Существует ли совпадение в жизни. Совпадение

Я бы хотел сегодня поговорить об одной очень важной вещи, без понимания которой наша жизнь кажется порой слишком тяжелой, порой слишком запутанной, а иногда просто невыносимой, поговорить с вами о Промысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии проявляется.

Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые, на первый взгляд, никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл - удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова «Промысл» пишет - «Промысел». И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел - пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам «силки», чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет.

Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог не презирает даже самую малую нужду человека. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не касалось бы Бога. Есть замечательное, небольшое по объему произведение - «От Меня это было», которое называют духовным завещанием преподобного Серафима Вырицкого, хотя и существуют определенные споры относительно его авторства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, наверняка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень советую его найти. Это обращение Бога к человеческой душе, и самая главная мысль, которая в нем выражена, такова: все, что человек, оглянувшись на прошлое, видит в своей жизни, было от Него - и взлеты, и падения, и радости, и горе, и мгновенья счастья, и мгновенья лютой скорби. «Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего«,- говорит душе Господь: настолько близко Богу все, что происходит с каждым из нас.

И в это бывает порою очень трудно поверить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Господь всеми силами старается нас к Себе привлечь, а мы в противовес устраиваем себе какую-то систему, благодаря которой можем по-прежнему от Бога находиться в удалении. Почему? Потому, что нашему спасению зачастую служат вещи, которые нас отнюдь не радуют. Нам заповедано в терпении спасать свои души, а как это возможно, если не будет случаев, когда придется потерпеть? И вот Господь на протяжении всей нашей жизни посылает нам множество ситуаций, которые надо именно претерпеть. Ну а поскольку и терпеть не хочется, и смиряться не хочется тоже, мы всеми силами стараемся уйти от всего того, что для нас этот крестный путь образует. Но Господь, как все предвидящий, все знающий заранее, тем не менее умудряется нас, порой помимо даже нашей собственной воли, на путь спасения снова и снова возвращать.

Хотя это на самом деле сложный вопрос: что значит «помимо нашей собственной воли»? Есть такая известная логическая загадка: может ли Бог создать камень, который бы Он не мог поднять? И предлагается два варианта решения: если Бог может создать такой камень, которого не может поднять,― значит, Он не всемогущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не всемогущ. И есть единственно верный ответ, выходящий за пределы человеческой логики: такой камень Богом уже сотворен ― это человеческое сердце.

Господь не неволит человека, не спасает его без его ответного отклика; и более того: не просто не спасает, а даже, если можно так сказать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Господь нас спасает «помимо нашей собственной воли»? Возьмем для примера жизнь преподобной Марии Египетской. Казалось бы, жила она в бездне греха и ничто не предвещало возможности обращения к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совершается такое чудо: она приходит с самыми неблагими намерениями в Иерусалим, пытается войти в храм, но благодать Божия ее не допускает.

Не одна преподобная Мария была грешницей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Господня, наверняка там было немало грешных людей. Достаточно хотя бы вспомнить о том, что на корабле, на котором она плыла в Иерусалим, было достаточно много паломников, которые бросили все свои дела, для того чтобы поклониться Древу Честного Креста, но при этом некоторые из них, и даже не некоторые, а как говорится, достаточно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не говорится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти - а она почему-то не смогла.

И это было явное чудо - чудо Промысла Божия о ней, потому что Господь предвидел, каким образом ее сердце отзовется и откликнется. Мне не раз приходилось видеть людей, которых какая-то сила из храма гнала, которые в храме теряли сознание,- и могу сказать, что среди этих людей процент задумавшихся о том, почему им в храме плохо, достаточно невелик. А преподобная Мария не только задумалась, но, встретившись с этой силой, не пускающей ее в храм, тотчас же обратилась к покаянию. И можно сказать, что ее спасение началось помимо ее собственной воли, но Господь перемену в ее воле, этот потенциальный отклик по всеведению Своему предвидел.

Промысл Божий - это то, что невозможно в своей жизни разглядеть без определенного внимания к самому себе, к тому, что с нами в нашей повседневности происходит. Если для нас каждый день проходит сумбурно, мятежно, если мы не останавливаемся вечером для того, чтобы просто на прожитые сутки посмотреть, если утром мы опять-таки вываливаемся в эту бурную, мятежную жизнь, не успев приготовиться, то мы не сможем заметить в ней ни каких-то закономерностей, ни каких-то особенных обстоятельств, которые нас очевидным образом в этом Промысле уверяют.

Есть в моей памяти такой небольшой, но серьезный эпизод: шел человек, должен был переходить дорогу. При этом человек читал на ходу Псалтирь, понимая, что иначе не успеет ее прочитать, потому что было слишком много дел. На светофоре он остановился для того, чтобы дочитать «славу», не сразу отреагировав на зеленый свет для пешеходов. И в это время по проезжей части пролетела машина именно там, где человек находился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочитав. Что это такое - Промысл Божий или случайность?

Наверное, тут уместно вспомнить слова епископа Василия (Родзянко): когда ему говорили, что события, происходящие по молитве, кажутся многим случайными совпадениями, он отвечал примерно так: «Действительно, это можно считать совпадениями, но пока я молюсь, совпадения происходят, а когда перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому, наверное, главный ключ к тому, чтобы Промысл Божий в собственной жизни рассмотреть, - это молитва. Молясь, мы пытаемся воззреть на Бога, увидеть Его перед собой и так же увидеть Его в своей жизни. И наш духовный взор благодаря молитве просвещается и становится более острым.

Рассматривая Промысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы задуматься о том, каким образом он оказался в Церкви. Наверное, среди нас практически нет людей, которых привела в храм совершенно прямая, простая и ясная дорога. Скорее всего, оглянувшись назад, мы опять-таки увидим некое сцепление обстоятельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в которое могли в этот день не прийти, и именно там услышали что-то или столкнулись с чем-то, что направило нас к Богу. Какой-то человек появился в нашей жизни, о чем-то с нами заговорил, что-то нам подсказал, почему-то мы этого человека послушали.

Или случилось с нами нечто, что определенным образом настроило нас, направило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, которая привела кого-то из нас в храм, первоначально должна была идти в противоположном направлении. Есть замечательные слова из не менее замечательного фильма «Покаяние», в советские еще времена вышедшего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни человека, которая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сворачивать, но тем не менее Господь нас на нее постоянно старается вернуть.

Говоря о Промысле Божием, нужно, наверное, сказать и о том, что бывают случаи, когда мы сталкиваемся с какой-то тяжкой скорбью и несправедливостью. И в это время у нас порой рождается если не ропот на Бога - это удел все-таки людей совсем маловерных, - то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда ожесточение, озлобление, от которого мы буквально вскипаем и не можем в себе удержать этот праведный или кажущийся нам праведным гнев.

А происходит это опять-таки потому, что мы не способны бываем рассмотреть, как Господь это зло и эту скорбь может обратить во спасение. Часто бывает так, что люди, далекие от Церкви, когда заходит речь о младенцах, убитых в Вифлееме, не могут с этим примириться и говорят: как же Бог попустил смерть этих невинных младенцев в таком количестве? Ну и, естественно, этот вопрос переходит в другие вопросы: как Господь попускает смерть множества невинных людей во время войн, каких-то стихийных бедствий… И когда начинаешь объяснять, что есть вечность, в перспективе которой можно совершенно иначе понять все происходящее в этой жизни, то у собеседника, даже если он и принимает эту логику, зачастую рождается множество других возражений.

Но вы, наверное, помните замечательную притчу из патерика о том, как некий подвижник постоянно задавался вопросом, по какой причине злые благоденствуют, а добрые умирают в нищете и в болезни. И вот однажды ему понадобилось проделать долгий путь, и к нему присоединился странный спутник, который на протяжении всего их совместного пути совершал не менее странные деяния. Когда они ночевали в доме человека, который принял их очень гостеприимно, этот спутник монаха украл у хозяина серебряное блюдо и потом выкинул по дороге. Когда они вышли из другого дома и владелец этого дома послал своего сына проводить их, то спутник столкнул этого мальчика в реку, и он утонул.

Потом они остановились на ночлег в каком-то пустынном месте, где стоял полуразрушенный дом, и провели ночь под кровом этого дома, а с утра спутник монаха разломал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бесстрастии, не выдержал и воскликнул: «Кто ты - ты человек или демон?! Почему всю дорогу ты творишь зло? Один человек нас принял с любовью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас проводить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь провели, а ты этот дом разрушил? Что ты за исчадье ада такое?!». А тот ему ответил: «Я не человек и не демон - я Ангел Божий, посланный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отчасти познавать пути Промысла Божия. Это блюдо человек, который нас принял, приобрел неправедным путем и не в силах был от него отказаться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не привязывалось к украденному. А мальчик у этого доброго человека, если бы вырос, стал бы отъявленным негодяем и погубил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состоянии, пригодном для вечности, Господь повелел мне прервать его жизнь. А что касается этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в следующую ночь здесь должны проходить несколько человек, которые, остановись они здесь, погибли бы под развалинами. Теперь возвращайся в свою келью и не испытывай судеб Божиих, не задавай вопроса „почему?“». Вот иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

И на самом деле этот случай не кажется каким-то фантастическим и из ряда вон выходящим: даже в окружающей нас жизни мы порою такого рода обстоятельства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хороший знакомый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крестным сына своего друга. При этом он покупает, как это сейчас бывает, билет через интернет, приезжает в аэропорт и, поскольку по дороге были пробки, попадает к самому концу регистрации на рейс. Девушка за стойкой предлагает ему: давайте вы сегодня на следующем рейсе улетите.

Он остается на следующий (там разница буквально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не беспокоиться, но потом все-таки опять подходит и говорит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой никаких вещей, успею я сесть». Ему удается пройти, он улетает на этом самолете, а следующий самолет разбивается и погибают абсолютно все люди, которые в нем находились. В его жизни это, конечно же, чудо, это Промысл Божий.

А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть - может быть, на борт того же самолета, а Господь нас всеми силами от этого отводит. Мы возмущаемся, переживаем, но неизвестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закончилось. Из этого всего можно для себя сделать очень важный вывод: если Господь нас от чего-то отводит, если Господь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хотелось, не надо к этому изо всех сил стремиться.

Надо всегда давать возможность Богу исполнить Свою волю в нашей жизни, потому что стремясь к исполнению собственной воли, мы можем не просто навредить себе, а можем погибнуть. Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Господь через обстоятельства показывает нам, что просить этого и стремиться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь примириться с Промыслом Божиим.

Отец Иоанн (Крестьянкин), годовщину кончины которого мы сегодня отмечаем, часто говорил о том, что самое главное в жизни - это вера Промыслу Божию с рассуждением, основывающемся на опыте, и человек, который так живет, будет самым счастливым и самым благонадежным на пути, ведущем ко спасению, потому что такой человек уподобляется, по очень точному образному сравнению митрополита Антония Сурожского, парусу, надуваемому ветром: как только ветер поднимается, он поднимает и парус и гонит судно в том направлении, в котором ему и нужно бывает двигаться. Человек, который доверяет Промыслу Божию, имеет возможность экономить силы, не тратить их попусту и пребывать в созидательном труде. Это одно из важнейших следствий послушания - того послушания, о котором мы читаем в житиях святых и в патериках.

Мы часто в своей обычной жизни - в быту и еще чаще на работе - сталкиваемся с тем, что приходится не столько тратить сил и трудов на то, чтобы сделать какое-то дело, сколько на то, чтобы исправить то, что было сделано неправильно. И в том, что касается нашего спасения, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то созидаем, сколько восстанавливаем разрушенное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это великое благо - не тратить время и силы на сопротивление обстоятельствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совершенно лишним, а просто превратиться в такой «парус», готовый направлять судно нашей жизни туда, куда угодно его направить Богу.

И еще, говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой». К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем.

Нам зачастую не хватает опыта праведного Иова, который заключается в том, чтобы не искать силами и средствами человеческого ума объяснений тому, что можно постичь только в общении с Богом. Помните этот момент: когда Иов внутренне мечется и приходит в смятение, потому что не может понять, за что Господь ему все это послал? Его не смущает то, что с ним произошло, внешняя сторона скорбей,- его мучает непонимание: что в его жизни было настолько Богу неугодным? И ни объяснения друзей, ни его собственные размышления не могут ему на этот вопрос дать ответа. И лишь когда Господь ему является, Он Сам становится для него ответом на все вопросы, и происходит то самое, что выражено уже в Новом Завете в словах Спасителя: В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, отсутствие или скудость такого опыта непосредственного богообщения, переживаемого в молитве и во время участия в церковных таинствах, не дает до конца поверить Промыслу Божию и всецело ему отдаться.

Ну и в заключение скажу, что, решаясь Промыслу Божию довериться, мы уподобляемся апостолу Петру, который, доверившись Христу, получил удивительную способность идти по воде, по бурным волнам морским, словно посуху. Человек, который Промысл Божий принимает, точно так же получает возможность - удивительную и в то же время такую важную, такую необходимую для нас - небедственно идти по волнующейся поверхности моря житейского, в котором многие утопают и в котором действительно можно утонуть и погибнуть навсегда.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

Отец Нектарий, у меня один-единственный вопрос, но не очень простой. Все-таки «судьба» в мирском понимании - это в каком-то смысле правильно, да? И если, как говорят, от судьбы не убежишь и все уже о человеке предугадано, чего ему тогда в жизни трепыхаться-то?

Ради чего нужно в жизни «трепыхаться», я могу сказать совершенно определенно, и, наверное, большинство здесь присутствующих понимает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

А вот в отношении того, можно ли избежать чего-то, чему Господь определил с нами быть, можно сказать так. Безусловно, избежать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Господь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в принципе, не надо. Достаточно знать и понимать: все, что с нами в жизни происходит, происходит потому, что Господь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситуации и на основании этого нашу жизнь определенным образом строит. Поэтому нельзя сказать, что наша жизнь во всех своих обстоятельствах только лишь от Бога зависима: она зависит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соотношение предопределенности и наших действий, потому что мы воспринимаем течение времени в одном направлении, от прошлого к будущему, а в вечности совершенно иные категории.

Вот знаете, бывает так: мы чувствуем, что может произойти какая-то беда с близким нам человеком, и молимся о том, чтобы эта беда не произошла. В какой-то момент наша душа успокаивается, и мы понимаем, что эта молитва услышана и Господь дал близкому нам человеку избежать того, о чем мы просили. А потом мы вдруг узнаем, что человек избежал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, действительно, это может быть истинной правдой, хотя сама молитва совершилась позже. Но если бы мы не молились, то избежал бы он беды?.. Бог есть Владыка и настоящего, и прошлого, и будущего, и Он может откликнуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сформулировать. Понимаете, о чем я говорю?

Батюшка, у митрополита Антония Сурожского есть объяснение, что Господь не предопределяет, а предузнает: получается, между этими понятиями большая разница?

Об этом разные отцы говорили по-разному. Господь не просто предузнает - Он знает. Нельзя сказать, что Господь в какой-то момент что-то предузнал, поскольку не было такого мгновения, когда бы судьба каждого из нас не была известна Богу. Можно говорить о том, что каждый из нас существовал еще прежде того, как мы были сотворены, потому что каждый из нас, как и любой неодушевленный предмет этого мира, есть некая, как говорили святые отцы, Божественная идея.

При этом нельзя сказать, что появился какой-то момент, когда мы начали существовать в качестве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неизменен. И от этой мысли, на самом деле, замираешь - иногда от восхищения, а иногда от ужаса: вот как это вместить, что мы не только существовать будем вечно, но и существуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким образом соединяется то, что, с одной стороны, все зависит от нас, а с другой стороны, все заранее про нас известно, человеческим умом тоже вместить до конца невозможно.

Батюшка, еще по поводу предопределения… Говорят, что когда человек умирает и о нем кто-то молится, это еще может до Страшного Суда изменить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повлиять не может?

На самом деле, об этом тоже замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский. Он задавал вопрос: а почему, собственно говоря, молитва может что-то изменить в судьбе человека? Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить до конца, потому что опять-таки это выходит за рамки познания человеческого, но есть очень простой и важный момент, на который он обращал внимание. Если о человеке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это становится «поводом» для милости к усопшему: его дела и любовь продолжают приносить плоды после его кончины.

Ну а что касается вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни церковного поминовения этого человека, ни частной молитвы за него, то ничто уже не повлияет на его загробную участь. Хотя опять-таки можно вспомнить, что мы молимся в некоторые дни поминовения усопших и о тех людях, имен которых мы не знаем - о погибших в самых различных обстоятельствах, умерших от каких-то тяжких болезней, о павших на поле брани.

Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глубокой древности церковной, и поскольку Церковь ничего не делает бессмысленно, неоправданно, то можно сказать, что и эти молитвы какое-то значение в жизни людей усопших имеют. Хотя, безусловно, главным образом все зависит от того, что человек в своей жизни сеял, то и будет всходить там, в жизни иной. А все остальное, в том числе молитва церковная,- это то, что может в большей или меньшей мере проявить посеянное нами.

Если человеку было что-то предназначено, а он сделал другой выбор и мучается теперь, понимая, что поступил неправильно, что делать? Если вернуть ситуацию уже нельзя, остается наблюдать, как вся жизнь идет под откос?

Дело в том, что Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необратимый, а присутствует в нашей жизни на всем ее протяжении. И если мы в какой-то момент не задавались вопросом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопросом в тот момент, когда мы наконец очнулись. Вот совершал человек в своей жизни ошибки, совершал и потом остановился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наворочал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопросом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если человек захочет это действительно узнать и, главное, исполнить волю Божию о себе, Господь ему ее откроет. И у человека будет возможность не то чтобы все начать сначала, но, по крайней мере, с этого момента идти тем путем, который к Богу и ко спасению будет вести, то есть безнадежности нет, даже если были сделаны ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпущено, и мы можем либо продолжить идти путем ошибок, либо положить этому шествию предел.

- Действительно ли Господь тех людей, у которых все хорошо, любит меньше?

Нет, так рассуждать вряд ли можно. Господь, безусловно, всех любит, и любит равно. Отличается лишь способность людей воспринимать эту любовь и откликаться на нее. Образно говоря, Господь щедрою рукой в каждого из нас, как в некие сосуды, неистощимой струей вливает живую воду благодати, и один вмещает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вливается во всех равно, но кто-то ее принимает, а кто-то исторгает из себя. Вот только от этого все и зависит, больше ни от чего.

Чудеса случаются каждый день. Причем не где-то за тридевять земель, а здесь, в нашей с вами жизни. Они возникают из потаенного источника, окружают нас морем возможностей и исчезают. Чудеса считаются чем-то сверхъестественным, хотя и пронизывают наше сознание ежедневно. Мы можем замечать их, а можем игнорировать — и не понимать, что в этот миг решается наша судьба. Но если настроиться на чудеса, настроиться быть «здесь и сейчас», жизнь озарится таким сиянием, какое вы и представить не можете.

Если же не обращать на чудеса внимания, счастливые возможности проплывут мимо. Узнаете ли вы чудо, если увидите его своими глазами, — вот в чем вопрос. А если поймете, что чудо — это чудо, как себя поведете? А вот если бы вы сами могли творить собственные чудеса, какое чудо вы бы выбрали?

Внутри нас, за пределами физической сущности, за пределами мыслей и эмоций обретается мир чистого потенциала — в этом мире возможно всё. Даже чудеса. Особенно чудеса. Эта часть нашего естества связана со всем сущим — нынешним и будущим. Каждому из нас приходилось быть свидетелем поразительных и сверхъестественных — иначе не назовешь — явлений. Скажем, вы убираетесь в шкафу и находите давний подарок человека, связь с которым прервалась много лет назад. Через какой-нибудь час раздается телефонный звонок, вы снимаете трубку и слышите голос того самого приятеля. Или же — у вас ломается машина на пустынной трассе; вы огорчены: помощи придется ждать не один час. Однако первой же машиной, показавшейся на дороге, оказывается автотягач.

Можно ли назвать такие вещи простыми совпадениями? Конечно, можно. Но при ближайшем рассмотрении подобные случаи могут оказаться и проявлениями чудесного. От них можно отмахнуться, как от случайных явлений в мире хаоса. Но и признать в них потенциально судьбоносные события, каковыми они вполне могут оказаться, тоже можно.

Я не верю в бессмысленные совпадения. Я считаю, что совпадения — это послания, подсказки, на которые следует обращать самое пристальное внимание.

Уделяя совпадениям и их значению должное внимание, вы поддерживаете связь с глубинным пластом бесконечных возможностей. С этого и начинается магия. Такое состояние я называю Синхросудьбой — оно позволяет исполнить любое желание. Синхросудьба предполагает доступ к глубинным уровням вашей сущности; кроме того, вы должны внимательно следить за затейливым танцем совпадений в материальном мире. Нужно стараться проникнуть в природу вещей, осознать существование источника разума, благодаря которому созидание Вселенной продолжается по сей день. Человек должен стремиться реализовать открывающиеся перед ним возможности и тем самым изменить свою жизнь.

Чем внимательнее вы к совпадениям, тем чаще они случаются и тем шире ваш доступ к посланиям-подсказкам.

Если научиться прислушиваться к миру души, возможным станет многое.

Самый страшный разрушитель — стресс. Если вы напряжены, если чувствуете враждебность по отношению к кому- или чему-либо, внутреннее равновесие нарушается.

Куда бы вы ни шли, на глубинном уровне вы всегда несете информацию о подлинной сущности вашего «я».

Попробуйте представить, что Вселенная — огромный единый организм. И эта его огромность есть не что иное, как спроецированная перцепционная действительность: даже если «здесь» вы видите заполненный болельщиками громадный стадион, на самом деле это всего лишь слабый электрический импульс в мозгу, который вы, нелокальное существо, считаете футбольным матчем. «Мир — это отраженный в зеркале огромный город. Вселенная — тоже огромное отражение, наше отражение в собственном сознании», — гласит «Йога-Васиштха», древний ведический текст.

Это и есть душа всего сущего.

Если бы мы жили созвучно уровню души, то увидели бы, что лучшая, самая светлая часть нашего «я» созвучна ритмам Вселенной. Мы бы уверились в своей способности творить чудеса. Избавились бы от страха, страстей, ненависти, тревог и сомнений. Быть созвучным миру души означает преодолеть ограничения «эго» и разума — ограничения, намертво привязывающие нас к явлениям и событиям материального мира и вообще к материальному миру как таковому.

Душа есть у каждого, но наблюдаем-то мы с разных ракурсов. И жизненный опыт у нас разный. Поэтому вещи и явления видятся нами по-разному. Различия в восприятии — это различия в интерпретации. Если бы вы и я наблюдали за одной и той же собакой, мысли у нас были бы совершенно разные. Возможно, мне показалось бы, что это свирепое животное, и я бы даже слегка оробел. А вы сочли бы его милым, дружелюбным песиком. Ваш разум истолковал бы ситуацию совсем не так, как мой. При виде собаки я пустился бы наутек. Вы подозвали бы пса свистом и поиграли бы с ним.

Интерпретация происходит на уровне ума, но движения индивидуальной души обусловлены накопленным опытом; с помощью воспоминании о прошлом душа предопределяет наш выбор, восприятие тех или иных ситуации.

Всемирная, нелокальная составляющая души неподвластна поступкам, но она связана с духом — чистым и неизменным. Просветление можно определить как «осознание себя беспредельным существом, наблюдающим и наблюдаемым с некоей локализированной точки зрения». И какой бы бездарной ни была наша сегодняшняя жизнь, никогда не поздно «подключиться» к той части души, которую называют беспредельным, неразбавленным потенциалом, и изменить свое существование. Это и будет Синхросудьба — обращаясь к связи между «своей» душой и душой всемирной, вы сформируете собственную жизнь.

Перейдем к эмоциям. Эмоции — это видоизмененная энергия. Они приходят и уходят, зависят от обстоятельств, ситуации, событий, уровня отношений. Эмоции никогда не возникают на пустом месте, они всегда результат вашего взаимодействия с окружающим миром. Нет отношений, событий — нет и эмоций. Так что, даже если я рассержусь, это будет не мой гнев. Гнев просто завладеет мной на какое-то время.

Эмоции зависят от контекста, обстоятельств и взаимоотношений, которые формируют ваше видение действительности.

А что же мысли? Мысли — это переработанная информация. Каждая наша мысль — часть всеобщей базы данных. Сто лет назад никто не произнес бы фразу «Я полечу в Дисней-парк самолетом "Дельты"». Упомянутых реалий еще не было, не было и мыслей о них. Все мысли, кроме наиболее оригинальных, — не более чем переработанная информация. Да и самые свежие мысли — это квантовые скачки творческого вдохновения, коренящиеся всё в том же общем массиве информации.

Приходит время, и из коллективной информационной базы данных появляются новые идеи. Идеи эти зарождаются не в голове какого-то счастливчика, но в коллективном сознании. Вот почему важные научные открытия часто совершаются сразу в нескольких уголках земного шара. Идеи витают в коллективном сознании, и подготовленный разум способен перевести эту информацию на язык людей.

Уловить нечто познаваемое, но никем до сих пор не уловленное — это и есть гениальность. Только что новой, свежей идеи не существовало, секунда — и она стала частью нашего осознанного мира. Где же обреталась эта идея в промежутке между моментами? Она — гостья из виртуального мира, мира вселенского духа, где существует лишь чистый потенциал. Этот потенциал может воплотиться и во что-то вполне предсказуемое, и в нечто принципиально новое. На этом уровне все возможности уже существуют.

Мы живем как актеры, у которых в спектакле одна-единственная роль: мы делаем вид, что всё понимаем, хотя замысел режиссера нам совершенно неведом. Но стоит только прислушаться к голосу души — и сценарий раскроется сам по себе. Вы всё поймете. Вы продолжите играть, но играть радостно, осознанно, в полную силу. Вы сможете выбирать — выбирать свободно, со знанием дела. Мгновения наполнятся глубочайшим смыслом: вы будете помнить контекст и осознаете значение каждого мига.

Но еще удивительнее то, что мы можем самостоятельно переписывать сценарий, взять себе другую роль. Нужно только идти к своей цели, использовать возможности-совпадения и не глушить внутренний голос.

Как сказано в Упанишадах, «человек состоит из желания. Каково бывает его желание, такова и воля; какова бывает воля, такое деяние он и совершает; какое деяние он совершает, такого удела и достигает». В конечном счете оказывается, что судьба человека предопределена его сокровенными желаниями и намерениями. Желания и намерения неразрывно связаны.

Что есть намерение? Считается, что это цель, которую человек перед собой ставит; мысль, желание. На самом деле всё немного сложнее. Намерение помогает реализовать определенную потребность: возможно, вы стремитесь обрести какие-то материальные блага, а может, вам не хватает теплоты в отношениях, любви или духовной самореализации. Намерение — это мысль, помогающая удовлетворить ту или иную потребность. Когда потребность реализована, человек доволен. Всё логично.

Мы так привязаны к своему локальному, индивидуальному, личному «я», что не замечаем, какое великолепие лежит за его пределами. Неведение есть неполная осознанность. Чтобы что-то заметить, необходимо отрешиться от всего остального.

Что бы вы загадали, если бы знали, что любое намерение тотчас исполнится?

Задумывая что-либо, вполне можно было бы спросить себя: «Как это отразится на мне и моем окружении?» И если окажется, что от исполнения вашего намерения все только выиграют, то это намерение, помноженное на непротивление нелокальному разуму, само позаботится о своем исполнении.

Помните: ваши мысли не должны диссонировать с мирозданием. Помните: ваши мысли не должны диссонировать с мирозданием. Желание сорвать джек-пот может усилить в вас чувство отстраненности от мира. Те, кто выигрывали большие суммы, часто жаловались, что они отдалились от друзей и семьи, а счастья так и не обрели. Если ваша цель — деньги, и только деньги, вы обречены на отчуждение.

Как определить, какое желание может исполниться? Очень важно обращать внимание на подсказки нелокального разума. Надо замечать совпадения. Совпадения — это послания. Это путеводные нити Бога, или души, или нелокальной действительности, понуждающие человека разорвать круг кармической обусловленности и шаблонного мышления. Эти путеводные нити показывают дорогу в мир осознания, в мир, наполненный любовью и заботой беспредельного разума, первопричины вашего бытия.

Такое состояние духовные традиции называют благодатью.

Если совпадения — это закодированные послания нелокального разума, то жизнь, возможно, покажется вам чем-то вроде романа-мистерии. Будьте наблюдательны, замечайте знаки и намеки, учитесь понимать их значение — и рано или поздно докопаетесь до истины.

В сущности, жизнь — это и есть одна сплошная загадка. Мы не знаем своей судьбы: только в самом конце можно будет оглянуться на пройденный путь. Сквозь призму времени история жизни каждого из нас кажется очень логичной. Мы без труда можем проследить непрерывную нить своего существования. Оглянитесь назад — и на каком бы этапе вы сейчас ни находились, вы видите, как плавно течет ваша жизнь от одной вехи к другой, от одного места жительства или работы к другому, от одной цепочки обстоятельств к другой. Как легко было бы жить, если б заранее знать, где окажешься в конце пути. Оглядываясь назад, большинство из нас думают: «Зачем я так нервничал? Зачем изводил себя и своих детей?»

Совпадения — это далеко не забава. Они дают ключ к разгадке воли вселенской души, поэтому значение их трудно переоценить. Особо значимые стечения обстоятельств иногда называют «многозначительными совпадениями». Я считаю это словосочетание тавтологией, поскольку каждое совпадение многозначительно — в противном случае его бы просто не было. Если совпадение случается, это значит очень многое. Просто иногда нам удается расшифровать его смысл, а иногда нет.

Что же означают совпадения? Вы знаете ответ, но этот ответ нужно осознать. Совпадение как таковое не является источником смысла. Источник смысла — это вы, тот, кто обретает опыт.

Мы даже представить себе не можем, какие силы стоят за каждым событием нашей жизни. В сеть кармы, судьбы вплетена нить совпадений. Все вместе образует жизнь каждого из нас — вашу жизнь, мою, еще чью-то. Синхронистичность остается незамеченной только потому, что повседневная жизнь далека от нелокального уровня. Как правило, мы замечаем только причинно-следственные связи: это произошло из-за того, а то стадо причиной этого — линейная траектория. Но на глубинном уровне вершится и нечто иное. Существует целая сеть невидимых нам взаимосвязей. Когда взаимосвязи проявляются, мы замечаем, как прочно вплетены в них наши желания. И сеть эта целостна, она идеально согласуется с реалиями жизни, идеально подходит для обучения и значительно превосходит наш поверхностный опыт.

Как писал Руми, один из моих любимых поэтов и философов: «Это призрачный мир. Подлинное — по ту сторону занавеса. Мы не здесь, здесь лишь наши тени». Так называемая повседневная жизнь — всего лишь игра теней. По ту сторону занавеса, по ту сторону пространства и времени сокрыта душа — живая, энергичная, бессмертная. Если жить по законам истинного мира, можно сознательно изменить собственную судьбу. Изменения произойдут благодаря синхронизации некаузальных (на первый взгляд) отношений: так вы сформируете свою судьбу — термин «синхросудьба» именно отсюда. Категория Синхросудьбы предполагает осознанное участие в формировании собственной жизни — для такого участия необходимо понимать мир, недоступный чувственному восприятию. Необходимо понимать мир духа.

Сознание напрямую зависит от внимания и намерения. Что бы ни оказалось в центре вашего внимания, оно словно бы заряжается энергией. А когда вы переносите внимание на другой предмет, значимость прежнего снижается. С другой стороны, как мы видели, желание — это путь к изменениям. Можно сказать, что внимание активирует энергетическое поле, а желание активирует поле информационное. Эта активация и предопределяет изменения.

Замечая совпадения, вы привлекаете энергию, задавая вопрос «Что все это значит?» — привлекаете информацию.

Ответ может явиться в виде внезапного озарения, интуитивного предчувствия, неожиданной встречи или знакомства с новым человеком. Например, в вашей жизни случаются четыре совпадения, которые на первый взгляд не связаны между собой. В какой-то из дней вы смотрите выпуск теленовостей, и вас осеняет: эврика! так вот что мне пытались втолковать! Чем внимательнее вы относитесь к совпадениям и к сокрытому в них смыслу, тем чаще они случаются и тем яснее их значение. Когда вы научитесь замечать и понимать все совпадения, путь к самореализации прояснится.

Большинству из нас кажется, что прошлое живет только в воспоминаниях, а будущее — только в воображении. Но на духовном уровне прошлое, будущее, вообще всё и вся существует одновременно. Все происходит одновременно и синхронно.

Внимание к совпадениям притягивает новые совпадения, а намерение понять их значение помогает эти совпадения расшифровать. В совпадениях проявляется воля Вселенной, позволяющая познать синхронистичность и воспользоваться безграничными возможностями жизни.

Тот, кто способен остро чувствовать свое окружение, заметит и посланные Вселенной совпадения. Намеки могут быть очень тонкими. Так, плывущий из распахнутого окна дым сигары может вызвать воспоминания об отце и об одной из его любимых книг — и вдруг окажется, что это воспоминание может сослужить вам хорошую службу.

Не пренебрегайте совпадениями. Подумайте, что может значить то или иное стечение обстоятельств. Ответ, как правило, лежит на поверхности. Просто задайте вопрос: «Какое здесь послание? Каково его значение?» Вам не нужно доискиваться ответа. Задайте вопрос — и ответ придет. Возможно, это будет мгновенное озарение, или неожиданно подвернувшая возможность чему-то научиться, или что-то абсолютно непредвиденное. Может, вы встретите того, кто каким-то образом причастен к совпадению. Случайная встреча, близкий друг, необычная ситуация или обстоятельство немедленно подскажут вам разгадку. «Ах, так вот о чем это!»

Для взращивания совпадений полезно также завести дневник и записывать туда все совпадения в своей жизни. Будьте особенно внимательны ко всему, что кажется вам необычным, — к событиям, выходящим за рамки статистической вероятности.

Как не потерять себя в сложном и запутанном мире? Каждый день выискивайте пять минут, когда можно спокойно посидеть в тишине. Душой и сердцем сосредоточьтесь на таких вопросах: «Кто я? Как я хочу прожить жизнь? Чего бы мне хотелось сегодня?» Потом расслабьтесь. Пусть поток сознания, ваш внутренний голос, подскажет варианты ответов. Через пять минут запишите их. Проделывайте такое каждый день; вы удивитесь, насколько точно обстоятельства, люди и события укладываются в схему ваших ответов. Это и будет началом Синхросудьбы.

Кому-то эти вопросы вначале покажутся слишком трудными. Многие просто не привыкли размышлять о своих желаниях и потребностях — мы если и думаем о них, то очень абстрактно, не допуская возможности их реализации.

Если вы не определили для себя жизненную цель, то чем думаете заниматься? Было бы неплохо, если бы Вселенная послала какую-то очевидную подсказку или даже снабдила нас огромным компасом, указующим верное направление. Но ведь такой компас у нас есть. Чтобы его увидеть, внимательно прислушайтесь к себе и осознайте, чего же на самом деле хочет ваша душа, о какой жизни она мечтает. Когда поймете свое сокровенное желание и осознаете его истинную сущность, у вас появится путеводная звезда — ее свет может распространиться и на архетипические символы .



Совпадение

Совпаде́ние

сущ. , с. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? совпаде́ния , чему? совпаде́нию , (вижу) что? совпаде́ние , чем? совпаде́нием , о чём? о совпаде́нии ; мн. что? совпаде́ния , (нет) чего? совпаде́ний , чему? совпаде́ниям , (вижу) что? совпаде́ния , чем? совпаде́ниями , о чём? о совпаде́ниях

1. Совпадением называют то, что имеет место, происходит одновременно с чем-либо.

Совпадение двух важных событий.

2. Совпадением называют непреднамеренное, неожиданное соответствие чего-либо чему-либо.

Поразительное совпадение мнений, взглядов. | Совпадение желаний и возможностей. | Произошло уникальное совпадение предложения и спроса.

3. Совпадением называют ситуацию, при которой какие-либо события, явления и т. п. случайно происходят в одно и то же время, в одном и том же месте и т. п.

Счастливое, приятное, забавное совпадение. | Неожиданное, странное совпадение. | Это просто совпадение! | В описаниях Платона и Гомера отмечено много совпадений природы местности, где находилась Троя.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "совпадение" в других словарях:

    Стечение (обстоятельств), одинаковость; тождественность, дублирование, совмещенность, конгруэнтгость, общность, совмещение, повторение, тожество, тожественность, единство, равенство, схождение, тождество, параллелизм Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

    СОВПАДЕНИЕ, совпадения, ср. Состояние по гл. совпасть совпадать. Совпадение обстоятельств. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    совпадение - СОВПАДЕНИЕ, сходство, схожесть СХОЖИЙ, похожий, сходный, книжн. сходственный СОВПАДАТЬ, сходиться, книжн. сходствовать СХОДНО, похоже … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    СОВПАДЕНИЕ, я, ср. 1. см. совпасть. 2. Случайная совмещённость каких н. событий, явлений. Неожиданное с. Я не хотел прийти вместе с ним: это просто с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    совпадение - 3.2 совпадение; максимально допустимый уровень концентрации: Наличие в чувствительном (измерительном) объеме более одной частицы одновременно на пути луча света АСЧ. Примечание Совпадение приводит к завышению результата при подсчете крупных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    совпадение - абсолютное совпадение невероятное совпадение полное совпадение совершеннейшее совпадение … Словарь русской идиоматики

    совпадение - ▲ одинаковость величина, переменная характеристика < > несовпадение совпадение одинаковость значений переменных величин. совпасть сделаться одинаковыми. совпадать (наши мнения совпадают). сойтись. сравнять, ся. сравниться. ↓ … Идеографический словарь русского языка

    совпадение - sutaptis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. coincidence vok. Koinzidenz, f rus. совпадение, n pranc. coïncidence, f … Fizikos terminų žodynas

    Ср. 1. Одновременность явлений, событий и т.п. 2. Сходство, общность, одинаковость. 3. Соответствие, согласованность. 4. Соединение, сочетание, совмещение. 5. Совмещение при наложении (о геометрических фигурах, линиях). Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Совпадение, совпадения, совпадения, совпадений, совпадению, совпадениям, совпадение, совпадения, совпадением, совпадениями, совпадении, совпадениях (

Бывают ли совпадения?

В каждый момент нашей жизни на нас сваливается огромное количество информации. Мы живем в мире наполненном цветом, запахом, шумом, эмоциями, ощущениями, энергиями и еще Бог весть чем. Все ли из этого мы воспринимаем? Нет. Благодаря присутствию в нашей жизни фильтров (биологических, индивидуальных, социальных и т.д. и т.п.) мы замечаем лишь малую толику того, что предоставляет нам мир.

Наше подсознание просто не позволяет сознанию перенапрягаться. Оно говорит о том, что именно для нас в этот момент важно, отбирает и организует информацию для целостного восприятия. Большинство мыслей возникающих «по поводу» не задерживаются и проносятся мимо. Даже из той малой толики которую мы осознаем, многому ли мы придаем значение? «А я и не заметила» — правда, знакомое выражение? В одной и той же ситуации один человек обратит внимание на одно, а второй – на другое. Психологи могут долго объяснять это различием в «картах мира», ценностях, установках… Большинство людей подумает, что это случайность и совершенно ничего не значит.

Но может быть, все, на что мы обращаем внимание, имеет значение, и является некоторым знаком? Если у Вас чешется левая ладонь — и Вы на это обращаете внимание – значит, это имеет значение. Все, на что вы обращаете внимание, является значимым. Другими словами, случайностей не бывает. В жизни нет ничего такого, что не имело бы значения. Каждый знак, каждое действие и событие, каждый факт, каждая вещь — все, на что мы обращаем внимание, может быть прослежено в прошлом и быть отмечено в настоящем. Все, на что мы в этот момент обращаем внимание, также имеет свое продолжение и значение в будущем. Интерпретировать можно все. О знаках очень хорошо писал Кастанеда. Мы выбираем, на что обратить внимание. Некоторые обращают внимание на красивые цветы на уличных клумбах, улыбки на лицах окружающих людей, другие — на помойки. В большинстве случаев это бессознательный выбор. Но мы можем использовать свой разум в наблюдении над своими выборами. Если мы заметим, что видим только негативное, то мы можем обратить внимание на это предупреждение и искать хорошее.

Мы инстинктивно обращаем внимание на знаки, в которые верим. Вспомните, что в нашей жизни играют роль только те приметы, в которые мы верим. Мы можем поступать так же и в других ситуациях.
Когда мне нужно сделать выбор из двух равных на первый взгляд благ, принять решение делать что-либо или не делать, идти или остаться, в общем, в любой ситуации выбора «из двух», я применю следующую технику. Каждому из двух выборов я присваиваю яблоко. Подумав о первой ситуации, я на внутреннем экране представляю яблоко. Какое оно – большое, маленькое, какой у него цвет, запах, свежесть, насколько оно мне нравится. Подумав о другой ситуации, я снова представляю яблоко, но это уже другое яблоко. Ситуации выбора я не могу реально оценить, а вот яблоки – могу. И то, которое на моем внутреннем экране понравилось мне больше – будет символизировать тот выбор, который предпочтительнее. Так же можно узнавать ответ на вопрос, требующий определить «да» или «нет». Если воображается самое вкуснейшее яблоко – естественно — «да», ну а если – не очень – то вероятнее, ответ будет «нет».

В любой момент наше сознание вычленяет из окружающей действительности определенный предмет. Можно позволить распространится своим впечатлениям более детально и описать все, что Вы чувствуете по отношению к этой вещи. Что Вы ощущаете (запах, вид, вкус, чувство, воображение), какую оценку (плохо или хорошо) вы даете происходящему, и т.д. Позвольте возникающим у вас образам говорить с вами. Переводите любые метафоры в полезную информацию. Как и в случае аллегории, позвольте своим образам и метафорам рассказать вам о том, что вы хотите знать.

На любой возникающий вопрос у Вселенной есть уже ответ. А если вопрос-мысль пронесся быстро и не зацепился? Но ответ на него все-таки есть. И когда мы обращаем внимание на знаки, посылаемые нам Вселенной самое интересное – знать вопрос, на который видишь ответ.

И помните, в каждом нашем выборе сегодня — заключено решение о том, с чем мы хотим встретится завтра.

Тайные знаки судьбы: неслучайные встречи. Совпадения не случайны

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.