План свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и необходимость человеческой деятельности

Класс: 10

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.

Развивающие: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные: формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока : урок освоения новых знаний

Форма урока : урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование : персональный компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии. Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем другие изображения). Что объединяет эти изображения? Свобода.

Как вы думаете, о чем будем говорить на данном уроке? (Тема урока- свобода и необходимость в деятельности человека). Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.»

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

1. Что такое свобода?

2. Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека.

4. Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

  1. Что такое свобода?

Работа с источниками (разные понимания и трактовки понятия «свобода»).

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой».

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

3. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

4. В философии:

  • Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.
  • Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);
  • Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

5. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Что общего в определениях?

(Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

2. Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений).

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

Что нас ограничивает в этом мире? (Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки)

Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Буриданов осел (аудиофрагмент)

В чем смысл услышанного?

Притча

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.)

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность.

3.Свобода и ответственность

Работа с учебником стр.74-75

Выполнение задания в интеллект карте:

Что такое ответственность? (объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.)

Какие стороны ответственности бывают? (внутренняя и внешняя). Какая имеет первостепенное значение.

4. Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

Работа с источниками и заполнение таблицы

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия (Гегель, Энгельс)

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Документ.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1)фатализм-представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства…)

2)волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф.Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

5. Свободное общество

Опережающее задание:

Ребята на прошлом уроке я попросила вас ответить на такой вопрос: возможна ли абсолютная свобода человека? (спросить 2-3 человек).

Вывод: абсолютной свободы не бывает.

5. Закрепление материала

Закончить схему «признаки свободы» (альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость) и сформулировать определение понятия свобода.

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации.

Рефлексия

Домашнее задание: параграф 7;

Написать эссе: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зенос Фрудакис

Свобода и необходимость в деятельности человека

Эпиграф урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и для чего?» Фридрих Ницше

План урока: Что такое свобода? Признаки свободы. Свобода и ответственность. Необходимость в деятельности человека

Зенос Фрудакис

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

СВОБОДА Осознан-ность Возмож-ность Воля Альтернати-ва Ответствен-ность Независи-мость Необходи-мость Выбор

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие осознанная необходимость приспособленчество возможность выбора №1

Вставьте пропущенное слово: внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие; то, что обязательно должно произойти в данных условиях №2

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №3

Фатализм утверждает, что: каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости человек, принимая решение, руководствуется лишь своими оценками и желаниями всё происходящее предопределено №4

Домашнее задание: 1. Параграф 7 2. Написать эссе на тему: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 1

Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

  • Понятием «фатализм» обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».
  • Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность - это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие : создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Развивающи е: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные : формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование: персональный компьютер, презентация

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» .

Баранов П.А., Воронцов А.В. «Проблемные задания на уроках обществознания».

Эпиграф


Ход урока

I .Организационный момент

II .Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем эти изображения)

Свобода поэзии , Свобода, ведущая народ» , статуя Свободы

Что объединяет эти изображения? Свобода.

О своей работе «Freedom» Зенос говорит следующее: "Я хотел создать скульптуру взглянув на которую любой человек, независимо от происхождения понял бы, что речь идет о попытке вырваться на свободу. Эта скульптура символизирует борьбу за свободу посредством творческого процесса. Хотя для меня, это ощущение возникло из за конкретной личной ситуации, я почувствовал, что оно присуще почти каждому человеку, который ищет выход из конкретной ситуации, преодолевая жизненные обстоятельства, ведет внутреннюю борьбу, и находит выход.

III . Актуализация знаний

Свобода сложный феномен. Для каждого человека имеет свои оттенки.

Что есть свобода для пирата? Захват кораблей Заключенного? Выйти из тюрьмы Школьника? Каникулы

Прием Мозговой штурм

Что есть свобода для вас?

русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии.

О чем пойдет речь на уроке? Какие версии?

Работа с эпиграфом

Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

    Что такое свобода?

    Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека

Формулировка цели урока

Цель: изучить, что такое свобода, необходимость в человеческой деятельности, выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

Задачи: сформировать представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Формировать умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

IV . Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

1. Что такое свобода?

Работа с источниками

Существует множество различных определений свободы. Вам необходимо изучить определения свободы. Выделите общее в определениях.

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой»

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный».Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

В понимание свободы связано с наличием человека.

В :

Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

В свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, , и т. д

Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);

Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Что общего в определениях?

Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы.

Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений)

т.е. свобода – отсутствие ограничений . Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки) внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения внешние обстоятельства

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.
(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.
Прокомментировать.

Работа с источниками

Буриданов осел . Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Текст «Буриданов осел»

Жил-был Буридан.. А был у того Буридана осел. Решил как-то раз Буридан своего осла покормить, и нет, чтобы положить корма в одно место, а наполнил он кормом две кормушки, да так получилось, что поровну корма-то вышло. И не было между кормушками никакой разницы, и нельзя было дать ни одной кормушке предпочтения. Посмотрит Буриданов осел на одну кормушку, посмотрит на другую – к какой подойти не знает. Долго выбирал осел, пока с голоду и не подох. Такая вот история про Буриданова осла.

В чем смысл прочитанного?

Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше? (аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами

ПРИТЧА

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность

Условия существования свободы:

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности : 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

2 .Свобода есть осознанная необходимость

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося… Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость»?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Печорин- фаталист.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Хрущев

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Работа с таблицей. Какие точки зрения на свободу в деятельности человека?

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Проиллюстрировать примерами из литературы, истории

Прежде чем дадим определение свободы, скажите, как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое учебное действие?

(ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть.(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля, наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Сформулируйте определение свободы

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации

Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны? Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде. На это обратили внимание философы еще в древности.

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор) Свобода человека состоит в том, что он волен выбирать цели и средства

V .Первичное закрепление.

Составить кластер по вариантам

1.Признаки свободы

альтернатива, выбор, возможность, воля, активность, независимость, необходимость, ответственность, осознанность

Метод ранжирования по степени важности:

Альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость

2.Составить кластер ЗАВИСИМОСТЬ

от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег

3.Составить кластер ОГРАНИЧЕНИЯ

мораль, власть, ложь, обвинения, шаблоны, привычки
А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты – демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …
Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» - согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева?

Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

VI . РЕФЛЕКСИЯ

Проверка заполнения интеллект карты

Интеллект карта

Свобода и необходимость в деятельности человека

СВОБОДА

Выбор осознанность ответственность

Домашнее задание.

Написать эссе: Платон: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.