Черты тотемизма. Тотемизм — определение, история и особенности понятия

Под тотемизмом подразумевается древняя религия, которая предполагает родственную связь с тотемом. Тотемом называют растение или животное, которое покровительствует над жизнью человека и становится эмблемой индивидуума или целого рода, племени. При более подробном изучении и анализе можно выделить основные характеристики тотемизма, а именно:

Определенный тотем приравнивается к хранителю души, жизни человека;
Тотемы имеют свою систему имен и определенную символику;
Все растения и животные, которые считаются тотемами, подлежат более тщательной защите и почитанию. Некоторые из них вообще неприкасаемые;
Проведение всевозможных тотемических ритуалов.
Согласно тотемизму, проведение всяких ритуалов и обрядов может способствовать обретению человеком неограниченной силы и возможностей, которые передает ему его тотем.

Религия тотемизм

Религия тотемизм берет свое происхождение еще 40 тыс. лет назад, однако некоторые сохраненные элементы и немногих последователей можно встретить и сейчас в некоторых регионах Австралии, Северной Америки и Индии. Люди верили в силу животных или растений, почти всем им причисляли сверхъестественные способности. Религия тотемизм по праву считается самой ранней формой религиозных проявлений.
Интересным является факт поиска своего тотемного животного согласно верованиям древних племен Малайзии. Они получали информацию о требуемом животном или предмете во сне. В сновидениях к ним приходили души умерших предков и указывали на тотем или где его следует искать, информация могла быть частичной, или всего лишь подсказкой. Иногда тотем передавался по наследству по материнской или отцовской линии.

Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов. Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.
Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах. Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание. Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку.

Первобытный тотемизм

И поэтому первобытный тотемизм – это не страхи и фантазии, а небеспочвенные представления о мире. Тотем в те времена объединял группы людей только благодаря тому, что у них общее священное животное. Ведь у них была общая вера и общие обязанности. Тотем, в свою очередь, оберегал племена от стихийных бедствий, болезней, часто посылал знаки и предупреждения. Иногда тотемных животных содержали в плену с тем, чтобы покланяться и лицезреть. Именно первобытный тотемизм способствовал возникновению первых табу и ограничений. Если они не выполнялись, то тотемное животное могло покарать за такое. Ну а, чтобы задобрить и расположить дух тотема, вожди племен преподносили жертвы.

Тотемизм и магия тесно связаны между собою. Они были зарождены в одно время, и именно тогда, как никогда человек наблюдал за всеми явлениями природы, изучал их характер. Не с точки зрения величин и физических обоснований, а как проявление, за которым стоит нечто большее. Любое природное явление воспринималось как язык, на котором с людьми общались в то время духи.
Магия – это получения желаемой реальности непривычным способом. Еще в то время шаманы и колдуны могли менять погоду и вызывать дождь. И многие магические приемы были возможны лишь с использованием тотемов, либо с призывом их духов. Тотемизм и магия, параллельно с другими схожими религиями того времени, вызывали интерес, радость, и даже страх при одном только их упоминании. И способность вызывать магические силы как раз и приписывалась тотему. Тотем являлся посредником, проводником человека в мир магии, и охранником одновременно.

Понятие тотемизм

Таким образом, понятие тотемизм имел богатую историю происхождения и оказывал большое влияние на зарождение и становление общества таким, как мы привыкли видеть его сейчас. Религиоведы понятие тотемизм относят к религии первобытной культуры. Оно напрямую связано с взятие индивидуально человеком силы определенного животного, которое является тотемом. Люди избирали себе животное в зависимости от мест проживания, либо животное находило само нужного человека.
Понятие тотемизм служит не только определением одному из первобытных религиозных направлений, а также показывает отношение людей к мистическим магическим проявлениям на разных этапах существования. В более современном мире понятие тотемизм подробно изучается некоторыми психологами. Одним из таких заинтересовавшихся являлся Фрейд.

Тотемизм имеет свое отражение и в современном мире. Маги до сих пор используют тотемы для защиты и придания себе большей силы. В последнее время тема тотемных животных особенно ожила. Сейчас это можно узнать в медитативных практиках, во сне, если предварительно был отправлен на это запрос в подсознание. А еще может заветное прийти само. Это может произойти или в форме знаков и посланий, если человек не видит тонкий мир. Ну а к видящим животное приходит в обычной форме. Чаще всего животное наделено тем качеством, на которое человеку нужно или обратить внимание, или суметь выработать у себя на протяжении жизни.
Существуют даже древние календари тотемов животных по дате рождения. Важно не только узнать свой тотем, но и подружиться с ним. Как можно заметить, тотемизм в современном мире нашел также применение.
Самыми популярными тотемными животными являются: лев, змея, орел, черепаха, сова, волк, лев, лис, пантера. По современным представлениям, то в жизни человека может быть не одно тотемное животное, а несколько. Они сменяют друг друга, прибавляя человеку определенных качеств и навыков.


Одной из ярких религиозных систем культуры древних людей является тотемизм. В её основе лежит культ тотема, который представляет собой либо растение, либо животных. Именно они считались покровителями, а затем (на более позднем этапе развития тотемизма) и прародителями определённой группы людей. Например, если тотем племени - это ворона, тогда считается, что она является их настоящим предком, а все подобные птицы вокруг – сородичами.

Тотем

К своему тотему люди относились с особым трепетом. Ведь он оберегал и покровительствовал им, защищал от лютого холода или страшного голода, а также смерти и всевозможных болезней. Очень важно понимать, что тотем никогда не является божеством. Люди верят только в то, что у них с ним есть родство. Это олицетворение того, что человек очень близок с живой природой.

Тесная связь определённой группы людей и тотема заключается в абсолютном запрете употребления его в пищу. Нельзя также и убивать тотем, приносить ему вред. У большинства племён лишение жизни тотема обязательно требует мести. Правда, существует некоторое количество ритуалов, которые имеют священную силу и требуют съедания небольшой части тотема (маленький кусочек мяса, например). Это необходимо для усиления некой магической взаимосвязи между людьми и прародителем.

Если человек встречается с тотемом, то его принято приветствовать. Обычно ему поклоняются и даже бросают ценные вещи. Нередко подобное делают даже при показе знака тотема. Даже при обнаружении трупа такого животного, всё племя выражает сожаление. При этом обязательно устраиваются пышные похороны.

Выбор того или иного тотема чаще всего связан с географическим расположением места обитания группы людей. Например, логично, что племена Австралии выбирают себе в качестве тотема летучую мышь, опоссума, кенгуру или же крупного страуса эму. Ведь они тут встречаются повсюду. В пустынных местностях тотемами могут стать довольно редкие насекомые или даже растения.

Возникновение тотемизма

Когда точно появился тотемизм сказать невозможно. Однако доподлинно известно, что тотемы были даже у первобытных людей. Они встречаются и у древних греков в мифах о могущественных кентаврах.

По представлениям древнего человека совершенно всё, что его окружает, имеет душу. В том числе и любые объекты природы. Они, так или иначе, влияют на самих людей и весь мир.

Древний человек, охотясь на животных, узнавал все их повадки. Многие эти особенности присущи и самим людям. Так обнаруживалось общее между живой природой и племенами. Считалось даже, что сердце убитого животного, которое съедает охотник, непременно даёт ему самые лучшие качества, присущие зверю.

Раньше люди никогда не стремились взять от природы больше, нежели им было необходимо. И часто взаимодействие с окружающим миром сопровождалось разного рода ритуалами. Так, индейцы, которые жили в Северной Америке перед тем, как срубить дерево, подходили к нему и долгое время умоляли простить за то, что убивают его. Как только ритуал подходил к концу, индейцы моментально бежали к совершенно другому дереву и рубили его. Просто люди свято верили, что во время этого действа все остальные растения в округе теряют сознание от страха. Поэтому боли совсем не ощущают.

Обязательно многие племена проводили обряды до и после охоты. До, чтобы умилостивить хозяина леса. А вот уже после, чтобы попросить прощения у убитых животных.

Все эти культы, обряды и ритуалы были зачатками тотемизма, представляющего собой религиозный взгляд, явление. Особенно ярко он представлен у многочисленных племён, обитающих на территории Северной Америки. Причём и сейчас отголоски тотемизма являются частью их веры.

Тотемизм в разных уголках планеты

Все племена со своим тотемом имеют свои особенности. Так, африканцы, чьей прародительницей является змея, всегда новорождённых детей подвергают особому испытанию. К малышу просто подкладывают змею, и если она его не тронет, то он становится законнорождённым. В противном случае его должны убить.

В Австралийских племенах обычно есть так называемые половые тотемы. Это значит, что у женщин – один предок, а у мужчин – совершенно иной. Многие племена уверены, что после смерти человек обязательно превращается в тотемное животное. Соответственно, каждый подобный зверь - это ушедший из мира живых родственник. При погребении человека из рода буйвол такого североамериканского племени как омахас, умершего обязательно оборачивают в шкуру животного-тотема. Все были уверены, что он отправляется к буйволам.

Бечуаны – это племя, тотемом которого является крокодил. Они стараются не смотреть на него вообще. А вот если этот хищник укусит человека, то его навсегда выгоняют из рода. То же происходит, если на члена племени попадёт хоть капля воды из-под хвоста крокодила.

Все люди, поклоняющиеся тотему, хотят хоть немного быть похожими на предка. Для этого используются самые разные средства. Племя омахас из рода буйвол делают на голове из локонов 2 подобия рогов. А вот род черепаха тех же индейцев оставляет на голове ровно 6 локонов. Они символизируют конечности этого животного и его хвост с головой. Люди из африканского племени ботока специально даже выбивают себе передние зубы, чтобы походить на тотем (быка). Стоит заметить, что всевозможные ритуальные танцы – это не что иное, как подражание движениям тотемного животного. Даже в одежде у человека встречаются перья, клыки, когти прародителя. Так, например, в Европе у некоторых славян во время рождения малышей в их одежду вшивают кусочек сердца и глаза волка, а на шею вешается клык этого хищника. Это своеобразное посвящение в род волка.

На сегодняшний день тотемизм – это единственный вариант религии, который распространён в Австралии. В Северной и Южной Америке он также господствует. Есть общности, которые придерживаются тотемизма в Индии. В своё время эта древняя форма религии присутствовала в Египте, Риме и Греции. Фессалийцы, например, верили, что они являются правнуками муравьёв на земле. Все жители Афин почитали волка и даже посвящали ему определённый культ. В Риме же священной птицей был дятел, которого нельзя было убивать и кушать.

Следы тотемизма можно найти повсюду. С этой формой религии связаны многие мифы, сказки и предания, где героями являются полулюди-полурастения или наполовину человек и животное. Некоторые народы до сих пор почитают определённых животных (в Индии - корова). Проявления тотемизма сохранились и в наскальной живописи.

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Тотемизм - распространенная социально-религиозная система: так трактует это понятие пресловутая википедия. Первобытная религия основывалась на разных фактах и феноменах, связывая жизнь человека, ее возможности и здоровье, к примеру, с землей, разными животными, а также - с другими объектами и явлениями. Именно таким образом происходило когда-то деление племени.

Люди сравнивались при этом с определенными животными (совами, койотами, воронами), в честь которых создавались тотемы (totem - знак, клановый герб, название животного). Но также свой тотем можно было и заслужить, имея особые навыки: ум, силу, скорость или мудрость. Название тотема могло быть совершенно разным – начиная от живого существа и заканчивая погодным явлением (к примеру, громом).

Если член семьи был тотемно связан с определённым животным, то всему семейству строго запрещалось употреблять это тотемное животное в пищу и оно считалось священным. Верили в тотемизм все, ибо к этому призывала древняя религия.

Что обозначает тотемизм

Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком - с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.

Само слово totem было введено в активное использование в 1791 году английским путешественником Дж. Лонгом для обозначения связи родства и поклонения растениям и животным индейцами в Восточной Северной Америке.

В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов было начато в конце девятнадцатого века. В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на некоторых их аспектах, ставших впоследствии формой религии. Содержание этих мифов считалось одной из самых архаичных форм поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и была проанализирована самыми разными дисциплинами. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризуется тремя элементами:

  • фетишизм (культ неодушевленных предметов);
  • экзогамия (запрет на браки между членами рода);
  • матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).

К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент, а именно – запрет на употребление в пищу тотемного растения или животного (за исключением некоторых ритуальных событий).

Природа тотемизма

Ученые предполагали некий социальный сценарий, в котором еще не существовало формы экзогамии, а вся группа находилась под деспотическим управлением одного человека. Ослабление повышенного интереса к самому понятию тотема происходило лишь по мере завершения их эволюционного анализа. Во всяком случае, вся эта тема так или иначе была связана с древнейшими религиями человечества.


При этом религии древних людей предполагали, что определённые формы тотемизма могли и не включать в себя какие-либо черты, считавшиеся неотъемлемой частью общей тотемической культуры. На каждом этапе культурной эволюции могли существовать различные их версии и виды. Поэтому этнографические данные были важны не столько для выяснения местной значимости этого культа, сколько для выявления его универсальных сторон и моментов, имеющих силу в жизни древних людей. О такого рода верованиях и разных их аспектах известно сегодня немало.

Так, характерной чертой многих первобытных племен был культ предков, был поэтому тотем того или иного племени передавался из поколения в поколение. Все члены племени уважали его и поклонялись ему. Также среди общины была сильна вера в то, что в амулете или обереге хранится магия первых религий, которая на протяжении жизни будет оберегать и хранить весь род. На таких верованиях выросло не одно поколение древних народов.

Имея столь древние корни, тотемизм и фетишизм, в той или иной степени, представлены и в современном мире. В наше время известны такие формы влияния этого культа, как:

  • ношение амулетов;
  • обереги и символы;
  • идолопоклонение.

Природа в тотемизме

Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.

В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также, существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Но, в большинстве случаев, всё же, тотемом являются животные.

Тотемы: что такое тотемное животное?

Как понять, что такое тотемное животное? Считалось, что, главным образом, это защитник, покровительствующий своей энергетикой и дающий силу (особенно в бою).

Абсолютно для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым можно взаимодействовать на энергетическом уровне. У каждого человека оно будет индивидуальным. Нанесённый образ такого существа на оберег становится олицетворением сильной связи, которая защищает его владельца от дурного энергетического влияния и даже от негатвного физического воздействия.

Благодаря тому, что с давних времен сохранились разные представления этого культа, можно наблюдать за тем, как люди поклонялись тем или иным «идолам». Яркими примерами являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев, а также некоторые другие культуры, в которых тотемами считались старинный амулет или знак, где присутствует облик священного животного.

Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую


Среди всех зверей особое значение имеет амулет панды. Это действительно довольно-таки удивительное животное, поскольку в разных народах его значение имеет различный смысл. Панды водятся исключительно в Китае, но также есть сведения о том, что встретить такого зверька можно и в Тибете. Оберег с изображением панды может обозначать смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже отшельничество. Энергетика этого животного просто невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить кого-то, принадлежащего к тотему панды, не предоставит труда. Как правило, речь в этом случае будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном человеке, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.

Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации

Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся человеку в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.

Значение тотемов птиц или про духов покровителей

Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже тщеславие. Зачастую он подбирается как сила, которая оберегает людей - своих родственников. При этом каждая птица имеет конкретное обозначение.

Значение тотемов птиц неоднозначное, потому что есть хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Людям, которые утратили веру в себя или сбились со своего жизненного пути, на долю выпадает антитотем. Этот оберег создавался в виде вороны, совы и галки, так как их изображение символизирует смерть и колдовство.

В религиозных представлениях информация о тотемах и антитотемах птиц также имеет широкое освещение.

Анимизм, фетишизм и магия

Так как люди верили в магию, колдовскую силу и полностью подчинялись ей, анимизм и фетишизм (магия) всегда пользовались среди них огромной популярностью. Делая для себя амулеты и обереги в виде разных животных и духов, человек с помощью веры в их силу и защиту становился сильнее морально, что также добавляло ему и физической выносливости. Считалось, что обрести тотем должен был каждый, поскольку это маленькое «божество» считалось неоспоримым оберегом и защитником.

Сегодня тотемы также играют весьма важную роль. Ведь выбрать для себя тотемное животное по знаку зодиака тоже возможно. С каждым из зодиакальных знаков соотносится определенное животное, которое и выступает в роли тотема. К примеру, у «Львов» – это лев, у «Водолеев» – это лошадь, а у «Рыб» – улитка.

Амулеты, обереги и тотемы американских индейцев - также широко известная тема. Имея тот или иной тотем, каждый человек был обязан носить амулет, который его олицетворял. Это могла быть небольшая фигурка тотемного животного, вырезанная из дерева или камня.

У американских аборигенов был целый ряд тотемов, которые ими высоко почитались и для которых проводились особые ритуалы поклонения. Изображение их тотемов в той или иной форме могло иметь огромные размеры, так как призвано было защищать практически все племя.

Как объясняются явления тотемизма

Первое важное сравнительное изложение известных этнографических данных связано с тотемизмом теории Фрейзера и Экзогамии (1910), где предлагается три разные гипотезы его происхождения:

  • Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  • Вторая гипотеза подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  • Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме подчеркивалось, в частности, рациональность западных этносов и её отличие от более примитивного мышления восточных народностей. Одним из результатов этого подхода было выявление большого разнообразия видов и форм подобных подходов в собранных этнографических свидетельствах.


Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико: оно не укладывалось даже в единую типологию.

Исследования, выдвинутые различными учеными, позволили выявить широкий спектр разнящихся культовых явлений, поэтому зачастую было непросто строить и формулировать универсальные гипотезы. Идеи стали предлагаться всё с большей осторожностью, а также с учетом исторической преемственности и некоторых географических аспектов.

Однозначно можно сказать только одно: тотемизм относится к определенной форме религии первобытной культуры.

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, в которой была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых авторов, признавших, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление.

Это отсутствие универсальности было подтверждено и некоторыми другими американскими антропологами. По теории Спенсера тотемизм произошел от поклонения животным.

Тотемизм в современном мире

также занимает особое место. Многие люди до сих пор верят в магию, чудо и колдовство. Не редкость сегодня всевозможные амулеты и обереги. Их носит с собой практически каждый третей житель планеты. Благодаря наработкам («Тотемизм сегодня»), подобрать энергетического защитника можно по знаку зодиака, дате рождения и другим параметрам. Ориентируясь на его работы, можно выбрать себе оберег в виде определенного животного или растения.


Выбор своего тотема – это личное дело каждого. Однако сегодня можно рассматривать и такую тему, как тотемизм и социальные нормы. Существуют целые социальные группы, которые выбирают для себя определенный тотем. Обычно такие общины создаются под предводительством сильного лидера, умеющего сплотить и воодушевить людей на следование определённым ритуалам. В таких группах принимается свод внутренних законов и правил, соблюдение которых становится нормой для всех их участников.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность - они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих. Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего - нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем - нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм - писал он - это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Тотемические верования существуют не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедея­тельности является тотемическая обрядность. Значительное место в этой обрядности занимают многочисленные действия по поклоне­нию тотему, его умилостивлению и приобщению к нему. С этой об­рядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников), смерть. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины. Как справедливо отмечают исследователи этого явле­ния, тотемизм - это вырастающая прямо из родовой практики фор­ма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, проти­востоящего природе и другим аналогичным коллективам. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородичей и вытекающая из них неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязатель­ное наследование тотема по мужской или женской линии, устанав­ливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специ­фических запретов - табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. Слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу- «пот-а» -то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу). Действия табуированных объектов являются двойственными - опасными и полезными. Из верований связанных с табу происте­кает также деление всех объектов на чистое и нечистое. Чистые - значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые - несущие в себе нечто губительное.

Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности об­щины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделен­ный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть. Это осно­вание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. По­этому все установления общественной жизни, социальные нормы ос­нованы на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины - «мы».

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занимала магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью кото­рых путем определенных символических действий возможно ока­зать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для челове­ка направлении. На магию впервые обратил особое внимание англ антрополог и этнограф Д Фрэзер. Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной на­уки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание иссле­дованию этого явления уделил Б. Малиновский. Он справедливо указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ действий. Во время магическогообряда человек совершает определенные дей­ствия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение оп­ределенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. По целям воздействия магия мо­жет быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой ма­гических обрядов.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Ученые отмечают, что магические действия применя­ются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблема­ми, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов.

В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фети­ши . От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет - это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы.

Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол - это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является ани-мизм - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором .

Анимизм - это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной, способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов - это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера в относи­тельно самостоятельное существование души. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.