинь, и решил остаться отдохнуть в пещере неподалеку от него. Девять лет он медитировал в этой пещере, прислонившись спиной к холодной каменной стене, без еды и воды, сидя с широко раскрытыми глазами. Спустя некоторое время он решил повторить этот подвиг, но на этот раз задремал посреди медитации. Возмутившись своей недисциплинированности, в наказание он отрезал себе веки, чтобы никогда больше не поддаваться сладкому соблазну сна. К его удивлению, на том месте, куда упали его веки, выросло растение, листья которого обладали свойством, помогающим оставаться бодрым и не засыпать. Таким образом, на свет появился чайный куст. Считается, что именно поэтому сухие чайные листья так напоминают увядшие веки.

5. Шаолиньский вервольф


Согласно легенде, во второй половине 19-го века жил человек по имени Тай Джин, которого прозвали Шаолиньским оборотнем. Джин страдал гипертрихозом и был известен на всю округу благодаря своему покрытому волосами телу, но не только это придало ему такую известность – он был лучшим бойцом во всем Китае. Шаолиньский обротень родился в суеверной китайской семье, где его посчитали демоном. Полагая, что он навлечет на семью несчастья, мальчика завернули в пеленки и оставили умирать в ближайшем лесу. К счастью, проходящие в то время мимо монахи Шаолиня услышали крики мальчика и сжалились над ним, забрав с собой в храм Шаолинь, расположенный в провинции Фуцзянь. Монахи пытались найти семью, готовую усыновить Тай Джина, но никто не желал брать покрытого волосами ребенка. В конце концов, монахам ничего не осталось, как вырастить мальчика самим. В храме мальчик учился боевым искусствам у монахов, и в отличие от других, посвящающих всю жизнь лишь одному виду единоборств, мальчик решил выучить их все. Говорят, что мальчик освоил более 200 приемов «пустой руки» и мог использовать в бою более сотни видов оружия. Более того, он обучился печально известному приему Дим Мак под названием «смертельное прикосновение». Кроме того, многие считают, что Тай Джин обладал сверхчеловеческими органами чувств. Широко известна история, рассказывающая следующее: когда Джин пошел на встречу с 12-ю мастерами Шаолиня, вместо положенного приветствия, мальчик метнул нож в крышу. К удивлению и шоку всех присутствующих, сверху упал прятавшийся на крыше убийца. Кинжал торчал из его груди. Когда Джина спросили, как он узнал, что там был убийца, мальчик ответил, что когда он вошел в комнату, он услышал дыхание 13 человек, а не 12. К сожалению, не сохранилось никаких официальных свидетельств того, что Тай Джин был связан с Шаолинем и что он вообще существовал. В любом случае, эта легенда продолжает вдохновлять мастеров боевых искусств и по сей день.

4. Божество Шаолиня


Богоподобное существо, которое монахи Шаолиня особенно уважают и почитают как покровителя и святого, чаще всего упоминается под именем Бодхисаттва Ваджрапани. Как и христианские святые, Ваджрапани окружена множеством странных легенд. Одна из самых странных историй, связанных с Ваджрапани рассказывает о том, как она спасла молодого монаха от хулиганов. Давным-давно, почти сразу после основания Шаолиня, жил неподалеку от него монах по имени Шенчу, который постоянно страдал из-за издевательств со стороны своих товарищей-монахов. Устав от этого, он принялся просить о божественной помощи, которая прекратила бы его мучения. Для этого он отправился в храм, где находилась статуя Ваджрапани, и принялся ей молиться. Он молился шесть дней и шесть ночей, без еды, которая могла бы утолить его голод и без воды, которая могла бы утолить его жажду. На шестую ночь перед ним предстала дева. Громовым голосом она вопросила монаха, готов ли он стать сильнее. Когда Шенчу нетерпеливо кивнул головой, Ваджрапани поднесла ему огромную миску, наполненную дымящимся мясом, и приказала съесть его. Шенчу пришел в ужас, поскольку монашество подразумевало отказ от всякого мяса. Раздраженная реакцией монаха, Ваджрапани достала его нож и угрожая им заставила монаха открыть рот и затолкала в него мясо. Шенчу попытался выплюнуть мясо, но Ваджрапани пригрозила ему побоями, если он не начнет сотрудничать. Придя от одной лишь мысли об этом в ужас, Шенчу наконец-то проглотил мясо. По возвращении в монастырь, Шенчу подошел к задиравшим его монахам. Ко всеобщему удивлению, он показал впечатляющую силу и физические навыки, с легкостью победив всех. Его новые способности были настолько удивительны, что, рассказывают, он был способен бегать по стенам, прыгать на высоту в несколько этажей и с легкостью поднимать огромные предметы. Излишне добавлять, что с этого дня издевательства прекратились, а все благодаря Ваджрапани и огромной миске мяса.

3. Шаолинь против японских пиратов


По мере развития своих боевых навыков, монахи Шаолиня часто участвовали в сражениях за Китай. Одна из самых значимых угроз стабильности экономики страны возникла со стороны моря в лице свирепых Вокоу, «карликовых пиратов» из Японии. В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно подвергались грабежам со стороны этих пиратов. Торговля была сильно затруднена, и люди бежали с побережья в массовом порядке. Последней каплей стало нападение Вокоу в 1553 году на портовый город Ханчжоу. Сотни погибли, тысячи остались без крова, множество зданий было разрушено, весь город был разграблен до нитки. Тогда по королевскому приказу 120 элитных монахов-воинов были направлены на уничтожение угрозы в лице пиратов. Руководили этим походом генералы Шаолиня по имени Тяньчжен и Тяньчи. Монахи искали пиратов, чтобы уничтожить их, но это было не так-то просто, как им казалось. В трех из четырех сражений монахам не удалось ничего сделать, лишь во время последней битвы монахам удалось одержать победу и разбить врага. Во время этого похода монахи показали себя с довольно жестокой стороны, убивая каждого пирата, который попадался на их пути. Один из монахов даже воспользовался железным посохом, чтобы убить жену пирата, за то что тот попытался сбежать.

2. Jieba

Любители фильмов о кунг-фу с участием монахов Шаолиня, возможно, заметили, что тех часто изображают с девятью круглыми точками на лбу (по три точки в ряду). Этот рисунок известен, как Jieba – священная метка, нанесенная на монаха его наставником, и означает, что монах закончил свое обучение. Эта метка обладает важным значением в мире Шаолиня. Каждая точка означает одно из фундаментальных правил поведения, которым должен следовать каждый монах. К сожалению, вплоть до недавних пор эта метка была запрещена. Процесс нанесения метки представляет собой целую церемонию, которая включает в себя целый месяц интенсивной медитации и физической подготовки. В кульминационный момент на голову монаху прикрепляют девять палочек с благовониями, которые затем поджигают и ожидают, пока те не сожгут кожу вокруг себя. В 2007 году правительство Китая частично отменило запрет на проведение этой церемонии, позволив монахам возродить древнюю традицию. Всего лишь сотня монахов была признана физически и морально готовой перенести эту процедуру, и только 43 из них удалось пройти через нее. На сегодняшний день в мире есть лишь один житель запада, получивший эту метку – это Франко Тестини, также известный, как Ши Янь Фан. Это монах итальянского происхождения, который в настоящее время управляет небольшим храмом в Калифорнии.

1. Звездные Войны и Шаолинь

По словам самого Джорджа Лукаса, монахи Шаолиня были ключевыми фигурами, вдохновившими его на создание персонажей рыцарей-джедаев. Все фильмы из серии Звездных войн целиком и полностью обязаны своим появлением настоящим монахам Шаолиня. Концепция всеохватывающей «Силы», находящейся в каждом живом существе, сопоставима с понятием «Чи» в Шаолине. Легендарные монахи Шаолиня черпали свою сверхчеловеческую силу в контроле и манипуляциях с Чи, так же, как и джедаи черпали энергию в Силе. Используемый джедаями стиль драки на световых мечах очень похож на акробатические приемы, используемые монахами в драках с применением обоюдоострых мечей и посохов. Даже вера джедаев в полу-пацифизм (применяя силу лишь, когда в этом есть острая необходимость) и воздержание от земных благ и удовольствий зеркально отражает основные идеи буддизма. Кроме того, нельзя не заметить сильное сходство между предысторией ордена джедаев и историю становления монастыря Шаолинь, а борьба за власть между орденом джедаев и императором Палпатином напоминает конфликт монахов Шаолиня с императором династии Цин. В фильме «Месть ситхов», Палпатин приказывает Анакину Скайуокеру напасть на Храм джедаев и убить всех детей, что обучаются там. Шаолинь испытал схожую судьбу, когда император Цин приказал уничтожить храм и перерезать всех его жителей, включая и детей.

гимнастика монахов Шаолиня

Альтернативные описания

Вид борьбы с характерными очень низкими ударами ногами на уровне колена

Вид восточного единоборства

Китайская гимнастика, искусство

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающая физич. упражнения и приемы боя с оружием и без него

Традиционный китайский вид спорта

Система самосовершенствования человека, включающая его оздоровление и самозащиту

Боевая зарядка китайцев

Воинское искусство Китая

Китайская гимнастика

Именно его «внешние» стили базируются на развитии физических качеств, а «внутренние» - на выжидании и использовании жизненной силы ци

Это китайское слово состоит из двух иероглифов, и традиционно переводится как «воинское искусство»

Традиционная китайская система совершенствования личности, включающая физические упражнения и приемы боя с оружием и без него

Китайская борьба

Искусство Шаолиня

Китайский вид спорта

Восточное единоборство

Гимнастика

Религиозно-боевое китайское искусство

Разминка по-китайски

Зарядка китайцев

Гимнастика из Поднебесной

У японца айкидо, а что у китайца?

Китайский аналог японского айкидо

Единоборство

Утрення зарядка родом из Китая

Дисциплина в Шаолине

Китайское боевое искусство

Борьба из Китая

Гимнастика китайца

Утренняя зарядка родом из Китая

Китайские воинские искусства

Традиционные китайские воинские искусства

October 10th, 2017

Когда началась эпоха "видеосалонов" мой первый фильм там был "Шаолинь: претенденты на смерть". Сказать, что это оставило во мне неизгладимый след - это ничего не сказать.

Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один - прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом - Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится - «Монастырь в лесу, на горе Шао».

Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?

Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.

Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.

Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.

В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) - началу царствования династии Тан (618-907 гг.).

Монахи ШаолиняЭпоха Суй - время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.

Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.

После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.

За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.


В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах - реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах - удары руками.
В третьих - ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав - особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами - профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили - тем, кому не удастся дойти до них с первого раза - навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.


Когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.


Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.

По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.


Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.

Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.

Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.

Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием.

Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.


источники

Должно быть всем, кто когда-либо интересовался, что такое боевые искусства востока , знакомо словосочетание «боевые искусства Шаолиня ». Школа, практикуемая в знаменитом китайском монастыре, неоднократно воспета кинематографистами Китая, Кореи, США. Такая популяризация привела к появлению постоянно растущего интереса европейцев и американцев к загадочным боевым искусствам Шаолиня и вообще востока.

И это неудивительно. Способности монахов Шаолиня будоражат сознание. вызывают самые противоречивые чувства: от восхищения до вполне объяснимой зависти.


"Звериные" стили Шаолиня

Родоначальником боевых искусств Шаолиня считают индийского монаха Бодхидхарма Дамо. Согласно легенде, он создал первичные комплексы упражнений для местных монахов, развивающие силу и выносливость, чтобы те могли полноценно исполнять свои обязанности, предписанные религией и правилами монастыря. И лишь позднее эти комплексы постепенно развились в то, что теперь принято называть «боевые искусства Шаолиня».

Как гласит еще одна легенда - стили боевых искусств Шаолиня основаны на созерцаниях и наблюдениях монахами повадок диких животных, обитавших в окрестностях монастыря. Скрупулёзно собранные воедино комплексы упражнений, имитирующих движения богомола или обезьяны впоследствии положили начало первым школам боевых искусств.

Считается, что существует пять древнейших стилей: тигр, змея, журавль, богомол, обезьяна. Тигр характерен хорошей силовой подготовкой, мощными ударами и передвижениями по прямой, низкими стойками. Богомол хорош скоростью и работой на точность ударов. Обезьяна, змея, журавль тоже имеют свои особенности, якобы присущие тотему-покровителю стиля.

Сейчас уже нельзя определить, что из легенд соответствует действительности, а что просто показалось более красивым, запоминающимся и привлекательным. Однако нельзя отрицать, что все вышеупомянутые стили развивались, менялись, преобразовывались в новые . С течением времени информация и сами мастера, представители различных школ распространились на Окинаву, в Корею, Японию, возникли окинава-тэ, тэнг су до, каратэ-до.

На сегодняшний день в Китае существует монастырь Шаолинь, открытый для туристов, где им готовы продемонстрировать боевые искусства Шаолиня. Существуют труппы, гастролирующие по миру с программами, основанными на старых традициях, но адаптированными для современного зрителя. Снято и продолжает сниматься множество фильмов по этой теме. Однако хочется надеяться, что все-таки сохранились именно боевые искусства Шаолиня, проверенные веками практики защиты справедливости, как гласят принципы Шаолиня.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.