Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом. Традиции и история рождественского вертепа Каким животным в вертепе отведено центральное место

Во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына - придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли - это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица , старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье , имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда - символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи - это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии ... И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом - наш сегодняшний рассказ.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

С. Чёрный

Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

Вертепы в Италии

Италия - родина вертепов

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

Слово "рresepio" происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова - "ясли" и "детская кроватка".

Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием "Sancta Maria ad Praesepe". Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые "ясли" в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Даже короли мастерили вертепы - традиции и особенности

Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

Джузеппе Ваккаро Бонджованни
(Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
Фото О. Поповой

На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

Живые вертепы

В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль.

Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки.

Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира

Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи".

В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов - страусы.

Еще 48 фотографий:

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Вконтакте

Одноклассники

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.