Биография. Жан-поль сартр, краткая биография Философия и литература

Когда отец мальчика умер в 1906 г. от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на С., считал своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы С. проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.

Вернувшись в 1920 г. в Париж, С. учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию и готовится к сдаче выпускных экзаменов для получения диплома, дающего право преподавания в лицее или университете. В 1928 г. сдать экзамены ему не удалось, но уже через год, в 1929 г., С. получил диплом первой степени, как и Симона де Бовуар, ставшая со временем заметной фигурой во французской литературе и близким другом и соратником С.

После военной службы в метеорологических войсках С. с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее в Гавре, а в 1933...1934 гг. стажируется в Германии, работая в Институте Франции в Берлине, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на С. большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.

В конце 30-х гг. С. написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, С. пишет «Тошноту» («La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время в «Новом французском обозрении» («Nouvelle Revue Francaise») печатается новелла С. «Стена» («Le Mur»). Оба произведения становятся во Франции книгами года.

«Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII в., проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество – единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего С., хоть какой-то смысл.

Когда началась вторая мировая война, С. из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 г. возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда, если не считать критики буржуазной рутины в романе «Тошнота», главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления С. участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, который ввел его в редакцию газеты «Комба» («Combat»). Основными произведениями С. этого времени были пьесы «Мухи» («Les Mouches», 1943), «За запертой дверью» («Huis clos», 1944) и объемный философский труд «Бытие и ничто» («L"Etre et le neant», 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает.

Пьеса «Мухи» представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на «бытие для себя». Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа – убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора», ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса С. является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал С., воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: «Ад – это другие люди».

Лучшие дня

В главном философском труде С. «Бытие и ничто», ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, С. проводит мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания»; есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью – вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.

К концу второй мировой войны С. становится признанным вождем экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе да Флёр» возле площади Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены, кафе, ставшем местом паломничества французских и иностранных туристов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением Сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет С. работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» («Les Mains Sales», 1948) – драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, – а также незавершенную тетралогию «Дороги свободы» («Les Chemins de la liberte», 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие – нет. В эти же годы С. пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) – опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги «Бытия и ничто».

Увлечение С. марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда он основал и возглавил ежемесячный литературный журнал «Новые времена» («Les Temps Modernes»), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, С. переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии С. осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В «Словах» («Les Mots», 1964), откровенном автобиографическом романе о первых десяти годах своей жизни, С. называет духовные ценности деда «буржуазными», отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает необходимость политической и литературной «ангажированности». Главным произведением этого времени стала философская работа «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique», 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. С. полагал, что с помощью «индивидуальной свободы» можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий – превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

С. был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, С. от премии отказался.

В течение последних 20 лет жизни С. больше занимался политикой, чем литературой или философией. С усердием религиозного реформатора он стремился восстановить «доброе имя» социализма.

С. никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе «Затворники Альтоны» («Les Sequestres d"Altona», 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, С. становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. С. приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах «третьего мира». В 70-е гг. С. оказывается в полной изоляции, становится – впервые за 30 с лишним лет – сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.

В последние годы жизни С. почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер С. 15 апреля 1980 г.

Значение С., которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а Набоков, наоборот, скорее философом, чем писателем, еще предстоит оценить по достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего С. не вяжется с его активной общественной позицией в 60-е гг. Вместе с тем французский философ-структуралист Луи Альтюссер после смерти С. сказал: «Он был нашим Жаном Жаком Руссо». В некрологе, напечатанном в газете «Монд», говорилось, что «ни один французский интеллектуал XX в., ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния, как С.».

Наверное, любить или хотя бы уважать такого писателя можно лишь в зрелом возрасте. После того, как хоть немного порылся в собственной голове, чуть-чуть понимаешь окружающих, а главное – как свет в туннеле, виднеется принятие действительности. Нет, Сартр не говорит о том, что нужно смиренно сложить ручки, скорее – наоборот. Познавай жизнь, принимая сложные и неприятные решения, учись не рисоваться хотя бы перед собой. Тогда, быть может, найдешь смысл этой чертовой жизни…

Абсолютно точно книга не для ленивого прочтения исключительно в удовольствие. Сартр вообще любитель действительности, фактически потрошитель плюшевых медведей с нежно голубыми или розовыми бантиками на пухленьких уютных шейках. Не знаю, что именно позволяло ему видеть реальность – то ли гениальность, то ли злоупотребление всяческими стимуляторами. Имеет ли это значение?... Возможно. Меня скорее поражает другое – как он мог жить, обладая таким знанием человеческой малоприятной природы. Этот внешне отталкивающий, чуть уродливый мужчина, оказывается, еще и отличался умением хорошо пошутить…

Над персонажами своих произведений Сартр измывается на совесть – одиночество, экстремальные условия, пытки, кровь, убийства, жестокость. Правят балом правда, рациональность, осознанность, стремление к свободе, поиски себя, познание мира. Обе пьесы насыщены событиями, страницы почти летят сквозь пальцы, только темп повествования отчего-то текучий, плотный, вязкий, герои неторопливо спускаются в подвалы душ.

"Мертвые без погребения"… Не могу сказать точно, кто таковыми являлся – то ли убитые и брошенные под окнами партизаны, то ли полицейские, внутри которых – лишь мерзкая темнота и душевная пустота. Никто из них особенно и не цепляется за жизнь земную, а о той, другой, возможной, загробной они и не говорят. Действие крутится, на фоне играет веселенькое радио, по углам камеры расставлены фигурки. Постепенно с первого плана уходит мысль о спасении товарищей, отряд сопротивления все больше хочет просто жить. Им кажется, что все потеряно, когда звучит голос вопиющего здравомыслящего: "А я хочу. Я хочу любой жизни. Стыд проходит, когда человек живет долго".

Пьесу "Дьявол и Господь Бог" я давно хотела прочитать. Она царапучая, но метко попадающая в яблочко действительности. Отъявленный мерзопакостник и экспериментатор играючи соглашается на пари. Суть игры – из гадостного князя в добрейшей души покровителя униженных и оскорбленных. Гремящие доспехи сменяются аскетичной рубашонкой, кровь чужая – в собственную, горькие женские слезы – во внутренние мужские поиски и страдания. Ранее ругающие за злость и жестокость брюзжат уже потому, что эти доброта и человеколюбие ваши как-то пока не к месту. Отложите, сударь, до лучших времен…

Пока в моем личном рейтинге Сартр – лучший автор порой явно неприглядной действительности. Психологизм его произведений не зашкаливающий, а очень приведенный к градусу реальности. Разве что декорации кажутся далекими и непривычными, а остальное – люди, поиски смысла жизни, проблема осознанного выбора, искренность с самим собой - все так, все рядом…

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии . Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Детство и юность

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.

Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».

Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.

Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие. Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.


Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.

Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.

Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности.


1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.


Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл . А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла .


В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от . Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.


В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. , услышав об этом, произнес:

«Франция Вольтеров не сажает».

Философ вышел на свободу.

Личная жизнь

Будучи студентом, Жан-Поль встретился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, прокуренные желтые зубы, рябое лицо, рост 1,58 м) не остановили стройную красавицу. Симона написала, что встретила своего двойника и божество. Неказистого внешне Жан-Поля окружала толпа восхищенных француженок, для которых тот едва ли не до самой смерти оставался кумиром.


Сартр и Бовуар стали гражданскими супругами, но в этом браке было слишком много странного и скандального даже для Франции с ее свободными нравами. Философ неоднократно и открыто изменял Симоне, она оставалась невозмутимой и тоже изменяла с мужчинами и женщинами. Брак не «осложняли» дети и быт – супруги жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели.

Показательным для личной жизни пары стал роман с аристократкой из России Ольгой Козакевич. Француз увлекся красавицей, посвятил ей новеллу «Стена» и провел отпуск. Симона в долгу не осталась – соблазнила Козакевич и посвятила ей роман «Она пришла, чтобы остаться». Любовница стала членом семьи, а Сартр увлекся ее сестрой – Вандой.

Затем преподавательница Бовуар соблазнила 16-летнюю ученицу Натали Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в министерство образования, и Симону уволили.

Решение престарелого супруга передать права на литературное наследие юной любовнице – алжирке Арлетте Аль-каим – женщину возмутило, но не удивило. Обстоятельство, что Сартр удочерил Арлетту, пытаясь юридически защитить наследницу, тоже не привело к размолвке: Симона поступила зеркально – завещала труды и деньги молодой подружке. Но когда Жан-Поль слег, рядом оказалась верная – как бы странно это не звучало – Симона.

Смерть

Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.


Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.

Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.

Библиография

  • 1938 – «Тошнота»
  • 1939 – «Cтена»
  • 1943 – «Мухи»
  • 1943 – «Бытие и ничто»
  • 1943 – «За закрытыми дверями»
  • 1946 – «Добродетельная шлюха»
  • 1948 – «Грязными руками»
  • 1951 – «Дьявол и господь Бог»
  • 1964 – «Слова»

Цитаты

Ничего нового. Существовал.
Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.
Для того чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
Гений – это не дар, а путь, избираемый в отчаянных обстоятельствах.

- (Sartre) (1905 1980), писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой противопоставление… … Энциклопедический словарь

Сартр, Жан Поль - Жан Поль Сартр. САРТР (Sartre) Жан Поль (1905 1980), французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил феноменологическую онтологию … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Sartre, Jean Paul) (1905–80) Французский политический деятель и писатель, самый известный в ХХ в. представитель экзистенциализма (existentialism). Его идеи наиболее полно отражены в книгах Бытие и ничто (L Etre et le nant , 1943) и… … Политология. Словарь.

- (Sartre) (1905 80) французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой… … Политология. Словарь.

Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти … Википедия

Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко фашистской оккупации Франции (1940‒44)… … Большая советская энциклопедия

САРТР Жан Поль - САРТР (Sartre) Жан Поль (1905—80), французский писатель, философ экзистенциалист. Трил. «Дороги свободы»: «Возмужание» (1945), «Отсрочка» (1945), «Смерть в душе» (1949). Автобиогр. пов. «Слова» (1964, п. 1966), ром. «Тошнота» (1938). Сб.… … Литературный энциклопедический словарь

Сартр (Sartre) Жан Поль (21.06.1905 15.04.1980) французский философ, писатель, один из главных представителей экзистенциализма. С 1929 по 1939 г. и с 1941 по 1944 г. преподавал философию в учебных лицеях Франции. Участвовал в движении… … Психологический словарь

Сартр Жан-Поль - От абсолютной и бесполезной свободы к свободе исторической Писать, чтобы понять себя Внимательный наблюдатель перипетий нашего столетия, Жан Поль Сартр родился в Париже в 1905 г. До начала войны он преподавал философию в лицеях. Будучи в… … Западная философия от истоков до наших дней

Книги

  • Жан Поль-Сартр. Дороги свободы (комплект из 3 книг) , Жан Поль-Сартр. Возможна ли абсолютная свобода - или нам навеки суждено оставаться в узких рамках дозволенного? Что такое любовь - унизительный психологический атавизм или, напротив, одна из высших свобод,…

Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г. Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами. Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем. В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии

Философия Сартра за 9 минут

В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.

Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.

Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар , и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.

Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим. Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма. Он восхищался китайской «культурной революцией », уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.

Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955

В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии. Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.

Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме , Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом . В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».

В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.