Бог все предвидит но не предопределяет. Идея предопределения и психология

"Ибо, кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ, тех и прославил"

Что такое предопределение?

Это - один из догматов веры, которого придерживаются некоторые течения Христианской Церкви. Согласно этому догмату, Всезнающий БОГ уже заранее предопределил одних людей к добру, а других - к ЗЛУ; одних -- к вечному блаженству, а других - к вечному осуждению. Отсюда, спасутся только те, кого Бог избрал "прежде создания мира", все же остальные люди погибнут.

Учение о предопределении, в самом общем смысле этого слова, недалеко УШЛО от фатализма, утверждающего, что все предназначенное судьбой неотвратимо и неизбежно. Люди не могут, бессильны и беспомощны изменять свой рок, свой фатум. То, чему суждено быть непременно будет; а то, чему не суждено, никогда и не случится. Фатализм, детерминизм и "лредопределенчество" сходны именно своей идеей безысходности и обреченности.

Учение о предопределении, как ни странно, было впервые разработано Августином Блаженным (354-439). Этот отец Церкви и христианский философ учил, что Божье решение: кого спасти и кого погубить, - не подлежит никакому сомнению, изменению или нарушению, так как оно неоспоримо и непреложно. Он учил, что в греховной природе человека нет ничего такого, что располагало бы его к святой жизни и влекло к Богу. Он доказывал, что в момент грехопадения человек утратил не только "образ Божий и подобие", но и свободную волю. Учение Августина было одобрено и принято Западной Церковью на соборе, состоявшемся в Ароссио, в 529 году.

Такое решение Собора было продиктовано необходимостью борьбы с другой богословской крайностью, проповедуемой в Африке Британским монахом Пелагием. Пелагиане отрицали наследственность первородного греха. Будучи сам строгим аскетом и познакомившись с другими аскетами, Пелагий учил, что человек имеет свободную волю и способен совершенствоваться и достигать вершин святости и без внешнего воздействия и помощи благодати Божией. Эта ересь Пелагия была осуждена Церковью на Вселенском соборе в Ефесе (431 г.).

Мартин Лютер (1483-1546) был склонен, поначалу, к этой идее "предопределения" и даже кое-что написал в ее защиту, но его сотрудники и ближайшее окружение решительно воспротивились и Лютер вынужден был отказаться и переменил свой взгляд. Позже, Собор Лютеранской церкви, формулировавший лютеранское вероучение, отказался внести в это вероучение доктрину предопределения.

Но, четыре века спустя, захваченный этой доктриной Джон Кальвин (1509-1564), стал во главе ее приверженцев, которые стали с тех пор называться его именем: "кальвинисты".

Сам Кальвин был студентом богословия, исполнявшим обязанности католического священника, но встретившись с этим учением, он отказался от богословия и от священства и стал адвокатом, что дало ему возможность проповедовать свое учение в разных столицах Европы и в салонах высокопоставленных лиц. Подвергаясь постоянным гонениям со стороны католической церкви, Кальвин должен был бежать из Франции в Швейцарию, (в Базель), где вскоре издал книгу: "Христианский устав", в которой и изложил свое учение.

По учению Кальвина, догмат предопределения должно считать основным догматом Христианства. Он признавал полное растление человеческой природы и непреодолимость Божественной благодати, которая была Алфой и Омегой в деле спасения человека. Он признавал, что Христос умер на Голгофе только за грехи "предопределенных" к спасению, но никак ни за грехи всего рода человеческого. Вдобавок, Кальвин категорически отрицал наличие свободной воли в человеке.

Ересь Кальвина не замедлила вызвать протест у Нидерландского богослова Якова Арминия (Хармензена) (1560-1609). Порицая Кальвинизм, Хармензен впал" в другую крайность. Он учил, что в вопросе спасения души человеческой главенствующую роль играет не благодать, а только свободная воля человека.

С тех пор и до настоящего времени вопрос свободной воли, благодати и предопределения является предметом непрекращавшихся богословских споров, полемики и препирательства.

Коснемся вкратце главных тезисов этого спорного учения.

Провидение Божие

Проповедуя доктрину "предопределения", поборники ее любят сослаться на следующие слова ап. Павла: "Ибо, кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил"... Поясняя слово "предузнал", они смешивают его со словом "предвидел", - предвидел, что так будет и вот так вышло...

Но, слово "предузнал" означает - заранее знал, наперед. В данном случае, "предведение" значительнее "предвидения". В слове "предвидел" есть некий элемент предугадывания того, что должно произойти в будущем; тогда как слово "предузнал" означает, что Бог пользовался Своим Божественным всезнанием, или "предведением", охватывая вечность доисторическую и вечность поисторическую, включая все находящееся между этими вечностями, время: прошедшее, настоящее и будущее, как написано: "Ведомы Богу от вечности все дела Его"... (Д. Ап. 15.18).

Говоря о предузнании или предведении Божием, весьма важно знать и постоянно помнить, что Вечный Бог - вне времени. Он не связан и не ограничен никакими сроками и летоисчислениями. Мы, смертные существа, имели свое начало и будем иметь свой конец, но Бот безначален и бесконечен. Ап. Петр пишет: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день". (2 Петр. 3. 8). "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; Они погибнуть, а Ты пребудешь; и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся"... (Евр. 1.11-12).

Для нас, людей, время распределено на прошедшее, настоящее и будущее. И то, чего мы не знали еще вчера, мы вдруг узнали сегодня или можем узнать завтра, во для Всезнающего Бога не существует такого постепенного, прогрессивного познания. Бот имеет абсолютное знание. У Бога все в "совершенном виде". Для нас, людей ограниченных временем, умом, знанием, необходимо ожидать, пока то или иное грядущее событие совершится, для Всезнающего же Бога, оно уже совершил/ось. То, что для нас не существует или будет существовать через 20-30 лет, для Бога уже существует. Слово Божие говорит, что "Бог называет несуществующее, как существующее"... (Рим. 4.17). Аврааму Бог говорит: "Я (уже) поставил тебя отцом многих народов". Бог видел Авраама "отцом множества", когда сам Авраам был еще бездетным и без надежды иметь когда-либо наследника. В лице Авраама Бог видел всю грядущую историю Израиля и роль этого народа в деле Боговоплощения и явления в мир "Спасителя мира".

По Своему Божественному предведению, Бог видел всю историю Церкви прежде создания мира, прежде Боговюплощения, Голгофы и Пятидесятницы. Бог уже видит абсолютно точные результаты проповеди Евангелия на земле от первого, уверовавшего чрез проповедь Петра, до последнего уверовавшего человека пред восхищением Церкви. Бот видит каждого еще не уверовавшего человека так, как если бы он уже уверовал. И это Его предведение, - непогрешимо, неизменно, неприложно.

С первого взгляда, эта мысль может показаться странной, но, по некотором размышлении, каждому становится до очевидности ясно, что в Очах Всемогущего и Всезнающего Бога, наше предузнание, избрание, призвание, наша вечная слава или вечное посрамление - факт уже совершившийся.

Таков Бог. Таков язык вечности. На таком языке написана книга Апокалипсиса, в которой Иоанн Богослов созерцает очами Божьими весь грядущий процесс и завершение "времени" и земной истории человечества.

Этим же языком вечности апостолы напоминают нам, верующим, что мы уже "имеем спасение", "перешли от смерти в жизнь", "жизнь наша сокрыта со Христом в Боге", что Бог уже "посадил нас на небесах"...

Помня это, было бы нелепо допустить, что Бог, ("Отец вечности", "Вечная сила Его и Божество", Совершеннейшая Мудрость и Разум), не имел бы совершеннейшего Плана для созданного человека и всего мироздания, представив "все сущее", воле слепой судьбы. Напротив написано: - "мы Им живем, и движемся и существуем"... (Д. Ап. 17.28). "С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех живущих на земле; Он создал сердца всех их и вникает во все дела их"... (Пс. 32. 15).

Но, в такой же мере, абсурдна и та мысль, что Божье предведение и всезнание легли в основу Божьего "предопределения": одних людей - к Спасению, а других - к гибели.

Предопределение Божие

Существует великая пропасть между предопределением Божиим, каким оно открыто людям в Священном Писании и тем "предопределением", которое возникло в человеческом воображении и не соответствует Истине.

Вот то место Писания, на которое ссылаются приверженцы "теории предопределения": "Ибо кого Бог предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего"... (Рим. 8.29).

Во-первых, - мы ясно видим, что в этом стихе говорится о предопределении, но оно не имеет ничего общего с предопределением кого-то к вечной гибели. Равно, как не сказано и о том, что Бог предопределил кого-то к спасению. Хотя, цитируя этот стих, "предопределенцы" любят подчеркнуть: "Вот, видите, даже ап. Павел учил о предопределении!"

Да, мы не отрицаем того, что Павел пользовался этим словом, но в каком смысле? - спросим мы.

В том смысле, в каком это слово приведено апостолом, в разбираемом нами стихе: "Кого предузнал, ТЕМ и предопределил быть подобными образу Сына Своего".

Предопределение, о котором говорит Павел относится не к спасению или гибели людей, а к освящению жизни уже спасенных, к их Богоуподоблению, к их вечной славе. Тех, кого Бог, по Своему предузнанию, видел уже спасенными, "ТЕМ (не тех) и определил быть подобными образу Сына Своего". Бог так любит Своего Единородного Сына, что Он восхотел, чтобы и всякий Им искупленный, был похож на Сына, "был подобным" этому образу.

Человек был создан "по образу и подобию Божию", но впал в грех и утратил этот образ. Христос воплотился для того, чтобы этот образ восстановить. Принимая на Себя плоть человеческую, "Христос должен был во всем уподобиться братиям", стать "Сыном Человеческим" Так и "сыны человеческие", спасенные по Его благодати и "соделавшиеся причастниками Божеского естества", должны стать "сынами Божиими". Посему, всем "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими". (Иоан. 1.12). Тем, "которые от Бога родились", именно тем, Бог предопределил "расти возрастом Божиим", расти "в познании Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова"... (Еф. 4. 13).

Для этого Бог дал искупленным Духа Своего Святого. "Ибо воля Божия - освещение наше!" - пишет ап. Павел Так понимали предопределение верующие древне-апостольской Церкви Они могли сказать: "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа". (2 Кор. 3. 18).

Это прогрессивное Богоуподобление прийдет к своему завершению, при нашей личной встрече с грядущим Христом. Как написано: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть". (1 Иоан. 3. 2). Вот что приготовил Господь для всех возлюбивших явление Его.

Вот о каком предопределении учил апостол Павел. Чтобы мы были подобны Христу по своей духовной сущности, "как носили образ перстного, так чтобы носили и Образ Небесного". Чтобы мы были подобны Ему в наших взаимоотношениях с Небесным Отцом, чтобы "Дух Божий свидетельствовал духу нашему, что мы дети Божии" Чтобы мы были подобны Ему в нашем служении. Как Он - "Свидетель верный и истинный", так и нам быть "Его свидетелями". Особенно же, - подобны по Его жизни и характеру; чтобы нам "так поступать, как Он поступал"... (1 Иоан. 2. 6).

Ложное предопределение

Главным представителем ложного предопределения является, как мы уже упоминали, француз Жан Кальвин. Этот "недоучка-богослов" и такой же "недоучка-юрист" прослыл среди своих современников весьма узким, желчным и не в меру фанатичным сектантом. Будучи сам лично преследуем католической церковью, Кальвин успевал беспощадно гнать инакомыслящих и расправляться с противниками.

Кальвин вошел в историю тем, что водворил в Женеве теократические порядки и действовал там с большой властью. Это по его настоянию был сожжен на костре Мишель Сервенто (Серве), за отрицание некоторых догматов христианства. Этот врач и молодой ученый, открывший "малый круг кровообращения", погиб на костре, когда ему было всего 42 года.

Все это и, вероятно, многое другое, нисколько не мешало этому изуверу проповедовать, что Бог предопределил одних людей в рай, а других в ад.. Богом избранный и "предопределенный" к спасению человек, чтобы он ни делал, как бы он ни жил непременно будет спасен, а человек предопределенный Богом к вечной гибели, как бы ни старался спастись, неизбежно погибнет. Сам Кальвин, как создатель этой теории, причислял себя, конечно, "к лику предопределенных к спасению"...

Мы не имеем полномочий быть его судьями. Кальвин, подобно разбойнику на кресте, мог быть помилован Богом в последнюю минуту. Но при всем том, не мешает все же вспомнить слова Спасителя: "По плодам их, узнаете их". "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные"... (Мф. 7 гл.).

Среди множества заблуждений, щедро рассеваемых на Ниве Христовой, заблуждение о предопределении, следует рассматривать самым пагубным.

Теория предопределения человека к вечной гибели, как какой-то бездушный предмет, не имеющий в этом деле права выбора, делает Бога виновником существования зла, уничтожает в человеке его моральное отличие и объявляет бесполезными и пустыми все наши усилия и надежды на спасение.

Даже Августин Блаженный, запутавшийся в своих философских и богословских рассуждениях о предопределении, все же приходит к одной ясности, что Бог не мог быть автором такого жестокого и несправедливого предопределения. "Грешно даже говорить о том, что Бог предопределил что-либо кроме добра" - пишет Августин.

"Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним". (1Фес. 5. 9).

Бог не предопределял к гибели ни одного человека. Каждый человек погибает не по вине Божией, а по своей собственной вине.

Бог избрал Израиля для великого дела, для возвышенных целей: "Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь", - говорит Господь. Но, наступил день и Господь должен был сказать: "Погубил ты себя, Израиль!" (Ис. 49.3; Ос. 13.9). "Приготовься к стретению Бога твоего, Израиль!" (Ам. 4.12).

Предопределение

Пример предопределения и судьбы можно найти в истории царя Кира Великого (его будущее увидел во сне его дед Кир I ). В то же время идея предопределения сочеталась у греков и римлян с мыслью, что сознательная деятельность человека всё же может иметь значение. Так у Полибия в его «Всеобщей истории» постоянно подчёркивается роль судьбы, но разорвать круг всё же можно, особенно если у власти встанет выдающийся человек. Корнелий Тацит в одной из книг размышляет над проблемой «определяются ли дела человеческие роком и непреклонной необходимостью или случайностью», приводя различные мнения на этот счёт, одно из которых гласит, что богам нет ни малейшего дела до смертных, другое - что жизненные обстоятельства предуказаны роком, но не вследствие движения звёзд, а в силу оснований и взаимосвязи естественных причин. Но большинство смертных считает, что их будущее предопределено с рождения . Таким образом, для мировоззрения греков и римлян была характерна двойственность, а не полный провиденциализм .

Предопределение в христианстве

Предопределение - один из труднейших пунктов религиозной философии , связанный с вопросом о божественных свойствах, природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия , Свобода воли , Христианство , Этика).

Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как всё существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели.

Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода ; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати.

Вопрос здесь решён, таким образом, догматически.

Предопределение в Библии

В честь этого понятия назван один из первых российских кораблей Гото Предестинация (1711).

См. также

Примечания

Литература

  • Timothy George The Theology of the Reformers, Nashville, Tenn., 1988.
  • Friehoff C. Die Pradestintionslehre bei Thomas von Aquino und Calvin. Freiburg, 1926,
  • Farrelly J, Predestination, Grace, and Free Will, Westminster, 1964.
  • И. Мананников «Предопределение», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев 2007 г.
  • Алистер МакГрат, Богословская мысль реформации, Одесса, 1994.
  • Божественного Аврелия Августина, епископа Гиппонского, о предопределении святых первая книга к Просперу и Иларию,М.: Путь, 2000.
  • Кальвин Ж. «Наставления в христианской вере», СПб, 1997.

Ссылки

  • Предвидение и предопределение Православная энциклопедия «Азбука веры»
  • Предопределение и свобода воли в Исламе (калам) русский перевод Главы VIII из книги Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam . Harvard University Press, 1976. 810 p.
  • The Gottschalk Homepage - Англоязычный сайт, посвященный учению о предопределении Готшалька из Орбэ. На сайте доступны латинские труды Готшалька, а также подробная библиография

АБСОЛЮТНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Уильям Смут (1912)
http://asweetsavor.info/smoot/abspred.html

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены в зависимости от целей того, кто творит все по изволению воли Своей
Еф.1.11

Передо мной экземпляр "Вестника истины", периодического издания Старой школы, выходящего в Лорель-Форке, Вирджиния. В этом номере в одной из ведущих статей редакция предпринимает атаку на учение о предопределении. Здесь же появляются сообщения, касающиеся опыта, о которых мы думаем, что здесь не может быть никаких серьезных возражений. Нам, однако, всегда было интересно, как любой человек с опытом евангельской благодати может возражать против учения о вечном, неизменном и абсолютном предопределении всех вещей, которым надлежит произойти.
Мы вовсе не удивимся, обнаружив противостояние этой истине в мире, ибо естественный разум человека восстает на суверенитет Бога, он есть вражда против Бога, закону Божию не покоряется, да и не может (Рим.7.7). Но мы очень удивлены, что любой, кто когда-либо почувствовал прикосновение Божественного присутствия, может когда-либо усомниться в этой в высшей степени драгоценной и утешительной доктрине. Пророк говорит нам, однако, что «вожди сего народа введут его в заблуждение" (Ис.9.16). Плохой уход вызвал хромоту Мемфивосфея (2 Цар.4.4). И это ложная проповедь и ложные учения, которые часто отравляют умы детей Божьих и настраивают их против истины Евангелия.
Редакция, о которой мы говорим, можно сказать, гениально охарактеризовала труды людей, являющихся противниками этой доктрины, видимо, опасаясь, что учение об абсолютном предопределении противоречит характеру Бога, и она рвется в бой, чтобы оправдать Его характер, бесконечную чистоту и святость, но именно это не может быть поставлено нами под сомнение и не может никак касаться обсуждения этого пункта доктрины.
Мы приведем несколько тонких суждений в статье "Вестника".
"Бог сказал Адаму о древе познания добра и зла: не ешь от него". Означает ли это, что Адам не мог съесть от него? Должен ли он или не должен был это сделать? Если бы это означало, что он не мог и был не в состоянии съесть, наказание не могло бы быть наложено на него, или, будь оно даже наложено, оно никогда не было бы исполнено".
Здесь мы видим, как сначала изготовляют соломенное чучело, а потом его сжигают. Читатель заметит талантливое введение условий, которые не могли и не должны были использоваться. Автор лукаво отходит от силы и смысла Писания в том, что он обсуждает. Он не цитирует весь стих, но ограничивается одним пунктом, оставляя в стороне существенную часть. Стих гласит: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2.17). То, что Бог не намерен был предопределить, что Адам должен есть с этого дерева, как заявляет эта статья, является абсурдным на фоне заявления: "В день, в который ты съешь его". Здесь есть не только пророчество, что он должен вкушать от древа, но и назначенный день, в который это произойдет. Как можно понимать эти слова так, чтобы опустить указание на время. Это заявление показывает и предвидение и предопределение Господа. При полном и добросовестном цитировании стиха будет хорошо виден смысл используемых слов. "Не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". То есть Адам не должен был и не мог вкусить от древа и остаться в состоянии своего изначального творения. В день, когда он ел от дерева, стало неизбежным его падение. Неизменная воля его Творца свидетельствует, что когда он отпал от изначального состояния, он попал под закон греха и смерти, и исполнение его должно было быть достигнуто: "смертью умрешь". Если смысл первого ясен, должен быть ясен и смысл второго. Мы могли бы раскрыть стих грамматически, не меняя его подлинного смысла: "в тот день, когда ты вкусишь, ты умрешь".
Мы можем узнать здесь также, каким образом приход Спасителя был абсолютно предопределен, а вхождение греха в мир не было случайностью. Спаситель дан грешникам, и спасение и грех соотносимы: первое следует за вторым. И та же вечная цель и предназначение, что абсолютно предустанавливает и предопределяет приход Христа как Спасителя грешников, абсолютно и бесповоротно предустанавливает падение Адама и как следствие вхождение в мир греха.
Адам в изначальном творении был просто земным человеком, которому предназначалось обладать землей. Он не был приспособлен для неба. Падение Адама было необходимым для явления Откровения и Евангелия благодати в лице Иисуса Христа, и как бы такой важный фактор мог быть иным, чем говорит Писание: "Ибо, если преступлением одного человека, смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать к жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5.17). Исключите падение Адама, и что стало бы со всем домостроительством спасения? Следовательно, надлежало быть и греху, и спасению, ибо то и другое замыслены в полном и окончательном устроении предназначения или предопределения Божия.
Когда художник пишет картину, линии света, и оттенки тьмы воплощены в одной конструкции; темный фон предшествует контурам света. Сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю, и земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною... И сказал Бог: да будет свет, и стал свет" (Быт.1.1-3). Не была ли тьма такой же частью творения, как и свет? И разве падение не входит в творческое слово Того, Кто которое сотворил небеса и землю, и "все воинство их"?" Писание говорит так, а также дает нам типичные значения света и тьмы: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45.7). Так когда и как Господь образует свет и творит тьму, создает добро и зло?
Редакция журнала резюмирует свою точку зрения на падение Адама в следующем пункте: "Разве Бог говорил, что Адам не пострадает, вкусив от древа? Нет. Но Он имел в виду, что Адам не должен этого делать, у него нет на это права от Бога. Обязанностью Адама было подчиняться своему Создателю, но он не повиновался Ему по собственной воле; он счел, что знает все лучше Бога, и что он обманут. Слова "ты умрешь" были просто карой за неповиновение, и так одним человеком в мир вошел грех, и грехом смерть. И если бы не вмешательство благодати через искупление Христом, все люди без исключения остались бы в смерти и под угрозой вечного наказания".
Это арминианская свобода в чистом и простом виде, из которой ясно видно, что автор, вместо того чтобы считать падение Адама предопределенным по определенному совету Всемогущего Бога, усваивает его самому Адаму, как говорил один старый проповедник в Вест-Вирджинии: «Адам сделал себя грешником". И если бы не вмешательство Иисуса Христа, все его потмки остались бы в погибели. То есть, вмешательство Иисуса Христа было после того, как замысел Божий утвердил Его милость за счет Его справедливости, для того, чтобы вывести Адама из ямы, в которую он впал. Это соответствует статье веры ассоциации Северной Каролины, по которой Бог создал Адама "стоящим, но могущим пасть". Какую честь это делает Божию характеру? Истинно Он должен был предвидеть, что Адам падет, но почему, спросим мы по человеческому рассуждению, Адам не был сотворен не способным пасть, чтобы ему было предоставлено бессмертие в земном раю? Такие вопросы, однако, есть мудрость мира сего, которая есть безумие перед Богом.
Еще раз процитируем "Вестник": Верующий был создан во Христе Иисусе на добрые дела, эти добрые дела приходят после его нового творения и возрождения святых, когда они оживотворены". Здесь, конечно, имеется в виду теория рождения грешника свыше, которая является радостью сердца всех баптистов - сторонников средств благодати - оживление и восстановление естественного человека. "Если мы можем хвалиться заветом и волей Господа, скажите нам, как это делать. Если бы заповедь "не укради" не была предназначена для всех людей, никто никогда бы не крал". Первый раз мы видим в периодике Старой школы утверждение, что заповеди в том смысле, в котором они были предоставлены, даны всем людям. Автор распаляется еще больше и завершает следующим: "Те, кто проповедуют, что преступление Адама определил Бог, просто не имеют на это права. Они опираются на свое воображение или на воображение других людей. Это противоречит Библии, вменяет слова Бога в ничто, и делает молитвы, проповеди, наставления, обличения и многое другое напрасным. Мы видим, что много хороших братьев и сестер были обмануты этой теорией". Разве мы здесь не видим то, о чем писал апостол: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2 Пет.2.1-2).
В трудах таких заслуженных старейшин Старой школы, как Гилберт Биб, Джон Ф.Джонсон, Р.С.Личмэн, Сэмюэл Тротт, Томас Дадли, Филандер Хартвелл, Дэвид Патман, Дж.М.Теобальд и множество других, учение, которое теперь подвергается таким горьким нападкам, четко провозглашалось сто лет. Оно принесло урожай, пока к нам не начали вкрадываться врасплох (2 Тим.3.6) люди, отвергающие дивное знание наших отцов прежних дней, которое высказывали святые люди Божии, говорившие Духом Святым (2 Пет.1.21).
Но давайте перейдем к более полному рассмотрению вопроса. Использование термина "абсолютное" применительно к предопределению оправдано, только если оно более ясно отличает учение, против которого выступают наши враги. Это слово означает просто предопределение без ограничений; тем не менее оно подразумевает и другое. Характер Бога выше упрека, и он никогда не может быть постигнут или измерен естественным разумом. "Никто не знает Сына, кроме Отца; не знает никто Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11.27). Откровение, которое Он благоволил сообщить о Себе, являет Его вечное самостоятельное существование. "Я есть Тот, Кто Я есть" (Исх.3.14). "Я Господь, и нет Бога, кроме Меня» (Ис.45.5). "Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (рим.13.1). Мы могли бы без конца приводить цитаты, являющие бесконечное само-существование, безграничную власть и мудрость Бога. Самосуществование является атрибутом верховной власти. Вечность и время может вмещать в Себя лишь одно само-сущее Существо, бытие одного Великого Я; все другие существа зависят в своем существовании от Того, Кто «есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1.17).
Слово "предопределение" является новозаветным термином, хотя оно используется в Писании лишь несколько раз. Оно несколько напоминает, хотя и не тождественно ему по смыслу, слово "цель", которое используется чаще и в обоих Заветах. Павел наставлял Тимофея "правильно разделять слово истины" (2 Тим.2.15), то есть размещать каждый пункт доктрины на своем месте, чтобы каждый момент учения о нашем Боге и Спасителе имел свое отношение к великому делу Искупления.
Апостол соединяет учение о предопределении с избранием, поставив предопределение сразу после избрания. "Кого Он предузнал, Он также и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8.29). "Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив нас к усыновлению как детей через Иисуса Христа по благоволению воли Своей" (Еф.1.5 KJV). Из порядка, в котором эти две вещи находятся в этих и других местах Нового Завета, очевидно, что избрание - это один из важнейших, если не основной принцип системы Евангелия, а предопределение - это Божий порядок вечного торжества избирающей благодати. "Кого Он предопределил, тех. Он также призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8.30). Предопределение здесь дано как подтверждение призвания, оправдания и прославления избирающей благодатью.
"В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены согласно цели Того, Кто творит все по изволению воли Своей» (Еф. 1.11). В этом тексте цель и предопределение использованы с минимальной разницей в смысле этих слов.О предопределении здесь говорится, как и в других библейских свидетельствах, в связи с "наследием святых во свете". Избрание совершается во Христе, предопределение же заверяет всех наследников обетования в безопасности их искупления во Христе Иисусе.
"В соответствии с целью Того, Кто совершает все". "Все" здесь может рассматриваться как призвание, оправдание и прославление избирающей благодатью, но учение о предопределении охватывает не только все эти моменты, но косвенно все, что вообще существует. Согласно Откровению для колоссального дела искупления, увенчавшего славою и честью Господа Иисуса Христа, должна была быть предоставлена почва, где совершилась бы эта работа, вызванная к жизни по благоволению Божию и для явления чудес воли Его.
Предшествующий этому стиху текст апостола ясно представляет дело предопределения: "чтобы в устроении полноты времен было собрано воедино все во Христе". Все существа во времени и само время были созданы для этого великого дела, которое должно быть явлено в полноту времен. Таким образом, все созданные вещи и все события прямо или косвенно стремятся к одной великой цели, для которых они были созданы рукой Творца вселенной.
Кто осмелится поставить под вопрос, что этот Всемогущий Бог, Иегова, Я Есмь Тот, Кто Я Есмь, держит полный контроль над всеми вещами и определяет в вечности все события, касающиеся спасения и прославления Его избранной семьи; что Он надежно держит в руках Своей всемогущей силы явление этой вечной цели через все изменения во времени, что Он не создает ничего, чем Он не мог бы управлять; что из откровения мы знаем, что цель и предопределение Божие уверенно, точно и бесповоротно согласуют все события, не оставляя случайности, допущению или любым другим способам творения другой роли, кроме как хранить вечные постановления, цель и предопределение Всемогущего Бога? Он один отвечает за все это, ибо только Он обладает абсолютной властью. Он не делегировал эту ответственность никому из Своих творений, будь то люди или бесы. И Он не стремится уклониться от Своей ответственности, но Он может искренне сказать: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45.7).
Как мы сказали, "все" в нашем тексте может касаться многообразных явлений Его благодати в спасении Израиля, однако это понятие не может игнорировать, но обязательно должно охватывать все события во времени, в которых это спасение совершается. Например, распятие Христа было необходимо, но нечестивые люди должны были возвести крест и посадить нечестивцев во власть, и все эти видимые, временные вещи должны были быть предоставлены и предопределены в нужное время "по определенному совету и предвидению Божию "(Деян. 2.23), а все нечестивые учреждения подняты и ожесточены, как возвышен и ожесточен фараон (Исх.7.13), чтобы "сделать все, что определили рука Твоя и совет Твой" (Деян.4.28).
Распятие Христа как результат предопределения не было ни изолированным, ни исключительным случаем, но примером того, что абсолютно все события всех времен, будь то добро, зло или индифферентные вещи, должны иметь какое-то отношение, прямое или косвенное, к славе Божией в Иисусе Христе, ради которой были созданы все миры и все, что сотворено Богом.
"В соответствии с целью Того, Кто совершает все". Вот единственная и лучшая из причин, по которым Он совершает все: "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, начальства или власти; все они [без исключения] были созданы Им и для Него" (Кол.1.16 KJV).
Мы знаем, что те, кто извращает эти свидетельства, являются экспертами в игре в слова, и они могут сказать, что если "все Им стоит", то это не может быть истолковано в пользу учения о предопределении. Но читатель заметит, что хотя это положение не является главным пунктом текста, цель и предопределение Божие являются здесь важными факторами, ибо мы "предназначены согласно цели Того, Кто творит все по изволению воли Своей". Давайте проясним это: наследие, о котором идет речь, дается в соответствии с целью и предназначением Бога. Предопределение затем обеспечивает исполнение цели и развитие вечного замысла, а также создает среду, через которую это развитие обеспечено, и это предопределение "в зависимости от целей того, кто творит все по изволению воли Своей».
Предопределение также является абсолютной согласованностью всего, воплощенного в этой цели и объемлемого этой работой. В Рим.8 апостол охватывает ту же тему, но в несколько иной манере. Он говорит о том, что все предопределенное содействует благу святых и прославляет Бога. Среди этих вещей он называет скорби, страдания, гонения, голод, нагота, опасность, меч, жизнь и смерть и все, что считается злом, а также ангелы, господства, власти и т.д.; это и есть "все", упоминаемое в нашей теме применительно ко времени.
Мы могли бы взять эти вещи, которые апостол упоминает одну за другой, и посмотреть, насколько четко мы можем проследить предопределение Божие. Его правящая рука видна в каждом событии, будь то глубина бедности и опасностей, которым подвержены святые, их великие скорби и боль утрат. Эти вещи имеют важное значение для развития, ибо они закаляют выбравших их людей в горниле страдания, и апостол завершает свою речь резюме для совершающих свое земное странствие с обещанием: "Для тех, кто любит Бога, кто призван по Его изволению, все содействует ко благу".
Из всего сказанного нами будет ясно, что Писание учит, что Бог сотворил все, и все, что Он предопределил в Своей благой цели, содействует ко благу избранных Его, так что это охватывает как ход событий во времени, ибо само время было введено в бытие по благоволению Божию, так и развитие Его цели, как исполненной во Христе Иисусе прежде вековых времен.
Противники этой доктрины говорят, что она предопределяет зло. Они предполагают для себя возможность измерения характера Иеговы. Какое кощунство! Чтобы претендовать на способность измерять характер великого всемогущего Бога, облеченного в ослепительное великолепие, бесконечную чистоту и святость небес, нужно иметь ту мудрость, которая названа безумием (1 Кор.3.19), ибо мы знаем, что мир "своею мудростью не познал Бога" (1 Кор.1.21).
Мы начали с того, что Бог совершает все по совету воли Своей (Еф.1.11). Отметим положительное утверждение, что это Его воля, и Он не советуется с людьми или бесами. «Ибо кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?" (Рим.11.34). "Кто ты. человек, что возражаешь против Бога? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?" (Рим.9.20). Вот реальные вопросы критикующим глупцам! Весь вопрос о предназначении зла или падения Адама опирается на то, что Сам Бог говорит на эту тему. Может ли быть акт беззакония больший, чем распятие Христа? И все же что говорит Писание о нем? "Ибо поистине против Святаго Сына Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, собрались вместе, чтобы сделать то, что определила рука Твоя и совет Твой" (Деян.4.27-28). Добавим еще несколько мест. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3.1). Разве он не был нечестивым? Разве Писание не покончило с глупейшим понятием некоторых о самосуществовании дьявола? Опять же, посмотрим: Господь создал все для Себя т, даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Притч.16.4). "Я делаю мир и произвожу бедствия (Ra); Я, Господь, делаю все это» (Ис.45.7). "Есть ли злое в городе, что не Господь допустил?" (Ам.3.6 KJV). "Я создал губителя для истребления» (Ис.54.16). "Сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим.9.22). "И Я ожесточу сердце фараона" (Исх.7.3). "Я возвещаю конец от начала" (Ис.46.10).
Могут ли противники нашей доктрины сообщить нам, как конец может быть возвещен от начала так, чтобы некоторые события остались за рамками? "Он творит по воле Его в небесном воинстве, так и среди живущих на земле, и никто не может остановить руку Его, и сказать Ему, что Ты делаешь?» (Дан.4.35). "Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает" (Рим.9.18). "Он послал в сердце их ненависть к Своему народу" (Пс.105.25). "И поэтому Бог послал им действие заблуждения, так что они будут верить лжи" (2 Фес.2.11). Вот лишь немногие из обильных библейских свидетельств на эту тему. Видимо, пророки и апостолы не боялись учения, поддерживаемого в этой статье!
События должны происходить путем предопределения или случайно, и как может что-нибудь выйти за эти две возможности? Одно случайное событие может в любой момент уничтожить всю структуру творения Бога. Если же все происходит по предопределению, то Бог правит людьми и бесами, и даже дьяволом, который есть лишь Его творение, и бесы не могли даже войти в стадо свиней без Его разрешения (Мтф.8.32). Усвоим ли мы это человеку, которого дыхание в ноздрях его (Ис.2.22)? Если нет, то истинно Бог делает то, что Ему угодно "на небесах, и на земле, и в море, и во всех безднах» (Пс. 135.6), и определяет все вещи. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим.11.33-36).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Хотя некоторые ученые утверждают, что предопределение занимает центральное место в богословских мыслях Кальвина, в настоящее время ясно, что это совершенно не так. Оно является лишь одним из аспектов его доктрины спасения. Основным вкладом Кальвина в развитие доктрины благодати является строгая логичность его подхода. Лучше всего это видно при срав нении взглядов Августина и Кальвина по этой доктрине.

Для Августина человечество после грехопадения является испорченным и бессильным, требующим благодати Божией для спасения. Эта благодать дается не всем. Августин использует термин «предопределение» в значении выборочности дарования Божественной благодати. Он указывает на особое Божественное решение и действие, при помощи которых Бог дарует Свою благодать тем, кто будет спасен. Однако возникает вопрос о том, что же происходит с остальными? Бог проходит мимо них. Он не решает специально их осудить, Он лишь не спасает их.

Согласно Августину, предопределение относится лишь к Божественному решению об искуплении, а не к оставлению оставшейся части падшего человечества Для Кальвина строгая логика требует, чтобы Бог активно решал: искупать или осуждать. Нельзя считать, будто Бог делает что то по умолчанию: Он активен и суверенен в Своих действиях. Поэтому Бог активно желает спасения тех, кто будут спасены и проклятия тех, кто спасены не будут Предопределение поэтому является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим».

Одной из центральный функций этой доктрины является подчеркивание милости Божией. Для Лютера милость Божия выражена в том, что Он оправдывает грешников, людей, который недостойны такой привилегии. Для Кальвина милость Божия проявляется в Его решении искупить отдельных людей, независимо от их заслуг: решение об искуплении человека принимается, независимо от того, насколько данный человек достоин этого. Для Лютера Божественная милость проявляется в том, что Он спасает грешников, несмотря на их пороки; для Кальвина милость проявляется в том, что Бог спасает отдельных людей, несмотря на их заслуги . Хотя Лютер и Кальвин отстаивают Божию милость с несколько разных точек зрения, своими взгля дами на оправдание и предопределение они утверждают один и тот же принцип.

Хотя доктрина предопределения не была центральной в богословии Кальвина, она стала ядром позднего реформатского богословия благодаря влиянию таких авторов, как Петр Мартир Вермигли и Теодор Беза. Начиная с ок. 1570 г. тема «избранности» стала доминировать в реформатском богословии и позволила отождествлять реформатские общины с народом Израиля. Точно так, как когда то Бог избрал Израиль, теперь Он избрал реформатские общины, чтобы они были Его народом. Начиная с этого момента доктрина предопределения начинает выполнять ведущую социальную и политическую функцию, которой она не обладала при Кальвине.

Кальвин излагает свою доктрину предопределения в третьей книге «Наставлений в христианской вере » издания 1559 г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа. В самом раннем издании этой работы (1536 г.) она рассматривается как один из аспектов доктрины провидения. Начиная с издания 1539 г. она рассматривается как равноправная тема Рассмотрение Кальвином «способа получения благодати Христа, преимуществ, которые она с собой несет и результатов, к которым она приводит» предполагает, что имеется возможность искупления за счет того, что достиг Христос Своей смертью на кресте. Обсудив то, каким образом эта смерть может стать основанием для человеческого искупления, Кальвин переходит к обсуждению того, какую пользу может извлечь человек из преимуществ, которые возникли в результате нее. Таким образом, обсуждение переходит с оснований искупления на способы его осуществления Следующий затем порядок рассмотрения вопросов является загадкой для многих поколений исследователей Кальвина. Кальвин рассматривает ряд вопросов в следующей последовательности: вера, перерождение, христианская жизнь, оправдание, предопределение. На основании кальвиновского определения взаимоотношений между этими сущностями можно было бы ожидать, что этот порядок будет несколько иным: предопределение будет предшествовать оправданию, а перерождение следовать за ним. Кальвиновский порядок, по хоже, отражает образовательные соображения, а не богословскую точность Кальвин придает подчеркнуто мало значения доктрине предопределения, уделяя ей в изложении всего четыре главы (главы 21 24 третьей книги в дальнейшем III. XXI XXIV). Предопределение определяется как «вечное по веление Божие, которым Он определяет то, что Он хочет сделать с каждым человеком. Ибо Он не создает всех в одинаковых условиях, но предписывает одним вечную жизнь, а другим вечное проклятие». Предопределение должно внушать нам чувство благоговения. «Dectum horribile» не является «ужасным повелением», как может предать дословный перевод, нечувствительный к нюансам латинского языка; напротив, это «внушающее благоговение» или «ужасающее» повеление.

Само местонахождение рассуждений Кальвина о предопределении в «Наставлениях» издания 1559 г. является знаменательным. Оно следует за его изложением доктрины благодати. Лишь после обсуждения великих тем этой доктрины, таких, как оправдание верой, Кальвин обращается к рассмотрению таинственной и озадачивающей категории «предопределения». С логической точки зрения предопределение должно было бы предшествовать этому анали зу; в конце концов, предопределение создает почву для избрания человека и, следовательно, его последующего оправдания и освящения. И все же Кальвин отказывается подчиниться канонам такой логики. Почему же? Для Кальвина предопределение должно рассматриваться в его правильном контексте. Оно является не продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения.Однако она была открыта в конкретном контексте и конкретным способом. Этот способ связан с самим Иисусом Христом, Который является «зеркалом, в котором мы можем узреть факт нашего избрания». Контекст связан с силой евангельского призыва. Почему случается так, что одни люди откликаются на христианское Евангелие, а другие нет? Следует ли это отнести за счет некоего бессилия, присущей неадекватности этого Евангелия? Или есть другая причина этих различий в отклике? Будучи далеким от сухих, абстрактных богословских умосозерцаний, кальвиновский анализ предопределения начинается с обозримых фактов. Некоторые верят Евангелию, а некоторые нет. Первичной функцией доктрины предопределения является объяснение того, почему Евангелие находит отк лик у одних, но не находит его у других. Она является объяснением ex post facto своеобразия человеческих откликов на благодать. Предестинарианизм Кальвина следует рассматривать как апостериорное отражение данных человеческого опыта, истолкованных в свете Писания, а не как нечто, априорно выводимое на основании составленной заранее идеи о Божественном всемогуществе. Вера в предопределение не является сама по себе частью веры, а окончательным результатом освященных Писанием размышлений о влиянии благодати на людей в свете загадок человеческого опыта Опыт указывает, что Бог не оказывает влияния на каждое человеческое сердце. Почему так происходит? Является ли это следстви ем какого либо недостатка со стороны Бога? Или что-то мешает Евангелию обратить каждого человека? В свете Писания Кальвин чувствует себя в сос тоянии отрицать возможность какой либо слабости или несоответствия со стороны Бога или Евангелия; наблюдаемая парадигма человеческих откликов на Евангелие отражает тайну, по которой одним предопределено принять обещания Божий, а другим отвергнуть их. «Некоторым предназначена вечная жизнь, а другим вечное проклятие»

Доктрина предопределения

Следует подчеркнуть, что это не является богословским нововведением Кальвин не вводит в сферу христианского богословия ранее неизвестное понятие. Как мы уже видели, «современная августинианская школа» (schola Augustiniana moderna) в лице таких своих представителей, как Григорий Риминийский, также учила о доктрине абсолютного двойного предопределения: Бог предназначается одним вечную жизнь, а другим вечное осуждение, не обращая внимания на их личные заслуги или недостатки. Их судьба полностью зависит от воли Божией, а не от их индивидуальности. Действительно, вполне возможно, что Кальвин сознательно перенял этот аспект позднесредневекового августинианства, обладающий необыкновенной схожестью с его собственным учением Таким образом, спасение находится вне власти людей, которые бессильны изменить существующее положение. Кальвин подчеркивает, что эта выборочность наблюдается не только в вопросе о спасении.

Во всех областях жизни, утверждает он, мы вынуждены столкнуться с непостижимой тайной. Почему одни оказываются более удачливыми в жизни, чем другие? Почему один человек обладает интеллектуальными дарами, в которых отказано другим? Даже с момента рождения два младенца без какой либо своей вины могут оказаться в совершенно различных обстоятельствах: один может быть поднесен к груди, полной молока, и таким образом получить насыщение, в то время как другой может страдать от недоедания, будучи вынужденным сосать практически сухую грудь. Для Кальвина предопределение было лишь еще одним проявлением общей тайны человеческого существования, когда одним достаются материальные и интеллектуальные дары, в которых отказано другим. Она не вызывает каких-либо дополнительных трудностей, которые бы не присутствовали в других областях человеческого существования Не предполагает ли идея о предопределении, что Бог освобожден от традиционно приписываемых ему категорий доброты, справедливости или рациональности? Хотя Кальвин особенно отвергает концепцию о Боге как Абсолютной и Произвольной Силе, из его рассмотрения предопределения возникает образ Бога, Чьи взаимоотношения с творением являются прихотливыми и кап ризными, и власть Которого не связана каким либо законом или порядком Здесь Кальвин определенно ставит себя в один ряд с позднесредневековым пониманием этого спорного вопроса, и особенно с «via moderna» и «schola Augustiniana moderna» в вопросе о взаимоотношениях Бога и установленного нравственного порядка. Бог ни в коем смысле не подвластен закону, ибо это бы поставило закон над Богом, аспект творения и даже нечто, находящееся вне Бога до момента творения, над Творцом. Бог находится вне закона в том смысле, что Его воля является основанием существующих концепций нравственности. Эти краткие утверждения отражают одну из наиболее ясно прослеживаемых точек соприкосновения Кальвина с позднес редневековой волюнтаристской традицией.

В конце Кальвин утверждает, что предопределение должно быть признано основанным на непостижимых суждениях Божиих. Нам не дано знать, почему Он избирает одних и осуждает других. Некоторые исследователи утверждают, что эта позиция может отражать влияние позднесредневековых дискуссий об «абсолютной власти Божией (potentia Dei absolute) «, согласно которой Прихотливый или Произвольно Действующий Бог свободен делать все, что Он пожелает, без необходимости оправдывать Свои действия. Это предположение, однако, основано на непонимании роли диалектических взаимоотношений между двумя властями Божиими абсолютной и предопределенной в позднесредневековой богословской мысли. Бог свободен выбирать кого Он пожелает, иначе Его свобода станет подвержена внешним соображениям и Создатель будет подчиняться Своему созданию. Тем не менее. Божественные решения отражают Его мудрость и справедливость, которые поддерживаются предопределением, а не вступают с ним в противоре чие.Будучи далеко не центральным аспектом богословской системы Кальвина (если вообще можно употребить это слово), предопределение является, таким образом, вспомогательной доктриной, объясняющей загадочный аспект последствий провозглашения Евангелия благодати.

Предопределение в позднем кальвинизме

За кого умер Христос? Традиционным ответом на этот вопрос является то, что Христос умер для всех. Однако, хотя Его смерть может искупить всех, она оказывает реальное воздействие лишь на тех, на кого она может оказать это воздействие по воле Бога Этот вопрос был очень остро поставлен во время великого предестинарного спора девятого века, в ходе которого бенедектинский монах Годескалк Орбайсский (известный также как Готтсчок) выработал доктрину двойного предопределения, похожую на позднейшие построения Кальвина и его после дователей. С беспощадной логикой исследуя последствия своего утверждения, что Бог предопределил некоторым людям вечное осуждение, Годескалк указывал, что в связи с этим неверно говорить о том, что Христос умер для таких людей, ибо если это так, то Его смерть оказалась тщетной, ибо не оказала влияния на их судьбу Колеблясь над следствиями своих утверждений, Годескалк высказал мысль, что Христос умер лишь для избранных . Сфера Его искупительных дел ограничивается лишь теми, кому предопределено извлечь пользу из Его смерти. Большинство авторов девятого века отнеслись к этому утверждению с недоверием. Однако ему суждено было возродиться в позднем кальвинизме.

Связанным с этим новым акцентом на предопределение оказался и интерес к идее об избрании. Исследуя характерные идеи «via moderna», мы отмечали идею завета между Богом и верующими, похожего на завет, заключенный между Богом и Израилем в Ветхом Завете. Эта идея стала приобретать все большее значение в стремительно разрастающейся Реформатской Церкви. Реформатские общины рассматривали себя как новый Израиль, новый народ Божий, который находился в новых заветных отношениях с Богом «Завет милости» провозглашал обязанности Бога по отношению к Своему народу и обязанности народа (религиозные, социальные и политические) по отношению к Нему. Он определял рамки, внутри которых функционировало об щество и отдельные люди.

Форма, которую приняло это богословие в Англии, Пуританство представляет особый интерес. Чувство «богоизбранности» усиливалось по мере того, как новый народ Божий входил в новую «землю обетованную» Америку. Международное реформатское социальное мировоззрение основано на концепции богоизбранности и «завета благодати» В отличие от этого, позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенные им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца шестнадцатого века «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей Действительно, несогласие по поводу доктрины предопределения было одним из двух основных спорных пунктов, которые занимали полемических авторов в течение последующих веков (второй спорный пункт касался таинств). Лютеране никогда не имели того чувства «богоизбранности» и, соответственно, были скромнее в своих попытках расширить сферу своего влияния. Замечательный успех «международного кальвинизма» напоминает нам о силе, с какой идея может преобразовывать отдельных лиц и целые группы людей реформатская доктрина об избранности и предопределении, несомненно, была ведущей силой великой экспансии Реформатской Церкви в семнадцатом веке

Доктрина благодати и Реформация

«Реформация при внутреннем рассмотрении была всего лишь окончательной победой августинской доктрины благодати над августинской доктриной Церкви». Это знаменитое замечание Бенджамина Б. Варфилда великолепно суммирует важность доктрины благодати для развития Реформации. Реформаторы считали, что они освободили августинскую доктрину благодати он искажений и ложных толкований средневековой Церкви. Для Лютера августинская доктрина благодати, как это выражено в доктрине оправдания одной верой, была «статьей, на которой стоит или падает Церковь». Если и были мелкие и не очень мелкие различия между Августином и реформаторами по поводу доктрины благодати, то последние объясняли их более превосходными текстуальными и филологическими методами, которыми, к сожалению, не располагал Августин. Для реформаторов и особенно для Лютера, доктрина благодати составляла христианскую Церковь любой компромисс или отступление по данному вопросу, допущенное церковной группой, вели к утрате этой группой статуса христианской Церкви. Средневековая Церковь лишилась «христианского» статуса, что оправдывало разрыв с ней реформаторов, осуществленный, чтобы вновь утвердить Евангелие Августин, однако, разработал экклезиологию, или доктрину Церкви, которая отрицала любые подобные действия. В начале пятого века во время донатистского спора Августин подчеркивал единство Церкви, горячо споря с искушением образовывать раскольничьи группы, когда основная линия Церкви представлялась ошибочной. В этом вопрос реформаторы чувствовали себя вправе пренебречь мнением Августина, полагая, что его взгляды на благодать значительно важнее его взглядов на Церковь. Церковь, утверждали они, являлась продуктом благодати Божией и поэтому последняя имела первичное значение. Противники Реформации не согласились с этим, утверж дая, что Церковь сама являлась гарантом христианской веры. Таким образом, была подготовлена почва для спора о природе церкви,. Сейчас мы обращаем наше внимание на вторую великую тему реформационной мысли: необходимости возврата к Писанию

Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером Соломонов Олег

Теория предопределенности

Теория предопределенности

Ее можно рассматривать как один из аспектов теории гобелена или же выделить в отдельную теорию. В чем она заключается, можно понять по ее названию. Каждый наш поступок, любое действие предопределены.

Нельзя, конечно, полностью положиться на судьбу, ссылаясь на то, что мы не можем сами быть себе хозяевами и решать, что нам делать. У нас всегда остается право выбора, однако, как говорится, чему быть, того не миновать.

Простой пример. В жизни часто случаются всякие непредвиденные события: вы куда-то спешите, уже опаздываете, а тут, как назло, ломается ваш троллейбус, лифт с вами внутри застревает между этажами, у вас рвутся колготки или пиджак, и вам приходится в спешном порядке их зашивать, и на это тоже тратится драгоценное время… В общем, в результате вы опаздываете, из-за этого нервничаете и клянете весь свет почем зря. И совершенно напрасно! Подобными ситуациями я уже иллюстрировал теорию мелких пакостей, но не считаю лишним еще раз подчеркнуть: не стоит злиться и переживать по поводу какого-то незапланированного события, оно не случайно! Для чего-то все это нужно, и вам остается только понять, для чего именно. Согласно этой нашей теории, все в жизни предопределено!

Скорее всего, высшие силы заставили вас опоздать с какой-то вполне определенной целью: может быть, это было нужно для того, чтобы вы оказались в нужное время в нужном месте и встретили человека, которого бы ни за что не встретили, если бы не опоздали. Или, наоборот, вас уберегли от нежелательной встречи, и вы благополучно разминулись с кем-то. А может, ваше опоздание защитило вас от беды, уберегло от потрясения или крупной неприятности. То есть все эти случайности далеко не случайны.

Эта теория противоречит высказыванию: «Если бы А не встретил Б, то он бы встретил С и так же счастливо прожил бы с ним свою жизнь!» Теория предопределенности настаивает на том, что каждое наше действие уже, если можно так выразиться, вписано в книгу жизни, то есть этот самый А просто не может не встретить Б, потому что ему так суждено, и ни о каком С даже речи идти не может. Какие бы мысли ни вертелись в нашей голове, какие бы чувства нас ни обуревали, все равно в заданный момент времени мы будем в заданном месте.

Вот мы и подошли к понятию судьба, – согласно нашей теории, она существует, и человек не в силах изменить ее. Однако теория не призывает людей к бездействию и пассивному ожиданию милостей от судьбы, вовсе нет! Под лежачий камень вода не течет, за счастье нужно бороться и так далее, все это совершенно верно. Но просто плыть по течению, даже не пытаясь барахтаться, недостойно вас!

В принципе, если человек отказывается от борьбы, предпочитая отдаться на волю волн, если он покоряется судьбе и пассивно ждет от нее милостей, то это говорит о том, что он не лидер и никогда им не станет. Только тот, кто всегда идет вперед, кто не боится жить и верит в себя, может быть лидером.

Ведь что такое есть судьба? Это всего-навсего каркас, голый остов! Можно, конечно, оставить все как есть, позволяя своей судьбе миловать вас и карать, покорно принимая все ее дары и наказания, но что это будет за жизнь? А можно нарастить на каркас «мясо», покрыть его красивым и прочным материалом, лаком, украсить чем-нибудь, то есть из странной конструкции сделать законченное произведение искусства. Если вам суждено связать свою жизнь с определенным человеком и сделать какие-то дела, то вы все это сделаете, но другое дело, как вы будете это делать! Вам дается только голая схема, и ваша задача – оживить ее, заставить работать, вдохнуть в нее силу и энергию!

Эта теория особенно полезна в трудные моменты жизни, когда обстоятельства складываются против вас и вы не в состоянии что-либо изменить. Допустим, вы опаздываете на самолет: к примеру, вам внезапно стало так плохо, что вы не в силах были выйти из дома, или по дороге в аэропорт вас ограбили и вместе с деньгами украли ваш билет, или ваш автомобиль попал в пробку и так далее. Как бы там ни было, обстоятельства сложились так, что вы опоздали на свой рейс. Это очень неприятная ситуация, вам не по себе, что вполне естественно. Но стоит ли нервничать, если вы все равно ничего поделать не можете? Постарайтесь принять случившееся как данность, извлеките из этой ситуации максимальную пользу для себя. Во-первых, задумайтесь: с какой целью вас задержали, зачем это было нужно? Почему надо было, чтобы вы никуда не полетели на этом самолете?

Может быть, таким образом высшие силы хотят преподать вам урок: показать, что вы несобранный человек, что вы не умеете рассчитывать время и все делать вовремя. И скорее всего, своей цели они достигнут – в следующий раз вы продумаете все до мелочей, заблаговременно отправитесь в аэропорт и уж точно не опоздаете больше на свой самолет.

А может быть, вас хотят научить выкручиваться из трудных ситуаций? Если вы опоздали на самолет, то вам придется придумывать что-то, что помогло бы вам загладить свою вину перед людьми, которые вас ждали, надеялись на вас… Или же самое время порвать с деловыми партнерами, и ваша неявка на деловую встречу окажется как нельзя кстати.

Но может, причина случившегося в другом: кто знает, а вдруг этому самолету суждено разбиться? Статистика показывает, что на самолетах, потерпевших аварию, почему-то всегда меньше пассажиров, чем на обычных рейсах… Многие люди остались в живых благодаря таким вот «случайностям»: кто-то проспал, кто-то застрял в автомобильной пробке, у кого-то внезапно началось обострение хронической болезни, и они были вынуждены сдать билеты… Так что на вашем месте я бы не относился к теории предопределенности легкомысленно!

Разумеется, не стоит использовать эту теорию как ширму, прикрывающую вашу собственную безответственность! Если вы не сделали чего-то важного, не выполнили своего обещания, то это ваша вина, и судьба тут совершенно ни при чем! Ни одна теория не может служить оправданием каких-либо действий человека, ведь теория призвана помочь вам понять жизнь, найти свое место в ней, научиться ее ценить и чувствовать. Я не призываю вас отказаться от борьбы и попыток что-то исправить, изменить. Но если вы не можете повлиять на события, если обстоятельства вышли из-под вашего контроля, то борьба в этом случае – пустая трата сил и времени, зато умение принять случившееся как данность – единственно верное в этой ситуации решение. На пути к цели иногда нужно делать остановки – хотя бы для того, чтобы посмотреть, той ли дорогой и правильно ли вы идете. Учитесь жить в той реальности, которая вас окружает.

Теория предопределенности основана на том утверждении, что все наши поступки вытекают один из другого. И если, скажем, сегодня вам захотелось бросить все дела и пойти в кино, то это не случайно, зачем-то это вам нужно. Может быть, посмотрев фильм, вы вдруг вспомните что-то очень важное для вас или в вашей голове родится творческая идея, которая поможет вам в работе. Но возможно, все это нужно даже не вам самим, а кому-то из вашего окружения: кто-нибудь увидит вас в кино и влюбится, а почему нет?

Все мы, люди, переплетаемся и тесно соприкасаемся друг с другом, вспомните теорию гобелена, и поэтому даже импульсивные наши поступки, которые нам самим кажутся неожиданными, нелепыми, глупыми, могут оказаться важными для других людей. И не только для наших близких! Какой-нибудь прохожий взглянул на вашу замечательную шляпу и решил купить себе такую же, пошел в шляпный магазин и повстречал там человека, на котором через год женился. Если бы вы в тот день не пошли в кино или надели кепку, то прохожему не пришла бы в голову замечательная идея купить себе обновку, он не пошел бы в этот магазин, не повстречал бы некую женщину и не женился бы на ней.

Или другой пример: вы неаккуратно переходили улицу и чуть не попали под троллейбус. Естественно, ситуация неприятная, однако на следующий день вы вряд ли о ней вспомните. А вот ребенок, который издалека смотрел на вас и которого вы сами конечно же не заметили, был потрясен, и этот случай, вполне возможно, навсегда отложится у него в памяти.

А может быть, вы просто шли по улице и улыбались своим мыслям, не вкладывая ничего особенного в свою улыбку. А другой человек шел вам навстречу, ему было очень плохо и тоскливо, у него случилась какая-то неприятность в жизни… И вдруг он посмотрел на вас и увидел вашу улыбку! И ему стало лучше, на душе полегчало, такое ведь тоже может быть, правда?

Или, допустим, вы жевали яблоко и, доев его, бросили огрызок на тротуар (речь сейчас идет не про вашу воспитанность!). За вами следом шел бедолага, весь погруженный в свои мысли, и на этом самом огрызке он поскользнулся, упал и сломал ногу.

Ужасная ситуация, однако благодаря случившемуся этот человек попал в больницу, где встретил свою первую любовь. Она оказалась медсестрой, чувства разгорелись в них с прежней силой, и в конце концов они поженились. Разумеется, все это – набор случайностей. Но кто знает, как сложилась бы жизнь этих людей, если бы вы не бросили огрызок яблока на тротуар… Только, ради бога, не думайте, что я призываю вас к подобным действиям!

Можно, конечно, долго гадать: если бы вы не бросили огрызок, то человек, шедший за вами следом, не поскользнулся бы на нем и не упал, не попал бы в больницу, не встретил бы свою первую любовь… Разумеется, теория предопределенности настаивает на том, что все, что вы сделали, было предрешено заранее, и даже выбор одежды, пути и всего прочего не случаен. У этой теории очень много сторонников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

автора

Теория Психоанализ – психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом в конце ХIХ в., – развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем Фрейд создал общепсихологическую теорию, ставящую в центр

Из книги Техники психоанализа и терапии Адлера автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Теория Адлерианская психология (Индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в

автора Прусова Н В

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа») Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Теория Теории, основанные на категориях, по большей части абстрактны, иначе говоря, они выделяют определенные свойства явления как более важные, или, во всяком случае, заслуживающие большего внимания. Таким образом, любой подобной теории или, в данном случае, любой

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Е. Теория Пока достаточно о «Здравствуйте» и «До свиданья». А то, что происходит между ними, относится к специальной теории личности и групповой динамики, которая одновременно служит терапевтическим методом, известным как транзакционный анализ. И чтобы понять

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Теория Думаю, пока достаточно сказано относительно «здравствуйте» и «до свидания». Суть взаимосвязи между ними мы попытаемся объяснить с помощью трансакционного анализа. Для того чтобы правильно понять последующий материал, надо опять вернуться к принципам этого

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Теория игр В теории игр предполагается, что процесс принятия различных решений, особенно тех, что принимаются не одним человеком, имеет сходство с играми. Иногда связанные с игровыми особенностями аспекты достаточно просты. Например, при игре в шахматы или шашки один

Из книги Жесткие переговоры, или просто о сложном автора Коткин Дмитрий

3. Принцип предопределенности Переговоры выигрываются до того, как прозвучали слова приветствия, еще на этапе подготовки. Это может звучать парадоксально и непривычно для современного бизнесмена. Мы уже привыкли к прозападной установке в переговорах, которая

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.